• БЫТИЕ
  • НЕБЫТИЕ
  • ОБЪЕКТЫ И СВОЙСТВА
  • СВОЙСТВА И ОСНОВАНИЕ
  • МАТЕРИЕПОДОБНЫЕ ОСНОВАНИЯ
  • ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
  • ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ
  • ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ МАТЕРИИ
  • ТЕОРИИ ПЯТИ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ
  • ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН
  • МАТЕРИЯ И ДУХИ
  • ДУХИ КАК ОСНОВАНИЕ
  • ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ
  • ВВЕДЕНИЕ

    Что есть Вселенная? Вообще, Вселенная — это нечто, считающееся, как правило, бесконечным и вечным. Вселенная — это совокупность всего, что вообще существует.

    Понятие Вселенной необходимо сразу же отличать от понятия Мироздания: Мироздание — это не более чем определённый конечный участок в бесконечной Вселенной, который можно видеть в современные телескопы и микроскопы.

    Мироздание — изучается науками, а бесконечная Вселенная в целом — философией. Мироздание — подобно пылинке, по сравнению с бесконечной Вселенной. В данной книге — речь пойдёт как раз не о Мироздании, — а о Вселенной, т. е. о той бесконечности, что большей своей частью всегда будет находиться за пределами научного познания.

    Ибо науке (и технике) покоряется всегда только ограниченная область пространства, — которая и называется Мирозданием. По мере совершенствования телескопов, микроскопов, и т. п. приборов, границы Мироздания — постепенно раздвигаются, но никогда не исчезнут. Мироздание т. о., по определению — конечная область пространства, область, ограниченная разрешающей способностью приборов (телескопов, микроскопов, и т. п.).

    Мироздание — есть и всегда будет только одной из бесконечного числа областей пространства, существующих во Вселенной. Т. е. за пределами области нашего Мироздания, во Вселенной должна существовать ещё целая бесконечность других, неведомых и разнообразных, областей пространства: это области далёкие, в т. ч. и бесконечно далёкие, причём число бесконечно далёких областей — безгранично! Таковые — никогда не будут научно и технически достигнуты (ибо они бесконечно далеки).

    Во многих (далёких и бесконечно далёких) пространственных областях Вселенной — всё устроено совершенно иначе, чем в Мироздании, т. е. иначе, чем в области пространства, знакомой человечеству. В тех неведомых далёких (и бесконечно далёких) областях Вселенной — может не быть ни галактик, ни звёзд, ни планет, ни даже молекул и атомов! Но зато там может быть сколь угодно много чего на замену этому: и миры там — могут существовать, и какая-то жизнь, но всё — совершенно иное, удивительное, построенное из совершенно иных частиц, с совсем иными свойствами. Вместо планет — там могут быть, например, парящие плоскости в качестве миров. А вместо звёзд, естественными источниками энергии могут служить совсем иные, трудновообразимые объекты, притом излучающие не свет, а что-то другое. В общем, всё в тех далёких неведомых областях Вселенной может быть совсем иным, чем у нас, таким, что и представить себе сложно.

    Все знания, накопленные современной наукой (т. е. знания о Мироздании) — оказались бы в тех далёких областях бесконечной Вселенной — неприменимыми и бесполезными. Ибо то, что есть в Мироздании — всего лишь частный случай того, что вообще может быть (во Вселенной).

    Есть лишь одно, что во всей бескрайней Вселенной должно быть схоже: это наличие движения и покоя, пространства и времени, объектов, систем, сил, энергии, и немногочисленных т. п. «вещей», а также: везде должны действовать математические и логические принципы.

    Изучение этих (и других) немногочисленных универсальных «вещей», исследование и познавание сути каждой из них — и есть единственный путь к познанию бесконечной Вселенной в целом. Поэтому в данной книге =книге о Вселенной — речь как раз и пойдёт подробно о каждой универсальной «вещи»: мы вскроем тайны пространства и времени, познаем суть объектов, разгадаем загадку существования сил и сущность движения, и т. д., т. е. рассматривать будем — глубинную суть каждой универсальной «вещи».

    Вообще, все универсальные «вещи» — изучаются в рамках философии; исследованиям универсальных «вещей», а через них — изучению бесконечной Вселенной — посвящены три раздела философии, а именно:

    1. Теория Вселенной, (Онтология),

    2. Логика,

    3. и Гносеология (=теория познания).

    Из сих трёх разделов, главную роль играет, конечно же, Онтология (или, выражаясь простым языком — Теория Вселенной). О достижениях в этой области знаний — и пойдёт, в общем, речь в данной книге: мы рассмотрим и всю историю развития представлений человечества о Вселенной, и основы новейшей, постнеклассической концепции Вселенной. Рассказ же о Логике и Гносеологии — вынесен в две другие, отдельные книги.

    Итак, отправляемся в путь к познанию Вселенной!

    И первый вопрос на этом пути — бытие.

    БЫТИЕ

    Что есть бытие? Бытие — это наличие, существование объектов во Вселенной.

    Первый вопрос бытия — таков: Почему Вселенная не пуста? (Т. е. почему во Вселенной существуют объекты?)

    И второй вопрос бытия: Почему существует сама Вселенная? (Т. е. почему Она вообще существует?)

    Это и есть глубинные вопросы бытия. Эти вопросы, конечно, архисложны, но всё же решаемы: Для получения возможных решений — необходимо сперва разобраться во всех универсальных «вещах», ибо из глубинных и сущностных знаний об универсальных «вещах», как из осколков — и складываются, в конечном итоге, возможные ответы на глубинные вопросы бытия.

    Собрать все осколки воедино — сможем только к концу данной книги. А пока — придётся кропотливо искать каждый осколок, т. е. знания о сути каждой универсальной «вещи» (движения, пространства, времени, объектов, и т. д.).

    НЕБЫТИЕ

    Рассмотрим и вопрос небытия.

    Небытие — есть противоположность бытию. Небытие — это несуществование, т. е. отсутствие объектов.

    Так, некоторые мыслители полагали, что когда-то, в «бесконечно далёком» прошлом Вселенной — существовало лишь небытие, и что бытия (т. е. объектов) — когда-то не было вовсе. Но потом, однажды, под действием каких-то нематериальных (божественных) сил, из небытия начало рождаться бытие — и Вселенная начала заполняться объектами…

    Всё сущее во Вселенной т. о., согласно этому взгляду — не существовало в прошлом вечно, а имело начало: т. е. всё бытие — возникло каким-то образом из небытия. (=Из ничего — возникло всё). Наглядно и логически представить себе процесс рождения бытия из небытия, конечно же, невозможно.

    Поэтому гораздо легче принимается другой взгляд, согласно которому бытие — существовало в прошлом вечно, и ни из какого небытия — не возникало.

    А может ли небытие, будучи, согласно определению, несуществованием, вообще существовать? Дело в том, что небытие может полагаться ещё и как пустота, заполняющая промежутки между объектами. Небытие (=пустота), в таком случае — выглядит существующим, и хочет оказаться неотъемлемой частью Вселенной, наравне с бытием. Но существует ли пустота на самом деле, или же пустота — «вещь» лишь кажущаяся? Например, воздух — кажется пустым, но на деле — состоит из молекул, промежутки между которыми — заполнены тоже не пустотой, а вакуумом, который должен состоять из неких «вакуумных частиц», промежутки между которыми должны заполняться «субвакуумными частицами», и т. д. Пустоты т. о. — не может существовать, если материя бесконечно делима. Как говорил ещё Аристотель: «Природа не терпит пустоты». Если материя бесконечно делима, то всё пространство должно оказаться заполненным материей до отказа. Для пустоты т. о. — не остаётся места.

    Получается, что бытие — есть, а пустоты (=небытия) — нет. Т. е. вопрос о небытии, в данном случае — решается очень просто: небытия — не существует. Вселенная т. о. — лишь бесконечное и вечное бытие. А бытие — это все объекты во Вселенной, т. е. всё сущее, в т. ч. все частицы, видимые и невидимые, до отказа заполняющие всё пространство, и не оставляющие места для пустоты.

    Мысль о несуществовании пустоты (=несуществовании небытия), помимо многих преимуществ, имеет и один серьёзный недостаток: отсутствие пустоты — должно, на первый взгляд — препятствовать всем движениям. Ибо как вообразить возможность движения, когда нет пустоты? (В этом вопросе — мы разберёмся позже…).

    Ну а если же, наоборот, допустить существование пустоты, то пришлось бы говорить, что Земля — воздействует на Луну через посредство пустоты, а значит, притягивает Луну с помощью таинственных нематериальных сил. Тоже получается весьма странно ведь!

    В общем, у каждого из взглядов на небытие — есть и свои слабые, и сильные стороны. Это — повод для различия мнений, и повод для философских дискуссий. Сложно и неинтересно быть на нейтральных позициях! Поэтому, для удобства, в данной книге — мы займём определённую позицию, а именно: материалистическую, — как в вопросе о небытии, так и в вопросе о бытии. Для этого — примем, что небытия (т. е. пустоты) — нет, а также отбросим всё сверхъестественное (=нематериальное), и получим т. о. — простую материальную Вселенную, изучать и рассматривать которую — гораздо проще и удобнее…

    ОБЪЕКТЫ И СВОЙСТВА

    Бытие Вселенной — не монолитно: оно почему-то раздроблено, разделено на объекты. В бесконечной Вселенной, объектов — бесконечное множество, и даже больше: ибо всякий объект — и сам состоит из (более мелких) объектов. Камень, например — состоит из молекул, молекулы — из атомов, и т. д., и, если материя бесконечно делима, то в каждом объекте т. о. — заключено по целой бесконечности (более мелких) объектов. А во Вселенной в целом, всех объектов тогда — бесконечность бесконечностей.

    Все существующие объекты — находятся во взаимосвязях друг с другом, влияют друг на друга, и существуют не изолированно друг от друга. Так уж устроена Вселенная. Но дело — в том, чтобы понять, почему Она так устроена…

    Что же такое объект, всё-таки (как отдельный кусок бытия)? Прежде всего, каждый объект — это нечто, характеризующееся свойствами. (Свойства — это то, что человек способен воспринимать в объектах). Любой объект — обладает своим личным, особенным набором свойств, отличающих его от других объектов: Солнце, например, — огромное и светящееся, а лёд — бесцветный и холодный. Это — примеры частных свойств объектов. Частные свойства — существуют во Вселенной в бесконечном разнообразии, соответственно бесконечному разнообразию объектов.

    У некоторых объектов, некоторые частные свойства — могут, впрочем, и совпадать: такие свойства называются общими. Например, одним и тем же свойством шарообразности — обладает и Солнце, и апельсин, и атом, и мн. др. объекты. Для этих объектов, это свойство т. о. — общее. Многие другие объекты — свойством шарообразности не обладают, т. е. это свойство — не универсальное.

    Существуют и универсальные свойства, т. е. свойства, одинаково присущие каждому объекту во всей бесконечной Вселенной! Универсальными, с точки зрения, например, классического материализма — представляются следующие свойства: свойство всякого объекта занимать определённый объём пространства, и иметь пространственные координаты, свойство обладать изменчивостью, плотностью, внутренней структурой, свойство находиться во взаимосвязях с окружающими объектами, и ещё ряд других тому подобных свойств, представляющихся (в материализме) универсальными. Всего универсальных свойств — число мизерно: их можно пересчитывать по пальцам. Все универсальные свойства, — единые для всех существующих объектов, — должны быть одинаково присущи каждому объекту во Вселенной. Поэтому разобравшись в универсальных свойствах — можно получить некоторое знание одновременно обо всех объектах во всей Вселенной!

    Познать универсальные свойства, впрочем, мало: необходимо ещё и понять их, разобраться в механизме образования каждого из них, и глубинной сути. Лишь тогда можно подойти к подлинному, глубинному пониманию Вселенной.

    Далее: итак, любой объект во Вселенной — это, как минимум, некий комплекс, состоящий из свойств, включающий в себя, обязательно, все универсальные свойства (единые для всех объектов), плюс некий набор своих личных, частных свойств.

    В общем, любой объект, как видно — представляет собой, как минимум — некий комплекс из свойств. Но что ещё есть в объектах, помимо свойств? Некоторые мыслители полагали, что ничего больше и нет, и не требуется, и что объекты — сложены только из свойств. Ведь всё, что доступно человеческому восприятию — лишь свойства. Большинство же людей, однако — почему-то верят в существование внутри объектов ещё чего-то под названием: материя, а другие — в существование чего-то под названием: дух. Эти странные «вещи» — люди полагают т. н. основаниями всех объектов во Вселенной.

    СВОЙСТВА И ОСНОВАНИЕ

    Основание — это нечто, что должно лежать глубже свойств. В то же время, любое основание — вообразимо лишь через свойства (определённые): например, материя — вообразима через свойства плотности и протяжённости (=объёмности), кажущиеся для неё — неотъемлемыми и наиболее характерными; соответственно и все объекты во Вселенной — должны быть плотными и протяжёнными (объёмными), если материю — полагать их основанием. И наоборот, если полагать основанием объектов — не материю, а духи, то все объекты во Вселенной — предстанут одухотворёнными, т. е. неотъемлемо обладающими свойствами способности чувствовать, и мыслить; а свойства плотности и протяжённости окажутся в данном случае — необязательными, т. е. могущими быть присущими далеко не всем объектам во Вселенной.

    В общем, спор о том, материя или духи лежат в основе объектов — сводится к спору о том, какие свойства считать для объектов во Вселенной обязательными и неотъемлемыми, а какие — нет. Т. е. спор об основаниях — является спором всё равно о свойствах объектов! Например, материализм (классический) настаивает на необходимости для всех объектов — свойств плотности и протяжённости, а классический идеализм — полагает неотъемлемым свойством любых объектов — одухотворённость. Т. е. люди спорят о свойствах объектов. Ибо всё, что человек способен воспринимать в объектах — лишь свойства. А основание, как нечто лежащее глубже свойств — всегда невидимо и недоказуемо (но является удобным понятием).

    Возможно т. о., что основания у объектов — и не существует вовсе, а то, что люди называют, например, материей — это просто два свойства: свойство плотность + свойство протяжённость, выделенные из хаоса свойств, существующих в окружающей действительности. Материю как нечто, т. е. саму по себе (=не через свойства) — нельзя увидеть, и нельзя потрогать: всё, что доступно человеческому восприятию — лишь свойства (плотность, объёмность, и т. д.), а не сама материя. В самом существовании материи т. о. — вполне можно сомневаться, ибо доказать её реальное существование — невозможно! Лишь существование свойств является очевидным. Т. о. вполне возможно, что все объекты, существующие во Вселенной — состоят лишь из свойств, (и никакого основания — не существует (ни материи, ни духов, ни др.)).

    В существование материи (как и любого другого основания вообще) — поэтому можно только верить или не верить.

    Из соображений удобства, в данной книге — мы придержимся веры в то, что основание у объектов — всё-таки существует. В таком случае, каждый объект — это соединение некоего основания, и свойств (универсальных + частных). Основание при этом — лежит глубже свойств, и определяет собою все свойства объектов.

    МАТЕРИЕПОДОБНЫЕ ОСНОВАНИЯ

    Материя — не единственное основание, которое может полагаться материалистической основой объектов: в 19-м — 20-м веках — были предложены ещё основания, близкие по сути к материи, и названные материеподобными; их можно, вместо материи — полагать основаниями объектов, практически не выходя при этом за рамки материализма:

    Так, в материализме 19-го — 20-го веков, =неклассическом «материализме», некоторые люди стали считать основанием всех объектов во Вселенной, вместо материи, например, энергию.

    В таком случае, все объекты во Вселенной — представляются состоящими чисто из энергии (+ свойств). Объекты — это, в общем, сгустки энергии (обладающие свойствами объектов). (Такая картина Вселенной — была создана в философском учении, называемом: энергетизмом (Оствальда и др.)).

    Ещё одним материеподобным основанием, предложенным в неклассическом «материализме» — было: искривлённое пространство-время. Все объекты во Вселенной, в таком случае, в сути своей — есть искривления пространства-времени, обладающие свойствами объектов. (Философское учение, в рамках которого существует такая картина Вселенной — называется геометродинамикой (Дж. Уилера и др.); в её основе — лежат модифицированные идеи Эйнштейна).

    В общем, в неклассические времена, т. е. в 19-м, и 20-м веках, понятие материи — как бы устаревает, и размывается. Место материи — стремятся занять различные странные (материеподобные) основания (энергия / искривлённое пространство-время / поля); подробнее о них — ещё поговорим, позже…

    Далее: помимо материи и материеподобных оснований, в мысли человечества (издревле) существуют ещё и:

    ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

    Рассмотрим сейчас, вкратце, их: В классическом идеализме, основанием всех объектов во Вселенной — полагались духи. Каждый объект — считался имеющим свой личный дух, как своё личное основание. Дерево, например, т. о. представлялось как состоящее из духа дерева + свойств дерева. Камень — как состоящий из духа камня + свойств камня. Бог — тоже дух, и тоже соединён с определёнными свойствами (божественными).

    В общем, в идеализме, любой объект — это соединение свойств с тем, или иным, духом (как основанием). И никакой материи т. о. — не требуется: ибо дух может соединяться с любыми свойствами, даже с плотностью и протяжённостью! и создавать т. о. и дерево, и камень, и плоть, и т. д. (хотя любые соединения духа и таких свойств — всегда лишь временны).

    Далее: в неклассическом идеализме (в отличие от идеализма классического) — были предложены и другие идеалистические основания для объектов. Это, например: воля к существованию. Любой объект во Вселенной, в таком случае — представляется существующим благодаря своей воле к существованию. Как основание, воля к существованию — это не дух, но т. н. духоподобное основание. Все объекты — состоят т. о. из воли к существованию (+ свойств), и не имеют в своём составе — ни материи, ни духов…

    Особо углубляться в рассмотрение идеализма, в данной книге, мы, в общем, не будем, и не будем искать суть духа, и т. п.; вместо этого — мы будем говорить главным образом о Вселенной материалистичной, как условились ранее.

    Далее: следует ещё отметить, что: помимо материализма и идеализма в чистом виде, существует ещё и их смешение: т. н. деизм. В деизме, в объектах полагается сосуществование одновременно двух оснований, например: и материи, и духа. Суть дерева, к примеру, в таком случае — представляется заключённой в соединении материи + духа дерева + свойств. (Подобным образом — устроены и все другие объекты).

    Деистические представления — более древние, чем чисто идеалистические и чем чисто материалистические, и распространены были всегда шире.

    Идём далее: рассмотрим теперь такие понятия как:

    ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ

    Все объекты, существующие во Вселенной, — подразделяются на: вещи и явления.

    Явление — это любой быстро меняющийся объект. Быстро меняется, например, морская волна, поэтому она — не вещь, а явление. Или, например, облако — т. к. существует, по человеческим меркам, недолго — тоже причисляется к разряду явлений. Молния, искры, огонь — существуют ещё меньше, поэтому их назвать явлениями — ещё проще.

    Вещи же — это любые объекты, меняющиеся относительно медленно. Примеры вещей: Солнце, песчинка, дерево, и т. д.

    Человек — находится примерно в промежуточном положении между вещами и явлениями, т. к. меняется, по человеческим меркам — и не быстро, и не медленно.

    Далее: изменение — не может существовать само по себе, т. е. в отрыве от изменяющегося объекта. Изменяется — всегда какой-то объект. При этом, как уже было сказано: если объект изменяется быстро, то называется явлением, а если медленно, то называется вещью. Т. о. различие вещей и явлений — лишь условное. Все вещи, и все явления — являются объектами (просто изменяющимися с разной скоростью). Раз и вещи, и явления — объекты, то (какое бы то ни было) основание — лежит в равной степени — как в основе всех вещей, так и в основе всех явлений.

    Идём далее: итак, все объекты во Вселенной — претерпевают изменения. В общем, это значит, что все объекты существуют т. о. — во времени (а не только в пространстве).

    Почему всем объектам во Вселенной, в той, или иной степени, но неотъемлемо, свойственна изменяемость (=время)? Чуть позже (в рамках данной книги) — мы разгадаем и эту тайну…

    А пока — переходим к следующему вопросу:

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ МАТЕРИИ

    Понятие материи — зародилось во времена древней Греции. Причём произошло это — не одним махом, а постепенно. Понятие: материя — было не простым для изобретения, хоть нам оно и кажется, на первый взгляд, простым (т. к. оно для нас привычно). Древнегреческим же философам — понадобилось несколько веков и этапов в развитии мысли, чтобы дойти до изобретения этого понятия.

    Считается, что понятие материи — было также изобретено и на древнем Востоке (независимо от Греции), — в древнеиндийском и древнекитайском регионах. Тамошние философы — прошли практически теми же путями мысли, что и древние греки.

    Самым первым, что было создано на этих путях — было понятие, не далёкое от понятия материи, но и не очень близкое: это было понятие веществ (=материалов). Примеры веществ: глина, древесина, железо, и т. д. Веществ — большое разнообразие (в отличие от единственности материи).

    Итак, во времена до изобретения понятия материи — господствовало понятие материалов (=веществ), и все объекты во Вселенной и окружающем Мире — представлялись древним людям состоящими из разнообразных, тех или иных, веществ…

    Каждое отдельное вещество (=материал) — всегда может быть положено в основу длинного ряда объектов: например, из древесины — может состоять и живое дерево, и деревянный дом, и бочка, и дрова, и стрелы, и т. д., а из глины, например — могут быть сделаны: и посуда, и кирпичи, и скульптуры, и украшения…, т. е., в общем, разнообразные объекты с разными свойствами.

    Глина же — то, что все глиняные вещи объединяет, как единый корень. На то оно и нужно понятие материалов, — чтобы свести безграничное разнообразие объектов во Вселенной — к на порядок меньшему разнообразию — веществ, и проникнуть т. о. в суть объектов глубже, чем прежде.

    Любое вещество (=материал) — обладает собственными свойствами (глина, например — обладает свойствами глины). Разнообразие же свойств вещей, сделанных из глины — получается приданием куску глины — различных геометрических форм.

    Получается, т. о., в итоге, следующая картина Вселенной: в основе всех объектов, существующих во Вселенной — лежат разнообразные вещества, заключённые в разнообразные, те или иные, геометрические формы…

    Такая картина Вселенной (вещественно-геометрическая) — когда-то была открытием, и была в своё время настоящим прорывом в понимании Вселенной (для древнего человека).

    Потом, конечно, мысль повела людей и дальше: ибо необходимо было найти ответы на нерешённые в этой картине Вселенной, вопросы, например: почему вещества (=материалы) существуют в разнообразии? и: есть ли что-то более глубинное, нежели материалы, т. е. что-то, что позволило бы перейти от разнообразия веществ (=материалов) — к чему-то более простому и однообразному? Поисками ответов на эти вопросы — занимались одновременно и древнегреческие, и древнеиндийские, и древнекитайские философы, и все они, как считается, независимо друг от друга — придумали примерно одинаковый промежуточный ответ, а именно: придумали т. н. теории пяти первоэлементов всего сущего.

    ТЕОРИИ ПЯТИ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ

    Суть всех этих теорий — в том, что они утверждают существование во Вселенной всего пяти первоначальных (истинных) веществ, а все остальные вещества — полагают лишь смешениями первоначальных в различных пропорциях. Называются эти пять первоначальных веществ — первоэлементами всего сущего, или стихиями. В одной из теорий пяти первоэлементов, они — таковы: огонь, земля, воздух, вода и металл. Древние полагали, что из смешений этих пяти стихий (=первоэлементов) — состоит всё безграничное разнообразие веществ, и весь наш Мир, и вся Вселенная.

    Глянем пару наглядных примеров, как образуются (обычные) вещества смешением первоэлементов (=стихий): например, вещество камней — представлялось происходящим из смешения элементов металла и земли, ибо в камнях — есть и прочность, свойственная металлу, и хрупкость, свойственная земле. Наиболее хрупок — меловой камень, следовательно в нём — наиболее значительна доля элемента земли. Гранит же — весьма прочен, следовательно в нём — велика доля элемента металла. Это, конечно, наивные объяснения, но в древние времена — то был передний край философии и науки.

    Ещё пример: смешением каких элементов (=стихий) образована древесина? Посмотрим примерный ход мысли древних людей: во-первых, т. к. древесина — никогда не тонет в воде, значит в древесине, в значительном количестве — присутствует элемент воздух; далее: из древесины — можно добывать огонь, значит есть в ней и доля элемента огня, притом немалая; ещё, древесина — более-менее прочна, значит имеется в древесине и доля элемента металла; в древесине — есть и вода (это очевидно); есть в древесине также и земля (как зола). Итак, в древесине т. о. — смешаны все пять первоэлементов, и больше всего в ней — огня и воздуха.

    Человеческое тело, кстати — тоже содержит смешение сразу всех пяти первоэлементов, но в других пропорциях; притом, как считалось, распределены эти элементы в теле — не совсем равномерно: например, наибольшая доля элемента огня — сосредоточена в сердце, а наибольшая доля элемента металла — в костях; а в кровеносных сосудах — больше всего элемента воды…

    В общем, теории пяти первоэлементов (=стихий) — объясняли, хоть и наивно, но поразительно многое, и притом — просто. Но оставалось при этом неясно, почему первоэлементов (=стихий) существует аж пять. Поиск чего-то более глубинного, поиск единого корня, из которого происходили бы первоэлементы — и привёл в конечном итоге к созданию понятия материи. Но до того — произошёл ещё один промежуточный этап в развитии мысли:

    ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН

    На Востоке — философы создали теорию инь-ян, как идею двух первоначал, лежащих глубже, чем первоэлементы. Суть теории такова: одно из первоначал — активная, горячая субстанция, а другое — наоборот, субстанция пассивная, холодная. Все пять первоэлементов (=стихий) — образованы смешением этих двух субстанций (=первоначал) в различных пропорциях. Так, смешение активной и пассивной субстанций, содержащее более всего активной, горячей субстанции — есть первоэлемент огонь; чуть меньше доля активной субстанции — в элементе воздух; в воде — содержится примерно поровну активной и пассивной субстанций; в элементе земля — уже преобладает доля пассивной, холодной субстанции; а в металле — доля холодной, пассивной субстанции — достигает наибольших значений. В общем, все пять первоэлементов (=стихий) — удалось свести к смешениям, в различных пропорциях, всего двух субстанциональных первоначал: инь и ян.

    Замечательное обобщение, для своего времени. От теории инь-ян, до возникновения понятия материи — всего один шаг. Понятие материи возникает на Востоке следующим образом: активную, горячую субстанцию — философы превратили в материю, находящуюся в состоянии движения, а пассивную, холодную субстанцию — превратили в материю в состоянии покоя. Так и возникло понятие материи на древнем Востоке (заменившее собою инь-ян). В отличие от инь и ян, как двух субстанций, материя — одна, единая субстанция, которая может находиться в двух различных состояниях (т. е. в состоянии движения, и состоянии покоя).

    В древней Греции, где теории инь-ян — не было, философы пришли к созданию понятия материи — несколько другим способом: сразу несколько древнегреческих мыслителей высказали идею о том, что пять первоэлементов (=стихий) — способны ко взаимопревращениям друг в друга путём своего сгущения / разрежения, (или расширения / сжатия). Например, т. о. представлялось, что сгущением воздуха — может образоваться элемент вода, а разрежением воздуха — элемент огонь (поэтому огненные звёзды и Солнце — располагаются на небе, т. е. выше воздуха); сгущение воды — способно породить элемент землю; а сгущение земли — ответственно за образование элемента металла. В общем, любая стихия (=первоэлемент) — может превращаться в любую другую стихию — путём своего сгущения / разрежения. А значит, пять первоэлементов — предстают т. о. единой субстанцией, находящейся всего лишь в различных степенях сгущённости / разрежённости. Металл — это эта субстанция в состоянии наибольшего сгущения, а огонь — это та же самая субстанция, но в состоянии наибольшего разрежения. Что же это за единая субстанция, которая своим сгущением / разрежением, лежит в основе всех пяти первоэлементов? Конечно же, это есть ни что иное как: материя. Так — и возникло в древней Греции понятие материи, — позволившее указать на единый корень и всех объектов, и всех веществ, и всех первоэлементов (=стихий). Понятие материи т. о. — было очень удобным, наиболее обобщённым, и глубинным. Ничего глубже материи — искать не предполагалось. С момента возникновения понятия: материя — и возникает классический материализм.

    МАТЕРИЯ И ДУХИ

    Материя — воображалась как субстанция, т. е. как нечто, неотъемлемо обладающее субстанциональными свойствами: плотностью и протяжённостью. Как основание, материя — полагалась, естественно, лежащей глубже свойств. Но представляя себе материю — люди всегда неизбежно представляют себе, прежде всего — нечто плотное и протяжённое, т. е. представляют не материю саму по себе, а всего лишь эти два её неотъемлемых и наиболее характерных, свойства. Как уже говорилось, нельзя доказать, существует ли материя на самом деле, или же существуют лишь свойства плотности и протяжённости сами по себе. Но мы, ранее — уже условились верить в то, что основание (например, материя) — всё-таки существует. Но всё это, конечно, лишь условно…

    Итак, материя — это нечто, характеризующееся плотностью (=твёрдостью / мягкостью / упругостью), и протяжённостью (=объёмом), как неотъемлемыми, наиболее важными, и наиболее характерными свойствами. Эти свойства — называются субстанциональными, т. е. они характеризуют материю как субстанцию. Субстанция эта, т. е. материя, в материализме — заполняет всю Вселенную, и лежит в основе всех объектов.

    А что, если в основу всех объектов во Вселенной, положить вместо материи — духи? Могут ли духи обладать субстанциональными свойствами, т. е. плотностью и протяжённостью? Могут, — и мы это уже видели: дух дерева, например, пока дерево живо — обладает и свойством плотности (твёрдости), и свойством протяжённости (=объёмности). А после смерти дерева, дух дерева — просто лишается этих двух (субстанциональных) свойств, но сохраняет разнообразные другие свойства (в т. ч. способность чувствовать, мыслить, помнить, и т. д.), и продолжает существовать уже в бесплотном (=несубстанциональном) состоянии. (Любой) дух т. о. — бессмертен, (в т. ч. и дух человека).

    Что же получается? Из того, что (видимые) объекты в окружающем мире — обладают плотностью и объёмностью — нельзя сделать вывод о том, материя ли лежит в основе объектов, или духи. Можно лишь верить в тот, или иной вариант, по личному выбору (или не верить ни в какой вариант основания вообще). И не более того. Ничего доказать в этом деле — нельзя…

    ДУХИ КАК ОСНОВАНИЕ

    Итак, дух — способен обладать субстанциональными свойствами (=плотностью и объёмностью), но может также и терять их (и обретать), т. е. для духа, эти свойства — не неотъемлемы (это — одно из главных отличий понятия духа от понятия материи). Любой дух т. о. — может существовать в двух различных состояниях: в состоянии субстанциональном, и состоянии бесплотном (=несубстанциональном).

    Дух — отличается от материи ещё и тем, что, как говорилось ранее, — он должен неотъемлемо обладать свойством способности чувствовать, помнить, и мыслить. Т. е. любой дух — это, в той или иной степени, нечто разумное, живое и чувствующее. Идеализм — приписывает эти свойства — всем духам, а значит, через них — и каждому объекту во Вселенной (даже камням…). Согласно идеализму, всё во Вселенной — одухотворено, нематериально, и бессмертно. (По крайней мере, духи бессмертны, а все свойства (кроме универсальных) — изменчивы).

    Далее: а кто такие боги? Боги — это тоже духи, но наиболее могущественные и наиболее значимые для людей: например, богами, древние люди — назвали и дух такой вещи как: Солнце, и дух такого явления как: молния, и т. д. В многобожии — богов много. Все они, в конечном итоге — не более чем духи. Что же касается единобожия, то и единый Бог (Библейский…) — тоже всего лишь дух, такой же дух, как и любой другой (за исключением особого могущества, которым Он обладает). В Библии — сказано ясно: «Бог есть дух».

    В общем, суть Бога/богов/и духов — одна и та же: все они — духи. А раз боги — это духи, то боги — могут существовать в двух состояниях: и в бесплотном, и в состоянии во плоти. Солнце (бог) — пребывает во плоти уже очень долгое время, а бог грозы — пребывает в бесплотном состоянии; Библейский же Бог — может сам выбирать своё состояние, например, из бесплотного состояния, при желании — может воплотиться в любую плоть (обрести тело птицы, или стать как облако, и т. д., и может даже воплотиться в теле человека (Иисуса)).

    Но хватит об идеализме (это было… небольшое отступление). Вернёмся к познаванию Вселенной как простой, материалистичной, (как условились ранее):

    ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ

    Возникновение понятия материи — это лишь начало длинного пути: размышления философов о сущности материи, в дальнейшем — вели к тому, что представления о материи — постепенно углублялись, усложнялись, и менялись.

    В самом начале, (древние) философы — представляли материю непрерывной субстанцией, т. е. субстанцией, не состоящей из частиц, ибо само понятие: частица материи — ещё не возникло. Все объекты в окружающем Мире т. о. — выглядели для древних людей монолитными, сплошными, состоящими из непрерывной субстанции. Людям — ещё не было известно ни о молекулах, ни об атомах, ни вообще о частицах.

    Такое положение — сохранялось недолго. В тех же древних Греции и Индии, скоро мыслители додумались — и пришли к выводу (умозрительному), что материя — не непрерывна, — а состоит из частиц. Т. о. все объекты во Вселенной — стали представляться собранными из (материальных) частиц. Это был огромный прорыв в мысли.

    Доказать существование частиц, конечно же, в те времена — было невозможно (ибо микроскопы ещё не были изобретены). Но сама идея о существовании частиц материи — утвердилась прочно.

    Частицы материи — это тоже объекты, т. е. это не чистая материя, а материя, соединённая со свойствами: Изначально, (ещё гипотетическим), частицам материи, философы приписывали следующие свойства: частицы материи — представлялись как твёрдые, неделимые шарики, промежутки между которыми заполнены пустотой. Т. е. материальные частицы — это микроскопические шарики, движущиеся в пустоте. Поверхность каждого шарика представлялась неровной, имеющей шероховатости и «крючочки», благодаря которым, эти движущиеся шарики, сталкиваясь — сцепливаются друг с другом, и образуют макрообъекты, в т. ч. целые миры.

    Миры, образовавшись сцеплением частиц — продолжают двигаться в пустоте. Любой мир — не вечен, ибо, двигаясь в пустоте, миры время от времени — сталкиваются друг с другом: при таких столкновениях, сцепления между частицами, слагающими миры — нарушаются, и миры рассыпаются вновь на отдельные материальные частицы. Но проходит время, и свободные частицы — вновь собираются в миры, сцепляясь при столкновениях. Т. о. во Вселенной происходит вечный круговорот рождений одних миров, и гибели других.

    Миры — бренны, зато материальные частицы — вечны. Эти частицы — неделимы, тверды, и пребывают в вечном движении (абсолютном). (Покой частиц в макрообъектах — лишь относителен).

    Далее: в общем, такие представления, т. е. о существовании частиц материи, =представления второго этапа эволюции представлений о материи — просуществовали многие века. Они позволяли даже дать объяснение существованию разнообразия первоэлементов: так, материальные частицы, слагающие металл — представлялись относительно крупными (=тяжёлыми) и имеющими наиболее неровные поверхности (с наибольшим количеством «крючочков»). Благодаря этому, слагающийся из этих частиц, элемент металл — и наиболее тяжёл, и наиболее прочен. Частицы элемента земли — представлялись чуть более мелкими, и имеющими чуть более ровные поверхности. Частицы воды — ещё мельче и глаже. Так, далее — и с частицами воздуха, и огня. Частицы огня — наиболее мелкие и наиболее гладкие, а поэтому — и наиболее подвижные, и наиболее лёгкие. Поэтому огонь как первоэлемент, обитает более всего — на небе (т. е. в виде звёзд и Солнца), и космос — состоит из огня…

    В общем, представления о материи, как сложенной из частиц = неделимых шариков — объясняли на удивление многое. Впоследствии оказалось, конечно, что все эти объяснения — весьма наивны, и во многом — неправильны. Но как этап в познавании Вселенной и окружающего Мира — то был грандиозный этап.

    А следующий этап начался, пожалуй, лишь в Новое Время. Именно тогда начала активно развиваться идея о бесконечной делимости материи, и несуществовании пустоты: Философы предположили, что любая частица материи, т. е. любой твёрдый шарик — должен состоять из ещё более мелких частиц, а те, в свою очередь — делимы и далее. В таком случае, пустоты не может существовать, ибо всё пространство Вселенной — до отказа заполнится всевозможными мелкими частицами (вплоть до безгранично мелких). Тут же — возникает и проблема: как двигаться сквозь пространство, в котором нет пустоты? Ведь это должно, по идее, мешать движению, тормозить любое движение, вернее даже делать движение вообще невозможным. Даже волна — не сможет в таких условиях распространяться. В общем, мысль тут столкнулась с огромными сложностями, казавшимися непреодолимыми. Но они всё же были преодолены, — на последующих этапах развития мысли — когда были созданы представления о т. н. материеподобных (т. е. неклассических) основаниях, а именно: о полях (Фарадей + Максвелл), об искривлённом пространстве-времени (Эйнштейн), и об энергии (Оствальд).