• Пластинчатые доспехи и первые кольчуги
  • Поздние ламиллярные доспехи
  • Поздние пластинчатые доспехи
  • Древнее и современное
  • Хранение и транспортировка доспехов
  • Щиты
  • Конские доспехи
  • Глава 7

    Япония

    Пластинчатые доспехи и первые кольчуги

    В отличие от других стран Востока, в Японии технология изготовления оружия и доспехов развивалась практически непрерывно. Воздействие азиатских культур было неравномерным, в отдельные периоды отмечается явное влияние китайской и корейской культур. В то же время отмечаются периоды, причем достаточно длительные, когда все попытки внешнего воздействия отсекались и японская культура развивалась изолированно. Контакты с европейским искусством и культурой установились гораздо позже, чем с азиатскими соседями. Все, что заимствовалось извне, дополнялось национальными особенностями и при заимствовании становилось почти неразличимой частью японской культуры.

    В доисторической Японии – стране Ямато вначале была заселена западная часть островов, где научились получать бронзу, а затем и изготавливать изделия из железа. По мере того как росли культурные навыки, совершенствовалась технология обработки железа. Так что к IV–V вв. до н. э., тому периоду, когда в погребальные захоронения стали класть предметы и утварь, в них появляется оружие и доспехи, причем весьма неплохого качества.

    Наиболее ранней формой доспехов были шлемы и кирасы, изготовленные из бамбука и кожи, а затем и из железа. Они оказались более совершенными, чем аналогичные изделия мастеров соседних стран. Доспехи танко (tanko) состояли из шлемов закругленной формы из горизонтально расположенных железных пластинок, соединенных заклепками или кожаными ремнями. Имелись чешуйчатые щитки для шеи из пластинок, изнутри скрепленных вместе. Сегодня эта форма называется сёкакуфу-но-хати.

    Кираса подгонялась по фигуре. Она составлялась из горизонтальных пластинок, собранных на каркасе, а затем склепанных и украшенных. В центральной части спереди имелась застежка, правая половина или обе половины закреплялись на петлях, чтобы подогнать по фигуре. Найден один экземпляр без петель, скорее всего, пластины просто изгибались по форме туловища. Так в свое время поступали древние греки, использовавшие бронзовые поножи. На плечах кираса закреплялась с помощью тканых завязок, спереди открытую часть фиксировали кожаными ремнями.

    Шея и плечи защищались воротником из двух частей, соединенных посредством завязок в центре груди и на спине, иногда к ним привязывались чешуйчатые щитки, предназначавшиеся для верхней части руки. Встречаются и изогнутые железные полоски, прикреплявшиеся с наружной части плеча и руки, они похожи на те, что использовали римские легионеры в составе lorica segmentata[14]. Воротник ува-мантира (uwa-manchira) вместе с наплечными доспехами надевали поверх наплечных полосок кирасы, откуда происходит слово «ува» (una), означающее «снаружи» или «поверх».

    Предплечье защищалось трубчатым наручем котэ (kote), напоминавшим индийские и персидские аналоги, с короткими рядами прошнурованных чешуек для тыльной стороны рук. К выступающему фланцу кирасы в области талии привязывалась широкая, напоминавшая обод юбка из таких же полосок, как и наплечные щитки. Для удобства надевания она состояла из двух частей (передней и задней).


    Рис. 86. Реконструкция древнейшего японского пластинчатого доспеха (танко), использовался с IV по VII в. н. э., по Суэнагэ


    Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют точно реконструировать древние японские доспехи. Они сохранились практически полностью, вплоть до шнуров и кожаных ремней, прикреплявшихся к краям пластинок. По сохранившимся остаткам видно, что плюмажи, размещавшиеся на задней части шлемов, состояли из перьев из хвостов фазанов.

    Чешуйчатые доспехи для воинов и средства защиты лошадей появились в Японии под воздействием китайской и корейской культур в V–VI вв. Такие чешуйчатые доспехи, называвшиеся кэйко (keiko), быстро приняли японские особенности, приспособившись по форме к ранним танко (насколько оказалось возможным).


    Рис. 87. Реконструкция доисторического японского платья из чешуек (кэйко), использовался с IV по VIII в. н. э., по Суэнагэ


    С континента пришла новая форма шлема с закругленным куполом и широким плоским шпилем. Куполы таких шлемов составлялись из горизонтальных колец, чередовавшихся с рядами треугольных сегментов, аналогично древним шлемам и жестким кирасам. К вершине круглого купола прикрепляли перевернутый купол, увенчивая его шпилем и другим меньшим по объему куполом. В результате формой шлем напоминал бокал для шампанского. По окружности верхнего купола проделывались небольшие отверстия для прикрепления волосяного плюмажа или султана из меха. Такой обычай существовал в Китае.

    На ранних шлемах защита шеи была простая, скорее всего, японцы предпочли бытовавшие у них образцы континентальным, изготовленным из чешуек или простеганной материи.

    Доспехи для тела состояли из безрукавной куртки, распахивавшейся спереди, доходившей до верхней части бедер. Изготавливали весьма примечательный образец, используя узкие вогнутые чешуйки, для прочности по нижнему краю располагали ряд коротких выпуклых пластинок, хорошо противостоявших ударам. Лямки из хлопковой ткани прикреплялись спереди к верхним рядам чешуек и сзади к концам, привязывавшимся к плечам.

    Защита шеи с прикрепленными наплечниками также изготовлялась из чешуек различной формы и размера, в зависимости от места, где находилась. Наручи изготавливались из полос, изготовленных таким образом, чтобы они плотно прилегали к предплечью. Обычно у них не было защиты для рук или они делались по старому типу трубчатой конструкции, о которой шла речь выше.

    Фактически японская история начинается в VII в., когда столицей становится город Нара. Так называемый «период Нара», продолжавшийся с 646-го по 793 г., стал временем завоевательных войн и просвещения.

    Тогда использовались как пластинчатые, так и чешуйчатые доспехи, встречались и смешанные разновидности. Источником наших сведений служат не только реальные артефакты, полученные из дольменов, курганных захоронений, но и глиняные фигурки ханива. Они позволяют составить представление о людях, животных и домах рассматриваемого периода. Их закапывали вокруг покрытых землей каменных погребальных комнат, чтобы воспрепятствовать их разрушению. Среди ханива встречаются и великолепные изображения воинов в доспехах и в полном вооружении, по которым мы можем представить, каким образом носили доспехи и какую под них надевали одежду.

    На некоторых вооруженных ханива надеты древние остроконечные шлемы с наносниками и огромными чешуйчатыми нащечниками, напоминавшие изделия из Тибета и Кореи. Одновременно воин носил полный доспех, включая и защиту для ног, или надевал только защиту корпуса и пару наручей. Иногда он надевал только платье и ряд нарукавников. На недавно обнаруженном танко находим доспехи из огромных с круглыми головками чешуек, прикрепленных к кромке кирасы с помощью ремешков и клепок. На полном кэйко, сегодня находящемся в университетском музее Киото, встречаем остроконечный шлем с пластинчатым нашейным щитком. У доспехов имелись также наручи и поножи, застегивавшиеся с помощью шплинтов.


    Рис. 88. Реконструкция позднего кэйко, на основании которых стали создавать о-ёрои, использовался с VIII по X в. н. э., по Сасамэ


    В следующий период – Древний Хэйан (794–896) – менялись только отдельные детали конструкции. Так, шлемы состояли из горизонтальных полос, между которыми располагались вертикальные пластины. Найденные образцы позволяют сделать вывод, что пластины покрывались значительным слоем золота и украшались перфорированным орнаментом (рис. 89). Некоторые чешуйки также золотились, образцы их можно увидеть в музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

    В этот период пробовали изготовить пластины различной формы, соединявшиеся разными способами шнуровки. Но в поздние годы конные воины начали носить новую, чисто японскую разновидность чешуйчатых доспехов, состоявшую из прямоугольных чешуек, расположенных двумя секциями. Одна предназначалась для груди, а другая для спины, они соединялись в области плеч. Бока оставались открытыми и, соответственно, дополнялись двумя самостоятельными пластинами, привязанными под мышками, затем надевалась соответствующая кираса. Вначале использовалась древняя форма воротника, но со временем наплечные лямки затвердели и покоробились, так что с трудом могли выдерживать значительный вес железных чешуек и самого воротника. Тогда изготовили наплечники, которые и стали прикреплять с помощью ремешков и шнуров, что во многом совпадает по конструкции с поздними японскими доспехами содэ (рукав).

    В поздних погребальных курганах сохранился ряд шлемов, относящихся к концу VIII – началу IX в., полностью сконструированных из вертикальных пластинок и с выступающим вперед козырьком. Назовем образец, относящийся к IX в., коническим по форме и увенчанным опрокинутой чашеподобной формой. Опоясывающая нижний край пластина заострена над глазами. В его названии моко-хати-гё (чаша монгольской формы) сохранено указание на внешний вид.

    Если не учитывать, что купол шлема состоял из восьми пластин, соединенных заклепками, то он оказывается того же самого вида, что и шлем, найденный в Керчи, в Крыму, в могиле аварского князя. Здесь мы видим кольчужную бармицу, тогда как у японского образца бармица была сплошная и чешуйчатая и защищала всю голову.


    Рис. 89. Шлем мабэдзаси-цукэ-хати или мару-но-хати, носился с кэйко, использовался с V по VIII в. н. э. (Токийский национальный музей): а – полный шлем; б – чеканное украшение на полосах купола шлема, нанесенное на позолоченную медь


    В IX–X вв., то есть в середине эпохи Хэйан, складываются два типа доспехов. Один – предназначавшийся для пешего воина, его прототипом была чешуйчатая кираса. Вторая разновидность, предназначенная для всадника, происходит от поздних чешуйчатых доспехов с отдельными боковыми пластинами.

    Для придания водостойкости все древние японские доспехи покрывались черным лаком. Они также оснащались кожаными ремешками. Разновидности доспехов и методика шнуровки показаны на рис. 90.

    Поздние ламиллярные доспехи

    Переход от ранних чешуйчатых доспехов к типично японским формам, знакомым нам по рисункам и кинофильмам, произошел в Средний и Поздний периоды Хэйан, когда наступил расцвет могущества военной аристократии. Соперничая между собой, древние дворянские роды ввергли Японию в длительный период междоусобных войн и кровавых заговоров. Тогда от оружейников и потребовалось все их умение.

    До середины эпохи Хэйан чешуйки доспехов лакировались перед связыванием, после соединения в пластину они сохраняли эластичность. Новая методика предполагала связывание в полоски, после чего изделие лакировалось, чтобы обеспечить жесткость и водонепроницаемость. Иное крепление связано с началом использования для некоторых частей доспехов пластин из грубой сыромятной кожи (нэри-гава). Чтобы избежать размягчения кожи от влаги, доспехи стали покрывать толстым слоем лака.

    Начиная с этого времени, туго прошнурованные доспехи стали отличительной особенностью японского вооружения. Чешуйки связывались разноцветными ремешками из оленьей кожи, благодаря которым доспехи приобрели своеобразную многоцветность.

    Поскольку кожа требовала сложной обработки и при намокании быстро затвердевала, стали искать замену. Вначале попытались использовать толстые шелковые шнуры, получавшиеся в результате переплетения сложенных нитей шелковой ткани. Шнурки или полоски кожи, скреплявшие доспехи, назывались одосигэ (odoshige), а вся поверхность, соединенная таким образом, – одоси (odosh). Чешуйки назывались санэ (sane), методика их скрепления друг с другом в виде кольчуги называлась сита-тодзи (shita-tosi – нижнее связывание).

    Ко времени Поздней Хэйан доспехи состоятельного воина (буси или самурая) превратились в полностью закрывавший тело ёрои (yorof), или, как мы называем его сегодня, о-ёрон (o-yorai), или большие доспехи, поскольку они состояли из крупных частей. Располагавшаяся на куполе перевернутая чаша (хати) стала более низкой, а в ее центре тэхэн (tehen) появилось круглое отверстие для пучка волос. Обычно его край отделывался декоративным позолоченным орнаментом.







    Рис. 90. Разновидности чешуек и пластинок со способами шнуровки, использовавшимися в доспехах танко и кэйко: а – шнуровка сплошных доспехов; б – е – разновидности кэдатэ (прямой шнуровки), использовавшейся в кэйко c V по X в. н. э.; ж– и – разновидности кэдатэ, использовавшиеся для кэйко; к – плотно сложенные шелковые шнурки ранних о-ёрои, начало XI в. н. э.; л – о-арамэ (большие пластинки с крупной шнуровкой), из о-ёрои конца XI в. н. э.; м – сита-тодзи (нижнее скрепление) из чешуек у ранних кэйко, V–VI вв. н. э.


    Заклепки у шлема имели большие конические головки хоси (звезды), а поверх передней, а иногда и задней пластины накладывались широкие декоративные позолоченные полоски, закрепленые позолоченными заклепками. К центру задней части шлема прикреплялось позолоченное кольцо, на нем крепилась веревочная кисточка, называвшаяся агэмаки.




    Рис. 91. Устройство кирасы (до) и доспеха о-ёрои (XII в.):

    1 – камури-ита;

    2 – цукэ-о;

    3 – сэндан но ита;

    4 – кику но мару;

    5 – кюби но ита;

    6 – цукэ-о;

    7 – муна-ита;

    8 – кэсо но ита;

    9 – мицу хики;

    10 – хикиавасэ но о;

    11 – цурубасири;

    12 – комори-цукэ;

    13 – сусо-канамотно;

    14 – маэ но кусадзури;

    15 – имукэ но кусадзури;

    16 – хискисики но кусадзури;

    17 – хисинури но ита;

    18 – до саки но о;

    19 – хииавасэ но о;

    20 – агэмаки;

    21 – до-саки;

    22 – сака-ита;

    23 – хассо-канэмоно;

    24 – содэ-цукэ но куда;

    25 – ватагами;

    26 – такихимо;

    27 – осицукэ;

    28 – кохазэ;

    29 – содзи но ита;

    30 – итимондзи;

    31 – ваки-ита;

    32 – такахимо;

    33 – цубо-ита;

    34 – комори-цукэ;

    35 – ваидатэ но кусадзури;

    36 – коси но о;

    37 – цубо но о


    К нижней части, над лицом, с помощью трех заклепок крепился железный выпуклый козырек (мабэдзаси). Он покрывался шаблоном из кожи оленя, имел позолоченный ободок (фукурин) по нижнему краю. Назатыльник для шеи (сикоро), состоявший из пяти рядов чешуек, дополнялся двумя боковыми отворотами (фукигаёси), защищавшими лицо от удара и разрубания обвязки. Отвороты также покрывались тисненой кожей с позолоченным орнаментом в виде хризантемы, прикреплявшейся в верхнем углу (кику-но-мару).

    Все щитки имели плотно прилегавшую кожаную подкладку и завязывались шнурами с серебряной нитью (ка-буто-но-о) через отверстия, расположенные с каждой стороны передней пластины.

    Часто воины защищали лицо с помощью надбровника и нащечников хаппури (happuri), прикреплявшихся под шлемом, они снаружи лакировались черным или красным цветом, а изнутри покрывались разрисованной кожей.

    Кираса (до) изготавливалась из двух частей, передней и задней, причем стягивавшие их шнуры располагались с правой стороны. После надевания кирасы она стягивалась шнурами (такахимо). На длинных кожаных ремешках к ней подвешивалась юбка (кусадзури), состоявшая из трех отдельных пластин, свисавших спереди, и задника, сделанного из одной металлической пластины. Кроме того, к кирасе подвешивался передник (ваидатэ).

    Нагрудник (муна-ита) состоял из трех жестко скрепленных частей – верхней сплошной пластины с двумя заклепками в виде хризантем, к которым прикреплялись плечевые шнуры, и двух рядов узких пластинок, стянутых кожаными ремешками. На теле она фиксировалась с помощью двух наплечных ремней (абики) с застежками кохадзэ (kohaze). Наплечник ватагами (watagami) изготавливался из прочной железной пластины, покрывался изнутри и снаружи кожей и окантовывался позолоченным ободком. Он крепился к доспеху шнурами, пропущенными через специальные отверстия. Шнуры наплечников можно было завязать спереди и в центре, а специальные пластины в форме полумесяца защищали шею при движениях воина.

    Переднюю часть кирасы, начиная от верхней нагрудной пластины до талии, прикрывал фартук хаидатэ (haidate) из вырезанной по трафарету кожи, к задней пластине через позолоченное кольцо привязывался большой круг с кистями (агэмаки). К его краям специальными шнурами прикреплялись наплечники, чтобы препятствовать их прогибанию вперед.

    Наплечные ремешки защищались несколькими щитками: справа три чешуйчатые короткие пластины вместе с покрытой кожей железной пластиной (сэндан), слева располагалась прочная железная пластина прямоугольной формы с фестонным верхним краем (кюби).

    Большие прямоугольные наплечники (рис. 92) изготавливались из семи рядов чешуек, усиленных поперечной железной пластиной, изогнутой в виде желоба (ка-мури-ита). Специальными шнурами она скреплялась с петлями, расположенными на наплечных полосках кирасы и задней пластиной. Четвертый шнур прикреплялся к кольцу на верхнем краю третьей сверху пластины.

    В древности наручи не использовались, в X в. плотно прилегавший тканый рукав с закругленной пластиной, предназначенной для защиты задней стороны предплечья, носился только на левой руке. В XI в. к нему добавили еще одну пластину для защиты передней части руки и небольшую пластинку со стороны локтя. Правая рука оставалась незащищенной, на ней укреплялись только наплечники, рукав кольчуги прикреплялся к талии. Иногда самураи носили мягкие перчатки из оленьей шкуры, причем на правой руке была дополнительная мягкая прокладка внутри большого пальца для натягивания стрелы лука. Она была аналогом кольца, использовавшегося для той же цели в других азиатских странах.

    Голень защищалась прекрасно устроенными поножами (сунэатэ), состоявшими из трех черных лакированных железных пластинок, соединенных петлями и укрепленных двумя завязками, надевавшимися на гетры из тонкой ткани хабаки (habak). На ноги надевалась обувь, изготовленная из шкуры тюленя.

    В древности основным оружием самурая был лук, так что они оказались первыми в Японии всадниками-лучниками, для чего была разработана соответствующая разновидность данного оружия. Длинный меч и кинжал играли в это время вспомогательную роль.



    Рис. 92. Типы наплечников: А – осодэ, Б – могами-содэ; В – цубо содэ: а – какэ-о (подвесной шиток), привязывался к передней петле наплечного ремешка кирасы; б – шозоку но о, тканый шнур; привязывался к приподнятой петле; в – укэ-о, соединительный шнур, привязывался к петлям (агэмаки) со стороны задней пластинки; г – мид-зу-номи но о но кван – шнур, отводящий воду, проходивший через петли агэмаки и привязанный к агэмаки но кван (большому кольцу, расположенному на задней пластине); д – когэй канамоно; е – ка-мури-ита; ж – киюсё-канамоно; з – айдэ-канамоно; и – хиси-нуи но ита; к – кэсё но ита (полоска дерева, покрытая кожей); л – мицу-хихи или рюимон (двойная шнуровка красными и белыми нитями)


    Пехота была немногочисленной и в основном представлена самураями более низких рангов, их слуг (сёгу-нов) и небогатых воинов. Их доспехи до-мару (do-maru) состояли из простой плотно прилегавшей чешуйчатой кирасы, застегивавшейся с правой стороны (рис. 93). Наплечники и верхние пластины на груди и спине покрывались кожей. Юбка делилась на семь секций, три спереди и четыре с боков и сзади. Они были небольшими, покрывались кожей, железом, пластинками в форме листа (гиё-ё) с позолоченными ободками.

    Отличительным знаком генералов и других командиров были плюмажи и украшения, носившиеся на передней части шлемов. В древности это были прямые, узкие рога с раздвоенными концами, прекрепленные к пластине в форме полумесяца с головой демона они-гасира (oni-gashira), дракона (риа) и облаков. В XII в. голову демона стали чеканить.

    В период Камакура (1185–1333) форма доспехов сохранилась, изменились только детали и элементы отделки. Купола шлемов делались из большего количества пластинок, они стали чуть меньше и приобрели закругленную форму, их даже сравнивали с корзиной хати (hachi), к шпилю приделывались большие по размеру украшения в виде хризантемы, иногда они встречаются и на самых нижних пластинках наплечников и куртке кирасы. Сквозь пластины рукавов или голени пропускались серебряные или медные позолоченные прутья.

    Со временем практически не изменилось и оснащение пехоты. Некоторые носили набровники и нащечники, другие парные обшитые металлом рукава. Бедные самураи надевали шлем, иногда наплечники или даже полные о-ёрои. Практически они имели полный доспех, за исключением лошади.


    Рис. 93. Пеший воин, одетый в до-мару (конец XIII в.), из «Моко Шураи Экотоба Эмаки», Коллекция императорского дома


    Нередко нательные доспехи изготавливались по подобию тех доспехов, которые предназначались для военачальников, один из прекрасных древних образцов сохранился в усыпальнице Оямадзуми. Он датируется не ранее второй половины XII в., а его владельцем считают Минамото но Ёсицунэ (1159–1189), прославившегося в войне Минамото и Тайра. В них отмечается множество сходных особенностей с о-ёрои, имелись такие же большие наплечники (сэндан), щитки (кюби), защищавшие наплечные крепления, кожаный фартук на спине (цуру-хасири) (путь пущенной из лука стрелы).

    Ранее, в XII в., к кирасе под левой рукой добавлялась сплошная железная пластина, защищавшая подмышку, открывавшуюся, когда человек стрелял из лука. Эта боковая пластина (ваки-ита), как и другие сплошные части доспехов, покрывалась кожей и заканчивалась позолоченным краем.


    Рис. 94. Деталь изображения всадника, одетого в ножные доспехи (хиза-ёрои) из «Гэндзи Мо-ногатари», середина XIII в., Музей изящных искусств, Бостон


    Набедренники появились не ранее первой половины XIII в. Они назывались гиса-ёрои (щитки для колен), позже – хаидатэ (haidate – обхватывающий щиток), несколько образцов представлены на рисунках в свитках «Гэндзи Моногатари», выполненных в середине XIII в. Передник делался в форме раздвижного фартука, обвязывавшегося вокруг талии, с низко расположенными секциями из кожаных или железных пластин, закрывавших бедра.

    Размеры чешуек уменьшились, поэтому их число в щитках для отдельных частей доспехов возрастало. Наиболее очевидные изменения произошли в конце XIII – начале XIV в. Поскольку шнурки для завязки проходили вертикально через каждую чешуйку, уменьшение ширины потребовало сужения шнурка.


    Рис. 95.

    А – детали шлема гомэй-кабуто (XI–XIII вв.):

    1 – синодатэ;

    2 – санко но био;

    3 – кику но мару;

    4 – мабэдзаси;

    5 – фукигаэси;

    6 – кабуто но о;

    7 – катадзури;

    8 – хисинуи но ита;

    9 – унамэ;

    10 – карамэ;

    11 – кэдатэ;

    12 – хатицукэ но ита;

    13 – сикоро;

    14 – косимаки;

    15 – хоси (заклепки типа звезды);

    16 – хати (чаша шлема);

    17 – каса-дзируси но кван;

    18 – тэгэн;

    19 – тэгэн но канамоно



    Б – Формы купола (хати):

    1 – сэкакуфу-хати с горизонтальными пластинками, распространены в IV–VI вв.;

    2 – сэкакуфу-хати с пересекающимися рядами вертикальных планок, распространены с VI по VIII в.;

    3 – сэкакуфу-хати с вертикальными планками, распространены с VIII до X в.;

    4 – моко-хати-го (монгольская форма), распространены с VIII по IX в.;

    5 – ранняя форма хоси-кабуто с большим тэбэном, распростране

    ны с X до XI в.;

    6 – хоси-кабуто, распространены с XII по XIII в., позднее назывались сии-нари;

    7 – хоси-кабуто, конец XIII – начало XV в., назывались ё-боси;

    8 – судзи-кабуто, распространены с XIV до начала XVI в., позже назывались акоданари;

    9 – судзи-кабуто, распространены с XVI по XIX в., позже назывались кодзосан;

    10 – санмэй-кабуто типа хинэно, распространены с XVI по XIX в.;

    11 – намбан-кабуто, созданная по типу европейского мориона, у которого задняя часть сделана передней, распространена в конце XVI и XVII в.; 12 – тяжелый пуленепробиваемый шлем школы Харута, распространен в конце XVI–XVII в.


    Возможно, в XIII в. на ткацком станке изготавливали серебряные шнурки. Их различия по форме и цвету обусловливались необходимостью разнообразить шнурки для соединения доспехов. Хотя продолжали использоваться плоские или шаблонные кожаные шнурки, все же предпочтение все чаще отдавали серебряным шнуркам из-за их богатой фактуры и цветового разнообразия.

    В XIV в. перемены в тактике привели к множественным изменениям в стиле доспехов. Численность армий увеличилась, главную роль в сражениях стала играть пехота, использовавшая оружие для ближнего боя (мечи и алебарды-нагината). В 1333 г. период Камакура закончился и началась эпоха Муромати. Она продолжалась два века (1334–1573) и была переполнена войнами. Начиная с 1336-го по 1392 г. за власть в Японии продолжалась кровопролитная гражданская война Южного и Северного дворов. В 1333 сёгунат Минамото был свергнут, и на короткий срок установилась императорская власть. Император Годайго стремился управлять единолично, но не смог ликвидировать противоречий между аристократами и воинами, ущемляя интересы последних. Один из крупнейших феодалов Асикага Та-каудзи два года спустя поднял мятеж, который привел к образованию второго сёгуната – Асикага (или Муромати, по названию квартала в Киото, где располагалось военное командование). С переходом власти в руки Асикаги начались междоусобные войны, продолжавшиеся почти до конца столетия. Император Годайго бежал в горы, основав в местечке Ёсино Южный двор, а Асикага посадил в Киото на трон императора Комэ, который возглавил Северный двор. Двоецарствие продлилось до 1392 г., когда обе династии объединились, Годайго вернулся на трон и столицей единой империи вновь стал Киото. Крупнейшим военачальником этого периода, с именем которого связана и реформа доспехов, был Кусуноки но Масасигэ.


    Рис. 96. Типы котэ (наручей): а – ранний тип наручей с длинными планками, V–VII вв.; б – иоси-цунэ-котэ, носился вместе с о-ёрои, XI–XIII вв.; в – ранние сино-котэ, носились вместе с до-мару, XIII–XV вв.; г – цуцу-котэ, конец XV–XIX вв.; д – поздние образцы Сино-котэ, XVI–XIX вв.; е – од-котэ, XVI–XIX вв.


    Во второй четверти XIV в. появляется судзи-кабуто (susi-kabuto) – новый тип шлема, с уплощенным верхом и гладко зашлифованными заклепками, так что над лакированной поверхностью чаши выступали только отделанные края пластинок. Старые шлемы с выпуклостью назывались хоси-кабуто.

    Форма купола шлема по-прежнему оставалась низкой и закругленной, но отверстие в верхней части делалось меньшей величины, поскольку во второй половине XIII в. воин развязывал свой плюмаж, когда надевал шлем, декоративный край выполнял только функцию украшения. Назатыльник стал шире, а отвороты с каждой стороны складывались назад, накладываясь на него.

    Появились и дополнения к доспехам – защитная полумаска мэмпо (mempo) для подбородка и щек, оставлявшая открытыми только глаза и нос. Обычно ее прикрепляли двумя шнурками к подвесному щитку для горла из железных чешуек (ёдарэ-как). Вдобавок многие воины надевали отдельный щиток для горла, прикреплявшийся к кольцу, на задней стороне кирасы (нодова, или «кольцо для горла»). Он закрывал и верхнюю часть груди и надевался под нагрудную пластину муна-ита (muna-ita).

    В XIV в. впервые появились кольчуги кусари (kusari). Они составлялись из круглых и эллиптических колец, причем последние иногда удваивались. Вначале они использовались, чтобы соединить пластинки рукавов (котэ, рис. 96), но независимо от того, для какой части доспехов они использовались, всегда размещались поверх тканой основы. Для защиты рук применялись пластинчатые щитки, а к голени прикреплялись сплошные удлиненные пластины с щитками для защиты коленей (татэагэ-сунэатэ, рис. 107, 1).

    В первой половине XIV в. главную роль в военных действиях стала играть пехота, и все пешие воины независимо от чина начали носить полный доспех до-мару (рис. 97). Обычно вместе с ним использовали клепаный шлем из трех пластин с небольшим назатыльником (сан-маи-кабуто, или шлем из трех пластин). Вместе с ним продолжал использовался и более старый вид шлема (гомаи-кабуто, или шлем из пяти пластин).


    Рис. 97. Детали покрытой кожей до-мару, около 1400 г.:

    1 – такахимо но кохазэ;

    2 – муна-ита;

    3 – татэ-агэ;

    4 – нагагава;

    5 – хикиавасэ но о;

    6 – киридзимэ но о;

    7 – кусадзури;

    8 – хисинуи но ита;

    10 – хикиавасэ но;

    11 – агэмаки;

    12 – агэмаки цукэ но кван;

    13 – осицукэ но ита;

    14 – содэцукэ но куда;

    15 – такахимо;

    16 – ватагами;

    17 – гиоио;

    18 – хассо-канамоно;


    Ко второй половине столетия отделка доспехов о-ёрои достигла необычайной пышности и красоты. К шлемам, наплечникам и самым нижним пластинкам подвесных юбочных секций приделывались большие полированные накладки из позолоченной меди, украшенные гравированным и вырезным орнаментом. К нарукавным пластинкам также приделывалось пять накладок.


    Рис. 98. Детали харамаки первой четверти XVI в.:

    1 – такахимо но кохадзэ;

    2 – содэ-цукэ но куда;

    3 – татэ-агэ;

    4 – нагагава;

    5 – хисинуи но ита;

    6 – кусадзури;

    7 – до саки но о;

    8 – осицукэ;


    9 – сэи-ита – цукэ но о;

    10 – хикиавасэ но о;

    11 – ватагами;

    12 – ваки-ита;

    13 – такахимо;

    14 – муна-ита;

    15 – ваки-ита


    Прекрасный образец данного типа доспехов сохранился в усыпальнице Касуга в Наре. Более никогда тисненая кожа с накладками из львов, цветов и листвы и сверкающими креплениями не достигала таких вершин в японском вооружении. Ни до, ни после доспехи не отделывали с такой роскошью, и их напрасно пытались скопировать мастера последующих эпох (см. вклейку XXVIII, б). Большая часть сохранившихся доспехов изготовлена в Наре.

    Еще одна разновидность доспехов – облегченная кираса харамаки (haramaki). Ее конструкция аналогична до-мару, но раскрывалась она в центре спины, а не с правой стороны. Первоначально такие кирасы предназначались для пеших воинов, поэтому к ней стали добавлять наплечники, шлем и другие части доспехов, носившихся самураями. В большинстве случаев шнуровка на спине прикрывалась специальной узкой пластиной (сэ-ита), которую иронично называли «пластиной труса». Употреблялись небольшие щитки для живота (хара-атэ), груди и боковых сторон с одним коротким кусадзури, закрывавшим интимные места. Они укреплялись на специальном поясе ува-оби (uwa-obi) и перекрещивающихся на спине ремнях. В период войн севера и юга он стал основным доспехом пехоты.

    На переднюю часть шлема чаще всего прикреплялись рога о-кувагата (o-kuwagata), более широкие и изогнутые, чем на древних шлемах о-ёрои, придававшие фигуре своеобразные пропорции. При ношении с до-мару (do-maru) или харамаки (haramaki) их размер уменьшался и даже специально ограничивался. В конце XIV – начале XV в. было принято носить на шлеме гребень в форме лезвия самурайского меча (кэн), называемый мицу-кувагата (mitzu-kuwagata).

    Именно от пехотинцев самураи переняли обычай ношения парных доспешных рукавов (котэ), поскольку с появлением меча и пики требовалась защита для обеих рук[15].


    Рис. 99. Разновидности сикоро или дзикоро (шейных щитков): а – X – начало XIV в., слева изображена чешуйка из верхней пластины, прикрепленной к куполу шлема; б – омандзю-дзикоро (большой закругленный), XIV–XV вв.; в – каса-дзикоро распространявшийся как и шляпа, XIV–XV вв.; г – командзю-дзикоро маленький, закругленный, XVI–XIX вв.; д – итимандзю-дзикоро, просто закругленный, или хинэно-мандзю, XVI–XIX вв.; е – хинэно-дзикоро, XVI–XIX вв.


    На протяжении почти всего XV – первой четверти XVI в. шарообразный шлем с выпуклостью постепенно вышел из употребления, тогда как чашеобразный шлем постепенно увеличивался в высоту в задней части. При взгляде спереди создавалось впечатление раздувшегося шара. Когда он появился, примерно в 1400 г., его называли акода-нари (akoda-nam), к 1500 г. получилась форма, названная дзунори, или «остроконечная голова». Шейные щитки у этих шлемов были почти плоскими, и в их наименовании «каса-дзикоро» (kasa-dikoro) отразилось сходство с японской шляпой (каса).

    Поздние пластинчатые доспехи

    Во время Ронин но ран, или Войны ронинов, продолжавшейся с 1467-го до 1477 г., произошли существенные изменения в стиле доспехов, начавшиеся во второй половине XV в. и продолжавшиеся на протяжении всего XVI в. Поскольку амбициозные слуги свергали своих господ, появлялось множество новых самурайских семейств. Хотя титулы были отменены, в этот период насилия и масштабных перемен, как и в периоды Муромати и Момоямы, началось восхождение к власти множества известных и продолжающих оставаться на слуху японских аристократических родов.

    Отметим и другие изменения, произошедшие в стилистике доспехов, прежде всего замену чешуйчатых щитков сплошными пластинами. Сказанное вовсе не означает, что чешуйки совсем ушли из обихода, просто их стали употреблять меньше. Сплошные пластинки, или итамоно, изготавливали из железа или жесткой сыромятной кожи, часто их прорезали вдоль верхнего края и с лицевой стороны покрывали лаком, чтобы выявить ряды чешуек.

    Старые доспехи о-ёрои исчезли с боевых полей Японии, потому что оказались неудобными в условиях подвижного боя. Большие наплечники заменили меньшими по объему, один плотно прилегал сверху, более широкий располагался снизу (тю-содэ), еще один, обычно изготавливаемый вместе с харамаки, закруглялся в области плеча и постепенно сужался к нижней части руки – цубо-содэ (subo-code).


    Рис. 100. Флажки на шлемах (касадзируси): а – прикреплявшиеся к кольцу (касадзируси но кван); б – прикреплявшиеся к древку, поставленному в специальную трубку, из «Гун-ио-ки»


    Пластинки в до-мару и харамаки изготавливались из железа, каждая секция кирасы подвешивалась в четырех местах, так что их можно было раскрыть и обнажить тело или, напротив, запахнуть, как обычную одежду. Хотя для соединения сплошных пластин продолжали использовать старую методику связывания изделий, вскоре поняли, что множество отверстий снижают прочность модели. Поэтому ввели широкие пространные пары шнурков, чтобы свести отверстия до минимума. Старая шнуровка называлась кэбики («распущенные волосы»), новый способ – сугакэ («собранные в пучок»).

    До введения огнестрельного оружия одной из задач для самурая являлось уменьшение веса, поэтому все щитки плотно подгонялись по фигуре: плоские наплечники заменили небольшими плотно прилегающими доспехами, прикреплявшимися к верхнему рукаву бисямон-готэ (bishamon-gote), кирасы делались из двух секций, навешивавшихся с левой стороны и привязывающихся справа.

    Набедренники или юбочные секции, размещавшиеся над боком и бедром, имели от семи до одиннадцати частей, каждая, в свою очередь, состояла из пяти пластин. Уже не возникала потребность в агэмаки на задней пластине, но по-прежнему с задней стороны шлема приделывалось кольцо, к которому по необходимости прикрепляли вымпел (каса-дзируси) в форме флажка. Кольцо мешало луку смещаться.

    Набедренники спереди покрывались кожей, небольшими железными пластинками или чешуйками и кольчугой. Некоторые самураи предпочитали носить не стеснявшие движений бриджи с нашитыми спереди кольчугой и пластинками. Из пластин, нашитых на ткань или кольчугу, делали удобные и надежные щитки для подбородка, носки и соломенные сандалии заменили старую обувь всадника, делавшуюся из меха.

    Конструкцию кирас упростили, стремясь, чтобы она как можно лучше прилегала к туловищу. Чешуйки различной величины заменили тонкими металлическими пластинками, они соединялись узкими, широкими или пересекающимися ремешками хисиури (hishinuri), а иногда и жестко склепывались вместе (окэгава-до). Последняя разновидность изготавливалась из горизонтальных (ёкохаги) или из вертикальных (татэхаги-до) пластинок.

    В 1542–1543 гг. на остров Танэгасима прибыли португальцы, вооруженные мушкетами с фитильным замком. По их образцу местные мастера изготовили собственные мушкеты. В течение длительного времени их продукция распространялась в другие центры производства вооружения, где оружейники и кузнецы попытались улучшить новый вид оружия.

    Одновременно многие оружейники пытались изготовить доспехи, которые могли бы противостоять мушкетной пуле. Задачу удалось решить семье мастеров Миотин, достигшей высокого положения в самом начале XVI в.


    Рис. 101. Детали до или тосэй-гусоку (современные доспехи):

    1 – аибики но кохазэ;

    2 – муна-ита;

    3 – сайкэй но кван;

    4 – такахимо;

    5 – цуру-букуро;

    6 – киридзимэ но но;

    7 – юруги-ито;

    8 – кусадзури или гэсан;

    9 – кинкакуси;

    10 – киридзимэ но кван;

    11 – машиюкэ;

    12 – такахимо;

    13 – гаттари;

    14 – ватагами но ёко-ита;

    15 – кохирэ или ката-атэ;

    16 – аибики но о;

    17 – котэ-цукэ но но;

    18 – ваки-ита или канагу но мавари


    Оказалось, что самые прочные доспехи, выдерживающие удар пули, изготавливались путем сварки пластинок из мягкого железа и твердой стали. Таким способом можно было изготовить доспех той толщины, какая требовалась заказчиком. Известно, что в конце XVI – начале XVII в. доспехи испытывали путем выстрела с близкого расстояния. На доспехах этого времени нередко встречаются пулевые отметины.

    В первой половине XVI в. появилась новая разновидность шлема (косёдзан, или высокая гора победы) с куполом из двух половин с выпуклыми боковыми сторонами, сделанными из множества пластин (их число колебалось от 8 до 72), на выступающих краях которых делали кромку. Одни шлемы были вытянуты вверх, у других оказывались уплощенные верхушки с зубцами. Мастера из семьи Миотин и их последователи придерживались более закругленной формы. Отверстие наверху тэгэн (tegen) было меньше, чем уранних образцов, соответственно уменьшались и накладные украшения. Верхушка ничем не покрывалась, имела фланцованный край. С большинства частей доспеха исчезла позолота.

    Железные части не покрывались лаком, а воронением доводились до красновато-коричневого цвета, чтобы было видно высокое качество работы. Поскольку с помощью лака можно было скрыть трещины и повреждения от огня, Сабакибара Кодзэн рекомендовал своим читателям осматривать доспехи перед тем, как их лакировали.

    Полумаски мэмпо (mempo) и наносники начали использовать во второй половине XV в. Обычно наносник был съемным, чтобы можно было заменить его лицевым щитком (хоатэ). В конце периода Муромаки цельные маски не пользовались популярностью, поскольку ограничивали обзор. Самым популярным типом считались хамбо (hambo), защита для подбородка и нижней части щек. Прежде всего стремились как можно плотнее закрепить защиту на лице.

    Подкладка шлема делалась из кожи или из мелко простеганной ткани, она прикреплялась к краю купола несколькими заклепками. Веревка для шлема продевалась через три, четыре или пять колец или петель, расположенных по краю шлема. Ее длина колебалась от шести до девяти футов, в зависимости от способа крепления шлема на голове. Маска прикреплялась к шлему различными способами – на петлях, штифтах или крючках. Поскольку купол шлема иногда оказывался досаточно большим, голова воина обматывалась специальным платком хатимаки (hashimaki), смягчавшим удары.

    В конце периода Муромати снова входят в моду узловатые шлемы хоси-кабуто (hoshi-kabuto), собранные из множества (от 32 до 72) пластин, так что на каждой располагалось до тридцати небольших конических заклепок, тщательно распределенных по величине, самые большие в нижней части, самые маленькие наверху. Каждая заклепка проходила через две накладывавшиеся друг на друга пластинки, благодаря чему соединение получалось очень прочным. По количеству сохранившихся артефактов легко сделать вывод, что такие шлемы пользовались необычайной популярностью.

    Кроме многопластинчатых шлемов существовали и такие, которые изготавливались только из трех или четырех пластин. На изготовлении подобных шлемов специализировались школы Хинэно и Харута. Хотя эти шлемы делались в огромных количествах для защиты простых воинов, их использовали и офицеры разных рангов, украшавшие их причудливыми накладками с помощью бумаги, дерева, кожи и лака.

    Шлемы Хинэно состояли из двух боковых пластинок, соединенных широкой полосой, проходившей с передней части на заднюю. Надбровная пластина (косимаки, буквально «поясничная завязка») укреплялась в передней части шлема, усиливая основные пластины и подчеркивая приподнятую переднюю часть (мабэсаси). Обычно такие шлемы, как и многие другие, дополнялись оригинальным назатыльником, также придуманным мастерами Хинэно. Они оказывались выпуклыми, плотно прилегали, состояли из пяти или семи частей, пластины плотно стягивались, или между ними оставлялись небольшие промежутки.

    Шлемы второй половины XVI в., «эпохи битв», как ее называли, имели более простую конструкцию, напоминавшую форму высокой самурайской шляпы эбоси-нари (eboshi-nari), или конструировались в форме персика (момо-нари), сливы (ума-нари), ореха (сии-нари). Все они не отличаются особым изыском, и не приходится говорить о высоком стандарте мастерства. В этот период была нужда во множестве доспехов, и в первую очередь стремились к соблюдению технологии их изготовления, вовсе не заботясь о внешней отделке.


    Рис. 102. Разновидности масок: а — хаппури, X–XIV вв.; б – хоатэ XIV–XVI вв.; в – мэмпо, конец XV–XIX вв.; г – хэмбо, вторая половина XVI–XIX в.; д – сомэн, конец XV–XIX в.; е – ханбури, XIX в., замена шлема XVI в.


    Для рукавов, набедренников и поножей широко использовались кольчуги и планки. Кольчужные юбки кусари-катабира (kusam-karabura) и капюшоны или накладные щитки конструировались из небольших пластинок и чешуек татами-гусоку (tatami-gusoku), применявшихся для прикрытия в пехоте. Многие пешие солдаты изображены одетыми в конические железные или покрытые лаком кожаные шляпы (дзингаса), а так же простейшую по форме железную кирасу (окэгава). Подобные доспехи для пехоты назывались кати-гусоку (kachi-gusoku – доспехи для пехоты); асигару-гусоку (ashigarn-gusoku – обычные доспехи для солдат), если они распахивались на спине как харамаки, то именовались хата-асигару-гусоку (hata-ashigaru-gusoku). Некоторые состояли из шлема или военной шляпы (каски) и кирасы, у других были полные или частичные доспехи. Все зависело от статуса воина. Документальным подтверждением сказанному может служить рукопись «Ёрои шакуо но Сидаи», написанная У. Садамасой (Эдо, 1801). Она хранится в коллекции автора книги.



    Рис. 103. Разновидности японских кольчуг (кусари): а – хитойэ-кусари или фуса-кусари; б – футайэ-кусари; в – кауси-кусари; г – хана-кусари или асанохэ-кусари; д – камэ-ко-кусари; е – кагомэ-гата-кусари


    Во второй половине XVI в. в Японии появились купцы из Португалии и Испании, за ними последовали голландцы и англичане. Их интересовало исключительно развитие торговых связей, а не политика или религия.

    Вместе с «южными варварами», как японцы называли европейцев, в страну попадали и образцы европейских доспехов. Обычно они поступали в качестве подарков или в уплату за удачные торговые сделки. Голландские или итальянские комплекты в основном состояли из морионов и кирас. Морионы относятся к испанской разновидности, имеют повернутую назад верхнюю выступающую часть, плоский или загнутый край. Как и кираса, входившая в доспех сёгуна Иэясу и другая, хранящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, рассматриваемый нами образец выполнен в форме стручка фасоли. Позже, в XVII в., короткие, до талии, кирасы изменялись и копировались. Европейский горжет, или воротник, переделали в ува-матхира (uma-manchira) и носили поверх кирасы, а не изнутри, как вначале.

    К этим шлемам добавились японские подшлемники и шпили, к кирасам прикреплялись подвесные щитки кусадзури (kusazuri). Пока доспехи окончательно не вышли из употребления, было изготовлено много намбан-гусоку (namban-gusoku), копировавших отдельные особенности иностранных прототипов в японской манере.

    От намбан-до (namban-do) с его срединным ребром на нагрудной пластине происходит хатомунэ-до, или кираса в форме голубя, – прочная железная нагрудная кираса, типично японской формы с средним ребром на груди. Отметим другие варианты, например ниэй-до (nimad-do) – кирасу, составленную из двух кусков с петлей слева, или гомаи-до (gomai-do) – кирасу из пяти пластинок с четырьмя петлями.

    Изготавливались и другие кирасы указанного типа, но без заостренной нагрудной пластины. Наиболее примечательной считается юкиносита-до – кираса, изобретенная мастером Хисаиэ из селения Юкиносита в провинции Сагами. Она состояла из пяти кусков железа, усиленного закаленной сталью, вероятно, с прямой боковой стороной, с железными наплечными ремешками с шарнирными выступами для защиты плеч (кохирэ) и защитными устройствами для креплений веревок, располагавшимися на грудной пластине (гиё-ё). Подвесные щитки (кусадзури) делались из прямых железных пластинок с фланцевыми нагрудными пластинами.


    Рис. 104. Доспех Иэясу Токугавы. Состоит из европейских мориона, горжета и кирасы, конец XVI в.


    Изготовленная тем же мастером кираса, датируемая 1592 г., находится в коллекции мистера Л.Дж. Андерсона из Лондона. Некоторые кирасы XVII в. приводятся на рис. 105.

    После 1570 г. наплечники применялись редко, за исключением классических доспехов до-мару, изготовленных специально для подарков. Два комплекта таких доспехов отправили к королю Якову I Английскому и Якову VI Шотландскому в 1613 г., сегодня они находятся в Тауэре. Другой экземпляр находится в Туринском королевском арсенале, еще три образца хранятся в Музее армии в Париже. Все они соответствуют традициям, бытовавшим около 1500 г., и дополнены огромными наплечниками. Доспехи, хранящиеся в Лондоне, изготовлены мастером Иваи Идзаэмоном из Намбу. Иваи, как и Харута, считается самым ранним упоминанием имени оружейника в источниках периода Муро-мати.

    Период Момояма (1573–1603), или Средний период, как его определяют японские историки, остался бы ничем не примечательным временем в истории доспехов, если бы в это время не появились изысканные гребни и флаги, ставшие необычайно популярными на фоне тенденции к упрощению доспехов.

    Шнуровка для доспехов изготавливалась из прочных синих шелковых шнурков или высушенной кожи тех же оттенков. Предпочитали также зеленые, коричневые, белые или черные шнурки. Пурпурный цвет использовался для доспехов чиновников высокого ранга, например даймё. Черный и коричневый (цвета жухлой листвы) красители применялись редко, поскольку они разрушительно действовали на шелк.

    На задней пластине кирасы, где больше не было огромного лука (агэмаки), остался поперечный кронштейн на уровне плеч и впадина в области талии, где размещалась трубка для бамбукового древка небольшого флага сасимоно (sashimono). Флаг (мон) обозначал принадлежность к определенному роду или клану, повторяя рисунок знамени его господина.

    Эмблемы, прикреплявшиеся на шлемах, отражали личные вкусы владельца, это мог быть и просто позолоченный или посеребренный диск в форме солнца или луны, прикрепленный спереди к кронштейну (маэдатэ-моно). Другие выглядели более изысканно и прикреплялись к верхушке шлема (касира-датэ) по бокам (ваки-датэ) или на задней части (усиро-датэ). Едва ли не самым популярным видом украшения были оленьи или буйволиные рога, сделанные из лакированного дерева или кожи. После походов Тоётоми Хидэёси в Корею в 1592-м и 1597 гг. шлемы стали украшать головами драконов и демонов, а иногда и султаном из перьев, вставлявшимся в специальную трубку.



    Рис. 105. Разновидности до (кирасы), совершенствовавшиеся в XVI в.: а – нива-до; б – таттэаги-до; в – ёко-аги-до; г – хатомунэ-до; д – хисинуи-до; е – нуинобэ-до


    В 1603 г. И. Токугаве наконец удалось достичь в Японии внутреннего мира, за ним последовало примерно двести пятьдесят лет спокойной жизни. Последняя, возможно, самая значительная, битва произошла при Сэ-кигахаре в октябре 1600 г. Токугава вывел восемьдесят тысяч солдат против армии Хидэёри, насчитывавшей сто тридцать тысяч человек.

    Когда сеча завершилась, армия Хидэёри была окружена, потеряв тридцть тысяч убитых, и сотни голов были осмотрены лично Токугавой и его подчиненными. По этому поводу он надел свой переделанный морион, отсюда и японская пословица: «После битвы затяни завязки своего шлема».

    Древнее и современное

    Старинные доспехи назывались ёрои, более поздние – гусоку (так обозначался полный комплект доспехов). Современные название (тосэй) используется для обозначения доспехов, изготовленных после 1568 г., хотя многие доспехи позднего времени изготавливались в старинной манере и просто обозначались как санэ-ёрои (sane-yoroi), противопоставляясь доспехам из пластин.

    Верные сторонники Токугавы награждались огромными поместьями и, в свою очередь, помогали в организации и устройстве страны. Так создалось феодальное государство, управлявшееся сёгуном – военачальником, формально назначавшимся императором. Что же касается Токугавы, он сам себя таковым назначил, и до 1867 г. император продолжал жить в изоляции, не обладая никакой реальной властью. Понятно, что самураи, составлявшие в период Эдо (1603–1867) опору власти, процветали, что отразилось и в количестве принадлежавшего им оружия и доспехов.

    В начале XVII в. возрождаются некоторые старые традиции. Появились низкие круглые шлемы в виде купола, наручи, плотная шнуровка, встречались также металлические накладки из серебра или позолоченной бронзы, а также черненые изделия (сякудо). Снова появляются круглые назатыльники, агэмаки, которым стало тесно на спинах вместе с сасимоно (sashimono).



    Рис. 106. Два самых распространенных способа крепления шнура к шлему: а – ёцу-дзуки (крепление на четырех петлях); б – мицу-дзу-ки (крепление на трех петлях)


    Несмотря на то что еще в XVI в. у подносных доспехов применялись наплечники, в массовом производстве наблюдаются поразительные ошибки в местоположении петель для их прикрепления. Парадокс заключался в том, что, хотя в храмах и усыпальницах, расположенных по всей стране, находилось огромное количество доспехов, положенных туда в качестве подношений, оружейники и их покровители ориентировались вовсе не на эти образцы. Более того, они даже не удосужились их изучить, опираясь в основном на редкие рисунки или иллюстрации, имевшиеся в исторических трудах.

    Превосходя все остальные по уровню мастерства, школа Миотин пользовалась покровительством самых богатых людей страны. Харута, Иваи и другие менее знаменитые оружейники обратились к сборке и отделке доспехов, изготавливаемых Миотином. Сам же он смог сконцентрироваться на наиболее сложных операциях. К сожалению, Кунимити Миотин (1624–1643) и его преемники Мунэсукэ (1688–1735) и Мунэакира (1673–1745) стали делать некрасивые и совершенно непрактичные чеканные доспехи (утидаси). Однако, несмотря на внешнюю непривлекательность, их доспехи отличались высоким качеством работы с металлом.

    Прежде всего, их доспехи, особенно изделия Мунэсукэ, выделялись своими металлическими украшениями и прекрасной гарнитурой, изготовленной Т. Хару-той. От Мунэакиры сохранилось несколько прекрасных шлемов и кирас. Он специализировался в изготовлении шлемов в форме раковин, один из таких великолепных образцов, шлем в виде огромной конической грозди, входящий в изготовленные им доспехи, находится в коллекции Вейда в усадьбе Сноушир в Глостершире.

    Традиционно чеканный орнамент располагался в центре нагрудной пластины. В состав узора входили фигурки синтоистских или буддийских божеств, а также драконы и другие существа, известные своей силой, и духи-охранители, санкритские надписи, обозначающие имя буддийского божества.

    Публикация в начале XVIII в. труда Араи Хакусэки «Хонко Ганкико», первой истории оружия и доспехов в Японии, способствовала повышению интереса самураев к ранним формам вооружения и доспехов. В этой книге были впервые описаны и изучены многие образцы доспехов, сохранившиеся в усыпальницах и храмах. Впервые было систематически описано устройство о-ёрои (o-yoroi), до-мару (do-maru), харамаки (haramaki) и хара-ата (hara-ata). Необходимо заметить, что прежде всего самураи стремились заполучить до-мару, возможно, потому, что оно во многом напоминало те доспехи, с которыми они были знакомы, кроме того, его было несложно изготовить.




    Рис. 107. Разновидности хаидатэ (набедренника) и сунэатэ (доспеха для голени): а – хиза-ёрои, XIlI–XIV вв.; б – кавара-хаидатэ, XVI–XIX вв.; в – этцу-хаидатэ или кусари-хаидатэ, XVI–XIX вв.; г – ийо-хаидатэ или ита-хаидатэ, XV–XIX вв.; д – древнейший наголенник из двух половинок; е – цуцу-сунэатэ, XI–XIV вв.; ж – суцу-сунэатэ или бишэмон-сунэатэ, XV–XIX вв.; з – сино-сунэатэ, XV–XIX вв.; и – о-татэагэ но сунэатэ, XIV–XV вв. и конца XVII–XIX в.


    Домару был красивым и удобным доспехом, даже несмотря на принятое в первой половине XVIII в. неудобное крепление для наплечников. Чаши шлемов обычно создавались по образцам XVI в., многопластинчатым с высокими боковыми сторонами. Правда, у некоторых шлемов чаши, выполненные в соответствии с древними образцами, были низкими и закругленными, с выпукостями или без них.

    Котэ, или рукава с узором цуцуботе, изготавливались по образцам XV в., имели три точно подогнанные друг к другу шарнирные пластины на предплечье. Наплечники (о-содэ) представляли собой большие прямоугольные щитки, состоявшие из двух пластин – средней (чу-содэ) и нижней (цубо-содэ), в период Муромати обычно соединявшейся с харамаки.

    С доспехом до-мару чаще всего использовались защитные маски с наносниками (мэмпо), закрывавшие нижнюю половину лица, вместо пластинки в виде листа (гиё-ё) они прикрывали наплечные завязки. Доспехи для бедер (хаидатэ) представляли собой плотно прилегавшие благодаря завязкам чешуйчатые щитки, состоявшие из железных или кожаных прямоугольных пластинок, располагавшихся в пять рядов. По форме они могли быть прямоугольными или иметь закругленные края, наподобие черепицы (кавара-хаидатэ). Поножи, как правило, были пластинчатые, их использовали чаще плоских шплинтованных и кольчужных изделий. Они состояли из трех хорошо пригнанных секций, соединенных петлями, специальные удлинения делались, чтобы прикрыть переднюю часть колена. Их называли цуцу (трубчатыми) или бисямон-сунэатэ (bishamon-suneate) (по имени бога процветания), встречались и огромные наколенники (о-татеагэ но сунэатэ).



    Рис. 108. Формы японских шлемов: а – коюи-эбоси (небольшая обвязанная шапка); б – мукосика (шлем с мордой оленя); в – дзёто (с прической воина); г – цубо-нари (шлем в форме кувшина); д – ка-бури-я но кабуто (шлем с пронзающей его с стрелой); е – ваку-ито (форма мотка ниток); ж – касиги-гасира (в форме головы новообращенного в дзэн)[16]; з – ни-о-до (голова божества)


    Рядовые самураи редко использовали роскошные санэ-ёрои, они довольствовались прекрасными надежными доспехами, сделанными в стиле Момояма, к которым добавлялись наплечники. Свою индивидуальность самурай подчеркивал, используя шлемы разнообразной формы или пышный плюмаж на прочном многопластинчатом шлеме.

    Мастера из провинции Кага специализировались на изготовлении прекрасных доспехов из красноватого железа, украшенных гравированным орнаментом и золотыми или серебряными узорами. Встречается и накладной, и пробитый орнамент, а также вставки из белой бронзы (савари). Края и ребра на чашах шлемов выделывались по европейским образцам.

    Шлемы из Каги были вполне традиционной формы, но многие напоминали намбан-бати (иностранный купол), представлявший собой соединение черт китайских, корейских и европейских изделий. Некоторые из них, очевидно, создавались по образцам европейских шляп конца XVI – начала VII в., другие представляли соединение форм шляпы и мориона. У шлемов в форме корейских шляп делались заостренные края, имитирующие пластины, а иногда и тонкие декоративные накладки.

    Наручи из Каги заметно отличались от других, а кроме того, их применяли чаще остальных. Поскольку они пользовались популярностью, их изготавливали во всех частях страны. Они состояли из широких, желобчатых пластинок, надевавшихся на предплечье и верхнюю части ладони, соединенных кольчугой и усиленных небольшими ребристыми прямоугольными пластинками. Ясно, почему они назывались плотами (икада). Наручи были широкими и короткими, на суставах имелись специальные выемки. Они соединялись на предплечьях специальными заколками, аналогичными застежкам поножей. Часто использовались и круглые пластинки, украшенные сквозным цветочным орнаментом.





    Рис. 109. Формы японских шлемов: а – таку но кабуто (в виде осьминога); б – мацу-фугуки (в виде шишки); в – хозуки (форма земляного ореха); г – сидзиюи или мурасаки-такэноко (в виде побега пурпурного бамбука); д – катасумури (форма змеи); е – тоби-гасира (голова змея); ж – чо-но-кабуто (шлем в виде бабочки); з – торива но кабуто (форма птичьего крыла)


    Во второй половине XVIII в. даймё и состоятельные самураи все больше и больше стремились владеть «древними» доспехами, платили огромные суммы золотом за отдельные детали подлинных изделий, из которых затем собирался цельный доспех. Поскольку достать настоящие купола для шлемов, сделанные до XVI в., было трудно, появились мошенники, которые изготавливали копии старинных образцов, а затем искусственно их старили.

    Старинные доспехи, хранящиеся в музее Виктории и Альберта, и до-мару из Музея народоведения в Вене несут следы таких обновлений, лакировок, замены шнуров и реставраций для музейного показа. Возможно, когда-то они считались семейным достоянием, а затем, как и тот образец, что хранится в музее Метрополитен, в ходе обмена на землю перешли в собственность храма и лишь спустя какое-то время вернулись к прежним владельцам.

    Смешанные доспехи, такие как о-ёрои из собрания автора, немногочисленны. Наш образец был изготовлен Мунэтикой Миотином в 1779–1780 гг., он сделан из прочной пластины от до-мару переходного типа, относящейся к концу периода, имеет петли на пластинах кирасы, размещенных с большими промежутками на белых кожаных ремешках. По форме изделие напоминает чешуйчатые доспехи, соединенные с непритязательными доспехами «эпохи битв» (вклейка XXIX, б).

    Описания старинных доспехов в многочисленных руководствах по этикету самураев привели к возрождению многих древних обычаев и ритуалов. Ко времени Эдо о многом уже не помнили, ибо знания окончательно утратились еще до войны Онин, когда способы ведения войны изменились. Однако именно в мирные времена, когда наступила пора церемониальных парадов, возникла настоятельная потребность в возрождении традиционного почитания самураев.





    Рис. 110. Формы японских шлемов: а – усаги но кабуто (заячий шлем); б – моку-гиио (деревянный гонг); в – хоси-но-кабуто (шлем с драгоценностями); г – маку-рю (свернувшийся дракон); д – кара-гаса (китайская шляпа); е – рэи-нари (колокольчик); ж – татами-но-кабуто (неясный, неопределенный тип); з – кэси-но-кабуто (в форме мака)


    Последним достижением оружейников периода Эдо стали великолепно смонтированные и отделанные о-ёрои. Вероятно, они выполнялись как подражание шедеврам второй половины XIV в., но ошибки мастеров не позволили новоделам приблизиться к совершенству оригиналов. Огромные позолоченные пластины являются всего лишь жалкими подражаниями. В лучшем случае речь идет о доспехах, предназначавшихся для парадов, по мере роста опасности иностранного вторжения и постепенно усиливавшегося недовольства сёгунатом, когда чувствительные дайме и самураи приобретали доспехи, изготовленные в соответствии с лучшими традициями периода Момояма. Отметим дар последнего сёгуна Иэмоти королеве Виктории в начале шестидесятых годов XIX в., состоящий из лакированного оружия, упряжи для лошади, сюда же входит и необычайно раскошный доспех о-ёрои, изготовленный лично Мунэхару Миотином в 1860 г. (вклейка XXIX, г).

    Пластины из жесткой лакированной кожи японские оружейники всегда использовали наряду с железными, а иногда и вместо них. В последней трети XIX в. огромное количество доспехов как в старинной манере, так и по моноямским образцам изготавливались целиком из кожи, включая и маску, и шлем в виде купола. Когда изготавливались первые образцы, не умели соответствующим образом обрабатывать кожу, она оставалась жесткой, плохо гнулась, поэтому, к сожалению, со временем коробилась и пересыхала, хотя множество изделий и сохранилось, на них видны следы повреждений от огня, трещины, отслоившийся лак.

    Мастера клана Миотин держали высокую планку до конца, о чем свидетельствуют сохранившиеся изделия таких мастеров, как Мурэтанэ, Мунэясу и Мунэтомо. Четкость деталей и высокое качество обработки твердой красно-коричневой стали доспехов всегда радовали тех, кто их видел.

    Образование постоянной национальной армии после возвращения императора Мэйдзи в 1867 г. привело к забвению доспехов. В 1876 г. отменили ношение двух мечей, характерное только для самураев. Но когда в 1877 г. клан Сацума и его сторонники восстали, самураи снова вынули свои доспехи и мечи, но уже в последний раз.

    Одежда, носившаяся под доспехами

    Как нам удалось установить, воин Ямато доисторического периода носил под доспехами обычную одежду. Она состояла из простой куртки (кимоно), подпоясанной поясом (оби), прямых просторных штанов (хакама), подвязываемых под коленями, и кожаной обуви.

    Со временем доспехи становились более красочными, поэтому и сами одежды менялись, становились более богатыми. В поздний период Хэйан носили шелковую одежду (суйкан), к началу периода Камакура – особую защитную одежду ёрои-хитатарэ (рис. 111), а также плотно прилегающие штаны. Это было короткое кимоно с длинными рукавами, украшенное на груди, спине и рукавах серебряными помпонами (кики-тодзи). В край рукава вставляли веревочки, чтобы можно было их стянуть (кукури). Штаны (хакама) были достаточно объемными и собирались в складки в передней части пояса, с каждой боковой стороны имелись помпоны, внизу пришивались завязки, позволявшие стянуть их под коленями.

    Пехота носила кимоно простого покроя и доходившие до колен штаны (ио-но) или объемные короткие штаны или просто набедренные повязки (фундоси). Все классы носили тканые гамаши (хабаки, или киабан) с двойными завязками, прикреплявшимися с задней стороны голени и завязывавшимися спереди.

    Со времен войн Ронин происходит разновидность одежды, принятая самураями, в виде небольшого кимоно с плотно прилегавшими короткими рукавами, они не всегда изготавливались из того же материала, что и основная часть. Рубашки назывались содэбосо или ко-содэ, а плотно прилегавшие рукава позволяли натянуть сверху котэ.



    Рис. 111. Ёрои-хитатарэ. Рубашка (хитатарэ) с такими же плиссированными бриджами (хакама), носилась под доспехами начиная с XII в. до XV в. и вновь вошла в обиход в период Эдо в стилизованных под старину доспехах


    В такой же манере изготавливали одежду на протяжении всего периода Эдо, пока продолжали носить доспехи. Только состоятельные самураи, носившие доспехи домару, харамаки и о-ёрои, носили под ними ёрои-хитатарэ.

    Хранение и транспортировка доспехов

    У племени айнов, обитающем на острове Хоккайдо (Северная Япония), сохранились многие черты древней культуры, уже утраченные в других частях страны, в частности кожаные чешуйчатые доспехи, аналогичные обнаруженным в погребальных курганах в Западной Японии. Для хранения и переноски доспехов айны издавна использовали специальные круглые короба. Их небольшой размер объясняется тем, что сложенный доспех занимал сравнительно небольшой объем.

    Похожие короба использовали и японцы, лишь после появления о-ёрои с квадратными пластинами для доспехов стали применять сундуки прямоугольной формы. Старейшими сундуками для доспехов были глубокие прямоугольные коробки, стоявшие на шести ножках: две находились на длинных боковых сторонах и по одной устанавливали на концах, с наружной части верхнего края на петлях прикреплялась откидная крышка. Обычно снаружи короб покрывали черным лаком, дополняли позолоченными медными уголками и приделывали к ножкам башмачки. Такой сундук называли «ёрои но карабицу», что позволяет предположить китайское происхождение. Форма коробки традиционна для о-ёрои, поэтому ее и стали использовать для хранения доспехов, создававшихся в период Эдо.

    Домару и харамаки, использовавшиеся самураями в период Муромати, также хранились в сундуке, имевшем шесть ножек. По мере упрощения снаряжения в конце XV – начале XVI в. появились меньшие по объему коробки. Для переноски такие старинные сундуки оборудовались веревочными петлями, через которые пропускали шест для переноски двумя носильщиками. Более современные коробки не имели ножек, но снабжались железными рукоятками-петлями с квадратными выступами, так что над крышкой можно было также установить шест для переноски.


    Рис. 112. Сундуки для хранения доспехов: а – кара-бицу, использовались вплоть до XV в.; б – гусоку-бицу, использовались начиная с конца XV до XIX в.


    В крышку некоторых коробов встраивалась квадратная трубка, а выступавшие ручки совпадали с ее наружными отверстиями. К крышке также приделывались защелки и откидывающиеся запоры. Изнутри короба отделывались лакированной кожей, оклеивались бумагой или тканью. Одни коробки имели закругленные углы, другие, достаточно вместительные, – прибитые с одной стороны кожаные петли, чтобы доспехи можно было перенести на спине одного носильщика или солдата.

    Легкие коробки изготавливались из ивового прута, папье-маше или лозы, укрепленной деревянной рамой, снаружи они тщательно полировались и лакировались, обычно на ящике изображали герб владельца (мон). Для огромных роскошных доспехов периода Эдо делались парные короба (гусоку-бицу).

    При упаковке каждая часть доспеха помещалась в специальную сумку, сшитую из мягкой ткани, причем на каждой сумке надписывали, какие туда следовало положить части. Самые большие сумки предназначались для наплечников, спинных доспехов. Шлемы и кирасы оборачивали материей, а затем вкладывали в большие сумки или круглые емкости, похожие на наволочки с открытыми боковыми сторонами. Сумки делали из плотной материи и дополнительно прокладывали бумагой, а оберточные платки изготавливали из мягкой ткани. Обычно они были желтого цвета.

    Щиты

    В доисторической Японии использовали плоские, четырехугольные щиты, но нам достоверно неизвестно ни об их величине, ни о тех материалах, из которых они изготавливались.

    Скорее всего, ручные щиты (тэ-датэ) нечасто использовались во все времена японской истории, более обиходными считались стоячие прямоугольные щиты (татэ), поддерживавшиеся с помощью шарнирной подвески сзади. Из таких щитов составлялись оборонительные стены на земле во время штурма крепостей или по бортам судов, а также на стенах замков. Оставаясь практически неизменными, они продолжли употребляться с XI до XIX в.

    В книге К. Сукэнори «Буки Ниниаки Дзу» о военном снаряжении, укреплениях и боевых порядках показано несколько форм щитов, все они имеют петли, чтобы можно было вставить квадратные или треугольные палки. К щитам относится и небольшой экземпляр прямоугольной формы, предназначенный для всадника (бад-зё-датэ). Отметим также и обычный деревянный датэ. Самый простой щит, применявшийся во время оборонительного боя, представлял собой подставку, на которой крепились связки бамбука, применяли также высокий прямоугольный экран с петлями, позволявшими его удерживать, самый большой щит (биобу-датэ) стоял на колесах, напоминая мантле, разновидность щита, использовавшуюся в Европе и называвшуюся ку-рума-датэ.

    Обычно стоячие щиты раскрашивались черными полосами и иногда дополнялись знаком мон. Некоторые имели в центре петли. Обычно щиты были весьма массивными, поэтому во время походов их несли на спинах воинов.

    Железный складной щит из Тауэра изготовлен из тринадцати закругленных пластинок, как и большие прямоугольные наплечники, он отделан толстым шелковым шнуром. Он не гнется благодаря поворачивающимся железным полосам, прикрепленным к верхней и нижним пластинкам. На четвертой сверху пластинке размещена железная петля-ручка, она имеет поворачивающуюся булавку и петлю, усиливающую железную поддержку. Возможно, его изготовили в XVIII в. или позже.

    Конские доспехи

    Нам неизвестны письменные источники, в которых подтверждалось бы, что до периода Эдо использовались какие-либо доспехи для лошадей. Единственным их видом были большие кожаные фланшарды (aori), свисавшие с обеих сторон туловища лошади. Они предохраняли животное от тяжелых стремян.

    В доисторическом погребальном кургане, находящемся в западной части Японии, обнаружили простые железные шамфроны с накладными позолоченными краями. Первые доспехи для лошади (ума-ёрои), появившиеся, скорее всего, в XVIII в., состояли из кожаных или из папье-маше шамфронов причудливой формы, покрытых ярким лаком. На них изображались драконы или стилизованные головы лошадей (ба-мэн). Доспехи для шеи изготавливались из небольших дощечек и пластинок, большие фрагменты предназначались для горла и для груди. Круп лошади прикрывался тканью, покрытой небольшими выпуклыми квадратными кусочками покрытой лаком сыромятной кожи. Нагрудник или нагрудные пластины изготавливались из небольших железных или кожаных дощечек, скрепленных кольчугой, аналогично делались подхвостники, обычно скреплявшиеся с помощью больших ремней из сыромятной кожи с основой.

    Полные экземпляры конских доспехов можно увидеть в музее Стибберга во Флоренции и Музее армии в Париже.