• «Росток мой — от воды небытия»
  • Да будет вода!
  • Десять преимуществ
  • Живая вода
  • Лучше любого лекарства
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ,

    в которой читатель познакомится с Антонио Нуньесом Риберо Санчесом, совершит путешествие в глубь веков и узнает, что простая вода далеко не простая

    «Росток мой — от воды небытия»

    Вспоминаю разговор с Иваном Михайловичем Саркизовым-Серазини. Маститый профессор, член редколлегии спортивного журнала, в котором я сотрудничал, и на редкость доброжелательный человек заметив мой интерес к русской бане, посоветовал: «Обратитесь-ка батенька, к истории. Она приоткроет прелюбопытнейшие подробности. Много утеряно и позабыто в этом древнем, как само человечество обычае».

    И вот я в отделе редких книг Ленинской библиотеки. Мне показали весьма примечательную книгу. Здесь она в одном экземпляре. Еще один хранит писатель Леонид Леонов, собравший уникальную коллекцию, посвященную русской бане.

    На пожелтевшей, хрупкой от времени книге дата — 1774 год «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья» — таково весьма архаичное название этого сочинения. Кто же такой Санчес — автор этого любопытного трактата? Антонио Нуньес Риберо Санчес — врач прослуживший всю свою жизнь в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Под конец своего жизненного пути Антонио Нуньес Риберо поселился во Франции и там написал, как он сам подчеркнул, «Уважительное сочинение» о российских банях. Книга была переведена во многих странах Европы, а затем и в России.

    Читаю вещие слова «славного медика» (так его называют во вступлении книги), иностранца, проникшегося большой любовью и уважением к русским обычаям: «Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и пред находящимися ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней…»

    И дальше: «Когда помышляю о множестве лекарств, из аптеки и из химических лабораторий выходящих, приуготовляемых с толикими иждивениями и привозимых изо всех стран света с неописанною трудностью, то коликократно желал я видеть чтобы половина или три четверти оных всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в Бани Российские для пользы общества».

    Не правда ли, знаменательное признание? Мы еще не раз будем возвращаться к трактату Санчеса, ибо многие его советы не утеряли своей свежести и в наши дни. Но прежде отправимся в своеобразное путешествие в глубь веков. В этом нам помогут старинные книги. Нашими гидами будут историки, этнографы, медики, поэты…

    В наш атомный век люди особенно остро осознали бесценность истории человеческой цивилизации. Даже самое малое свидетельство культурного наследия прошлого воспринимается с живейшим интересом. И это не только любопытство — узнать, «что было раньше». Ведь мы живое продолжение этого прошлого История помогает нам лучше понять самих себя а зачастую и снова обратиться к тем первозданным ценностям, которые мы «утеряли» в веках.

    Первое слово — о воде. Потому что если театр, по выражению К. С. Станиславского, начинается с вешалки, то баня, мытье, умывание начинаются с воды.

    Вода… Мы воспринимаем ее как нечто обычное, будничное. А если вдуматься?

    Антуан де Сент-Экзюпери, потерпев аварию, посадил свой самолет в выжженной солнцем африканской пустыне. Одинокий, мучимый жаждой, он собирал капельки утренней росы на крыле своего аэроплана. Может быть, тогда у него родились такие вдохновенные слова:

    «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

    Величайшая стихия природы с незапамятных времен вызывала у людей благоговение. Древние считали воду наряду с воздухом, огнем и землей одной из «четырех стихий», из которых состоит жизнь.

    «Росток мой — от воды небытия», — так сказал Омар Хайям.

    Миф каким бы он ни был красивым, остается мифом. Но кто-то из философов заметил, что человеческая фантазия строит свои волшебные замки из реальных земных кирпичей и что фантастический образ — это небывалое сочетание былых впечатлений.

    Примерно шесть тысячелетий назад на территории современного Ирака в долине Тигра и Евфрата процветала цивилизация шумеров. Здесь, по библейской легенде, находился рай, где под тенистыми кущами блаженствовали Адам и Ева. Неутомимые поиски археологов — вели раскопки и советские ученые — шумеры «заговорили» с нами через тысячелетия. Из глиняных табличек с древними текстами мы узнали, что по представлению шумеров «еще не было вверху неба, а внизу земли, но уже владычествовал бог океана Апсу». Рисунок-символ на шумерской вазе, «возраст» которой более 5000 лет, — морские волны, из которых выходят люди, животные и растения.

    Один из основателей древнегреческой философии Фалес из Милета (VII–VI вв. до н. э.), которого в Элладе причислили к семи самым выдающимся мудрецам (он предсказал в 585 г. солнечное затмение) считал воду вечно движущимся и в то же время неизменным элементом природы первоисточником всего сущего. Это творец жизни в том числе и человеческой.

    Неподалеку от Керчи археологи нашли статуэтку Афродиты с дельфином. Статуэтке более 2500 лет. В древнегреческой мифологии дочь Зевса и Дионы — Афродита Анадиомена («появившаяся на поверхности моря»), богиня любви и красоты произошла из морской пены. Думаю, что тот, кто побывал в Ленинградском Эрмитаже, пройдя по его 353 залам все же запомнил прекрасное изваяние Афродиты. Вначале эта древняя скульптура стояла в Летнем саду, где по приказу Петра I ее круглосуточно охраняли часовые.

    Богиня из морской пены. Красивый миф, и только? Нет, это та человеческая фантазия, построенная из реальных земных кирпичей, о которой сказал философ. Ни у кого из современных ученых не вызывает сомнения, что вода явилась той обязательной, незаменимой средой в которой происходило формирование наиболее сложных органических соединении послуживших в дальнейшем материалом для построения тел живых существ.

    Леонардо да Винчи (1452–1519) назвал воду возницей природы и жизни. «Жизнь — это одушевленная вода». Образ «реки жизни», «реки времени» — во многих величайших произведениях литературы и живописи.

    Основоположник учения о биосфере природной среде В. И. Вернадский (1863–1945) писал, что колыбелью жизни на земле была, по всей вероятности, поверхность обнажившегося из-под воды дна мелких водоемов. Ученый назвал воду минералом жизни. «Живая кровь которая создает жизнь там, где ее не было» — так сказал о воде академик А. П. Карпинский (1846–1936).

    А что касается морской пены, то, как установили современные исследователи, она обладает активнейшими биологическими свойствами. Могучий стимулятор роста зародышей морских животных!

    Да, вода — колыбель жизни. Когда в ходе эволюционного развития живые существа выходили из океанов и морей в новую для них среду — земную поверхность, они уносили в своем теле морскую воду. Как установили ученые, кровь животных, кровь человека очень близка по составу океанской воде. Эта вода, претерпев, разумеется, в ходе эволюции изменения в своем составе стала их внутренней средой. Из нее образовались кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кстати, это мудреное латинское слово означает не что иное, как влага. Лимфа, первооснову которой составляет вода с ее поистине волшебными очистительными свойствами дает возможность нашему организму, как уникальнейшему прибору, вести тончайшие процессы жизнедеятельности. Вода «вымывает» из наших клеток шлаки, отработанные, токсичные для организма вещества.

    Вода — это почти две трети веса нашего тела. А трехдневный человеческий зародыш состоит на 97 процентов из воды. Ученые утверждают, что человеческая жизнь, функции нашего организма в известном смысле это «борьба за воду». С годами, когда происходит постепенное угасание, организм как бы усыхает.

    Появившийся на свет ребенок способен свободно держаться на воде. Причем эта удивительная генетическая способность сохраняется без всякого обучения примерно до 6-месячного возраста. Теперь стали приобщать детей к плаванию, можно сказать с пеленок. Плавать раньше, чем ходить.

    Родная стихия, пробуждающая у нас самые радостные эмоции! Лучший отдых — у водыэ Купание — величайшее наслаждение. В бане на первом плане тоже вода. Наверное, поэтому мы так любим там плескаться, мыться париться.

    Да будет вода!

    Древняя восточная поговорка: «Там, где кончается вода, там кончается и земля».

    Мессопотамия, Египет, долины Инда, где научились разумно использовать воду, заботиться об ирригации стали колыбелью человеческой культуры. Там, где к воде относились варварски, все приходило в упадок. Некогда плодородные земли вырождались в болота с ядовитыми испарениями. Людей косили болезни. Так случилось с Вавилоном, в котором на 33-м году жизни умер от холеры Александр Македонский. А ведь Геродот (ок. 484–425 до н. э.), которого Цицерон назвал «отцом истории», побывав до этого в Вавилоне, писал, что это не только большой город, но и самый красивый из всех городов, которые ему довелось увидеть. Здесь находилось одно из семи чудес света — висячие сады царицы Семирамиды. Несколько ярусов террас, устремленных кверху и стоящих на колоннах из жженного кирпича. На арках насыпан слой плодородной земли. Росли растения, привезенные из многих стран мира. Издали казалось что сад как бы висит в воздухе. Сады Семирамиды орошались водой, подымающейся из Евфрата при помощи водопроводных насосов на высоту 92 метра! Неподалеку располагались комфортабельные бани. И все это погибло.

    Я видел своими глазами, к чему приводит гибель воды. Руины мертвого города Мешхед-и-миср, что в Туркмении, неподалеку от Мадаю. Некогда столица процветающей страны Дахистан, которую называли азиатским Египтом. Археологи раскопали здесь следы дворцов, комфортабельных бань, бассейнов. Смертельный удар цивилизации нанесли орды Чингисхана, разрушив систему ирригации.

    …Любопытная статистика. Больше всего расходуется воды утром, когда люди умываются, и меньше всего во время… крупных футбольных матчей: миллионы любителей спорта сидят на трибунах и у телевизоров. За одну секунду москвичи потребляют 69 кубометров воды! Вдвое больше чем лондонцы или парижане.

    Вода у нас фактически бесплатная. А, скажем, в Кувейте дороже бензина. На гербе африканского государства Ботсвана, где свирепствует засуха, начертан девиз «Да будет вода!» Помыться здесь и постирать белье — величайшая проблема. Местное население несмотря на иссушающую жару, зачастую носит одежду темного цвета, чтобы не бросалось в глаза, что далеко не первой свежести. Как тут не вспомнить строки из письма Марины Цветаевой к своим детям: «Никогда не лейте зря воды, потому что из-за ее отсутствия в пустыне погибает человек…»

    А мы? Подсчитано, что только из-за неисправности кранов (в том числе и в банях) ежедневно теряется 10–12 процентов чистейшей воды. Проблема бережного отношения к воде — проблема всего человечества Не случайно 1980–1990 гг. объявлены ООН международным десятилетием воды. По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый больной — жертва загрязненной воды.

    Десять преимуществ

    С незапамятных времен вода считалась у людей чистой стихией, смывающей всякую скверну. Верили, что омовение может защитить от болезней, происхождение которых приписывали нечистой силе. Поэтому воды Нила, Иордана, Ганга и Инда считались священными. Не случайно все религии — иудаизм, зороастризм, буддизм, христианство — требовали «очищения тела».

    У христиан был принят так называемый обряд крещения — очищения водой. Обычно омывались в проточных водоемах — реках, чистых ручьях.

    Магометане возвели омовение в своеобразный культ. Не случайно историки медицины внимательно изучают Коран. Нет сомнении, что основатель ислама Магомет (570–632) имел широкие медицинские познания, особенно в области гигиены. Коран, разумеется, не трактат по гигиене, но он содержит множество рекомендаций о том, как поддерживать чистоту тела. В Коране говорится что чистота — половина веры. Омовение или как его называют в этой книге вуду (звучит почти как вода), бывает малое и большое. При малом омовении надо чистой водой обмыть лицо, руки до локтей, ноги и провести смоченной правой рукой по голове При большом омовении тщательно мыть все тело включая волосы.

    Из древних мифов мы узнаем, что Юпитер превратил нимфу Ювенту в живительный источник, который возвращал молодость. О герое Троянской воины Ахилле говорится в этих легендах, что он был сыном морской богини Фетиды и царя мирмидонян Пелея. Чтобы сделать своего сына бессмертным, Фетида окунула его в воды подземной реки Стикс И только пятка, за которую она держала сына, осталась сухой. Много подвигов совершил Ахилл. Первым ворвался в Трою. Но стрела Париса, попав в пятку героя, лишила его возможности устремиться на врагов. Вторая стрела была смертельной. Отсюда и выражение «ахиллесова пята».

    Древнегреческие жрецы воздвигали у целебных источников храмы. Очищали людей водой после болезней. А если эллину приснился дурной сон, он спешил утром избавиться от наваждения, омывая себя водой. Римляне окунали в воду родившегося ребенка и только после этого давали ему имя. И еще у них был такой обычай. После бракосочетания муж, принимая жену в дом обрызгивая ее водой из домашнего колодца и подавал зажженный факел из очага.

    Наталья Романовна Гусева, этнограф посвятившая свою жизнь изучению Индии, лауреат премии Джавахарлала Неру рассказывает:

    — В «Аюрведе», науке о жизни, множество рецептов о сохранении здоровья. Разумеется не только о значении воды, но о воде, пожалуй больше всего. Сотни лечебных средств знали в Древней Индии, но самым сильным, самым верным считалась вода. Вот советы по гигиене, которая, как говорится в «Аюрведе», пустой звук, если нет уважения к воде. Посвятивший себя медицине должен оказывать уважение чистоте и вода его первейший друг. Твои ногти и волосы должны быть коротко острижены, тело чисто вымыто. Раны быстрее заживают у тех, кто приучен к чистоте. Жизнь зависит от сил человека, увеличивай эти силы — и тебе на помощь придет вода. Чистые руки — здоровая голова. Целебен поток воды, он охлаждает жар лихорадки, помогает от всех болезней. Тело очищается водой, а разум знанием. Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

    Геродот, о котором уже шла речь, много странствовал по свету. Путь «отца истории» простирался вплоть до греческой колонии Ольвии, что находилась в устье нынешнего Днепро-Бугского лимана. Многие факты, о которых Геродот рассказывает в десяти книгах своей «Истории», казались невероятными, но были впоследствии подтверждены археологическими раскопками.

    Геродот сообщает о строгом гигиеническом укладе древних персов. Они благоговели перед водой, свято охраняли ее чистоту. Историк подчеркивает, что персы не мочатся и не плюют в реку и никому другому строжайше не позволяют этого делать. Он рассказывает и о том что персидский царь Кир Старший (558–529 гг. до н. э.), отправляясь в поход брал с собой большие запасы чистейшей воды из целебного источника и перевозил ее, чтобы она сохраняла свежесть, в серебряных сосудах. Кстати говоря, современные ученые разработали метод обеззараживания питьевой воды так называемыми электролитическими растворами серебра. Многочисленными исследованиями установлены не только высокие дезинфицирующие свойства такого метода, но и его биологическая, оздоровительная ценность «Серебряную» воду успешно применяют в клиниках, особенно при лечении хронических тонзиллитов, катаральных ангин, воспалений глаз, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, в гинекологии и стоматологии. Ее используют при полетах космонавтов, а скажем, в Японии и США «серебряную» воду применяют для очистки плавательных бассейнов.

    Но продолжим наше путешествие в глубь веков. Из книг Геродота мы узнаем и о долговечных эфиопах, живущих на Южном море в Ливии. Как пишет «отец истории», это самые рослые и красивые люди на свете И обычаи у них совершенно иные, чем у всех остальных народов. Они выбирают самого рослого и сильного из всех граждан и ставят его царем. Многие эфиопы достигают 120-летнего возраста, а некоторые живут еще дольше. И все потому, что купаются в живительном источнике, от которого струится аромат, как от фиалок.

    Живая вода

    Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне обожествляли Нил, то русские издавна боготворят Волгу, называют ее своей матерью. Этим сыновьим чувством проникнуты строки историка и писателя Н. М. Карамзина «Река священнейшая в мире, кристальных вод царица, мать!..»

    На Руси испокон веков почитали воду. В «Слове о полку Игореве» реки уподоблены живым существам: они разговаривают, сочувствуют людям противятся негодуют. А вспомните наши былины. Их герои-богатыри умирая, разливались широкими реками — Дунай Ивановичем и Дон Ивановичем. Хлебом и солью чествовал Садко Волгу (кстати, совсем недавно новгородские ученые установили по летописям 1167 года, что этот гусляр реальное лицо, живший в деревне Сытино) а Илья Муромец — Оку. Муромский богатырь как мы знаем из былин тридцать три года сидел сиднем, а потом благодаря живой воде стал самым сильным на Руси. «Богатырско его сердце разгорелося, его бело тело распотелося, и получил он силушку великую».

    В народном эпосе говорится, что мертвая вода заживляла раны. Живую же воду называли богатырской — она не только залечивала раны, но и воскрешала.

    Легенды легендами, но современные ученые приходят к выводу, что живая вода действительно существует. Птицы прощаются с благодатными южными странами и в разгар половодья летят на север к талой воде. Давно замечено, как начинает бурлить жизнь в Арктике, у кромки тающего льда, и как расцветают вблизи ледников альпийские луга. Интересные исследования проводятся в Томском медицинском институте Здесь применяют талую воду для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений обмена веществ. Результаты обнадеживающие. Особенно у тех кто страдает тучностью. Без резкого изменения привычного рациона питания удается значительно снизить вес и улучшить общее самочувствие. Это, разумеется, первые шаги. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы новый метод лечения получил широкое внедрение.

    Но и самая простая вода поистине живительна. Тысячи лет лежало зерно в сухой закрытой амфоре. Его откопали археологи в одном из поселений шумеров. Стоило это древнейшее зерно увлажнить водой, и воскресла казалось бы навеки угасшая жизнь. Зерна проросли!

    Но вернемся к русским традициям. Древний праздник Ивана Купалы — это, по существу, очистительное купание. Вода и огонь. Чтобы предупредить болезни, закалиться. В древней летописи читаем об этом празднике «…что ради наречеся Ивань — вечер купальницей на разные лечебные потребы». В ночь на Иванов день затевались игрища, зажигались купальские огни, умывались росою. П. И Мельников-Печерский в книге «В лесах» пишет, что в этот праздник «девицы в бане парились, чтобы тело молодилось, добрым молодцам любилось. А пол, лавки, полки в бане на то время густым-густехонько устилали травой купальницей».

    А сказочные поверья русских людей о водяном идущие с глубокой древности? Владыка водной стихии. Нагой старик, весь в тине, не только бранится с лешими, но любит повеселиться, поплясать. Плавает наперегонки с молодыми и рьяно… парится в бане.

    Поэтичны поверья о русалках, купалках, водяницах, как их еще называли. Олицетворение вечной юности и красоты. Сказочные нимфы, эти нагие девы с распущенными волосами при лунном сиянии всплывают на поверхность воды и с хохотом плещутся, играют, пляшут и поют. В этих древних поверьях русские наяды как бы приобретают житейские черты. Плетут венки, стерегут рожь, стирают белье, парятся в бане.

    Уважение русских людей к воде отразилось в народных пословицах — этом кладезе народной мудрости. «Чистая вода — для хвори беда». «Земля — золото, а вода — брильянт». «Вода очищает тело, а слезы душу». «Вода — сестра, огонь — брат, сестра сильнее брата». «Мойся белее, будешь милее». «Запачкался — не жалей воды». «Кому грязь не по нутру, тот моется и днем и поутру». «Мойся, хоть кожу сотри, а белее воды не будешь».

    Лучше любого лекарства

    Благодаря способности воды поглощать тепло, а затем и отдавать его, можно нагревать воду до любой температуры. И до парообразования, что и используется в бане. Вода — идеальный транспортировщик тепла. Поэтому-то и незаменима для воздействия на тело различными температурами. И это весьма экономичное средство. Высокая теплоемкость воды позволяет сравнительно малыми ее количествами достигать большого эффекта.

    Теплопроводность воды почти в три десятка раз больше, чем воздуха. Это мы ощущаем на каждом шагу. В знойный летний день, когда изнываешь от жары, одолевает вялость, достаточно окунуться в реке, и ее спасительная прохлада возвращает нам бодрость, хорошее настроение. А все потому, что вода забирает с разгоряченного тела излишки тепла. Когда зябко, вода тоже приходит на помощь — заберешься в горячую ванну и быстро согреваешься.

    Вода способна не только забирать тепло но и активно, гораздо активнее чем воздух, отдавать его. И еще это — прекрасный растворитель. Мы ощущаем это при различных водных процедурах и разумеется, в бане. Иначе как бы мы могли тщательно прочистить нашу кожу, ее многочисленные поры, навести, как говорится, чистоту.

    И такая вот удивительная способность воды, к которой мы давно привыкли и относимся как к само собой разумеющемуся. Прилипание воды, свойство смачивать другие вещества предметы. Поэтому мы, кстати сказать, и имеем возможность мыться, очищать тело, принимать банную процедуру.

    И, конечно, болеутоляющие свойства воды. Не случайно мы так часто прибегаем к различным водным компрессам, помогающим избавиться от самой сильной боли. Как сказал один из родоначальников водолечения Себастьян Кнейп, вода — это божественно восстанавливающее упавшие силы средство никогда не ошибающейся природы, смело, без перемешек, внутренне и наружно употребляемое, действует полнее и скорее, нежели какое-либо другое лекарство.

    Вода незаменима в обмене веществ. Все жизнедеятельные процессы нашего организма протекают в различных водных растворах и при непосредственном участии воды благодаря одному из ее удивительных свойств — диэлектрической проницаемости, способности преодолевать силы сцепления между молекулами и атомами веществ В своей книге «Тайная мудрость человеческого организма» (Ленинград, «Наука», 1966) переведенной на многие языки, выдающийся русский врач А. С. Залманов пишет, что жизнь — это постоянное движение жидкостей между клетками и внутри них. Когда в человеческом организме движение жидкостей проходит нормально, отрегулированно, все идет хорошо. Стоит нарушиться течению этих живительных потоков и у человека начинаются недомогания. Залманов высоко оценивал значение купания, ванн, различных водных процедур русской бани, которые, как он подчеркивал, помогают регулировать движение жидкостей в клетках и между клетками.

    Когда говорят о целебных свойствах воды, прежде всего вспоминают Гиппократа. Этого гениального древнегреческого медика называют «отцом медицины». Но его смело можно именовать и «отцом водолечения». Он считал основным фактором здоровья и излечения больного жизненную силу, которую надо черпать у природы. Прибегать к наиболее естественным методам терапии таким, как водолечение. Гиппократ писал, что вода может действовать на тело смачиванием, охлаждением и разогреванием. Вызывает раздражения и реакцию, влияет механически и химически. Может дать тепло и отнять его. Соленая вода же делает кожу теплой и сухой. Гиппократ особенно ценил теплые и горячие ванны. Применял их как потогонное средство при лихорадках. Говорил, что теплые ванны хороши при болезнях органов дыхания и пищеварения, успокаивают нервную систему, устраняют дрожь и судороги, приводят сон.

    «Ванны, — писал Гиппократ, — помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать».

    Из века в век передают прекрасную легенду. На могиле Гиппократа буйно росли цветы. Даже когда кругом стояла засуха, их орошал благодатный дождь — символичное напоминание о том, что «отец медицины» больше всего ценил живительную силу воды. Но подробнее о Гиппократе в следующей главе, где пойдет речь о его родной Элладе.

    Амбруаза Паре (1509–1590) называют основоположником хирургии. Он произвел своего рода переворот в лечении огнестрельных ран, отказавшись от применяемого в ту пору выжигания их кипящим маслом. Врач заявил, что есть гораздо более простые и отнюдь не жестокие методы лечения. «Мы забыли о целебных свойствах простой воды, — уточнил Амбруаз Паре. — Я не хочу разочаровывать людей верящих в то, что раны излечиваются повязками, намоченными заговоренной водой, но сам-то глубоко убежден, что помогает в этом случае только простая вода, очищающая рану и устраняющая воспаление».

    Профессор Иван Михайлович Саркизов-Серазини, о котором я уже упоминал, когда заходила речь о простых средствах терапии, часто вспоминал французского врача Дюмулена. Дюмулен практиковал в Париже в конце прошлого века. Попасть к нему на прием было непросто. Пациентам уверовавшим в его врачебное искусство не было конца. Когда старый врач умирал, у его постели со слезами на глазах стояли родственники, друзья, пациенты.

    — Утешьтесь, — сказал Дюмулен. — После меня останутся гораздо более искусные врачи: вода, движение, диета.