• Гигея и Гигиена
  • Клятва Гиппократа
  • Чистота мыслей и тела
  • Превращение старых и молодых
  • ГЛАВА ВТОРАЯ

    о пребывании Одиссея в гостях у Цирцеи и о том, как любили баню в Элладе, долине Нила и других странах древнего мира

    Гигея и Гигиена

    Говорят, что история медицины — история человечества. Это, разумеется, в равной степени относится и к такому важнейшему направлению медицинской науки, как гигиена.

    С незапамятных времен омовение, различные водные процедуры, бани спасали людей от губительных болезней, укрепляли здоровье, радовали, воскрешали душевные силы. Древнегреческие мифы повествуют, что даже боги, чтобы сохранить юность и бессмертие, пользовались паровыми ваннами. Такова была вера людей в необходимость этой процедуры.

    Иерихон, что в переводе означает «город фиников», насчитывает семь тысячелетий. Его именуют первым городом на свете. Археологи (а первой в этом городе на реке Иордан еще в конце прошлого века была русская экспедиция) нашли здесь много исторических реликвий. И среди них баню из мрамора с отопительной системой. В опочивальне, примыкающей к бане, — пол из мозаики с изображением древа жизни.

    Английский археолог Артур Джон Эванс (1851–1941) нашел и исследовал на острове Крите, недалеко от нынешнего города Гераклиона, древний город. За тысячу лет до расцвета Древней Эллады здесь была богатейшая культура. Все атрибуты цивилизованного города. А ванные залы, бассейны и бани еще фешенебельнее, чем в Мохенджодаро. И никаких оборонительных сооружений. Никакого оружия. Мирный город. Судя по сохранившейся настенной живописи, весьма реалистической, здешние представительницы прекрасного пола носили эффектные платья с кринолином и низким вырезом. Но не меньше они любили плескаться в море, загорать и услаждать себя благостями жаркой бани — об этом мы тоже узнаем из весьма динамичных рисунков.

    Руины античных бань сохранились и на территории нашей страны. Например, в Крыму. У Гомера под названием «Бухты листригонов» описана нынешняя Балаклавская бухта возле Севастополя. На западной окраине города за извилистой Карантинной бухтой сохранились развалины древнего Херсонеса. И среди них — ванные комнаты, ложе древнего водопровода, бассейн, стены которого из бутовых камней, бани с мозаичным полом.

    Анапа. Наша всесоюзная детская здравница. Археологи обнаружили здесь античные бассейны и бани. Сохранились фрески живописующие подвиги эллинского героя Геракла. Найдены и бронзовые стригеля с ручками которыми греческие атлеты очищали тело, моясь в бане. Примерно таким же способом (но чаще всего краем мыльницы) «сбрасывают», находясь на горячем полке, капельки пота и наши любители банной процедуры.

    Древняя Эллада… Энгельс писал в «Диалектике природы», что мы будем возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ.

    Создатель великих эпических поэм Гомер, живший, как предполагает большинство ученых, в VIII веке до н. э., не единожды воспевал отвагу атлетов, искусство целителей человеческих недугов, очистительные благости горячей бани.

    В песни четырнадцатой «Илиады» мы узнаем о том, что Гера стремясь обольстить Зевса, готовилась к встрече с ним. Вот она открывает плотные двери бани… «Там амброзической влагой она до малейшего праха с тела прелестного смыв, умастилась маслом чистейшим, сладким небесным изящнейшим всех у нее благовоний…»

    Но особенно щедр Гомер на описание прелестей бани в «Одиссее». Ведь если в «Илиаде» воспет воинственный облик Древней Греции, то в «Одиссее» — ее мирная, можно сказать «домашняя», жизнь. Можно наугад раскрывать страницы поэмы, и во многих местах восторженное отношение поэта к этой полезной и радостной процедуре.

    Песнь первая. Телемах, сын Одиссея приглашает светлоокую Афину Палладу: «Баней и члены, и душу свою освежив, возвратишься ты на корабль…» В песни третьей такие строки «…Той порой Телемах Поликастою, дочерью младшей Нестора, был отведен для омытия в баню: когда ж дева его и омыла, и чистым натерла елеем, легкий надевши хитон и богатой облекшись хламидой, вышел из бани он, богу лицом лучезарным подобный…» В песни одиннадцатой — Одиссей в гостях у Цирцеи, дочери Гелиоса и Перса. Здесь на острове Эе в залах из драгоценного мрамора герой ощущал приятную теплоту. Нимфы — богини рек и ручьев — подавали Одиссею горячую воду. Герой радовался тому, что его тело и дух освобождались от тяжелого бремени усталости.

    Гомер воспел в «Илиаде» врачей Падалирия и Махаона, участвовавших в Троянской войне. Врачи самоотверженно помогали раненым. Их называли сыновьями Асклепия. Гомер пишет об Асклепии как о «великом и беспорочном враче», который жил в Фессалии. Его изображали с длинным посохом, вокруг которого обвилась змея — символ мудрости. Так создался культ Асклепия — бога врачей и врачебного искусства. Легенда гласит, что отцом Асклепия был Аполлон — предводитель муз, покровитель искусств, познавший и все тайны искусства врачевания.

    Греки верили, что бог Асклепий, приняв образ человека явился на землю и обошел все народы, исцеляя больные тела людей и порочные души. Храмы Асклепия сооружались в самых живописных местах, среди деревьев и, как правило, у целебных источников, которые оберегали как святыню. Это были своего рода оздоровительные центры. В этих храмах устраивались и театральные представления, выступали музыканты. Не только врачи, но и артисты подымая настроение, помогали избавляться от недугов.

    У Асклепия были две дочери: Панацея — покровительница лекарственной терапии и Гигея, предупреждавшая болезни. Отсюда и получившее широчайшее распространение слово «гигиена».

    Клятва Гиппократа

    «Клянусь Аполлону — врачу, Асклепию, Гигее и Панацее» — так начиналась клятва Гиппократа, дошедшая до наших дней.

    «Был Гиппократ словно жизнь для людей исцелял он народы…» — писал его современник поэт Никодем. Гиппократ происходил из семьи, в которой из поколения в поколение занимались медициной. В Элладе утверждали, что отец Гиппократа Гераклит — прямой потомок Асклепия.

    Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) учился у Сократа и был его любимым учеником Современник Эврипида, Фидия, Поликлета. Он лечил таких великих философов, как Демокрит и Эмпедокл. Последний и сам был крупным врачом.

    Гиппократ несколько лет жил в Египте и многому научился у местных медиков, считавшихся лучшими в древнем мире. Двадцатилетним юношей он приобрел репутацию искуснейшего медика. Особенно после того, как излечил македонского царя Пердикка II, которого считали обреченным. Выздоровлению монарха во многом помогли искусное водолечение и диета.

    Гиппократ подчеркивал, что медицина — самое благородное из искусств. Он не считал того врачом, кто не умеет по внешнему виду, даже по едва уловимым признакам распознать болезнь и такими простыми средствами, как вода и свежий воздух, поставить больного на ноги.

    Великий врач говорил, что жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воды, воздуха огня и земли. Эти стихии соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. У человека же четыре основные жидкости — кровь, слизь, желтая и черная желчь. Когда эти жидкости уравновешиваются между собой, человек здоров. Но стоит разладиться этой гармонии, нарушиться природному равновесию, и возникает недуг. Только силами, заложенными в самом человеке, можно восстановить равновесие, победить зло и избавить организм от болезни. Кстати, Гиппократ первым описал эпидемию гриппа. В те далекие времена эту распространенную болезнь связывали с влиянием звезд. Поэтому и назвали инфлюэнца, т. е. влияние. Гиппократ призывал бороться с этим «влиянием» строгими гигиеническими мерами. Чаще мыться, купаться, бывать на воздухе, ходить в баню.

    «В воде исцеление, — провозгласил “отец медицины”. — Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так свежий воздух, купанье, ванны, массаж, упражнения очищают организм». В своих трактатах Гиппократ утверждал необходимость сохранения человеческим организмом тепла. Незаменимы для этой цели умеренное пребывание на солнце и баня. Кстати, Гиппократ рекомендовал баню, как и ходьбу, а также восхождение в горы, для того, чтобы избавиться от излишней полноты. Он считал, что болезнь — это всегда затруднение в очищении тела. Излишние вещества должны быть извергнуты, после чего к человеку возвращается здоровье. Вот почему полезны очистительные свойства бани.

    Гиппократ был великолепным пловцом, конником борцом. Его статуя победителя была установлена в храме Аполлона. Вместе со старшим братом Сосандром, тоже прекрасным атлетом, Гиппократ создал на своем родном острове Кос на берегу моря палестру — частную гимнастическую школу, где лечил различными упражнениями, прогулками купанием и банными процедурами. Гиппократ любил повторять: «Врач осуществляет уход, лечат природа и упражнения».

    Современник Гиппократа великий философ софист Горгий (483–375 до н. э.) прожил 107 лет и до конца дней своих занимался наукой и трудился в своем саду. Он славился большими медицинскими познаниями. В своем родном городе Леонтин, что в Сицилии, философ участвовал в создании бань и водолечебниц. «У меня нет никаких оснований хулить старость, — говорил Горгий, — потому что я ее не замечаю».

    Чистота мыслей и тела

    Великие эллины! Те, кто навсегда остался в истории человечества.

    Солон. Правитель Афин, живший за шесть столетий до нашей эры. Полководец, философ, поэт Его причисляли к семи выдающимся греческим мудрецам. Солон говорил, что в афинских гимнасиях совершенствуют тела учеников с такой тщательностью, как просеивают пшеницу. Поэтому греки не являются ни тощими, ни полными, а сложены пропорционально, потому что бесполезная и излишняя полнота изгоняется вызывающими пот упражнениями и баней. Как пишет Плутарх (ок. 45 — ок. 127) в своих «Сравнительных жизнеописаниях» о выдающихся греках и римлянах, Солон зачастую облекал в стихотворную форму свои философские мысли, раздумья о государственных делах и наставления. К молодым афинским атлетам он обратился с такими словами: «Счастлив, кто имеет крепкие бедра и грудь, силу и резвость в ногах…»

    Пифагор (580–500 до н. э.). Теорема его имени известна каждому школьнику. Но не все, быть может, знают, что Пифагор был и известным атлетом. Несмотря на маленький рост, в возрасте 18 лет он стал олимпийским чемпионом по борьбе. Зачастую в своих философских умозаключениях Пифагор искал параллели и со спортом. Жизнь, говорил мыслитель, подобна олимпийским играм, где одни ищут славы и венков, другие — выгод, а третьи, настоящие друзья мудрости, приходят наслаждаться самым дивным зрелищем — картиной мира. Есть у Пифагора и такое высказывание тепло — причина жизни человек причастен теплу, живет все, что согревается теплом. Пифагор ратовал за то, чтобы греки приобщались к банным процедурам. «Ничего нет радостнее и полезнее». Философ даже направился в Египет, чтобы подробно ознакомиться с тамошними знаменитыми банями и устроить такие же на родной земле. Вот несколько заповедей великого мыслителя: «Приучайся жить просто, без роскоши. Не пренебрегай здоровьем своего тела. Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела».

    Сократ (469–399 до н. э.). Как сказал об этом величайшем мудреце его ученик Платон, Сократ имел большие заслуги перед Афинами, храбро сражался в трех Пелопоннесских войнах, но был скромен, доступен и прост. Философ отворачивался от роскоши, ел самую простую пищу, говорил, что не нуждается ни в каких деликатесах, кроме собственного аппетита, и усердно занимался гимнастикой. И, как истый атлет, любил попотеть в бане. Кстати сказать, баня в Элладе была посвящена герою Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Без бани не обходился ни один греческий олимпиец. «Баня, — говорил своим ученикам Сократ, — очищает не только тело, но и все мое существо». И еще одно высказывание мудреца: «Недостойно состариться, ни разу не познав красоты и силы, на которое способно твое тело».

    Платон (427–347 до н. э.). Он считал, что чистота наряду с величиной, совершенством, порядком, гармонией, мерой, симметрией относится к числу важнейших эстетических категории. Философ глубоко чтил физические упражнения и сам был выдающимся атлетом — борцом, конником, гимнастом. Побеждал на Истмийских и Пифийских играх. Платон утверждал, что только тот, кто соединяет в себе силу, здоровье и выносливость со стойкой волей, умом и сердцем, настоящий атлет.

    Всю жизнь философ был сторонником гигиенического режима. Первое благо для человека, говорил он, здоровье, второе — красота. Самая целительная медицина — телесные упражнения. Купание и баня снимают не только усталость, но и болезнь. Чтобы взбодрить себя, сбросить лишний вес, Платон часто прибегал к банной процедуре. Через столетия до нас дошли слова философа: «Сооружение бань — обязанность государства». И действительно, в Греции наряду с частными стали строить общественные бани. Издавались законы, обязывающие граждан регулярно ходить в баню. Назначались «смотрители купаний», которые следили за неукоснительным соблюдением этих законов.

    Древнегреческие историки утверждают, что первыми в Элладе завели у себя бани лакедемоняне (спартанцы). Поэтому банные сооружения греки называли лаконикум. Это круглое помещение с каменным открытым очагом в центре. Такая конфигурация бани обеспечивала, по мнению греков, равномерное распространение тепла. При лаконикумах — бассейн с холодной водой, в который окунались после жаркой бани. Такая любопытная подробность. Эллины любили плескаться в ванне, особенно после горячего лаконикума. Но, как установили археологи, они долго не могли придумать отверстие в ванне для слива воды. Воду просто вычерпывали.

    Аристотель (384–322 до н. э.). Величайший ученый-энциклопедист. Философ, филолог, математик физик, историк, зоолог, ботаник. Сын врача Аристотель сам был неравнодушен к медицине.

    Жизнь, по Аристотелю, это вечное стремление к заложенной в ней идее движения. Аристотель преподавал в одном из афинских гимнасиев. Рядом с классами для лекции философов и риторов находились залы для занятий спортом и так называемые потельные бани. Аристотель поощрял увлечение физическими упражнениями. Говорил, что «красота тела — лучшее рекомендательное письмо». Философ считал, что у тех, кто не пренебрегает движениями упражняется следует гигиене, успешнее идет и наука.

    Александр Македонский (336–323 до н. э.). Его учителем был Аристотель. Это он привил будущему полководцу любовь к атлетическим занятиям. Уже будучи царем, Александр приехал в Олимпию и победил в состязаниях по бегу. Во время похода на Египет полководцу полюбились тамошние комфортабельные бани. Он повелел строить такие же, как в долине Нила.

    Архимед (287–212 до н. э.). Злые языки говорили что этот основоположник механики и гидравлики, величайший изобретатель подолгу не ходил в баню. Дескать, так был увлечен своей наукой (делал чертежи на земле, на стенах и даже на своем теле), что забывал про все остальное. Однако не где-нибудь, а именно в ванне Архимеда осенила мысль о выталкивающей силе, которая действует на погруженное в жидкость тело. Гениальный механик выбежал обнаженным на улицу Сиракуз с победным кличем «Эврика!». Как известно, Архимед создал стереометрию круглых тел и теорию рычагов, определил отношение окружности к диаметру и многое другое, ставшее величайшим вкладом в человеческую цивилизацию. Но не все быть может, знают, что под руководством этого сицилийского мудреца был построен двадцативесельный многоярусный корабль, где кроме комфортабельных кают были оборудованы кухня и столовая, гимнастический зал, а также водопровод, душ и баня.

    Превращение старых и молодых

    Чем же привлекали Александра Македонского, а еще за много лет до него Пифагора египетские бани?

    Я снова обратился к нашему старому знакомцу Геродоту и отправился с помощью его книг в дальнейшее путешествие в глубь веков. «Отец истории» сообщает много подробностей о долине Нила.

    Цивилизация в Египте зародилась около 6 тысяч лет назад. Египтяне например, знали, что такое планер, токарный станок, механическая молотилка. В храмах автоматы для продажи «священной» воды. Ученые предполагают, что слово «химия» египетского происхождения В долине Нила владели многими химиче< кими секретами Египтяне изготовляли поразительно стойкие краски не только для живописцев но и для косметики, тайна которых до сих пор не раскрыта Древнеегипетские поэты не раз вдохновлялись «косметическими» темами Строки, дошедшие к нам через тысячелетия «Глаза подвести, теплой влагой понежить тело, душистои смолой умаститься».

    Геродот с нескрываемым восхищением отмечает, что египтяне — самый здоровый народ на свете, и объясняет это строгим соблюдением гигиенических установлений. Историк оценил приверженность жителей Страны пирамид к чистоте. Легкие льняные одежды, которые носят египтяне, всегда свежевыстиранные. Лен для египтян — символ чистоты, света и верности. Геродот рассказывает о льняной ткани, каждая нить которой, в свою очередь, состояла из 360 тончайших нитей. Она ценилась дороже золота.

    Историк пишет, что дважды днем и дважды ночью египетские жрецы совершают омовение. Повсюду бани, прекрасно устроенные и доступные каждому. Привлекло внимание Геродота и то, что египтяне избавляются от тучности не только баней, не только массажами, но умеренностью в еде.

    «Отец истории» сообщает, что египетские врачи — лучшие в мире. «Дома жизни» — так назывались здешние лечебницы.

    В Лейпцигском университете мне показали египетский папирус Эберса (назван по имени немецкого египтолога Георга Эберса, который нашел эту бесценную реликвию). Своего рода энциклопедия медицинских знании! Папирус датируется 3300–2600 гг. до н. э. Его длина около 20 метров. Более 450 болезней названо в этом свитке. О недугах, возникших из-за опасных пороков сердца и пагубных изменениях в сосудах. О проблеме долгой жизни. О том, как лечить горло парами лекарственных растений (то, что у нас сейчас называют ингаляцией). Множество рекомендации по уходу за кожей, в которых баня на первом месте. Что делать, чтобы кожа не трескалась и как предотвратить плешивость. При составлении рецептов учитывался возраст больного. Например, для грудного ребенка лекарство готовилось на материнском молоке. 900 самых разнообразных рецептов!

    Искусные египетские врачи распознавали болезни по цвету кожи, выражению лица. Они практиковали в содружестве с банщиками и массажистами. Почти ни одно лечение не обходилось без общеукрепляющих водных процедур.

    Текст одного из египетских папирусов имеет своеобразное название — «Начальная книга превращения старых в молодых». Это, можно сказать сборник косметических рецептов. О том, «как избавиться от неприятных признаков старости». В частности рекомендуются паровые маски бани, ванны, массаж. О банях упоминается во многих древнеегипетских папирусах. Но, увы, подробного описания египетских бань ни у Геродота, ни у других древних авторов я не нашел.

    Когда была уже закончена подготовка нового издания «Щедрого жара», я получил интересное сообщение. В районе автострады Александрия — Каир раскопан древний город, который упоминался в папирусах: Марья — когда-то столица Древнего Египта. Под одним из раскопанных домов — просторный подвал с очагом. Отсюда подогревались каменные лежанки, находящиеся в комнатах наверху. В одной из лежанок — отверстие, из которого шел горячий воздух. Посредине — небольшой бассейн. На полу — небольшое отверстие для стока воды, которая уходила в общий городской водосток. Словом, баня со своего рода центральным отоплением, какие спустя века строили в Древнем Риме (о них речь в следующей главе). Найденная в Марье баня, видимо, обычная, рядовая каких было много. Наверное, по такому принципу строили большие комфортабельные бани, которыми восхищались Пифагор и Александр Македонский.

    В Каире как достопримечательность туристам показывают выдолбленные из камня лежаки-ванны. Ими пользовались фараоны. Ложились на горячий лежак, потели, а их массировали, умащивали благовониями. Видимо, от таких вот традиции пошла впоследствии турецкая баня, о которой еще пойдет рассказ.

    Археологи во время недавних раскопок вблизи египетского города Эль-Кантара обнаружили не только остатки бань, плавательного бассейна, лечебницы с различным медицинским инструментарием, но и то, что мы сейчас называем спортивным залом.

    Много любопытного узнаем у Геродота и о жизни древних персов. Главной доблестью, пишет историк, персы считали мужество. После военной доблести большая заслуга — иметь как можно больше сыновей. Таким царь посылал дорогие подарки. Детей с 5- до 20-летнего возраста обучали верховой езде, стрельбе из лука и… правдивости. Нет ничего более позорного, как лгать и делать долги. Говоря о стремлении персов быть мужественными, Геродот упоминает о парной бане. Древние персы пользовались ею не только в чисто гигиенических целях. Человек с большим, ожиревшим животом вызывал у персов презрение. Говорили, лишен мужественности, ленив, бездеятелен, предается чревоугодию. Такой стыдился появляться на людях. Чтобы избавиться от лишнего жира, приобрести мужскую стать персы помногу упражнялись гимнастикой и ходили в горячую баню.