Работа с заготовкой

Перед тем как приступить к изготовлению декоративно-художественного предмета, следует выбрать подходящую заготовку. Она должна соответствовать размеру будущего изделия, форме его композиции и виду резьбы.

Для объемной резьбы заготовки должны быть вырезаны из массива березы. Для изделия, выполненного в стиле плоскорельефной резьбы, заготовки могут быть сделаны из брусков, деревянных плит и досок.

Также в качестве заготовки для оригинального декоративного изделия могут послужить наросты и другие естественные образования.

Чаще всего при выборе заготовки высоту или длинную сторону изделия располагают вдоль заготовки, так как прочность древесины напрямую зависит от направления волокон. Наибольшее сопротивление могут выдержать детали с продольным расположением волокон.

Заготовку, предназначенную для объемной резьбы, рекомендуется обрезать снизу пилой в соответствии с направлением древесных волокон. Также при необходимости следует обрезать ее сверху.

Излишки древесины на заготовке можно удалить скобелем, топором или пилой, придавая тем самым форму параллелепипеда, на гранях которого будет размещаться изделие. При обработке топором нужно следить за направлением волокон. Чтобы избежать смещения линии скалывания внутрь заготовки, не следует тесать против волокон.

После того как заготовке будет придана подходящая форма, нужно выровнять ее основание рубанком, проверив его плоскость с помощью линейки (крест-накрест и угол на угол). Также для облегчения разметки рекомендуется обстрогать боковые грани заготовки.

Нанесение рисунка

Начинающим резчикам желательно работать по рисунку. Рисунок, предназначенный для изделия, которое будет выполнено в стиле плоскорельефной резьбы, следует сделать в масштабе 1: 1. Для перенесения на заготовку нужно наложить на ее поверхность копировальную бумагу и рисунок, скрепить лентой и перевести рисунок на заготовку.

Если эскиз сделан в другом масштабе, рекомендуется переносить его на заготовку с помощью координатной сетки. Для этого следует покрыть рисунок сеткой с клетками, равными, например, 1 см, а затем нанести еще одну сетку с клетками, равными 2 см (при масштабе 1: 2) или 3 см (при масштабе 1: 3). После этого необходимо перенести на заготовку точки пересечения линий рисунка с линиями координатной сетки на эскизе и по ним наносить рисунок с помощью карандаша.

Для сложного изделия, сделанного в стиле объемной резьбы, следует наносить эскиз на заготовку с разных сторон. Если заготовка имеет форму параллелепипеда, можно перенести эскиз с помощью копировальной бумаги в масштабе 1: 1. При этом следует обратить внимание на то, чтобы заготовка и эскиз совпадали относительно друг друга по линиям основания заготовки и боковым граням.

Для начала на заготовку следует перенести эскиз вида спереди по передней плоскости и линии основания заготовки. Таким же образом необходимо перенести на заготовку эскиз бокового вида изделия.

После этого надо выбрать общую для переднего и бокового вида точку и прочертить от нее на обеих плоскостях перпендикуляры, направленные к основанию заготовки. Для облегчения работы можно использовать цифры для обозначения по ширине координатной сетки, строчные буквы – для высоты, прописные – для глубины.

Для заготовок в форме конуса, цилиндра и других отличных от параллелепипеда фигур следует нанести координатную сетку на рабочую доску, потом закрепить на ней заготовку и перенести на последнюю линию координатной сетки. Переносить точки пересечения рисунка и линий координатной сетки можно так же. При этом следует помнить, что нарисованный на объемной плоскости рисунок отличается от прямоугольного.

Координатную сетку на заготовку можно нанести рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником. Горизонтальные линии координатной сетки таким образом можно наносить с верстака или рабочей доски, а вертикальные – с вертикальной плоскости плоскостного угольника, который можно закрепить на верстаке или рабочей доске струбцинами или шурупами.

Вообще, координатная сетка необходима для того, чтобы контролировать действия резчика. Поэтому следует каждый раз восстанавливать части линий на обработанных участках, сохраняя координатную сетку до тех пор, пока не будет вырезана окончательная форма изделия.

Обработка заготовки

Обработка заготовки начинается с вырезания контура проекции рисунка (сначала вид спереди, затем – сбоку). При этом необходимо следить за своевременным восстановлением координатной сетки, чтобы избежать смещения рисунка.

Грубую обработку заготовки можно проводить в процессе обрезания по контуру. Сначала следует срезать все ненужные части в прямоугольных проекциях, применяя наиболее экономичные и эффективные способы.

С прямых участков заготовки лишнюю древесину можно обрезать теслом, стругом, пилой или топором.

При этом не следует допускать возникновения запилов, зарубов и сколов в пределах рисунка.

С вогнутых участков заготовки лишняя древесина срезается вручную или с помощью долбления киянкой, полукруглыми стамесками. При этом необходимо следить за направлением волокон, стараясь не допускать сколов. Сколы могут возникнуть при резании с помощью киянки поперек волокон, на выходе стамески к противоположной стенке заготовки. Для того чтобы избежать этого, следует применять встречное резание древесины на этом участке.

Во время обработки заготовки стамесками и киянкой следует закрепить ее на рабочей доске или в тисках.

После обрезания контуров заготовки следует приступить к срезанию углов фигуры. Сначала можно срезать углы на половину запаса материала. После этого можно снять второй слой, также равный по толщине половине запаса материала. Таким образом следует постепенно приближать заготовку к задуманной фигуре.

При этом необходимо следить за тем, чтобы запаса материала хватило не только на вырезание общей формы изделия, но и на усовершенствование его отдельных деталей, а также на создание фактуры, дальнейшую обработку и отделку.