• В хижинах неолита
  • На службе фараонов
  • Равные богам
  • В боевых порядках легионов
  • Дороже человеческих душ
  • Древнейшие страницы

    В хижинах неолита

    Древнейшие страницы истории погребены в земле. Первыми их «прочитывают» археологи. При раскопках на берегах североевропейских рек и озер наряду с большим количеством створок раковин были обнаружены окаменевшие останки ископаемой собаки, относящиеся к раннему неолиту.

    Некоторая выпуклость височных костей и укороченная морда характеризуют ископаемую собаку как домашнее животное. Сравнительные измерения костных останков показали, что предками пожирателей раковин были волки.

    К числу древнейших ископаемых домашних собак принадлежит и небольшая, похожая на шпица, так называемая болотная или торфяная собака. Название это ей дали потому, что черепа таких собак часто находили в залежах торфа.

    Округлые небольшие черепа предка шпица были обнаружены при раскопках свайных поселений, которые устраивали люди 20—30 тысяч лет назад на отмелях рек, озер и даже на побережье Балтийского моря. Попасть в эти поселения — островки безопасности древнего мира — собака могла только вместе с человеком, что, несомненно, свидетельствует о ее одомашнивании.

    Кости торфяной собаки, которая появилась позднее «раковинной», — тоньше, костяк легче. Но морда короче, череп более выпуклый. У батаков, жителей Северной Суматры, и по сей день, содержатся круглоголовые собачки, похожие на древних торфяных. Они — прекрасные сторожа и, подобно шпицам, отличаются живостью характера. Ловко взбираются в хижины батаков по высоким приставным лестницам (дома этот народ сооружает на сваях, подобно древним жителям Прибалтики). И так же, наверное, как и древние торфяные собаки, их «собратья» в северосуматранских свайных поселках в случае очень серьезных сбоев в поставках продовольствия употреблялись хозяевами в пищу.

    Многие исследователи полагают, что от древних свайных собак произошли не только шпицы, но также шнауцеры, пинчеры и терьеры.

    У-у-у! Подлый изменник!

    При раскопках в районе Ладожского озера в свайных постройках эпохи неолита ученый-археолог, профессор А.А. Иностранцев обнаружил более крупные и несколько видоизмененные скелеты торфяных собак. По мнению советских кинологов, эти собаки представляли собой продукт целенаправленного отбора и, возможно, скрещивания. Они — наиболее вероятные предки северных волкообразных пастушеских пород собак.

    Люди с давних времен стали изображать собак сначала на скалах, затем на фресках, картинах, вазах, запечатлевали в дереве, глине и камне.

    Летом 1983 года в нашей стране на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС в Саянском каньоне Енисея были обнаружены наскальные изображения эпохи бронзового века. На каменной плите древний художник изобразил фигуры людей, животных, повозки. Люди в грибообразных шляпах и без оных, с луками, вероятно охотники, преследуют круторогих козлов, которых загоняют собаки. Судя по изображению — загнутые хвосты, остроконечные уши торчком, то были лайковидные животные.

    Следовательно, своими «корнями» уходит в неолит и такая хорошо известная порода собак, как лайка.

    В эпоху неолита на территории современной Восточной Сибири водились и договидные собаки. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие договидных собак — спутников людей древних сибирских племен, следы обитания которых были обнаружены на горе Туран, исчезнувшей в глубинах Красноярского водохранилища. Туранские писаницы — такое название получили эти наскальные изображения — относятся к четвертому-первому тысячелетиям до нашей эры.

    «Собаки вошли в человеческое общежитие не как безответственная скотина, а как активный сотрудник во время охоты и при охране имущества».

    (С. СТАРИКОВИЧ, публицист.)

    Типичной собакой периода неолита можно считать упоминавшегося уже австралийского динго, охотничью собаку аборигенов Австралии.

    Вожак упряжки на привале. Черепа болотного шпица и современного (вверху); вольф-шпиц (волчий шпиц), лайка и чау-чау.

    К бронзовому веку относят так называемых пепельных или зольных собак: их черепа обнаруживают в зольных остатках древних жертвенных костров. Очевидно, пепельная собака была охотничьей, и ее приносил в жертву как большую ценность первобытный охотник, умилостивляя этим свое божество для удачной охоты.

    Черепа пепельных собак, существовавших четыре-пять тысяч лет до нашей эры и по своей форме напоминающих череп современных гончих, в большом количестве найдены на территории СССР.

    К той же эпохе относится и так называемая бронзовая собака, от которой, как полагают, произошли немецкая, шотландская и некоторые другие овчарки.

    Среднеевропейское поселение 3-го тысячелетия до н. э. (неолит). Иллюстрация из книги «Люди древних времен» З. Буриана.

    На северо-западе Европы, в горах Скандинавии, в слоях почвы, датируемых пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры, до сих пор находят скелеты элькхунда, «лосиной» собаки, с которой охотились люди каменного века. Элькхунд, лайковидная мощная собака с массивным костяком, сохранилась в почти неизменном виде и до наших дней. Мастью она схожа с немецкой овчаркой, которая, возможно, находится с элькхундом в ближайшем родстве.

    Итак, по мнению ученых, одомашнивание человеком собаки началось десятки тысяч лет назад, в каменном веке. А почему не раньше? Или отчего не позже вдруг пришло в голову нашему древнему предку подобрать волчьих щенков и, вместо того чтобы съесть добычу, приняться выкармливать их молоком, приютить у костра, воспитывать как союзника и друга?! Одним словом, заниматься явной благотворительностью, проявив при этом определенную дальновидность, можно сказать, прозорливость, склонность к «научному прогнозированию»…

    В своде законов Древнего Рима еще за пятьсот лет до нашей эры было зафиксировано: «тот сделал, кому выгодно». Этот постулат и по сей день лежит в основе любого серьезного расследования.

    Домашнего пса сотворил человек, осознав свою выгоду. Именно тогда в жизни человека произошел качественный скачок. Данный рубеж был своего рода началом новой эры асе-го людского рода: на смену неандертальцам пришел человек так называемого кроманьонского типа — дальний родственник современного человека.

    С появлением кроманьонца, «гомо сапиенса», человека разумного, происходит дальнейшее усложнение форм общественной жизни, укрепление первобытных стоянок, увеличение числа их обитателей. И естественно, совершенствование методов охоты и охотничьих снастей, ибо рост числа кроманьонских душ требовал увеличения отловленных голов дичи. А развитое скотоводство еще отсутствовало.

    Различные породы домашних собак произошли от волков посредством направленной человеком эволюции.

    Искусственная изоляция обеспечивает сохранение этих подвидов.

    Слева (вверху): афганская борзая, бельгийская овчарка, длинношерстная такса, папильон.

    Справа (внизу) различные виды борзых возникшие путем естественной изоляции, генетически отделенные друг от друга: гривистый волк, красный волк, кустарниковая собака, фенек.


    Неандертальцы оставили нам немало наглядных свидетельств своей жизни: «картинные галереи» на стенах пещер, рисунки и гравюры на орудиях охоты и труда, предметах быта. Здесь портреты неандертальских современников из числа родных и знакомых, сцены охоты и сражений, изображение дичи, истребляемой в значительном множестве: мамонтов, бизонов, туров, носорогов. И различных хищников: львов, медведей, волков.

    В неандертальских «вернисажах» нет только изображения собак. Потому что у неандертальца их просто не было. Собака неандертальцу была не нужна: древние люди и без их помощи одолевали неуклюжего мамонта, добывая сразу гору питательного высококалорийного продукта. Но вот, когда из рациона питания исчезли мамонты, европейские бизоны, длинношерстные носороги и большинство туров, кроманьонцам пришлось переключаться на быстроногую дичь — антилоп, лошадей, оленей. И здесь-то появление собаки стало исторической необходимостью. Собака, как уже отмечалось, стала самым первым домашним животным человека и помогла ему одомашнить других животных.

    Именно она сделала возможным появление развитого скотоводства. Она собирала стадо и охраняла его от своих кровожадных предков — волков. Развитие скотоводства в свою очередь привело к появлению земледелия: обеспеченный прирученным и надежно охраняемым мясом, гомо сапиенс мог подумать о хлебе насущном, заняться его выращиванием. (Конечно, все это — упрощенный вариант эволюции.)

    Другой наиважнейший момент: еще в полудиком состоянии, следуя за человеческой ордой, собаки своим лаем предупреждали людей в пути и на стоянке о приближении опасных врагов или хищных зверей. Собака раскрепощала человека от страха перед неизвестностью.

    А поскольку научный мир до сих пор не может объяснить, почему на смену неандертальцам пришли кроманьонцы, я выдвигаю свою гипотезу: может быть, именно собака и сотворила человека разумного, собаколюбивого?! А неандерталец — это гомо сапиенс, у которого не было собаки?… Ведь сказал же по этому поводу академик И.П. Павлов: собака сделала человека человеком.

    С тех пор как люди начали обретать чувство коллективизма, у них возникла эмоциональная и интеллектуальная потребность знакомиться ближе с другими животными. Это проявилось и проявляется в поведении человека по отношению ко всем живым существам, начиная с собаки и кончая слоном. Но чаще всего это обращено именно к собакам, которые по своей натуре более других расположены, понять человека или, по крайней мере, разрешить ему проявлять свои чувства.

    …Было такое.
    Дорогою древней,
    Глядя на эти же звездные блики,
    Тихо брели к первобытной деревне
    В шкурах охотник
    и пес полудикий.
    Лес им не страшен —
    ведь стало их двое!
    Объединились,
    друг другу поверя,
    Чтоб защититься от волчьего воя,
    Прачеловек
    и подобие зверя…
    Время течет,
    изменяются взгляды.
    Кто-то неумный сказал,
    что он вреден —
    Пес,
    к батарее таскавший снаряды
    И защитивший меня от медведя.
    Я перед ними в долгу буду вечном.
    И не понять тем, кто мыслит иначе,
    Что человеку,
    чтоб стать человечней,
    Преданность надо увидеть собачью.
    Как я хочу,
    чтоб в грядущем столетье,
    Так же как мы,
    средь осеннего мрака
    Шли по тропе
    под созвездьем
    вот этим
    Двое друзей — человек и собака.
    (Д. НАРТОВ. «Человек и собака»)

    В эпоху неолита человек разумный от стадного образа жизни охотника и собирателя перешел к оседлому существованию: стал разводить животных и выращивать растения. А помогла человеку в этом собака. Человек перед нею в вечном долгу. Это не информация к размышлению. Это информация к действию. В пользу собаки, разумеется.

    Вот как описывает вероятный случай одомашнивания щенка К. Лоренц:

    «Вполне вероятно, что какая-то женщина, а то и маленькая девочка, играя в «дочки-матери», подобрала осиротевшего щенка и вырастила его в своем доме. Бедняжка, наверно, скулил и плакал, но никто не обращал на него внимания — в те дни чувствительность была людям несвойственна.

    Но вот мужчины уплыли на охоту, а женщины занялись рыбной ловлей. И почему бы вам не вообразить, что маленькая девочка обитателей озерной хижины отправилась туда, откуда доносилось жалобное повизгивание, и в конце концов обнаружила в земляной пещерке крохотного щенка, который бесстрашно заковылял к ней навстречу и принялся лизать ее протянутые руки.

    Мягкое, круглое, пушистое существо, без сомнения, пробудило в этой маленькой девочке каменного века такое же стремление таскать его на руках и нянчить, какое мы наблюдаем у маленьких девочек нашей собственной эпохи, ибо порождающий его инстинкт материнства не менее древен, чем сам человек.

    Вернувшись домой, родители девочки с удивлением и без особого восторга обнаруживают там сонного объевшегося шакаленка. Родительское сердце даже в каменном веке все-таки не могло быть настолько уж каменным, и щенку разрешают остаться в доме. Благодаря сытному и обильному корму он быстро растет, становясь большим и сильным. Тут его пылкая любовь к девочке начинает претерпевать изменения, и, хотя отец, глава семейства, не обращает на собаку внимания, она постепенно отдает свою привязанность уже не ребенку, а взрослому. Другими словами, наступает момент, когда щенок, будь он на воле, ушел бы от матери.

    До сих пор в жизни нашего щенка девочка играла роль матери, но теперь отец занимает для него место вожака стаи, которому рядовой член стаи обязан непоколебимой верностью. Вначале мужчине эта привязанность только досаждает, однако вскоре он осознает, что на охоте такая прирученная собака будет гораздо полезнее полудиких шакалов, которые держатся на берегу возле поселка, но по-прежнему боясь человека, нередко убегают именно в тот момент, когда им следовало бы задержать затравленную дичь. Да и к дичи прирученная собака относится куда бесстрашнее, чем ее дикие собратья, так как ее юность прошла в безопасности человеческого жилья, и ей не пришлось на опыте познакомиться с клыками и когтями крупных хищников. Вот так собака вскоре становится постоянным спутником мужчины, к немалому огорчению девочки, которая видит теперь своего бывшего питомца, только когда ее отец возвращается домой, — а в каменном веке отцы отлучались из дому очень надолго.

    Однако весной, в ту пору, когда шакалы щенятся, отец как-то вечером входит в дом, таща на плече мешок из невыделанной шкуры, в котором кто-то копошится и повизгивает. Он раскрывает мешок, и девочка подпрыгивает от радости, потому что на пол выкатываются четыре меховых шарика. Только мать недовольно морщится, считая, что хватило бы и двух…»

    Разумеется, могли быть тысячи других вариантов вхождения канидаэ и их детенышей в орбиту человеческой жизни. Тем более что приручение домашних животных проходило в различных частях земного шара, разумеется, не одинаково, а в зависимости от форм экономических и общественных отношений человеческого общества.

    Лошадь, корова, овца и прочие, истинно домашние животные по сути дела — пленники, прирученные с помощью принуждения. Иное дело — собака. Это самое уникальное творение человека, стоящее особняком во всем животном мире. Ибо собака — не зверь. Она может озвереть от дурного воспитания или участи, однако никогда полностью не откажется от своего создателя — человека.

    Вот какая у меня замечательная собака!

    Мой сосед Юрий Алексеевич, хозяин бравого эрдельтерьера по кличке Илюша, считает, что даже термин «животное» применительно к собаке звучит унизительно. Действительно, ее нельзя считать таким домашним животным, как, скажем, свинья или гусь.

    Правда, собака — почти полноправный член семьи — в давнем историческом прошлом иногда употреблялась человеком в пищу. Но люди делали это, лишь исчерпав все другие возможности добычи пищи. (И поступали так не только с собаками.)

    Мясо собак и по сей день остается лакомством у некоторых народов, например у корейцев. Я в этом как-то убедился сам, посетив корейский колхоз на юге Сахалина.

    Впрочем, иногда именно собачье мясо спасало людей от неминуемой смерти. Так было, например, в экспедиции Руальда Амундсена к Южному полюсу в 1911 году. Заранее запланированные в меню котлеты из собачатины позволили норвежскому исследователю успешно достичь полюса и благополучно вернуться назад.

    Существует выражение: «Собаку на этом деле съел». То есть стал большим специалистом в чем-либо. Откуда и как возникло это выражение? Трудно сказать: может быть, тот, кто его создал, тоже участвовал в покорении какого-нибудь полюса?

    Бобтейль — английская пастушья собака: «Перед рингом нужно сохранить начес».

    Известный мореплаватель и путешественник Джеймс Кук, посетивший в 1769 году остров Таити в Тихом океане, писал: «Главная пища островитян — овощи; туземцы поглощают их в огромном количестве. Туземцы приручили свиней, птиц и собак. Мясо последних они научили нас употреблять в пищу, причем кое-кто пришел к выводу, что это блюдо уступает лишь английскому ягненку. Надо отметить, что собаки Южных морей питаются овощами…»

    Бывает, что в экстремальных условиях и сегодня собачатина идет в ход. Иногда встречаются в зарубежной прессе сообщения, что собак употребляют в пищу бедняки. Так, бельгийский журнал «Вуф» недавно опубликовал материал о семье неких Монье, жителях французских Вогезов. Оставшись без работы, папаша Монье, дабы прокормить жену и пятерых детей, перешел на рацион из отловленных им кошек и собак. Это, конечно, исключение, ведь обычно цивилизованные люди собак не едят: как-никак друзей пожирать не принято.

    Как же началась дружба человека и собаки? Вот что рассказывает об этом одна из легенд австралийских аборигенов. Вскоре после создания мира глубокая пропасть рассекла землю пополам. На одной стороне пропасти оказались люди, на другой — животные. Все четвероногие ничего не имели против подобного разделения. Все, кроме собаки. Она подбежала к краю пропасти и принялась жалобно скулить и выть. Человек услышал ее, подошел к пропасти и увидел мольбу в глазах собаки. «Прыгай!» — сказал он. Собака прыгнула, однако расселина оказалась слишком широкой, лишь передними лапами удалось ей уцепиться за край обрыва. Собака залаяла, пытаясь вскарабкаться вверх. Человек подошел, схватил ее за шиворот, вытащил из пропасти и поставил рядом с собой. «Отныне ты навсегда станешь моим спутником!» — сказал он собаке.

    У разных народов мира существуют различные предположения, объясняющие причины неразрывного единства человека и собаки.

    На Мадагаскаре мне рассказали в этой связи такую легенду.

    «Посадил как-то старый Рангахи тыквы на маленьком островке посреди кишащей крокодилами реки. Никто до него не бывал еще на этом островке, никто не осмеливался даже войти в реку. У Рангахи же был фаниди — талисман от крокодилов, поэтому он их не боялся.

    И вот однажды утром отправился Рангахи полоть свои тыквы. Только влез он в воду, как Крокодил сцапал его и потащил на дно. Голодный был Крокодил, талисман на него не подействовал.

    Случайно пробегала мимо Собака. Увидела она, как схватил Крокодил Человека. Решила Собака обмануть Крокодила и говорит ему:

    — Эй, приятель! Возьми меня в компанию, очень уж есть хочется!

    — Ну что ж, — отвечает Крокодил, — плыви сюда, съедим добычу вместе!

    На это Собака ему отвечает:

    — Спасибо, дружище! Только плавать-то я не умею, тащи лучше добычу сюда!

    Согласился Крокодил, но предупредил Собаку:

    — Смотри, — говорит, — чтобы не сбежал человек-то!

    — Что ты! — отвечает Собака. — Где же это видано, чтобы еда изо рта убегала!

    Вытащил Крокодил Рангахи на сушу, отдал Собаке, а та тотчас же отпустила Человека.

    — Возвращайся, — говорит ему Собака, — живой да здоровый к жене своей, к деткам!

    С тех пор и полюбил Человек Собаку».

    Характерно то общее, что объединяет оба варианта — австралийский и мадагаскарский: признание изначальной и бескорыстной любви собаки к человеку.

    «Великое благо — верить. И любить. Собака без такой веры — уже не собака, а вольный волк или (что хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга — человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни».

    (Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ. «Белый Бим Черное Ухо»)

    …Говорят, в собаке человек нашел друга. Я бы сказал иначе: в собаке человек сотворил себе друга.

    На службе фараонов

    Древнеегипетские фрески, каменные барельефы, слоновая кость запечатлели охотничьих гладкошерстных собак типа легавых, а также мощных сторожевых псов типа мастифов. Были у египтян собаки с висячими и стоячими ушами, с однотонным окрасом и пятнистые, напоминающие современных далматских собак.

    Это настолько редкая собака, что мне не удалось сфотографировать ее ни в нашей стране, ни в целом ряде стран Европы, которые довелось посетить.

    Пришлось взять ее изображение на почтовой марке африканской страны Мозамбик. И собака эта — типично африканская по происхождению.

    Ее имя — басенджи.

    Известно, что басенджи водились, болев 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

    Судя по рисункам на стенах погребальных камер египтян, это были небольшие собачки с закрученным штопором хвостом, бойкие на вид. Они отличались тем, что никогда не лаяли. Другой особенностью каждого басенджи, как свидетельствуют древние папирусы, была исключительная чистоплотность: басенджи вылизывает себя словно кошка.

    Басенджи издавна высоко ценились и были доступны только аристократам. Их ценили, в частности, за выраженную элегантность и законченность форм. Впоследствии возникло мнение, будто басенджи полностью вымерли.

    Однако в конце прошлого века они были обнаружены у некоторых племен банту в Конго. В частности, у племени басенджи; отсюда и название собак.

    У африканцев басенджи содержались в полудиком состоянии на полном самообеспечении. Туземцы привязывали своим псам на шею колокольчики и использовали их на охоте. Аборигены называли басенджи «собака, прыгающая вверх и вниз» за способность высоко подпрыгивать в слоновой траве, высматривая дичь.

    В 30-х годах XX века басенджи были ввезены в Англию и США, где эти собаки, похожие на грациозных маленьких газелей, быстро стали любимцами горожан: их отличает веселый, но уравновешенный нрав, преданность хозяину и, как уже отмечалось, неспособность лаять.

    Это не значит, конечно, что басенджи абсолютно немое существо. Древнеегипетская собачка способна ворчать, производить звуки, похожие на смех, и даже весьма мелодично завывать — «петь», как утверждают любители этой редкой породы.

    Однажды на выставке собак в Лондоне произошел беспрецедентный случай: получив за экстерьер большую золотую медаль, трехлетний басенджи с претенциозной кличкой Черчилль внезапно решил нарушить обет пятидесятивекового молчания.

    Радостно-взволнованный, он во всеуслышание произнес: — Гав!

    Видимо, и в собачьем мире нет правил без исключения…


    Различные памятники Древнего Египта донесли до нас изображения стрелков из лука с сопровождающими их собаками, которые использовались для нападения и преследования врагов. Возраст этих памятников — 5—6 тысяч лет.

    По мнению многих ученых, Египет, Африка — родина всех борзых собак. Во всяком случае, первые изображения борзых с явными признаками одомашнивания появились именно у древних египтян.

    Особой любовью у египтян в древности пользовалась борзая салюки, выходец из долины Евфрата, страны шумеров. Изображения салюки, обнаруженные на гробницах знатных людей, датируются 2100 годом до нашей эры.

    Волки (гривистые волки) являются родоначальниками борзых и гончих собак.

    Судя по древнегреческим описаниям, охота с борзыми долгое время была неизвестна европейцам. Иное дело — Азия: останки похожих на салюки собак ученые находят в современной Сирии, в раскопках поселений шестого тысячелетия до нашей эры.

    По мнению некоторых западных кинологов, именно Древний Египет — прародина и афганских борзых, которые в большом количестве содержались на псарнях фараонов, а затем получили широкое распространение на Синайском полуострове и в Восточном Средиземноморье; через древний Иран они попали в Афганистан, который стал их второй родиной.

    У советских же кинологов существует мнение, что предками афганских борзых были среднеазиатские борзые тазы.

    Тазы, борзые советской Средней Азии, — редкие и оригинальные собаки, потомки арабских гончих — салуки.

    По преданию, именно пара египетских борзых представляла весь собачий род на Ноевом ковчеге. Так что если исходить из этой библейской посылки, то все современные собаки — потомки борзых предусмотрительного папаши Ноя…

    Элегантные, утрированно сухие среднеазиатские борзые — продукт многовековой охотничьей культуры.

    Птицей догоняют эти собаки увертливого пустынного зайца-толая, шуструю маленькую лисичку-корсака, а в недалеком прошлом от лучших тазов не уходили даже быстроногие джейраны. Недаром существует легенда о том, что резвейшие тазы появляются на свет из яйца красной утки-огаря, передавшей собаке скорость своего полета.

    Разнообразие климата, степной растительности, грунта в различных областях и краях СССР, да и изменчивость самого объекта охоты — зверя — все это неизбежно вело к разнообразию некоторых запросов охотника к собаке в разных местах, а отсюда, конечно, и к созданию целого ряда разновидностей ловчих собак.

    У «азиатов» сильно развиты те же качества, что и у борзых других пород, — резвость, зоркость, поимистость, маневренность (ловкость) на угонках, жадность и злоба к зверю, а также сила и выносливость, позволяющие собаке работать подолгу и настойчивой скачкой брать на измор даже особенно резвого зверя. Но в работе «азиаты» имеют важное отличив от русской борзой: кроме зрения они нередко пользуются и чутьем, могут разыскать зверя по следу, что другим борзым собакам совершенно не свойственно.

    Среднеазиатских борзых редко увидишь на выставках. Многие держатели их понятия не имеют о ведении родословных.

    Однако они тщательно отводят поколения своих питомцев от лучших полевых собак, жестко выбраковывают медлительных тупиц и ублюдков. Играя важнейшую роль в охотничьем промысле, борзая пользуется у среднеазиатских охотников большим почетом; нередко хозяин держит любимицу в своем жилье и для спанья подстилает ей ковер.


    Разводили египтяне и декоративных комнатных собачек, считая их лучшим подарком ребенку, в частности малых борзых и левреток. В Древнем Египте собаки в доме каждого египтянина пользовались большим почетом и уважением. Древнегреческий историк Геродот авторитетно свидетельствует: когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур. В соответствии с тогдашним обычаем они брили головы и длительное время не прикасались к еде.

    Тело усопшей собаки в Древнем Египте подвергалось бальзамированию, его оборачивали тонкими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. Сопровождающие лица, все члены траурной процессии горько рыдали и причитали, как это и положено при кончине дорогого члена семьи…

    Левретки. Древний Египет. Анубис — бого-пес.

    Египтяне даже построили в честь собак специальный город Кинополис, Город Собак. Если кто из обитателей других городов убивал собаку из Кинополиса, жители города считали это достаточным поводом для объявления войны…

    И напрасно было пытаться спрятать тело убитой собаки, скажем, закопать в землю — «детективы» из Кинополиса все равно его находили. Вероятно, отсюда и пошло выражение: «Вот где зарыта собака!»

    И теперь так говорят, если обнаружат нечто тайное, криминальное или загадочное…

    Роль собаки в Древнем Египте отнюдь не ограничивалась чисто утилитарной сферой: охотой, охраной имущества или развлечением подрастающего поколения, египтяне прежде всего относились к собаке как к божеству.

    Собачью голову имел достопочтенный Анубис, бог-пес с телом человека, бог мертвых. Его изображения находят на стенах погребальных камер и гробниц, на барельефах. Правда, иногда голову божественного Анубиса именуют шакальей. Но видимо, это не принципиально.

    Как правило, собака входила важным непременным элементом в заупокойный культ усопших как страж преисподней и спутник загробного существования душ. Анубис, собакоголовый бог подземного царства древних египтян, конвоировал их души в зал судилища, где он взвешивал сердца усопших, символ души, на специальных весах, используя в качестве разновесов легчайшие пушинки.

    Не исключено, что роль собаки в заупокойном культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты исследований древненубийской культуры Керма, существовавшей на севере нынешнего Судана, показывают, что около четырех тысяч лет назад рядом с государством фараонов в долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами. Но к этому времени ее самобытная культура уже испытала влияние египетской, и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков.

    В захоронениях культуры Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой руке — палка, рядом — веер из страусовых перьев, по левую руку лежал маленький кожаный кошелек, а у ног — молодая собака рыжей масти. Эта собака, точнее, то, что от нее осталось, напоминает басенджи, пастушескую собаку, которая была широко распространена в долине Нила еще 500 лет назад.

    Равные богам

    Веру в божественную сущность собаки разделяли и многие ученые древности, корифеи точнейших наук.

    …Когда древний математик Пифагор возвратился из Египта в родную Грецию, он настоятельно рекомендовал своим последователям держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели.

    В существование бога в образе собаки некогда верили различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем, конечно, богоугоднее деяние…

    Вылизывание же псом человека или части его тела, по мнению предков эфиопов, означало великую милость всевышнего, можно сказать, сверхнаграду. И наоборот, злобный лай собаки однозначно трактовался как явное божье недовольство. А рычание пса на подданного могло стоить тому головы…

    И по сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы государства мертвецов, — каждый заблуждается по-своему.

    Новогвинейские собаки во всяком случае от этого лишь выгадывают: островитяне весьма их уважают, всюду носят с собой на руках или в мешке за спиной. Правда, собаки на острове Новая Гвинея мелкие, особой тяжестью не отличаются. Догов и сенбернаров на этом острове не водится…

    Культ собаки был свойствен и древней Месопотамии, куда еще в незапамятные времена были завезены собаки с Тибетского плоскогорья. О них упоминает клинообразная письменность приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры.

    В период более поздней ассиро-вавилонской культуры собаки применялись для охоты на крупных зверей и использовались в качестве боевых псов, о чем свидетельствуют дошедшие до нас каменные изображения. Мощные мастифы были непременными спутниками царя царей Ашурбанипала в его охоте на львов, которые 2500 лет назад в тех краях еще водились.

    Древние ассирийцы и вавилоняне считали избиение собаки отвратительным преступлением; среди них утвердилось мнение, что убить человека — меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Ибо — заявляли древние мудрецы — «не может дом существовать сам по себе, без овчарной собаки, без домашнего пса».

    Древнегреческая богиня Диана с собакой. Эрмитаж. Ленинград.

    Хотя оговоримся: существовал у вавилонян в отношении собак и обычай, который сейчас вряд ли может вызвать одобрение. На растерзание собакам швыряли нежеланных детей.

    По преданию древних жителей Месопотамии, именно собаке — псу с четырьмя желтыми глазами была поручена охрана важнейшей тамошней «коммуникации» — моста в потусторонний мир, через который надлежало проследовать душе покойника. Регулируя безопасное движение месопотамских мертвых душ, пес облаивал силы тьмы, держа их в надлежащих рамках, не допуская с их стороны никаких злокозненных действий…

    И поныне племена Северного Борнео полагают, будто огнедышащая собака охраняет врата рая, обладая за свою верную службу особой привилегией: ей принадлежат все поступающие в рай девственницы.

    Образ собаки-«вахтера» потустороннего мира усопших и пастыря их душ имел также свои аналоги в культах древней общественности Греции, Рима, Индии, Ирана, Мексики, других стран.

    Еще пример из жизни древнегреческих канисов фамилиарисов: как свидетельствует великий Гомер, только верный пес Аргус сразу признал постаревшего Одиссея, когда тот после долгих лет странствий и похождений вернулся наконец в родной дом и стал наводить там надлежащий порядок.

    Вот как это было.

    …Медленно продолжали свой путь Эвмей-свинопас с Одиссеем. Наконец приблизились они к дворцу Одиссея. Оттуда неслись звуки кифары и пение. Пир женихов был в самом разгаре. Эвмей и Одиссей, громко разговаривая друг с другом, вошли во двор. Там на куче навоза у самых ворот лежала старая собака Одиссея, Аргус. Едва только услыхала она голос своего хозяина, как насторожила уши. Почуял верный Аргус своего господина, вильнул хвостом и хотел подняться, чтобы броситься ему навстречу, но был уже не в силах двинуться.

    Всеми брошенный, старый, он издыхал. Узнал своего верного Аргуса и Одиссей. Слеза скатилась из его глаз; поскорее смахнул он слезу рукой, чтобы не заметил ее Эвмей.

    Шевельнулся Аргус и издох. Двадцать лет ждал он своего господина и сразу узнал его, даже под видом нищего.

    Так рассказывает Гомер.

    Актеон защищается от напавших на него собак, посланных Дианой (барельеф). Древняя Греция.

    Область почитания собаки распространилась у древних греков и на небесные сферы. Восход звезды Собаки, Сириуса, знаменовал собой начало нового года у афинян, а собака могучего охотника Ориона в порядке поощрения была превращена древнегреческими астрономами в ярчайшее созвездие на небосводе.

    Фрагмент древнегреческой вазы.

    И конечно, согласно древнегреческой мифологии, трехглавый адский пес Цербер, на шее которого с грозным шипением шевелились змеи, сторожил выход из мрачного царства Аида, неумолимого брата Зевса, не допуская возврата душ умерших в общество живых людей.

    Там, в царстве Аида — по-древнеримски Плутона, — на берегах священной реки Стикса (не путать с Летой!) водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту великой богини Гекаты, которая блуждала безлунными ночами в глубокой тьме по дорогам и у могил, сопровождаемая (помимо стигийских собак) всякого рода привидениями и чудовищами, насылая на спящих людей жуткие кошмары и тяжкие сны. Геката слыла помощницей в колдовстве и по совместительству — против колдовства; чтобы задобрить ее, люди приносили в жертву собак.

    Пес рангом ниже Цербера — всего лишь двухголовый, по кличке Орфо, — согласно древнегреческим мифам, пас коров любимца богов Гериона.

    Использовали собак боги древних греков и на охоте — взять хотя бы ту же Артемиду, которая превратила в оленя охотника Актеона (он тоже охотился с собаками) за то, что несчастный юноша застал богиню за раздеванием. Суровые, надо сказать, нравы царили в древности!

    Кстати сказать, собак Актеона — они тоже ведь таращили глаза на обнаженную богиню! — суровая девственница никак не покарала. Ибо в Древней Греции собака даже у богов пользовалась уважением. Понятно, почему никто в Греции в те времена не удивлялся, когда философ Сократ то и дело клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку тоже большим философом…

    На этой монгольской почтовой марке изображена декоративная комнатная собака редкой породы папильон.

    В переводе с французского это слово означает «бабочка»: ушки собаки, окрас которых — черный, красный или песочного цвета — частично переходит на белую мордочку, напоминают крылья бабочки.

    Папильон — это карликовый спаниель со стоячими ушами, выведенный в Испании и Италии в XV–XVI веках. Не исключено, что в формировании породы папильон принимали участие мексиканские собачки чихуахуа.

    Разновидность папильонов с висячими ушами во Франции называется «карликовый спаниель с висячими ушами».

    Папильон, как считают специалисты, поколениями выращивался с единственной целью — для дамского времяпрепровождения. Известно, что папильоны долгое время пользовались большой популярностью при дворе французских Людовиков. Собачка из породы папильон была любимицей казненной французской королевы Марии-Антуанетты, которая не расставалась с ней до самой плахи.

    И ныне папильоны, изящные миниатюрные собаки, словно самой природой предназначенные в спутники человеку городскому, во Франции в большой чести: несмотря на кажущуюся хрупкость, папильон легко переносит резкие смены температур, не боится ни жары, ни зимних холодов.

    У папильона длинная шелковистая шерсть; высота в холке собаки составляет 20—25 сантиметров, вес — до 4 килограммов. Папильоны распространены ныне помимо Франции также в Бельгии, Англии, США и Голландии. Папильон — веселая, игривая собака.


    Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции — Диоген. Он следовал в жизни заповедям циников, согласно которым не нужно соблюдать какие-либо приличия в обществе, а наоборот — стремиться к «абсолютной свободе». Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку, которая не обременена необходимостью придерживаться правил приличия. Когда Александр Македонский познакомился с этим удивительным «поборником свободы», то услышал такой совет: «Приобрети себе собаку, которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе». В ответ Александр воскликнул: «Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!»

    Великий Рим не уступал эллинам в интересе и любви к собакам. Римляне различали пастушеских собак, охотничьих и, конечно, боевых. На римских аренах сражались молоссы из Эпира и мощные доги из Британии.

    Римляне выбивали изображения собак на своих монетах, изображали их на фресках, выкладывали в мозаичных панно. Их воспевал в своих стихах великий Вергилий.

    Но особой популярностью у граждан и гражданок «вечного города» пользовались комнатные собачонки. Они в большом количестве содержались во дворцах аристократов всех калибров. Комнатные собаки были так любимы в домах римских патрициев, что Юлий Цезарь как-то даже поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение в любви декоративным собачкам…

    Обожествление собаки предшествовало культу Солнца в древнем Перу, а многие племена индейцев Аляски полагали, будто предками их были местные лайки. Небезынтересно отметить, что антиподы аляскинских обитателей, аборигены Суматры, были точно такого же мнения. Только, разумеется, род свой они вели не от лаек, которые на острове не водились, а от иных лающих предков…

    Индейцы племени потаватуми, люди с весьма богатой фантазией, утверждали, что, когда старуха, которая взобралась на Луну, окончит вязать свою корзину, наступит конец света. Но к счастью для рода людского, всякий раз, когда злокозненная бабка должна вот-вот завершить свою работу, появляется Большая Собака. Она проглатывает бабкин полуфабрикат и тем самым спасает человечество от неминуемой гибели. Доказательство сего процесса для них очевидно: ведь именно поэтому происходят периодические лунные затмения…

    Сцена охоты на древнеримском горельефе. Римские бани. Потсдам.

    Собаке поручались не только души людей. И поныне в некоторых странах мира тело усопшего иногда предается не земле или огню, а «попечению» клыков собак либо хищных зверей. Напрасно было бы упрекать при этом организаторов подобных похорон в дикости: вероятно, по их верованиям, именно желудок животного — лучшее вместилище души дорогого покойника…

    Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.

    В боевых порядках легионов

    Отношение к собаке в еще не открытой Америке в прошлом удивительно соответствовало установкам многих обитателей Старого Света. Ацтеки, например, своих собачек однозначно считали священными животными. С их помощью, полагали подданные Монтесумы и прочих ацтекских тоталитарных правителей, душа человека может спастись после его смерти. Ибо именно собаки предназначены помочь душе человеческой найти верный путь в потусторонний мир. Поэтому последний взор, умирающий ацтек обязательно обращал на свою собаку, бесспорно видя в ее преданных глазах готовность исполнить любое желание хозяина…

    Собака занимала высокий ранг и в обществе древних персов. Их бог — пес Ахура Мазда — весьма гордился тем, что он «самоодет, самообут, бдителен, острозуб, рожден охранять людское добро».

    Находили древние персы разнообразное применение своим псам и в повседневной жизни. Так, они использовали собак в боевых порядках своих войск. Известно, например, что древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры широко применял при атаках противника своры мощных боевых мастифов, вес которых достигал почти центнера.

    Этот обычай — явное заимствование: халдеи еще в IX веке до нашей эры при вторжении в Южную Месопотамию обучали собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами. Впоследствии использование боевых псов имело место и в Древнем Риме.

    Около двух тысяч лет назад договидные собаки вместе с азиатскими овцами в качестве военных трофеев были завезены в Грецию, где широко распространились. По преданию, эти собаки были подарены Александру Македонскому в Индии и происходят от тибетских догов, высокоценимых в то время в Месопотамии. В Римскую империю они проникли из Греции под названием «эпирских» собак или молоссов, и из Восточной Европы — из сарматского племени аланов под названием «аланской» собаки. Своры обученных боевых молоссов придавались римским легионам. В войнах рабовладельческого периода собаки в бою составляли первую шеренгу, во второй шли рабы, а в третьей — воины.

    Молоссы, прославленные поэтами Древнего Рима, отличались такой силой и свирепостью, что могли вступать в поединок со львами или медведями. На потеху римлянам они использовались для бесчеловечного представления на аренах цирка в боях с гладиаторами и дикими зверями.

    «Спустите боевых псов!» — кричал Марк Антоний над телом убитого Юлия Цезаря.

    Молоссы дали начало целому ряду крупных и сильных пород: догов, сенбернаров, ньюфаундлендов, ротвейлеров, аланов, кувасов, пиренейских овчарок, бульдогов и других.

    Месопотамская боевая собака (ассирийский барельеф).

    Впрочем, главной сферой применения собачьих талантов и в Древней Греции, и в Древнем Риме была охота, охрана дома и имущества, игры с чадами и домочадцами. Кроме молоссов и мастифов популярны были также гладкошерстные гончие, различные комнатные собаки, особенно предки мальтийских болонов — мелиты.

    В дошедших до нас произведениях древнегреческих писателей имеется немало указаний, что древние греки тоже весьма ценили собак и широко применяли их в хозяйственной деятельности.

    Более 2300 лет назад некий Ксенофон, военачальник из Афин, составил первый известный в мире кинологический трактат «Псовая охота», в котором он описал различные способы натаски собак, разыскивающих дичь при помощи чутья. Несколько позднее древнегреческий историк Арриан сделал описание пород собак, разыскивающих дичь; он, в частности, советовал: «Обязательно погладьте гончака по голове, похвалите, если тот поймает зайца, скажите ему: «Отлично, Сиррус! Прекрасно, Боннас! Браво, мой Хори!» Ибо, подобно людям благородной души, собаки любят, когда их хвалят!»

    А кто же этого не любит?

    Английский бульдог.

    По правде сказать, древнегреческие собаки вполне заслуживали похвалы. По преданию, ведь именно они спасли от врагов город Коринф, когда уснула, упившись вином, стража городских стен, а противник в тот час хотел взять город штурмом. Враги бесшумно взобрались на городские стены, но бдительные псы набросились на них. Завязался бой людей с собаками. Верные псы держались до последнего: помощь подоспела когда в живых остался всего лишь один пес…

    На следующий день героической собаке из местной казны была выдана дорогая награда: массивный серебряный ошейник с надписью: «Защитник и спаситель Коринфа».

    Во многих странах Европы и Америки выходят красочные журналы, посвященные вопросам содержания собак и других домашних животных в городе и деревне.

    Трудно переоценить ту пользу, которую приносят десяткам миллионов людей подобные издания. Настало время выпуска аналогичного специализированного журнала и в Советском Союзе.

    Это — ротвейлер.

    Предками его считаются крупные собаки, сопровождавшие римские легионы: они охраняли продовольственные обозы легионеров, рогатый скот. Так собаки попали в европейский город Ротвейлер, где купцы использовали их для тех же целей, что и легионеры. К целенаправленному разведению породы приступили в начале XX века, именно этим периодом датируется появление названия породы — ротвейлер. Сегодня эта собака распространена и популярна во всем мире.

    Крепкого телосложения, мускулистая, мощная. При ее выведении не стремились к привлекательному экстерьеру, достоинствами считались сила и самостоятельность. Хвост у щенка обрезается на четвертый день после рождения. Шерсть короткая, гладкая, несколько жестковатая, окрас неоднородный; черный цвет спины переходит в темно-красный на морде, груди и лапах. Ротвейлер — собака уравновешенная, спокойная, умная. Очень привязана к хозяину, неподкупна и преданна, недоверчиво относится к посторонним, но не коварна. Характер бойцовский, атакует стремительно.

    Восприимчива, легко поддается обучению, быстро усваивая необходимые навыки.


    Использование собак для охраны крепостей имеет давнюю историю. Еще 6000 лет назад с этой целью собак выводили на ночь за крепостные стены и запирали ворота. Привыкшие получать пищу от своих хозяев в крепости, собаки оставались до утра под стенами, будя стражу громким лаем в случае попытки противника под покровом ночной темноты приблизиться к крепости.

    Дороже человеческих душ

    В средние века, в эпоху феодализма, расцветает слава охотничьих собак. Короли и герцоги, бароны и графы содержали охотничьи своры, в которых насчитывались многие сотни голов. Например, граф Гастон де Фуа, автор манускрипта об охоте с собаками, даже в путешествие брал с собой до полутора тысяч четвероногих охотников. Так было во Франции в XIV веке.

    Но и Азия не отставала от Европы. Венецианский землепроходец Марко Поло рассказывал, что у великого хана Хубилая, завоевавшего Китай, два брата были заядлыми охотниками, каждый из которых имел более 2 тысяч охотничьих мастифов. Сам же великий хан выезжал на охоту в сопровождении 2 тысяч охотников и 10 тысяч охотничьих собак. Можно себе представить, сколько было гама и лая!

    Обилие собак в охотничьих сворах в средние века объяснялось, видимо, тем, что в те времена, когда еще не было огнестрельного оружия, для травли серьезного зверя требовалось большое количество псов. Велики были среди них и потери. По данным французских средневековых хроник, при охоте на кабана, устроенной в XVI веке дворянином Жаком дю Фулу, в своре от полусотни собак в живых осталась лишь дюжина. А потому, так же как и средневековые рыцари, особо ценные псы облачались псарями в специальные латы и кольчуги…

    Забота вполне понятная: хорошие охотничьи собаки ценились исключительно высоко. Натасканная гончая в Англии в XI веке приравнивалась по цене к рабу. Потом цены на собак резко возросли. Спустя пятьсот — шестьсот лет в Российской империи в эпоху крепостного права помещики за хороших охотничьих собак расплачивались целыми деревнями вместе со многими населяющими их человеческими душами…

    Некоторые французские короли предписывали калечить чужих собак, дабы те не гоняли дичь в королевских угодьях. Исключение делалось лишь для мелких шавок: их вымеряли специальным «собакомером» — металлическим кольцом диаметром семь дюймов. Почему именно семь, а не шесть или восемь дюймов — старинные хроники не сообщают. Возможно, потому, что семерка относилась к числу «магических» цифр: «семь пядей во лбу», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу» и так далее.

    А спустя столетия, в XIX веке, во французском департаменте Бордо на собак свалилась иная беда: местные каниды пристрастились к поеданию винограда. И владельцы виноградников получили право повесить любого пса, появившегося вблизи без намордника…

    Уже в эпоху средневековья больных собак заботливо лечили в специальных лечебницах. Миниатюры, изображающие псовую охоту, демонстрируют и различные приемы, и способы врачевания недужных собак псарями и ветеринарами. В лечебницах существовали особые фонтаны для снабжения этих пациентов чистой проточной питьевой водой. И даже особые столбы, обвязанные соломенными жгутами, для удобства исполнения непременного собачьего ритуала.

    Но в то же время, как и в древности, в средние века собака у многих народов вызывала и всякого рода суеверные чувства. Скажем, немцы полагали, будто собака состоит в сношениях с чертом и прочей нечистью. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и дьявол в мышлении средневекового человека объединялись в зловещем единстве. И черный пес представал для них внешней оболочкой дьявола.

    Абрахам Хондиус. «Охота на кабана». Вторая половина XII века. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент монгольской миниатюры около 1720 года «Пришедшие к святым женщины выходят из воловьей упряжки». Музей Виктории и Альберта. Лондон.

    В легендах старой Англии черная собака всегда воплощала злое начало, появление ее предвещало всякого рода несчастья, болезни, смерть. В Уэльсе, например, все были твердо убеждены: если вблизи дома, где умирает человек, появляется черная собака, значит, душа покойника на том свете будет вечно страдать и мучиться.

    Местные жители — пастухи Высоких Татр до сих пор предпочитают собак белого окраса. Они считают, что черные собаки способны причинить скоту любые неприятности. Однако при этом горцы — вопреки всякой логике — полагают, будто заболевшую скотину можно излечить с помощью черной собаки, причем довольно просто: достаточно в миску с водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины тут же перейдут на собаку…

    «Императорская охота». Деталь китайского книжного свитка около 1700 года. Охотничий музей. Мюнхен.

    Даже в средневековом Китае, где в принципе считали, будто собака в состоянии отпугивать злых духов и прочую нечисть, к собакам черной масти относились с предубеждением. Бытовало мнение, будто черно-мастные псы могут накликать на хозяев беду.

    (Впрочем, в совсем еще недавние времена, каких-нибудь сто-двести лет назад, повсеместно было широко распространено убеждение: собаки якобы способны общаться со всякого рода духами, представителями потусторонних сил и загробного мира.)

    Случалось, собаки — в первую очередь, конечно, черные — на процессах «ведьм» приговаривались к казни через повешение…


    «Широкую популярность йоги ловко используют различного рода дельцы и шарлатаны. Лучше всего устроился, пожалуй, токийский «гуру» Шигенори Масуда. Он создал школу йоги для… кошек и собак. Около двухсот человек, преимущественно женщины, регулярно приводят своих питомцев на занятия, которые продолжаются около часа. Стоимость одного сеанса — 10 долларов. Масуда утверждает, что йога может избавить животных от нервных болезней, лени, ожирения и других недугов».


    Подозрения и убеждения средневековых мудрецов в отношении дьявольских связей собак нисколько не мешали людям в ту эпоху использовать собачью кожу для изготовления дамских сумочек, перчаток, обуви.

    «Охота на кабана» (фрагмент).

    В средние века широкое распространение (по инициативе людей, конечно) получили бои собак с быками, вепрями, лошадьми и друг с другом. В Англии вплоть до XIX века большой популярностью пользовалась также травля терьерами в специальных загонах корабельных крыс. В анналы английской кинологии занесен рекордсмен терьер по кличке Билли, который в 1820 году за пять с половиной минут передушил сотню мощных крыс…

    В средневековье, насколько известно, началась дрессировка собак для ловли людей. Эту практику ввел или во всяком случае поощрял в середине века португальский принц Генрих, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель, Благочестивый.

    Натасканные псы использовались для поисков рабов португальскими мореходами в Западной Африке. Захватывая с помощью огромных собак сотни африканцев, португальцы отбирали на месте самых крепких или самых, с их точки зрения, красивых, остальных же, главным образом стариков и детей, безжалостно убивали или оставляли в сожженных селениях без кормильцев, на произвол судьбы. Отобранных пленников забивали в колодки, грузили на суда, заполняя каждый метр «свободной» площади, и перевозили в Португалию в такой тесноте, в какой никогда не решились бы, боясь убытков, перевозить скот. Смертность среди несчастных узников при длительных морских переходах была ужасающая, но продажа уцелевших рабов все же приносила предпринимателям, королевской казне огромные прибыли…

    Ян Вильденс. «Зимний ландшафт с охотником». Дрезденская галерея.

    Общеизвестно, что при завоевании Америки испанцы успешно использовали собак, которые принимали самое активное участие в военных действиях. Епископ Бартоломе Лас Касас в памфлете «Кратчайший рассказ о разрушении Западной Индии» с гневом писал о зверствах своих соотечественников: «Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять побоища среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. Вступая в селение, они не оставляли в живых никого. Были обучены и вымуштрованы отчаяннейшие псы, которые, завидя индейца, в мгновенье ока разрывали его на куски… Эти псы творили великие опустошения и душегубства».

    Пудель Джонни. Иллюстрация неизвестного художника к трактатам Петрарки «О средствах против доброй и злой фортуны». Страсбург, 1521—1522 годы. Ксилография Лукаса Кранаха Старшего «Княжеская чета верхом», 1506 год. Дрезден. Собака в католической церкви. Ксилография.

    Какой дьявол мог бы додуматься до такого? Да будь на вооружении человеческой жадности добрейшие ангелы, и тех, наверное, алчные люди постарались бы превратить в убийц и кровопийц! Право, кажется: обладай собаки способностью членораздельной речи, слово «человек» могло бы стать у них в ту эпоху самым бранным словом…

    Память о кровавых псах конкистадоров сохранилась в сознании людей и по сей день. «Собаками войны» презрительно называют во всем мире военных наемников, которые по указке и с ведома реакционных режимов участвуют в подавлении национально-освободительных движений в странах Азии, Африки, Латинской Америки, организуют антиправительственные заговоры и террористические акции.

    Наконец, как и в древние времена, боевые собаки в средние века сотнями, даже тысячами, участвовали в сражениях. Во время войны Испании с Францией в составе испанской армии насчитывалось 4 тысячи собак, в сражении при Валенсии они оказали войскам большую помощь. Собак, сопровождавших военные обозы и транспорт, одевали в специальные панцири с остриями для защиты от нападения вражеской конницы. Применял собак в бою также Атилла и японские феодалы.

    С появлением огнестрельного оружия роль собаки как средства нападения на человека уменьшилась.

    Быстрота передвижения, тонкое обоняние и слух, способность видеть в ночное время, легкость передвижения по любой местности, большая выносливость — все эти качества собаки весьма ценились военными специалистами новейшего времени.

    Боевые собаки как вспомогательное средство стали использоваться во многих армиях мира в качестве связных, подносчиков патронов и продовольствия. Знаменитыми в истории войн стали и некоторые отнюдь не боевые собаки.

    Любимая левретка задиристого прусского короля Фридриха участвовала вместе с ним в походах и битвах Семилетней войны. Король очень любил свою собаку, приказывал слугам обращаться к ней на «вы». А когда Бише — так звали королевскую любимицу — в 1745 году попала в битве с австрийцами в плен, то король сильно озлобился, разбил неприятеля и в том же году по условиям Дрезденского мирного договора истребовал себе в вотчину Силезию и… возвращение дорогой сердцу левретки! А после смерти вызволенной из плена любимицы король — разбойник, погубивший десятки тысяч человеческих жизней во имя своих престижных соображений, повелел соорудить на могиле левретки мраморный памятник.

    Хиеронимус Босх. «Битва злых духов» (фрагмент). Иллюстрация Альбрехта Дюрера из книги С. Бранда «Корабль дураков».

    Прославился в боях и представитель славного племени пуделей — собак исключительно понятливых и дружелюбных. Большой пудель по кличке Усач вместе с полком наполеоновской армии участвовал во многих сражениях и был награжден боевым французским орденом за спасение полкового знамени в битве при Аустерлице.

    В руководстве по подготовке специалистов служебного собаководства «Служебная собака» рассказывается: собак в армии содержали у себя и многие русские полководцы. У Петра I была собака, которая во время его походов и сражений помогала поддерживать связь с военачальниками, перенося приказы и донесения.

    Во время осады Севастополя, в военных операциях на Кавказе и в русско-турецкой войне 1877—1878 годов собак использовали главным образом в качестве сторожей. В сороковых годах прошлого века на Кавказе в военных укреплениях на берегу Черного моря содержали по нескольку сторожевых собак «на пайке от казны», как было указано в одном из приказов.

    Петер Кандид. «Охота с мастифами». Доска для гравирования охотничьего ружья. Охотничий музей. Мюнхен. Лукас Кранах Старший. «Юдифь у стола Олоферна» (фрагмент).

    Но дрессировка собак в те времена была примитивной. Так, в кавказской армии, например, она заключалась в том, что собак приучали лаять при виде людей в обмундировании неприятеля. Этот лай должен был предупреждать человека о близости противника. Однако привыкшие к беспорядочному лаю, собаки иногда вместо пользы приносили вред. Так, в 1835 году при штурме турецкой крепости Каре некоторые русские штурмующие колонны были преждевременно обнаружены турками из-за лая собак, сопровождавших колонны, и понесли большие потери.

    Десятки тысяч собак использовались в армиях воюющих государств в период первой и второй мировых войн. Но это — особая история.

    Валентин Серов. «Петр I», 1907 год. Третьяковская галерея.

    По инициативе мудрых чудаков уже в начале XIX века в Европе стали организовываться общества охраны животных.

    В 1824 году в Англии было создано Королевское общество защиты животных. В 1835 году здесь в законодательном порядке запретили бои собак с быками. Запрещены были и собачьи бои.

    Однако вот заметка из лондонской газеты «Санди таймс», которая была опубликована в 1984 году, 150 лет спустя после принятия в Лондоне билля против бесчеловечной травли собак.

    «Несмотря на запреты, в Англии продолжают проводиться собачьи бои. Эти схватки, часто заканчивающиеся гибелью животных, организуются дельцами, которые зарабатывают на каждом таком «матче» кругленькую сумму. Королевскому обществу защиты животных, вот уже в течение пяти лет ведущему расследование незаконного использования бойцовских собак в целях наживы, так и не удалось добиться сколько-нибудь ощутимых результатов. Теперь им на помощь пришла группа парламентариев во главе с Джанет Фукс, которая намерена потребовать от правительства запретить ввоз в страну из Соединенных Штатов бульдогов, специально натасканных для боев.

    Импортируемые из США собаки по своей родословной восходят к английским бульдогам, использовавшимся для охоты на медведей. Их владельцы откармливают животных таким образом, чтобы воспитать в них кровожадность и жестокость. В настоящее время в Соединенных Штатах собачьи бои стали одной из наиболее процветающих отраслей игорного бизнеса, хотя семь лет назад они были запрещены законом».

    Старинные ошейники.

    Известно, что ныне во многих странах Запада собаки пользуются исключительным вниманием дельцов. Рекламные издания США и других капиталистических стран публикуют немало сведений об особых условиях содержания собак в этих странах: специальные витаминизированные собачьи консервы, особые шампуни, санатории для собак, кровати, даже кладбища и прочая, и прочая.

    Миллионами оттисков тиражируется реклама. Лига спасения животных в американском городе Бостоне выстроила специальное здание — убежище для бездомных собак. Помещение снабжено установками для кондиционирования воздуха, электронная аппаратура автоматически открывает собакам вход в продезинфицированные конуры, предусмотрено специальное музыкальное сопровождение при кормлении…

    В некоторых городах Федеративной Республики Германии, например в Мюнхене, существуют даже специальные ателье пошива одежды для собак: западные немцы обожают наряжать своих четвероногих друзей в модные туалеты.

    Один из наиболее фешенебельных мюнхенских салонов собачьей одежды находится в самом центре баварской столицы. Посетителей встречают учтиво, мерку снимают почтительно, не слишком беспокоя клиента, заказы принимают на все виды одежды: верхней и нижней. Сошьют здесь манто и пижаму, стачают домашние туфли с меховой опушкой, изготовят различные сопутствующие предметы, как-то: зонтик со специальной системой распорок, солнцезащитные очки, спасательный пояс для морских купаний и оригинальные лыжи. Новинки сезона — пелерины для официальных приемов и… ошейники, украшенные искусственными бриллиантами.

    В этом салоне «одеваются» собаки, чьи владельцы не хотят отстать от моды. А нынешняя мода предписывает хозяевам породистых псов, людям состоятельным и влиятельным, иметь для них полный гардероб элегантных туалетов. По тому, как «одета» собака, судят о кредитоспособности и престижности ее владельца.

    Это ателье в Мюнхене не единственное в Федеративной Республике Германии, а просто самое известное. Его хозяйка, шестидесятилетняя фрау Мартин, начинала свою деятельность как швея униформ для служебных собак. Теперь ее рассуждения выглядят так: «Немцы обрели истинную человечность. Если они увидят на улице собаку, одетую более современно и изящно, чем их любимец, то они сразу же бегут ко мне или в другое подобное ателье и заказывают туалеты еще более сногсшибательные, дабы их четвероногий друг не был посрамлен соседом».

    Мастиф.

    Перекинулся на звериную моду и джинсовый бум, захлестнувший не так давно многие страны. Один из владельцев большого пса в Мюнхене жаловался, что никак не может подобрать джинсы для своего четвероногого спутника по прогулкам… Кроме салонов, выполняющих индивидуальные заказы, в ФРГ работает еще восемь фабрик по пошиву собачьих костюмов.

    Так развлекают себя и своих собак на Западе богачи. Даже простой ошейник из металлических колец для собаки стоит во Франции, например, примерно рублей 50—70 в реальном пересчете на наши деньги.

    А. Ван Дейк. «Дети короля Карла I английского» (с мастифом).

    А лондонский универсальный магазин «Хардос» предлагает для собак кровати с балдахином ручной работы. Идея выпускать такие кровати пришла в голову предприимчивому англичанину Биллу Николу. Он поставил универмагу первую партию собачьих кроватей — люкс и получил заказ на следующую. Богатых снобов в английской столице хватает…

    В свое время западная пропаганда подняла истошный вой в связи с гибелью в космосе первой «космонавтки» — дворняжки Лайки. «Русские — очень жестокие люди!» — надрывались «заступники» животных на Западе, пытаясь даже на необходимом всему человечеству научном эксперименте нажить антисоветский капитал. В то же время в прессе многих стран Запада печатаются возмущенные письма владельцев домашних животных, перевозивших своих любимцев на самолетах. Согласно существующим в ряде стран правилам, собаки и другие домашние животные перевозятся на авиалайнерах только в багажных отсеках самолетов, где возникают резкие перепады температур и давления. «Авиакомпании заведомо обманывают владельцев собак, уверяя их, будто атмосфера в багажных отсеках идентична условиям в пассажирских салонах», — пишет в этой связи бельгийский журнал любителей собаководства «Вуф».

    Перепады температур в грузовых отсеках «боингов» достигают от + 45 до -18 градусов, и ощущается острая нехватка кислорода. Даже во Франции — стране, считающейся особо собаколюбивой, в пассажирский салон допускаются лишь мелкие собаки так называемых декоративных пород, способные уместиться на коленях хозяина, да и то с персонального разрешения командира корабля…

    У нас в стране собаки любых габаритов, имеющие документы, подтверждающие удовлетворительное состояние их здоровья и наличие прививок от бешенства, допускаются в пассажирский салон вместе со своими владельцами. Разумеется, в намордниках и на поводке, если дело идет о средних или крупных собаках. При этом на животное не требуется специального билета: оплата проезда взимается непосредственно в аэропорту в зависимости от веса четвероногого.

    Но вернемся в средние века. Тогда собаки зачастую служили моделью лучшим художникам мира. Собак охотно писали Леонардо да Винчи, Мурильо, Веронезе, многие другие великие живописцы. Картины старых мастеров позволяют нам воочию увидеть сцены прошлого, давно живших людей и животных. Например, на полотне известного голландского художника Антониса Ван Дейка «Дети короля Карла Английского» изображены важные, ухоженные девочки и мальчики в богатых средневековых костюмах, а рядом с ними — гигантская гладкошерстная, ростом с хорошего теленка, собака, похожая на мастифа, телохранитель королевских детей.

    Широкую известность получила картина художника Д'Бассано «Моисей иссекает воду из скалы». Здесь на переднем плане изображены две собаки. Одна, измученная и тощая, жадно пьет долгожданную воду из миски человека. Другая, обессилев от жажды, положила на колени хозяина голову и смиренно ожидает, когда ей дадут пить.

    Что хотел сказать художник, поместив собаку среди людей на передний план? То, что люди любили собак еще в глубокой древности, а те никогда их не покидали. Даже в несчастье, даже на грани гибели народа, собаки оставались преданными и верными, готовыми погибнуть вместе с человеком!