• Чистота под запретом
  • Рыцари чистоты
  • Азиз Несин раскрывает душу
  • Теплый город
  • Завет Калева
  • Финская сестра
  • Японский вариант
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ

    о том, что за чистоту приходилось бороться и что у русской бани есть близкие и дальние родичи — финская сауна, японское фуро, турецкий хамам и другие

    Чистота под запретом

    Четвертый век нашего летосчисления Древний Рим — «вечный город», столица мировой державы — пал под натиском вестготов. Великолепные дворцы храмы, термы превратились в груду развалин. На улицах, поросших бурьяном паслись коровы.

    Ранние христиане, которых римские правители жестоко преследовали решительно отвергали как греховное бесовское все, что было связано с обычаями «вечного города». Помышляя о спасении души, пренебрегали телом, его здоровьем и красотой. Проповедовали аскетизм, отречение от наслаждений, самоистязания, умерщвление плоти. Тело упрятывали в плотные, длинные, громоздкие одежды.

    В Месопотамии распространилась секта под названием «пасущиеся». Члены этой секты не имели постоянных жилищ, не ели хлеба и овощей, а скитались по горам и питались травой. Чистоту тела «пасущиеся» считали загрязнением души. Особым почетом окружали тех, кто ходил в грязных рубищах и никогда не мылся. Их называли святыми… Святой Антоний, которого нарекли отцом монашества, гордился тем, что воду только пьет и никогда не пользуется ею для мытья.

    Один из столпов раннего христианства карфагенский священник Тертуллиан, живший на рубеже II и III веков ополчался на «непотребные бесовские» стадионы и термы. Ведь римляне зачастую использовали арены стадионов для расправы со сторонниками новой веры! В одном из своих сочинений Тертуллиан осуждает женщин-христианок, которые, подобно римлянкам, заботятся о телесной красоте, холят себя, моют, делают прически и носят украшения.

    «Вы мажете себе в бане волосы, — пишет Тертуллиан, — чтобы сделаться белее, но для настоящего христианина вы становитесь безобразными».

    Другой карфагенскии епископ, Киприан (первая половина III века) говорил в проповедях о том что обезображенные, измаранные, немытые, не знающие бани тела настоящих христиан духовно омываются внутри. Епископ призывал следовать примеру святого Якова, которого он называл братом бога и восторгался им за то, что он никогда не ходил в баню. Особенно гневно Киприан осуждал женщин, которые ходят в баню. «Это место более постыдное чем театр. Сбросив одежды, вы отказываетесь от телесной чести».

    …Орды Тамерлана (1333–1405) завоевали чуть ли не полмира. На захваченные земли они несли смерть, разрушения и страшные болезни. Завоеватели не имели и малейшего понятия о гигиене: персы называли их неумытыми сатрапами. Тамерлан пощадил Тавриз за то, что местные лекари готовили для его войска снадобья, благодаря которым «неумытые завоеватели» избавлялись от насекомых, кишевших на их грязных телах и одеждах.

    Опустошающие эпидемии охватили Европу. В 1347–1350 годах эпидемия чумы — черная смерть — унесла 25 миллионов жизней. Одну четвертую часть населения континента! Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

    Венецианский путешественник XIII века Марко Поло о нравах средневековой Венеции. Мылись немногие, скорее в виде исключения… Белье считалось такой роскошью, что некая вдова София Банбариго оставила по завещанию «одну из своих новых рубашек донне Рени и одну донне Донаде».

    …Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Сейчас это кажется невероятным, но это исторический факт. Речь идет об эдикте французского короля Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

    Герцог Норфолк, читаем мы у английской писательницы и историка Эдит Ситуэлл, отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным и еле-еле отмыли.

    Прошли столетия, прежде чем человечество снова подружилось с водой и вспомнило о пользе мытья в бане. Когда эпидемии холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, в европейских странах осознали, что чистое белье и тщательное мытье тела — лучшие предохранительные средства от повальных болезней. Английский парламент даже издал специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды.

    Рыцари чистоты

    Пять лет назад весь мир отметил тысячелетие со дня рождения гениального ученого-энциклопедиста, врача, естествоиспытателя философа и поэта Абу Али аль Хусейн ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина, известного под латинизированным именем Авиценна (980–1037). На Руси этого врача знали уже в XV веке и называли Ависьен, о чем свидетельствуют «травники» и «лечебники» того времени, в которых упоминаются советы великого врача. Авиценна родился в селении Афшана, близ Бухары. Уже в 18 лет он пользовался славой искусного врача. Главный его труд «Канон врачебной науки» (всего Авиценна создал 270 произведении до нас дошло свыше 160), не раз издававшийся в нашей стране, — своеобразная энциклопедия, которая много веков была обязательным руководством для врачей различных стран, в том числе европейских.

    Великий врач считал себя продолжателем Аристотеля, Гиппократа и Галена. Авиценну преследовали мракобесы, требовавшие расправы над гением и упрямо твердившие: «Его рукой водит дьявол». Но ученый был еще и человеком большого мужества, который не боялся открывать людям истины. Авиценна доказал, что чума не дьявольское наваждение, а инфекционная болезнь, против которой следует бороться строжайшими гигиеническими мерами.

    Пристальное внимание врач уделял здоровому образу жизни, лечению болезней природными факторами физическими упражнениями. «Если заниматься физическими упражнениями и вести здоровый образ жизни, — писал ученый, — нет никакой нужды в употреблении лекарств». Или вот такое высказывание Авиценны, которое будто сказано сегодня, когда нам стал угрожать дефицит движений, так называемая гиподинамия. «Бросивший заниматься физическими упражнениями зачастую чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений». А эти слова наверняка порадуют нынешних любителей «бега трусцой»: «Если ты не бегаешь, пока здоров, придется побегать по врачам, когда заболеешь».

    «Различные упражнения, водные процедуры, — писал Авиценна, — улучшают кровообращение, налаживают дыхание и обмен веществ, что весьма влияет на общее оздоровление» В «Каноне» много полезных советов по уходу за кожей, ценнейшие косметические рецепты. Авиценна был горячим сторонником бани, считая ее прекрасным гигиеническим и оздоровительным средством. Он рекомендует баню при многих заболеваниях, например при мигрени. Умеренное пользование баней, считал Авиценна, помогает при нервных расстройствах, бессоннице. Врач прописывал баню «при параличе, спазмах всего тела и даже после похмелья» Советовал пропотеть в бане для предупреждения катара верхних дыхательных путей, осиплости и глухоте голоса и, как пишет Авиценна, «усталости гортани». Полезна баня, по мнению медика, больным плевритом и при заболеваниях желудка — несварении и слабости пищеварения, потере аппетита поносе и икоте. Сухая баня приносит облегчение больным водянкой и тем у кого «ломит» в суставах. Для заболевшего желтухой «частое купание в бане — основа всего лечения». Помогает баня при болях в мочевом пузыре, затруднении мочеиспускания общем упадке сил.

    Омар Хайям (ок. 1048 — ок. 1123) — гений таджикской и персидской культуры умер склонившись над трактатами Ибн Сины, своего сородича.

    Один из последователей Авиценны Исмаил Джурджани развивая мысли учителя стремился внедрять различные физические упражнения и наладил лечебные бани. В своей книге «Сокровище хорезмского шаха» Джурджани писал: «Запомни! Главное сокровище жизни на земле не богатства, которые у тебя в сундуках, не женщины, которые у тебя в гареме, а здоровье, которое надо охранять и постоянно накапливать».

    В IX веке в Салерно, маленьком городке близ Неаполя, возникла так называемая гиппократова община. Группа медиков разных национальностей отважилась во мраке средневековья зажечь факел оздоровительных идей Гиппократа, Галена, Авиценны. «Салернский кодекс здоровья», изложенный стихами (его автор — испанский медик химик, физик и философ Арнольд из Виллановы) и в наши дни не потерял своей актуальности, особенно в том, что касается гигиены и диеты.

    Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки…

    Мы воспринимаем такой совет как само собой разумеющийся, хотя и в наши дни не перевелись неряхи, которым следует напомнить эту, казалось бы, прописную истину. Но в те годы, когда чистота была под запретом и торжествовало мракобесие, призывы мыть тело, содержать жилище в опрятности, избегать обжорства («ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков»), отрешиться от злобности, нетерпимости, быть веселым и жизнерадостным («если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней, — считай недостойным сердиться») звучали смело, как откровение.

    Впоследствии идеи Салернской школы подхватил итальянский педагог Витторио де Фельтре (1378–1446). Он создал в Мантуе так называемый Дом радости. Здесь в просторных, светлых, хорошо проветриваемых залах ученики не только постигали различные научные дисциплины, но и приобщались к увлекательным физическим упражнениям, усваивали «кодекс гигиены», учились заботиться о чистоте тела, занимались плаванием, принимали водные процедуры.

    Леонардо да Винчи (1452–1519), по словам одного из его биографов, природа одарила не только гением художника и ученого, но и телесной красотой: никто не мог сравниться с ним благородством внешности и изяществом. «Человек античного телосложения, победитель турниров по фехтованию и конной езде, прекрасный пловец и искуснейший гимнаст». Современники с восхищением вспоминают, что он без особого напряжения сгибал подкову.

    Найденные недавно рукописи Леонардо, так называемый «Атлантический кодекс», свидетельствуют о том, что великий флорентиец предвосхитил создание велосипеда, аэроплана и водных лыж — «способ хождения по воде» Этот величайший гений мечтал о поколении гармоничных людей — творцов овеянных светлой мыслью, совершенных физически. Леонардо проповедовал чистоту разума и тела. Ратуя за возрождение гигиены по образу античных времен, он участвовал в сооружении водопроводов и сточных труб в Милане, помогал строить плавательные бассейны, обращался к «сильным мира сего» с остроумными проектами восстановления терм, предлагал снабдить их механической вентиляцией.

    Франсуа Рабле (1494–1553), создатель «Гаргантюа и Пантагрюэля», имевший, кстати медицинское образование, приложил много усилий, чтобы возродить традиции античных времен — любовь к гимнастике бегу, прыжкам метаниям, плаванию, борьбе, игре в мяч. Рабле высмеивал грязнуль, скрывающих под пышными дорогими одеждами жалкое убожество немытых тел.

    Спустя полвека после Рабле выступил со своими «Опытами» французский философ Мишель Монтень (1533–1592). Для Л. Н. Толстого это была настольная книга. Монтень как бы заново открыл великие достижения античной мысли, противопоставив ее убожеству, неподвижности, предрассудкам средневековых догм.

    Философ утверждал что здоровье — драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Монтень больше всего ценил естественные способы оздоровления. Он писал о том что природа — руководитель кроткий, но разумный и справедливый, и надо идти по ее следу который мы, к сожалению запутали искусственно протоптанными тропинками. Монтень высмеивал тех, кто ищет каких-то сверхъестественных способов оздоровления и не доверяет тому, что просто понятно и не требует больших затрат. Такие скептики по словам философа, выражают свое пренебрежительное отношение к водолечению из-за того, что вода всегда у нас под рукой, а дорогие лекарства зачастую привозятся из дальних заморских стран. Во время своих путешествий по Европе Монтень познакомился почти со всеми известными в ту пору целебными источниками, пришедшими в запустение в годы мрачного средневековья. Философ стал убежденным сторонником водолечения, «всевозможных водных воздействий и бань».

    «Я сам стал прибегать к водолечению, — пишет Монтень, — ибо считаю что ванны оказывают целебное действие, и мы я думаю немало теряем от того что перестаем пользоваться ими так как это практиковалось в старину почти у всех народов. Я не могу себе представить, чтобы для нас было полезно когда поры наши закупорены и на теле образуется корка».

    Азиз Несин раскрывает душу

    Восточные бани или как их зачастую называют, турецкие, и в наши дни весьма распространены. Все они — в Турции, Иране, Сирии, Египте, Тунисе, Ливане, Ираке, да и в наших среднеазиатских республиках, — мало чем отличаются друг от друга. Разве что в одних банях предпочитают кокосовую мочалку, а в других — из сухих финиковых тычинок, а в третьих — из люфы, которую так любят у нас в Грузии.

    Традиции восточных бань уходят в далекое прошлое. Около нынешнего турецкого города Пергама (кстати здесь врачевал и внедрял водолечение и бани Гален) сохранились развалины терм, остатки бассейнов, разнообразных ванн, в том числе и сидячих.

    У восточных бань много общего с римскими. Да это и понятно! Византию (в состав этой огромнейшей империи входила и территория нынешней Турции, как и ряд нынешних ближневосточных стран) называли «вторым Римом».

    Передо мной описание одного из богатых византийских домов (XI в.). Многое здесь напоминает уклад римлян! И архитектура (античные колонны) и тщательная забота о гигиене и красоте тела (рассказывают о женщине, по нескольку раз в неделю ходившей в парную баню и пользовавшейся различными косметическими снадобьями благодаря которым и в 70 лет была свежа и привлекательна).

    Венгерский ученый и путешественник Арминий-Герман Вамбери, о котором написал увлекательную повесть Николай Тихонов, в совершенстве изучив турецкий язык, в 1861 году переодевшись дервишем, присоединился к партии паломников, возвращающихся из Мекки. В своих очерках жизни и нравов Востока Вамбери пишет, что вернувшись из утомительного пути или окончив тяжелую работу или желая оправиться от перенесенного испуга или чрезмерных наслаждений, все тотчас же отправляются в баню. «Бедные и богатые, старые и малые — все предаются этой страсти». Далее путешественник замечает, что при жарком климате большей части восточных стран регулярные омовения спасают от многих болезней. Когда на Востоке хотят продемонстрировать преимущества какого-либо города, то начинают с описания его бань. Если же напротив, хотят выставить город в дурном свете, то рассказывают о его грязи. «Правители, — подчеркивает Вамбери, — стремясь увековечить свое имя в веках, строят не только мечети и караван-сараи, но и просторные богатые бани. Как я убедился, те из владык которые не поскупились на постройку бань, оставляют в народе гораздо более долгую признательность, чем те, кто попытался обрести бессмертие, сооружая роскошные дворцы».

    Вамбери рассказывает о турецких банях на территории родной Венгрии. В Будапеште у горы Гелерт, славилась баня «Рудаш», построенная во времена турецкого владычества (XVI в.). Кстати, эта баня действует и в наши дни. Каждый турист считает своим долгом не только осмотреть «Рудаш», но и погреться здесь в банном жару. Внимание привлекает надпись, что в эту баню любил ходить, когда жил в Буде, Казанова, автор знаменитых мемуаров, к которым с большим интересом относился Пушкин.

    Много любопытного о восточных банях можно почерпнуть из романа Джеймса Юстиана Мориера «Похождения Хаджи-Бабы», который впервые вышел на русском языке в 1824 году и затем издавался в «Молодой гвардии» уже в наше время. Вальтер Скотт называл Мориера замечательным романистом и ставил «Похождение Хаджи-Бабы» в один ряд со свифтовским «Путешествием Гулливера». Мориер, англичанин по национальности, долго жил в Турции и Персии. Он прекрасно знал нравы и обычаи народов Востока. Повествование в романе ведется от первого лица — Хаджи-Бабы. Он рассказывает как, достигнув шестнадцатилетнего возраста, преуспел в брадобрействе и умении прислуживать в бане. «Никто лучше меня не постигал тайн сладострастного натирания тела мягкой рукавицей с легким и приятным щекотанием».

    Но вот, приобретя некоторый достаток. Хаджи бросил роль банщика, но баню не забыл и стал ходить туда, блаженствуя вместе с другими. Читаем далее: «“Вошел в баню — раздевайся” — говорит пословица. Я разделся и, забравшись в самое жаркое отделение бани, сел в темном уголке в отрадной духоте паров… Я приказал натирать тело поярковой рукавицей, со всей утонченностью этого небесного наслаждения. В то же время при помощи едкой мази мне истребляли волосы на коже, брили голову и красили ногти, ладони и подошвы золотисто-оранжевой хной. Банщик, натиравший меня поярковой рукавицей, приступил к работе с изъявлением своего восторга насчет редкой мужественной красоты моего тела. Треск, производимый искусной рукой в моих суставах, раздавался по всему зданию. Я был счастлив».

    Лауреат многих международных премий, в том числе и премии «Крокодила», турецкий писатель-сатирик Азиз Несин — большой друг нашей страны. В Турции его называют «Ходжой Насреддином XX века» На улицах турецких селений и городов можно услышать такие слова «Совсем как у Несина». Острослов, шутник, мудрец, Несин часто бывает у нас в гостях. Мне довелось присутствовать на одной из встреч Азиза с писателями в Центральном Доме литераторов. Кстати, Несин в прошлом спортсмен мастер классической борьбы и большой знаток спорта. В нашей стране вышли многие его книги, в том числе «Король футбола». Писателя спросили, как он проводит свое свободное время.

    — Как вы, наверное, догадываетесь, — ответил Азиз Несин, — свободного времени у меня не так уж много: письменный стол приковывает меня, как каторжника к тачке. Но я все же выкраиваю часок другой в неделю, чтобы пойти в турецкую баню. После нее свободнее и лучше пишется. Добрый юмор приходит чаще, когда поблаженствуешь в бане. Словом, я обожаю турецкую баню. А когда меня основательно промассируют, «растянут кости», помнут и раскатают тело, как тесто, мне кажется, что я становлюсь выше ростом.

    От Азиза я узнал, что в современном Стамбуле сотни бань. Одна из них, в старом районе города, построена еще в XVI веке. Название этой бани «Чинили Хамам», что в переводе означает «Баня с изразцами». Ей уже почти пятьсот лет. Сооружена эта баня по проекту великого зодчего Синана. Раб султана Сулеймана Великолепного Синан вошел в историю архитектуры как гениальный зодчий. Кроме многих замечательных бань (на счету Синана их около пятидесяти) он соорудил 131 мечеть, 55 медресе, 19 мавзолеев, 17 минаретов, 8 мостов, 7 акведуков, 3 больницы. «Я люблю строить бани, — говорил архитектор, — потому что знаю по себе, какое это счастье для людей. Я мало в жизни болел, почти не обращался к врачам, но никогда не забывал баню». Синан дожил до 110 лет!

    Интересные подробности об устройстве восточных бань рассказал мне кандидат педагогических наук Тальат Саидович Усманходжаев. Он много ездил по родному Узбекистану и другим Среднеазиатским республикам, изучая характер этих бань и даже включил эти исследования в свою диссертацию, посвященную истории физической культуры.

    Восточные бани обычно строились по так называемому принципу «ладони рук». Помещение бани по своей конфигурации — это как бы пять пальцев. Каждый палец — банная ниша. Все начинается с «луче-запястного сустава» — раздевалки, предбанника, где могут располагаться 20–30 человек, а в больших банях, например бухарских, которым 800 лет, даже в пять-шесть раз больше. Начало банной процедуры именно в этом помещении с температурой 28–34 градуса. Здесь нужно посидеть, разогреться, чтобы затем перейти в более горячие помещения. Немаловажная деталь — пол в этих банях с подогревом. Но нагрет он не чрезмерно — ходишь по такому полу не обжигаясь, только ощущаешь приятную теплоту. Затем переходят в ниши. Их по числу пальцев руки пять. Смысл в том, что, переходя из одной ниши в другую, вы ощущаете постепенное повышение температуры — примерно от 70 до 100 градусов. Напрямик от предбанника, как бы в середине ладони, находится довольно просторное помещение. Здесь разогретые каменные лежанки — так называемые супа, что означает «плоскии камень». Турки называют такие лежанки (нередко они бывают из мрамора) «чебек-таши» — «камень для живота».

    «Пусть чебек всегда будет горячим!» — такова одна из самых распространенных турецких поговорок.

    Кстати, один из обычаев турецких бань состоит в том, что здесь не моются обнаженными, а обвязывают вокруг бедер плотное полотенце.

    Но продолжим рассказ о том, как проходит процедура. На горячем камне лежат (чаще всего на животе) и потеют, как говорили в старые времена «очищая тело и душу от злых духов и словно снова рождаясь на свет». Когда выступает обильный пот, начинается массаж. Вначале массируют голову — лоб, виски, скулы и переходят к шее, а затем плечам, рукам, пальцам, груди, животу, ногам. Порой со стороны кажется, что массажист бесцеремонно колотит свою жертву. Бьет клиента кулаком, грубо хватает то за руку, то за ногу, выкручивает их, садится на него верхом, а то топчет ногами. Но не беспокойтесь — тот кто находится на лежаке, млеет от удовольствия. Его тело освобождается от усталости, мышцы становятся гибкими, настроение приятным.

    После массажа — мытье. Оно тоже носит своеобразный характер. Вначале не намыливаются обильно, как в русской бане. Моются (или вас моют) мочалкой, чуть смоченной в мыльной воде. Таким образом мочалка остается достаточно жесткой. Турки, например, пользуются рукавицей из конского волоса. Когда ею трешь, кажется — слезают пуды грязи. Но это не грязь. С распаренного, отменно промассированного тела сходит ороговевший, отживший свой век поверхностный слой кожи. И вот тогда приходит черед мытья с мылом. Мыло заранее разведено в специальном пузыре, им обильно орошают тело. В этот момент жесткая мочалка уже в ход не идет. Просто надо слегка освежить тело, окончательно смыть, что называется последнюю соринку. И тогда в бассейн. В этом помещении неглубокие бассейны с водой различной температуры. Сначала окунаются в теплую воду, затем похолоднее и наконец в холодную.

    Недавно в Ташкенте построили новую восточную баню. Здесь полностью сохранен национальный колорит (вплоть до того, что после бани можно выпит зеленого чая, подкрепиться традиционным супом-маставой с черным перцем). И, что примечательно, в этом помещении есть и русская баня, и финская сауна. Словом, выбирай на вкус!

    По примеру ташкентцев соорудили баню и в Алма-Ате. Назвали ее «Арасек», что в переводе с казахского — источник. Имеется в виду источник здоровья. Чтобы придать бане неподдельный восточный колорит, строители вместе с археологами побывали на раскопках древних сооружений такого рода. Решено было делать, как много веков назад, крышу бани в форме купола. Ибо убедились, что такая сферическая форма наиболее благоприятна для конденсации пара. Так, по древним образцам выросли великолепные новые бани.

    Теплый город

    Как утверждают археологи, многие горячие кавказские источники, в том числе и Цхалтубо, были известны еще людям каменного века. Судя по найденным древнейшим приспособлениям у этих горячих источников, тысячелетия назад ими пользовались в лечебных целях. На территории Закавказья процветало государство Урарту (IX–VI в. до н. э.). Его столица Тушна находилась на вершине большой скалистой горы. И царь Урарту Менза повелел построить бани и вырубить в скалах водопровод.

    На Северном Кавказе, в пещерах горы Машук, археологи обнаружили одну из стоянок скифов. Древний народ манили горячие ручьи. Естественные бани с естественным паром. Найдены колодцы тысячелетней давности и ванны выдолбленные в скалах.

    Древнегреческий миф. Геракл, перед единоборством с орлом, терзавшим прикованного к скале на Кавказе Прометея, искупался в богатырском источнике. Так герой освежил свои силы. Еще одна прекрасная легенда. Царица амазонок полюбила Александра Македонского. Но, увы, оказалась бесплодной. Александр попросил грузинского царя излечить амазонку в горячих кавказских источниках. Полный лунный месяц амазонская царица купалась в горячих озерах и обрела способность стать матерью. Такова вера людей в целительность горячих бань, сотворенных самой природой.

    Геродот пишет о том, что на Кавказе обитает много племен и что они используют горячие источники как бани. Сообщает о приверженности кавказских народов к чистоте и о том, что местные женщины отличаются красотой и «из удивительных листьев, растирая и смешивая их с водой, изготовляют краску для придания прелести лицу».

    В Грузии с древних времен любят баню. В трех наиболее выдающихся грузинских манускриптах — «Усцоро Карабадини» (XI в.), «Цигни Саакимон» (XIII в и «Иадигар Дауди» (XVI в.) — рассказывается о пользе купания в бане. О банях рассказывается и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

    Обороняясь от чужеземцев (XII в), грузины вырубили в пещерах на берегу Куры город Вардзия. Здесь было около 650 различных помещений, в том числе и бани. К Вардзии был подведен самотечный водопровод из гончарных труб. Во время длительной вражеской осады жители пещерного города голодали. Тогда царица Тамара — таково предание — повелела пустить по трубам молоко для героев Вардзии.

    Существовал древний грузинский обычай — праздник в бане. Об этом упоминается в поэме Фирдоуси «Шах-Намэ»: «И позвал царь своих знатных гостей баню, и пожаловали князья и сыновья их со свечами и факелами, и пришли вместе с ними певцы…»

    — Было у нас законом, — рассказывает грузинский писатель Сулхан Орбелиани, — если встречали иноземца, звали его к себе домой, в баню вели, одаривали и отпускали с миром.

    «Тбилиси» в переводе — «теплый город». Существует предание, что грузинский царь Вахтанг Горгасали (452–502) охотился в этих местах. Меткая стрела пронзила фазана. А когда его подобрали, он оказал сваренным: птица упала в горячий ключ. Вахтанг решил основать на этом благодатном месте свою столицу вместо древней Мцхеты.

    Тот, кто приезжает в Тбилиси, наряду с другими достопримечательностями не преминет посетить серные бани, которыми восхищался Пушкин. Более тысячи лет назад арабский путешественник и географ Ибн-Хаукаль в «Книге путей и царств» поведал о том, что в Тбилиси находятся бани вроде бань в библейской Тивериаде: вода их кипит без огня. Древние историки относили тбилисские бани к «чудесам света». Горячая вода течет из скалы по глиняным трубам. Первое поселение Тбилиси появилось именно вблизи бань. В цикле «Волны» Бориса Пастернака одно из стихотворений посвящено грузинской обороне от нашествия Тамерлана. Орды хлынули к тому месту, где находились знаменитые бани.

    В глубине шевелился Тифлис…
    Точно там, откупаяся данью,
    Длился век, когда жизнь замерла,
    И горячие серные бани
    Из-за гор воевал Тамерлан.

    Народный поэт Грузии Иосиф Гришашвили в книге о старом Тбилиси пишет: «Бани тбилисские… Не побывать в них — все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню». Александр Дюма, побывавший в этих банях, с восхищением писал о чудо-жаре в романе «Кавказ».

    Вы входите в залы с бассейнами, которые наполняются из горного источника горячей водой. Пол из плит серого пористого камня. Из такого же материала сделаны ванны. Некоторые из них облицованы мрамором. Банные помещения увенчивают купола, через которые льется тусклый свет. Как в таинственном гроте.

    Старый поэт вспоминает, что в прошлые времена, в годы его юности, бани были открыты круглые сутки. Любители жара иногда просиживали здесь целый день — бассейнами тогда служили углубления в скале и узкие, тесные гроты купален освещались факелами. Мы узнаем и о таком старинном обычае. «Здесь звучал хор, заполняя сводчатые стены, — пишет Гришашвили. — Песня вводила в восторг, отдавала грустью, раздумьем, и тогда тбилисская баня напоминала древний храм Диониса. Выходя из бани, заглядывали в ашпахану — отведать плова или подкрепиться люля-кебабом, обжигающим пальцы».

    Восхищаясь серными банями поэт вспоминает такие строки:

    «Лучше нашей серной бани нет, поверь, и не бывает. Все грехи она смывает. Там жара и там прохлада, лучше бани нету места. Женщина — гляди — выходит, как заря — опять невеста».

    Грузинские женщины всегда были поклонницами банного жара, сохраняющего молодость и красоту. О том, что баня была у них в большом почете свидетельствует, например, дошедший до нас список приданого дочери царя Ираклия II Ануки Батонишвили. Наряду с книгами «Тамариани» и «Лейл — Меджнуниани», шахматами и нардами, алыми рубинами из Бадахшана, жемчужинами чистейшей воды, серебряной чашей для благовонии, гребнем жемчужным и прочим указываются банные принадлежности. Две банные простыни, из коих одна гладкая. Большой серебряный чан и таз для купания. Котел и тунга для согревания воды.

    Одна из тбилисских бань в старое время называлась «Ага-Магомет-хан». Почему? В 1795 году иранский шах Ага-Магомет-хан вторгся со своим войском в Грузию и после кровопролитнейшего сражения захватил Тбилиси. Деспот разрушил город дотла. Ага-Магомет был скопцом. Наслышавшись о целебных свойствах серных тбилисских бань, шах помчался туда. День и ночь он купался в бане. «Но, как и следовало ожидать — пишет Иосиф Гришашвили, — бани не вернули коронованному кастрату мужской силы. Тогда Ага-Магомет-хан — “свирепый евнух”, как его называли, — в бессильной злобе повелел разрушить баню». Но восстановленные тбилисские бани продолжают жить и поныне радуя своими благостями, одаривая здоровьем. Сюда приходят не только жители древнего города, но и многочисленные туристы.

    Естественные бани имеются не только в Тбилиси. Есть они например и в столице Исландии — в Рейкьявике. Не все, наверное, знают, что в переводе на русский «Рейкьявик» означает «бухта пара». Столица Исландии считается одним из самых чистых городов мира. Дело в том, что здесь обходятся без угля нефти, газа, дров. Рейкьявик отапливается горячей — около 90 градусов — водой, которая идет из пробуренных скважин. Ею обогреваются дома, многочисленные теплицы, благодаря которым в Рейкьявике, который как известно, находится вблизи Полярного круга, круглый год выращивают цветы, виноград и ананасы. Естественные пар и горячая вода служат для многочисленных бань и плавательных бассейнов, которые весьма популярны среди исландцев. А наша сочинская Мацеста? «Мацеста» в переводе с адыгейского — «огненная вода». Об этом горячем источнике знали еще древние римляне, называя его «счастливым родником» и «природной термой».

    На территории нашей страны много подземных артезианских бассейнов горячих вод. Их температура от 40 до 200 градусов. Например, так называемое Больше-Банное месторождение близ Петропавловска-Камчатского имеет колоссальнейшие запасы термальных вод. Десять наиболее крупных горячих камчатских источников дают в год тепло, равное тому, что образуется при сгорании 200 тысяч тонн угля. Здесь, в долине Паджетки, есть много источников (Парящий № 1, Парящий № 2 и т. д.), которые называют «Большие бани» и где принимают банные процедуры.

    В полуторастах километрах от Уфы, на высоком берегу реки Юрюзань, возвышается гора Янган-тау, что в переводе «горячая вода» Один из отрогов Янган-тау (длиною около одного километра) источает благодатный жар. В одну секунду 465 литров теплого пара и 90 литров горячего воздуха. Местные жители давно уже пользуются этой естественной баней, считая ее целебной. Ученые изучили термальные свойства Янган-тау, подтвердив, что процедура в благодатном жару дает большой лечебный эффект. Здесь есть санаторий, где излечиваются различные заболевания, особенно связанные с нарушениями двигательного режима.

    Вы заходите в небольшую кабину, куда подается мягкое тепло. Кабины с различной температурой — от 38 до 72 градусов и различной относительной влажностью — от 30 до 50 процентов. Своеобразный санаторий-баня привлекает пациентов со всех концов стран. Подсчитано, что запасов лечебного жара Янган-тау хватит на 1500 лет.

    Завет Калева

    У эстонцев есть поговорка: «Жаркая банька лучше сытного обеда». В старину здесь почитали баню священным местом. Зачастую с бани начинался жизненный путь человека. Сюда, в благодатный жар, приносили на поправку больных людей.

    Давайте раскроем страницы «Калевипоэга» — жемчужины эстонского эпоса. Линда готовится родить младшего сына.

    «Линда чуяла: подходит час великий разрешенья. Истопить велела баню, застелить полок соломой, ложе стонов приготовить… Жарко бабы топят баню, воду носят из колодца…».

    Когда жизнь старого Калева подходила к закату, он в числе своих напутствий землякам сказал и такое: «Пусть на ветре избы строят — на краю земного света хаты — на стеблях брусники замки — на репейных листьях бани — на крылатых тучах».

    Как рассказал мне доктор медицинских наук из эстонского города Выру Эльмут Лаане, в республике научный интерес к банной процедуре имеет многолетние традиции. Так еще в 1824 году основоположник эмбриологии К. М. Бэр отмечал в своей докторской диссертации, что жаркая баня — эффективное лечебное средство при ряде болезней.

    Нынешняя Советская Эстония — республика высокой культуры — показывает пример и в банном деле. Здесь строительство бань идет вровень с сооружением стадионов, бассейнов, теннисных кортов, баскетбольных и волейбольных площадок. Прекрасно оборудованные бани стали в республике очагами здоровья. Они органично вписываются в общую систему физического воспитания. Куда бы вы ни приехали: на завод или в колхоз, лесхоз или дачно-строительный кооператив, гостиницу или на туристскую базу, в домик рыбака или кемпинг, санаторий или на спортивную базу — везде вы найдете гостеприимную баню. По своему характеру, свойствам эта баня ничем не отличается от русской. Разве что за последние годы эстонцы придали банному строительству особую элегантность. Строят бани обычно в лесу, на берегу реки или озера. Стоит такой деревянный домик, украшенный различными народными поделками — прелесть, не налюбуешься! В предбаннике — медвежья шкура, в раздевалке вместо вешалок — оленьи рога. Сиденья — в виде массивных топчанов. Здесь же бочонок с брусничным квасом. Пылает камин. Побанился — взял шампур и вместе с друзьями полакомился сочным шашлыком. Словом все для души!

    Доктор Эльмут Лаане подарил мне альбом под названием «Современная баня» (составитель Э. Лейто), выпущенный в Таллине. Перелистывая этот альбом, воочию убеждаешься в том, что в Эстонии налажена своего рода «банная индустрия». Узнаешь о многообразии бань, которые сооружают в этой прибалтийской республике. Тут и семейные бани, имеющие много вариантов. И баня «Раквере», которую можно построить в сельском доме. Бани под названием «Викерла» и «Симо» особенно подходят для садового кооператива или дачных участков. Есть баня «Мустьярве» — более просторная с нишами для отдыха. Изготовляются сборные бани и к ним малогабаритные, весьма экономичные печи.

    Финская сестра

    В Финляндии шестьдесят тысяч озер и на 4,8 миллиона населения миллион саун. Сауна — это финская сестра русской бани. Не случайно у поэта Роберта Винонена такие строки:

    Финская ли баня — то, русская ль — одно!
    Кипяточком залито дымное бревно.

    Прародительница русской бани и сауны — курная бревенчатая изба, баня «по-черному». И в русской бане, и в сауне (а «сауна» в переводе с финского означает не что иное, как «баня») издавна получали пар поливая воду на раскаленные в печи камни. И русские, и финны всегда пользовались вениками, чтобы похлестать себя в ходе банной процедуры, а когда по-настоящему разогревались, окунались в холодную воду, «ныряли» в снежный сугроб.

    У финнов есть легенда, как родилась сауна. Капли дождя, просочившиеся сквозь протекающую крышу, попали на горячие камни домашнего очага. В доме воцарился ласковый ароматный жар. Пришелся, что называется, ко двору, и люди решили своими руками сделать то, что сумел сделать дождь.

    Финны настолько верят в целебность своей бани, что говорят: сауной может пользоваться каждый, кто способен до нее дойти.

    Если мы к сожалению в какой-то мере растеряли традиции настоящей деревянной русской бани (ее по существу, вытеснил квартирный санузел с ванной и душем), то финны сумели бережно сохранить и приумножить эти традиции. В Финляндии идет энергичное строительство бань. Явное предпочтение небольшим саунам, как правило деревянным, перед большими каменными, так называемыми коммунальными банями. Сауна на чердаке или в подвале дома. В гостиницах, кемпингах, клубах, университетах и средних школах, на аэродромах и теплоходах. По свидетельству известного хельсинкского архитектора Аарне Эрви, 80 процентов жителей Финляндии имеют свои сауны.

    — У нас, — рассказывает председатель общества «Сауна» профессор Харальд Тейр, — больше саун, чем легковых автомобилей. Каждый третий финн из четырех регулярно посещает сауну. Неподалеку от города Ювяскюля есть даже музей сауны. Здесь экспонируется баня образца 1764 года. Всего лишь четыре года назад эта баня, крыша которой покрыта дерном, не была музейным экспонатом, а использовалась по своему прямому назначению.

    Финны даже экспортируют сауны. Их ломасауны, салосауны, пуросауны, эрасауны, можно встретить во многих странах мира. Они красивы и комфортны. Не случайно в Финляндии сауну сравнивают с праздничным столом. Здесь все должно радовать глаз. Обычно сауны строятся у живописных озер. Окна домика сделаны с таким расчетом, чтобы под вечер (а банная процедура у финнов обычно проходит в конце дня) лучи заходящего солнца приносили ощущение тишины и спокойствия.

    — Сауна, — говорит Марти Ларни, — рождает доброе настроение. Не случайно мои земляки говорят: если ты идешь в гости, — прими сауну; если ты принимаешь гостя, — прими сауну. В сауне слезы высохнут, а плохое настроение сгорит.

    Финны посещают сауну с детства до глубокой старости. Один из героев романа финского писателя Алексиса Киви «Семеро братьев» Юхан, говорит: «Пар сауны — лучшее в этом мире лекарство. И для тела, и для души».

    Да сауна — один из непременнейших, и причем ярчайших, атрибутов образа жизни финского народа. Это хорошо подметил московский поэт В. Виноградский, побывавший в Финляндии: «В финской бане дух сосновый, зной стеклянный, жар сухой. Входишь вялый, нездоровый — выйдешь бодрый и лихой. В снег, как в мягкую перину! И обратно — в белый жар… Вот поэтому у финнов синь — в глазах, в крови — пожар».

    Мне посчастливилось встретиться с известным финским певцом Мартти Талвелой («финским Шаляпиным», как его называют) во время его гастролей в Москве. Талвела спел в Большом театре на русском языке партию Бориса Годунова. Мартти — богатырского сложения, с окладистой, чуть седеющей бородой. Как будто специально ее отращивал для исполнения роли русского боярина. Талвела, как истый сын Севера, немногословен и суров. Он, наверное, предполагал, что я буду расспрашивать его о вокале, но, когда я произнес слово «сауна», певец сразу оживился:

    — Сауна, — сказал Мартти, — для нас, финнов, словно пароль. По нему мы узнаем родственную душу. В сауне мы становимся не только здоровее, но и великодушнее, потому что она как бы раскрепощает, помогает забыть мелкую суету, избавиться от горести житейских обид и всего того, что порой отравляет наше настроение. Мне кажется что после сауны мой голос звучит лучше. Как бы подступают свежие эмоции.

    Выдающиеся финские спортсмены, такие, как Нурми, Ритола, Лехтонен, Ярвинен, всегда были большими поклонниками сауны.

    «Я не представляю, — говорил величайший в истории легкой атлетики стайер Пааво Нурми, которому еще при жизни неподалеку от олимпийского стадиона в Хельсинки воздвигли памятник, — чего бы я мог достичь на беговой дорожке, если бы у меня не было такого верного друга, как сауна».

    Кстати, Пааво Нурми родился в небольшом городе Турку, где в местном университете еще в 1688 году состоялась защита первой докторской диссертации о пользе сауны.

    Мне довелось познакомиться с одним из наследников Нурми — олимпийским чемпионом Лассе Виреном.

    — В моей родной деревушке Мирискиля, каких великое множество в Финляндии — рассказывал Лассе, — люди делят свои симпатии между лыжами и сауной. Нет, пожалуй, эти симпатии объединяются в единую. Побродишь по лесам и оврагам на лыжах — и в сауну. Сколько себя помню, всегда любил жаркую баню. Служба у меня беспокойная. Я — полицейский. Всякое бывает! Нанервничаешься за день и по-настоящему успокоишься на банном полке. Словно и не было никаких конфликтов. А когда по-настоящему занялся спортом, то и вовсе осознал, какое это благо для восстановления сил, поддержания спортивной формы.

    В последние годы, стремясь модернизировать сауну, финны ударились в крайность. При помощи электропечей стали интенсивно прогревать атмосферу бани, превратили ее в чрезмерно горячую камеру, температура которой доходит до 120, а то и до 140 градусов. При этом влажность явно недостаточная и вентиляция неважная.

    Недавно в Финляндии побывал Герои Советского Союза генерал-майор авиации Георгий Нефедович Захаров, с которым я уже познакомил читателей. Большой любитель банного жара, он разумеется, первым делом попросил, чтобы его сводили в сауну. Попарился на славу и получил банный диплом (такие дипломы — одна из добрых традиции в Стране Суоми). Вот что мы прочли «Сим удостоверяю, что генерал Георгии Захаров, парясь в финской бане, мужественно и без возражений вынес жару в 100 градусов по Цельсию, после чего, как истый физкультурник, поспешил освежиться в прохладных волнах озера Ваная. На основании этого провозглашаем его членом нашего банного клуба, в доказательство чего и выдан настоящий диплом».

    — Финские любители бани, — делился своими впечатлениями Георгий Нефедович, — теперь не гонятся за сверхвысокими температурами. Они сами почувствовали, что допустили в этом отношении перехлест. Как видите, теперь «рекордная» температура — 100 градусов. Ныне в Финляндии сочетают умеренную температуру с достаточной влажностью и хорошей вентиляцией.

    Финское общество «Сауна» стремится упорядочить регламент банной процедуры, придать ему в полном смысле оздоровительное значение. Выпускается специальный журнал того же названия. Проводятся Дни банной культуры.

    Японский вариант

    Те, кто смотрел кинокартину «Волочаевские дни», поставленную братьями Васильевыми, наверняка запомнили японского полковника Устижиму. Его с блеском сыграл народный артист СССР Л. Н. Свердлин. Этот жестокий самурай с деланной механической улыбкой неожиданно преображается, когда забирается в огромную деревянную бочку. Плескаясь в горячей воде, Устижима предается наслаждению, мурлычет от удовольствия, излучает добродушие, даже благожелательность.

    Так выглядит традиционная японская баня, любимая и чрезвычайно распространенная в Стране восходящего солнца. Называется эта баня «фуро». Как уже было сказано, это большая деревянная бочка, заполненная горячей водой температуры до 45 градусов. Под бочкой — печка. Внутри бочки — сиденье, чтобы можно было принимать процедуру в полулежачем положении. Все тело, за исключением груди (область сердца), погружено в ванну. На голову обычно надевают шапочку, смоченную в холодной воде. Греются в фуро примерно четыре-пять минут. После этого вылезают из бочки, насухо вытираются, закутываются в халат и отдыхают, лежа на кушетке. Потоотделение с распаренного тела продолжается. Тот, кто стремится согнать лишний вес, закутывается в шерстяное одеяло чтобы еще больше пропотеть.

    Кроме домашних бань фуро в Японии много общественных — сэнто. Раньше это были деревянные бочки больших размеров. Теперь сэнто оборудуются в виде плавательных бассейнов, но не глубоких. Скорее, это огромная ванная, рассчитанная на 5–8 человек. Такие общественные бани оборудуют в просторных, вентилируемых помещениях. В этом японцы видят одно из важных достоинств своей бани: тепло и чистый воздух. Шутка ли — погрузиться в кипяток! Но у японцев закалка с детства, они большие патриоты своей бани. В стране ходит поговорка: «Фуро — лучшее угощение и лучшее лекарство».

    Зародилось фуро по весьма простым причинам. Во-первых, японцы не употребляли мыла, так как на его изготовление идут убитые животные, а это противоречит религиозным убеждениям буддистов. Вот и стали отмываться в воде погорячее. И второе. Климат в Японии сырой. Зимой же непомерная влажность усугубляется промозглым холодом. Дома плохо отапливаются: паровое отопление далеко не везде, да и стоит немалых денег, поэтому даже зимой его включение строго регламентируется. Одеваются японцы в силу традиций довольно легко: раньше буддизм, о котором уже шла речь, запрещал использовать в одежде шерсть животных, меха. Вот и возникла ежедневная необходимость как следует прогреться. А что может быть лучше домашнего фуро!

    Японцы наших дней, отбросив предрассудки, уже не обходятся без мыла. Носят и теплую одежду, тем более что японская промышленность весьма преуспела в изготовлении искусственных мехов. Но традиционная японская баня не только не утеряла своего значения, а наоборот приобрела новый, более значительный смысл. В исследованиях японских медиков подчеркивается, что фуро и сэнто помогают справиться со стрессами нашего бурного времени, что это ценнейшее лечебное и профилактическое средство, стимулирующее деятельность сердечно-сосудистой системы и почек. Помогает японская баня при болезнях обмена веществ, снимает ревматические боли. По статистике японских гигиенистов, те, кто регулярно пользуется баней (а любители этой процедуры прибегают к ней чуть ли не ежедневно или по крайней мере трижды в неделю), значительно меньше болеют гриппом.

    Как убедились наши волейболисты, каждый год въезжающие в Японию для проведения турниров, фуро и сэнто прочно вошли в обиход представителей различных видов спорта. Японские спортсмены ценят свою национальную баню как «разгрузочное средство». Снимает после тренировок и соревнований нервное напряжение, помогает избавиться от усталости, восстановить силы.

    Японская баня получила распространение и в других странах. Вспоминаю, как во время выступлений бразильской команды в Москве мы, спортивные журналисты, пришли в гостиницу к знаменитому Пеле. Но интервью пришлось отложить на 10 минут. «Пеле в горячей ванне», — извинился тренер Феола.

    Потом беседуя с нами Пеле объяснил, что несколько превысил свою «весовую категорию» и каждый день принимает японскую ванну (он так и сказал — «японскую»).

    На XI Белой олимпиаде в Саппоро наши спортсмены познакомились еще с одним видом японских бань. Это так называемые опилочные. Опилки не простые, а кедровые. Добавляются измельченная древесина и листва и еще более 60 лекарственных и ароматических трав. Вся эта смесь кладется на специальное ложе и нагревается примерно до 60 градусов. По шею погружаются в ароматную массу (сеанс в такой бане длится 15 минут), греются, потеют, а опилки впитывают пот и передают телу различные полезные вещества. Японцы в восторге от такой бани. Говорят, что эффективно рассасывает жировые отложения, омолаживает кожу и уничтожает вредные бактерии. После бани вибромассаж. Нашим спортсменам понравилась такая баня, и решили перенять полезный опыт.

    Я разумеется, рассказал далеко не обо всех видах бань которые существовали и существуют на разных континентах, в разных странах. В древности на территории Центральной Америки находилось государство ацтеков. При раскопках столицы этого государства — Теночтитлане — найдены развалины пирамид, превосходящих по своим размерам египетские грандиозные храмы (ацтеки поклонялись Солнцу), многоэтажные дома, искусно поставленные на сваях посреди озера, разветвленный водопровод, добротнейшие акведуки и комфортабельные бани… Бани у ацтеков нагревались мощными печами, которыми не перестают восхищаться современные строители. О том что такие печи были способны доводить температуру до 3000 градусов, свидетельствуют металлические изделия, которые выплавлялись в них. В XV веке правитель ацтеков Монтесума II отправил в дар испанскому королю зеркала, выплавленные из… платины.

    У древних инков были куполообразные паровые бани из глины и вулканического стекла. Судя по всему, здесь было достаточно жарко и в то же время легко дышалось, ибо помещение высокое и просторное. От инков — древних жителей Мексики — дошла до наших дней весьма необычная баня. Нагревается стог травы, человек зарывается в него и потеет. Интересно, что такая баня издавна принята на Урале, особенно в татарских селениях. Эта потогонная процедура помогает при простудных заболеваниях, ею пользуются и при ревматических болях.

    Своеобразна баня у американских индейцев. В небольшом вигваме вырывают яму и закладывают туда камни. Камни нагреваются, и на них плещут воду. Люди покрываются облаком горячего пара. После окунаются в холодную воду и снова вбегают в горячий вигвам.

    В селениях Гвинеи сооружают бани из… горячего песка. Остов из дерева и веток засыпают слоем песка. Жгучее африканское солнце исправно нагревает это простое сооружение. Рядом обязательно вода. Либо естественный водоем, либо яма, наполненная водой.

    В заключение о так называемых римско-ирландских банях, имеющих несомненно, большую оздоровительную ценность. Ирландский врач Рудольф Бартнер при конструировании этих бань взял за образец древние римские термы, но значительно их модернизировал. Бартнер отказался от излишней роскоши, помпезности, максимально позаботился об оздоровительной стороне дела. Горячий воздух в римско-ирландских банях идет от печи под пол и по стенам по специальным трубам. Вначале вы входите в помещение с довольно умеренной температурой (25–28 градусов). В следующей комнате температура несколько увеличивается (32–34 градуса). Здесь вас прошибает первый пот. В следующем помещении, самом горячем, пол устлан кирпичами с отверстиями, в которые поступает горячий воздух. Здесь уже температура 50–60 градусов. Хоть и обильно потеешь, но чувствуешь себя легко, дышится свободно, воздух чистый. Дело в том, что через одну из труб постоянно нагнетается свежий воздух. После процедуры шерстяной перчаткой вытирают пот, делают массаж, становятся под душ или направляются в бассейн. Следует сказать, что римско-ирландские бани, отличающиеся умеренной температурой, равномерно распределенной по всему помещению, и хорошей вентиляцией находят приверженцев во многих европейских странах.