Заготовка наростов

Как говорилось выше, наросты встречаются практически повсеместно, но тем не менее являются очень ценным и редким материалом из-за трудностей, связанных с их заготовкой. В основном наросты можно снять, не причинив вреда, только с поваленных деревьев. Делается это в местах заготовки леса.

Также наросты снимают с бревен, вывезенных лесопильными предприятиями на лесной склад.

В некоторых случаях во время заготовки нароста резчик сразу же видит будущий образ произведения, которое можно изготовить из данного материала. Но чаще всего это не так. Именно поэтому рекомендуется снимать нарост вместе с частью стволовой древесины, которая может пригодиться для будущего изделия.

С сучьев нарост снимается с частью сучка с поперечными срезами, расположенными выше и ниже. Если на стволе имеется крупный нарост величиной больше 1/3 его размера, то заготовку лучше срезать вместе со стволом выше и ниже нароста.

Нарост, мало связанный со стволом, снимается с помощью следующего приема: на стволе выше и ниже нароста следует сделать поперечные пропилы, пересекающие искривленные волокна, границу которых можно заметить после снятия коры. Затем нарост отделяют от ствола ударом обуха топора поперек оси бревна. При этом следует учесть, что кора будет повреждена, поэтому, если она необходима для последующего создания композиции, желательно отделить нарост от ствола ударами клина или лезвия топора по линии скалывания. Ствол следует очистить от коры на месте заготовки, пока она не успела высохнуть. Нарост с корней снимать гораздо проще. Это можно сделать в местах массовой корчевки пней, например на очищенных площадях, предназначенных для сельскохозяйственных нужд, около строящихся трасс, а также в лесу.

Найденный нарост на корнях следует очистить от грязи, земли и коры. После этого боковые корни необходимо обрубить, завести под пень вагу, уложить под нее обрубок пня или полено, нажать на ее второй конец и выворотить пень из земли.

Корневые наросты очень декоративны. Наибольшую ценность придают им глазки: чем больше их количество, тем красивее становится текстура среза нароста. Также в композицию, помимо нароста, могут войти пень и корни, что обеспечит еще большую декоративность художественному изделию.

Как говорилось выше, по сравнению со стволовой древесиной наросты обладают более высокими декоративными качествами – такими, как текстура, блеск, прочность, твердость, цвет. Но даже такой материал можно улучшить. Например, наросты, образованные на мелкососудистых породах древесины (на клене, березе и др.), рекомендуется отшлифовать, а затем придать матовое или глянцевое покрытие, после которого применить дополнительную полировку. Так древесина приобретет светло-жемчужный цвет в местах изгибов волокон.

Встречаются грибные окраски на поверхности наростов, которые также можно использовать для усиления декоративных качеств. Для этого следует отшлифовать и отполировать изделие, а получившийся после этого эффект «зеркала» усилить с помощью водного красителя – морилки подходящего оттенка.

В лесу часто встречаются наросты, пораженные гнилью и сухобокостью. Многие задаются вопросом: можно ли использовать такой материал для создания декоративных и художественных изделий? Здесь все зависит от степени поражения. Поражение нароста начинается с возникновения гнили, которая не меняет структуры древесины, но со временем переходит в гниль. Нарост можно использовать для работы только тогда, когда он находится на начальной стадии твердой гнили. Сухобокость нароста можно определить по отпаду коры, а начальную стадию твердой гнили – по изменению окраски древесины. Мягкая деструктивная гниль поражает в основном рыхлую раннюю древесину и разрушает текстуру материала. Использовать наросты с мягкой гнилью можно только в том случае, если обрезать все пораженные места. Также при обрезании пораженных мест не следует забывать об антисептировании, которое поможет избежать дальнейшего распространения гифов грибов.