V. ПНЕВМАТОЛОГИЯ[118]

Общепринятые верования средневековья представляли ангелов, чертей и духов мертвых невидимыми существами, имеющими личность. Они персонифицировали силы добра и зла и сделали из них карикатуру, чудовищ, что перелетают с места на место, пытаясь завладеть душами людей или подчинить их своей власти. В те времена формой правления была олигархия, и участь бедняков зависела от милости богатых. Верховная власть принадлежала церкви, и диктатура духовенства не терпела неповиновения. Подобострастие и поиск личного расположения были в порядке вещей, и этот образ мышления неизбежно сказался на религиозных концепциях людей, исказив их. Высший Мировой Дух выродился в их глазах в персонифицированного тирана, милость которого пытались снискать при помощи покаяний, просьб и молитв священников, которые, как считалось, были его любимцами. Все, что не согласовалось с существовавшими тогда предубеждениями и мнениями, приписывалось дьяволу; ужасы инквизиции, религиозные преследования и суды над ведьмами достаточно свежи в памяти, так что нет необходимости напоминать читателю об этом.

Учение Парацельса в корне отличается от такого рода убеждений. Его сила духовного восприятия позволила ему осознать строение макрокосма и человеческого микрокосма. В его работе «De Generatione Hominis» описывается, как элементы, из которых состоит физическое тело человека, соединяются, чтобы в дальнейшем отлиться в человеческую форму; он также описывает и их разъединение после смерти. Жизнь, по Парацельсу, есть универсальный принцип,[119] покидающий физическую форму в момент смерти и в процессе ее разложения, с тем чтобы сформировать новые тела; однако часть этого жизненного принципа остается в астральном теле (кама-рупе) до тех пор, пока и оно не распадется на элементы. Тела более высокого порядка, содержащие высшую сущность жизненного принципа, переходят в состояние более высокое, которое Парацельс называет Olympus Novus (Новый Олимп),[120] где они находятся до тех пор, пока не наступит их окончательное возвращение к Mysterium magnum, их первоначальному источнику.

Такова судьба тех, кто умер естественной смертью; но совершенно иной удел ждет тех, кто умер преждевременно — в результате самоубийства или какого-либо несчастного случая. Такие человеческие существа подобны обычным людям — с той лишь разницей, что не имеют физического тела; и они пребывают в таком состоянии до тех пор, пока не придет тот час, когда, согласно законам природы и их собственному предопределению (Карме), должна была произойти их физическая смерть. И только тогда произойдет разделение их высших и низших принципов. До сего момента они существуют в своих астральных телах. Эта оболочка является невидимой для нас, но она видима для них самих и также имеет чувства и способности к восприятию;[121] умершие в своих мыслях выполняют то, что привыкли делать в течение жизни, предполагая при этом, что они делают это физически.

Они все еще находятся в сфере земли, и Парацельс называет их кабалы (caballi), лемуры и т. д. Они пребывают во власти своих земных желаний и страстей и пытаются удовлетворить их, инстинктивно притягиваясь к людям, у которых находят желания и страсти того же рода, и к местам, где надеются удовлетворить их, вступая в контакт с такими людьми (медиумами); часто они пытаются склонить людей медиумического склада к совершению аморальных поступков и преступлений: умершие не способны избежать этого, ибо, потеряв физическое тело, они потеряли и то количество энергии и силы воли, которое необходимо для полдержания самоконтроля и разумной деятельности. Они часто посещают места, где имели обыкновение проводить время в течение своей жизни,[122] пытаясь найти избавление от сжигающей их жажды путем удовлетворения своих страстей. Они тянутся туда, куда влекут их мысли. Если они совершили какое-то преступление, раскаяние может привязать их к месту, где оно произошло. Если они зарыли драгоценности, то беспокойство за свои деньги может привести их на место, где те были спрятаны; ненависть или жажда мести могут привлечь их к своим врагам;[123] любовь может превратить их в вампиров и привязать к объекту страсти — при условии, что в последнем есть нечто их привлекающее, ибо астральное тело человека злого не может повлиять на разум чистого ни в течение жизни, ни после смерти, если их обоих не связывает сходство их ментальной организации.[124]

«По некоторым причинам подобные человеческие существа могут становиться видимыми или особым образом выражать свое присутствие. Они могут появляться в телесной форме или оставаться невидимыми и производить шумы и звуки — стуки, смех, свист, кашель, вой, скрипы, вздохи, шаги, топот, могут бросать камни и передвигать мебель или другие предметы, и все это делают они с целью привлечь внимание живущих, дабы получить возможность общаться с ними».[125]

Однако не все посетители из сфер надземных или подземных являются призраками, или астральными телами самоубийц и жертв несчастного случая, или астральными трупами и Evestra умерших; есть и другие невидимые сущности, которые могут посещать дома умерших и, если для этого есть необходимые условия, случайно становиться видимыми или доступными физическим чувствам.

Одну из таких групп составляют существа, называемые «phantasmata».

«Эти существа, похожие на привидения, суть „ночные духи“, обладающие способностью к рассуждению, подобной человеческой. Они стремятся быть поближе к людям, в особенности к тем, кто плохо владеет собою и над кем легко получить власть. Существует множество видов таких духов, как добрых, так и злых, и им нравится быть возле людей. В этом они сравнимы с собаками, которые также любят общество людей. Но человек вряд ли выиграет от такого соседства. Это пустые тени, и они лишь обуза для человека. Они боятся красных кораллов, как собаки боятся кнута; однако коричневые кораллы привлекают их».[126]

((«Herbarius Theophrasti: De corallis».))

«Некоторые люди верят, что злых духов можно изгнать святой водою или курением ладана; однако не может существовать настоящей святой воды, пока не нашлось человека, который столь свят, что может сообщить воде сверхъестественную силу, и запах ладана может скорее привлечь, нежели изгнать злых духов. Ибо их притягивает то, что привлекательно для чувств, и если мы желаем избавиться от них, то было бы более разумным применять для этой цели ароматические вещества, их отпугивающие. В полной мере действенной против всех злых духов силой является воля. Если мы возлюбили источник добра всем сердцем, умом и чувствами, мы можем быть уверены в том, что никогда не подпадем под власть зла; церковные же обряды — будь то кропление водой, курение фимиама или пение заклинаний — суть плод тщеславия духовенства и, следовательно, проистекают из источника зла. Изначально церемонии призваны были дать внешнее проявление свершающемуся внутри; но там, где отсутствует способность к внутреннему действу, церемонии не принесут пользы, разве что привлекут злых духов, которые, верно, посмеются над нашей глупостью».

((«De Philosophia occulta».))

Другую группу духов составляют инкубы и суккубы, о которых раввинская традиция говорит в аллегорической форме как о возникших из пролившегося семени Адама («животного» человека), когда тот был охвачен желанием к Лилит, его первой жене (олицетворявшей нездоровое воображение). Парацельс в своей книге «De origine morborum invisibilium»,[127] глава III, говорит:

«Воображение является причиной возникновения инкубов, суккубов и жидкостных лярв. Инкубы — мужские существа, суккубы — женские. Они суть порождения сильного и нечистого воображения мужчин и женщин; обретя форму, они уносятся прочь. Возникают они из спермы, создаваемой воображением тех, кто впадает в противоестественный грех Онана в мыслях и желаниях. Исходящая от одного лишь воображения, она не есть настоящая сперма, но испорченная соль (субстанция). Только то семя, что попадает в органы, предназначенные природой для его развития, может произвести на свет человеческое тело.[128] Если семя не посажено в надлежащую почву, оно сгниет. Если сперма не попадет в матку, из нее не выйдет ничего хорошего, но лишь что-либо бесполезное. Следовательно, инкубы и суккубы, произрастающие из испорченного семени вне порядка, установленного природой, бесполезны и являются злом; и Фома Аквинат заблуждался, считая этих бесполезных существ сущностями совершенными».

«Сперма эта, поступающая из воображения, рождается In Amore hereos. Это есть такой вид любви, когда мужчина представляет себе женщину или женщина — мужчину, с тем чтобы вступить в супружескую близость с образом, созданным их разумом. В результате этого акта происходит истечение бесполезной эфирной жидкости, которая не может породить ребенка, однако способна вызвать к существованию лярв. Такого рода воображение есть мать расточительной невоздержанности, которая, долго продолжаясь, может сделать мужчину бессильным и женщину бесплодной, ибо большая часть истинной созидающей и формирующей силы теряется из-за частого использования возможностей нездорового воображения. Это часто является причиной родимых пятен, преждевременных родов, выкидышей и уродств. Иногда эту испорченную сперму захватывают блуждающие в ночи духи, которые переносят ее туда, где смогут использовать ее в своих нечистых целях. Существуют духи, которые могут производить с нею „actus“[129] также и ведьмы могут делать это: вследствие этого actus'a к жизни вызывается множество необычайных монстров ужасающего вида».

«Если монстры эти рождены сильным, сознательным воображением, то же сознание будет заложено и в них. Духи ночи могут использовать по своему усмотрению все, что родится из этой спермы, но никакой сущностью, имеющей человеческую природу или обладающей истинной искрой духа, воспользоваться они не могут». «Arnor hereos есть состояние невидимого тела, вызываемое воспаленным воображением, возбужденным до такой степени, что происходит извержение спермы, из которой могут возникнуть инкубы и суккубы. В обычных pollutionibus nocturnalis[130] тело теряет сперму безо всякого усилия со стороны воображения, и ночные духи вследствие этого не могут использовать ее в своих целях».

«Если женщины, по возрасту не способные к воспроизведению потомства, нецеломудренны и имеют живое воображение, то они также могут вызвать этих существ к жизни. Если человек того или иного пола имеет нечистые желания и живое воображение или же если он страстно влюблен в персону противоположного пола, будучи лишен возможности заполучить объект страсти или фантазии, тогда инкуб или суккуб может занять место отсутствующего предмета, и таким образом колдуны могут вызвать к существованию суккубов, а ведьмы — инкубов[131]».

«Дабы предотвратить такого рода печальные явления, необходимо быть целомудренным, честным, чистым в мыслях и желаниях, и кто не способен пребывать таким постоянно, тому не следует оставаться холостым.[132] Воображение — великая сила, и если бы мир знал, какие необыкновенные вещи могут быть созданы силой воображения, городские власти принуждали бы всех бездельников работать и проводить с пользой свое время и, дабы избегнуть ужасных последствий, держали бы под наблюдением тех, кто не способен властвовать над своим воображением».

«Так называемый дракон есть невидимое существо, которое может становиться видимым, приобретать форму человека и сожительствовать с ведьмами. Достигается это посредством спермы, произведенной прелюбодеями и блудницами in acte venereo[133] и предающимися греху Онана, которую эти духи используют как тело для приобретения человеческой формы: ибо сперма содержит прообраз всего человеческого облика, и если духи эти воспользуются спермою какого-либо человека, то примут его форму, подобно тому как если бы один человек надел пальто другого, и будут схожи с ним во всех тонкостях и деталях его строения».[134]

((«De fertilitate», Tract. II.))

«Если формы эти достаточно плотны, чтобы стать видимыми, они появляются в виде подцвеченных теней или тумана. В них самих жизни нет, они заимствуют ее у человека, их породившего, подобно тому как тень порождается телом; но где нет тела, не может быть и тени. Зачастую бывают они произведены идиотами либо людьми аморальными, развращенными или больными, одинокими, ведущими распущенную жизнь и подверженными различным порокам. Связь между частицами, образующими тела этих существ, не очень сильна, и потому они боятся сквозняков, света, огня, ударов палками и оружия. Они подобны бесплотному придатку тела своих родителей, и иногда связь между ними и телом их источника настолько сильна, что, если первым нанесен ущерб, то это сказывается и на последнем. Они суть паразиты, высасывающие жизненные силы из людей, к которым привлечены, и могут очень быстро исчерпать жизнеспособность последних, если те недостаточно сильны[135]».

«Некоторые из таких существ оказывают влияние на людей сообразно их качествам: они наблюдают за людьми, развивают и усугубляют их недостатки, находят оправдание их ошибкам, заставляют их надеяться на успех своих злодеяний и постепенно высасывают из них жизненную силу. Они поддерживают воображение и усиливают его действие при занятиях колдовством, нашептывают ложные пророчества и делают вводящие в заблуждение предсказания. Если человек, обладающий сильным и злым воображением, хочет нанести ущерб другому, эти создания всегда готовы протянуть ему руку помощи в выполнении его замысла».

Такого рода существа могут явиться причиной болезней своих жертв, если последние недостаточно сильны для того, чтобы сопротивляться их влиянию.

«Лярвы[136] не могут завладеть человеком чистым и здоровым, ибо они могут получить власть лишь над теми, кто предоставит им место в своем сознании. Здоровый рассудок — это крепость, которую невозможно взять приступом, не будь на то воли ее хозяина. Однако, если позволить этим существам проникнуть в сознание, они бередят страсти женщин и мужчин, возбуждают в них дикие желания, посылают им дурные мысли, которые разрушительно воздействуют на рассудок.

Они обостряют животные наклонности и подавляют нравственное чувство. Злые духи могут завладеть только теми из людей, в ком животное начало преобладает. Но невозможно подчинить разум, воспринявший свет истины, и лишь те могут быть подвержены их влиянию, кто в жизни обыкновенно руководствуется позывами низшей природы. Церемонии и заклинания для изгнания нечистой силы в таких случаях бесполезны. Молитва[137] и воздержание ото всего, что может возбудить воображение или взволновать мысли, — вот истинные средства избавления от этого[138]».

((«De Ente Spirituali».))

«Излечение от одержимости есть в полной мере психический и нравственный акт. Одержимый должен упражняться в истинном воздержании и молитве, и лишь тогда человек с сильной волей может заставить этих духов покинуть его».[139]

((«Philosophia Occulta».))

Причина того, что существа астрального мира для нас невидимы, заключается в том, что они прозрачны, подобно воздуху. Мы не можем увидеть воздух, пока в нем не появился дымок, но даже в этом случае мы видим не сам воздух, но дым, растворенный в нем. Однако воздух можно почувствовать, когда тот находится в движении; таким же образом мы можем почувствовать присутствие подобных существ, если они достаточно плотны для этого. Кроме того, наши чувства предназначены для того, чтобы воспринимать объекты, существующие на том уровне бытия, к которому эти чувства приспособлены; следовательно, физические чувства существуют для восприятия вещей физического мира, тогда как чувства внутреннего человека даны, чтобы ощутить мир души. Если внешние чувства бездействуют, то могут быть пробуждены внутренние чувства, и мы сможем увидеть вещи астрального плана, как мы видим сны. Существуют также некоторые яды, посредством которых органическая деятельность тела может быть на время подавлена, а сознание внутреннего человека, дающее нам возможность видеть объекты астрального мира, — активизировано. Но такого рода яды разрушительно действуют на рассудок и очень опасны для здоровья. В бреду, лихорадке и т. п. эти сущности также могут стать видимыми. Некоторые из них могут быть порождениями разума самого больного, другие же — плодом нездорового воображения посторонних людей, как то было описано выше.[140]

Однако если эти существа в обычных условиях не видны, то их могут хорошо ощущать элементарии людей, чье сознание существует на данном плане, и даже более того: личности развращенных, испорченных людей могут принимать после смерти форму животных и чудовищ, притягивающуюся к ним сходством их дурных мыслей. Форма есть не что иное, как иллюзия, отражающая суть, тогда как суть порождает форму. Если сущность человеческая закоренела во зле, она вызовет к жизни астральную форму отвратительного вида. Таким образом, души испорченных, развращенных людей могут появляться в форме зверей.[141]

Чистый дух не имеет формы: он подобен свету. Но как под действием солнечного света преобразуются материальные элементы, чтобы вырастать в растение, так же под действием духовных лучей душевная субстанция может отлиться в существо, имеющее форму. Бывают духи добра и зла, планетарные духи и ангелы. Бывают духи четырех стихий и множество других духов различной природы.[142]

«При рождении каждое дитя получает своего духа-покровителя, или гения, который наставляет и опекает ребенка порою даже до самой юности. Зачастую он обучает своего питомца совершенно необыкновенным вещам. Во вселенной существует несчетное число такого рода гениев, и вследствие их причастности Mysterium magnum от них можно научиться всем тайнам Хаоса. Эти духи-покровители зовутся flagae[143]».

«Существует множество видов flagae. Передавать нам свои знания они могут двумя способами: первый заключается в том, что они становятся видимыми и разговаривают с нами; второй — в оказании ими невидимого влияния на наше сознание. Искусство нектромантии[144] дает человеку силу увидеть вещи внутреннего мира, и нет ничего тайного касательно любого человеческого существа, чего нельзя было бы узнать с помощью этого искусства. Посредством просьбы либо силой воли можно сделать так, чтобы flagae открыли тебе этот секрет, ибо flagae подчиняются воле человека так же, как солдат подчиняется воле командира, как нижестоящий повинуется своему начальнику, несмотря на то что физически тот может быть слабее. Flagae можно увидеть в берилловом зеркале, куске угля или кристалле и т. д., и не их одних, но и людей, которым они принадлежат, и таким образом вызнать все их секреты. А если увидеть такого гения не представляется возможным, эти секреты могут быть раскрыты посредством мысли, знаков, аллегорических видений и т. п. С помощью flagae можно отыскивать клады, читать запечатанные письма и вообще видеть любую вещь вне зависимости от того, как далеко она запрятана, поскольку открытие внутреннего зрения приподнимает завесу материи. Таким образом можно найти схороненное, отыскать украденное и т. д. Flagae могут открыть нам свои тайны — как добрые, так и злые — во сне. Ибо получающий знания в духе берет их от своего Отца; знающий духов четырех стихий знает и себя; понимающий природу элементов осознает строение микрокосма. Flagae суть духи, обучившие в древности людей искусствам и ремеслам, и без них в мире не было бы ни философии, ни наук.[145]

Flagae водят рукою предсказателя при гадании. Искусство гадания — ни от Бога, ни от черта, но от flagae. Церемонии, обычно проводимые в таких случаях, суть чистейшее суеверие, и выдуманы они затем, чтобы придать этим действам дух торжественности. Занимающиеся ворожбою зачастую невежественны и не знают законов, при этом проявляющихся, и потому результаты действия этих законов они относят к церемонии, принимая свои обрядовые глупости за истину».

Относительно доверия, которого заслуживают даваемые невидимыми сущностями «откровения», Парацельс пишет следующее:

«Злые духи любят вводить людей в заблуждение, следовательно, их пророчества обычно ненадежны, предсказания их есть обман. Бог сделал духов безмолвными, дабы они не могли сказать что-либо человеку напрямую, ибо тогда последнему не пришлось бы, чтобы избежать ошибок, раздумывать над сказанным, используя свой разум. Духам запрещено поучать человека, однако они не всегда подчиняются этому запрету. Поэтому они частенько молчат в те моменты, когда помощь их особенно необходима, и зачастую лгут, когда крайне важно знать истину. Именно по этой причине столь многое из сообщенного духами признано заблуждениями и неправдой, и некоторые духи лгут гораздо чаще других. Однако может статься, что из дюжины предсказаний, полученных от духов, одно вдруг окажется верным; в таком случае невежды часто забывают, что остальные одиннадцать были ложными, и готовы верить всему, что эти духи ни изрекут. Часто духи поучают людей совершать разного рода обряды, произносить всяческие слова и имена, смысла в которых нет, и делают это ради собственного развлечения, чтобы позабавиться за счет людской легковерности. Редко они оказываются теми, кем хотели бы выглядеть; они присваивают себе различные имена, одни из них используют имена других, притворяясь и следуя образу действий последних. Если дух, которым вы обладаете, добрый, то из вас может выйти неплохой предсказатель судеб; однако, если вы обладаете духом-обманщиком, от него ничего кроме лжи не услышите. В целом же все эти духи соперничают друг с другом в обмане и хитрости[146]».

((«Philosophia Sagax».))

Есть и другой класс духов — саганы (Saganae), или стихийные духи природы (элементалы). Вот что говорит Парацельс об их оболочках:

«Существует два вида плоти. Один происходит от Адама, другой — не от Адама. Вещество первого типа является достаточно плотным, для нас оно видимо и ощутимо. Вещество второго типа неощутимо и не создано из праха земного.[147] Если человек, ведущий свой род от Адама, хочет пройти сквозь стену, он вынужден сперва проделать в ней отверстие для прохода; но существо, произошедшее не от Адама, ни в отверстии, ни в двери не нуждается, но может пройти сквозь материю, которая кажется нам твердью, без нанесения ей какого-либо ущерба. Существа, не происходящие от Адама, так же как и существа, от него происходящие, обладают живой плотью и имеют действительные тела; но между веществами составляющими тела тех и других, разница такая же, как между материей и духом. И все же эти элементалы не есть духи, ибо они имеют плоть, кровь и кости; они живут и производят потомство; они спят и действуют, едят и разговаривают, и т. п.; посему их нельзя, строго говоря, назвать духами. Это существа, занимающие промежуточное положение между духами и людьми, имеющие сходство с людьми по форме и строению тела и напоминающие духов стремительностью передвижения. Это существа промежуточные, или composita[148] сформированные из двух частей, образовавших единое целое, подобно тому как два цвета при смешивании образуют третий, который не напоминает ни один из исходных. У элементалов нет высших начал; следовательно, они не бессмертны и, умирая, разлагаются, подобно животным. Ни огонь, ни вода не могут повредить им, их нельзя запереть в наших материальных тюрьмах. Тем не менее, они подвержены болезням. Их одеяния, действия, вид, манера говорить и прочее мало отличаются от человеческих, но очень разнообразны. Эти существа имеют только животный разум и не способны к духовному развитию».

«Они обитают в четырех стихиях: нимфы — в воде, сильфы — в воздухе, пигмеи — в земле, саламандры — в огне. Еще их называют ундины, сильвестры, гномы, вулканы и проч. Каждая разновидность их может передвигаться лишь в пределах той стихии, к которой принадлежит; таким образом, никто из них не может покинуть соответствующую стихию, которая для них то же, что для нас воздух или для рыб вода. И никто из них не может существовать в стихии, принадлежащей другому виду. Для каждого элементала его стихия есть прозрачная и невидимая дыхательная среда, как для нас атмосфера».

Саламандра. Из книги Парацельса «Толкование 30 магических фигур».

«Об отличительных чертах элементалов можно сказать, что живущие в воде могут походить на людей как мужского, так и женского пола; обитающие в воздухе — больше по размерам и сильнее;[149] саламандры — существа длинные, худые и иссохшие; пигмеи — около двух пядей[150] в длину, однако они могут увеличиваться в размерах и вытягиваться, превращаясь в исполинов. Сильфы и нимфы, элементалы воздуха и воды, благожелательно относятся к человеку; саламандры с людьми общаться не могут вследствие огненной природы той стихии, где они обитают, а пигмеи обычно злобного нрава. Последние возводят дома, своды и постройки необычайного вида из полуматериальных субстанций, нам неизвестных. Есть у них и свой алебастр, мрамор, цемент и проч., но материалы эти столь же отличны от наших, сколь нить паутины отличается от льняной нити. Обиталища и дворцы нимф — в стихии воды. У сильфов же и саламандр нет постоянных жилищ. В целом элементалы испытывают неприязнь к людям самоуверенным и заносчивым, догматикам, занудам, пьяницам и обжорам, а также ко всякого рода личностям вздорным и грубым. Однако они любят людей простых, тех, кто бесхитростен и непосредственен, невинен и искренен, подобно ребенку; чем меньше в человеке тщеславия и лицемерия, тем проще для него сблизиться с ними; иначе же они бывают пугливы, как дикие животные».

Человек существует во внешнем проявлении стихий, элементалы же живут в их внутреннем проявлении. У них есть дома и одежда, кодекс поведения и мода, язык и собственные правительства — в том же смысле, в каком у пчел есть свои королевы, а у стаи зверей — свой вожак. Они иногда становятся видимыми, принимая при этом различные формы. Саламандры предстают в виде огненного шара или языков пламени, пляшущих над полями или появляющихся в домах; нимфы приобретают образ человека, его повадки и одежду и, как известно, могут вступать с человеком в брак. Есть местности, где множество элементалов различных видов сосуществуют вместе, и бывали случаи, когда человек допускался в их сообщества и жил вместе с ними некоторое время, они же становились для него ощутимыми и видимыми глазом.[151]

В житиях святых стихийные духи природы часто выступают в образе «чертей» — имя, которого они не заслуживают. Ибо есть элементалы как хорошие, так и дурные; однако несмотря на то, что они могут быть очень эгоистичными, в них нет преданности абсолютному злу, потому что у них есть лишь смертная душа и нет той искры духа, которая сделала бы их бессмертными.

«Злые духи являются, можно сказать, судебными приставами и палачами Бога (Закона). Они порождены злыми влияниями и исполняют свое предназначение. Но невежды чересчур высоко оценивают их силу, особенно же силу дьявола. У дьявола недостаточно власти даже для того, чтобы восстановить старый разбитый горшок, не то что сделать человека богатым. Он — или оно — есть самое убогое существо, какое только можно выдумать, гораздо более слабое, чем любая из сущностей, обитающих в четырех стихиях. Существует великое множество искусств, наук и всяких изобретений, которые приписывают дьяволу (личности); но прежде, чем стать много старше, мир откроет, что дьявол не имеет к этим вещам никакого отношения, что дьявол есть ничто и знания его суть ничто, а вещи эти являются следствиями природных причин. Истинная наука может многое; у вечного Знания всего сущего нет ни возраста, ни начала, ни конца. То, что ныне считается невозможным, будет претворено в жизнь, неожиданное сегодня в будущем окажется истиной; и то, что в одном веке зовут суеверием, в следующем станет основой общепринятой науки».

((«Philosophia Occulta».))

Примечания:



1

Книга Ф. Гартмана была издана в 1889 году. — Прим. ред.



11

По причине ремонта церкви {в год} 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены {кости Парацельса}. — Прим. пер.



12

Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. — Прим. пер.



13

Мир живым, вечный покой умершим. — Прим. пер.



14

Наилучшие собутыльники (лат.). — Прим. пер.



15

«History of Churches and Heretics», vol. II, cap. XXII



118

Pneumatologia (лат.) — наука или теория о мире духов, о духовных феноменах: в древности являлась аналогом современной психологии — науки о душе. — Прим. ред.



119

Это древнее учение брахманов.



120

Девахан.



121

Чувственное восприятие является атрибутом жизни. Если жизнь протекает в астральном теле, астральная оболочка способна чувствовать; и пока эта оболочка симпатически связана с мертвым физическим телом, она может почувствовать даже какое-либо нанесенное ему повреждение. Безжизненное физическое тело не имеет чувств: они принадлежат внутреннему человеку. Ощущения находятся там, где устанавливается центр сознания.



122

Книги изобилуют вполне достоверными описаниями домов с призраками и многочисленных случаев, когда такого рода призраки становились видимыми. Есть люди, которые, не будучи в состоянии увидеть их, могут почувствовать их инстинктивно или даже физически как дуновение ветра или электрический заряд, проходящий по телу.



123

Известно, что китайцы и индийцы иногда совершают самоубийство с целью мести, чтобы их душа могла привязаться к врагу и помутить его рассудок либо привести к самоубийству. Хорошо известен и тот факт, что во время войны в рядах армии победителей часто происходят самоубийства.



124

Один из случаев такого вампиризма известен лично мне. Один молодой человек покончил с собой из-за страсти к замужней даме. Она любила его, но не поощряла его ухаживаний, не желая нарушать супружескую верность. После его смерти его астральное тело было привлечено к ней, и, так как последняя обладала способностями медиума, он получил возможность для частичной своей материализации. Ей потребовалось недюжинное усилие воли и долгий курс лечения, чтобы полностью избавиться от инкуба. Если бы наши практикующие врачи были лучше знакомы с оккультными явлениями, многие «таинственные» случаи из их практики стали бы им понятны и они смогли бы глубже проникнуть в причины некоторых случаев мании, истерии, галлюцинаций и т. п.



125

Отрывок из «De animabus mortuorum» («О душах мертвых»). Большая часть этого фрагмента утеряна.



126

(«Гербарий Теофраста: О кораллах» (лат.). — Прим. пер.) Ношение красных кораллов Парацельс рекомендует как средство от подавленности читается, что они управляются влиянием солнца, тогда как коричневые кораллы находятся под влиянием луны. Красные кораллы отпугивают не только phantasmata, но и монстров, инкубов, суккубов и других злых духов; однако коричневые кораллы их не пугают, а притягивают. Мне известно несколько случаев меланхолии, депрессии, ипохондрии и т. д., которые были успешно излечены при помощи ношения красных кораллов, тогда как другие средства не давали никакого эффекта: таким образом, излечение не может быть объяснено только верой больных. Невежды, наверное, охотнее высмеяли бы такого рода случаи, нежели попытались найти им объяснение.



127

«О происхождении невидимых болезней» (лат.). — Прим. пер.



128

Это вряд ли относится к гомункулам. (См. Приложения.)



129

«actus»(лат.) здесь — половой акт. — Прим. пер.



130

pollutio nocturnalis (лат.) — ночное семяизвержение. Прим. пер.



131

Средневековая оккультная литература и литература современного спиритуализма содержат множество примеров появлений инкубов и суккубов, причем некоторые были видны и ощутимы, других же, хоть и невидимых, можно было почувствовать и потрогать. Эти случаи в настоящее время гораздо более многочисленны, чем принято думать, но материализация может произойти, только если для этого существуют необходимые условия. Так, суккубы и инкубы могут быть ощутимы лишь в состоянии болезни, и после выздоровления больного они исчезают, ибо тогда они уже не могут заимствовать из здорового тела необходимые для материализации элементы.



132

Нельзя подавить животные инстинкты и «умертвить плоть», если не пробуждена высшая психическая деятельность организма на месте принципов низшего порядка или если в человеке не произошло возвышения духовной природы над его животным началом. Воздержание от полового общения бесполезно для духовного развития, если оно не сопровождается воздержанием в мыслях. Вынужденное безбрачие не делает человека священником; настоящий священник — это святой, а святые — это люди, освободившие себя от чувственных желаний.



133

In acte venereo (лат.) — в половом акте. — Прим. пер.



134

«О плодовитости» (лат.). — Прим. пер. Тем не менее, они не способны стать видимыми, если не могут заимствовать некоторое количество астрального вещества у того человека или тех людей, в чьем присутствии они желали бы материализоваться; иными словами, данные люди должны обладать задатками медиума, чтобы вызывать такие манифестации.



135

Здесь Парацельс дает очень точное описание нескольких случаев современной материализации духов. «Бесплотный придаток» (астральная форма) обычно возникает из области селезенки с левой стороны от медиума. Медиумы — это не обязательно люди порочные, однако в организации их тел должны обязательно присутствовать какие-либо нарушения, либо соединение их элементов должно быть очень сильным, чтобы без особого вреда расстаться с частью своего астрального вещества. Медиумы, проводящие материализации, могут быть очень хорошими людьми, однако одинокий образ жизни и дурные привычки могут явиться причиной развития медиумизма такого рода, который, может статься, в конечном итоге принесет много вреда.



136

Larva (лат.) — злой дух, привидение. — Прим. пер.



137

Под молитвой подразумевается не словесное выражение, но возвышенность в мыслях и устремлениях.



138

«De Ente Spirituali» (лат.) — «О психических явлениях». Ens Spirituali — одна из четырех групп причин болезней по Парацельсу: 1) Ens Astrale — космические и атмосферные влияния; 2) Ens Naturale — причины, коренящиеся в физиологии и анатомическом строении организма; это суть Ens Veneni (ядовитые вещества, находящиеся в пище и питье) и Ens Seminis (наследственные аномалии); 3) Ens Spirituale — психические явления; 4) Ens Deale — Божье попущение. — Прим. ред.



139

Часто случается, что болезни тела становятся причиной появления нездоровых страстей. Кожные болезни (Prurirus vaginae или Scroti) (зуд влагалища или мошонки (лат.). — Прим. пер.) могут вызвать эротические желания; смещение матки, эрозия, язва или воспаление Os uteri (матки (лат.). — Прим. пер.) могут стать причиной депрессий и истерий; геморрой может вызвать подавленность, и т. п. и т. д.; однако все эти причины являются, в свою очередь, следствием предшествующих причин, которые, возможно, имеют психическое происхождение, и они лишь подготавливают условия проявления основных влияний.



140

Подобные же «галлюцинации» наблюдались в Лондоне в результате проведения опытов со вдыханием паров различного рода эфиров, хлороформа, веселящего газа (закиси азота) и гидрокарбонатов. Ранее, до того, как эти газы стали известны, для подобных целей применялось окуривание ядовитыми веществами. Рецепты приготовления этих веществ держались в строжайшей тайне во избежание злоупотреблений этим знанием, которые могли нанести вред здоровью людей. По Эккартсгаузену, некоторые из наиболее эффективных средств, использовавшихся для вызывания видений, изготавливались из следующих веществ: болиголова крапчатого, белены, шафрана, алоэ, опия, мандрагоры, паслена, семян мака, ферулы вонючей и петрушки. Окуривания, использовавшиеся для изгнания злых духов, делались из серы, Assafoetida, бобровой струи и особенно из зверобоя и уксуса. Карболовой кислоты в то время еще не знали.



141

По всей видимости, эти сведения были подтверждены Сведенборгом в его описании «Ада».



142

Мир причин (духов), так же как и мир следствий (форм), существует в нескончаемой цепи рождений и перевоплощений. Период жизни некоторых из этих существ занимает огромный промежуток времени, у других же он очень короток. Согласно учениям брахманов, существует семь основных видов духов (некоторые из них имеют бесконечное число подвидов):

1. Арупа-дева (духи, не имеющие формы) (Арупа (санскр.)— «бестелесный», не имеющий формы. — Прим. пер.) — планетарные духи — шестой разумный принцип планеты, порождением которой они являются.

2. Рупа-дева (имеющие форму) — высокие планетарные духи.

3. Пишачи и мохини — элементарии мужского и женского пола, состоящие из астральных оболочек мертвых: ими могут завладевать элементалы и создавать инкубов и суккубов.

4. Мара-рупы — формы страстей и желаний. Души, осужденные на уничтожение.

5. Асуры — элементалы (гномы, сильфы, ундины, саламандры и т. п.). Они могут развиться в человеческое существо в следующей Манвантаре (цикле эволюции).

6. Звери — элементалы, имеющие форму животных, чудовища.

7. Ракшасы или демоны — души колдунов или вообще людей больших знаний, но с дурными наклонностями. Преступники ради науки, догматики, софисты, вивисекционисты и т. д. являются хорошим материалом для развития такого рода «дьяволов».

Асуры иногда зовутся дева (Devas (санскр.) — боги. — Прим. пер.) и являются предметом поклонения во многих районах Индии. Это — духи-хранители различных местностей, садов, домов и т. д. Им посвящены многие святилища. Существует несколько тысяч разновидностей этих духов.



143

Очевидно, разряд гениев-хранителей коренным образом отличается от «невидимых советчиков», упоминавшихся ранее.



144

Нектромантию не следует путать с некромантией. (Некромантия (греч.) — вызывание образов умерших, считавшееся в древности и считающееся у современных оккультистов черной магией. — Прим. ред.)



145

Эти виды flagae являются планетарными духами, которые в начале каждого Круга дают человечеству знания.



146

Искушенные в современном спиритуализме признают, что данное описание верно. Спиритуалист не должен следовать советам духов, если те расходятся с его собственным восприятием, так же как ученые не должны полагаться на чужие мнения, если те противоречат их собственному здравому смыслу.



147

Быт 2,7. — Прим. ред.



148

Compositum (лат.) — составное, сложное. — Прим. пер.



149

Полуживотного человека можно считать элементалом воздуха, возникшим из союза Дхиан Чоханов (Сыновей Мудрости) с дочерьми гигантов. (См. Быт 6,4.)



150

1 пядь = 9 дюймов, приблизительно 22,86 см. — Прим. пер.



151

Невероятно, чтобы человек в своем физическом теле мог побывать на горе Венеры, в Унтерсберге или в каких-либо других подобных же местах, о которых говорят народные традиции. Ведьмы и колдуны средневековья также никогда не летали на шабаш в своих физических телах, настолько же невозможным кажется и то, что человек когда-либо мог физически проникнуть в жилища адептов, лишенных телесной оболочки. Однако физическое тело человека не есть сам человек; это всего-навсего его внешнее иллюзорное выражение, и где находится центр сознания человека, там и будет находиться он сам. Но пока он там, его внешнее тело никуда не исчезает, оно лишь часть одежды, преднамеренно отброшенной в сторону; и когда опять пробудится его физическое сознание, человек легко может решить, что побывал где-либо в своей физической форме.