Глава 17. Этапы большого пути

Эта глава будет особенная. Как сейчас празднуют свадьбы, рождения и так далее и тому подобное — всем прекрасно известно. А вот как это делали еще лет сто тому назад — порядком подзабыто. Поэтому все события будут описаны в стиле «ретро», а вы сможете почерпнуть что-нибудь полезное для своего очередного семейного торжества и приятно выделиться на общем фоне знанием хорошего тона и народных обычаев.

Начнем, конечно, со свадьбы.

«1. Выбор невесты и жениха.

Честность, взаимное влечение друг к другу и достаточная доза благоразумия с той и с другой стороны, вот основные условия для жениха и невесты при выборе друг друга. Что касается забот о материальном благосостоянии и прочих второстепенных условиях, то они не замедлят явиться там, где отец и мать стараются упрочить в будущем счастье своих детей.

Дело родителей быть на страже интересов своего сына, или своей дочери, и если родители твердо убеждены, что могущий состояться брак принесет их сыну или дочери одни материальные лишения. нужду и горе, они должны всеми силами стараться уговорить молодого человека и молодую девушку отказаться он. предполагаемого брака.

Родители должны помнить, что юность всегда увлекается, что она слишком самоуверенна и самонадеянна и на все смотрит сквозь розовую призму.

Кроме того, молодые люди и сами часто ошибаются в настоящем значении своих чувств, и нередко простую вспышку юного сердца принимают за настоящую любовь.

С другой стороны, никогда не следует придавать слишком большого значения одной только материальной стороне дела. Приносить в жертву Ваалу искреннее влечение двух юных сердец — это жестокость, недостойная родительского чувства. Основываться на шаблонном правиле „стерпится-слюбится“, это значить ставить на карту не только счастье, по часто даже и самую жизнь родного сына или родной дочери.

Без взаимной любви и вполне искренних и честных отношений, брак будет ничто иное, как злополучная сделка, вечный источник горестей, бедствий, раздоров, беспорядков в семье и скандалов.

Симпатия характеров состоит в сходстве или тождестве чувств и вкусов: одинаковые взгляды на вещи, одинаковые чувства, вкусы, наклонности и так далее.

Материальная обеспеченность и довольство представляют собою одно из важнейших условий для супружеского счастья, поэтому при заключении брака прежде всего надо позаботиться о тои, чтобы обеспечить себя верными средствами к существованию будущей семьи.

Если родовое наследство для этого недостаточно, то следует увеличить свои доходы посредством какой-нибудь прибыльной профессии.

В браке, заключенном при таких условиях, муж найдет в жене нежную подругу и верного друга, который даст ему все, что есть только в жизни прекрасного и драгоценного, она составляет для него самое приятное общество, заботится обо всем, в чем только он может нуждаться, спешит снять с души его печаль и возвратить утраченное спокойствие; делит с ним все несчастья и горести, утешает его всеми возможными средствами, старается облегчить его страдания, в благополучии удваивает его радости, сочувственно разделяя их с ним; помогает ему своими благими и полезными советами; поддерживает порядок и экономию в его доме и так далее.

Они составляют счастье друг для друга, они постоянно окружают друг друга заботами и вниманием, предупредительностью и взаимными угождениями.

Такое супружество есть ничто иное, как ткань из цветов, среди которых лишь изредка встречается шиповник.

Но если брак имеет свои прекрасные стороны, то имеет также и дурные. Это бывает тогда, когда при заключении брака руководствовались слепой страстью, или странным капризом, или корыстными видами.

Если, до заключения брака будущие супруги не старались изучить характеры и вкусы друг друга, то брак не замедлит превратиться в тяжелую, невыносимую цепь, которая сделает жизнь соединенных ею существ печальной и несчастной.

Равнодушие всегда роковое последствие неудачно заключенных браков, ведет сначала к обоюдному неудовольствию и ссорам, а затем к полному разобщению; супруги осыпают друг друга горькими упреками и, взаимно-недовольные своим поведением, жалуются на свои взаимные отношения.

Затем, как в подобных случаях чаще всего случается, муж перестает заботиться о своем семействе, неглижирует своими обязанностями, и, чтобы рассеяться от домашних дрязг и неприятностей, начинает предаваться азартной игре и разгульной жизни. Жена, мл своей стороны, видит в муже только тирана, ломашнее хозяйство ей противно, она оставляет свой дом в беспорядке, забывает свои обязанности, становится равнодушной к своим детям, а иногда, что хуже и ужаснее всего, прививает и детям ту ненависть, которую сама питает к их отцу.

И так от выбора мужей и жен зависит судьба супружества? Если выбор хорош — союз становится совершенным, если выбор дурен, то союз недолго остается терпимым.

Эта истина, подтверждаемая ежедневным опытом, достаточно доказывает, как важно для намеревающихся заключить брак, сделать осмотрительным выбор личности, с которой вступают в союз на всю жизнь».

Ну, и что же изменилось за последние двести лет? Только то, что развод стал не просто возможным, а очень, даже слишком, распространенным. А остальное — все то же пресловутое «несходство характеров». Так что до сих пор правилами хорошего тона рекомендуется хоть немного узнать характер особы, с которой сочетаешься узами Гименея. Хуже не будет.

«2. Предложение и помолвка.

Молодой человек, встретив в обществе девушку, которая ему понравилась, и задумав жениться на ней, прежде всего, должен, разумеется, познакомиться с ее родителями и с нею самой, если только он до этого не был знаком с ними. Затем он должен как посредством личного наблюдения, так и с помощью верных и надежных друзей узнать все то, что может дать ему верное понятие о характере и вкусах девушки, которую он намеревается избрать своей будущей супругой.

Через кого-нибудь из верных друзей он должен также узнать о том, как отнесутся к предложению родители девушки и она сама. Справка эта далеко не лишняя, так как очень неприятно попасть в положение человека, предложения которого не приняли.

Убедившись, что предложение его будет принято благосклонно, молодой человек может представиться семье. Обыкновенно при этом визите молодая девушка не присутствует, так как во время этого визита принято вести переговоры о денежных делах.

Если молодой человек соответствует условиям, требуемыми родителями молодой девушки, то они приглашают его посетить их снова и назначают день этого посещения. Если же возникают какие-то недомолвки и недоразумения, то молодого человека просят дать родителям девушки время подумать и подождать приглашения.

При втором визите молодого человека девушка находится в кругу своих родных; одета она просто, но со вкусом. Молодой человек одет по строгим правилам приличия, небрежность в костюме считается в этом случае совершенным неумением жить в приличном обществе.

Затем предложение делается отцом молодого человека, а за неимением его — матерью или близким родственником или же, наконец, его другом.

Когда предложение принято и обе стороны вполне уговорились и согласились между собой, то есть помолвились, это значит, что помолвка уже состоялась и жених и невеста с этого времени считаются помолвленными между собой, но название жениха и невесты окончательно упрочиваются за ними лишь со дня обручения.

Визиты свои в дом родителей невесты с этого времени молодой человек делает все чаще и чаще и, наконец, начинает посещать дом невесты запросто, соблюдая, однако, полное приличие как в костюме своем, так и в отношениях своих к невесте. Невеста, со своей стороны, тоже не должна являться перед женихом иначе, как прилично одетой.

Вообще молодой человек должен быть в высшей степени внимателен и почтителен, как к невесте, так и ко всем ее родным. Он должен показывать полное равнодушие ко всем тем подробностям материальных интересов, о которых обыкновенно ведут переговоры его родители с родителями невесты.

В своих разговорах с невестой жених не должен проявлять ни малейшей фамильярности. Они могут вести между собой разговоры о будущем их хозяйстве, о личных вкусах. О выборе квартиры, мебели и тому подобное.

Если какие-либо чрезвычайные обстоятельства вынудили жениха взять свое предложение обратно, то есть отказаться от звания жениха, то он обязан это сделать сколь возможно деликатно и употребить все старания, чтобы пощадить имя невесты и ее самолюбие».

Сказка, правда? Даже странно себе представить нечто подобное в наши дни: все-таки общество сильно изменилось и не сказать, чтобы в лучшую сторону. Сейчас приходит чадо домой и говорит (это в лучшем случае): «Предки, я женюсь (вариант — выхожу замуж)». Где будут жить, на что будут жить — наплевать, что-нибудь придумается, да и некогда думать, тут прибавление еще не существующего семейства планируется… Эх, где вы, золотые прежние денечки, когда молодой человек «вел себя сколь возможно деликатно»? Ну, да ладно, все равно, по правилам хорошего тона именно так и следовало поступать. Возьмите это себе на заметку.

«3. Обручение.

С общего согласия сторон назначается день обручения. День этот считается семейным праздником, на который приглашаются родные и близкие знакомые. Священник читает молитву, благословляет жениха и невесту и надевает им обручальные (не путайте с венчальными!) кольца. Родители в свою очередь благословляют обрученных и здесь жених и невеста впервые обмениваются поцелуем.

Заказать ювелиру обручальные кольца — обязанность жениха. Форма обручальных колец всем известна. Они обыкновенно делаются из золота высшей пробы. На внутренней стороне обоих колец вырезается день, месяц и год обручения, а также начальные буквы имени и фамилии невесты — на кольце жениха и жениха — на кольце невесты. Эти кольца жених и невеста начинают носить именно с момента обручения.

4. Подарки и „свадебная корзинка“.

Жених не только имеет право, но даже в силу везде принятого обычая должен дарить невесте различные подарки, начиная от букетов и коробок конфет, и кончая свадебной корзинкой. Обычно эта „корзинка“ дарится накануне свадьбы и содержит различные предметы женского туалета, выполненные из золота с драгоценными камнями. Иногда вместо этого дарят изящный рабочий столик или шкатулку, в ящик которых обязательно кладут золотые монеты, которые невеста вольна до свадьбы потратить по своему усмотрению.

Кроме подарков невесте, жених должен также сделать по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста со своей стороны тоже делает жениху подарок: какую-нибудь золотую вещицу, носимую мужчинами. Родители невесты тоже делают жениху какой-нибудь ценный подарок».

Видите, сколько увлекательных возможностей мы упускаем из-за незнания правил хорошего тона? Подарки, праздники, кольца червонного золота….Ей-богу, жаль, что обычай обручения так безнадежно нами забыт. Да и будущие родственники все-таки пригляделись бы друг к другу получше: абы кому дарить золотой, к примеру, портсигар, жалко. А порядочный человек посовестится после этого будущих родственников гонять… может быть.

«5. Девичник.

Свадьбе предшествует справляемый накануне ее „девичник“ или иначе называемый „девичий вечер“, который обозначает собой обряд прощания невесты с подругами ее девичей жизни.

В наше время, которое вообще мало придерживается обычаев милой старины, „девичник“ во многих так называемых „приличных домах“ или вовсе не справляется или ограничивается простым собранием у невесты вечером накануне свадьбы ее подруг, которые и проводят с нею время в разговорах или танцах. Совсем иначе справлялся „девичник“ у наших прабабушек. Они не пренебрегали обычаями своих предков и поэтому „девичник“ в свое время справлялся на Руси во всех слоях общества, не исключая семейств именитых бояр. Но в большей части нашего купечества и в простом народе „девичий вечер“ также справляются и по сей день: подруги невесты поют песни, расплетают ей косу и так далее.»

Вот, пожалуйста, уже и тогда жаловались на пренебрежение правилами хорошего тона. Правда, немного путают их с обычаями, но главное — тоскуют о «старых, добрых временах», совсем как мы с вами сейчас. Классический «девичник», между прочим, был показан в фильме «Свинарка и пастух», где невесте и косу расплетали, и песни соответственные пели и слезами обливались. Представить себе такое в наше время, мягко говоря, диковато. Если только, как выражается нынешняя молодежь, «для прикола»… Тогда это, конечно, круто.

«6. Приглашения на свадьбу.

Время венчального обряда у нас принято по большей части назначать вечером, от 7 до 9 часов. Но если после свадьбы предполагается свадебный обед, то венчание назначается ранее, от 12 до 4 часов пополудни.

Приглашения на свадьбу рассылаются обыкновенно всем родственникам и знакомым не позже, чем за несколько дней до церемонии. Приглашения эти печатаются или литографируются на белой или цветной бумаге с золотым шрифтом. Пишутся эти приглашения обычно от имени родителей невесты или родителей жениха, в зависимости от того, в чьем доме собираются праздновать свадьбу.

7. „Свадебные чины“.

Из множества существовавших ранее людей, участвовавших в свадебной церемонии („свадебные чины“) к настоящему времени сохранились лишь посаженные отец и мать и шафер, который обязательно должен быть холостым. А вот посаженный отец непременно должен быть женат, так же, как посаженная мать обязательно должна быть замужней женщиной.

Особы, приглашенные посаженым отцом или посаженной матерью жениха или невесты благословляют нареченного сына или дочь перед отправлением в церковь. Посаженная мать подносит хлеб-соль, а посаженный отец обязан доставить образ, которым благословляет молодых. Они могут присутствовать во время совершения свадебного обряда в церкви, но должны успеть встретить молодых дома с хлебом-солью и образами.

Шафер может быть один или несколько — это неважно и просто зависит от желания жениха. Главною обязанностью шафера является держание венцов во время венчания над головами жениха и невесты. Шаферу же принадлежит управление всем свадебным церемониалом. Перед отправлением невесты в церковь, к венцу, шафер жениха должен известить ее о прибытии в церковь жениха и при этом вручить ей от его имени букет, который для невесты-девицы составляют из померанцевых цветов и мирты, а для невесты-вдовы — из белых роз и ландышей.

8. Свадьба.

Свадебный наряд невесты — белый. Этот торжественнейший для нее день проходит в приготовлении к венчальному обряду. Во время одевания и убирания невесты к венцу она ни во что не вмешивается, ни о чем не заботится и ограничивается чисто пассивной ролью.

Заготовление колец, свечей и розового шелкового атласа (коврик, на который ступают молодые во время венчания) — это все обязанности жениха. Кстати, с ковриком связана неувядаемая примета: кто первым на него ступит, тот и будет верховодить в доме.

Венчальные кольца практически ничем не отличаются от обручальных, только внутри вырезается дата венчания, а не обручения.

Прибыв в церковь, жених ждет приезда невесты. Невеста входит в церковь в сопровождении своего родного или, если его нет, посаженного отца. Жених делает несколько шагов ей навстречу, берет за руку и ведет к алтарю. Там невеста становится по левую сторону от жениха и снимает перчатку с правой руки, что должен сделать также и жених. После венчания и молебна молодых ведут поклониться иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских врат. Затем молодой подает руку жене и они вместе принимают поздравления. А из церкви вместе отправляются домой, где, собственно, и играется свадьба.

Если после свадьбы дают бал, то все свадебные угощения, то есть ужин, вино и десерт, равно как и сам бал, оплачивают родители невесты».

Сейчас все, конечно, проще. Жених и невеста прибывают к месту регистрации либо одни, либо в сопровождении близких родственников и друзей, которые к этому времени должны уже на месте.

Речь сотрудника загса слушают стоя, после чего новобрачные скрепляют своими подписями акт о бракосочетании. При обмене обручальными кольцами сначала жених надевает кольцо невесте, затем невеста жениху. После объявления, что брак вступил в законную силу, все встают. Первыми молодоженов поздравляют родители. Гости поздравляют молодоженов и их родителей. Странный обычай, укоренившийся сравнительно недавно, что родители не должны присутствовать ни при регистрации брака, ни при венчании, не имеет под собой абсолютно никакой почвы, и вообще непонятно, откуда и почему он появился.

Сейчас свадебное застолье обычно устраивается в ресторане. Молодые садятся во главе стола или на места, находящиеся посередине. По обе стороны от них — родители невесты, рядом с отцом невесты — мать жениха, рядом с матерью невесты — отец жениха. Торжественный обед может длиться несколько часов. Первый тост произносит самый почетный гость. Последний тост — отец невесты. Для хорошо воспитанных людей это — обычно сигнал того, что свадьба заканчивается. Но слишком мало людей знают об этом вообще, так что сплошь и рядом первый тост произносит именно отец жениха, что вообще никак не сочетается с правилами хорошего тона.

Теперь о рождении ребенка и, главное, о крестинах. А еще о том, чем день рождения отличается от именин и почему их не стоит путать, хотя сплошь и рядом на дне рождения поднимают тост за «именинника» или «именинницу», что возможно только на именинах, которые, кстати, у нас практически изжиты и празднуются чрезвычайно редко. А жаль.

На торжество по случаю рождения ребенка принято приглашать только ближайших родственников, так как мама чувствует себя еще не совсем окрепшей в этот период. Остальные родственники могут лично поздравить спустя несколько месяцев или направить открытку, в которой первым упоминается имя матери.

«Крестины.

Прежде, чем пригласить кого-либо в крестные отцы или матери, нужно убедиться в том, что те, кого мы хотим пригласить, действительно расположены принять наше приглашение. Ибо обязанности крестного отца и матери сопряжены с некоторыми материальными издержками и вообще довольно обременительны. Кстати, приглашение в крестные будущего ребенка делается за несколько месяцев до его рождения.

Крестная мать должна подарить ребенку более или менее роскошное одеяльце, крестильную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; Цвет этих ленточек должен быть для девочки розовый, а для мальчика — голубой. Кроме того, она может подарить матери на платье, а самому ребенку какую-нибудь серебряную или золотую вещицу, „на зубок“.

Что касается крестного отца, то он также делает ценные подарки матери и кретнику. Кроме того, в обязанности крестного отца входит приобретение крестика новорожденному и оплата всех расходов по совершению крестин.

Если крестят мальчика, то во время совершения обряда крещаемого держит на руках крестный отец, если девочку — то крестная мать.

Крестный отец и крестная мать должны не только на протяжении всего детства крестника помнить о нем и хоть изредка навещать его и дарить игрушки, но и в случае смерти его родителей заменить их ему и заботиться о нем. Это не только обычай, но и священная обязанность крестного отца и крестной матери.

В прежние времена был обычай вслед за крестинами устраивать формальный пир, но теперь обычай этот сохранился разве что в низших слоях общества. В приличном обществе на крестины принято смотреть, как на серьезное религиозное торжество и ограничиваются тем, что после него подают шампанское, сладости, фрукты и чай».

Крестины — это церковный обряд, во время второго ребенку дают имя.

Обряд крещения происходит в церкви, в исключительных случаях дома. Родители ребенка не присутствуют во время обряда. После того как батюшка окунул ребенка в купель, на ребенка надевают нательный крестик, который должен быть заранее освещен. Если ребенок заплакал, не переживайте — это счастливый знак.

В прежние времена ребенку при крещении давали либо имя того святого, в день которого он родился, либо того, в чей день происходит крещение. Поэтому именины — то есть день святого покровителя — справлялись всегда очень торжественно, а день рождения вообще никому в голову не приходило отмечать.

«Дни рождения у нас не принято справлять, но дни именин, особенно старших членов семейства, как, например, отца или матери, или бабушки и дедушки, принято справлять очень торжественно.

Если обстоятельства (например, проживание в разных городах) не позволяют лично поздравить дорогого именинника или именинницу, то обязательно следует прислать поздравительное письмо или телеграмму.

Знакомых тоже необходимо поздравлять в дни их именин. Визиты в этом случае делаются утренние и затем, если последует приглашение на имеющий быть по случаю именин званный обед, вечер или бал, то приличие требует снова явиться к назначенному часу.

Когда приглашают на именинный обед, то обычно слово „обед“ заменяют на слово „пирог“, хотя, конечно, имеется в виду полноценный праздничный обед. Родственники именинника или именинницы, равно как и лица, находящиеся с ними в особенно крепкой дружбе, могут являться „на пирог“ или на именинный вечер и без особого на то приглашения.

Делая подарок кому-нибудь ко дню его ангела, прежде всего и всегда нужно руководствоваться общим правилом: дорог не сам подарок, а то внимание, которое оказывается этим подарком. Поэтому не следует дарить первую попавшуюся, хоть бы и дорогую, вещь, но нужно тщательно сообразовать подарок со вкусами и наклонностями виновника или виновницы торжества. Маленьким именинникам принято дарить игрушки и конфеты.

Делать кому-либо именинные подарки, не состоя с ним в родстве или не будучи его задушевным другом, не принято. Особенно неприличными считаются подарки посторонних мужчин дамам или девицам. Исключение в этом случае составляют только букеты и конфеты. Дарить цветы всегда позволительно и везде принято.

Дарить кому бы то ни было что-то только потому, что нам самим эта вещь не нужна — неприлично, особенно если получающий эту вещь в подарок ранее ее у вас видел. Жареное тоже не дарят, это считается знаком неуважения по отношению к тому, кто в свое время сделал вам этот подарок.

Получив от кого-либо подарок, нужно тотчас же его развернуть и внимательно рассмотреть, выражая при этом свое удовольствие и чувство признательности дарителю. Никогда не умаляйте стоимости того, что дарите, так как нет надобности дарить то, что не имеет цены. Точно также не очень прилично, делая подарок, подчеркивать его стоимость: этим вы обяжете впоследствии делать и вам ценные подарки. Автор может подарить свою книгу, а художник — картину».

«Серебряная, золотая и бриллиантовые свадьбы.

Эти даты, наравне с именинами, также относятся к семейным праздникам.

„Серебряная свадьба“ справляется по истечении двадцатипятилетия супружеской жизни.

„Золотая свадьба“, справлять которую, к сожалению, приходится сравнительно немногим, празднуется по истечении полувека со дня брака.

Наконец, „бриллиантовая свадьба“ справляется через семьдесят пять лет со дня заключения брака. Эта свадьба так редка, что не только справлять свою собственную, но даже присутствовать на ней в качестве гостя приходится очень и очень немногим. Даже услышать о бриллиантовой свадьбе — большая редкость. Поэтому можно себе представить, с какой радостью должны относиться к такому счастливому событию в своей жизни не только сами „молодые“, но даже их внуки и правнуки.

День серебряной или золотой свадьбы супруги начинают тем, что, пригласив священника на дом или сами отправившись в церковь, просят отслужить благодарственный молебн.

На званый вечер или обед по случаю золотой или серебряной свадьбы обыкновенно рассылаются выполненные типографским способом приглашения. Письма эти обычно литографируются на лучшей бумаге, причем для серебряной свадьбы в верхней части печатают серебром с левой его стороны год, в котором двадцать пять лет тому назад был совершен брак, а с правой стороны письма — год серебряной свадьбы. В промежутке между этими двумя годами, как бы соединяя их, печатается серебряным шрифтом месяц и число заключения брака. Под обеими датами, справа и слева изображаются серебряные венки с развивающимися лентами. В середине первого венка — вензельное изображение начальных букв имени и фамилии мужа, а в середине второго венка — также вензельное изображение начальных букв имени и фамилии жены. В центре серебром печатается римская цифра двадцать пять. Сам текст письма печатается серебряными буквами.

Для золотой свадьбы все то же самое выполняется в золоте, а цифра, соответственно, пятьдесят.

День серебряной свадьбы принято чествовать подарками, которые приносят и присылают „молодым“ их родственники и друзья, причем в серебряную свадьбу принято дарить серебряные вещи, а на золотую — золотые. На подарках к серебряной свадьбы вычеканиваются или вырезаются венки с вензелями супругов и соответствующей датой римскими цифрами.

Если в день своей серебряной свадьбы супруги дают вечер с танцами, то танцы открываются непременно полонезом, причем сами супруги идут в первой паре.

В день своей серебряной свадьбы „молодая“ должна быть одета в наряд, напоминающий венчальный, а на голове ее должны быть серебряные цветы или такой же венок.

За обедом или ужином гости пьют за здоровье счастливых супругов, а кто-нибудь из особо красноречивых гостей должен сказать речь в честь молодых и коснуться в ней всей пройденной счастливой четой их жизни».

Ну, к счастью, обычай справлять серебряные и золотые свадьбы у нас все-таки сохранился, можно считать, в неприкосновенности, хотя трудно себе представить, как это могло произойти. Хочу подчеркнуть, что готового сценария празднования бриллиантовой свадьбы даже у наших предков не было, все-таки прожить семьдесят пять лет вместе… И ведь есть еще «коронная свадьба» — юбилей вековой совместной жизни, но такие торжества наверняка можно по пальцам пересчитать не то что в России — во всем мире.

К сожалению, жизнь состоит не только из приобретений, но и из утрат (прошу прощения за банальность). Все мы смертны и всем рано или поздно придется пройти через печальную церемонию погребения близких людей. Если усопший не являлся значительным лицом (актером, политиком, общественным деятелем), то хочу подчеркнуть, что похороны — это сугубо семейное событие, устраивать из которого шоу — дурной тон.

Если усопший перед смертью высказывал какие-либо пожелания по поводу своих похорон, их следует непременно исполнить. Похороны могут быть организованы с участием только близких родственников, или на них могут быть приглашены знакомые и коллеги усопшего.

Близким родственникам и друзьям сообщают о смерти лично или посылают телеграмму.

Родственники усопшего должны заранее оповестить коллег покойного по работе о том, будут ли организованы похороны с участием широкого круга людей или же только родных. Если члены семьи усопшего выразили пожелание видеть на церемонии погребения только близких родственников, то коллегам по работе уместно послать родным покойного письмо или открытку со словами соболезнования.

Если кончина явилась неожиданным событием, то в первую очередь надо сообщить об этом родным покойного.

С родственниками покойного говорить об усопшем не возбраняется, но делать это надо очень тактично и деликатно. Родственникам усопшего, к которому вы относились прохладно, не говорите о нем плохо. Пощадите чувства членов его семьи и постарайтесь простить покойного, даже если он и причинил вам немало зла.

Во время официальной церемонии прощания близкие покойного находятся слева от него (если смотреть со стороны изголовья), а официальные представители — справа. На официальных похоронах порядок возложения венков следующий: первыми возлагают родственники, после родных — представители государственных властей, города, области, фирм, затем друзья, коллеги.

Венок не должен быть гигантских размеров и говорить о доходах возлагающего. Все должно быть скромно. При возложении венка можно сказать несколько слов прощания или прочесть текст надписи на траурной ленте. Если прощальные речи не произносятся, то после возложения венков следует задержаться перед могилой на несколько секунд, почтив память покойного молчанием, поклониться его родным и затем удалиться.

На похороны принято одеваться в траур. Согласно самым строгим правилам этикета, траурный наряд должен быть таковым. Женщина может надеть платье или костюм темного цвета, причем юбка должна быть ниже колен. Во время отпевания в церкви женщина должна надеть платок. Если женщина пришла в шляпе, то ей можно не снимать головной убор в помещении и не надевать платок в церкви. Мужчина может надеть темный (черный) костюм, белую рубашку, черный галстук.

Во время похоронной процессии мужчинам не обязательно снимать шляпу, однако во время отпевания в церкви, а тем более у могилы, когда в нее опускается гроб, мужчины должны быть с непокрытой головой.

После того как на могиле возложены венки и зажжены свечи, кто-то от имени родственников усопшего благодарит всех присутствующих и приглашает их на поминки.

Если поминки устраивают в ресторане, но на похороны пришло больше людей, чем заказано мест, родственники покойного все равно должны пригласить всех. Во избежание таких казусов гости, которые не являются близкими родственниками или друзьями покойного, должны сами отказаться от участия в поминках.

Если поминки устраивают дома, то кто-нибудь из помощников должен остаться там и все подготовить к приходу людей с кладбища.

За поминальным столом один стул оставляют незанятым, а рядом с фотографией покойного зажигают свечу, ставят стакан воды, на который сверху кладут ломтик хлеба. За поминальным столом не засиживаются допоздна. Поднимая бокалы, не чокаются.