• ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ
  • ОСВЕЩЕНИЕ КВАРТИРЫ
  • Свет и цвет в квартире

    ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ

    В убранстве квартиры, в решении художественного облика каждой вещи, в объединении различных предметов обстановки в одно гармоничное целое значительную роль играет цвет. Цветовые сочетания обладают большой эмоциональной выразительностью и оказывают на человека определенное психофизиологическое воздействие. Разные цвета и цветовые сочетания по-разному воспринимаются человеком, вызывают самые разнообразные ассоциации, чувства: могут создавать жизнерадостное настроение или раздражать, повышать или снижать работоспособность. Цвет может влиять и на наше ощущение пространства, его зрительное восприятие. Одно и то же помещение, в зависимости от той или иной окраски, может казаться большим или меньшим, более высоким или низким, длиннее или короче, светлее или темнее.

    Умело используя свойства цвета, правильно выбрав цветовую гамму, можно сделать свое жилище по-настоящему красивым. Но как выбрать из обилия цветов и красок именно те, которые помогут создать художественно цельные и гармоничные сочетания в цвете стен, мебели, драпировочных и обивочных тканей, ковров?

    Сочетаний цветов может быть очень много, но они не всегда могут быть красивы и приятны для глаз. Разберем следующие четыре наиболее употребительные) однотонное сочетание, простое сочетание дополнительных цветов, сложное сочетание дополнительных цветов и, наконец, сочетание трех цветов.

    В однотонном сочетании соединяются более темные и более светлые оттенки одного и того же цвета, например, зеленого. Но подобрать всю мебель, драпировочные ткани, ковер — все одного цвета почти невозможно, да и комната в этом случае будет выглядеть скучно.

    В простом сочетании дополнительных цветов соединяют два дополнительных цвета, скажем, красный с зеленым, синий с оранжевым, фиолетовый с желтым. Это очень распространенное сочетание: его часто применяют в тканях с рисунком, в расцветке ковровых дорожек и т. д. Если необходимо, контраст смягчают, добавляя к сочетанию третий, нейтральный цвет, например, серый.

    При сложном сочетании дополнительных цветов один из них берут в двух или нескольких оттенках, например, синий соединяют не с чистым оранжевым, а с оранжево-красным и оранжево-желтым или, наоборот, оранжевый соединяют с сине-зеленым и сине-фиолетовым.

    Сочетание трех разных цветов очень интересно, но наиболее сложно. Все три цвета нельзя брать в равных количествах, один из них должен преобладать (стены или обивка мебели), а два других — быть как бы дополнением (ковер, занавески, обивка кресла).

    Каждый цвет с гаммой всех его оттенков имеет свой характер, создает определенное впечатление. Красный — теплый, веселый цвет. У красного цвета большое разнообразие оттенков: от нежно-розового до темно-бордового. Светлые оттенки розового цвета гармонируют со многими светлыми тонами, например, с бледно-зеленым, зеленовато-голубым, бледно-желтым, а также с темно-красным того же оттенка.

    Оранжевый цвет также относится к числу теплых. У него много красивых оттенков: от бледного до теплого коричневого, беж, персикового и кораллового.

    Желтый цвет со всеми его оттенками, от кремового до коричневого, — лучший из всех теплых цветов для отделки — комнат. Особенно выгоден светло-желтый цвет для окраски стен в недостаточно освещенных комнатах, где мало солнца, или в тех районах, где часто бывает пасмурная погода, так как светло-желтые стены создают впечатление солнечного света даже в пасмурный день. Лучше всего брать для стен светлые оттенки желтого: кремовый, лимонно-желтый, бледно-золотистый. К желтым стенам подойдет обивка мебели и занавески красного, зеленого, голубого и коричневого цветов.

    Синий и голубой цвета считаются холодными. Они как бы удаляют от нас предметы, создавая впечатление простора и спокойствия. Их оттенки удачно сочетаются с самыми разнообразными цветами. Окрашивать в бледно-голубой цвет лучше солнечные комнаты.

    Зеленый цвет создает ощущение спокойствия. Он отличается большим разнообразием оттенков, которые хорошо сочетаются почти со всеми цветами и создают хороший фон для других цветов. Комната, стены которой окрашены в бледно-зеленый цвет, кажется просторнее. Для обоев подходят и зеленовато-серые оттенки. Особенно хорош зеленый цвет в сочетании с деревом естественной окраски. Желтовато-зеленые оттенки хуже сочетаются с другими цветами и пользоваться ими надо осторожно.

    Фиолетовый цвет выглядит холодным в синеватых оттенках и теплым в красноватых. Темно-фиолетовые тона выглядят пышно, богато, но мрачно; зато светлые тона — сиреневые, лиловато-розовые создают спокойную атмосферу. Лиловый цвет синеватого оттенка хорошо сочетается с зеленым, серым или кремовым. Сам по себе фиолетовый цвет, особенно темный, не годится для окраски стен и обивки, хотя и хорош как добавление в разнообразных сочетаниях при оформлении интерьера.

    Подбирая различные сочетания цветов, не следует забывать о цветах нейтральных и прежде всего о белом. Его можно с успехом применять для окраски стен. На белых стенах очень красиво выделяется деревянная мебель — полированная и темного дуба. Белый цвет хорошо сочетается с любым цветом, служит прекрасным фоном.

    Черный цвет следует употреблять в ограниченном количестве и только для того, чтобы оттенить яркие цвета. Для того чтобы смягчить контраст, черный можно заменить темно-серым или темно-коричневым.

    Серый цвет может быть очень разным. Более темные оттенки выглядят мрачно, но светло-серые вполне подходят для окраски стен, так как являются прекрасным фоном, на котором выигрывают яркие занавески, обивка мебели, эстампы, картины. Серый цвет хорош в сочетании со светло-зеленым, голубым, малиновым и ярко-красным.

    Цвет беж также является прекрасным фоном. Его можно сочетать с коричневым, темно-красным, зеленым. При обоях или обивке цвета беж непременно нужны яркие пятна в виде подушки, коврика, керамической вазы, цветов.

    Следует помнить, что теплые тона — красный, оранжевый, желтый — сильно выделяются, как бы приближая предметы, а холодные — синий, голубой — наоборот, отдаляют предметы и притом сильно поглощают свет. Зеленые и фиолетовые тона занимают промежуточное положение: некоторые относятся к теплым, некоторые — к холодным. Яркие оттенки основных цветов очень резкие и пользоваться ими надо осторожно, смягчая добавлением других цветов в тех сочетаниях, которые мы рекомендовали в начале раздела.

    Подбор цветовой гаммы обстановки можно начать с любой имеющейся у вас вещи, например, с дивана, кресел, обитых хорошей тканью, которую вы не собираетесь менять, с ковра или занавесок. В любом сочетании цветов один цвет должен преобладать, то есть этот цвет будет занимать самую большую поверхность. Преобладающий цвет комнате чаще всего дает окраска стен. Цвета обивки мебели, занавесей, ковра будут вторичными в сочетании и займут уже меньшую площадь. Наконец, третий цвет будет играть вспомогательную роль, связывая два основных. Вспомогательными, связующими по цвету предметами могут быть в комнате диванные подушки, вазы.

    К однотонному сочетанию цветов хорошо добавить яркие, украшающие и оживляющие пятна гармонирующего цвета, который может занимать очень небольшое пространство. Такими пятнами могут служить обивка кресла, скатерть, салфетки.

    Есть несколько правил, которые помогут вам при подборе гармоничного сочетания цветов (таблица).

    Прежде всего следует помнить, что все цвета при дневном свете выглядят иначе, чем при искусственном; поэтому, покупая обои, обивку, не забудьте посмотреть, как они выглядят при электрическом освещении. Проверьте не только каждый цвет, но и его сочетание с другими цветами при дневном и искусственном свете.

    Если вам нужно ввести в сочетание цветов какой-либо яркий тон, его лучше повторить 2–3 раза в виде нескольких небольших предметов: подушки, вазы для цветов, — использовать в виде небольших пятен в узоре ковра, тканей.

    Не рекомендуется брать одни теплые или одни холодные тона; даже при большом их разнообразии надо непременно оттенить преобладающий цвет другим, резко отличающимся: холодный теплым и наоборот.



    Один и тот же цвет имеет множество оттенков — от самого светлого до самого темного. Но как светлыми, так и темными оттенками одного и того же цвета нельзя пользоваться совершенно одинаково для всех частей комнаты и любого предмета обстановки. Оттенок, который годится для окраски стен, окажется чересчур светлым для ковра; яркий, светлый тон, красивый для обивки мебели или штор, будет плохо выглядеть на стенах.

    У каждого из нас может быть свой любимый цвет. Но не всегда этим можно руководствоваться при подборе цвета или для сочетания цветов: например, как бы вы ни любили лиловый или голубой цвет, вы не окрасите в него стены комнаты, если она выходит на север.

    Главным украшением комнаты служат цвет или сочетание гармонирующих цветов. Удачным сочетанием может быть однотонная гамма многих оттенков какого-либо цвета, но подобрать ее довольно трудно. Поэтому лучше для окраски стен выбирать светлые тона, гладкие однотонные обои, а обивку мебели, шторы выбрать более яркие.

    В убранстве квартиры особенно большое значение приобретает соотношение цвета стен и пола и цвета мебели, декоративно-мебельных тканей и ковров. Это самые крупные и самые активные носители цвета. Найдя правильное цветовое решение основных компонентов комнаты, значительно легче решать вопросы о цвете всех остальных более мелких бытовых предметов: посуды, скульптуры, ваз и т. п.

    ОСВЕЩЕНИЕ КВАРТИРЫ

    Расетавлять мебель в квартире, подбирать расцветки тканей необходимо с учетом освещения комнат в дневное время. С наступлением сумерек искусственное освещение начинает играть чуть ли не самую существенную роль в интерьере, так как оно способно видоизменить его облик и придать ему особенное, вечернее настроение. Помещение должно иметь верхний рассеянный свет, достаточно интенсивный для того, чтобы воспроизвести общий дневной вид интерьера; кроме того, в комнате должны быть размещены передвижные светильники с Прозрачными колпачками теплых расцветок, обеспечивающие достаточную освещенность отдельных рабочих мест.


    Приемы освещения разных зон в квартире.


    Для верхнего освещения применяют плоские плафоны на коротком штыре или люстры с матовыми плафонами, которые дают мягкий, рассеянный свет. Интенсивность освещения нужно варьировать в зависимости от назначения комнаты.

    Письменный или рабочий стол освещается лампой с непрозрачным колпаком. Возле тахты, кресла для отдыха, у зеркала желательно иметь отдельные светильники.

    Главное назначение освещения — создать благоприятные условия видимости, уменьшить утомляемость глаз и сохранить хорошее самочувствие человека. Важную роль играет освещение и в художественном решении интерьера: свет и тень подчеркивают наиболее выгодные в декоративном отношении части интерьера, помогают созданию в комнате уюта. Удачно выбранный по цвету, форме и пропорциям светильник играет роль акцентирующего декоративного пятна, которое как бы организует и связывает воедино все части внутреннего убранства помещения. Поэтому выбор приемов освещения и подбор осветительной арматуры являются важными моментами в создании интерьера квартиры.

    Люстра, когда-то освещавшая всю комнату, в современном интерьере как бы распалась на световые точки, и они, покинув середину потолка, разошлись по местам, где свет их непосредственно нужен человеку. Поэтому в последнее время наряду с плафонами общего света, которые все чаще заменяют традиционную люстру, широкое распространение получили торшеры, бра, настольные лампы и т. д.

    В одном и том же помещении, включая различные источники света, мы имеем возможность достигнуть самого разнообразного эффекта. Скрытым источником можно красиво осветить вечером оконную штору или занавес, лучом направленного света выделить интересную картину, статуэтку, вазу, цветы. Такое подчеркнутое освещение хорошо комбинировать с общим рассеянным отраженным светом.

    Последовательное включение и выключение отдельных осветительных точек способно обогащать вечерний вид интерьера, придавать ему разнообразие, выявлять его композицию. Светильники с регулируемой высотой подвески могут, если это нужно, более интенсивно освещать стол при чтении, кройке, занятии рукоделием.

    Один из приемов оборудования окна: увеличенный подоконник превращен в рабочий столик. Практично расположены и встроенные шкафы.


    Для освещения столовой зоны обычно применяют висячие светильники для верхнего света.

    Количество светильников и их размещение зависит от формы стола: над квадратным столом светильник лучше разместить в центре, а над прямоугольным — вдоль стола, по его осевой линии.

    Рабочий стол освещают направленным светом. Желательно, чтобы вся комната при этом была освещена слабым рассеянным светом, так как при большом контрасте между освещенным рабочим столом и остальной темной частью комнаты при каждом отрыве глаз от стола происходит резкий переход от яркого света к темноте, а это вредно для зрения.

    Особенно внимательно нужно отнестись к организации освещения уголка школьника. Желательно, чтобы верхняя крышка стола или секретера, предназначенного для занятий, была обязательно матовой фактуры. Свет должен равномерно освещать всю поверхность стола. Предметы, расположенные в поле зрения школьника, не должны быть слишком блестящими или пестрыми. Светильники нужно устанавливать так, чтобы внутренняя часть абажура не просматривалась при нормальном положении сидящего школьника. Кроме этого, нужен рассеянный свет.

    Спальную комнату рекомендуется освещать светом, отраженным от потолка. Это можно сделать при помощи торшера, большая часть светового потока которого направлена вверх. Можно использовать настенные светильники с той же направленностью света, небольшой потолочный светильник или плоский плафон с рассеянным распределением потока света. Ночник можно прикрепить к стене. В ночнике должен свободно изменяться защитный угол для возможности увеличения или уменьшения освещенной площади.

    Освещение кухни делают двух видов: общее и местное — над рабочей плоскостью стола, так как при одном только общем верхнем источнике света тень работающего падает как раз на поверхность рабочего стола. Местное освещение лучше всего располагать под навесными шкафчиками — в этом случае их днища выполняют роль защитного козырька и свет не попадает в глаза работающего, а освещает только руки и стол. Для местного освещения удобно использовать лампы дневного света — люминесцентные трубки, но теплого розового, а не холодного голубого цвета, так как голубой свет, попадая на продукты, делает их неаппетитными. Выключатели для общего и местного света лучше сделат раздельными — часто местный свет не нужен. Источник общего света можно поместить как под потолком, так и над обеденным столом.

    Санитарные узлы также оборудуют местным и общим освещением. Освещение должно быть достаточно интенсивным, чтобы при мытье рук, купании, расчесывании волос был создан соответствующий световой комфорт. Поскольку ванная — помещение с очень высоким процентом влажности, здесь применяют полугерметические осветительные приборы — плафоны и бра, закрытые обычно стеклом молочного цвета. Светильник местного освещения, например бра, устанавливается над зеркалом или с обеих сторон зеркала, что удобно при бритье, косметических процедурах. Очень важно, чтобы боковые светильники имели рассеиватели из матового отекла, предохраняющего глаза от слепящего прямого света.

    * * *

    В комнатах небольшой высоты применяют потолочные плафоны. Висячие лампы лучше выглядят в комнатах с высокими потолками.

    Стол освещают направленным светом. На рабочий стол свет должен падать слева.

    Очень удобны настенные светильники с подвижным кронштейном, двух- и трехшарнирные. Источник света благодаря им можно передвигать в нужном направлении.

    Напольные светильники могут быть неподвижные или шарнирные. Их используют для освещения кресла.

    Очень удобны настольные светильники с гибким штативом.