• ПОБЕЛКА
  • ОБОИ
  • ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ОБЛИЦОВКЕ СТЕН КЕРАМИЧЕСКИМИ ПЛИТКАМИ
  • Ремонт квартиры

    Для того чтобы самому отремонтировать квартиру, надо обзавестись хотя бы самым несложным инвентарем. Необходимы: ведро для красок, кадушка или ненужное ведро для купороса, несколько жестяных или стеклянных банок для разведения красок, широкая стамеска или старый нож для очистки стен, шпатель для шпатлевки, кусок пемзы и шкурка, толстая кисть с длинной щетиной на длинной рукоятке для покрытия стен купоросом, побелки, покраски клеевой краской, но можно обойтись и мочальной кистью. Необходимы также короткая кисть с более жесткой щетиной для покраски масляной краской и несколько тонких кистей разной толщины для отводок и мелких работ.

    Перед употреблением новые кисти нужно вымочить в воде, чтобы они стали мягче и из них не выпадала щетина. Если щетина слишком длинна, кисть рекомендуется перевязать бечевкой.

    Перед ремонтом нужно вынести из комнаты мелкие вещи, а крупные сдвинуть к середине, предварительно обернув каждый предмет бумагой (газетами, обоями) или материей. Закрывать начинают снизу, чтобы последующий слой бумаги находил на предыдущий. Бумагу с мебели снимают после того, как выметут опилки, но перед тем, как будет убран с пола последний слой бумаги.

    Чтобы предохранить пол от загрязнения и порчи, его нужно застелить несколькими слоями бумаги или засыпать густым слоем древесных опилок.

    ПОБЕЛКА

    При каждом ремонте, будь то побелка потолка, окраска стен клеевой краской или оклейка обоями, необходимо предварительно прокупоросить намеченные к ремонту места.

    Для обработки 35–40 м2 площади в деревянную посуду или старый бак нужно влить три ведра воды и всыпать ведро просеянного мела. Затем килограмм медного купороса развести отдельно в горячей воде, следя за тем, чтобы кристаллы полностью растворились. Отдельно следует развести также в горячей воде 300 г столярного клея и 400 г хозяйственного мыла. Смешав мыло с клеем и добавив немного олифы, влить смесь в раствор купороса (вливать один мыльный раствор в купорос нельзя, так как смесь свернется). Полученную смесь следует перелить в бак с водой и мелом, хорошо перемешав.

    Полученным составом надо тщательно покрыть 1–2 раза потолки и стены. Надо помнить, что купорос едок и портит полы, двери, окна, мебель. Покрывать купоросом лучше вечером, чтобы за ночь стены и потолок хорошо просохли.

    Если в процессе ремонта необходимо сделать штукатурку, то для этой цели делается специальный раствор. Его готовят так: в соответствующей посуде (ящике, корыте) замешивают известковое тесто и песок в соотношении 1:2 (1:4 в зависимости от жирности извести), потом добавляют мелкий песок и воду, непрерывно перемешивая. Добавляя песок, раствор доводят до нормальной густоты. Определить густоту легко: в раствор надо окунуть деревянную палочку и посмотреть, держится ли на ней раствор или стекает. Нормальный раствор пристает к палочке в небольшом количестве, а слишком густой — сильно. Таким способом можно проверять качество и других строительных растворов.

    Вводить гипс в известковый раствор надо из расчета 1 часть гипса на 2–3 части известкового раствора.

    В посуду с гипсом наливают воду, перемешивают до образования сметанообразной массы. Затем эту массу перекладывают в известковый раствор и тщательно перемешивают.

    Побелку помещения можно производить только после щро, как штукатурка высохнет.

    Смесь для побелки приготовляется так: в горячей воде растворяют отдельно соль из расчета 100–150 г на ведро известкового раствора. В 5–6 л воды размешивают 3–4 кг известкового теста, вливают туда раствор соли и добавляют воду с таким расчетом, чтобы получилось 10 л раствора. Если к этому известковому раствору добавить стойкий к щелочам пигмент (сухую краску), например охру, мумию или сурик, получится известковая краска. Следует иметь в виду, что известковая побелка без краски имеет желтоватый оттенок, поэтому для получения белого цвета надо добавить к раствору немного ультрамарина (синьки).

    Для побелки помещения можно приготовить смесь и по такому рецепту: мел молотый — 1 кг, ультрамарин — 30–35 г, столярный клей сухой — 60–80 г, вода — до рабочей консистенции (около 3 л).

    Перед тем как красить стены клеевой краской, необходимо их загрунтовать, т. е. покрыть таким составом: галун алюмокалиевый (300 г), мыло хозяйственное (200 г), 10 %-ный раствор животного клея (1,5 л), олифа (25–30 г), мел (1,5–2,5 кг). Сначала в 2 л воды растворяют галун. Если нет галуна, можно взять 100–150 г медного купороса. Клей замачивают в холодной воде за 8–10 часов до приготовления грунтовки, потом разводят кипятком (100 г клея на 1 л воды). Затем раствор купороса вливают в горячий клей. Мыло растворяют отдельно в горячей воде. В этот раствор, непрерывно помешивая, вливают указанную порцию олифы, Полученную эмульсию выливают в смесь купороса и клея. После этого добавляют мел и все разводят водой до получения 10 л смеси. Производят грунтовку, затирая трещины, неровности, и дают стенам хорошо просохнуть в течение суток. Если трещины большие, их затирают специальной замазкой, которую делают так: замешивают 1 кг гипса с 2,5 кг просеянного мела, полученную смесь заливают 10 %-ным клеевым раствором до получения пастообразной массы.

    Теперь стены можно белить. Если вы хотите их покрасить, надо приготовить краску.

    Определенный колер получают путем смешивания нескольких основных красок:

    белый — смешивают белила и немного ультрамарина или берлинской лазури;

    светло-серый — белила и немного сажи; чем больше сажи, тем темнее серый тон;

    бархатно-черный — сажу с небольшим количеством берлинской лазури;

    розовый — белила с кармином, красным лаком или другой красной краской;

    голубой — белила с ультрамарином или белила с берлинской лазурью;

    нежно-зеленый (салатный) — белила, желтый крон и берлинскую лазурь; комбинируя их количество, можно получить самые разнообразные зеленые тона;

    темно-зеленый — 3 части белил и 1 часть парижской зелени;

    оливковый — сажу и желтую охру;

    фиолетовый — белила, ультрамарин и киноварь;

    светло-желтый — белила и желтый крон.

    Смешивать краски следует не в сухом виде, а растертые или разведенные.

    Чтобы приготовить клеевую краску, замачивают о воде отдельно просеянный мел и отдельно краски (пигменты), доводят их до сметаноподобного состояния. После тщательного перемешивания растворы пигментов процеживают через густое сито. Потом к меловому тесту добавляют небольшими частями пигмент. Если для нужного колера требуется несколько пигментов, каждый из них, приготовленный отдельно, размешивают небольшими порциями. Сухие пигменты добавлять не рекомендуется, так как они тяжело размешиваются и могут испортить цвет раствора. Для закрепления окрашивающей смеси употребляют раствор столярного клея (100 г на 1 л воды), который способствует тому, что краска после высыхания не пачкается. Затем смесь разбавляют водой до рабочей консистенции: смесь должна равномерно стекать с мешалки тонкой струйкой. Если она падает каплями и неравномерно распределяется на мешалке, это означает, что краска слишком густая, се надо немного разбавить водой; жидкая смесь оставляет на мешалке едва заметный след. Получив нужный колер, необходимо заготовить краски столько, чтобы хватило на всю поверхность стен. Считается, что на 1 м3 идет 0,5 л краски. Лишней краски заготовлять не рекомендуется, так как она скоро портится.

    Если краски не хватило и пришлось разводить следующую порцию, необходимо проверить цвет в соответствии с ранее нанесенной краской. Сделать это можно следующим образом: вновь приготовленную краску нанесите на стекло, затем приставьте его к ранее окрашенной поверхности и сличите обе краски.

    Для того чтобы придать бархатистость стенам, окрашенным клеевой краской, нужно прибавить в краску, кроме клея, еше небольшое количество клейстера, заваренного на пшеничной муке. Употреблять краску следует в теплом, но не в горячем виде. Когда краска приготовлена, ее надо попробовать на стене, которую будут красить, где-нибудь в стороне, чтобы это место после всей окраски не выделялось. Следует учитывать, что при высыхании клеевая окраска светлеет.

    Начинают побелку с потолка. Причем потолок белят, водя кистью продольно по отношению к источнику света. На потолке, побеленном поперек, будут заметны следы кисти. Закончив побелку потолка, снимают верхний слой бумаги с пола и покрывают свежей. Когда потолок просохнет, приступают к покраске стен. Красят вдоль стен. Можно красить способом набрызга или торцевания.

    После окончания ремонта верхний слой бумаги надо выбросить, аккуратно вымести опилки, не снимая нижних слоев бумаги, и только после того, как все опилки вынесены, можно снять нижний бумажный слой.

    Цветом можно исправить, неудачные пропорции помещения. Если в длинной и узкой комнате торцевые стены окрасить в интенсивные теплые цвета (терракотовый, золотисто-оранжевый), а продольные — в малонасыщенные холодные (зеленовато-голубой, голубовато-серый) будет создаваться ощущение, что комната стала шире и короче. Можно зрительно снизить или увеличить высоту помещения. Так, если в небольшой по площади и очень высокой комнате потолок окрасить теплым цветом, а стены холодным, она будет казаться ниже и просторней. Низкая комната при окраске потолка и стен в светлый холодный цвет будет производить впечатление более высокой.

    Панели в передней, кухне, санузле обычно красят масляной краской. Перед покраской стены надо подготовить, зашпатлевать щели (мелом или сухими белилами с олифой), затереть неровности пемзой, отшлифовать шкуркой, загрунтовать, покрыть олифой, чтобы краска лучше ложилась.

    Перед покраской деревянных стен к грунтовке добавляют скипидар (1/10 часть) для лучшего проникания краски в дерево. Кроме того, краска, к которой добавлен скипидар, сохнет быстрее. Новые деревянные стены перед шпатлевкой рекомендуется покрыть олифой или жидкой масляной краской, так как иначе замазка не пристанет.

    При втором окрашивании стен олифу необходимо разбавить наполовину скипидаром: он разжижает краску, и она ложится равномернее.

    Краски на кисть надо брать немного и наносить ее тонким слоем, стараясь покрыть ею большую поверхность. Лучше повторить окрашивание, чем красить толстым слоем, который долго сохнет, шероховат и дает трещины.

    Окрашенную поверхность можно сделать гладкой и блестящей, для этого надо красить мягкой кистью. Чтобы отделать стены под «шагрень», надо пройти по всей поверхности ровными легкими ударами жесткой щеткой,

    ОБОИ

    Если стены в квартире оклеены обоями, а вы хотите покрыть их клеевой краской, надо обои предварительно намочить горячей водой, потом снять со стен. После этого прошпатлевать.

    Если вы хотите оклеить стены обоями, надо прежде всего выбрать обои соответствующего цвета и рисунка. Рисунок может быть разным по размеру (крупным, средним или мелким) и характеру (тематическим или абстрактным).

    Выбирая цвет обоев, надо в первую очередь учитывать ориентацию помещения: комнаты, выходящие на солнечную сторону, должны оклеиваться зелеными, или серо-голубоватыми обоями, а комнаты, в которые редко заглядывает солнце, — обоями теплых желто-зеленоватых, желтых или оранжевых оттенков. При этом общая тональность должна быть более теплой на севере и более холодной на юге.

    Чем темнее комната, тем светлее должны быть обои. Надо учитывать и отражение соседних цветов: если перед окнами находится зеленая лужайка, то свет в комнате будет зеленоватым, а если кирпичная стена, то красноватым.

    Существенную роль при выборе цвета играет и размер комнаты. Например, светлая, но маленькая комната покажется больше, если ее стены будут окрашены голубоватым или зеленоватым цветом, так как холодные тона как бы раздвигают стены. Теплые тона обладают противоположным свойством.

    Размером комнаты определяется и размер рисунка обоев. Крупный и яркий рисунок уменьшает объем, обои в продольную полоску как бы приподнимают потолок, в поперечную — расширяют комнату.

    Очень удобны влагостойкие обои: их можно протирать влажной тряпкой.

    Есть разные виды обоев: тисненые, гофрированные, рельефные, обои «под шелк» и другие.

    Для оклейки подсобных помещений — кухонь, коридоров, передних — можно рекомендовать так называемые моющиеся обои. Они отличаются от влагостойких: это обычные обои, но поверхность их покрыта тонким слоем полихлорвинила. Такие обои можно мыть даже горячей водой с мылом, но для оклейки жилых помещений они непригодны: полимерная пленка не пропускает воздух.

    Оклеивать помещения обоями лучше всего летом.

    Верх оштукатуренных стен прежде всего очищают от натеков побелки (набелов), затем затирают круговыми движениями неровности деревянной теркой (при этом держат ее плашмя), а выбоины замазывают шпатлевкой и затем шлифуют пемзой. Перед оклейкой стены должны быть совершенно сухими. Во время работы окна должны быть закрыты, проветривать помещение можно лишь после того, как обои совсем просохнут.

    Стены из сухой штукатурки прочищать не надо, однако стыки между листьями следует заклеить в 2–3 слоя полосками бумаги.

    Если стены деревянные, им надо дать просохнуть в течение года после постройки. Стены рубленых домов требуют специальной подготовки. Все пазы между бревнами заделывают заподлицо треугольными деревянными брусками, а оставшиеся швы замазывают шпатлевкой или заклеивают бумажными полосами. После этого стены покрывают горячим клейстером.

    Иногда стены деревянных рубленых домов обшивают листами картона. Для этого картон нарезают на куски нужного размера, слегка увлажняют водой и складывают в стопку. Когда картон выпрямится, его прибивают впритык к стене гвоздями с широкими шляпками. Высыхая, картон натягивается, и на нем не остается морщин. Чтобы от гвоздей в дальнейшем не появились пятна ржавчины, их шляпки подмазывают шпатлевкой и покрывают спиртовым лаком.

    Подготовленные стены оклеивают газетами, пользуясь холодным клейстером из муки, одновременно намазывают газету и стену. Иногда стену оклеивают газетами в два слоя. Когда вы оклеите газетами всю комнату, начинайте клеить обои. Тонкие обои наклеивают внахлестку, а плотные — впритык. В первом случае срезают только одну кромку, а во втором — две.

    Обои всегда начинают клеить от окна, чтобы шов не отбрасывал заметной тени. Поэтому у кусков, предназначенных для оклейки правой стены (от окна), обрезают левую кромку, а у кусков, предназначенных для оклейки левой стены, — правую кромку.

    Обои нарезают на полотнища, длина которых должна быть несколько больше необходимой: излишек отрезают по линейке острым ножом прямо на стене сразу после наклейки. Если рисунок обоев крупный, то при нарезке надо следить за тем, чтобы узоры соседних полотнищ впоследствии совпали; если рисунок мелкий, несовпадение не будет очень заметно.

    Нарезанные полотнища укладывают лицевыми сторонами вниз на покрытый чистыми газетами пол. Боковая кромка каждого следующего полотнища (считая сверху вниз) должна выступать в сторону на 1,5–2 см. Так складывать удобно, так как при смазывании клейстером лицевая сторона обоев не испачкается. Тонкие обои промазывают холодным клейстером один раз, плотные — теплым клейстером два раза.

    Намазанное клейстером полотнище прикладывают, начиная с верхнего конца, к стене и проглаживают чистой тряпкой или щеткой сначала вдоль середины полотна, затем короткими и мягкими ударами прижимают края. Кромки приглаживают специальным валиком. Следующее полотнище приклеивают, тщательно подгоняя рисунок обоев к предыдущему. Несовпадение узора допускается только на 0,5 мм. Когда все стены будут оклеены, можно вверху наклеить бордюр или фриз (узкую полоску в тон обоев).

    Во время работы руки должны быть сухими и чистыми, чтобы на обоях не осталось пятен. Обои светлых тонов нужно приглаживать, обязательно подкладывая под тряпку или щетку чистый лист бумаги. Чтобы не появилось морщин, пузырей и темных пятен, обои следует наклеивать при закрытых окнах. Оклеенные поверхности надо оберегать от сквозняков, излишней влажности, обилия солнца.

    Клей для обоев продается в магазинах. Лучшие из них «Клей обойный» (из муки), «Клей обойный синтетический», «Клей обойный КМЦ» и «Клей-71».

    Первые два необходимо подготовить для работы. Для приготовления мучного клея порошок сухого клея заливают небольшим количеством воды, тщательно растирают до получения кашицы, вливают ее в горячую воду и кипятят 5–10 минут, непрерывно помешивая; затем смесь охлаждают. Для приготовления 8 л клейстера достаточно 0,5 кг клея.

    «Клей обойный синтетический» и «Клей обойный КМЦ» выпускают в пакетах по 0,5 кг. Содержимое пакета заливают 8 л воды и оставляют для набухания и растворения на б—8 часов. Затем образовавшийся клейстер размешивают. Его можно хранить в течение 10 суток.

    При наклеивании обоев мучным и синтетическим клеями прежде всего следует промазать клейстером оштукатуренные стены и сразу же после этого наклеить предварительно промазанную клейстером газетную бумагу. Когда бумага высохнет, на нее наклеивают промазанные клейстером обои, разравнивая их и прижимая к стене. Расход клейстера на 1 м2 поверхности — около 140 г.

    Моющиеся обои наклеивают «Клеем-71». Им же очень хорошо наклеивать и обычные обои как на оштукатуренные стены, так и на побеленные и окрашенные масляной краской. В последнем случае предварительно оклеивать стены газетной бумагой не надо.

    При оклеивании стен моющимися обоями следует промазать клеем и стену и обои. Расход клея на 1 м2 от 250 до 350 г. Их можно приклеивать также любым поливинилацетатным клеем — «ПВА», «ПВА-А», «Синтетический для быта», «ЭПВА» и др. или казеиновым (в порошке).

    После побелки или оклейки етен обоями приступают к покраске дверей и оконных рам. Старую окраску надо счистить стамеской, помыть рамы и двери, дать им хорошо просохнуть. Затем прошпатлевать масляной замазкой. Для шпатлевки применяют такой состав: олифа — 1 кг, сиккатив — 60 е, клей (10 %-ный раствор) — 200 г, мыло хозяйственное — 20 г, мел молотый — до рабочей вязкости. Когда шпатлевка просохнет, поверхность надо протереть пемзой и наждачной бумагой.

    Чтобы проверить качество олифы, ее необходимо нанести тонким ровным слоем на кусок стекла и поставить стекло под углом 45°. Олифа стечет и оставит на стекле тончайший слой. Хорошая олифа, или оксоль, через 12 часов высохнет настолько, что при легком прикосновении пальцем на ней не останется и следа. Через 24 часа пленка должна окончательно высохнуть. Большое значение имеет вид высохшей на стекле пленки: она должна быть прозрачной и однородной. Пленка качественной олифы срезается кончиком ножа в виде тонкой эластичной стружки. Если олифа чрезмерно разбавлена растворителем, пленка соскабливается плохо. Если пленка стирается в порошок при трении пальцем или растрескивается в процессе высыхания, это означает, что мы имеем дело с суррогатом (например канифольным лаком). Сальная, долго не высыхающая пленка свидетельствует о том, что в олифе есть минеральное масло. Такая олифа для работы непригодна.

    Чтобы не испачкать оконные стекла, перед покраской наклейте мылом на стекло вдоль рам полоски бумаги.

    Красить надо с одного раза, водя кистью сверху вниз и следя за тем, чтобы мазки ложились ровно. Водить кистью несколько раз по одному и тому же месту не следует. Кисть надо держать отвесно, не наклоняя, и красить только концами щетины, не делая нажима.

    Дверь перед покраской надо проверить не осела ли она, хорошо ли закрывается, как держат шурупы. Осевшую дверь можно поднять. Причины оседания могут быть разные: шурупы плохо держат петли, истерлись нижние части петель, перекосилась коробка от оседающих конструкций дома. Если плохо держат шурупы, их необходимо вывернуть и заменить более длинными. Иногда приходится передвинуть петли.

    Если дверь осела из-за того, что истерлись нижние части петель, следует дверь с помощью клиньев поднять вплотную к верхнему бруску коробки, чтобы определить расстояние между истертыми петлями. Затем надо согнуть из проволоки кольцо по размеру штыря петли, снять дверь, надеть на штырь кольца, смазать машинным маслом, тавотом или вазелином и надеть дверь на петли.

    Наружную дверь часто обивают клеенкой, дерматином или ледерином. Для подбивки используют вату, тряпки, рогожу, войлок. Сначала ровным слоем небольшими гвоздями набивают подбивочный материал. Затем отмеряют и отрезают нужный кусок обивочного материала с таким расчетом, чтобы край обивки был выпущен с каждой стороны на 12–15 см для валика. В валик вкладывается вата или другой подбивочный материал. Со стороны петель также следует оставить запас, так как щель, образующаяся при открывании двери, тоже должна быть перекрыта обивочным материалом.

    Обивочный материал нужно несколькими гвоздями слегка прикрепить, начиная от верхнего края двери. Проверив, правильно ли он расположен, приступают к обивке. В верхний край запаса обивки рекомендуется вложить слой ваты и, подогнув в сторону изнанки так, чтобы образовавшийся валик выступал на 4–5 см за верхний край двери, закрепить его несколькими гвоздями. Так же закрепляют обивку и по остальным сторонам двери. При этом необходимо следить за тем, чтобы валик выступал равномерно по всей длине, а обивочный материал был натянут ровно, без складок и перекосов. Когда обивка прикреплена, ее прибивают специальными обойными гвоздями с широкими фигурными шляпками. Нижний валик нужно набить так, чтобы он отстоял сантиметра на два от пола, иначе он будет задевать за него и быстро порвется.

    Когда окончена покраска стен, окон, дверей, радиаторов, приводят в порядок пол. На сухой паркетный пол наносят тряпкой или специальной щеткой мастику. Покрашенный пол также можно натирать мастикой. Дощатый пол обычно красят.

    Пол перед покраской нужно предварительно подготовить: укрепить доски, если они шатаются, заделать щели, удалить сучки и другие неровности. Если пол крашеный, старую краску надо при помощи металлического шпателя, широкой стамески или старого ножа очистить, вымыть и дать ему просохнуть. Затем можно приступить к шпатлевке. Для этого надо раствор столярного клея в воде смешать с олифой и сиккативом и добавить хорошо просеянный мел до густоты теста. Этой массой нужно заделать неровности, а затем прошпатлевать весь пол ровным слоем. После того как пол высохнет, его нужно отшлифовать пемзой и загрунтовать охрой с добавлением олифы, хорошо протирая во всех направлениях. Через 24 часа грунт высохнет и пол можно красить. Сначала его покрывают ровным тонким слоем краски, составленной из охры и сурика с добавлением олифы до густоты жидкой сметаны. Через 3–4 дня его покрывают масляным лаком. Лак перед употреблением нужно подогреть в сосуде с горячей водой. Можно красить пол также нитроэмалевой краской. При этом заделку трещин, шпатлевку и шлифовку рекомендуется делать так же, как при окраске масляной краской, но грунтовать пол не надо. Новые полы не следует красить ранее чем через год после их настила. Надо их проолифить и оставить на год некрашенными. Когда пол просохнет, нужно помыть его теплой водой с уксусом (0,5 стакана уксуса и 2–3 столовые ложки нашатырного спирта на ведро воды). Это придаст приятный блеск.

    При желании пол можно покрыть линолеумом. Для этого используют специальную мастику. Такую мастику можно приготовить самим. Один из рецептов: мел сухой молотый — 47, портландцемент — 17, олифа (оксоль) — 36 %. Сначала смешивают мел и цемент до получения однородного порошка, потом вливают олифу и тщательно перемешивают. Эту мастику применяют для любого линолеума, кроме колоксилинового.

    Мастику для приклеивания глифталевого и полихлорвинилового линолеума можно приготовить по такому рецепту: битум — 55, канифоль—15, олифа—5, бензин — 25 %. В отдельной посуде растворяют канифоль в бензине, потом этот раствор выливают в разогретый битум, добавляют олифу и все тщательно перемешивают.

    Если положить линолеум на влажный пол, он вздувается, быстро отслаивается, а иногда даже рвется. Влажность деревянных покрытий можно определить так: на пол кладут кусок фильтровальной и папиросной бумаги, а сверху лист линолеума, который прижимают каким-либо грузом. Если после 2–3 дней бумага останется сухой и поверхность пола не потемнеет, линолеум можно приклеивать. После проверки пола на влажность его надо проолифить и как следует высушить.

    Наносят мастику на пол тонким слоем, затем кладут линолеум, плотно прижимая и разглаживая. Листы кладут-впритык.

    Линолеум на тканевой или войлочной основе, поливинилхлоридную плитку можно наклеивать на деревянные или бетонные полы клеями «Бустилат», «Стилит», — а также «Мастикой для приклеивания кафельных плиток», мастикой «ДФК» и «ПС-Б», мастиками «Гумилакс», «Синтолакс» и «КН-3».

    Пол перед укладкой настила необходимо чисто вымести и выровнять. Если пол деревянный, его выравнивают шпатлевками для дерева, а бетонные полы — цементным раствором. Этот раствор готовят, понемногу добавляя воду к сухому цементу, все время перемешивая, пока не образуется густая паста. В некоторых случаях, когда пол очень пористый, требуется еще одна операция — грунтование. Состав грунтовки зависит от того, каким клеем или мастикой будут пользоваться.

    Так, при креплении к полу синтетических ворсовых ковров, линолеума всех видов и поливинилхлоридной плитки клеем «Бустилат» пол следует заранее прогрунтовать 15 %-ным раствором этого клея в воде. Затем на высохшую загрунтованную поверхность наносят слой клея и на него укладывают облицовочный материал, тщательно разравнивая его, чтобы вытеснить воздух из-под слоя настила. Желательно даже прокатить настил катком. На края листов настила следует уложить на сутки груз. Ходить по полу можно лишь через сутки. Мастика «ДФК» рекомендуется для приклеивания линолеума всех видов и деревянного паркета. Полы обязательно должны быть абсолютно сухими. При температуре ниже 15° мастикой пользоваться нельзя. Если мастика загустела, ее следует разогреть, опустив банку в горячую воду (нагретую не выше 80°).

    ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ОБЛИЦОВКЕ СТЕН КЕРАМИЧЕСКИМИ ПЛИТКАМИ

    Красиво и удобно, если стены в кухне, ванной и уборной облицованы керамической плиткой. Но вот вам потребовалось укрепить на облицованной стене зеркало или полочку, вешалку для полотенца. Как быть? Можно, конечно, позвать на помощь специалиста. Но можно эту несложную работу сделать и самому. Нельзя вбивать гвоздь или крюк прямо в плитку — она растрескается. Нужно взять обычную дрель (ручную или электрическую) и просверлить отверстие. Чтобы сверлить было легче, смочите нужное место в плитке скипидаром.

    Бывает и так. Отскочила от стены плитка или отвалился кусочек ее. Тут тоже нетрудно помочь домашними средствами. Можно отремонтировать стенку по всем правилам, так, как это делают специалисты, — тогда понадобится немного песка и цемента. Начать нужно с подготовки основания, на которую будете укладывать плитку. Тщательно очистить стену (или пол), вымыть. Если ослаблена штукатурка, наложить новую. Для этого смешать одну часть цемента с двумя частями просеянного песка, разбавить водой, чтобы образовалась вязкая масса, нанести на стену, выровнять. Когда штукатурка как следует подсохнет (через день — два), можно укладывать и плитку.

    Снова приготовить цементный раствор — на этот раз одну часть цемента надо смешать с четырьмя частями песка. Плитки на час положить в холодную воду, затем смазать раствором, поставить на место, прижать и постучать деревяшкой, чтобы цемент распределился ровнее. При облицовке большого участка стены необходимо следить за тем, чтобы плитки ложились ровными рядами, — протяните для контроля шнур-ориентир. Швы между плитками должны быть не шире 2–3 мм. Если боитесь ошибиться, проложите между плитками полоску фанеры. Когда цемент затвердеет, полоску эту легко вынуть. Ее место заполните раствором алебастра или гипса, потом промойте стену мокрой губкой.

    Возможно, для того чтобы прикрепить одну — две плитки, вам не захочется возиться с цементом и песком. Тогда воспользуйтесь более простыми средствами: смешайте цемент с клеем «ПВА». Получится, правда, менее прочно, зато быстро и без хлопот.

    Многие умельцы прикрепляют плитки обыкновенными густотертыми (баночными) белилами. Сначала тщательно очищают и красят стенку, затем — плитку. Прижимают плитку покрепче и тут же, пока не засохли выступившие белила, вытирают их сухой тряпкой.

    Довольно крепко держится плитка на смеси обыкновенного силикатного клея с зубным порошком (не слишком густая кашица) или на клее «БФ-2», смешанном с промытым, высушенным и просеянным песком.

    Для облицовки стен выпускают керамические, полистирольные и поливинилхлоридные плитки. Их можно наклеить на стены с помощью клеев и мастик, продающихся в магазинах: «Мастики для приклеивания кафельных плиток», а также клеев «Бустилат», «Стилит», «Клей-71», мастики «ПС-Б», клея «Герметик» и «Гумилакс». Кроме того, специально для крепления полистирольных плиток выпускается мастика «Стиро». Кафельные плитки можно крепить густотертыми белилами, слегка разбавив их олифой. Можно приклеивать плитки и универсальными клеями, однако для этих целей они слишком дороги.

    Перечисленными клеями и мастиками плитки можно крепить практически к любым поверхностям — бетонным, деревянным, оштукатуренным, окрашенным масляной или клеевой краской. Перед наклеиванием стену следует помыть и протереть керосином, затем высушить. Если использовать клеи «Бустилат» и «Стилит», то их наносят шпателем только на стену и сразу же накладывают облицовочные плитки и плотно прижимают их. Клей «Стилит» окончательно схватывается за 12 часов, «Бустилат» — за 24 часа, «Гумилакс» — за трое суток. Расход этих клеев на 1 м2 стены — приблизительно 0,5–0,8 кг.

    Мастика «ПС-Б» токсична, с ней надо работать в резиновых перчатках.

    * * *

    Железную или чугунную решетку на балконе перед покраской надо очистить от старой краски и ржавчины жесткой щеткой, сделанной из тонкой стальной проволоки, или крупной шкуркой. После этого следует промыть керосином, а когда решетка высохнет, загрунтовать. Для грунтовки лучше всего применять сурик, разведенный на олифе. Когда грунтовка хорошо просохнет, можно красить уже масляной краской, покрывая тонким слоем дважды.

    Красить металлические предметы, находящиеся под открытым небом, надо обязательно в хорошую погоду, чтобы краска легла на сухую поверхность.

    Замазку можно покрасить в любой цвет в процессе изготовления. Если рамы покрашены в белый цвет, в замазку добавляют свинцовых или цинковых белил и перемешивают до рабочей вязкости. Если было добавлено слишком много краски и замазка стала редкой, в нее следует добавить немного молотого мела и перемять ее в руках.

    На масляных и эмалевых красках при длительном сохранении образуется достаточно толстая пленка. Чтобы она не появлялась после окончания работы на поверхность краски положите кружок из плотной бумаги, сверху налейте немного олифы.

    Если крышка от банки где хранится краска, утеряна, верхний край банки по всей окружности намажьте краской и накройте куском стекла таким образом, чтобы краска прилипла к нему.

    Из липовой коры вырежьте палочку нужных размеров. Распарьте ее в крутом кипятке, хорошенько просушите и один конец тщательно разбейте молотком. В результате получите отличную кисточку для столярного клея. Вам не придется теперь подвергать испытанию свое терпение трудоемкой работой по очистке кисти от засохшего клея. Отрежьте конец и выбросьте его, а кончик оставшейся палочки вновь разбейте молотком для образования новой кисточки.

    Чтобы матовые стекла не портились, были чистыми и имели красивый вид, их моют горячей водой, добавляя к ней немного уксуса.

    Руки от масляной краски легче отмывать, если в воду всыпать горчицы.

    Выпавшую кафельную плитку в ванной можно прочно укрепить на цинковых белилах, затертых на натуральной олифе.

    Поврежденную на ванне эмаль можно восстановить следующим образом: место, где отбита эмаль, покрыть эпоксидным клеем и сверху посыпать мелкоистолченным фарфором (например, от разбитого блюдца).

    Другой способ: отбитую эмаль чугунной эмалировам ной ванны можно восстановить сухими белилами и клем «БФ-2». Для этого поврежденную поверхность надо очистить наждачной бумагой, затем бензином и хорошо просушить. Наложить тонкий слой клея, добавить небольшое количество сухих белил и при помощи кисточки разровнять состав по всей поверхности. Состав следует наносить несколькими слоями с интервалами через 1–1,5 часа, пока толщина слоев не сравняется с толщиной эмали ванны. Окончательное затвердение покрытия происходит в течение 4 суток при температуре помещения + 18 °C.

    Чтобы на время устранить течь из проржавелых труб или их стыков, необходимо неисправное место плотно обмотать водонепроницаемым материалом (например, резиной, изоляционной лентой) и закрепить его проволокой, наматывая ее таким образом, чтобы она закрывала все поврежденное пространство.

    Клеевую окраску применяют только для внутренних поверхностей, не подвержденных увлажнению, главным образом по штукатурке. Для сырых помещений лучше применять известковую окраску.

    Для отбивки, отделяющей карнизную часть стен, тонкий шнур обмазывают сухой краской, выбранной для окраски стен, натягивают его по карандашным отметкам и, отводя в сторону, отпускают — на стене остается след.

    Масляные и эмалевые краски плохо пропускают воздух. Поэтому их нежелательно применять для окраски стен жилых комнат.

    Для шпатлевания пор штукатурки лучше применять деревянный шпатель.

    Шлифование выполняют пемзой по сухой или мокрой (смоченной в воде) шпатлевке, а также шкуркой.

    Если рамы открываются туго, смажьте места примыкания створок ядровым мылом.

    Чтобы устранить в паркете щели, их сначала нужно прочистить тонкой проволокой, а затем при помощи ножа заделать замазкой из мелких дубовых или березовых опилок и столярного клея.