• Сельское хозяйство
  • Лесоводство и деревообработка
  • Добыча и использование камня
  • Ткани и окрашивание
  • Металлообработка
  • Керамика
  • Стекольное производство и глазурование[31]
  • Резьба по кости и слоновой кости
  • Глава 11

    РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

    И Библия и археология свидетельствуют, что ханаанеи, как и все семиты, были в основном земледельцами и скотоводами. Это подтверждают угаритские религиозные тексты, в которых явно подчеркивается сезонный цикл. Однако, поселившись на морском побережье, ханаанеи естественно занялись рыболовством, а близость ливанских лесов с их прекрасной корабельной древесиной дала толчок развитию торговых связей между Библом и Египтом. Узость прибрежной полосы, пригодной для возделывания, привела к необходимости пополнения собственных ресурсов за счет импорта домашнего скота и зерна из Египта и, возможно, Месопотамии. Даже в Палестине, где пахотной земли было гораздо больше, подобный импорт, как мы узнаем из патриархальных историй, был необходим.

    Финикийцы, энергичные и явно склонные к стяжательству, вскоре научились развивать ремесла, базирующиеся вначале на собственном сырье и на продуктах прибрежных вод, а позже и на привозном сырье. Они стали искусными строителями (каменщиками и столярами), чем не преминула воспользоваться древнееврейская монархия. Финикийцы прославились обработкой тканей на основе продуктов собственного животноводства и земледелия, а также из хлопка и льна, импортируемых из Египта, и шерсти из горных районов Месопотамии. Эти ткани финикийцы окрашивали своим прославленным пурпуром, добываемым из моллюсков. Импортируемое сырье включало слоновую кость, металлы и полудрагоценные камни для ювелирных изделий, безделушек и произведений искусства, которыми они повсюду торговали.

    Экономику, основанную на промышленности и торговле, финикийцы экспортировали за моря и развивали в западных поселениях. Однако, насколько мы можем судить, только в Северной Африке такая практика была успешной, правда, следует признать, что нам пока мало известно об экономике остальных западных поселений.

    Внутренние районы Туниса близ Карфагена, располагавшие богатейшими сельскохозяйственными землями в Средиземноморье, в свое время стали одной из главнейших житниц Римской империи. Это и неудивительно, ибо в период господства здесь Карфагена сельскохозяйственное и животноводческое искусство с вековыми традициями продолжало развиваться и процветать. Мастерство карфагенян было настолько высоко, что появились такие эксперты, как Магон, чей трактат по животноводству и земледелию использовался римлянами и цитировался в переводах римских писателей, например Варуха и Колумеллы.

    Ремесла в Карфагене развивались очень быстро. Кораблестроение позволяло Карфагену легко контролировать свою империю и способствовать процветанию торговли. Непременными условиями развития такого большого города было строительство из дерева и камня, более мелкие производства: гончарное, металлообрабатывающее и, безусловно, текстильное, хотя о последнем мы наименее информированы.

    Даже Пунические войны, похоже, не сильно повлияли на состояние промышленности. Древние историки не раз отмечали, что карфагеняне были миролюбивым народом и с удовольствием посвящали себя промышленности и торговле. Хотя, когда на них нападали, они проявляли себя отличными воинами и умело пользовались порабощенными народами, союзниками и наемниками, воевавшими на их стороне.

    Сельское хозяйство

    Самыми ранними и широко распространенными занятиями финикийцев были, как мы видим, земледелие и животноводство. В восточных районах методы хозяйствования мало различались, а может, и не различались вовсе и оставались почти такими же, как в древности, до самого недавнего времени, когда в эту часть света пришла механизация. Письменные источники отмечают, что финикийцы не только разводили скот и выращивали съедобные злаки, фрукты и овощи, но также и лен для производства тканей везде, где позволяли их небольшие площади плодородных земель.

    Около сорока выдержек из утерянного трактата Магона охватывают все виды животноводства и земледелия: выращивание зерна, оливок, винограда; разведение скота, пчеловодство. Магон не смог бы написать свой труд, если бы пуническое сельское хозяйство не было тщательно систематизировано, во всяком случае к концу IV века до н. э. В доказательство приведем сообщение Диодора о том, что, когда войска Агафокла высадились на мысе Кейп-Бон, они нашли земли с прекрасными сельскими жилищами, в основном отведенные под разведение скота, выращивание винограда и олив. Основными районами выращивания зерна были долина Баграда и Центральный Тунис. Количество их продукции становится ясным, когда мы вспоминаем, что Сципион, воевавший в том самом регионе, поставил одним из условий мирного договора между Римом и Карфагеном в 203 году контрибуции в количестве полумиллиона бушелей зерна и 300 000 бушелей ячменя. Подобные цифры приводятся как карфагенские контрибуции и в другие периоды.


    Рис. 38. Фаянсовый скарабей с обезьянками, карабкающимися на пальму. Дуимес, Карфаген. Ширина 0,018 м. VII или VI век до н. э.


    На пунических стелах мы видим, как вспахивались земли (рис. 25). Согласно Магону, в плуги впрягали быков, и это сильно напоминает современную вспашку берберами и то, что мы знаем о методах обработки земли в Древнем Израиле. Собранное зерно хранилось в герметичных силосных ямах, обычно находящихся для безопасности и сохранности под землей. Нам также уже известно, что финиковая пальма называлась по-гречески так же, как и сами финикийцы. Карфаген и другие города использовали изображение финиковой пальмы в качестве символа на своих монетах. Изображения финиковой пальмы мы встречаем на многих карфагенских стелах. На одной видны двое мужчин, забравшихся на верхушку финиковой пальмы, а на другой – обезьяна (или мужчина, но обратите внимание на длинный хвост) (рис. 25о, р). В обоих случаях на пальмах изображены фрукты, а потому, вероятно, это сцены сбора урожая, хотя Гзель полагает, что это процесс опыления. Подобную сцену мы видим на миниатюре на скарабее из Дуимеса (рис. 38). Магон делился обширными знаниями о виноделии и выращивании олив, и Колумелла цитирует его рецепт вина, все еще встречающегося в Марокко. Нет сомнений в том, что вино было главным продуктом пунического экспорта. Мы также должны отметить, что гранаты, так любимые на востоке и ставшие атрибутом Афродиты Пафии, были также очень популярны в Карфагене. В римском названии граната звучало слово «пунический», и он часто встречается на стелах.

    Как в западных, так и восточных районах преобладал крупный рогатый скот, однако также выращивали ослов (как тягловую силу и для перевозки грузов), овец и коз. Магон, цитируемый Колумеллой, дает интересное описание хорошей молочной коровы:

    «Корова должна быть плотного сложения, с длинными рогами, сильной, с широким морщинистым лбом, шершавыми ушами, черными глазами и губами, открытыми изогнутыми ноздрями, длинным мускулистым загривком, пышным подгрудком почти до колен, широкой грудью и плечами, большим животом, крупным выменем, прямой спиной (плоской или слегка прогнутой), круглым задом, толстыми прямыми и не очень длинными ногами, хорошей формы коленями, большими копытами, очень длинным и щетинистым хвостом, густым и коротким волосяным покровом, рыжим или коричневыми и мягким на ощупь».

    Лошадь, как мы хорошо знаем, пришла в Левант из Центральной Азии во 2-м тысячелетии до н. э., однако древние использовали ее для охоты и войны, а не как тягловое животное в сельском хозяйстве. Выращивали домашнюю птицу и даже страусов, в основном ради их яиц. Из их скорлупы делали чаши и различные украшения, которые часто встречаются на пунических раскопах (рис. 77). Пчеловодство в древности было необходимым занятием, поскольку именно из меда добывался сахар, из сотов воск, необходимые во многих областях, включая медицину. Разнообразие сортов пунического воска было широко известно, что отмечают Плиний и другие древние писатели.

    Лесоводство и деревообработка

    Широко славились в древности ливанские кедры. Хотя существует множество древних свидетельств, реже обращают внимание на то, что в ливанских лесах росли в огромном количестве и другие деревья, например ель, с еще более ценной древесиной. Этот дар природы естественно сделал финикийцев экспертами в любом виде деревообработки. Западные колонисты, когда в их распоряжении оказывались леса, несомненно использовали их, однако Карфаген в этом отношении был не очень хорошо расположен. Попадались лесистые участки, однако ближайшие большие леса находились в горах Атласа и южнее, в районах, которые Карфаген не контролировал напрямую даже в период своего расцвета.

    Пиломатериалы использовались в строительстве, но финикийцы обычно не возводили большие здания целиком из дерева. Более поздние дома обычно строились из кирпича, камня или глины, хотя некоторые здания, такие, какие предстали римским войскам в Карфагене в 146 г. до н. э., имели деревянные верхние этажи. Безусловно, дерево интенсивно использовалось для внутренней отделки и обстановки зданий. Например, внутреннее святилище храма Соломона было от пола до потолка обшито кедровыми панелями, а потолок имел кедровые балки.

    К сожалению, по вполне понятным причинам очень редкие образцы мебельного производства сохранились до наших дней. В Восточной Финикии иногда использовались деревянные гробы, начиная с периода XII династии, и часто в эллинистических захоронениях находят бронзовые ручки, прикрепленные к металлическим пластинкам с львиными головами, явно принадлежавшие несохранившимся деревянным гробам. Очевидно также, что многие из каменных саркофагов моделировались по деревянным прототипам.


    Рис. 39. Известняковые макеты мебели из захоронений. Дуимес, Карфаген. Высота (а) 0,049, (b) 0,022 (с) 0,09, (d) 0,074 м. VII или VI век до н. э.


    Возможно, что некоторые из деревянных гробов, найденных в Египте, особенно в Нижнем Египте, где в нескольких городах существовали финикийские поселения, были сделаны финикийскими столярами. Несколько сундуков, обнаруженных археологами в Северной Африке, также демонстрируют мастерство пунических ремесленников. Один, вместе с бронзовыми латами кампанской работы, был найден в могиле конца III века до н. э. в Ксур-эс-Сафе. В качестве материала использовали древесину кедра или кипариса, а отдельные детали соединялись деревянными штырями, что характерно для Египта. Деревянная мебель широко использовалась в Финикии и часто украшалась пластинками из слоновой кости. На одной из скульптурных панелей, найденных в Ниневии, изображены ассирийские солдаты, выносящие предметы обихода из финикийского города (рис. 37). Пуническую деревянную мебель мы иногда видим на стелах, а также можем судить о ней по каменным моделям стульев, столов и табуретов, обнаруженных в Карфагене в захоронениях VII и VI веков до н. э. (рис. 39). Некоторые образцы очень похожи на стулья и кресла, изображенные на пластинках из слоновой кости из Нимруда и, вероятно, имеют восточное происхождение. Широко были распространены и деревянные скульптуры, но мало что сохранилось, хотя Пикар упоминает прекрасную голову Деметры в Национальном музее Туниса, найденную под храмом Деметры на холме Сте-Моник в Карфагене. Изображения этой головы не публиковались.

    Среди инструментов, изображенных на некоторых карфагенских стелах, вполне возможно, попадаются и столярные, хотя Гзель и другие, видимо, слишком поспешно приписывают столярам инструменты, принадлежавшие другим ремесленникам, например кузнецам или каменщикам.

    Добыча и использование камня

    Финикийцы, где бы они ни жили, были опытными каменотесами, искушенными в тонкой отделке строительного материала, что доказывают крепостные стены, возведенные из прекрасно отесанного камня. Основывая новые поселения, финикийцы всегда искали поблизости обнаженные каменные породы. Самым распространенным камнем был крупнозернистый известняк с обильными вкраплениями раковин либо песчаник. Кубические тесаные камни ранних зданий и крепостных стен имели неодинаковые размеры; позднее, возможно под влиянием греков и особенно на западе, стали употребляться более ровные кубические блоки, иногда простые, иногда рустованные. Однако очень часто такие блоки, как, например, в карфагенском волноломе, являлись всего лишь облицовкой более грубой основы. Камни для крепостных стен были правильной формы и так плотно прилегали друг к другу, что не возникала необходимость в строительном растворе, но иногда встречаются тонкие слои известкового раствора или, как в Карфагене, глиняной шпатлевки. Возводя здания из грубого камня, финикийцы обычно покрывали их белой штукатуркой, на которую при желании наносилась роспись. Стелы из крупнозернистого известняка в святилищах Тиннит также иногда были оштукатурены.

    Каменные саркофаги, встречающиеся на большинстве финикийских археологических площадок, также подтверждают славу финикийцев как искусных каменных дел мастеров. В Утике, например, простые монолитные саркофаги с крышками вытесаны с потрясающей аккуратностью и так точно заполняют гробницы, что крышки приходилось опускать на веревках, для чего в двух углах и с одной стороны крышки оставляли канавки. Часто встречаются и богато декорированные саркофаги.

    Камень добывался везде, где он встречался. Финикийская традиция вырубать скальные гробницы, несомненно, обеспечивала каменотесов необходимым камнем, однако существовали и крупные каменные карьеры, не связанные с некрополями. Пикар утверждает, что карьер на мысе Кейп-Бон можно сравнить с хорошо известным сиракузским. Он находился под землей с выходами к морю для облегчения погрузки блоков на суда, которые перевозили их на другой берег залива в Карфаген.

    Ткани и окрашивание

    Мало что можно сказать о финикийских тканях, поскольку не сохранилось более-менее значительных фрагментов ни на финикийских площадках, ни даже в Египте, где тканей найдено в избытке, но ни один из образцов мы не можем уверенно идентифицировать, как собственно финикийский. На египетских росписях в могилах и на фаянсовых плитках представлены азиатские и семитские (конечно, не обязательно финикийские) виды одежды: длинные, свободные или облегающие многоцветные шерстяные одеяния, часто с поясами. Скульптурные изображения финикийцев доказывают, что это была их обычная одежда, и сейчас уместно вспомнить об этих скульптурах. Однако на Балаватских воротах изображены финикийцы в длинных облегающих одеждах и остроконечных шапках, тогда как на рельефе Лули фигура перед городскими воротами одета в тунику до колен. У всех мужчин коротко подстриженные бороды. Можно не сомневаться, что как в наше время, так и в древности люди не надевали длинные одежды или подвязывали их поясами, когда занимались активной деятельностью.

    Цветные одежды «сидонян» часто упоминает Гомер. Мы также можем сослаться на многоцветное одеяние Иосифа, хотя оно относится к более ранней эпохе. Как отмечает Контано, толпа египтян в легких складчатых и накрахмаленных белых одеяниях сильно отличалась от группы финикийцев, предпочитавших изысканную одежду, многоцветную и с вышивкой, более похожую на ассирийскую. Правда, финикийские жрецы чаще одевались в египетском стиле.

    Похоже, что в Карфагене восточная мода претерпела очень небольшие изменения, хотя, если положиться на более поздние фигурки и керамику, в эллинистический период в одежде появились греческие мотивы. Приверженность карфагенян традиционной одежде была настолько сильна, что это отмечали и греки и римляне. Платон приводит описание карфагенянина Ганнона Мильфием:

    Кто эта птица, что явилась сюда в одежде с короткими

    рукавами?

    Не думаете ли вы, что его одежда украдена в бане?

    И позже обращается к нему: «Эй ты, неподпоясанный!» Из нескольких иллюстраций, которыми мы обладаем, точно известно, что мужчины-карфагеняне обычно одевались просто и не склонны были копировать греческие образцы, хотя женщины тяготели к греческому пеплуму с поясом.

    Иногда в захоронениях находят прядильный и ткаческий инвентарь. Древние авторы также упоминают ткачество. Например, Диодор говорит, что льняные ткани, которые мальтийцы использовали для одежды, головных уборов и постельных принадлежностей, были особенно тонкими и мягкими. По большей части прядильное и ткацкое производства были домашними занятиями и не приносили дохода, хотя некоторые домовладельцы, вероятно, использовали в производстве рабов и извлекали коммерческую выгоду.


    Рис. 40. Раковины-багряницы (Murex trunculus), одна из двух типичных форм раковин Средиземноморья


    Красильное производство было распространено в финикийских владениях повсеместно. Самыми знаменитыми центрами крашения были Тир и Сидон. Видимо, финикийцы монополизировали пурпурное крашение на востоке, а моллюски-багряницы, из которых добывался пурпур (рис. 40), абсолютно исчезли в регионе именно потому, что так интенсивно использовались. Груды раковин находят и на западе, что подтверждает существование красильного производства и там. Эти раковины, датируемые по меньшей мере финикийским периодом, найдены на таких археологических площадках, как Дар-Эссафи, покинутый во II веке до н. э. Кучи раковин и вырезанные из камня чаны, как и общее расположение, указывают на то, что горожане посвящали себя рыболовству и добыче пурпура. Когда моллюск-багряница умирает и разлагается, выделяется желтоватая жидкость, создающая – в зависимости от примененных усилий – цвета краски от розового до темно-лилового; для более темных тонов необходимо солнечное воздействие. Для получения краски разбивали раковины, вынимали моллюсков и помещали их в чаны, где превращали в жидкость. Груды раковин и чаны обнаружены также около Тира и Сидона. Предпочитали размещать производство с подветренной стороны города, так как запахи были далеко не самыми приятными[26].

    Металлообработка

    Железо начало постоянно использоваться в Леванте около 1200 года до н. э., как раз когда финикийцы обрели независимость. Как свидетельствует Библия, в царствование Саула у филистимлян железо было, а у израильтян – нет, и мы с уверенностью можем утверждать, что если железом обладали филистимляне, то оно было и у финикийцев. Однако прославило финикийцев их мастерство в работе с медью, бронзой и драгоценными металлами. В древности медь в слитках поступала в Финикию с Кипра, где она добывалась в большом количестве, и из Азии. Серебро и золото привозили из Эфиопии и, вероятно, из Малой Азии. Однако потребность во всех этих металлах, а также в олове для производства бронзы была очень велика, и, когда стало известно о месторождениях далеко на западе, а также на востоке Красного моря, финикийских моряков поощряли искать их. Месторождения меди в Вади-Араба между Мертвым морем и Аккабским заливом время от времени разрабатывались, начиная с периода Халколита. Недавние раскопки Ротенберга у «Соломоновых столбов» в долине Тимна, в 20 – 30 километрах к северу от Эйлата, обнажили египетские храмы Сети I (1318-1304 гг. до н. э.) и Рамсеса III (1198-1166 гг. до н. э.) один над другим. Под храмами найдены халколитические сооружения, а над ними – византийское литейное производство. Ранее Ротенберг частично раскопал многочисленные медные шахты и плавильни в районе Тимны и в 1962 году уверенно датировал их царствованием Соломона. После обнаружения египетских храмов он теперь также твердо уверен в том, что инвентарь, относящийся к добыче и обработке меди, принадлежал египтянам, и, следовательно, нет больше никаких доказательств существования медеплавильного производства в этом регионе, как в царствование Соломона, так и в течение нескольких последующих столетий[27].

    Пожалуй, нет никаких следов металлургического производства на финикийских площадках, однако это явная случайность, ибо на надгробных стелах упоминаются плавильщики меди и железа и изображены молоты, клещи и другие инструменты (рис. 25j), а во многих древних текстах говорится о мастерстве этих ремесленников. Кроме упоминания Гомером о серебряных чашах сидонской работы, мы можем вспомнить тирского ремесленника Хирама, которого Соломон призвал для создания металлических деталей своего храма: «Его отец был... мастером по меди: и он был полон мудрости, и понимания, и ловкости для создания всех своих медных произведений». Этот человек создал сосуды для омовения, кастрюли, лопатки, а также две бронзовые колонны, установленные в портике храма. Обе колонны имели бронзовые капители в пять кубитов высотой «в форме лилии» (то есть в египетском стиле) с 200 гранатами, гроздьями обвивающими колонну, и венками: «В долине Иордана отлил их царь в толще земли между Суккотом и Заретаном».

    Металлические предметы сохранились до наших дней. Вазы VII века, встречающиеся на Кипре и в Этрурии (рис. 53 – 55), как и вазы из Нимруда и Греции, потрясают тонкостью металлообработки и высоким уровнем изобразительного искусства. Некоторые из металлических статуэток божеств и поклоняющихся богам прекрасно отлиты в твердых формах, хотя большинство фигурок относится к более дешевому типу, массовой продукции для различных святилищ. Среди металлических сосудов попадаются емкости характерной формы, чисто финикийской. Это овальный кушин, сужающийся к круглому или трилистному горлышку, с длинной ручкой от края горла до расширяющейся части, заканчивающейся пальметтой. Эта изящная форма типична и для керамики VIII – VI веков на многих финикийских площадках, такую же форму имеет стеклянный кувшин из «сокровища Алисейды» и алебастровые изделия. Металлические образцы часто попадаются в Испании (обычно бронзовые) и Этрурии (как правило, серебряные). Некоторые ученые указывают на кипрские прототипы, тогда как в метрополии такие образцы неизвестны. В Карфагене, как и в других местах, найдено много керамики, но пока не обнаружен ни один металлический сосуд именно этого типа, хотя бронзовый яйцевидный кувшин с горлышком в форме трилистника, найденный Делаттром в Дуимесе, попадает в этот ряд. В том же некрополе найден похожий кувшин из слоновой кости.

    Финикийцы также создавали прекрасные металлические ювелирные изделия, в основном из золота и серебра. Они владели мастерством чеканки и зерни, но чрезвычайно редко использовали филигрань, так любимую греками. Самые разнообразные ожерелья, браслеты, серьги и подвески (рис. 35, 78, 79) обнаружены не только в Финикии и на Кипре, но также в Карфагене и на Сардинии, а некоторые изделия попали и в Этрурию. Что касается Испании, то большая часть найденных там золотых ювелирных изделий (рис. 81), ранее считавшихся финикийскими, теперь приписывается местным ремесленникам, вероятно испытывавшим влияние финикийского искусства.

    Неизвестно, какая часть всех этих прекрасных украшений создана на западе, вероятно, не так уж и много, поскольку западные ремесленники производили в основном утилитарные предметы: оружие, доспехи, инструменты, утварь для повседневного пользования. Лишь один предмет – медное лезвие – повсеместно встречается на западе и безусловно создан в пунических мастерских.

    Керамика

    Глиняные сосуды и другие изделия в большом количестве обнаружены на многих финикийских археологических площадках, и в общих чертах мы теперь представляем их хронологию. Однако недостаточность хорошо датированной керамики из главных поселений метрополии 1-го тысячелетия до н. э. мешает нам изучить развитие финикийской керамики в целом и получить стройный хронологический ряд. Кипрская керамика железного века, как и современная ей израильтянская, сравнительно хорошо изучены, но самое полное представление мы имеем о керамике Карфагена.

    На многих сирийских и ливийских площадках, таких, как Аль-Мина и Хальде (Khalde) около Бейрута, в Палестинской Экдиппе, Бетпелете, Доре и Атлите встречается определенный тип красной лощеной керамики[28].

    Этого же типа керамика попадается также в Эр-Ретабехе в египетской Дельте и близка по стилю и форме к образцам (рис. 41) из западных районов вплоть до Испании. Такие же гончарные изделия, вполне вероятно, обнаружат в Тире и Сидоне, когда будут раскопаны соответствующие по времени слои. Наряду с красными лощеными глиняными изделиями, часто с желтовато-коричневыми или кремовыми размывами, в прибрежных районах к югу от Аль-Мины находят красную или светло-желтую (вплоть до оранжевой) керамику, вероятно привезенную на запад колонистами. Некоторые гончарные изделия железного века из внутренних районов, таких, как Хацор и Самария, также похожи на раннюю западную финикийскую керамику.


    Рис. 41. Красный лощеный глиняный кувшин с «грибовидным» горлышком. Торре-дель-Мар (близ Малаги). Высота 0,20 м. VIII или VII век до н. э.


    Найденная в большом количестве на Кипре керамика железного века разделяется на две группы: белая с росписью в одном и более цветах и красная лощеная, расписанная черной, а иногда и другими красками. Эти два вида керамики производились без каких-либо изменений примерно с 1000-го по 400-е годы до н. э. Хотя в форме изделий прослеживаются явные связи с материком и Западной Финикией, их невозможно назвать ни прямыми предшественниками, ни потомками керамики указанных районов. Роспись варьируется от простой линейной и цветочной до изображения фигур или сценок. Если пальметты, узоры из пересекающихся линий и египетский лотос могли быть заимствованы у финикийцев, то фигурные (предметные) мотивы скорее эгейские. Некоторые ранние глиняные сосуды с Кипра гораздо больше похожи на обычную финикийскую керамику, описанную выше. При раскопках в Ларнаке обнаружено много такой керамики, и, возможно, она была создана там же, хотя часть ее так похожа на материковые изделия, что нельзя исключать и импорт. Сосуды обычно имеют форму кувшинов с расширяющимся плоским ободком горлышком, сделаны из красной глины с лощением по всей поверхности, либо основание у них более светлое, некоторые части сосуда лощеные и окрашены в красный цвет, а некоторые оставлены светлыми и украшены простым линейным рисунком.


    Рис. 42. Расписные погребальные урны из Карфагена. IV век до н. э.


    Западная финикийская керамика, в частности карфагенская, хорошо изучена Синтасом и, по его мнению, родственна по форме керамике из Сицилии, Сардинии и Ибицы. Кроме самых ранних изделий, декор минимален, а формы по большей части утилитарны. Самые ранние глиняные сосуды Карфагена имеют в расширенной части ободки с линейным и триглифным рисунком. После VII века остаются в основном простые линейные ободки, а многие изделия не имеют и таких украшений, пока влияние греков не приводит к редкому использованию в IV веке и позднее горизонтальных полос или простых растительных мотивов. И только на одном сосуде изображены страусы, пьющие воду у фонтана (рис. 42). В ранних карфагенских захоронениях найдено много красивых кувшинов с грибовидными краями и краями в форме трилистника. В более поздних погребениях керамика невыразительная и низкого качества.


    Рис. 43. Кувшин из могилы 3. Телль-Лиедна, Мальта. Высота 0,255 м. Конец IV или начало III века до н. э.


    Вся художественно выполненная керамика, найденная в пунических могилах, – импортная: сначала протокоринфская, коринфская, этрусская и немного аттической чернофигурной, а затем, с IV века до н. э., – краснофигурная и чернофигурная керамика из Южной Италии. Гончарное производство в Мотии развивалось аналогично карфагенскому, хотя здесь мы встречаем гораздо больше привозных греческих изделий, включая прекрасные аттические вазы. Несколько очень ранних изделий из Сульха напоминают восточнофиникийскую красную лощеную керамику, но основная часть керамики с Сардинии – более поздняя. Она проста и очень похожа на современные североафриканские глиняные изделия. И на Мальте встречаются подобные сосуды, хотя поначалу они были довольно грубыми по форме; у них нет аналогов, и они скорее местные, чем финикийские. В более поздних мальтийских погребениях мы иногда находим сосуды, явно созданные греческими гончарами под пуническим влиянием. Один такой образец – прекрасный кувшин конца IV или начала III века до н. э. из Телль-Лиедны около Паулы (рис. 43) украшен ободком из веточек плюща на расширенной части, лепной головкой змеи на горлышке и маской Медузы Горгоны у основания типично пунической спаренной ручки. Следует отметить, что, как правило, мальтийская керамика V века и более поздняя – очень проста и невыразительна. Керамика из Испании и других районов дальнего запада, датируемая по меньшей мере VIII веком до н. э. и более поздняя, дошла до нас в большом количестве. Ее хронология хорошо укладывается в общую финикийскую, однако присутствие местного иберийского стиля создает определенные трудности в датировке[29].


    Рис. 44. Финикийский светильник. Атлит, Израиль. Ширина 0,152 м. VII век до н. э.


    Рис. 45. Финикийский светильник. Сте-Моник, Карфаген. Ширина 0,09 м. III век до н. э.


    Удивительно, что финикийцы не так часто копировали прекрасно декорированную привозную керамику, как этруски и италийцы. Изысканная керамика с красным линейным узором, изготовляемая иберами, населявшими Испанию, также превосходила финикийскую. Видимо, семитов красота не интересовала, и они довольствовались простыми предметами обихода.

    Та же склонность к чистой практичности проявляется и в финикийских светильниках, и амфорах, и мелкой терракотовой скульптуре. Светильники (рис. 44, 45) представляли собой простые глиняные блюдца с одним – обычно на востоке – или двумя – как правило, в Карфагене и других западных поселениях – защипами для фитилей[30].

    Мода на подобные светильники сохранилась даже после того, как в эллинистический период торговцы привозили сначала черные глазурованные светильники, созданные италиотами (греками, населявшими Италию), а затем так называемые родосские и еще более удобные, закрытые, греческого типа.

    Финикийские амфоры для вина, оливкового масла и других жидких продуктов также индивидуальны и легко узнаваемы. На востоке склонялись к биконическому типу; нижняя часть сосудов равномерно сужалась книзу, образуя острие. Такие изделия попадаются в Египте в период конца Нового царства (примерно XIV век до н. э.), и, возможно, финикийцы переняли их у египтян. Биконические сосуды, датируемые IX веком до н. э., обнаружены в Нимруде. На западе биконическая форма (рис. 47) практиковалась до IV века, но в конце IV века стал преобладать другой тип сосудов (рис. 48), у которых дно заканчивалось колышком, который можно было воткнуть в землю, в отверстие в полке или в любой другой подставке. Такие сосуды характерны для всех пунических поселений в карфагенской сфере влияния, кроме, как ни странно, Сицилии, где преобладал греческий стиль, и Мальты, где обычными были круглодонные кувшины с легким наростом внизу (рис. 46).


    Рис. 46. Пуническая амфора из могилы 10. Мальта. Конец IV или начало III века до н. э.


    Рис. 47. Биконическая пуническая амфора. IV век до н. э.


    Рис. 48. Пуническая амфора с дном, заканчивающимся колышком. III или II век до н. э.


    Иногда, однако не так часто, как можно было бы ожидать, учитывая, что по меньшей мере обычная керамика создавалась в различных центрах, должны бы сохраниться гончарные печи и другие следы гончарного производства. Не опубликовано никаких данных о существовании чего-либо подобного в метрополии, но Картон упоминает об остатках гончарных мастерских в Бельведере близ Туниса, а Делаттр нашел следы гончарного производства в Дуимесе. Наиболее известен факт обнаружения Гоклером гончарного квартала в Дермехе, где – среди древнего мусора – обнаружена нетронутая печь, все еще набитая горшками. Все изделия относятся к поздним типам, но даже в этом случае можно лишь с огромной натяжкой датировать их 146 годом до н. э., объясняя находку тем, что разгрузить печь гончару помешали ворвавшиеся в город вражеские войска! Печь с верхней тягой и двухкамерная: рабочее пространство расположено над топкой. В Дермехе на той же площадке были найдены формы для статуэток (рис. 17), но никаких следов крупного скульптурного производства в Карфагене так и не обнаружено. Между двумя лагунами в Саламбо попадаются следы гончарного производства, включая грубое гончарное колесо из двух блоков из песчаника: верхнее имеет ось для поворота в гнезде нижнего. Для обращения с этим примитивным колесом требовалось двое рабочих: один поворачивал колесо, другой лепил сосуды. В Утике найдены более поздние гончарные печи, в которых обжигались амфоры и другие простые изделия, того же типа, что и дермехские. На карфагенском полуострове есть множество мест с хорошей глиной, например близ Сиди-бу-Саид и Кейп-Гамар. В Мотии найдена надпись, в которой упоминается гончар Матар.

    Стекольное производство и глазурование[31]

    С VII по III век до н. э. большую часть стеклянных сосудов составляли core-made (формованные) изделия, однако известны и одноцветные, зачастую бесцветные сосуды с холодной нарезкой, а также бусины, подвески, особенно маленькие подвески-маски, и скарабеи и амулеты того периода. Традиционно считается, что все это стекло создано финикийцами, и вполне вероятно, ученые в данном случае не ошибаются. В середине 2-го тысячелетия до н. э. стекольные мастерские, где создавались core-made изделия, существовали и в Египте, и в Месопотамии. В Месопотамии также часто встречаются подобные изделия середины 1-го тысячелетия до н. э., но по форме и деталям они отличаются от средиземноморских. С другой стороны, в Египте, за исключением, пожалуй, Дельты, core-made изделия 1-го тысячелетия до н. э. практически не попадаются. Таким образом, нам приходится приписать средиземноморское coremade стекло либо ремесленникам Сирийского побережья, то есть финикийцам, либо более западному населению, возможно родосскому. Согласно Плинию, стекло было изобретено в Финикии, однако в настоящее время мы не знаем точно, относится ли это утверждение Плиния к формованному стеклу или к появившемуся в I веке до н. э. производству дутых стеклянных изделий, более близкому к тому периоду, когда жил сам Плиний.

    Наиболее вероятно, что на изготовлении стекла с холодной нарезкой вначале специализировалась Месопотамия, а пользовались им по меньшей мере с VIII века (ваза Саргона II из Нимруда) как при ассирийском дворе, так и при персидском три века спустя. В V веке до н. э. Аристофан упоминает персидские бесцветные хрустальные кубки[32].

    Однако многие формы сосудов не типичны для Месопотамии, а некоторые, такие, как кувшин VII века до н. э. из Ла-Алисейды в Испании, безусловно, чисто финикийские изделия. Подобная форма часто встречается в металле и керамике. Кувшин из Ла-Алисейды сделан из зеленого полупрозрачного стекла, и на нем выгравированы финикийские копии египетских иероглифов, включая картуши, один из которых содержит царские титулы, а другие – традиционные обращения к богам. Изделия, подобные этому и вазе Саргона, могли изготовить финикийцы, работавшие при ассирийском дворе.

    Однако остается вероятность того, что эти сосуды и стеклянные безделушки (особенно бусины и скарабеи) были созданы в Финикии, хотя подобные мастерские могли находиться и в египетской Дельте, ведь рядом в западной пустыне было в избытке тонкого песка, пригодного для производства стекла.

    Существует и доказательство карфагенского происхождения стеклянных сосудов и безделушек: Гоклер описывает печь стекольных дел мастера, которую он нашел в Дермехе «под святилищем Юпитера Аммона». Находка датируется IV веком до н. э. или более поздним периодом, когда Карфаген и другие западные города заинтересовались производством.

    Насколько известно, глазуровка керамики практиковалась в Месопотамии, но не в Египте. Несколько маленьких глазурованных глиняных сосудов, возможно месопотамских, попали в Сирию и на греческие острова в VII и VI веках, однако мы не должны связывать их с финикийцами. Более интересен для нас фаянс, то есть глазуровка по почти чистой кремнеземной основе. Не в пример стекольному производству, изготовление фаянса господствовало в Египте еще с додинастических времен, что доказывают фигурки, и амулеты, и маленькие сосуды, в частности новогодние бутылочки. Некоторые виды фаянсовых фляжек в форме людей и животных, широко распространившиеся в Средиземноморье в VII и VI веках до н. э., обнаружены в Карфагене. Их стиль сходен с египетским, а многие другие фаянсовые изделия того периода еще больше похожи на египетские. Следовательно, нет причин исключать Египет, особенно Дельту, как возможное место их производства. Те же рассуждения справедливы для амулетов и скарабеев. Особенно ярко египетский стиль выражен в амулетах и скарабеях VII и VI веков до н. э. По мнению некоторых ученых, с концом XXVI династии (525 г. до н. э.) изготовление скарабеев в Египте прекращается. По этой причине наблюдается отход от традиционного узора в более поздних финикийских скарабеях, во всяком случае, в тех, что создавались на западе.

    Резьба по кости и слоновой кости

    В Финикии и Сирии широко распространилась резьба по слоновой кости. Процветало это ремесло и в Карфагене. Слоновьи бивни восточным финикийцам приходилось привозить из Индии или из Пунта через Красное море (когда в начале 1-го тысячелетия до н. э. исчезли слоны в Сирии) с помощью карфагенских партнеров. Кроме слонов, покупаемых у гарамантов и других народов, карфагеняне сами разводили слонов в Северной Африке. Особенно остро встал этот вопрос, когда слонов стали использовать в качестве боевых животных.

    Резные изделия из слоновой кости (рис. 52, 73 – 76) использовались для украшения архитектурных сооружений и мебели. Из слоновой кости делали также статуэтки, гребни, шкатулки, шпильки для волос и различные украшения. Ассирийские источники указывают на расцвет торговли в Леванте начиная с IX века до н. э.; ассирийские монархи той эпохи получали в дар или в качестве дани множество мебели, ларцов и самых различных предметов из слоновой кости из Кархемиша, Дамаска, Сидона и других городов. Восточные купцы возили изделия из слоновой кости и в Грецию, и в Этрурию, и в Карфаген, и даже в Испанию. Мы не знаем, когда западные ремесленники сами стали работать со слоновой костью, но это ремесло точно процветало в Карфагене уже к VI веку до н. э.

    Хотя наибольшим спросом пользовались изысканные изделия из слоновой кости, для декоративных панелей и обшивки деревянных ларцов, туалетных принадлежностей, ваз для благовоний, косметических ложечек, шпилек для волос, амулетов, печатей, игральных костей и тому подобного использовался и более простой и дешевый материал – кость. Мастера были настолько искусны, что часто неспециалистам нелегко отличить костяные изделия от изделий из слоновой кости.