• ИСТОКИ
  • КОНЕЦ БРОНЗОВОГО ВЕКА
  • МЕТРОПОЛИЯ. IX ВЕК И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ПЕРИОД
  • Резьба по слоновой кости
  • Декорированные металлические чаши
  • Металлические статуэтки и каменная скульптура
  • ФИНИКИЙСКОЕ ИСКУССТВО НА КИПРЕ
  • ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ФИНИКИИ
  • Терракота
  • Каменная скульптура
  • Художественная работа по металлу
  • Изделия из слоновой кости
  • Раковины
  • ФИНИКИЙСКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
  • ФИНИКИЙСКИЕ ПЕЧАТИ И СКАРАБЕИ
  • Глава 13

    ИСКУССТВО

    ИСТОКИ

    Нельзя отрицать существования и процветания искусства и культуры финикийцев, но когда мы пытаемся выделить их произведения, то сталкиваемся со множеством трудностей.

    К концу бронзового века на Левантийском побережье и во внутренних районах воцарилось великое смешение художественных направлений. С периода XII династии, если не ранее, ханаанеи были хорошо знакомы с египетскими шедеврами и умело копировали египетские мотивы и формы. Египетское влияние преобладало в левантийском искусстве и при могущественных царях XVIII династии, поэтому не следует удивляться тому, что египетский стиль сохранялся и после упадка египетской державы.

    Влияние другого великого искусства, месопотамского, во 2-м тысячелетии до н. э. было не так сильно, как египетского. Особенно оно заметно в глиптике (резьбе по камню, слоновой кости и т. п.): в печатях-цилиндрах, печатях-штампах, часто называемых сиро-хеттскими, чей стиль и мотивы явно уходят корнями в Ассирию и Вавилонию. Однако отчетливо видны и различия, и некоторая примесь египетских мотивов, что ясно доказывает их местное происхождение. Только в период ассирийского господства в начале 1-го тысячелетия до н. э. влияние месопотамского искусства на левантийское проявляется ярче. Ранее стиль левантийской скульптуры был больше похож на анатолийский и хеттский. В находках Угарита, таких, как знаменитая стела бога-грома, влияние хеттов заметно в костюме и атрибутах, однако композиция и поза скорее египетские. В XV и XIV веках финикийцы испытали влияние культуры Хурри (Митанни), однако хурриты не создали собственного характерного искусства и – кроме печатей-цилиндров и раскрашенной белым по темному фону керамики – мы не можем приписать им никаких художественных изделий[44].

    Следует упомянуть и влияние эгейцев. Множество среднеминойской цветной керамики начала 2-го тысячелетия до н. э. было обнаружено в Угарите и основанной там минойской колонии. Характерен и фрагмент серебряной чаши из Библа со спиральным узором критского стиля. Позже, во второй половине 2-го тысячелетия, микенцы расширили эгейские контакты и основали поселения восточнее.

    Так что же можно по праву назвать финикийским в этой мешанине стилей конца бронзового и начала железного века? К сожалению, только на территории одного города в собственно Финикии, то есть в метрополии, Библа, археологи обнаружили артефакты указанного периода, но материалы до сих пор не опубликованы. Кроме небольшого количества ранней керамики, найденной при «зондировании» в Тире, при плановых раскопках жилых районов других важных финикийских городов не было найдено ничего, что могло бы быть датировано раньше VI века до н. э. Естественно, мы не можем утверждать, что в конце концов не будут обнаружены более ранние артефакты. В погребениях Хирбет-Селма и Хальде в Ливане уже найдена керамика начала железного века, а дальнейшие раскопки могут привести к удивительным результатам. Более того, маленькие бронзовые вещицы и мелкие предметы из других материалов в раннем финикийском стиле, купленные в Финикии, вероятно, проникали и в другие города. Свидетельство тому – изделия не просто в финикийском стиле, но и, возможно, выполненные финикийскими ремесленниками, найденные в Палестине и соответствующие раннему периоду еврейской монархии в таких городах, как Хацор, Мегиддо и Самария, а также в Сирии и Ассирии.

    Часто бывает сложно отличить истинно финикийский стиль от смешанного стиля северного сирийского побережья и прилегающих к нему внутренних районов. В искусстве финикийской метрополии египетское влияние более заметно, чем в искусстве Сирии, где азиатские (и особенно хеттские) традиции более сильны. Однако в обоих случаях сохраняется кое-что от микенцев, хотя это происходит реже, чем можно было бы ожидать, учитывая сильное микенское влияние на другие аспекты левантийской культуры, о чем мы говорили в предыдущих главах.

    КОНЕЦ БРОНЗОВОГО ВЕКА

    Иллюстрируя зарождение искусства Финикии, начнем с саркофага Ахирама из Библа, относящегося к XIII веку до н. э. и вновь использованному Ахирамом в X столетии, что и подтверждается его финикийской надписью. Рельефы двух длинных сторон изображают бородатого правителя, сидящего на троне с крылатыми сфинксами по бокам и с процессией из семи слуг и почитателей, приближающейся к столу с едой; сверху мы видим фриз из лотосов. Стиль в основном египетский, хотя люди одеты в типичные левантийские туники с поясами. В углах – четыре обнаженные плачущие женщины. Четыре льва поддерживают саркофаг, и еще два лежат по краям крышки, рядом с ними – фигуры бородатых мужчин. На крышке – барельеф царя в полный рост, а по краю идет надпись. Подобные львы часто встречаются в Ассирии и у хеттов, а мужские фигуры – левантийские, как и фриз. Однако лотосы – явно египетские.


    Рис. 51. Бронзовая фигурка бога Решефа из Антарада. Высота 0,21 м. Конец 2-го тысячелетия до н. э.


    Пластинка из слоновой кости, датированная XIII веком и найденная в той же могиле, что и саркофаг, по стилю сходна с хорошо известными изделиями из слоновой кости из Мегиддо: гребнями, туалетными коробочками, ложками и мебельными инкрустациями, по большей части относящимися к XIII веку (хотя некоторые датируются XII). На всех изделиях прослеживается смесь египетских и левантийских мотивов. Большинство мебели и орнаментов – египетские, хотя изображенные фигуры – азиатские и в основном одеты в местную одежду, а в сценах борьбы зверей, украшающих многие изделия, прослеживается смесь азиатского и эгейского стилей (рис. 52). Обломок примерно того же периода из Минет-эль-Бейды, порта Угарита, с изображением богини и животных еще ближе к эгейскому стилю (а возможно, и выполнен в Эгейском регионе), что ярче всего выражается в юбке с оборками и обнаженном торсе богини. Артефакт доказывает интенсивность эгейской колонизации Северной Сирии, иначе богиня в эгейском одеянии не могла бы появиться на предмете с явно местными характерными чертами.


    Рис. 52. Гребень из слоновой кости с изображением собаки, атакующей козерога; глаза животного – инкрустация из стекла. Мегиддо. Высота 0,065 м. XIII или XII век до н. э.


    Многие бронзовые статуэтки из Угарита, Библа, Энкоми (на Кипре) и других археологических раскопов конца бронзового века также являются предшественниками поздних финикийских изделий. Некоторые из них найдены на финикийском побережье: например, в Берите (Бейруте) и Антараде (Тартусе) или в Палестине, например в Мегиддо. Это в основном довольно примитивные отливки богов или богинь (местных Баала или Астарты), обычно из тонкого металла, одетых в простые туники или обнаженных. Атрибуты обычно утеряны, но иногда находят отдельные дополнения; позы фигур неинтересны. Однако на площадках конца бронзового века встречаются и более искусно исполненные статуэтки (рис. 51), полностью обработанные со всех сторон. К таким относится фигурка Мелькарта, найденная в море у берегов Сицилии.

    МЕТРОПОЛИЯ. IX ВЕК И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ПЕРИОД

    Не обнаружено никаких артефактов, которые можно было бы датировать периодом с конца бронзового века до IX века до н. э. Такой пробел необъясним, ибо, что бы ни случилось в Угарите, нам ничего не известно о столь долгом разрыве в истории финикийских городов. Более того, обе группы столь сходны по стилю, что художественная традиция кажется непрерывной.

    Резьба по слоновой кости

    Знаменитые изделия из слоновой кости из Самарии, Арслан-Таша и ассирийских дворцов в Нимруде и Хорсабаде, хотя и не все выполненные в едином стиле, обычно относятся к более чем вековому периоду с конца IX до начала VII века до н. э. Ученые долго дискутировали, можно ли назвать хотя бы некоторые из них финикийскими и какие из них следовало бы приписать сирийцам (то есть уже арамеям, а не ханаанеям) или ассирийцам.

    Некоторые ученые различают две основные группы: финикийскую и сирийскую. В первой, довольно полно представленной находками из Арслан-Таша и северо-западного дворца Нимруда, ярко прослеживается смесь египетских и азиатских мотивов, что присуще финикийскому искусству. Мы можем рассмотреть, например, панель из Арслан-Таша, на которой изображена «женщина в окне» – жрица Астарты. Фигура жрицы – явно ханаанейская, но на женщине египетский парик, а окно поддерживается маленькими колоннами с капителями в виде лотоса. Другая панель, также из Арслан-Таша, еще более египетская по стилю, так как костюм и атрибуты женской фигуры очень похожи на костюм и атрибуты египетской богини Исиды, крылатой, с цветами лотоса в руках, однако здесь же мы видим азиатское древо жизни. Это прекрасный пример использования финикийцами египетских мотивов. Крылатый сфинкс выполнен в чисто азиатском стиле, но также в нем много египетских черт, таких, как двойная корона и головной убор. Этот артефакт – также из Арслан-Таша – является ярким примером ажурной резьбы по кости, обычной в этой группе. Застывшая фронтальная поза составляет странный контраст с изящным динамичным телом сфинкса. С другой стороны, фрагмент с парой мужских фигур, собирающих фрукты, одетых в чисто азиатском стиле, кажется ассирийским, хотя некоторые детали выдают его финикийское происхождение. Также ассирийскими выглядят многие инкрустированные панели ларцов, такие, как прекрасный образец с крылатым быком, словно бодающим большую розетку. Бык здесь выглядит как живой, будто нарисован критским художником.

    Все эти пластинки из слоновой кости, вероятно, использовались для украшения мебели финикийскими ремесленниками или в Леванте, или в самой Ассирии.

    Сирийская группа, представленная находками из юго-восточного дворца Нимруда и некоторыми другими артефактами с Ближнего Востока и Эгейского региона, состоит в основном из фрагментов маленьких коробочек, мухобоек, гребней и тому подобного. На обломке круглой коробочки видна часть сцены с двумя длинноволосыми женщинами-сфинксами по обе стороны от священного дерева; лицо – явно сирийское и по стилю и по выражению. Сидонская ваза для мазей в форме полой женской фигуры в платье с длинными рукавами, в египетском парике, но с лицом, судя по чертам, скорее ассирийским, чем египетским, вырезана из простой, а не слоновой кости. Рассмотрим женскую головку, вырезанную из слоновой кости. Низкая круглая корона и уложенные длинными локонами волосы также абсолютно сирийские, а лицо явно принадлежит семитской даме того времени. Углубление для шипа свидетельствует о том, что это часть большего предмета. Другая фигурка из слоновой кости – тоже ваза для мазей – одета в длинную подпоясанную тунику, а руки сложены в азиатской манере на обнаженной груди. Эта ваза из Берита – отличное дополнение к вазе из Сидона. Однако в этой группе встречаются головы в чисто египетском стиле.

    Из вышеизложенного ясно, что финикийский художник (и также сирийский, если он не был финикийцем, работавшим в сирийском стиле) прекрасно владел материалом и обладал прекрасным чувством композиции, благодаря чему мог свободно изображать сложные сцены на ограниченном пространстве. Великолепна и круглая скульптура, особенно если вспомнить, как неподатлива слоновая кость. Нам трудно ответить на вопрос, были ли эти изображения чисто декоративными или несли религиозную нагрузку. Это относится не только к изделиям из слоновой кости, но и к другим образцам финикийского искусства, включая металлические чаши с чеканкой или инкрустациями, к которым мы и переходим.

    Декорированные металлические чаши

    Металлические чаши найдены практически повсюду, кроме Финикии: в ассирийских дворцах, на Кипре, в Греции и Этрурии. Многие еще больше похожи на египетские, чем изделия из слоновой кости, другие же – чисто левантийские или даже ассирийские, хотя некоторые (очень редкие) не носят никаких следов египетского влияния. Отсутствие таких чаш в Финикии привело к тому, что многие считают их кипрскими, однако смешанный ассирийско-египетский стиль говорит об их материковом происхождении. Если бы они были кипрскими, то влияние Египта было бы гораздо меньшим и ярче прослеживался бы геометрический греческий стиль. Металлические чаши относятся к более позднему периоду, чем слоновая кость, – в основном к VII веку до н. э.

    Во фрагменте серебряной чаши из Амата на Кипре прослеживается сложное смешение стилей (рис. 53). На наиболее удаленном от центра бордюре изображены ассирийские лучники и греческие солдаты, атакующие город (справа), и похожие на египтян солдаты, карабкающиеся по лестницам на стены (слева), в то время как другие египтяне рубят деревья Эгейскими обоюдоострыми топорами! На втором бордюре египетские божества и крылатый скарабей помещены на пьедесталы или алтари египетского стиля, а рядом, по обе стороны от стилизованной финикийской пальмы, два финикийца держат амулеты.


    Рис. 53. Фрагмент финикийской серебряной чаши смешанного стиля из Амата. Кипр. Британский музей. Диаметр 0,205 м. VII век до н. э.


    Рис. 54. Финикийская серебряная чаша, в основном египетский стиль, из могилы Бернардини, Пренесте, Италия, с именем владельца, Эшмуназора, на вершине центрального узора. Диаметр 0,195 м. Конец VII века до н. э.


    В итальянском Пренесте в захоронении конца VII века до н. э. были найдены две чаши, совершенно разные по стилю. Одна, серебряная (рис. 54), выполнена в египетском стиле; в центре изображен фараон, убивающий врагов, а вокруг – четыре папирусные лодки с божествами или крылатыми скарабеями. Однако под фараоном мы видим азиатского на вид льва, а в месте, где обычно находится надпись, – припавшего к земле бородатого левантийца. Длинная иероглифическая надпись не ясна, но присутствует и финикийская надпись (добавленная позже) с именем владельца «Эшмуназор, сын Асто». Эта чаша больше всех похожа на египетские, однако явно не египетского производства. Другая чаша из Бернардини (рис. 55), позолоченная серебряная, выполнена в основном в азиатском стиле. На внешнем бордюре изображены колесницы и лучники и очень похожее на ассирийское здание с башенками, однако присутствует там и крылатый скарабей. На внутреннем фризе – восемь гарцующих коней и несколько птиц; в центральном медальоне – несколько фигур египетского и азиатского типа. Самое странное в этой чаше – змея, окружающая весь рисунок. Допустив, что обе чаши, найденные вместе, относятся к одному времени, остается лишь удивляться, что такие разные рисунки могли быть нанесены в финикийских мастерских почти одновременно. Подобная же мешанина азиатского и египетского стилей наблюдается на знаменитой серебряной позолоченной чаше из Идалия на Кипре. На концентрических бордюрах изображены сцены сражений людей с львами, крылатыми грифонами и сфинксами. Центральный медальон напоминает медальон чаши из Пренесте с фараоном, убивающим врагов.


    Рис. 55. Позолоченная серебряная чаша, в основном азиатский стиль, могила Бернардини. Пренесте, Италия. Диаметр 0,19 м. Конец VII века до н. э.


    Во всех этих чашах проявляется удивительное чувство композиции финикийских художников. Хотя на бордюрах изображено множество деталей, они совершенно не теснят друг друга. Рассмотрев все эти примеры, мы не должны больше удивляться восхвалению Гомером сидонских мастеров.

    Металлические статуэтки и каменная скульптура

    В метрополии найдено меньше металлических статуэток, чем статуэток более ранних типов. Рассмотрим бронзовую фигурку дамы: длинная облегающая туника, пояс с кисточками, заплетенные в три косы волосы, низкий круглый головной убор, тугое ожерелье из бусин. Фигурка напоминает нам вазы из кости и слоновой кости из Сидона и Библа. Еще одна женская фигурка из бронзы в юбке с тремя оборками до колен, возможно эгейского происхождения. У третьей фигурки, сидящей, в простом облегающем одеянии до лодыжек, – очень типичное круглое левантийское лицо; ее волосы (кажется, это не парик) спадают кольцами на плечи.


    Рис. 56. Известняковая стела с изображением Баала на льве. Марат. Высота 1,7 м. Приблизительно VIII век до н. э.


    Рис. 57. Алебастровый рельеф с пальметтами над крылатыми сфинксами. Арад. Высота 0,61 м. VIII – VII век до н. э.


    Мужские статуэтки этого периода очень трудно отличить от их предшественниц конца 2-го тысячелетия до н. э. Одного примера, пожалуй, достаточно: фигура в короткой конической шапке держит патеру и сидит на троне со львами по бокам. Такие грубые изделия, очевидно, были массовой продукцией для поклонения богам в святилищах, и мы не будет тратить на них время.

    Перейдем к каменной скульптуре, которая дает нам лучшие образцы. Рельеф на известняковой стеле (рис. 56) высотой 1,7 метра из Марата представляет египтизированный крылатый диск и финикийский диск с полумесяцем, венчающие Баала в египетском одеянии с короной и уреем. Однако он держит львенка и стоит на льве, который, в свою очередь, стоит на условно обозначенной горе. Аналогии всем этим мотивам мы легко находим в ассирийском искусстве. Этот образец явно относится к периоду упадка, как и известная стела бога-грома из Угарита самого конца бронзового века. Однако эта стела напоминает многие изделия из слоновой кости. Исходя из этого, а также из места, где она была найдена, ее можно приблизительно датировать VIII веком до н. э. Прекрасный алебастровый рельеф из Арада также напоминает во многих деталях изделия из слоновой кости и, вероятно, относится к тому же периоду (рис. 57). Узор из повторяющихся финикийских пальметт между границами гильотировки (узора из пересекающихся линий) возвышается над лежащим крылатым сфинксом в двойной короне. В нижней части панели мы видим низкий алтарь или стол. На другом фрагменте рельефа, вероятно из того же монумента, подобный рисунок из пальметт с гильотировкой, однако на этот раз увенчанный парой крылатых грифонов, точно таких же, как на фрагменте с Мальты, который мы опишем ниже. Все эти рельефы вряд ли были выполнены позже VII века до н. э.

    Сидонские и западные антропоидные каменные саркофаги датируются V и IV веками до н. э. и, таким образом, являются более поздними, чем артефакты, которые мы обсуждали до сих пор. Хотя саркофаг, иллюстрирующий наши рассуждения, выполнен в виде мужской фигуры, обнаруженные экземпляры по большей части представляют женские фигуры. В некоторых прослеживается египетское влияние (головы и головные уборы), хотя очень скоро возобладал новомодный художественный стиль: лица и прически стали греческими. В восточных экземплярах тонко выполнена лишь голова, остальное тело завернуто, словно мумия, лишь с небольшим уступом, представляющим ступни. В некоторых западных экземплярах ясно видны очертания тела и одежды.

    Эти саркофаги иллюстрируют наступление греческого искусства на финикийское искусство метрополии того периода. В могиле, где обнаружен египетский саркофаг Табнита, находились и более поздние саркофаги чисто греческого стиля, датируемые с конца V по конец IV века до н. э.

    Самый ранний, называемый «саркофаг сатрапа», вырезан из паросского мрамора. Он имеет остроконечную крышку с акротерием (орнаментом по парапетной стенке); на одной из длинных сторон изображен сидящий мужчина со слугами, конем и колесницей, на другой – охота на пантеру. На коротких сторонах мы видим четырех беседующих вооруженных юношей и сцену пира. Самый поздний, «саркофаг Александра», выполнен из пентелийского мрамора. На одной стенке – сражение греков с персами; в гуще боя мы видим Александра в головном уборе из львиной шкуры. В стиле нет ничего финикийского, и эти саркофаги являются символами приближающегося вытеснения финикийского искусства и культуры, просуществовавших более половины тысячелетия.

    И действительно, закат финикийского стиля наступил очень скоро. Попадаются монументы истинно финикийские, которые можно отнести приблизительно к тому же периоду, что и саркофаги. Самой изящной, вероятно, можно назвать мемориальную стелу Баалйатона из Умм-эль-Амада, которая хранится сейчас в Копенгагене. На стеле изображен сам Баалйатон (лицо явно представляет собой портрет) в длинной тунике и в низкой круглой шапке. В верхней части стелы находится крылатый диск с уреем. Это – лучшая из подобных стел, обнаруженных в Тире или Умм-эль-Амаде. Все они относятся приблизительно к одному и тому же периоду – вероятно, к IV веку до н. э. или чуть позднее. В портретах чувствуется греческое влияние. Другой артефакт того же периода – стела Йехавмилка (Йехимилка) из Библа. На ней мы видим бородатого мужчину в длинном одеянии и низкой круглой шапке; он протягивает патеру сидящей Хатор в рогатом головном уборе. Одежда Йехавмилка на первый взгляд кажется персидской, но все же она финикийская, так как напоминает одеяния финикийских жрецов. Подобные изображения позднее повторялись редко. Завоевания Александра уничтожили финикийское искусство в этих регионах.

    ФИНИКИЙСКОЕ ИСКУССТВО НА КИПРЕ

    Как ни сложно отличить финикийский стиль в искусстве метрополии, сделать это на Кипре еще труднее. Кипрское искусство в начале 1-го тысячелетия до н. э., похоже, развивалось более-менее единообразно. Кипрский стиль, несомненно, появился частично из микенского (мы не имеем доказательств того, что микенцев когда-либо вытесняли с Кипра), а частично оживился (если можно применить такое слово) под влиянием Финикии, Сирии и материковой Греции. Египетские мотивы и стиль, наблюдаемые на кипрских артефактах, вовсе не доказывают прямые контакты с египетскими художниками, ибо могли просочиться через левантийское искусство, как произошло с ассирийскими мотивами. В VIII веке до н. э. – в результате развивающейся торговли – на восток проникло эгейское искусство из Ионии и Греции, и в кипрском искусстве ярче проявились ранние эгейские элементы. Все это привело к тому, что, начиная с VII века, принято называть греко-финикийским стилем. Однако, как давно отметил Майрс, кипрское искусство железного века не является ни греческим, ни финикийским. И финикийские, и эллинистические элементы более поздние и вторичные.

    С финикийским искусством Кипра возникает множество проблем, поскольку чистых его образцов очень мало. Некоторые артефакты, такие, как протоэолийские капители, предметы с финикийской пальметтой, некоторые виды ювелирных изделий и культовые статуэтки, можно легко определить как финикийские. В то время как металлические чаши и некоторые безделушки – амулеты, скарабеи и подвески – указывают здесь, как и повсюду, на торговлю с Финикией. Однако поразительно то, что, хотя некоторая ранняя керамика похожа по форме и отделке на керамику из Финикии, Палестины и западных районов, в большинстве кипрской керамики этого периода ярко проявляются местные черты, присущие еще кипро-микенскому периоду. Это наверняка местный стиль, не испытавший сильного финикийского влияния. То же самое мы наблюдаем в крупной и мелкой скульптуре. Короче говоря, хотя в кипрском искусстве заметно некоторое финикийское влияние, оно встречается настолько редко, что кипрские изделия невозможно назвать истинно финикийскими.

    Чтобы проиллюстрировать влияние Финикии – или по меньшей мере Передней Азии – на кипрское искусство, обратимся к медной или бронзовой подставке из Курия, датированной приблизительно последними годами 2-го тысячелетия до н. э. Все ее четыре стороны образуют ажурный контур, в котором находятся мужская фигура и стилизованное дерево с ветвями в виде спиральных колец. На одной из панелей – сидящий арфист; на трех других мужчины, несущие предметы, которые могут быть: а) двумя рыбами, б) кубком и двумя рулонами ткани и в) медным слитком в форме шкуры. На фигурах азиатская одежда и западная обувь с загнутыми вверх носками, что подразумевает хеттские прототипы и часто встречается в скульптуре Северной Сирии с IX века до н. э. Этот предмет, вероятно, сделан на Кипре, но художественно связан скорее с Северной Сирией, чем с Финикией.

    В кипрской скульптуре и терракотовых статуэтках раннего железного века мы иногда можем различить финикийские элементы. Наиболее интересна маленькая известняковая фигурка женщины, настолько современная, что навевает воспоминания о жанровых статуэтках Мейсена или Челси. Несомненно, здесь есть сходство с азиатской скульптурой, которую Майрс называет ассирийской. Женщина стоит на квадратной опоре с четырьмя фигурками и, вероятно, является ручкой большого каменного сосуда. Волосы убраны под широкую головную повязку, закрывающую лоб, и сзади спадают свободно, а впереди заплетены в косы. Эту статуэтку можно сравнить с маленькими бронзовыми фигурками с материка. Женщина одета в длинную тунику с наброшенным тяжелым плащом, конец которого она держит в левой руке. Легко различимы браслеты выше локтя, бусы и сандалии. Здесь мало греческого влияния, возможно, совсем нет египетского. Скорее всего, скульптора вдохновило искусство Левантийского побережья, хотя материал (известняк) указывает на местное производство.


    Рис. 58. Известняковая капитель протоэолийского стиля с завитыми пальметтами и лотосами из Голгоя. Кипр. Высота 1,5 м. VI век до н. э.


    В некоторых мужских фигурках также проявляется влияние материка. Одни, как статуэтка из святилища в Айя-Ирини, одеты в простые длинные туники с короткими рукавами, какие носили жрецы, – чисто финикийские. И остроконечные шапки мы встречали на многих бронзовых фигурках конца 2-го тысячелетия и более поздних из Финикии и Сирии. Маленькие терракотовые статуэтки сотнями находят в святилищах Кития и других местах. Их аналоги встречаются в Аль-Мине и южнее, например в Телль-Бейт-Мирсим в Южной Палестине. Полое, расширяющееся книзу тело типично для таких статуэток. Головы и лица иногда выполняются в левантийском стиле, а иногда напоминают детские рисунки. Большие терракотовые головы, исполненные в подобном же наивном стиле, похожи на ранние западные образцы из Карфагена и с Ибицы.

    В архитектурных деталях также много левантийских черт. Самые интересные и заслуживающие внимания – витые капители VII века и более поздние в стиле, названном «протоэолический», которые использовались для украшения стел, колонн и пилястров. Иногда волюты комбинируются с другими финикийскими мотивами: завитками пальметт и сфинксами, как на стеле из Голгоя, или завитыми пальметтами и лотосами, как на капители другой стелы с той же археологической площадки (рис. 58). Подобные капители обнаружены в Палестине – в Самарии, Мегиддо и других городах – в слоях от X до VII века до н. э., однако пока не в самой Финикии. Более поздние образцы найдены в Северной Африке и даже в Испании.

    Другой тип кипрской капители базируется на лотосе и наверняка уходит корнями в Египет. Мы видим подобный на маленьком терракотовом артефакте из Идалия, хранящемся в Лувре, который датируется примерно VII веком до н. э. Колонны довольно грубые, но лотос ни с чем другим спутать невозможно.

    Итак, учитывая все вышесказанное, не на Кипре нам следует искать чисто финикийское искусство – слишком много различных стилей господствовало на острове.

    ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ФИНИКИИ

    С одной стороны, западнофиникийское искусство имитирует восточные стили, а с другой – испытывает влияние западных соседей-колонистов, особенно сицилийских греков и этрусков, а также некоторых иберийских народов. В общем, до V века до н. э. восточное влияние преобладает, а затем сменяется другими, в основном эллинистическим.

    Термин «западнофиникийское искусство» означает в основном искусство Карфагена; господство Карфагена в политической сфере привело к его господству и в художественном стиле. Основывал ли Карфаген колонии или подчинял себе независимые поселения – не имеет значения. Мы можем проследить карфагенское, то есть пуническое, влияние повсюду, даже в изделиях, созданных на месте, а не импортированных из Карфагена. И на этот раз полезнее рассмотреть предметы, разделив их на категории согласно материалу, из которого они сделаны, а не пытаться применить хронологический подход.

    Терракота

    Изделия из терракоты, скорее всего, местного производства, а не привезены издалека. Однако некоторым явно пришлось попутешествовать, и мы можем попытаться отличить истинно финикийские от тех, которые относятся к основному потоку смешанного греко-азиатского средиземноморского стиля начала 1-го тысячелетия до н. э.

    В самом раннем слое святилища Тиннит в Карфагене терракотовые предметы попадаются рядом с погребальными урнами, как, например, бутылочка в форме коровы (рис. 22) с разрисованным красными полосами туловищем, найденная над амфорой. Такие фигурки животных, типично финикийские, встречаются на многих раскопах востока и запада, и их прототипами является микенская мелкая скульптура. В том же слое обнаружены очень примитивные статуэтки. Похожие встречаются также в ранних захоронениях на Ибице, и мы уже видели нечто подобное на Кипре. Наверняка такие грубые предметы изготовлялись на месте.


    Рис. 59. Семигорловая керамическая ваза. Дуимес, Карфаген. Ширина 0,3 м. VII или VI век до н. э.


    Другие, более поздние (вероятно, конца VII или начала VI века до н. э.) терракотовые изделия, которые можно было бы считать местными, несут явные следы иноземного влияния. Странная многорожковая ваза для приношений (рис. 59) имеет семь отдельных контейнеров в форме «тюльпанных» ваз. Такие встречаются как в самом нижнем слое святилища Тиннит, так и в пунических могилах того же периода. На семирожковой вазе мы также видим голову Хатор над головой длиннорогой коровы. Хотя стиль и смешанный, основа его – пуническая. С другой стороны, фигурки сидящих и стоящих божеств VI века до н. э. – или греческие, или египетские. Они не могли быть выполнены на месте, так как не доказано, что греческие или египетские художники работали в Карфагене в столь древние времена.

    Можно также рассмотреть маски, часто встречающиеся в Карфагене и на Сицилии, Сардинии и Ибице. Они очень разнообразны, попадаются как спокойные лица, так и гримасничающие. Первая группа явно имеет египетские или греческие прототипы и представляет улыбающиеся женские лица, иногда украшенные ювелирными изделиями, как маска из Дермеха, на которой сохранилось кольцо в носу и остатки ушных украшений (рис. 60, 61). Другие маски с большими дырами для глаз и для рта, представляющие искаженные гримасой лица, более других напоминают африканские племенные маски, найденные в Средиземноморье. Часто они имеют татуировки (рис. 62). Их также сравнивают с масками из святилища Артемиды Ортии с греческой Спарты. Однако недавно подобные маски с пустыми глазницами, но со спокойным выражением лица были обнаружены в Хацоре в слоях конца бронзового века. Одна из масок была найдена в гончарной мастерской. Это доказывает, что по меньшей мере западные маски имеют древние восточные прототипы и могут считаться всецело финикийскими.


    Рис. 60. Терракотовая маска, египетский стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,175 м. VI век до н. э.


    Рис. 61. Терракотовая маска, греческий стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,165 м. VI век до н. э.



    Рис. 62. Терракотовые маски с чертами, искаженными гримасами. Дермех (Карфаген) и Ибица. Высота около 0,20 и 0,16 м. VII век до н. э.


    Западные экземпляры датируются VII и VI веками до н. э., как и спартанские. Однако, если обе группы связаны (а это кажется совершенно неправдоподобным), образцом служили не маски Спарты. Третий тип, похоже всецело пунический и не имеющий аналогов на востоке, представлен знаменитой мужской маской из Дуимеса с кольцом в носу и серьгами (рис. 63). Лицо совершенно спокойно, а глаза и другие черты лица хорошо вылеплены.


    Рис. 63. Терракотовая маска с серьгами в носу и ушах. Дуимес, Карфаген. Высота 0,195 м. VI век до н. э.


    В V веке до н. э. и позднее в карфагенских фигурках преобладает греческий стиль. Многие невозможно отличить от современных им статуэток греческой Сицилии, однако некоторые, если не все, изготовлены в Карфагене иммигрантами-греками, что доказывают и их количество, и местная глина, и формы для статуэток, обнаруженные среди мусора в гончарных мастерских Дермеха. Статуэтки представляют мужские и женские божества, как, например, голова бога, видимо Баал-Хаммона (рис. 64), в высокой шапке, похожей на персидскую тиару (сравните с сардинскими геммами, где изображены боги или цари в подобных головных уборах), или головы Деметры, в которых сжигались благовония, найденные в больших количествах в святилище на Сте-Моник (рис. 65), или (эта по стилю скорее пуническая, чем греческая) фигурка жреца, стоящего с вытянутой правой рукой (рис. 66). Все они были найдены на североафриканском побережье в пунических некрополях.


    Рис. 64. Маленькая терракотовая голова божества. III век до н. э.


    Рис. 65. Терракотовая голова Деметры, сосуд для воскурения благовоний. Глаза раскрашены черной краской. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,3 м. III век до н. э.


    Рис. 66. Терракотовая статуэтка жреца из детского захоронения. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,09 м. III век до н. э.


    На Ибице и в Испании мы находим множество статуэток греческого стиля, возможно, из греческих городов Северо-Восточной Испании или созданных местными греческими художниками. Другие, казалось бы греческие по стилю, скорее являются смесью финикийского и иберийского творчества. Фигурки либо обнажены, либо одеты в изысканно украшенные туники, а на головах их мы видим яркие головные уборы и ювелирные изделия. Очень близка к ним «дама из Эльче», теперь считающаяся иберийской. Особенно интересно обнаруженное на Ибице хранилище культовых поясных статуэток, изображающих божество, которое испанские археологи идентифицировали как Тиннит. Статуэтки не только пунические по одежде и атрибутам, но также и по типу лица.

    Каменная скульптура

    Самые ранние пунические стелы из святилищ Карфагена, Норы и Мотии относятся к VII и VI векам до н. э. Некоторые имеют форму трона, иногда на высоком пьедестале (рис. 24d), другие – более примитивные и не претендуют на какие-либо художественные традиции. Однако и последние интересны, поскольку их предшественниками, возможно, являются простые стелы гораздо более древних святилищ Хацора и других поселений.

    Более поздние стелы-домики с египетскими лепными украшениями и ступенчатыми вершинами, а иногда с диском, ромбом или грубой человеческой фигурой в наосе (рис. 24а, с, ?), несомненно, вытесаны скорее каменотесами, чем скульпторами, но тем не менее имеют хорошую форму, а иногда и претендуют на художественность. Их датируют периодом с конца VI по IV век до н. э., а несомненно более поздние похожие стелы изготовлены в греческом стиле и греками. К этому ряду относится прекрасная стела из Турина, посвященная суффетом Милкйатоном Персефоне. Не менее изысканные, но более ранние стелы финикийско-греческого стиля встречаются на Сардинии, например прекрасный образец из Сульха с женской фигурой в эолийском наосе под крылатым диском и обручем урея. В Сульхе найдены и стелы греческого стиля.

    Два очень важных рельефа из крупнозернистого известняка, всецело пунические и хронологически соответствующие стелам с наосом, обнаружены Синтасом в слое II (конец V – начало III века до н. э.) в жертвенном районе Хадрумета. Одна, видимо, незаконченная панель стелы высотой 17 сантиметров, представляет Баала на троне со сфинксами по бокам и поклоняющимся мужчиной перед ним. На бородатом Баале – коническая шапка; на поклоняющемся – типично семитское длинное одеяние, а вся композиция напоминает стиль финикийских изделий из слоновой кости. Синтас провел очень правдоподобное сравнение между этой панелью и золотым кольцом с изображением похожей сцены, хотя и без поклоняющегося мужчины, из могилы V века до н. э. в Утике. Фигура на сардинской гемме сидит перед алтарем (рис. 82b) и скорее изображает царя. С этим Баалом интересно сравнить другой рельеф, являющийся частью большей панели 45 сантиметров высотой с похожей стелы. Изображенная на рельефе богиня в накидке с капюшоном напоминает финикийские рельефы, хотя лицо очень похоже на женскую маску с кольцом в носу из Карфагена.

    Примерно с 400 года до н. э. появляются многочисленные скульптурные стелы из твердого известняка (рис. 25, 28, 67). Их тысячами находят в Карфагене, однако они отличаются от стел из крупнозернистого известняка, встречающихся за пределами Северной Африки, и многие выполнены более художественно. Довольно грубо высеченные стелы из Дермеха первоначально были оштукатурены и вместе со штукатуркой потеряли часть росписи, однако довольно интересны в качестве иллюстраций жизни карфагенян. Многие стелы из святилища Тиннит, изготовленные из очень мелкозернистого камня, не покрывались штукатуркой и зачастую сохранили резные фигурные узоры, сравнимые с современными им узорами на медных лезвиях. Несомненно, они были выполнены греческими художниками или художниками, обученными греками.

    Стелы также встречаются в некрополях Карфагена. На холме Сте-Моник Делаттр нашел ряд стел с поклоняющимися фигурами в простом прямоугольном либо колоннообразном наосе греческой или греко-пунической формы (рис. 68). Эти изображения явно выполнялись по шаблону и не претендовали на сходство с покоящимися в могиле. Надписи не сохранились, видимо, имена умерших наносились краской. Гораздо интереснее круглая скульптура из Сте-Моник на высоком, грубо вытесанном основании, явно являющаяся надгробным памятником. Одежда дамы – греко-пуническая, а не греческая, и явно местная. Скульптор работал очень тщательно, видны даже отдельные волоски в прическе. Однако гораздо больший интерес вызывает удивительное сходство этой статуи со статуями из культовых хранилищ Кипра, доказывающее стилистическую связь восточного и западного финикийского искусства, не прервавшуюся даже к III веку до н. э.

    Этот же феномен иллюстрируют антропоидные саркофаги из Солунта и Гадеса. Практически невероятно, чтобы они импортировались с востока, хотя и очень похожи на восточные саркофаги. Обычно их формы больше приближены к форме человеческого тела. Один из саркофагов Солунта представляет даму в дорическом хитоне с вазой благовоний в руке, а у фигуры саркофага из Гадеса ясно проступают и руки и ноги.


    Рис. 67. Известняковая стела со стилизованным цветочным узором. Святилище Тиннит, Карфаген. Ширина 0,16 м. III век до н. э.


    Рис. 68. Известняковая погребальная стела с женской фигурой в наосе. Сте-Моник, Карфаген. Высота около 0,75 м. III век до н. э.


    В Карфагене пока не найдено ни одного антропоидного саркофага, но нам известны саркофаги начала III века до н. э. из некрополя Сте-Моник, на крышках которых – горельефы, изображающие фигуру человека. Три самых искусных горельефа представляют жрицу и двух жрецов. Саркофаги жрицы и одного из жрецов найдены в одной и той же могиле. Когда саркофаг был обнаружен, на нем еще сохранился первоначальный цвет. Жрица одета в греческий хитон, покрытый от талии вниз крыльями птицы (возможно, грифа, как на египетских фигурах Исиды-Нефтис), однако в ее правой руке – голубь, атрибут, как будто связывающий ее с Афродитой или Деметрой (Персефоной). Ее головной убор увенчан соколиной головой, а кисточки на плечах заканчиваются птичьими когтями. Что бы мы ни думали об этих атрибутах и других характеристиках, лицо женщины – определенно греческое. Оба мужских саркофага очень похожи, только у одного из жрецов нет головного убора, а на голове другого мы видим короткий шарф, напоминающий часть одеяния пунического жреца. Оба жреца носят бороды, а лица их – греческого типа; гиматии (плащи) – также греческие. Четвертый саркофаг этой серии представляет женщину – не жрицу – в пеплуме с головной повязкой, часто встречающейся на эллинистических статуях и статуэтках. Девять других саркофагов из этого некрополя теперь кажутся почти совсем простыми, но когда-то они были красиво раскрашены. Все тринадцать саркофагов имеют форму греческих храмов с акротерием. Вероятно, они были изготовлены греками, поселившимися в Карфагене, и изменили местный стиль, хотя и сохранили ряд финикийских характеристик. Интересно сравнить эти эллинизированные саркофаги с хронологически соответствующим им саркофагом Баалшиллека, чисто финикийским по стилю.

    Художественная работа по металлу

    Большинство бронзовых предметов искусства, найденных в Карфагене и его окрестностях, иностранного происхождения, как, например, коринфский бронзовый позолоченный кувшин из могилы на холме Сен-Луи, египетская статуэтка бородатого мужчины из Дуимеса (рис. 69), латы III века южно-итальянского производства из могилы в Ксур-эс-Саф и зеркало эллинистического типа из Сте-Моник. Особенно странно то, что в Карфагене, как и в других западных городах, вроде бы не производились бронзовые фигурки в восточнофиникийском стиле. Статуэтку бородатого мужчины в высоком головном уборе из Гестури (или Генони) на Сардинии часто называют «Сардус Патер». Она относится к более позднему времени и несет на себе следы сильного греческого влияния, а также очень похожа на еще более позднюю неопуническую терракотовую фигурку Баал-Хаммона из святилища близ Сьягу (Тунис). Эта сардинская фигурка – вероятно, пунической работы III или II века до н. э.


    Рис. 69. Маленькая бронзовая статуэтка, египетский стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,05 м. VI век до н. э.


    Очень важна бронзовая фигурка из испанского Гадеса, изображающая жреца в золотой маске. В ней нет ничего греческого или иберийского. Поза и весь облик фигурки напоминают одну из египетских статуэток, а золотая маска часто встречается в египетском искусстве. Однако одежда – финикийская, а черты лица – семитские, и статуэтка, должно быть, финикийской работы, самое позднее, V века до н. э.

    Медные лезвия, часто попадающиеся в Карфагене, на Сардинии и Ибице, вероятно, более пунические, чем другие предметы западного финикийского искусства. Хотя некоторые из них найдены в захоронениях VI века и более ранних, подавляющее большинство обнаружено в могилах IV века и более поздних могилах Сте-Моник и других некрополей.


    Рис. 70. Медная бритва с рисунком в греческом стиле. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,18 м. III век до н. э.


    Предметы из ранней группы украшались редко и простыми рисунками. Более поздние часто имеют изящно выгравированные фигурки божеств или священных символов, иногда египетских, иногда пунических, или же смешение тех и других. Греческие мотивы реже, но на одном из лезвий из Сте-Моник изображен Геракл, сидящий на камне, а с другой стороны – юноша, возможно Асклепий (рис. 70). Иногда на одной стороне лезвия встречается изображение греческого стиля, а на другой – египетского или египетско-пунического. Независимо от стиля все изображения – по содержанию религиозные и нагляднее всего свидетельствуют о различных религиозных символах и течениях Карфагена. На одном из лезвий с одной стороны изображена финиковая пальма, а с другой – Баал, бородатый, в конической шапке и с топором на правом плече (рис. 71). На других мы видим посвятительные надписи. Однако преобладание египетских мотивов (рис. 72), особенно связанных с Исидой Хорус, указывает на то, что, несмотря на эллинистические художественные влияния и вторжение греческих культов, пуническая религиозная иконография остается в определенной степени связанной с Египтом.


    Рис. 71. Медная бритва с рисунком в пуническом стиле. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,145 м. III век до н. э.


    Рис. 72. Медная бритва с рисунком в египетском стиле. Сте-Моник. Карфаген. Высота около 0,12 м. III век до н. э.


    Рис. 73. Ручка зеркала из слоновой кости из захоронения на холме Юноны. Карфаген. Высота 0,16 м. VII век до н. э.


    Изделия из слоновой кости

    Резьба по слоновой кости, характерная для восточного искусства, имеет аналоги и на западе, но они не так высокохудожественны. Рассмотрим сначала ручку зеркала VII века до н.э, которая могла быть изготовлена как на востоке, так и на западе (рис. 73). Обнаруженная в могиле на холме Юноны, она вырезана в форме стоящей богини в длинном подпоясанном одеянии. Голова – явно в египетско-финикийском стиле, с волосами до плеч, имитирующими египетский парик; руки поддерживают груди. Делаттр нашел подобный образец в другой могиле VII века до н. э. в Дуимесе. Позы и одежда этих фигурных изделий похожи на вазы в форме женских фигур из Сидона и Берита, но стиль все же более египетский.


    Рис. 74. Гребень из слоновой кости из захоронения в Ла-Круз-дель-Негро близ Кармоны. Испания. Длина 0,135 м. VI век до н. э.


    Рис. 75. Гребень из слоновой кости из захоронения на холме Юноны. Карфаген. Длина 0,10 м. VI век до н. э.


    Рис. 76. Пластина из слоновой кости из захоронения в Бенкарроне близ Кармоны. Испания. Длина 0,10 м. VI век до н. э.


    Много изделий из слоновой кости, в основном гребней, найдено в Испании в окрестностях Кармоны. Хотя они обнаружены в иберийских захоронениях, по стилю они все же финикийские и из западных мастерских. На гребне из Ла-Круз-дель-Негро, Кармона (рис. 74), с обеих сторон изображен не очень воинственный лев, атакующий явно не замечающего его зайца! Форма напоминает гребень с холма Юноны в Карфагене, на котором изображены сфинкс и бык с ростками лотоса (рис. 75). Пластинка с ларца или предмета мебели говорит о греческих связях, так как на ней изображен коленопреклоненный греческий воин в типичном шлеме, с копьем и щитом, сражающийся со львом и грифоном (рис. 76); однако это изделие может иметь и западнофиникийское происхождение. Греческие воины были прекрасно известны в Карфагене и даже в Испании с VI века до н. э., а этот предмет явно выполнен позднее. На Ибице найдено всего лишь несколько предметов этого типа. Один из них – прелестная маленькая панель (из простой кости) с крадущимся сфинксом – датируется не позднее чем VI веком до н. э.

    Раковины

    Близким к резьбе по слоновой кости видом искусства является роспись кубков и блюд из скорлупы страусиных яиц. Подобные изделия не встречаются на востоке, но их очень много в раскопах западных финикийских поселений. В Карфагене они попадаются очень часто, особенно в слоях VI века до н. э., а затем снова в слоях III века. Кубки сделаны из более-менее целых скорлуп, а на блюдах нарисованы лица, явно несущие охранительную нагрузку. Блюдо из Сте-Моник (рис. 77) относится к этому ряду; лицо, изображенное довольно примитивно, очень выразительно. Кубки полнее представлены на Ибице и в Вильярикосе, испанских территориях со смешанным иберийским и пуническим населением. Тот факт, что кубки редки на Сицилии и Сардинии, вероятно, все же случайность. Обычно на кубках встречаются лишь геометрические росписи и пальметты или базирующийся на них орнамент. Животные появляются редко и лишь в схематическом изображении. На Ибице в росписи встречаются лотос и типично греческая пальметта, а также пунический полумесяц и диск. Эти изделия обнаружены на многих археологических площадках и, вероятно, производились в различных местах. В целом они не создают впечатления произведений искусства. Учитывая гладкую поверхность скорлупы страусиного яйца, очень удобную для росписи, можно было бы ожидать более художественного исполнения.


    Рис. 77. Блюдо из расписанной скорлупы страусиного яйца.

    Сте-Моник, Карфаген. Ширина около 0,07 м. III век до н. э.


    ФИНИКИЙСКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

    Отличить восточное ювелирное искусство от западного так сложно, что лучше рассмотреть все его образцы вместе. Столь мелкими предметами очень удобно было торговать и странствующим купцам. Хотя иногда на западе, особенно в Испании, явно проступает местное происхождение ювелирных изделий, мы зачастую не можем утверждать, был ли именно этот предмет сделан в Леванте или в каком-то другом районе Средиземноморья. Вполне вероятно, что по меньшей мере до V века до н. э. большая часть ювелирных изделий создавалась в Финикии, на Кипре либо в Египте. Поразительное сходство дизайна и техники заставляет предположить, что эти предметы производились недалеко друг от друга.

    Большинство финикийских ювелирных изделий, дошедших до наших дней, – золотые: серебро редко выдерживает соленую среду прибрежных городов, а бронза главным образом использовалась для предметов повседневного обихода, таких, как фибулы (застежки) (не так часто встречающиеся на финикийских территориях, как в Греции и Италии), простые браслеты, серьги и кольца. Однако золотые ювелирные изделия встречаются часто и выполнены очень изящно. В рамках данной работы мы можем отметить лишь основные стили и проиллюстрировать их несколькими избранными образцами.

    Финикийцы научились ювелирному искусству частично от микенцев и частично от египтян. Они прекрасно владели техникой гравировки и зерни, распространенной в VII веке и в Этрурии. Возможно, этруски напрямую заимствовали эту технику у финикийцев. Хотя изучение ювелирной техники может нам помочь, главным образом стиль отличает финикийцев от их современников. Мы уже знаем, что финикийский стиль в других ремеслах, например в резьбе по слоновой кости, характеризуется смесью египетских, микенских и ассирийских или других азиатских мотивов. В изделиях проявляется склонность к геометрическим, растительным рисункам и изображениям животных, а если появляются человеческие фигуры, то они становятся самой слабой частью всей композиции.

    На восточных площадках встречается очень мало ювелирных изделий интересующего нас периода. Среди этих редких образцов мы можем упомянуть красивую, однако не очень изысканную серьгу с зернью из Марата в форме пиявки, вероятно изготовленную не позже VI века до н. э. Серьга и несколько других очень похожих предметов из Карфагена и Тарроса также, вероятно, имеют восточное происхождение и были созданы финикийцами в Дельте, поскольку египетский сокол занимает на них господствующее положение. По времени они совпадают с изделием из Марата.


    Рис. 78. Золотой кулон и серьги. Дуимес, Карфаген. Высота (а) 0,022, (b) 0,039, (с) 0,056, (d) 0,044 м. Конец VIII-VI век до н. э.


    Крохотные золотые фигурки-подвески также, возможно, изготовлены на востоке. Шесть из них с Кипра; происхождение седьмой неизвестно, но они настолько похожи, что явно принадлежат к одной группе. Они имеют две петли сзади. Майрс считает, что они изображают мать-богиню, тогда мужские фигурки, очевидно, изображают верующих. Все они исполнены в типично египетско-финикийском стиле и датируются VII или VI веком до н. э.

    В кипрской золотой пластинке с изображением двух мужчин в колеснице и двух женщин в высоких головных уборах над ними очевидны финикийские черты. На Кипре также найдено много более простых серег, похожих на обнаруженные в Карфагене (рис. 78b-d).

    Из западных образцов обращает на себя внимание ранний предмет с Мальты. Это маленький фрагмент кожи, покрытый золотой фольгой с вытисненным на ней очень красивым финикийским узором с двумя грозными грифонами с многократными пальметтами по бокам и крылатым диском сверху. Мы видели такой узор на других произведениях искусства, например на алебастровом рельефе из Арада, однако здесь он выполнен очень изящно и с большим вкусом. Видимо, этот артефакт был частью украшения деревянного ларца или церемониального одеяния. Его нельзя датировать позднее чем VII веком до н. э.

    В захоронениях Карфагена и Тарроса на Сардинии найдено много круглых подвесок с прекрасной зернью, таких, как два кулона из Дуимеса, оба с крылатым диском, полумесяцем и диском и двумя уреями (рис. 78а). Детали разнятся, но зернь и гравировка превосходного качества. Более простые диски этого типа и маленький кулон с головой Хатор мы видим на двух ожерельях из Тарроса. На более простых дисках иногда имеется надпись, как и на известном кулоне Ядамилка (рис. 35) из Дуимеса. Более изящный кулон из Тарроса, в котором чувствуется сильное египетское влияние, выполнен в форме бюста Исиды-Астарты, сжимающей руками груди, в любопытном головном уборе с рогами (рис. 79). Все эти кулоны, за исключением, вероятно, последнего, явно западные и вполне могли быть сделаны в Карфагене.

    Несомненный образец восточной работы этого раннего периода, найденный на западе, – известный браслет из Тарроса, состоящий из шести звеньев с финикийскими пальметтами или лотосами, с пластинками-амулетами на концах. Узор вытиснен и украшен зернью и гравировкой высочайшего качества. Концы соединены парой серебряных проволочек, частично утерянных в связи с коррозией. Не менее прекрасен образец, найденный в Кальяри, с центральной пластинкой, украшенной крылатым скарабеем с головой сокола.


    Рис. 79. Золотая серьга с бюста Исиды-Астарты из Тарроса. Сардиния. Высота около 0,045 м. VI или V век до н. э.


    Серьги очень разнообразны. Некоторые попроще имеют форму мальтийского креста, или коробочки-подвески, или желудя (рис. 78b – d). Прекрасная пара из Тарроса заканчивается стеклянными украшениями, имитирующими сферические глаза-бусины.

    В ранних захоронениях Карфагена и Тарроса встречается множество серег более сложного дизайна. Пара с соколом и коробочкой, свисающей с кольца «пиявки», найдена в могиле 6 в Тарросе; в могиле 8 вместе с браслетом-пальметтой найдена серьга в форме двойной пекторали Хоруса, из которой свисает вазочка, украшенная зернью. Похожие, но более простые серьги попадаются в захоронениях Дуимеса в Карфагене. Особенно хороша серьга из Тарроса, состоящая из трех частей: стилизованной пекторали[45] Хоруса, сокола и изысканной вазочки-подвески.

    Видимо, там находился магический текст, как в многочисленных полых подвесках, встречающихся на многих западных археологических площадках. Два прекрасных золотых образца имеют форму колонн: одна увенчана головой льва, а вторая – головой быка. Все имеют подвесное кольцо, и некоторые были найдены на ожерельях. Два изделия из Карфагена и Сардинии имели металлические пластинки (рис. 80) с длинными магическими рядами египетских богов и символов, сходных с египетскими фризами на стенах храмов Дендереха и Эдфу. На двух пластинках сохранились маленькие пунические надписи, и это позволяет предположить, что финикиец, создавший их в Карфагене, рабски подражал египетским прототипам. Кулоны из ценного металла датируются VII, VI или V веком до н. э.: этот стиль сохранился, хотя и в изделиях из более простых металлов и даже фаянса, до III века до н. э.

    История финикийского ювелирного искусства в Испании иллюстрируется сокровищницей из Ла-Алисейды, даже если не все драгоценности финикийские. Не все ученые соглашаются с тем, что сокровище датируется VII или – самое позднее – VI веком до н. э. Все предметы из «сокровища Алисейды» высочайшего качества. Ничего подобного не обнаружено ни на одной западной территории, относящейся к сфере финикийского влияния. В «сокровищницу» входят:

    1. Пояс 68,3 см длиной и 7,1 см шириной из нескольких отдельных пластин, из которых сохранились не все. Пластины выполнены в технике зерни и тиснения. Узор представляет повторяющиеся упрощенные финикийские пальметты, мужчину, борющегося со львом, и грифона с поднятой лапой и смотрящего вправо.


    Рис. 80. Серебряная полоска-амулет. Таррос, Сардиния. Ширина около 0,015 м. VI или V век до н. э.


    2. Пара серег, диаметром 8 см каждая, типа «пиявка», с кольцом из ажурных цветков лотоса с соколами, чередующимися цветами, похожими на пальметты. Предметы покрыты тончайшей зернью. На концах дуги проволока для протыкания мочки уха, и, кроме того, серьги имеют маленькую цепочку, чтобы накидывать на ухо для большей безопасности. Бланко отмечает, что в этой паре древний ювелир проявил необыкновенную виртуозность и художественный вкус.

    3. Диадема длиной 20 см из пластин, розеток и сферических подвесок на цепочках между треугольными конечными пластинками. Здесь проявляется различное влияние, не только финикийское. Сравните с розетками и сферами с финикийскими завитками в центре конечных пластинок.

    4. Пара браслетов в форме почти сомкнутого кольца диаметром 6,6 см и 2 см шириной. Центральная полоса представляет изящные ажурные спирали, оконечные пластины имеют пальметты над крупным узором из лотосов и украшены зернью.

    Кроме этих великолепных изделий, стеклянных предметов, о которых мы уже упоминали, и двух металлических посудин, в сокровищнице находились три ожерелья из золотых бусин и подвесок, включая несколько ящичков-амулетов, два полумесяца и диски (и те и другие – типично финикийские), множество колец, включая прекрасное золотое кольцо-печатку неправильной формы с аметистовым скарабеем (рис. 81) с выгравированными двумя божествами, сидящими перед алтарем. Алтарь заканчивается пальметтой и крылатым диском. Скарабей и его оправа свободно поворачиваются в кольце, которое носили не на пальце, а на шнурке на шее.


    Рис. 81. Рисунок на аметистовом скарабее с кольца-печатки, из «сокровищницы Алисейды». Длина 0,022 м. VII или VI век до н. э.


    Хотя некоторые из этих украшений, например кольцо-печатка, чисто финикийские, другие, хотя и имеют много финикийских элементов, несут отчетливые следы иноземного влияния. Ожерелья, возможно, карфагенские, а кольцо-печатка – из Финикии, однако другие предметы, по мнению Бланко, тартессийские, то есть принадлежат культуре, к тому времени впитавшей в себя местные и восточные традиции. Именно этого и следовало ожидать, поскольку финикийское господство над внутренними районами Испании в те далекие годы не было подавляющим: поселения финикийцев были всего лишь торговыми факториями, не требовавшими подчинения, и только оказывали художественное и культурное влияние на местное население территорий, где им дозволялось жить.

    В Гадесе, главной колонии в Испании, найдено очень мало ранних ювелирных изделий. Исключение составляет лишь серия, найденная в 1887 году в могиле около антропоидного саркофага. Серия состояла из двух колец (одно – с оправленным агатом-печаткой, на котором изображена женщина с кувшином и цветочной ветвью), двух серег и короткого ожерелья из бусин и розеткой-подвеской карфагенского стиля. Серия, видимо, относится к концу VI века, но, судя по дате захоронения саркофага, скорее – к V веку до н. э. Серьги в форме круглых колец, выполненных в технике филиграни и зерни с рельефной розеткой, часто встречаются в могилах Гадеса и датируются приблизительно VI веком до н. э.

    В дизайне более поздних пунических ювелирных изделий проявляется такое сильное греческое влияние, что их не стоит обсуждать в рамках финикийского искусства. Однако греческие мотивы сопровождаются символом Тиннит – полумесяцем и диском или другими финикийскими эмблемами. Это доказывает, что даже если эти изделия создали греки, то работали в Карфагене или каком-либо другом пуническом центре.

    ФИНИКИЙСКИЕ ПЕЧАТИ И СКАРАБЕИ

    Наряду с ювелирными изделиями в финикийских могилах находят печати и скарабеи. К началу железного века существовало два основных вида ближневосточных печатей: цилиндрическая и печатка. В Месопотамии печатка в этот период постепенно вытесняла цилиндрическую печать, но последняя еще не вымерла и сохранялась в регионе до персидского периода. Однако в Финикии к началу 1-го тысячелетия до н. э. цилиндр практически вышел из моды. Несколько цилиндрических печатей начала 1-го тысячелетия обнаружены на восточных финикийских территориях, как на Кипре, так и на материке. Печати родственны современным им сирийским образцам и по большей части довольно неинтересны. На западе небольшое число найденных печатей датируется не позже VII века до н. э. и явно импортировано с востока (не обязательно из Финикии). Цилиндрическая печать применялась для опечатывания глиняных табличек, пока еще они были мягкими и рисунок легко накатывался. Когда глиняные таблички вышли из употребления в Финикии (в Персии они сохранялись по меньшей мере до конца IV века до н. э.) и для письма стали употребляться папирус или пергамент, надобность в цилиндрических печатях отпала и они быстро исчезли.

    На востоке с исчезновением цилиндров популярными и преобладающими типами печатей стали скарабей, скарабоид и коноид. Однако популярный азиатский коноид, видимо, не распространился на запад, и на западных финикийских раскопах VII века до н. э. и более поздних мы находим скарабеи и скарабоиды. Сначала они были по стилю в основном египетскими; большинство, если не все, были произведены в Египте, и эта египетская фаза длилась до конца VI века до н. э.

    Шесть скарабеев и скарабоидов, пять с восточных площадок и один неотождествленный, датируются временем с IX по V век до н. э. и хорошо иллюстрируют этот период. Только один из них – чисто азиатский по стилю, и нет ни одного греческого. Затем стало преобладать греческое влияние, и узоры скарабеев последовали за новой модой. В истинно греческом стиле выполнены два образца. Однако все еще встречались и чисто финикийские печати, например два скарабея с Сардинии: на одном царь атакует льва, на другом царь или Баал сидит на троне перед горящим жертвенником (рис. 82).


    Рис. 82. Два скарабея с Сардинии с рисунками а) Царь, атакующий льва, и b) Царь или Баал, сидящий перед жертвенником. V или IV век до н. э.


    По составленной Синтасом таблице, в Карфагене скарабеи и скарабоиды VII и начала VI века выполнялись из фаянса в египетском стиле; с VI до начала IV века также преобладал египетский стиль, но в качестве материала использовались твердые камни (особенно сердолик), стекло, фритта (стеклянная масса) и фаянс; с конца V по начало III века были популярны скарабеи с Сардинии из зеленой яшмы греческого или чисто финикийского стиля, а затем они были окончательно вытеснены скарабеями и скарабоидами из фаянса или фритты в декадентском смешении стилей. Подобные преобразования происходили и на западе, так что скарабеи прекрасно помогают датировать захоронения и различные клады.

    Предполагается, что на Сардинии существовали мастерские по изготовлению скарабеев из зеленой яшмы, поскольку именно там их обнаружено очень много, включая и незавершенные образцы. Их часто встречающийся греческий стиль, по моему мнению, противоречит сардинскому происхождению большинства из них, ибо к этому времени карфагеняне очень ревностно контролировали Сардинию. Скорее следует предположить, что скарабеи из зеленой яшмы изготовлялись в Карфагене и на Сицилии. Однако там не найдено мастерских, где могли бы изготовляться эти маленькие печати-амулеты. Может быть, некоторые пришли даже с востока.

    Печатки носили оправленными в кольцах или подвешенными к ожерельям либо браслетам. Не все они использовались как печати. Однако по меньшей мере скарабеи, оправленные в золотые или серебряные кольца и легко поворачивающиеся, имеют отношение к сфрагистике (науке о печатях и печатках) и не были просто украшениями или амулетами.

    Даже используя их как печати, владельцы часто довольствовались рисунком и не наносили на них свои имена. Однако на некоторых скарабеях, как восточных, так и западных, есть финикийские именные надписи. И когда мы встречаем надпись, то можем быть уверены, что этот предмет – печать, а не просто амулет.