• Тридцать семь веков Аркаима
  • Башкирская карта творца
  • Цивилизация села Анау
  • Сказочные сокровища древней Бактрии
  • Идолы озера Карма
  • Гиперборея — страна летающих людей
  • В поисках могилы святого Матфея
  • НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И СНГ

    Тридцать семь веков Аркаима

    Он был открыт случайно. Двадцать лет назад местные мелиораторы решили устроить в долине реки Большая Караганка водохранилище. Прежде чем долина была затоплена, туда пришли археологи. Экспедицией руководил Геннадий Зданович из Челябинского университета — замечательный специалист, известный археолог. В долине учёные обнаружили множество исторических памятников разного времени — раннего железного и бронзового века, сарматского и срубного периодов. Среди традиционных курганов и могильников оказался памятник непонятный и невероятный — древний город, построенный примерно 3700 лет назад и существовавший в XVII–XV веках до н. э.! Его назвали Аркаим — так на старых картах была обозначена эта долина и гора рядом.

    Сначала было недоумение. На аэрофотоснимках чётко просматривался круг диаметром 170 метров, ещё один круг внутри и радиальные сегменты между ними. Что это? Откуда? Почему? Потом начали копать — и круг оказался укреплением, а сегменты — жилищами. Город был окружён рвом двухметровой глубины и двухметровой высоты валом с деревянным частоколом на гребне. Внутри он имел ещё один круг укреплений со рвом и валом. В самом центре находилась площадь. Вокруг неё, стена к стене — радиально ориентированные дома. И такие же дома — между двумя оборонительными кругами. Домов оказалось 70, в каждом жило по нескольку семей — вероятно, родственных. Город мог иметь около трёх тысяч жителей!

    Кто же были эти люди? Древние арии — предки индоевропейских народов. Вероятно, прародиной индоариев является область так называемой андроновской культуры — между Уральским хребтом на западе, Обью и Енисеем — на востоке. С севера она граничит с лесостепью, на юге захватывает пустыню. Аркаим лежит на краю описанного пространства. Значит, возможно, что «Ригведу» или «Авесту» сложили аркаимцы? И наша историческая родина внесла в развитие цивилизации вклад не меньший, чем Египет или Греция? Да, такое вполне вероятно. Ведь сами древние тексты говорят, что их авторы пришли с севера. Например, там описываются или упоминаются животные и растения, которых в Индии никогда не было: бобры, липы, клёны…

    Видимо, на территории Аркаима и вокруг, в радиусе 200–300 километров, сложилась мощная древняя цивилизация, а потом её жители разошлись по миру и оказались в Греции, Персии, Индии.

    Если такая гипотеза верна, то получается, что зауральская цивилизация стала колыбелью всей индоевропейской культуры. Аркаим был не единственным городом в этих местах. Когда был открыт Аркаим, археологи вспомнили, что годами двадцатью ранее они уже сталкивались с подобным явлением, которое до Аркаима оставалось без должной оценки и понимания. Тогда был обнаружен город Синташта. Но ему повезло меньше — он был наполовину смыт изменившей русло рекой, и его оставшаяся половина показалась археологам явлением не вполне понятным и весьма нетипичным, почти случайным. После Аркаима начались более детальные исследования территории вокруг, в результате чего были открыты ещё 20 городов, отстоящих друг от друга на 50–70 километров. Эти места так и назвали — Страна Древних Городов. Судя по всему, здесь была мощная древняя цивилизация, но существовала она недолго — почему-то жители её покинули.

    Самый древний город имел форму круга — таким дошёл до нас Аркаим, никогда не перестраивавшийся. Города, в которых жили дольше, перестраивались. Постепенно они принимали форму овала, потом — квадрата, что чётко прослеживается на раскопках. Все они имели рвы и валы, укреплённые стенами из брёвен, все использовали природную защиту — строились или на мысу, речном изгибе, или на возвышении среди болот. У городов была мощная защита — два метра рва, плюс два метра вала, плюс частокол наверху — причём всё на высоком месте. Правда, пока мы не знаем, с кем воевали их жители и воевали ли вообще. Пятиметровая защита могла быть гигантоманией вроде египетских пирамид или колосса Родосского — как известно, древние грешили крупными формами.

    Лучше остальных городов раскопан Аркаим, но там нет и намёка на военные действия. Город был разрушен, но самими жителями. Точнее, он был сожжён. Судя по всему, в один прекрасный день все жители города встали, аккуратно убрали дома, собрали вещи, подожгли город и ушли. Это ясно читается по раскопкам. В домах всё чисто убрано, нет и намёка на брошенный в панике скарб. Всё, что осталось в жилищах, — битые черепки на полу. Все колодцы были аккуратно прикрыты крышками. Во рвах обнаружили целые обрушившиеся туда стены, тронутые пожаром, в почвах остались трассирующие угли и другие свидетельства пожара. Нет и намёка на то, что город штурмовали или захватили врасплох.

    Почему же люди ушли из Аркаима? Это одна из его загадок. Почему вообще индоарии покинули обжитые ими места? Всю остальную часть территории населяли обычные скотоводы-кочевники с весьма низким уровнем развития культуры. Почему они остались, а индоарии ушли, прожив там всего около двух веков?

    О высокой культуре аркаимцев свидетельствует сам факт существования протогорода, а не скопления случайных сезонных поселений. Город представляет собой правильной формы круг. Чтобы его построить, требовалось обладать специальными знаниями и специальными угломерными инструментами. Внутренний ров был перекрыт бревенчатым настилом, образуя улицу, и выполнял роль дренажной системы. В нём через каждые 15–20 метров были вырыты колодцы, куда уходила вода. Их глубина достигала двух-трёх метров, до песчаного горизонта, — иначе сток был бы невозможен. Значит, жители имели представление о строении грунта, умели его использовать. Поражает правильность разметки жилищ, каждое из которых заканчивалось двориком. Они вплотную примыкали друг к другу, разделяясь общей стеной. Крыши были деревянные, с вентиляцией и отверстиями для света.

    Каждый дом имел две части: жилую, разделённую на комнаты, и хозяйственную. Там стояли металлургические печи, в которых выплавляли бронзу. Надо сказать, что печи были совершенными — с колодцами-воздуховодами для усиления вентиляции, с мехами и системой вытяжки в крыше. Аркаимцы делали и глиняную посуду — для стряпни и для хранения продуктов. В каждой комнате имелись свои очаги — для обогрева и приготовления пищи.

    Сложным оказалось и строение стен. Кроме кольцевых валов, в городе обнаружены радиальные укрепления с более прочными стенами, ориентированными на четыре стороны света. Во внешнем кругу находились оборонительные башни, в город можно было попасть только через них, причём существовали входы настоящие и ложные — с лабиринтами, ведущими в ловушки. Враг, который не знал устройства города, вряд ли мог его взять.

    Судя по всему, жители Аркаима были знакомы с астрономией и потому построили свой город как обсерваторию. В нём есть стены, ориентированные на зимнее и летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Всё это очень напоминает знаменитый Стоунхендж в Великобритании, созданный в тот же период. А центральная площадь, очевидно, выполняла роль культового сооружения. Так что Аркаим был и обсерваторией, и храмом и центром ремесла. А вокруг на неукреплённой территории жили люди, которые в минуты опасности собирались в город. Простые подсчёты показывают, что такое сооружение могло быть создано за один сезон. А просуществовало сто — двести лет.

    В двух километрах от города обнаружен курганный могильник с несколькими десятками могил. Он имеет сложную конфигурацию в виде вертикальной пирамиды с лошадьми, колесницами, мясом жертвенных животных, вещами. В одном из погребений учёные обнаружили женщину лет тридцати, напротив её черепа, там, где «третий глаз», был укреплён кристалл горного хрусталя — видимо, она являлась жрицей.

    Долина, окружённая грядой сопок, похожа на гигантскую чашу. В чаше есть террасы — днища древних озёр, протекают две речки — Караганка и Утюганка. Долина закрыта со всех сторон — лишь река прорубила себе в гряде узкое русло. Сопки сложены из гранитов и базальтов. 37 веков назад они были покрыты густыми лесами. Долина была очень удобной для выпаса скота, гряды закрывали её от ветров.

    И всё-таки индоарии покинули её. Кочевые племена, не усвоившие культуру предшественников, жили там и позже. Существует несколько гипотез об исходе индоариев из мест своего обитания. Около 3400 лет назад произошла крупная экологическая катастрофа — извержение вулкана Санторин в Эгейском море. Некоторые даже склонны связывать его с исчезновением Атлантиды. Это был максимально возможный, с точки зрения геологии, взрыв, с выбросом огромного количества пепла и газов. Не исключено, что тот год сопровождался и другими климатическими катаклизмами, чем-то вроде ядерной зимы. Возможно, именно природные катаклизмы и побудили аркаимцев, каким-то образом пострадавших от этой катастрофы, уйти в поисках более тёплых мест.

    Есть и более банальное объяснение. Анализы погребённых под аркаимским валом почв показывают, что в момент постройки города климат в долине был благоприятным. Здесь росли обильные травы для животных и густые леса. Но за двести лет люди могли сгубить почвенный покров с помощью своих огромных стад, свести на нет леса, которые постоянно требовались и для ремонта городских сооружений, и для металлургического производства, и для домашних очагов. Об этом свидетельствует и то, что к моменту ухода людей климат в долине стал гораздо суше. А леса на гряде так и не восстановились, остались лишь небольшие рощицы.

    Борьба за город шла два года. Сейчас на площади около четырёх тысяч гектаров организован историко-ландшафтный заповедник Аркаим. Его задача — сохранить не только древние города, но и природу. Челябинская область очень загрязнена, особенно её центральная и северная часть. Южный угол, где расположен Аркаим, самый чистый и нетронутый.

    Сейчас в заповеднике изучается природа — почвы, полезные ископаемые. В южной его части найден древний вулкан. В идеале здесь нужно создать национальный парк с центром в Аркаиме. Пока принято решение об организации национального парка «местного уровня», но и это даёт надежду, что Страна Древних Городов сохранится.


    Древняя обсерватория на Урале?

    Открытый 18 лет назад на Южном Урале и ставший легендарным древнейший город Евразии Аркаим подарил миру ещё одну сенсацию. Недавно стало известно, что древний город, расположенный в гигантской земляной чаше, представляет собой прежде всего астрономическую обсерваторию высочайшего класса точности. Не верить этому факту ещё труднее, чем поверить. И вот почему. Древние сумели узнать о строении звёздного неба настолько много, что в первую очередь возникает восхищённый вопрос — «как им это удалось», а не удивлённый — «зачем им это понадобилось».

    Количество паломников на руины древнейшей обсерватории говорит само за себя. За десять лет в Аркаиме побывали самые разные учёные: археологи, астрономы, археогеодезисты, физики, теософы, писатели-фантасты, специалисты, работающие на пересечении разнообразных научных дисциплин, а также философы и геополитики со всех концов света. Кого-то потянуло на «родину Заратустры», кого-то — в параллельные миры, ведь Аркаим фантастически раздвигал границы времени и пространства, заново переписывая облик наших предков, блиставших разумом, талантом и волей почти 50 веков назад. И все паломники без исключения отмечали поистине фантастическое воздействие на человека этой земляной чаши и завораживающих сферических строений.

    Открыт же супергород древности был поистине чудесным образом за несколько дней до его гибели под волнами нового водохранилища.

    Вскоре стало ясно, что Аркаим не просто одна из уникальных точек колоссальной Страны городов — высокоцивилизованного образования вдоль Уральского хребта, но и мистический центр на обширной карте, скрупулёзно воссозданной археологами.

    Предполагалось, что это город-крепость, жители которого посвящали свои дни (в течение 150 лет) производству бронзы и изготовлению из неё высокохудожественных металлических изделий, находивших сбыт в Средиземноморье. А затем, судя по результатам раскопок, покинули горой навсегда, по своей воле испепелив его дотла. В раскопе не было обнаружено никаких следов внезапной катастрофы либо панического бегства.

    Бросающееся в глаза совершенство конструкции, имеющей свою собственную ценность, открыло глаза учёным, как только были обнаружены характерные для пригоризонтных обсерваторий древности визиры, направленные во все стороны света.

    Совокупность безукоризненно выполненной конструкции, визиров и совершенного человеческого мозга — вот необходимые компоненты для точнейших астрономических наблюдений. Учёным стало ясно, что они имеют дело с Великой Традицией, начертание которой, чудом сохранившееся на руинах Аркаима, доступно прочтению, расшифровке, плодотворному использованию. Каким образом? На такой вопрос невозможно ответить однозначно.

    По крайней мере, часть таинственной завесы стала прозрачной. Все помнят современную легенду про Золотой Шар, расположенный в некой Зоне и безупречно исполняющий истинные желания «паломников». Эта легенда вполне соотносима с воздействием Аркаима и великолепных руин древнейшей пригоризонтной обсерватории. Побывавшие там признавались, что они «получали своё» каким-то непостижимым образом. Зачастую это выглядело довольно-таки жестоко, но всегда оказывалось благом. Скептики могут проверить сотни подобных свидетельств, пустившись в одинокое странствие в Аркаим. Надо только помнить, что истина не выносит общего владения, она индивидуальна.

    Что же заставило жителей покинуть сказочный Аркаим — одно из самых красивых и загадочных мест нашей «зелёной звезды»? Угроза неких могущественных сил? Необходимость сохранения тайны, взятой здесь, в уникальной земляной чаше древнего города? Или осознанное предвестие глобальных геополитических перемен? Ведь именно на территории Страны городов в какой-то момент произошло давно угаданное лучшими лингвистами современности разделение протоиранского единства на две ветви: индоиранскую и собственно иранскую. Это один из многочисленных уроков Аркаима, только входящего в культурный обиход изменившейся реальности. «Край без истории», на самом деле оказавшийся грандиозной книгой, страницы которой теперь разбросаны по материку.

    Поразительно, что знаменитый английский Стоунхендж, представляющий собой адекватную загадку, расположен практически на той же широте и в аналогичной земляной чаше. Правда, по мнению учёных, Аркаим нечто более совершенное. Малочисленное, по современным меркам, население Земли обладало пять тысячелетий назад фантастическими способностями. Недаром древние открыли Плутон, самую удалённую планету Солнечной системы, задолго до его «открытия» в XX веке. Время обращения Плутона вокруг Солнца составляет, по сегодняшним данным, 90 727 земных суток; в шумерских источниках значится число 90 720. Древние обсерватории оставили нам результаты тончайших и длительных астрономических наблюдений. В Вавилоне с точностью предсказывали солнечные затмения, великолепно ориентировались в расположении планет относительно друг друга. В Шумере время обращения Луны рассчитали с точностью до 0,4 секунды. Продолжительность года, по их расчётам, отличается от современных данных всего на 3 минуты.

    Протоарийцы знали наизусть целые главы в таинственной книге природы и умели читать незримое. Аркаим превосходно свидетельствует об этом.

    Башкирская карта творца

    Первые упоминания о плоских камнях с рельефным изображением поверхности Земли датируются XVII–XVIII веками. В начале прошлого века тоже писали о белых каменных плитах с рельефами и непонятными надписями. Все эти сообщения говорят о находках, сделанных в одном и том же районе Урала.

    Профессор Александр Николаевич Чувыров из Башкирского государственного университета занимался исследованиями, не имеющими ничего общего с каменными плитами. С 1995 года он вместе со своей китайской аспиранткой Хуан Хун пытался обосновать теорию миграции китайских племенных групп на Урал и в Сибирь. Учёные действительно обнаружили немало фактов, подтверждавших такую гипотезу. Доказательствами гипотезы миграции могут, в частности, служить выбитые на скалах в Башкортостане древнекитайские иероглифы. Анализ названий рек и гор показывает большое количество совпадений со словами из древнекитайского языка дзе-куен, исчезнувшего из обихода 2,5 тысячи лет назад.

    В поисках материалов по своей теме исследователи работали в архивах генерал-губернатора Уфы, где они наткнулись на документы XVIII века, в которых шла речь о находках российской экспедиции, обнаружившей около 200 белых каменных плит с рельефами и письменами. Это сообщение заинтересовало учёных, и они решили пройти по следам старой экспедиции, найти и осмотреть хотя бы несколько каменных таблиц. В начале XX века археолог Шмидт якобы видел шесть белых плит, однако почему-то не сфотографировал их и не сделал рисунков.

    Поиски оказались труднее, чем предполагалось. Профессор Чувыров и его коллега уже подумывали, что упомянутых белых плит не существует в природе. Как порой случается в жизни, помог случай. В 1998 году Чувыров разыскивал плиты в Нуримановском районе. А в 1999 году житель деревни Чандар этого района Владимир Крайнев, услышав, что учёные ищут белые каменные плиты, пригласил приезжих к себе. Под верандой его деревянного дома действительно лежал огромный щербатый камень, очень похожий на те, о которых говорилось в старых документах. Хозяин не соглашался отдать плиту и поддался на уговоры только тогда, когда ему пообещали заменить её новым фундаментом.

    Тяжёлую плиту осторожно выкапывали целую неделю, а когда перед глазами учёных предстала вся её поверхность, они были поражены. Перед ними оказалась трёхмерная рельефная карта, вернее, фрагмент карты — каменный блок (1,48 x 1,06 x 0,16 м) весом не меньше тонны. Кроме того, на каменной плите красовалась надпись, которую исследователи сначала приняли за древнекитайский текст. Чувыров с трудом верил собственным глазам — настолько невероятным было долгожданное открытие…

    Находку отвезли в Уфу и исследовали в лаборатории. После тщательной очистки каменной карты учёные приступили к определению района, представленного на ней. Это оказалось не так просто. Российские и китайские картографы проделали скрупулёзную работу по сличению каменного рельефа с современными картами и сумели доказать, что она является картой Уральского региона.

    Материал, из которого сделана рельефная карта, состоит из трёх различных слоёв. Основа представляет собой плиту из твёрдого доломита толщиной около 14 сантиметров. Второй слой, толщиной 1–2 сантиметра оказался очень интересным: специалисты определили, что это диопсид, вид цемента. Именно с её помощью и создан рельеф на камне. Каким образом обработана поверхность плиты, совершенно непонятно. Специалисты единодушно утверждают, что вручную создать рельеф невозможно — такой поразительной точности не добиться с помощью резца и зубила. Диопсид нанесён на доломит способом, который в настоящее время не применяется и науке неизвестен. Поверхностный белый слой — это напыление толщиной примерно 2 миллиметра. Оно сделано из фарфора и предохраняет рельеф от внешних воздействий.

    Исследования, проведённые в Китае, установили, что состав фарфора на плите отличается от китайского. В нём есть добавки, которые китайцы никогда не применяли.

    Российские учёные пытались расшифровать надпись на плите, но им это не удалось, и их китайские коллеги из Хумайского университета тоже не смогли прочесть древние знаки, только выяснили, что на поверхности плиты — иероглифическое слоговое письмо.

    На каменной карте учёные открыли много необычного. Наряду с обозначенными руслами рек при внимательном рассмотрении можно увидеть искусственные гидротехнические сооружения, в частности два канала, систему плотин и крупное водохранилище. Система каналов была рассчитана на накопление и пропуск гигантских масс воды. По сравнению с этим сооружением, Волго-Донской канал кажется едва заметной чёрточкой на карте.

    С определением возраста каменной карты тоже возникли непредвиденные трудности. Сначала профессор Чувыров и его сотрудники определили, что белой таблице около трёх тысяч лет, но потом у них уже не было такой уверенности. Дело в том, что разные методики определения датировки давали совершенно несхожие результаты. На поверхности камня вкраплены две раковины. Одной из них, navikopsina munitus, примерно 500 миллионов лет, а второй — eccuiiomphalus princeps — около 120 миллионов лет. Такой возраст карты теоретически тоже может быть принят в качестве одной из гипотез, хотя наличие ракушек не обязательно непосредственно связано со временем изготовления карты.

    В наше время трёхмерные карты составляют для навигационных целей. Для их изготовления необходимы аэрофотосъёмки, в том числе космические. Чтобы сделать трёхмерную модель всего одной горы, требуются ресурсы самого мощного компьютера. В США идёт работа по созданию трёхмерной карты Земли, которая должна быть закончена в 2010 году. А на найденной каменной плите сделан подробный рельеф в масштабе 1: 1,1 км, нанесены реки Белая, Уфимка и Сутолока.

    Если предположить, что белые плиты содержали точные рельефные карты всех районов Земли, то плит должно быть не 200, а 384. Учёные убеждены, что эти фрагменты существуют, и их можно найти. Вероятно, отдельные фрагменты составляли огромную карту, которая треснула и развалилась на куски во время ледникового периода.

    Российские учёные отправили результаты своих исследований в различные научные учреждения по всему миру, чтобы коллеги имели возможность сравнить их с имеющимися материалами. Кроме одной карты, которая напоминает неудачную копию белой таблицы из Башкортостана, нигде не имеется ничего подобного. Рельефную каменную плиту условно прозвали «картой Творца», потому что совершенно неизвестно, кто её создал, каким образом и с какой целью, а также кто её потом использовал.

    Уфологи всего мира вряд ли сомневаются, что карта создана высокоразвитой цивилизацией, имевшей технические возможности для её изготовления. Скептики всегда могут сказать, что богатая фантазия способна любой рельеф превратить в географическую карту. Предполагаемая карта настолько древняя, что со времени её создания поверхность Земли сильно изменилась. Но профессор А. Н. Чувыров считает, что «изменения не носят глобального характера», и поэтому район Уфимской возвышенности легко можно узнать. Южная часть возвышенности практически не изменилась, а с другой стороны был огромный каньон от Уфы до Стерлитамака, по дну которого текла широкая и глубокая река. Этого каньона теперь нет, вероятно, на его месте протекает река Уршак.

    Больше всего потрясают следы разумной деятельности. Профессор Чувыров считает что современное человечество в состоянии выполнить не более одной миллионной доли того, что изображено на карте. Но какая же мощнейшая цивилизация могла создать столь грандиозное творение? Пока ответа на этот вопрос никто не знает…

    Цивилизация села Анау

    Около семи тысяч лет тому назад в Средней Азии существовало государство, цивилизацию которого по масштабам достижений можно поставить в ряд великих культур Древнего мира.

    В 1904 году в южном Туркменистане в пустыне вблизи границы с Ираном в селе Анау археолог и геолог из Нью-Хэмпшира (США) Рафаэль Пампелли открыл руины древнего поселения. Раскопки же были начаты советскими археологами только в 1970-х годах, когда в пустыне Каракумы в районе площадью 161 на 80 километров обнаружились развалины множества поселений, причём некоторые из них настолько велики, что их можно назвать городами.

    Древние города характеризовались очень интересной моделью застройки: здания отстояли на сотни метров друг от друга и были окружены несколькими рядами стен. Архитектура отличалась монументальностью, что говорит об очень высокой степени развития общества. Стены домов имели длину от 92 до 152 метров, внутри зданий находилось множество комнат, способных вместить сотни людей. Все постройки относятся к V–I тысячелетиям до н. э. Сложная ирригационная система позволила древним жителям превратить пустыню в цветущий оазис и выращивать богатые урожаи пшеницы и ячменя. Тучные пастбища давали корм стадам верблюдов, овец, коз и ослов.

    После распада Советского Союза раскопки в Анау были прекращены и возобновились только в последние годы с участием американских археологов. Экспедицию 2000 года возглавил профессор антропологии из Пенсильванского музея археологии и антропологии Фредерик Хиберт. Археологи сделали удивительное открытие — нашли печать с вырезанными на ней письменами, относящуюся приблизительно к 2300 году до н. э. Оказалось, что письменные знаки нельзя отнести ни к месопотамским, ни к иранским, ни к индийским, ни к китайским системам письменности. Отсюда можно сделать вывод, что в Анау существовала высокоразвитая независимая цивилизация, обладавшая собственной письменностью. Жители Анау использовали те же самые формы земледелия и Скотоводства, что и жители Месопотамии. Это наталкивает на мысль о существовании связи среднеазиатского государства Анау с шумерами.

    Ключом жизни в пустыне, безусловно, является вода. Шумеры в низовьях Тигра и Евфрата осушали болота и орошали пустыню. Это требовало огромного труда, результатом которого послужило создание Эдема на земле. Очевидно, подобная работа была проделана и в Анау. Люди создали здесь сложные ирригационные каналы, преображая русла рек. Посреди пустыни расцвёл прекрасный оазис. Причём так же, как в Месопотамии и на Ниле, он тянулся узкой полосой, так что можно было одной ногой стоять в прекрасном саду, а другой — в песках пустыни. О высокой культуре древнего населения Анау говорит множество прекрасных образцов керамики и фаянса, относящихся к III–IV тысячелетиям до н. э. Многие образцы по красоте и качеству не уступают китайским. Фаянсовые изделия очень тонки, толщина их не превышает 3,2 миллиметра. Большую часть изделий древние мастера не раскрашивали, однако они поражают красивыми переливами цвета от бежевого до жёлтого и красного. Такая художественная выразительность достигалась с помощью обжига. Некоторые фаянсовые изделия раскрашены, в них преобладают белые и голубые тона и растительные мотивы. Керамика и фаянс очень красивы даже по современным понятиям.

    Помимо керамики, археологи нашли множество металлических и костяных артефактов, возраст которых насчитывает 4100 лет. Рукояти бронзовых топориков выполнены в виде птичьих голов. Сохранившиеся в некоторых образцах глаза птиц изготовлены из гематита. Этого минерала нет в окрестностях Анау. Скорее всего, его привозили из других регионов, что служит подтверждением существования обширных торговых связей древнего государства.

    Найдено также множество тщательно отполированных костяных трубок, полых внутри, с вырезанными на них орнаментами и изображениями людей, животных и растений. Археологи предполагают, что трубки имели ритуальное предназначение, так как были найдены среди остатков эфедры — растения, которое зороастрийцы использовали при изготовлении галлюциногенного ритуального напитка. Употребление смеси эфедры с маком и опиумом вызывает видения, или галлюцинации, позволяющие верующим «быть ближе к Богу».

    Своих покойников жители Анау хоронили в склепах. Часто рядом с мертвецами оставляли много предметов быта, посуды и съестных припасов. Очевидно, люди верили в загробную жизнь и считали, что все эти предметы могут пригодиться в ней покойным. Однако исследователи нашли на удивление мало захоронений. По мнению профессора Хиберта, жители Анау сжигали умерших, как принято у зороастрийцев, считающих, что кремация облегчает освобождение души из умершего тела. К сожалению, тот факт, что большинство умерших сжигалось, не позволяет определить точно, сколько человек жило в Анау.

    В некоторых домах Анау на внутренних стенах сохранились красивые орнаменты и стилизованные изображения людей с раскосыми глазами. По изображениям, а также по останкам можно судить о внешности представителей среднеазиатской цивилизации. Найденные скелеты позволяют сделать заключение, что эти люди не обличались большим ростом, имели высокие лбы и чуть выдающуюся вперёд нижнюю челюсть.

    Экспедиция 2000 года, помимо печати с вырезанными письменами, сделала ещё одно потрясающее открытие: на стене одного из домов обнаружено изображение, напоминающее человека, облачённого в скафандр. Некоторые археологи считают его свидетельством контактов жителей Анау с инопланетными пришельцами, посещавшими Землю в древности. Профессор Хиберт относится к этой идее скептически. По его мнению, рисунок на стене изображает священнослужителя в ритуальном костюме с головным убором, полностью закрывающим лицо.

    Пока ещё изучение древней культуры не закончено. Неясно, что вызвало закат цивилизаций в Анау в I тысячелетии до н. э. — изменение климата, войны или что-то другое. Почему пески пустыни поглотили прекрасные некогда города? С какими регионами вели торговлю жители государства, каков был экономический уклад и система управления? Ответы на эти вопросы ещё не получены. Текст на обнаруженной печати пока не расшифрован. К сожалению, это единственный найденный к настоящему времени образец письменности древнего Анау. Исследования будут продолжены, и их результаты наверняка помогут отвести древней среднеазиатской цивилизации достойное место в истории.

    Сказочные сокровища древней Бактрии

    В 1978 году на севере Афганистана археологическая экспедиция обнаружила нетронутое древнее захоронение, возраст которого учёные оценивали в 2000 лет. На плоской равнине, среди хлопковых полей, археологи вели раскопки в плоском круглом холме высотой три и радиусом около ста метров. Афганские крестьяне называли эту возвышенность Тилья-тепе — золотой холм. Сначала экспедиция наткнулась на развалины храма огнепоклонников, существовавшего примерно три тысячи лет назад. Потом в мышиной норе в толще глинобитной стены археологи с удивлением увидели горсть мелких золотых монеток. Дальнейшие поиски вскоре дали обнадёживающий результат: в кургане обнаружили шесть могил. В одном из захоронений находился скелет женщины. С первого взгляда было ясно, что похоронена не простая женщина, а жена какого-то правителя: скелет, слегка прикрытый истлевшим узорным шёлком, оказался буквально усыпанным золотыми украшениями. Засунутая в рот монета напоминала о древнегреческом погребальном обряде: греки оставляли монеты усопшим, чтобы они могли заплатить Харону, перевозчику через Лету — подземную реку забвения.

    Археологи глазам своим не верили: в конце XX века неразграбленные древние гробницы — такая же большая редкость, как дождь в пустыне. Учёные предположили: могила только потому сохранилась в неприкосновенности, что царицу похоронили тайно и устроили в другом месте мнимое захоронение.

    Нарядную одежду вельможной покойницы украшала золотая брошь в виде крылатой Афродиты, а скипетр, положенный рядом с телом, указывал на исключительно высокое положение похороненной в Тилья-тепе женщины. Но почему останки царицы положили в простой деревянный гроб и спрятали в захолустье? Очевидно, для того, чтобы развалины заброшенной деревни послужили надёжной маскировкой места последнего упокоения царицы и уберегли могилу от наглых мародёров.

    Сказочные сокровища Тилья-тепе состояли из 20 тысяч отдельных предметов. Среди найденных изделий были тяжёлые золотые пояса, чаши с чеканными узорами, кинжалы в богато украшенных ножнах. Датировать находки оказалось довольно просто — по найденным в раскопках римским монетам, отчеканенным при сыне императора Августа Тиберии, вступившем на римский престол в 14 году н. э.

    Гораздо сложнее было определить происхождение большинства золотых изделий. Они отличались поразительным разнообразием и имели характерные черты разных культур: индийской, персидской, древнегреческой и древнеримской, а также культур кочевых степных народов. Очень странно выглядел в четырёх тысячах километров от Афин типичный греческий узор на вазе — играющие дельфины!

    Однако у историков вскоре нашёлся ответ на вопрос, как попали греческие дельфины в далёкие степи: вместе с войсками Александра Македонского. Александр с детства мечтал о военном походе на Персидское царство. К завоеванию Персии готовился ещё отец Александра Филипп II, но в 336 году до н. э., в разгар подготовки к войне, он был убит.

    Молодой Александр сначала «навёл порядок» на северной границе Македонии и в Греции. В 334 году он отправился в Малую Азию во главе 37-тысячного войска. После триумфального покорения Египта Александр двинулся на Персидское царство. Александр победил персидского царя Дария и захватил сказочно богатую добычу.

    Следующей целью похода была Бактрия — «страна тысячи городов». Два года воевали греки в Бактрии. Легенда гласит, что одного из могущественных князей Бактрии завоеватель пощадил только благодаря заступничеству дочери князя — Роксаны. Александр с первого взгляда влюбился в красавицу княжну. Вместо того чтобы отсечь князю голову, он своим тяжёлым мечом отрезал два куска от каравая хлеба — себе и пленной княжне Роксане. Таким был македонский ритуал бракосочетания. В парадном зале одной из крепостей в Бактрии Александр принимал свадебные дары от покорённых князей и пировал со своими полководцами. Ясновидящий прорицатель предсказал Александру Великому в завоёванной Персии: «О великий повелитель! Ты умрёшь молодым, а твоя империя развалится, как и этот дворец».

    Через пять лет Александр умер. После смерти завоевателя Роксану и её сына убили.

    Гигантская империя Александра Македонского действительно распалась, но в разных концах её обширной территории сохранилось значительное влияние греческой культуры. Это особенно заметно в Бактрии, где греческое владычество продолжалось 200 лет после смерти Александра. Со временем греческая богиня Афродита стала восприниматься как крылатая бактрийская богиня. Именно её изображение нашли археологи в могиле царицы в Тилья-тепе. На перстне-печатке царственной покойницы выгравирована богиня Афина, а изображённый на других золотых украшениях весёлый божок верхом на сказочном звере похож на греческого бога виноделия и плодородия Диониса.

    Через 200 лет после распада империи Александра Великого в «страну тысячи городов» Бактрию вторглись кочевые племена из Северного Китая. Мирную Бактрию захватила дикая орда Кушан.

    Новые властители покорённой Бактрии попали под неотразимое очарование греко-персидской культуры, восприняли её, сохранив при этом свои степные традиции, и создали оригинальную, смешанную культуру царства Кушан.

    Бывшие кочевники, осевшие в завоёванной Бактрии, научились строить города. Кушанский город-крепость Топрак-кале был важным торговым центром на одном из шёлковых путей, которые вели из Китая и Индии через Персию в Рим.

    Археологи планировали многолетние исследования кушанских могил, но в декабре 1979 года СССР ввёл в Афганистан свои войска. Бои приблизились к месту раскопок, и археологи, упаковав находки в ящики, перевезли их в Кабул. Позднее учёные пытались спасти сокровища Тилья-тепе. Они обращались в ООН, предлагали временно передать драгоценные находки в Советский Союз или в нейтральную страну… В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана, но гражданская война продолжалась. Через три года во время обстрела и штурма Кабула Национальный музей серьёзно пострадал, а ящики с золотыми украшениями перенесли в президентский дворец, который потом тоже взяли штурмом. Золото из могилы кушанской царицы затерялось в военной неразберихе…

    Предусмотрительные археологи сделали копии самых ценных находок. Только благодаря им можно составить некоторое представление о сказочном сокровище, найденном археологами на территории древней Бактрии.

    Идолы озера Карма

    О том, что в Карельской тайге есть какие-то странные деревянные идолы, специалисты слышали. В народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних легенд и преданий об изваяниях, поставленных неизвестно кем в таких глухих местах, что и местные жители ориентировались там с большим трудом. Но исследователи не сомневались, что скульптуры давно сгнили. Поэтому, отправляясь в 2003 году в экспедицию в Беломорский и Кемский районы, сотрудники Международной академии мега-науки (Петрозаводск) и не надеялись найти что-то особенное.

    Однако находки превзошли все ожидания. Деревянные изваяния языческих идолов, расположенных друг от друга приблизительно в получасе ходьбы, все совершенно разные, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, доступные своей непостижимостью, окружённые ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем они были воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?

    — На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы, — рассказал вице-президент Международной академии меганаук Алексей Попов. — Мы сразу засомневались. Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжёлые брёвна в карельской глуши просто так, тем более что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определённый смысл в их расположении, и выбранное место по каким-либо причинам не случайно? А если это так, то что определяло выбор места? Вопросов возникало предостаточно.

    Фигуры резко отличаются друг от друга и по размерам (от одного до 2,5 метров высотой), и внешне. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминающий изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи. То ли это случайность, то ли отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не услышим. Изображения других идолов не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о деревянных языческих богах наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об изображениях.

    Судя по структуре дерева, находкам более ста лет (об этом свидетельствуют и легенды), то есть фигуры были воздвигнуты в конце XIX века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества (ведовства) были ещё достаточно распространены в Карелии. Но самое поразительное, что рядом с найденными идолами находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сообщения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, идолы «восстанавливаются» каждые 150 лет).

    Члены экспедиции решили сначала проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в ранние времена широко применялась жителями Карелии. Не случайно поэтому ветки лозы — символ рудознатцев — украшали первый герб Карелии. Вполне возможно, что и древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

    С помощью двух Г-образных металлических рамок специалисты изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1–1,5 метров. Это говорило о том, что идолы установлены в центрах так называемых геоактивных зон, имеющих диаметр порядка трёх метров.

    И вот здесь Алексей Попов пришёл к удивительному открытию. Сделав отметки на карте, он с удивлением обнаружил, что цепочка идолов ориентирована строго в одном направлении, располагаясь практически на прямой линии, по направлению к не менее таинственному и завораживающему одним своим названием месту — озеру Карма. (Карма — одно из основных понятий древнеиндийской философии, связанное с законом духовного и физического перерождения человека.) Окружённое многокилометровыми непроходимыми болотами, озеро практически не исследовано и не описано в краеведческой литературе, хотя некоторые легенды связывают с ним некое «хранилище древней информации», приоткрывающей завесу тайн над «гиперборейским» прошлым Карелии.

    С озером Карма связана и легенда о священном «мировом древе», якобы растущем на территории республики, которое было посажено северными волхвами ещё в XIV веке. В середине XVI века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район с Соловецкого монастыря, был основан монастырь, а в 1602 году возведён храм Николая Чудотворца. До сих пор соседствующее «древо» и храм являются местом паломничества немногочисленных хранителей древней веры. По саамским и карельским легендам именно «древо» является своеобразным началом «посвятительного путешествия» через вехи-идолы к озеру Карма.

    — Сама собой напрашивалась еретическая мысль: неужели в глубокой древности кто-то сознательно ставил своеобразные вехи-идолы, чтобы обозначить некий путь? Кстати, даже само название протекающей в нескольких километрах реки Охта переводится с древнесаамского как «путеводная река», — говорит Алексей Попов. — Всё это напоминает обряд инициации, «посвятительного путешествия». Ведь до сих пор ещё бытуют отголоски древней традиции саамов и карел, которые считали подобные изображения, изготовленные из дерева или камня, своеобразным «инструментом» непосредственного наставления подающих надежды юношей для введения их в «штат шаманов». Возможно из-за того, что воздействие магических сооружений было разным в зависимости от места их расположения и иных особенностей, полное посвящение требовало «посвятительного путешествия» от одного сакрального места к другому.

    Гиперборея — страна летающих людей

    Археологические и исторические исследования, проводимые в разных частях света, всё чаще наталкиваются на веские доказательства того, что ещё многие тысячелетия назад наши предки освоили воздушное пространство и использовали летательные аппараты тяжелее воздуха.

    В 1929 году была обнаружена карта турецкого адмирала Пири Рейса, датированная специалистами 1513 годом. На её уцелевшей части было достаточно подробно отражено западное побережье Европы и Африки, Карибский бассейн, Южная Америка и Антарктида. То есть задолго до 1820 года, когда русской экспедицией во главе с Беллинсгаузеном и Лазаревым был открыт Южный материк, древние географы знали о его существовании! Но самое удивительное заключалось в том, что на карте турецкого адмирала (которую он, по его словам, скопировал с более ранних источников времён Александра Македонского) Антарктида лишена ледового панциря, а некоторые топографические детали в её изображении могли быть рассмотрены только с воздуха! С подобным феноменом можно встретиться и при рассмотрении рисунка Вечного города времён правления императора Нерона (примерно 64 г. н. э.), где Рим изображён с высоты птичьего полёта.

    В 1999 году на стенах Абидосского храма, воздвигнутого в Древнем Египте во времена фараона Сети I, правившего более 3000 лет назад, были найдены изображения вполне опознаваемых летательных аппаратов, включая совершенно современные на вид самолёты и вертолёты. Было также обнаружено и деревянное изображение, принятое археологами за фигуру птицы. Однако расположение крыльев и хвоста, привлёкшее к себе внимание инженеров, позволило предположить, что «птица» в действительности является выполненной с соблюдением законов аэродинамики моделью некоего летательного аппарата, похожего на современный самолёт.

    Лабораторные испытания показали, что эта модель способна летать и что её параметры полностью соответствуют всем законам построения корпусов самолётов! Кроме того, в найденных там же «Текстах пирамид» говорится: «Фараон путешествует по воздуху и облетает землю… Он обладает знанием, позволяющим ему подниматься в небо».

    Невероятно? Невозможно? Но мировой фольклор сохранил немало образов-символов летательных средств: воздушная колесница, летучий корабль, деревянный орёл, ковёр-самолёт и другие. Однако на волне мании НЛО, подогреваемой уфологами, их в большинстве случаев отождествляют с инопланетными космическими кораблями. Так ли это? Но, может быть, стоит спуститься со звёзд на землю и поискать древних покорителей воздушного пространства на Севере, там, где некогда располагалась легендарная страна Гиперборея.

    Резонный вопрос: может ли быть такое, чтобы древние жители Арктики владели техникой воздухоплавания? А почему бы и нет? То, что наши далёкие предки много веков назад пользовались чем-то вроде воздушных шаров, не вызывает сомнений. Подтверждением этому служат наскальные рисунки возле Онежского озера, где летательные аппараты древних изображены в великом множестве. Там же находится и изображение летящего на воздушном шаре гиперборейца.

    Воспоминания о такого рода полётах за долгие годы претерпели некоторые изменения и в упрощённой форме дошли до наших дней в виде фольклорных образов.

    В преданиях северных народов техника полёта описывалась очень просто: разжигался костёр из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться каждый желающий, и его жаром поднимало под небеса до самого Господа Бога. К слову сказать, на другом конце земли у аборигенов Океании есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: «Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг» или «женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо…»

    Возможно, именно такой способ воздухоплавания послужил прообразом для «летучих кораблей», упоминания о которых есть не только во многих сказках и мифах народов мира, но и во вполне документальных источниках. Как сообщили римские историки, в 215 году до н. э. нечто «похожее на корабли» видели в воздухе над Римом. А в британской «Хронике Джервейза из Тилбэри» сообщается, что в Грейвсенде, графство Кент, в 121 году прихожане местной церкви видели плывущий по воздуху небесный корабль.

    Подобная конструкция послужила также прообразом нетипичной для античной изобразительной символики крылатой платформы, на которой греческий бог солнца Аполлон, рождённый, кстати, в Гиперборее, совершал полёты к своей далёкой родине.

    К Гиперборее имеет также несомненное отношение миф о Дедале и Икаре. Дедал, возможно, был гиперборейским инженером-архитектором. Вполне вероятно, что его взяли в плен во время паломничества в храм Аполлона Гиперборейского либо он работал «по найму» на царя Миноса, а затем был насильственно удержан вместе со своим подмастерьем (не сыном!) Икаром. Соорудив дельтаплан или, что ещё вернее, планёр, запускающийся с помощью приспособления типа катапульты (воск и перья они, скорее всего, ставили для отвода глаз, дабы сохранить изобретение в тайне), они оба бежали из темницы, «путь небывалый держа к студёным звёздам Медведиц» (так обозначает их маршрут Вергилий в «Энеиде»). Иными словами, Дедал с Икаром направлялись на Север, к Гиперборее — родине лабиринтов, изображения которых во множестве разбросаны по всей территории Северной Европы, включая Россию.

    Использовали гиперборейцы и более совершенные летательные аппараты.

    Вновь обратимся к древнегреческой мифологии и припомним миф об аргонавтах и тот эпизод, где описывается Орёл, летевший терзать Прометея:

    Видели птицу они, как она в высоте с резким криком
    Над кораблём пронеслась к облакам близко вечером.
    Всё же парус ладьи всколыхнула она, крыл задев дуновеньем…

    Удивительная, право, эта птица! Да и по внешнему описанию она более напоминает современный самолёт, нежели живое существо:

    Ведь тот Орёл своим видом с воздушною птицей не сходен,
    Крылья его подобны гладким вёслам…

    Когда Орёл скрылся на побережье, аргонавты, наверное, слышали рокот турбин при его посадке.

    А потом невдалеке они услышали голос стонущий
    Прометея, чью печень Орёл вырывал…

    Здесь также уместно вспомнить и о русском былинном Соловье-разбойнике, сидящем на «трёх дубах», и о его знаменитом «соловьем» свисте и рыке:

    И от его ли-то посвисту соловьего,
    И от его ли-то покрику звериного,
    То все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазуревы цветочки осыпаются,
    Тёмны лесушки к земле вси приклоняются…

    Не правда ли, напоминает описание взлёта реактивного истребителя? Не был ли Соловей Одихмантьевич гиперборейским пилотом, летательный аппарат которого совершил вынужденную посадку «у той ли речки у Смородины»?

    Есть немалое количество и других упоминаний о летательных аппаратах, принявших в народной мифологии образы «самолётного деревянного орла» и сказочных гигантских птиц.

    В своих хрониках упоминает о подобной гигантской птице, живущей на побережье Моря Мраков (Ледовитого океана), и арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, побывавший в верховьях Волги в середине XII века. Сам он гиганта не видел, но много о нём слышал: «А за Вису, на Море Мраков, есть область, известная под названием Йура. Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной. Купцы говорят, что Море Мраков недалеко от них, и что люди Йура ходят к этому Мраку и входят в него с факелами. И находят там огромное дерево… на нём — большое животное, говорят, что это птица…»

    Вполне вероятно, что имеются (или имелись) и более конкретные технические описания летательных аппаратов, нежели те, что содержатся в сказках и мифах. И найти их можно, каким бы парадоксальным это ни показалось на первый взгляд, в преданиях об Атлантиде (она, по мнению некоторых античных авторов, например Аполлодора, является идентичной Гиперборее), которые хранились в секретных архивах розенкрейцеров, иллюминатов и масонов. В секретных архивах тайных орденов наверняка имелись подлинные документы эпохи Атлантиды-Гипербореи. К таковым относятся, видимо, и карты эпохи Александра Македонского, которыми пользовались в своём путешествии Колумб, турецкий адмирал Пири Рейс, а также отец и сын Меркаторы, составившие собственную карту Гипербореи.

    Люди в древности летали. Отчего же они спустились обратно на землю, потеряв крылья? Что легло в основу чертежей великого Леонардо? Небо всегда таило в себе множество загадок — суждено ли человечеству, в XX веке вновь взлетевшему к облакам, разгадать их?

    В поисках могилы святого Матфея

    На дне озера Иссык-Куль учёные ищут древний монастырь, где, по преданию, похоронен святой Матфей — один из апостолов Христа, пишет корреспондент журнала «Итоги» Е. Зигмунд.

    Церковное предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания. Якобы останки одного из четырёх евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского легионера. По одной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное упокоение на территории современной Киргизии — на берегу озера Иссык-Куль. «Иссыккульская версия» вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии.

    Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: «Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о её местонахождении». В последнее время дискуссия вокруг места захоронения евангелиста разгорелась с новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серьёзных исследователей одновременно, независимо друг от друга пришли к выводу, что тело апостола Матфея, скорее всего, было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль. Возможно, христианский мир действительно стоит на пороге сенсации.

    Святой Матфей — одна из самых загадочных фигур христианства. Местонахождение его могилы остаётся загадкой на протяжении двух тысячелетий. Несколько стран претендует на право обладания святыми мощами апостола. Итальянцы, в частности, утверждают, что мощи евангелиста ещё в I веке н. э., то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола было найдено при раскопках одного из лангобардских замков. Сейчас кафедральный собор Сан-Маттео занесён во все католические путеводители для паломников и во все туристические проспекты по Италии. Однако никаких документальных свидетельств в пользу такой гипотезы на сей день не имеется. Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: «По старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся в Салерно принадлежат апостолу евангелисту Матфею…» Таким образом, Ватикан не утверждает однозначно, что мощи из Салерно принадлежат евангелисту.

    Зато в пользу центральноазиатской версии говорит один важный документ. В середине XIX века известный русский учёный Семёнов-Тян-Шанский, оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375–1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. Учёный обратил внимание на изображение здания с крестом, которое, если верить карте, располагалось на северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом имелась надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом.

    В 1857 году Семёнов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Во время своего путешествия он пытался найти следы «монастыря братьев армянских». Но от иссыккульских киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол, некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми поселениями, но Бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду. В доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки, выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недалеко от берега озеро прячет в глубинах руины подводных дворцов. Практичные иссыккульцы частенько доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших родственников. Семёнов-Тян-Шанский следов монастыря на побережье не обнаружил, но высказал предположение, что он вполне мог существовать в районе Курментинской бухты Иссык-Куля и позже ушёл под воду.

    Любопытно, что неподалёку от того места, где, по мнению известного путешественника, мог находиться древний армянский монастырь, спустя несколько лет — в 1882 году — был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Монастырь этот тоже не сохранился, от него остались лишь здания трапезной и молельни, выполненные из такого прочного дерева что их и топор с трудом берёт. Сегодня на месте Свято-Троицкого монастыря стоит детский дом. И женщины, работающие здесь, уверяли, что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой…

    Однако мог ли на берегу Иссык-Куля в I тысячелетии существовать христианский монастырь? Могли ли первые христиане достичь областей, столь удалённых от Средиземноморья? Учёные на эти вопросы отвечают утвердительно. Благодаря проведённым археологическим исследованиям сегодня известно, что в Центральной Азии в своё время обосновались христиане-несториане.

    Несторианство как религиозное течение возникло в Византии в первой половине V века. Особо влиятельны были несториане в Сирии — в те времена византийской провинции. В 431 году это учение было объявлено ересью, его основателя, константинопольского патриарха Нестория, отправили в ссылку, а его сторонников подвергли гонениям. Сначала несториане бежали в Персию, затем в Среднюю Азию. Некоторые из них добрались до Таласской и Чуйской долин. Тому есть целый ряд археологических доказательств по берегам Иссык-Куля: на городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг неё. На Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чём свидетельствуют могильные камни (кайраки) с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые несторианские кресты. Кайраки с изображениями крестов были найдены на городище Бурана. Кроме того, на Иссык-Куле нашли покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апостолов. Керамика с крестной символикой была обнаружена повсеместно как в долинных частях Киргизии, так и в её высокогорных районах. Следов пребывания христиан в Прииссыккулье сравнительно немного, но те, что найдены, являются сегодня неоспоримым фактом.

    Теперь учёным предстоит проверить версию Семёнова-Тян-Шанского относительно возможности существования монастыря и «матфеевой могилы» в Курментинской бухте. Ведь каталонская карта, на которую он ссылался, не даёт чёткого указания на какое-то строго определённое место. Таким образом, нельзя исключить, что древний монастырь находится на территории одного из затопленных городов. К началу 1990-х годов учёным было известно, как минимум, о шести ушедших под воду Иссык-Куля древних населённых пунктах: это Койсары, Дархан, Долинка, Койсуу, Тору-Айгыр и Тюп. В тихую погоду сквозь толщу хрустальных вод можно было видеть то полуразрушенные стены, то остатки домов, то очертания башен, зализанных волнами. В принципе любое из вышеназванных городищ могло иметь отношение к предмету поиска. Начались методичные подводные исследования, в ходе которых археологи с аквалангами обнаружили помимо названных остатки ещё семи античных и средневековых поселений. В прибрежных водах они нашли множество керамики, каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском «зверином стиле», фундаменты строений. Впрочем, древние предметы по берегам Иссык-Куля находят то и дело. В их числе были бронзовые топоры и светильники, необычной вытянутой формы черепа представителей племени гуннов, целые и разбитые глиняные кувшины и горшки.

    Но ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым малоизученным остаётся город Тюп, расположенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале XX века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были чётко видны под водой, то уже к 1950-м годам они не просматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 1950-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пытались заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР. Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокровища. Поверить в существование клада силовиков заставило одно происшествие: в 1920-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский — бывший офицер-белогвардеец. С собой он привёз план-схему, переданную ему за границей умиравшим православным священником. На карте было отмечено место укрытия сокровищ — где-то на северо-восточном побережье Иссык-Куля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взялись за лопаты, но так ничего и не нашли. Может быть, просто плохо искали?

    Сегодня, если идти методом исключения, именно город Тюп, как наименее исследованный и к тому же расположенный в том месте, где по версии Семёнова-Тян-Шанского некогда находился «монастырь братьев армянских», и может являться местом захоронения мощей святого. По крайней мере, именно к такому выводу сегодня склоняются некоторые историки. Доктор исторических наук вице-президент Национальной академии наук Киргизии Владимир Плоских посвятил изучению данной проблемы многие годы: «У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте. Учёные уверены в успехе предстоящего мероприятия и в настоящее время заняты поиском спонсоров для серьёзного исследования».