• Спор вокруг «кеннуикского человека»
  • Загадка трёхметровых мумий
  • Солнце, Луна и индейцы
  • Пирамида на дне озера Рок
  • Тайна карлика Педро
  • СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

    Спор вокруг «кеннуикского человека»

    Этот человек жил в Америке 9300 лет назад. Теперь за право владеть его останками спорят археологи и американские индейцы. Самое удивительное, что судя по строению черепа, древний абориген не был индейцем. Кто же он?


    «Кожаного Чулка» лишают американского гражданства

    За неимением титула и имени его зовут «Кеннуикским человеком». Его останки нашли менее десяти лет назад неподалёку от города Кеннуик, в илистых отложениях на берегу реки Колумбия, протекающей по американскому штату Вашингтон. Они настолько хорошо сохранились, что их первый исследователь, антрополог Джеймс Чаттерс, решил, что перед ним скелет какого-нибудь «Кожаного Чулка», умершего пару веков назад.

    У местных индейцев было своё мнение. Они считали эти кости останками одного из их предков, а прах предков грешно тревожить. И потому, пока учёные исследовали найденный скелет, индейцы требовали немедленно захоронить его с соблюдением всех ритуалов. Так, на американской земле наука нежданно схлестнулась с языческим суеверием, когда научные факты переплелись с древними преданиями. С газетных страниц споры перенеслись в залы судебных заседаний. А было ли из-за чего дискутировать?

    Джеймс Чаттерс без колебаний определил тип черепа как «кавказоидный». Иначе говоря, обладателя найденного черепа при жизни нельзя было отнести к монголоидам или негроидам. В число его особенностей входили узкая скуловая кость, характерная спинка носа и слегка выступающая верхняя челюсть. То есть ничего индейского в чертах лица этого человека не было? Значит, найдены останки переселенца из Европы или Азии? А что ещё отметили учёные?

    «Кеннуикский человек» прожил тяжёлую жизнь и умер в сорок с небольшим лет. Он жил с пробитым когда-то черепом; несколько раз ломал себе рёбра; из-за давнего повреждения локтя не мог нормально владеть своей левой рукой. В бедре правой ноги носил пулю или дробинку. Каково же было удивление учёного, когда при томографическом анализе эта «пуля» оказалась… каменным листовидным наконечником копья. Такими американские индейцы сражались пять тысяч лет назад. А потом оружие сменилось, и подобные наконечники были забыты.

    Но кто же сразил траппера музейным копьём? Однако тут покойному было отказано в звании североамериканского колониста. Радиоуглеродный анализ показал, что «Кеннуикский человек» умер 9300 лет назад.

    Сразу же посыпались вопросы. Они завели учёных буквально в тупик. Откуда же прибыл в Новый Свет «кавказоидный» человек? Почему он оказался одним из старейших жителей Америки? К каким народам Старого Света ближе всего по антропологическим особенностям останки человека из Кеннуика? Неужели Америку изначально населяли представители разных рас? И вообще — были ли индейцы первыми жителями Американского континента? Возможно, лабораторные исследования останков прольют свет на их происхождение.


    Находку решено похоронить

    Но тут набег на владения антропологов совершили индейцы. Пять местных племён потребовали вернуть им останки «предка» для немедленного захоронения на потаённом кладбище. Учёные «бесчестят нашего предка», заявили вожди современных краснокожих. Один из них, Арманд Минтхорн, выразился категорично: «Мы живём здесь с начала времён. Мы не переселялись ниоткуда, ни с какого континента, что бы там ни говорили учёные». По словам Минтхорна, в преданиях, пересказываемых индейцами из поколения в поколение, сохранено всё, что произошло с ними за последние десять тысяч лет.

    Минтхорн, вождь племени уматилла, похоже, даже не знает, что его родное племя переселилось на северо-запад Америки, на территорию штата Вашингтон, всего две тысячи лет назад. Не знает он и о другом выводе антропологов: факты, передаваемые устно, из поколения в поколение, со временем искажаются или теряются. Через 450 поколений предание окончательно утрачивается. Так что сто веков истории племени уматилла не могут сохраниться в устной традиции.

    Однако на стороне индейцев вместо правды факта стала сила буквы. В 1990 году был принят закон о сохранении наследия американских индейцев. По этому закону всякий раз, когда будет обнаружено старинное захоронение, надлежит выяснить, не являются ли найденные здесь останки индейскими. Если ответ будет утвердительным, нужно немедленно передать их индейцам. На практике это означает, что любые человеческие останки возрастом старше пятисот лет, то бишь относящиеся к доколумбовой эпохе, принудительно, в судебном порядке объявляются индейскими останками — даже если они выглядят так же странно, как «Кеннуикский человек».

    Можете себе представить, чтобы местные власти Танзании в своё время велели Луису Лики немедленно закопать кости всех австралопитеков или хомо хабилисов, найденные в Олдувайском ущелье? А ведь он оскорбил всех, чьи предки «живут здесь с начала времён».

    Минтхорн и его сторонники нисколько не смущены странным обличьем аборигена из Кеннуика, воссозданным в лаборатории антропологов: «Наши предки поведали нам, что некогда мы выглядели иначе, чем сейчас». Американские власти, блюдя принцип политкорректности, однозначно встали на сторону индейцев. Тонкости древней истории мало волнуют их по сравнению с современными проблемами. Разрешая последние, они готовы пожертвовать таким пустяком, как уникальная историческая находка.

    Восемь именитых антропологов, работающих в различных университетах США, обратились с жалобой, объясняя всю ценность таинственных останков. Остаётся лишь ждать, чем закончится борьба учёных с юристами. Если победой последних, то наука лишится нового «краеугольного камня», который мог бы лечь в основу теории заселения Америки.


    Когда же люди заселили Америку?

    Принято считать, что первые люди прибыли в Америку 11–12 тысяч лет назад из континентальной Азии. Они перешли из Азии в Америку по Берингову мосту — сухопутному перешейку, связывавшему тогда две части света. Вероятно, это были сибирские охотники, преследовавшие мамонтов и бизонов. Добравшись до Америки, они расселились в восточном и южном направлениях. Кости и наконечники копий древнейших американских жителей найдены в местечке Кловис, на территории штата Нью-Мексико. Однако подтверждают ли они принятую версию? Некоторые археологи продолжали сомневаться в общепринятых, но неубедительно доказанных гипотезах.

    Перенесёмся на юг Чили, в болотистое, лесное местечко Монте-Верде. Ещё в семидесятые годы прошлого века американский антрополог Том Диллехей вместе с несколькими чилийскими студентами обнаружил здесь кости мастодонта, одного из родичей слона, вымершего уже в послеледниковую эпоху. Вот на этих костях он и заметил следы надрезов, возможно сделанных человеком. В последующие годы Диллехей отыскал каменные орудия, следы костров, деревянные предметы, обработанные человеческой рукой, а также остатки тела мастодонта и плетёные изделия. Он очистил фундамент протяжённого дома, в котором могли проживать до полусотни человек. В некотором отдалении от него учёный обнаружил полукруглый фундамент из гравия и песка — подобного он ещё не видел.

    Больше всего поразила Диллехея датировка найденных памятников: 12 500–12 800 лет. Откуда же человеческому обществу в эти сроки быть в Южном Чили? Такая дата опровергала привычную схему заселения Америки. Может быть, привычная схема — «продвижение восточных азиатов с севера на юг, вплоть до Огненной Земли» — неверна? И первые поселенцы прибывали в Америку не только из Чукотки, но и, например, из Южной Азии? Быть может, они появились в этой части света гораздо раньше, чем мы считаем. Ведь обширные районы Америки к югу от экватора до сих пор были плохо изучены археологами. Не ждут ли нас новые удивительные находки?

    Однако в 1999 году история открытия прояснилась. Том Диллехей признался, что фальсифицировал его, подделав находки. Значит, «барьер Кловиса» неколебим?

    Между тем непривычно ранние следы пребывания человека отыскались и в Венесуэле, и в Бразилии — наконечники стрел и наскальные рисунки возрастом около 13 тысяч лет. Один из французских археологов оценил возраст каменных орудий, найденных в бразильском местечке Педра-Фурада, ни много ни мало в 48 тысяч лет. Впрочем, большинство его коллег избегают отправляться за ним в столь отдалённую эпоху. Они считают, что обнаруженные французскими учёными «грубые каменные орудия» — обычные камни, отшлифованные ветром и водой.

    Тем не менее, эти спорные находки заставили археологов искать столь же древние памятники и в Северной Америке. Их не могло не быть, если потоки переселенцев двигались только с севера на юг. Наконец, в местечке Мидоукрофт (штат Пенсильвания), раскапывая «слой Кловиса», археологи обнаружили под ним незнакомые следы пребывания человека: кусочек плетёной корзины и камерные клинки, напоминающие скорее орудия из Сибири или Китая, нежели из Кловиса. Три различные лаборатории датировали пятьдесят два объекта, найденные в Мидоукрофте. Результат позволил учёным осторожно заявить: «Возраст древнейших свидетельств пребывания здесь человека может составить даже девятнадцать тысяч лет»!


    Салют вам, странники из Солютре!

    В США, например, в местечке Кактус-Хилл, делались и другие любопытные открытия. Здесь находили фрагменты черепных костей человека, которые не очень-то напоминали индейские, а по возрасту были такими же древними, как «Кеннуикский человек». Эти «незначительные» находки старались игнорировать. Они совершенно не вписывались в академическую теорию заселения Америки. Однако после обнаружения «Кеннуикского человека» замалчивать неудобные факты стало нельзя: уж слишком убедительно выглядели останки «кавказоида» с берегов Колумбии. Вокруг них пришлось выстраивать новые теории. Назовём некоторые из них.

    «Теория побережья». По волнам Тихого океана — в те счастливые недели и месяцы, когда он и в самом деле был тихим — мчались лодки, на которых сидели азиаты. Что гнало их сквозь морскую пустыню? Наконец лодки пристали к берегу незнакомой страны; в ней и решено было поселиться. Постепенно переселенцы распространились по Тихоокеанскому побережью Америки с севера на юг.

    «Полинезийская теория». Лодки с полинезийцами плыли по южной части Тихого океана, пока не достигли побережья Южной Америки. Оттуда люди двинулись на север сухопутными дорогами.

    «Европейская теория». Наконечники копий, найденные в Кловисе, обработаны с обеих сторон. Эта техника могла бы показаться уникальной, если бы ещё раньше, 16 500–22 000 лет назад, точно такие же наконечники не изготавливали люди культуры Солютре, а они тогда населяли отдельные районы Франции, Испании и Португалии.

    Неужели жители Западной Европы задолго до Колумба пересекли Атлантический океан и открыли Америку? Что говорят факты?

    Они, может, и были бы «вещью упрямой» ввиду стольких спекуляций вокруг открытия Америки, да только факты, интересующие учёных, занятых этой темой, вещь очень редкая. Тем важнее и удивительнее останки «Кеннуикского человека», единственные в своём роде. Их тщательный анализ показал, что их обладатель не был ни индейцем, ни европейцем. Он похож, скорее, на полинезийца, но особенно на айна — коренного жителя Японии. Айны были отменными мореплавателями, так что, видимо, верна «теория побережья». Древние жители островов, лежавших у берегов Азии, могли на лодках доплывать до Америки, чтобы потом, следуя вдоль моря, расселиться на новой земле. Следует подчеркнуть, что лингвисты давно отметили некоторое сходство айнского языка с индейскими языками Северной Америки.

    Очевидно, было несколько волн переселений в Америку. Кто шёл пешком, кто плыл на лодках, кто по «мосту», кто по воде — так они пробирались в Америку, путая карты антропологам.

    Возможно, что через каждые несколько столетий человечество «роится». Повинуясь неведомому зову, множество людей устремляется вдаль, расселяясь за тысячи километров от прежнего места обитания. Монголы и гунны, скифы и арабы и многие-многие другие бежали с одного края света на другой. Что гнало их? Что заставило «опрокинуть логику истории»? А что двигало людьми, пускавшимися 10–12 тысяч лет назад в неведомую даль, пока за краем света они не находили новую землю для поселения?

    Итак, предки современных индейцев Северной Америки были лишь одними из тех, кто заселил неведомые земли? И, может быть, не они открыли их?


    Страх американцев перед вторжением айнов

    История «Кеннуикского человека», очевидно, ещё получит своё продолжение. В древности редко кто по доброй воле пускался в странствия в одиночку. Быть может, в ближайшие десятилетия последуют новые находки «кавказоидных» черепов каменного века на территории Америки. И такая перспектива пугает коренных жителей США.

    «Страх — вот что заставляет индейские племена выступать против дальнейших исследований „Кеннуикского человека“, — говорит Джеймс Чаттерс. — Страх, что кто-то уже мог побывать здесь раньше их предков; страх, что они утратят статус аборигенов». Впрочем, Чаттерс, похоже, слишком увлёкся полемикой. Видный антрополог Дэвид Хёрст Томас, бывший руководитель Американского музея естественной истории, так прокомментировал его слова: «Ни один договор, заключённый с индейцами, не содержит условия, по которому данный документ будет аннулирован, если выяснится, что предки индейцев не были первыми жителями этой страны. Ведь когда сюда прибыли европейские колонисты, полноправными хозяевами страны были только индейцы. Точка».

    И всё-таки находка «Кеннуикского человека» подвергает сомнению право индейцев называться единственным исконным населением Древней Америки. Судьями же в этом историческом споре станут антропологи — люди, которым индейцы давно не доверяют. Десятилетиями антропологи занимались систематическим грабежом индейских захоронений и расчленением трупов; останки индейцев в нарушение всех этических норм они вывозили в естественно-исторические музеи как образчики скелетов «дикого человека». Большинство подобных экспонатов, впрочем, нашли пристанище где-нибудь в музейных подвалах. Так, в помещении Смитсонианского института хранятся останки почти 20 тысяч индейцев. После того как в 1990 году вступил в упомянутый выше закон, многие индейские племена стали требовать вернуть им кости предков, и очень часто их требования бывали удовлетворены. Антропологи жалуются, что юристы лишают их ценного материала для исследований — материала, пылившегося десятилетиями в музеях и даже не описанного надлежащим образом.

    Спор о «Кеннуикском человеке» продолжается — спор по преимуществу не научный, а юридический. Приговор суда, обжалование, новый приговор, обжалование. Кто контролирует американскую историю? Кому она принадлежит? Можно ли исследовать прошлое? Или оно неприкосновенно? Вопросы, вопросы, вопросы… Так неожиданно академическая наука оказалась на переднем крае политической борьбы, а тайны прошлого объявлены приоритетами правоведов.

    Загадка трёхметровых мумий

    Марвин Рейнвотер, владелец фермы в восточной части Айовы (США), давно собирался выкопать новый колодец на своём участке. Жарким днём 23 июля 2001 года он наконец приступил к работе.

    Каково же было удивление Марвина, когда, выкопав яму глубиной около 2,5 метров, он наткнулся на очень твёрдый камень. Пытаясь извлечь его на поверхность, фермер обнаружил, что ширина и длина камня превышают метр. После долгих безуспешных попыток сдвинуть свою находку с места, Рейнвотер решил, что, должно быть, ему встретился слой коренной подстилающей породы, хотя обычно она не подходит так близко к поверхности. Рейнвотер в молодости изучал геологию и без труда определил, что камень не похож на известняк, очень распространённый в Восточной Айове. Дальнейшее исследование показало, что каменная поверхность не обладает грубостью и шершавостью естественной породы, а, напротив, является гладкой, словно отполированной.

    На следующий день Марвин позвал нескольких друзей с соседней фермы, чтобы они помогли ему извлечь странную находку. Вскоре выяснилось, что камень не является единым конгломератом, а представляет собой плиты, пригнанные так тесно друг к другу, что даже лезвие ножа нельзя было просунуть между ними. Каждая плита представляла собой квадрат со стороной 25 сантиметров.

    Рейнвотер и его друзья расчистили пространство в несколько квадратных метров, но краёв аккуратно уложенных плит не нашли. Когда по очищенным от земли плитам ударили кувалдой, послышался характерный звук, который говорил о том, что под плитами находится пустое пространство. Стало ясно, что находка представляет собой какое-то необычное древнее сооружение. Фермер связался со своим другом геологом, сотрудником Чикагского университета.

    Вскоре тот приехал и определил, что плиты вырублены из камня, которого нет на территории Айовы, — это базальт, очень твёрдая и плотная вулканическая порода. Такой строительный материал использовали древние египтяне для строительства своих гигантских, поражающих воображение монументов. Глубина, на которой были обнаружены отполированные плиты, свидетельствовала о том, что они находятся здесь очень давно, возможно, сооружение построено ещё до наступления ледникового периода. Геолог пришёл к выводу, что находка фермера может представлять большую ценность.

    Вскоре на ферму приехала научная экспедиция из Чикагского университета, куда вошли археологи и антропологи, специалисты по коренным племенам североамериканского континента. Когда каменные плиты полностью очистили, оказалось, что они сложены в совершенный квадрат со стороной 50 метров. Копая по периметру, учёные обнаружили, что плиты представляют собой потолок какой-то каменной постройки, уходящей глубже в землю. Циклопическое сооружение по форме напоминало пирамиду в Марриетте (Огайо), хотя последняя была построена индейцами не из камня, а из своеобразного кирпича, состоящего из высушенной на солнце смеси глины с тростником.

    Раскопки заняли несколько месяцев, и вот наконец всё сооружение предстало в своём первоначальном виде. Это было квадратное здание без окон, сложенное из каменных отполированных плит. Весь его облик напоминал античные греческие храмы. С восточной стороны к нему примыкал сводчатый проход, сквозь который с трепетом прошли исследователи. В конце прохода несколько каменных ступеней вели вниз. Из темноты пахнуло запахом тления. Когда свет фонариков прорезал темноту, возглас изумления вырвался у вошедших. Семь статуй стояли вокруг конического камня, расположенного в центре помещения. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это вовсе не статуи, вырезанные из камня, а мумии представителей какой-то гуманоидной расы огромного роста. Мумии находились в вертикально стоящих каменных ящиках, похожих на саркофаги.

    Рост мумифицированных гигантов достигал 3 метров. Узкие, скошенные лбы, сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Плотная сморщенная кожа на лице гигантов имела тёмно-коричневый цвет, рыжие волосы были заплетены в короткие косички. Руки мумии скрестили на груди, лица с опущенными веками имели какое-то странное загадочное выражение, казалось, они насмехаются над теми, кто посмел потревожить их покой. На коническом камне исследователи обнаружили письмена на неизвестном языке и изображения оленей, лошадей и птиц.

    Кто же такие эти гиганты, запертые в каменной комнате, и откуда привезён сам камень, использованный при строительстве?

    Очень осторожно мумии извлекли из-под земли и отправили в лабораторию Чикагского университета для исследования. По мнению специалистов, антропометрические характеристики мумий характерны для народов, населявших Северную Америку доледникового периода. Необычным является только огромный рост древних людей. Интересны также одеяния, в которые завёрнуты мумии. Они сотканы из рыжих волос, идентичных сохранившимся на головах гигантов. Древние люди изготовляли одежду из собственных волос!

    Сотрудник университета, специалист по фольклору североамериканских индейцев Томас Холдер высказал интересное предположение. В легендах индейцев лаютов упоминаются великаны с рыжими волосами. Лаюты называли их си-те-кэш и постоянно воевали с ними. Жили си-те-кэш на территории нынешней Невады. По мнению Холдера, найденные мумии принадлежат представителям этого племени, которые по каким-то причинам предприняли путешествие на восток на территорию нынешнего штата Айова. Правда, никаких других исторических свидетельств о существовании расы гигантов, кроме легенд индейцев лаютов, нет.

    В настоящее время изучение мумий продолжается. Возможно, разгадку даст генетическое исследование. Надписи на камне пока также не расшифрованы. Ясно только, что письмена не характерны ни для одного из известных древних языков. Необъяснённым остаётся и происхождение базальта.

    Сенсационная находка наделала много шума. Ею заинтересовались американские уфологи. По их мнению, мумии принадлежат какой-то внеземной цивилизации, представители которой посещали Землю и оставили здесь своих покойников. Надписи на коническом камне, возможно, несут сообщение землянам о расе гигантов и о том, из какого уголка Вселенной последние прилетали на голубую планету. Однако сотрудники университета, исследующие останки, начисто отметают внеземную версию происхождения мумий.

    Тем временем Марвин Рейнвотер продал ферму людям, заинтересовавшимся находкой, и теперь совершенно счастлив, так как вырученных денег ему хватит на безбедное существование до конца дней. Бывшему фермеру уже никогда не придётся собственноручно заниматься рытьём колодцев.

    Солнце, Луна и индейцы

    Ещё тысячу лет назад индейцы анасази, жившие на юго-западе современных США, наблюдали за движением небесных светил. Эти «тайные знания» помогали им выжить.

    Местечко Чимни-Рок, северо-запад штата Колорадо. Ни один день в году не похож на этот — самый короткий день года, день зимнего солнцестояния. Лучи заходящего Солнца окрашивают заснеженный простор в яркие, сверкающие тона. В воздухе разлито напряжённое ожидание. Вот уже несколько дней все индейцы ждут этого часа, исполняя ритуальные танцы и строго следуя указаниям жрецов.

    Очень холодно. Из дымоходов пуэбло — огромного каменного дома, обмазанного глиной, — струёй поднимается дым. Здание приютилось на узком выступе скалы на высоте 2300 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой спуск. Дорога уходит на 400 метров вниз. Там, в долине, простираются поля. С них и кормятся индейцы. Из недели в неделю они носят на себе воду и еду, возвращаясь в свои жилища. У них нет ни вьючных животных, ни повозок. Но что же заставило их поселиться в этом суровом, неприютном краю?

    Ответ на вопрос знает лишь небо. Ещё не совсем стемнело. Внезапно между двумя скалами, что высятся на краю горного хребта, проступает бледный, матовый свет. Скалы напоминают две огромные трубы, возвышающиеся всего в нескольких сотнях метров к востоку от пуэбло. И вот наступает миг, которого индейцы ждали многие годы. В просвете, разделившем скалы, восходит сияющая полная Луна.


    В краю «старых врагов»

    Примерно так всё происходило 900 лет назад, утверждает Дж. Макким Мелвилл, профессор астрономии из Колорадского университета. Недавно он уже произвёл сенсацию, открыв египетский «Стоунхендж» — круглую каменную постройку, возведённую 5000 лет назад и ориентированную по положению Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Находится этот памятник древнего зодчества близ Набты, в ста километрах к западу от Нила.

    Однако люди открывали для себя звёздное небо не только в глубокой древности. В пору, когда европейские рыцари отправлялись в крестовые походы, исконные жители Америки — индейцы — наблюдали за ходом небесных светил, и речь идёт не об одних лишь майя, ацтеках и инках.

    В 1988 году Дж. Мелвилл впервые обратил внимание на пуэбло в Чимни-Рок. Ещё в 1970-е годы эту постройку раскопали и исследовали археологи из Колорадского университета во главе с Фрэнком Эдди. Она имела L-образную форму. На первом её этаже располагались примерно 35 помещений; на втором — ещё два десятка. Неподалёку находились несколько небольших пуэбло, а также огромная кива, достигавшая тринадцати метров в поперечнике, — подземная камера, в которой совершались ритуальные церемонии, типичное сооружение для индейцев, населявших юго-запад США.

    Питались местные индейцы в основном маисом, бобами и тыквами, возделывая их, несмотря на скверные климатические условия: жаркое лето, ранние заморозки. Чтобы сухая, каменистая почва плодоносила, строили искусственные оросительные системы.

    В Чако-Каньоне в XI веке располагался культовый центр индейцев анасази. Там они возвели тринадцать огромных пуэбло, насчитывавших по несколько сотен комнат и десятки кива. Вплоть до XIX века во всей Америке не было зданий крупнее этих пуэбло, бывших местами паломничества индейцев. Отсюда тянулась сеть дорог, прорезавших обширную территорию площадью 100 000 квадратных километров — всё Колорадское плато. Индейцы поддерживали торговые отношения и с Мексикой, и с жителями тихоокеанского побережья.

    Местные жители почти не оставили каких-либо письменных сообщений. Неизвестно даже, как они называли себя. У археологов укоренилось название «анасази», которое употребляли индейцы навахо, переселившиеся в этот край значительно позже. Оно означает «старцы» или «старые враги». Более политкорректным считается другое название: «хисатсином» (hisatsinom), что значит «предки». Так называют древних обитателей здешних мест хопи — потомки анасази, живущие ныне в Аризоне.

    Местечко Чимни-Рок лежит далеко в стороне от Чако-Каньона — почти в 150 километрах оттуда. «Я спрашивал себя, что заставило людей поселиться в этом суровом краю, — вспоминает Дж. Мелвилл. — В мифах индейцев существует связь между Венерой и богами-близнецами войны, поэтому я решил наблюдать не покажется ли Венера в просвете между двумя скалами. Тут-то я и открыл, что изредка сюда заглядывает Луна».


    Небо забытых предков

    Случается такое лишь раз в 18,6 лет. Лунная орбита наклонена на 5° к видимой солнечной орбите — эклиптике, поэтому периодичность, с какой восходит и заходит Луна, не совпадает с годовым циклом Солнца. Крайние точки восхода и захода Луны лежат гораздо севернее и соответственно южнее точек зимнего и летнего солнцестояния.

    «Итак, через каждые 18,6 лет Луна появляется точно между скалами в Чимни-Рок, — пишет Дж. Мелвилл на страницах своей книги „Доисторическая астрономия на юго-западе США“. — В XI веке это случалось в марте 1057 года, октябре 1075 года и июне 1094 года. Тогда Луна пребывала в крайней северной точке своей орбиты. К моему большому удивлению, время строительства здешнего пуэбло совпадает с двумя последними датами».

    Анализ годовых колец деревьев, которые использовались при строительстве пуэбло, проведённый ещё Фрэнком Эдди, показал, что здешние жилища сооружались в два этапа. Похоже, что пуэбло строили именно для наблюдения за Луной.

    Возможно, в 1057 году, рассуждает Дж. Мелвилл, местные жители наблюдали эффектный восход Луны над Чимни-Рок, и жрецы в Чако-Каньоне прослышали об этом. Когда в 1075 году Луна вновь взошла между скалами, жрецы, очевидно, не стали медлить и на следующий год принялись возводить здесь пуэбло. Второй этап начался в 1093 году, когда ожидали повторения удивительного небесного явления. Судя по неполным годовым кольцам в балках зданий, строить пуэбло начали уже летом того же года, — что обычно для практики индейцев. Строительство велось в большой спешке, ведь в это время года все индейцы обычно занимались полевыми работами.

    Итак, пуэбло в Чимни-Рок нельзя назвать простым поселением индейцев. Его архитектура напоминает стиль зданий в Чако-Каньоне. Однако гончарные изделия, найденные здесь, — а их обычно изготавливали женщины, — расписаны вовсе не в традициях Чако-Каньона, а в стиле, присущем местному населению. Поэтому Фрэнк Эдди предположил, что жрецы из Чако-Каньона прибыли сюда, в Чимни-Рок, одни, без семьи, — быть может, лишь для наблюдения за восходом Луны между уступами скал.

    Во второй половине XI века местные индейцы, возможно, были особенно внимательны к небесным явлениям, ибо что-то странное творилось с небесами.

    В июле 1054 года вспыхнула яркая звезда. Некоторое время её видели даже днём. Это была знаменитая сверхновая звезда в созвездии Тельца; после её вспышки образовалась Крабовидная туманность. Возможно, наскальное изображение, найденное в Чако-Каньоне — звезда над полумесяцем, — напоминает о том событий.

    В 1066 году равномерный бег светил был снова нарушен. Появилась комета Галлея. Седьмого марта 1076 года к югу от Чако-Каньона произошло полное солнечное затмение.

    В 1077 году стало меняться само Солнце. Огромные пятна омрачили его лик. Согласно китайским хроникам, их можно было видеть даже невооружённым глазом. Начался двухвековой период необычной солнечной активности, что повлекло за собой изменение климата. Солнце тогда светило очень ярко; даже в Норвегии возделывали виноград, а Гренландия была и впрямь «groen» — «зелёной».

    Наконец, 11 июля 1097 года на юго-западе Северной Америки, в том числе в местечке Чимни-Рок, вновь наблюдалось затмение Солнца.

    Вероятно, индейские жрецы были встревожены странными феноменами. Кроме того, астрономические ритуалы были важны для них и по другой причине: эти церемонии сплачивали индейцев и укрепляли власть жрецов.


    Смотр святилищ

    Конечно, местечко Чимни-Рок нельзя назвать единственной обсерваторией индейцев анасази. В Чако-Каньоне учёные обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарём. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.

    Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито. Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север.

    Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры — с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринконада, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.

    На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фаяда-Бутте высотой 120 метров. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трёхметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали. В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния, в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке её орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты её тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.

    В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Виджиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий.

    В XII веке святилище индейцев в Чако-Каньоне приходит в упадок. Теперь культовый центр индейцев анасази переместился далеко на север. Звездочёты поселились в двухстах километрах от Чако-Каньона, в Ховенвипе. Здесь и поныне высятся развалины небольших башен. Возможно, их предназначали не для обороны от врагов, а для наблюдения за небом.

    Ховенвип-Касл — один из самых замечательных памятников, оставленных индейцами анасази. Это — трёхэтажная башня. Первоначально её основание имело D-образную форму. По годовым кольцам стволов, использованных в качестве балок, определили время её возведения: 1166 год.

    Позднее, около 1277 года, были пристроены ещё десять помещений. Одно из них, на первом этаже, называемое теперь «Солнечной комнатой», видимо, служило обсерваторией. Два её небольших окна и дверь позволяли наблюдать за Солнцем в особых точках эклиптики — в дни солнцестояний и равноденствий.

    Неподалёку от Ховенвип-Касла, на краю каньона, расположена ещё одна небольшая постройка. В дни солнцестояний и равноденствий лучи восходящего Солнца, проникая сквозь три узких оконных проёма, падают в нишу на противоположной стороне стены. Впрочем, учёные так и не решили, сооружена ли эта комната для наблюдения за небесными светилами или же в ритуальных целях.

    Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену.

    Возможно, что опыт наблюдения за Луной в Чимни-Роке пригодился индейцам, когда они высекали спиральные знаки на скале Фаяда-Бутте. Возможно, что и недостроенный храм Солнца в Меса-Верде — другом центре поздней культуры анасази — был всего лишь подражанием естественному образцу. Если смотреть с южной стороны пуэбло Клифф-Палас, лежащего почти в трёхстах метрах от храма, то Солнце в день зимнего солнцестояния скрывалось за ним, а Луна, достигнув крайнего положения, заходила за горизонт как раз между двумя кива, построенными перед храмом. На третьем этаже храма видны характерные метки; вероятно, они помогали вести счёт годам. Ломаные линии, прочерченные на стене, могли указывать, как менялось положение восходящей и заходящей Луны в течение года.


    Под сельскими звёздами

    Для чего же индейцы анасази так внимательно наблюдали за небесными феноменами? Во-первых, им, земледельцам, нужно было следить за тем, как менялись времена года. Ведь они жили в засушливом краю. Осадки здесь выпадают редко, а в конце весны бывают заморозки. Важно было вовремя — не слишком поздно и не очень рано — посеять семена, а потом собрать урожай, прежде чем его опалит Солнце. В Чако-Каньоне период роста растений составлял всего 120 дней, поэтому сеять и сажать зерновые и овощные культуры следовало с точностью до недели.

    С другой стороны, многие ритуалы и церемонии были немыслимы без знания астрономии. Сведения, собранные древними звездочётами, отражались в мифах.

    Кроме того, эти знания помогали ориентироваться и находить дорогу домой. Звёздное небо издавна слыло надёжной картой. Ему можно было доверять. Там царили покой и гармония, — а на Земле суета и скверна.

    Итак, знания, накопленные древними индейскими астрономами, нельзя считать строго научными. Однако без них было немыслимо занятие магией, во многом определявшей повседневную жизнь народа.

    Столь популярные у индейцев постройки — кива — можно считать космологическими символами, воплощёнными в камне. Они соединяли Небо и Землю. Так, у индейцев акома круглые стены кива ещё и поныне символически обозначают небесный свод, а деревянная крыша — Млечный Путь. Ориентируя здания точно по сторонам света или точкам эклиптики и вовремя проводя праздники, люди ладили с богами и Небом. Суета отступала; зло пропадало. Воцарялась гармония.


    Индейцы анасази: кто они?

    Около двух тысяч лет назад на горных плато в современных американских штатах Юта, Колорадо, Нью-Мексико и Аризона стали селиться племена собирателей и охотников, которые до того вели кочевой образ жизни. Они и были предками индейцев анасази, создавших свою удивительную культуру на юго-западе современных США.

    В 300–500 годах они выделяются умением плести из коры, травы и волокон агавы прочные, красивые корзины (отсюда и название этих племён — «корзинщики»). Сохранились также небольшие жернова, с помощью которых индейцы мололи маис.

    Около 700 года они стали возводить дома из камня и кирпича-сырца. Так начинается эпоха «пуэбло» («деревень») — огромных многокомнатных домов, в которых селилось около сотни человек. Индейцы возводили пуэбло на горных плато или в речных долинах. К тому времени они уже освоили гончарное ремесло, изготавливая характерную белую керамику с чёрной росписью.

    Округлые подвалы домов или отдельные помещения, врытые в землю, постепенно превратились в огромные «кива» — залы, в которых индейцы собирались для совершения религиозных церемоний. Около 900 года в Чако-Каньоне возникает крупный религиозный и торговый центр индейцев анасази — Пуэбло-Бонито — своего рода город. В нём насчитывается около семисот квадратных помещений и сорок кива. Разветвлённая сеть дорог, вытянувшаяся почти на четыре сотни километров, связывает Пуэбло-Бонито с сотней других поселений. Около 1100 года, в пору расцвета этого «города-дома», здесь проживало около 5000 человек.

    В ста километрах к северу, в Меса-Верде, индейцы анасази построили знаменитые пещерные города: они селились в домах, выдолбленных в стенах каньона. Самое известное поселение получило название Клифф-Палас.

    В середине XII века начинается стремительный упадок культуры индейцев анасази. В конце этого века они покидают Чако-Каньон, Меса-Верде и окрестные поселения, переселяясь на юг и юго-восток. Причины бегства называют самые разные: от длительных засух до нападений враждебных племён. Ещё и поныне в южных районах США живут потомки индейцев анасази: хопи в Аризоне, цуни в Нью-Мексико и пуэбло вдоль берегов Рио-Гранде на востоке штата Нью-Мексико.

    Пирамида на дне озера Рок

    Озеро Рок лежит в 20 милях к востоку от города Мэдисон в американском штате Висконсин. Длина озера составляет восемь, а ширина — около четырёх километров. В далёком 1836 года Натаниэл Хейер случайно обнаружил в озере Рок небольшую каменную пирамиду с плоской вершиной. Первооткрыватель назвал свою находку Атцаланом и предположил, что монументальной постройке не меньше тысячи лет.

    Хейер не видел в Атцалане ничего особенного. Ведь коренные жители континента повсюду строили своеобразные пирамиды, «культовые холмы», курганы. Но уже в 1862 году в некоторых журналах появились сенсационные заметки о пирамиде озера Рок, в которых говорилось, что Атцалан намного древнее других пирамид. Если эту пирамиду построили предки американских индейцев, то почему она оказалась на дне озера, образовавшегося многие тысячелетия назад? То есть постройка должна быть гораздо старше, чем все индейские племена!

    В 1900 году в районе озера Рок была страшная засуха. Мэр городка Лейк-Миллз Ли Уилсон и его брат Клод Уилсон ловили рыбу в сильно обмелевшем озере и прямо под своей лодкой увидели в воде каменные громады. Однако неожиданное открытие братьев Уилсон никого особенно не заинтересовало, и о «камнях в озере» снова надолго забыли.

    Весной 1936 года некий Виктор С. Тейлор объявил, что он открыл на дне озера Рок «четыре пирамиды, по-видимому, индейского происхождения, построенные, вероятно, ацтеками». На эту заметку обратил внимание издатель путеводителя по США доктор Б. У. Сондерс, который интересовался разнообразными достопримечательностями страны и организовывал экспедиции к загадочным развалинам. Сондерс задумал найти на подводных пирамидах какие-нибудь надписи, по которым он рассчитывал датировать неизвестные строения. Он знал, что ацтеки жили на территории Мексики, весьма далеко от штата Висконсин, который находится рядом с Великими озёрами на границе с Канадой.

    Доктор Сондерс энергично рекламировал свои предстоящие подводные изыскания, но никто почему-то не захотел дать ему деньги на экспедицию. Геолог профессор Е. Ф. Бин и историк доктор Чарльз Е. Браун тоже хотели, выждав подходящую погоду, исследовать руины в мутных водах озера Рок, но им не повезло — они ничего не нашли.

    Обладатель рекордов по глубоководным погружениям, аквалангист Макс Джин Ноул, тоже заинтересовался тайной озера Рок. В 1937 году он в разных местах пересекал озеро на маленькой лодке и тащил за собой по дну на прочном тросе металлическую болванку. С помощью такого самодельного «прибора» Ноул определил местонахождение подводных объектов и совершил множество погружений, чтобы рассмотреть камни, на которые наткнулся его «прибор». Ноул, по его словам, нашёл одну пирамиду примерно посредине озера. Он сделал запись в своём дневнике: «Сооружение имеет форму усечённой пирамиды. Наверху находится маленькая квадратная площадка со стороной 1,4 метра. Сторона квадратного основания равна 5,43 метра, а высота пирамиды — 8,83 метра. Конструкция, очевидно, состоит из гладких камней, соединённых строительным составом. Камни покрыты толстым зеленоватым налётом, который легко соскабливается, и тогда открывается ровная серая поверхность камней».

    Хотя гигантские пирамиды в Египте, в Центральной Америке и Китае намного превосходят размерами скромную «озёрную пирамидку», которую так тщательно измерил Ноул, находка в Рок-Лейк таила в себе неразрешённую загадку. К сожалению, общественность опять «прозевала» сенсационное, открытие, и о пирамиде снова забыли.

    30 июля 1967 года, через добрых тридцать лет, на озере Рок обосновалась группа из семи аквалангистов. Одним из них был инструктор по подводному плаванию Ламбард. Он был самым опытным в группе и дольше всех оставался под водой. Когда у него уже заканчивался кислород, аквалангист вдруг увидел выступающую на полтора метра над дном озера площадку примерно 6 на 12 метров. Ламбард срочно всплыл на поверхность, торжественно поднимая над головой три куска камня, наспех выломанных из этой площадки.

    Ламбард не смог доказать, что камни подняты с подводных руин, и многие коллеги объявили его мошенником. На симпозиуме по подводному плаванию в 1968 году коллега-аквалангист с уверенностью настаивал: «Там, где мы искали, пирамиды нет!» А между тем многие пловцы и рыбаки видели в озере какие-то развалины.

    Например, председатель группы подводного плавания Крэг Скотт исследовал приборами дно озера Рок и нашёл там постройки. Аквалангист Джон Шуляк тоже сумел до них добраться. Он рассказывал: «Я без толку обшаривал Рок-Лейк целых шесть лет, потом применил сонар, электронику, и пирамиды появились передо мной одна за другой. Мне особенно запомнились две из них, обе посредине озера. Одна имеет ширину почти четыре и длину 30 метров. Эта пирамида поднимается над илистым дном на 2,43 метра. Она сложена из камней разной величины, причём самые большие уложены в основание, а самые маленькие составляют вершину. Камни тщательно подогнаны друг к другу, а потом скреплены составом наподобие бетона».

    Доктор Джеймс Шерц, инженер из университета штата Висконсин в Мэдисоне, отозвался о пирамиде озера Рок как о «фантастической находке». Он предположил, что с её вершины жрецы и звездочёты «наблюдали Солнце, Луну, планеты и звёзды в их вечном движении» и что «подводная пирамида ориентирована точно на север».

    Журнал по подводному плаванию «Skin Diver» в январском номере 1970 года писал о загадке Рок-Лейк: «Эти пирамиды совершенно невероятные, невозможные — они слишком старые и находятся на таком месте, где никто не мог их построить. С точки зрения логики они не могут существовать, но история редко подчиняется правильной логике».

    Почему пирамиды озера Рок назвали «невероятными», понять нетрудно: ведь все 13 пирамид кто-то построил, вдобавок не под водой, не на дне озера, а на суше. Значит, пирамиды возвели тогда, когда озера здесь ещё не было, то есть по меньшей мере 12 тысяч лет назад, в конце ледникового периода.

    Другие способы датирования дают ещё более ошеломляющие результаты — около 16 тысяч лет назад! В это время ледники постепенно отступали, таяли и оставляли после себя многочисленные озёра и реки, а часть Американского континента ещё была подо льдом. Великие озёра на границе между США и Канадой возникли именно в тот период. С тех пор впадина, в которой находится тихое озеро Рок, всегда была заполнена водой. Но если эта местность в ледниковый период была покрыта толстым слоем льда, то непонятно, как же пирамиды могли выдержать давление ледяных масс.

    В разных местах планеты исследователи всё чаще встречают подводные структуры, по-видимому, искусственного происхождения: у берегов Японии, неподалёку от полуострова Индостан, на дне озера Титикака в Боливии, возле острова Мальта и на 35-метровой глубине у побережья Франции. Французские моряки в 1991 году обследовали подводные пещеры, открытые в 1985 году неподалёку от устья Роны аквалангистом Анри Коске. Они обнаружили там настенную роспись — изображения бизонов, кошек, тюленей и других животных. Пробы краски подвергли радиоуглеродному анализу, что позволило определить возраст рисунков — 18 440 лет.

    Тайны всех этих подводных чудес ещё ждут своей разгадки.

    Тайна карлика Педро

    Археологи иногда находят очень странные древние мумии, принадлежность которых к Homo sapiens весьма сомнительна; Основные гипотезы, объясняющие их происхождение, просты — это инопланетяне или уроды.

    Хорошо сохранившуюся мумию «неандертальца», вмёрзшую в глыбу льда, показывали когда-то на ярмарках, но учёные не успели исследовать его останки — замороженный уродец пропал. В России одна женщина якобы нашла крошечную мумию «инопланетянина» — останки малорослого человекообразного существа, не похожего на маленького ребёнка, лилипута или карлика. Удивительную миниатюрную мумию открыли также в Перу: строение скелета и другие особенности мумии действительно наводят на мысль, что это не было земное существо.

    В октябре 1932 года два золотоискателя, Фрэнк Карр и Сесил Мейн, странствовали в горах Сан-Педро в североамериканском штате Вайоминг. В ста километрах от города Каспер они искали месторождения золота, достаточно богатые для промышленной разработки. Им не везло: золотой песок попадался во многих местах, но везде были лишь жалкие крохи. Однажды утром золотоискателям показалось, что капризная фортуна наконец повернулась к ним лицом. В глубоком ущелье они издалека заметили характерный блеск. «Жила!» — с радостной надеждой закричали оба и принялись за дело. Нужно было убедиться, что они действительно напали на золотую жилу. Для этого Мейн и Карр заложили динамит и взорвали скалу.

    Когда дым и пыль от взрыва рассеялись, чумазые золотоискатели разглядели осколки скал. И снова горькое разочарование — золота не было совсем! Зато они открыли нечто другое, гораздо более удивительное, чем богатая золотая жила. Сила взрыва отколола от скалы большую каменную глыбу, и на её месте открылся вход в естественную пещеру глубиной 4,5 и высотой всего 1,2 метра. Любопытство и надежда найти там золото погнали отчаянных парней внутрь пещеры. Они пролезли в узкий лаз и тщательно осмотрели каменные стены. Скальные породы оказались совсем пустые — золота там и близко не было. Но в гроте их внимание привлекла маленькая фигурка. Загадочное неземное существо примостилось на ровной плите, скрестив руки и ноги. Фигурка напоминала героя сказок — злого карлика. Уродливый «карлик» не шевелился и, очевидно, давно умер, а тело его высохло.

    Золотоискатели рассмотрели фигурку и сообразили, что им всё-таки привалила удача: необыкновенного высохшего уродца можно выгодно продать! Сидящая фигурка составляла в высоту всего 18 сантиметров, значит в полный рост «карлик» был не выше 35 сантиметров. В общих чертах он напоминал человека преклонных лет, но это было весьма отдалённое сходство. По лицу мумии вообще очень трудно судить о возрасте умершего человека. У крошечного «старичка» был непропорционально низкий лоб, невероятно огромные, как фары, глаза и широкий плоский нос. Коричневая кожа бронзового оттенка производила впечатление изношенной, старой. Маленькое, с кулачок, личико пересекал огромный рот с тонкими губами. Макушка у этого жалкого создания была неестественно плоская, как бы приплюснутая, и покрыта не волосами, а какой-то густой массой. Ручонки, слишком большие для такого «крошки», сохранились довольно хорошо, можно было даже разглядеть длинные пальцы с миниатюрными ноготками. Найденный Мейном и Карром «карлик» не походил ни на одно из известных существ, когда-либо живших на Земле.

    Золотоискатели упаковали свою добычу и привезли в город Каспер. «Карликовый уродец» произвёл там настоящую сенсацию. Первооткрыватели окрестили свою находку «Педро» — по названию гор Сан-Педро, где они нашли мумию. Местный торговец автомобилями Айвен Гудмэн купил диковинку.

    Гудмэн поехал со своим необычным приобретением к антропологу доктору Генри Шапиро, сотруднику Естественно-исторического музея США. Доктора Шапиро загадочная мумия заинтересовала, и он предложил изучить её с помощью рентгена. Что если это фальшивка? А рентгеновский аппарат не обманешь!

    Таким образом, «малютка Педро» оказался на рентгеновском обследовании. Снимки сразу же отмели все подозрения о фальсификации и показали, что у мумии были человеческие внутренние органы и человеческий скелет. На рентгеновском снимке также оказались хорошо видны перелом на правой лопатке и повреждение позвоночника, отчётливо различались все рёбра. Кроме того, подробное исследование черепа выявило, что голова «карлика» была разбита и сплющена, а застывшая масса, покрывавшая череп, это мозг и кровь. К удивительным результатам пришли антропологи, пытавшиеся определить возраст «карлика Педро». У маленького «человечка» было 32 зуба, родничок на черепе полностью закрыт. Доктор Шапиро пришёл к выводу, что смерть настигла несчастного «Педро» в возрасте 65 лет. Что касается возраста мумии, учёные не смогли выяснить ничего определённого. Мумия была очень древней, а точных методик, какими теперь пользуются исследователи при определении возраста археологических находок, тогда ещё не существовало.

    В 1950 году Айвен Гудмэн скончался, и карликовая мумия досталась его наследникам. Сначала её владельцем был некто Леонард Уайдлер, а потом след уникальной находки потерялся, и сейчас её местонахождение неизвестно.

    Профессор Джордж Гилл, антрополог из университета штата Вайоминг, в 1979 году получил в своё распоряжение рентгеновские снимки карликовой мумии — того самого пропавшего «Педро». По мнению профессора Гилла, возможно, это был маленький ребёнок с врождённой аномалией развития. Необыкновенное дитя принадлежало к первобытным предкам индейской расы.

    Профессор Джордж Гилл уверен, что мумия принадлежала не взрослому человеку, а именно маленькому ребёнку, страдавшему анэнцефалией. Однако против его гипотезы о ребёнке с врождённой болезнью говорит тот факт, что у «Педро» был полный рот хороших зубов, и строение черепа также соответствует взрослому.

    Другую гипотезу выдвинул в 1993 году зоолог из Франции доктор Франсуа де Сарр. Он предполагает, что речь идёт о неправильно развитом плоде, который индейцы дживаро обтянули кожей, содранной со взрослого человека. Налицо все признаки микроцефалии. При этой болезни череп и головной мозг развиваются ненормально и приобретают неправильную форму и размеры.

    Однако индейцы Северной Америки имеют собственное мнение о происхождении «Педро». Многие индейские легенды рассказывают о маленьких человечках, которые жили на континенте в древности и, возможно, тайно существуют где-то и по сей день. Индейцы шошоны считают, что эти «карлики» — плохие соседи, злые и коварные, стреляющие в людей отравленными стрелами.

    К сожалению, о «Малыше Педро» известно не намного больше, чем о других упомянутых миниатюрных мумиях: «карлик» исчез. Даже если мумия существует, местонахождение её неизвестно, и она недоступна для всего научного мира. Остаётся надеяться, что в один прекрасный день загадочный «Педро» снова объявится, и учёные вплотную займутся его исследованием. Возможности современной науки помогут разгадать загадку миниатюрных мумий.