• ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ В АНГЛИЙСКОМ МАСОНСТВЕ
  • ПОСЛЕДУЮЩАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ ЛОЖ АНГЛИИ, ШОТЛАНДИИ И ИРЛАНДИИ
  • Глава VII

    ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ В АНГЛИЙСКОМ МАСОНСТВЕ

    Многолетнее соперничество Великих Лож Англии сопровождалось такими яростными нападками, что некоторые исследователи даже назвали это время «великим расколом».

    Исследования Генри Садлера в архивах Великой Ложи доказывают, что вторая Великая Ложа была основана ирландскими масонами, поселившимися в Лондоне. В 1751 году эти ирландские масоны учредили организацию, которую обозначили как «Великую Ложу Англии в соответствии с древними установлениями». Сами же стали называть себя древними, членов старшей Великой Ложи называли современными.

    Они заявили, что члены старшей Великой Ложи внесли изменения в церемонии примерно в 1730 году, но сами остались преданными древним правилам, знакам и обычаям ордена.

    Сам Лоуренс Дермотт заявлял, что «Древние ложи, известные как свободные и принятые масоны, действовавшие в соответствии с древними институциями, и современные, известные как свободные масоны Англии, хотя и схожи в названии, однако настолько сильно различаются в устройстве, церемониале, знаниях, языке масонов и установках, что представляют собой два особых общества, полностью независимые друг от друга».

    В 1756 году древние масоны начали использовать «Книгу Конституций» под названием Ahiman Rezon, которую приняли все масоны в Англии и Америке, следовавшие за древними учениями, в то время как члены современной или постоянной Великой Ложи придерживались Конституций Андерсона, впервые опубликованных в 1723 году.

    Е. Хокинс пишет: «Каковы были точные различия в ритуалах древних и современных масонов, невозможно обнаружить, из их эзотерического характера следует, что они общались только устно. Однако несколько приблизиться к их истинной сущности и определить ее можно благодаря тому влиянию, которое следует из случайных выражений, делаемых защитниками каждого в ходе их длительных и обычно резких дебатов».

    Уже говорилось о том, что регулярная Великая Ложа постановила внести изменения в способы распознавания лож вследствие публикации книги Самуэля Причарда «Масонство в разрезе». Согласно общепринятому мнению, эти перемены представляли собой простое преобразование некоторых слов, то, что было первым, становилось вторым, и то, что являлось вторым, оказывалось первым.

    Вот почему доктор Дэлхо из Южной Каролины, составитель Ahiman Rezon, который сам устроил древнюю ложу и был знаком с обеими системами, заявляет: «Истинное различие между ними оказывалось не большим, чем должно проявиться в споре, когда рассуждают о том, где следует поместить перчатку, с правой или с левой стороны».

    Похожее испытание, связанное с характером перемен, представлено в обращении к герцогу Этоллу, Великому Мастеру Великой Ложи древних, в котором говорится: «Умоляю позволить спросить, действительно ли два человека, стоящие в зале собраний гильдий в Лондоне одни лицом к статуям Гога и Магога, другие – обратившись спиной к ним, могут полноценно спорить об их положении, о том, что Гог должен быть справа, а Магог слева.

    Подобное и более незначительное отражает только вздорный характер спорящего, причем не иначе как связанный с желанием узурпировать власть и способствовать открытому и явному нарушению руководств, которые они торжественно установили, и с помощью любых мыслимых уловок увеличить свои ряды».

    Бесспорно, что относительное положение столбов и присвоение их имен оказывались теми косвенными знаками, на которые и ссылались в качестве доказательств. Они произошли благодаря переменам, инициированным Великой Ложей современных, переставивших оригинальный порядок, существовавший до перемен и продолжающий сохраняться в европейских ложах.

    В своем исследовании «Масоны в фактах и выдумках» Генри Садлер четко показывает, что в членстве новой масонской организации наблюдается большая ирландская составляющая. Ведь Лоуренс Дермотт, назначенный их Великим Секретарем и затем ставший избранным Великим Мастером, сам являлся ирландцем.

    Он родился в 1720 году в Ирландии, был посвящен в 1740 году, введен в Мастера под № 26 в Дублине в 1746 году и в том же году стал масоном Королевской Арки. Вскоре после этого он приехал в Лондон и стал работать наемным маляром. Он присоединился к современной ложе в 1748 году, но впоследствии стал древним. В 1752 году стал Великим Секретарем, с 1771 по 1777 год являлся заместителем Великого Мастера и затем был им снова с 1783 по 1787 год и спустя четыре года после этого умер.

    Хокинс пишет: «То, что он начал свою карьеру в Лондоне как маляр, работавший по двенадцать часов в день на своего Мастера, позволило ему преподнести несколько ценных подарков в Великую Ложу, хотя в поздних записях его представляют как торговца вином».

    Что же касается местных законов, то была принята ирландская модель, и, как сообщается в протоколах, это случилось 1 апреля 1752 года.

    «Копия местных законов для частных лож, – как записано последним Великим Секретарем, – была прочитана и сравнена с копией Дермотта из его прежней ложи, № 26, в городе Дублине. И последний считает самым корректным единогласное решение, что самая истинная копия должна быть принята и признана как законы для частных лож в будущем. Он публично приносит благодарность братьям Филиппу Махлохлину и Дж. Моргану за их добрые намерения и труды по восстановлению бывших законов».

    Первые Конституции древних были также привнесены из Ирландии, печати древних и Великой Ложи Ирландии были почти одинаковыми, и на небольшой ирландской печати изображена рука, удерживающая лопатку, – этот символ обычно использовался ложей Древних.

    В своих руководствах они также следовали за Ирландией. Первые из известных датируются 16 ноября 1772 года, печать прикреплялась, размещаясь на двух полосках узкой ленты голубого и золотого цвета, как на старых ирландских печатях. Тогда как современные никогда не использовали ленты для печатей на своих предписаниях. Ирландская система регистрации номеров использовалась древними, в то время как современные не принимали ее более тридцати лет.

    Стайлер утверждает: «Ясно, что первый перечень древних и ранние из существовавших перечней Великой Ложи Ирландии почти одинаковы, в то время как современные использовали различные системы». В протоколе древней Великой Ложи от 1 марта 1758 года встречаем следующее: «Слышал о письме Джона Колдера (В. С. [Великий Секретарь. – Ред.]) в Дублине, в котором он уверяет, что Великая Ложа Ирландии точным образом пересекалась с древней Великой Ложей в Лондоне, обещая сохранять постоянное соответствие с ней. Вынесли распоряжение, что Великий Секретарь должен составить ответ в самом уважительном и доброжелательном тоне, где выразит общую благодарность Великой Ложи, донеся до них, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы способствовать благосостоянию сообщества в целом».

    Садлер также сообщает о сноске, добавленной к протоколу Великой Ложи от 27 декабря 1755 года, где Дермотт заявляет: «В этом, 1755 году современные масоны начали использовать сертификаты, хотя древние масоны имели гарантированные сертификаты с незапамятных времен».

    Снова встречаемся с различиями, ирландская и древняя Великая Ложи печатали сертификаты на латинском и английском, в то время как современные никогда не поступали подобным образом. Все эти и многие другие совпадения должны доказать, что у древних было ирландское происхождение и что они не восходят к оригинальной Великой Ложе Англии.

    Окончательный и, как нам кажется, убедительный аргумент приводится Садлером в виде письма Джеймса Хезлтайна, в то время Великого Секретаря современных, подписанного «д-р [доктор] палаты общин, 8 августа 1769 года». Оно адресовано мистеру Дж. Стейблу из Уайтхейвена, наводившему у него справки в связи с древними.

    Хезлтайн, естественно, выражает сильное неодобрение как ими самими, так и их деятельностью и выказывает свое мнение по поводу их социального положения или манеры поведения. Он выдвигает любые обвинения, какие только можно. «Однако следует заметить, – пишет Садлер, – что слова „отделяться“ или „раскол“ не встречаются в его длинном и тщательно составленном документе, в равной степени его автор даже не намекает, что к ним соответственно следует применить эти понятия».

    Древние утверждали, что только они сохранили древние догматы и действия масонов, что постоянные ложи переработали знаки и внесли новшества. Как пишет Дермотт, у них также имелись собственные отметки. Он также говорит: «Современный масон может спокойно сообщать все свои тайны древним масонам, но древние не могут похожим образом спокойно сообщать свои тайны современным масонам без соответствующих церемоний. Происходит так же, как с наукой, которая способна понимать искусство, но искусство не способно понимать науку. Даже если древнее масонство и содержит нечто ценное для современных, то, как и многие другие вещи, оно не может быть обнаружено без дополнительных усилий».

    Не приходится сомневаться в том, что отмеченные различия происходили из-за перемен, связанных с появлением третьей степени и введением Королевской арки.

    Древние оказались весьма расторопными и смогли внедрить масонство в европейские страны и в Америку, где организовали несколько Провинциальных Великих Лож, включая и те, что находились в Массачусетсе, Пенсильвании, Нью-Йорке, Вирджинии и Южной Каролине, где их ложи назывались древними Йоркскими ложами.

    Должны признать, что современные внесли новации в ритуалы, но весьма вероятно, что они были сделаны вследствие потока поддельных публикаций, появившихся примерно в то время, и предназначались отличить обманщиков от истинных членов братства.

    Графу Блесингтону удалось занять место Великого Мастера в 1756 году.

    Как уже говорилось, «классический союз с древней Великой Ложей в Англии» был установлен Великой Ложей Ирландии в 1758 году. Третий герцог Этолл был Великим Мастером древних с 1771 по 1774 год, четвертый герцог – с 1775 по 1781 год и снова с 1791 по 1813 год. Первый являлся Великим Мастером Шотландии в 1773 году, когда entente cordiale (дружеские отношения. – Пер.) установились между двумя Великим Ложами под его юрисдикцией. Последний был таковым в 1778 году.

    К концу столетия, где бы ни находился английский гарнизон, авторитет древней, или, как ее чаще называли, Великой Ложи Этолла медленно, но очевидно возрастал, в то время как престиж более старой Великой Ложи Англии устойчиво снижался. К концу 1789 года и под влиянием, которое Великая Ложа Этолла и Ирландская «Странствующая ложа» распространили как в Старом, так и в Новом Свете, движение к союзу с современными началось, но было подавлено на декабрьском собрании Великой Ложи в 1797 году. [Здесь завершается обновление этой части работы.]

    ПОСЛЕДУЮЩАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ ЛОЖ АНГЛИИ, ШОТЛАНДИИ И ИРЛАНДИИ

    Возвращаясь к более старой Великой Ложе Англии, позвольте мне сказать, в связи с рассуждением о переходе от древних к современным, что мы установили, что в 1761 году, во времена пребывания лорда Абердура в качестве Великого Мастера, Великая Ложа всей Англии в Йорке пробудилась из сонного состояния, длившегося неопределенное время, и проводила собрания в течение длительного периода.

    Похоже, что руководства по поводу десяти подчиненных лож создали Великую Ложу античности и распознаваемые пять степеней масонства: три уровня искусства, Королевскую Арку и рыцарей-тамплиеров. Протоколы заканчиваются в 1792 году, существует свидетельство, из которого можем сделать вывод, что Великая Ложа Англии продолжала функционировать вплоть до начала XIX века.

    То, что мистер Хьюэн ярко обозначил как «разрушительный вымысел древних», являвшихся Йоркскими масонами, встречается иногда и в других отсылках. В Ahiman Rezon 1756 года указаны такие же предписания для благотворительности, «как принятые в Ирландии и Йоркскими масонами в Англии». На самом деле не приходится сомневаться в том, что древние хотели, чтобы их рассматривали как Йоркских масонов, хотя и без всяких на то оснований.

    Лорд Блейни стал Великим Мастером старейшей Великой Ложи Англии в 1764 году, во время его правления герцоги Йорка, Камберленда и Глостершира, сыновья Фридриха, принца Уэльского, стали членами общества. Известно, что все сыновья Георга III, кроме герцога Кембриджского, числятся среди королевских франкмасонов позднего времени.

    По итогам голосования в Великой Ложе в 1769 году приняли решение, что общество должно объединиться, но это намерение предали забвению в 1771 году. Новый зал открыли на Грейт-Куин-стрит, а здание отдали масонам в 1776 году. В следующем году разразился диспут между членами древней ложи, старшей в списке, затем перешедшей в Великую Ложу, в результате чего произошел раскол, продолжавшийся на протяжении десяти лет.

    Уильям Престон и десять других членов были исключены из общества в 1779 году. Они заявляли, что проводили политику настоящей ложи античности со времени своей отставки из Великой Ложи. Со временем ситуация уладилась и все вернулось на круги своя, в 1789 году ложа античности замаскировалась как Великая Ложа.

    Последняя «Книга Конституций», содержавшая «Историю масонства со времен создания», была опубликована в 1784 году. В 1790 году лорд Роудон, известный как рыцарственный граф Мойры, был назначен действующим Великим Мастером, вначале как герцог Камберленд, впоследствии как принц Уэльский.

    В 1799 году парламент постановил, что все общества, от членов которых требовали принимать какие-либо клятвы, являются противозаконными, а их членов следует подвергать штрафам. Перед прохождением через комитет билль во многом удалось смягчить, благодаря объединенным усилиям графа Этолла и лорда Мойры.

    В конечном счете закон сформулировали так, чтобы оставить в целости все ложи франкмасонов, пошедшие на уступки. Первое ясное предложение соперничавших Великих Лож к объединению имело место в 1797 году.

    Следующая попытка повлиять на объединение двух сообществ пришла с противоположной стороны и тотчас прекратилась, ибо вскоре стало очевидным, что объединение разных организаций английских франкмасонов произошло на основе вынужденного соглашения. В то же время стало очевидным, что неправильно направляемые усилия правящих органов на некоторое время замедлились.

    В период неопределенности двух Великих Лож преобладало представление о нуждающемся братстве, которое допускало, чтобы степени одной системы проходили через церемонии второй раз в другой ложе. Правда, так происходило не везде. Часто в древней ложе бизнес считался современным, и, как часто случалось в регулярной ложе, деятельность протекала точно так же, как и в древней. Действительно, встречаются примеры, когда благодаря разделенному союзу члены ложи следовали предписаниям из обеих Великих Лож, встречаясь то тут, то там по принципу случайности.

    Например, степень Королевской Арки существовала в обеих системах, так якобы преданные масоны двигались в сторону древних. Отношения соперничества с более старой Великой Ложей оказались одним из поводов для ее непризнания, но ведущие Великие Офицеры были яростными сторонниками данной степени.

    Однако все различия, существовавшие между двумя отделениями английского сообщества, исчезали, когда дело касалось благотворительности. Свидетельством служат бесконечные учреждения королевских масонских организаций для девочек, основанных титулованными современными в 1788 году, и королевских масонских институтов для мальчиков, основанных в соответствии с настоящим дружеским соперничеством спустя десять лет братьями противоположного лагеря.

    После некоторого перерыва возобновились переговоры, связанные с союзом, во время которых стороны обменивались взаимными обвинениями, к счастью, в итоге на заседании постоянной Великой Ложи было заявлено:

    «Заявляем, что сим Великая Ложа соглашается с точкой зрения, что Благотворительный комитет более не настаивает на тех мерах, к которым прибегали ранее или примерно с 1739 года в отношении к нерегулярным масонам, чтобы способствовать обращению нескольких лож к древним знакам общества».

    Союз соответственно определил направление, создав особое отделение, названное «Ложей пропаганды», «для обнародования древних знаков общества и наставления сообщества в таких вопросах, которые необходимо знать всем в соответствии с подчинением Резолюциям, предписанным Великой Ложей 12 апреля 1809 года». В результате в 1810 году установили, что церемония инсталляции стала поворотным пунктом, и Мастера лондонских лож теперь должны «считаться постоянными руководителями Братства».

    Признавались три действительные, или первоначальные, степени масонства, с исключением возможности выбранных двух систем связи передавать тайны; ритуалы же соперничавших братств полностью совпадали.

    В опубликованных протоколах ложи находим сообщение о «реставрации истинных слов каждой степени», в котором говорится также о фактическом одобрении методики деятельности древних, основанной на предполагаемых доказательствах современных, окончательно вернувшихся к старым приемам. Сам я рассматриваю описываемое с совершенно иной точки зрения и полагаю, что оно, очевидно, указывает на перемены, случившиеся в первый и единственный раз «в установленной форме» ранних Великих Лож.

    12 мая 1813 года принц Уэльский объявил об отказе от переизбрания, в качестве его преемника утвердили герцога Суссекса.

    В ноябре того же года герцог Этолл подал в отставку в пользу герцога Кентского. Последний занял место председателя древней Великой Ложи 1 декабря, и на следующий день, День святого Иоанна, франкмасоны Англии вновь объединились в единое общество. Тогда образовалась единая Великая Ложа, и после завершения своей деятельности по предложению герцога Кентского герцог Суссекский был единогласно избран «Великим Мастером объединенной Великой Ложи древних масонов Англии», и его королевское высочество, получивший одобрение братства, принес клятву.

    В соответствии со статьями Союза:

    II. «Устанавливается, что истинное древнее масонство состоит из трех степеней и не более, то есть поступающего Ученика, Товарища Братства и Мастера-масона (включая и из высшего ордена священной Королевской Арки)».

    V. Ради установления единообразия деятельности учредить «Ложу согласия», состоящую из девяти братьев от каждой ложи в качестве экспертов, чтобы те смогли «заставлять, направлять и совершенствовать Мастеров, бывших Мастеров, Хранителей и членов» лож «обеих форм».

    VII. Существующие бывшие Мастера получали компенсацию от Великой Ложи, но те, кто впоследствии проходил квалификацию, должны были только посещать каждую ложу. Привилегии тем не менее распространялись на всех бывших Мастеров в 1818 году.

    VIII. «Первые две ложи, находившиеся под управлением каждой Великой Ложи, должны были претерпеть многое, чтобы стать первыми, из них одна должна была стать № 1, другая отступить и стать № 2, остальные же ложи расположиться ниже соответственно». В результате Великие Мастера, вышедшие из ложи древних, наделялись более высоким положением в общем списке. Ложе древности, одной из основателей Великой Ложи 1717 года, пришлось согласиться с тем, что она займет второе место.

    Оставшиеся 359-я и 641-я ложи от выигравшей и проигравшей лож «впоследствии чередовались». Однако поскольку многие ложи в каждой из систем перестали существовать, только 647 вошли впоследствии в Союз, включающий Великую Ложу Стюартов, продолжавшую оставаться во главе списка, но без номера.

    В 1815 году появились новая «Книга Конституции» и «Руководство относительно Бога и веры», в которых говорится следующее: «Пусть каждый человек верит и поклоняется тому, чему он хочет. Чтобы его не могли исключить из ордена, он обязан верить в божественного создателя неба и земли и соблюдать священные правила морали».

    Выдающуюся работу провела «Ложа согласия», о чем свидетельствуют записи в официальных отчетах. Она заседала во время сентябрьских дел 1816 года, когда «Великая Ложа поблагодарила Мастеров, Офицеров и братьев за их неустанные поиски и усилия ради дела франкмасонов».

    В 1817 году два великих руководства Королевской Арки объединились.

    В 1834 году ложи предприняли попытку заняться благотворительностью в пользу пожилых франкмасонов. В результате приняли «Схему приюта». В 1842 году начал организовываться ежегодный фонд для мужчин, затем в 1849 году он распространился и на вдов франкмасонов, они функционировали независимо до объединения в единый приют в 1850 году.

    Продолжавшего председательствовать вплоть до своей смерти герцога Суссекского сменил в 1843 году первый граф Зетланд. Спустя четыре года в декларации, подписываемой кандидатами во время их инициации, слова «свободный человек» сменились «свободно рожденный».

    5 марта 1856 года состоялась встреча Великой Ложи, где единодушно постановили:

    «Масонские степени и знаки не являются вариантами древних знаков сообщества, степени добавляются и образуют часть сообщества масонов, и это должно быть обсуждено во всех постоянных подтвержденных ложах в соответствии с такими предписаниями… которые санкционируются Великим Мастером». Однако резолюцию отклонили, когда протоколы принесли для подтверждения в следующем квартале.

    В тот же год в Лондоне учредили Великую Ложу масонского знака, хотя ее не признали Объединенной Великой Ложей сообщества. Тогда и находим среди конфликтующих законов различных Великих Лож, что в Англии Королевскую Арку признали, а знак – нет. В Шотландии Королевскую Арку – нет, а знак признали, в Ирландии их признали обе ложи. Самая первая из известных отсылок о степени знака встречается в протокольной книге Королевской Арки Портсмута в замке от 1 сентября 1769 года.

    В 1870 году лорд Зетланд вышел в отставку из Великого Востока, его преемником стал граф де Грей и Рипон, который, однако, со временем стал католиком, выйдя из масонов в 1874 году. Тогда должность Великого Мастера принял принц Уэльский, посвященный королем Швеции в 1869 году; предполагаемый наследник трона был возведен под аплодисменты обширного собрания британских масонов в 1875 году.

    Спустя два года герцоги Коннахтский и Олбанский были облечены полномочиями Старшего и Младшего Великих Смотрителей соответственно. В 1885 году принц Альберт-Виктор, старший сын принца Уэльского, был посвящен лично Великим Мастером. После своего водворения на трон король Эдуард VII сложил с себя полномочия Великого Мастера. Его сменил герцог Коннахтский, милостиво согласившийся выступить и в роли покровителя сообщества.

    После его смерти в 1910 году король Георг V стал покровителем институтов для мальчиков и девочек, в то время как королева Мария стала главной патронессой, а королева Александра – патронессой института для девочек. Принца Артура Коннахтского посвятили в 1911 году.

    В 1913 году Великая Ложа приняла коллекцию исторических документов Кроу – собрание предписаний, дипломов и т. д., уникальный результат почти тридцатилетних обширных поисков и исследований.

    В августе 1916 года на Фолхем-роуд открылся франкмасонский военный госпиталь. Он проработал до конца войны, а затем был преобразован в масонскую частную лечебницу.

    Особые собрания Великой Ложи произошли в Альберт-Холле 24 июня 1917 года в честь двухсотлетней годовщины образования первой Великой Ложи в мире (в 1717 году) и в 1919 году, чтобы отпраздновать завершение войны. Каждое мероприятие посетило примерно 8000 братьев, прибыло множество депутаций из других англоговорящих Великих Лож, находившихся в колониях и в Америке.

    Связи британской королевской фамилии с сообществом укрепились после инициации его королевского величества принца Уэльского в 1919 году и через небольшой промежуток времени его брата принца Альберта. Количество лож в списке от июня 1920 года составляло 3566. Из них 810 находились в районе Лондона, 2028 – в провинциях и 728 (включая и две в армии) размещались за пределами королевства.


    В Шотландии 30 ноября 1756 года снова избрали Великим Мастером лорда Абердура, что стало первым случаем повторного избрания в этой Великой Ложе. Во время первого срока его пребывания на высоком посту решили, «что Великий Мастер одновременно является членом всех дочерних лож в Шотландии». Использование ложами «раскрашенных многослойных одежд» запретили в 1759 году, в 1768 году Великая Ложа приняла обычай издания дипломов (сертификатов).

    Постепенно внедрялись три масонские степени. В ложе святого Макария в Абердине вплоть до 1775 года из тех 260 членов, которые приняли первую степень, только 137 разрешили получить вторую и третью. Обычай нумерации шотландских лож происходил неофициально, начавшись примерно в 1790 году, а перенумерация произошла в 1816 году после Килвиннингского раскола.

    26 мая 1799 года Великая Ложа постановила, что признает «только три Великие масонские степени – Ученика, Товарища Братства (Подмастерье) и Мастера-масона, который является старшей степенью ордена святого Иоанна».

    Граф Мойра, действительный Великий Мастер Англии и главнокомандующий всеми войсками в Шотландии, присутствовал во время великого избрания 1803 года. «Во время этого вечера граф в элегантной и выразительной манере подробно рассказал о связях Великой Ложи Англии с древними масонами и заявил, что сердца и цели Великой Ложи, к которой он относится, открыты для принятия тех отколовшихся братьев, которые упорствуют и не признают свои заблуждения.

    И хотя Великая ложи Англии отличается в некоторых незначительных церемониях от шотландской, они всегда имели намерение выказать шотландским масонам уважение и признание, которые являются выражением чувств и воодушевления франкмасонов».

    Принца Уэльского избрали Великим Мастером и патроном в 1805 году, лорд Мойра занимал пост действующего (или фактического) Великого Мастера в 1806 и 1807 годах. Во время последнего года из упомянутых произошло урегулирование отношений с ложей Килвиннинга.

    Хотя было достигнуто «взаимное соглашение» лож Шотландии и города Перта, Статуты Шоу 1599 года не были отменены, и возможно, потому, что об их существовании в то время не было известно. В конце концов согласились, что ложа Килвиннинга должна находиться в начале шотландского списка и не иметь номера, а дочерние ложи располагаться в соответствии с датами принятия их уставов.

    Произошедшее обидело ложу Эдинбурга, чье превосходство подтверждалось древностью ритуалов, и породило недовольство, приведшее к новому расколу и угрожавшее одно время целостности Великих Лож. Однако раскол не разгорался вплоть до 1813 года. Спустя четыре года Великая Ложа Шотландии возобновила прежний указ 1799 года относительно ограничения масонских степеней тремя.

    Конституции обновили в 1829 году, а в 1846 году учредили Благотворительный фонд шотландского масонства. В 1859 году освятили и открыли Новый зал масонов на Джордж-стрит в Эдинбурге. В 1872 году Великая Ложа признала церемониал бывших Мастеров, но вовсе не для того, чтобы представить новую степень в масонстве, а для того, чтобы подтвердить ритуал инсталляции Мастера в том виде, каким он использовался в Англии, сняв тем самым расхождения, мешавшие шотландским бывшим Мастерам присутствовать при введении в должность Мастеров в английских ложах. Количество лож в списке в настоящее время составляет 900 человек, 22 ложи находятся в Эдинбурге, остальные – за границей.


    В 1768 году опубликовали новые руководства в целях лучшего управления франкмасонами Ирландии. В них узаконивалось, чтобы «каждый Мастер и Хранитель во время своего первого вступления [в Великую Ложу] выдерживал такое испытание на Великого Мастера… какое назначали» (IX). Далее: «Всем, кого делали масоном тайным образом, противоположным правилам Великой Ложи… не дозволяется заседать ни в какой постоянной ложе, пока подобная ложа сначала не введет его и не проведет через обычные процедуры, как будто ничего другого ранее не совершалось» (XXV).

    Далее: «Армейские ложи, зарегистрированные в этой области, не будут обременяться… ежегодными поборами, кроме тех, что в течение некоторого времени оставались в подчинении Дублину» (XXVI). И далее: «Ни одна армейская ложа в будущем не должна делать любого горожанина масоном, если существует зарегистрированная ложа, где проводятся встречи, ни одна городская ложа не должна делать любого человека, находящегося на службе в армии, масоном, если существует подтвержденная ложа, действующая в полку, войсках или в компании, равно как и в частях, к которым данный человек относится» (XXVII).

    Отмеченные руководства со временем сменились Конституцией франкмасонов, или Ahiman Rezon, опубликованной в 1807 году. Оба Кодекса д-ра Кроули напечатал в своих Coementaria Hibernica. В последнем приведены законы, принятые между двумя публикациями, из которых я привожу следующий отрывок:

    1 октября 1789 года. «Никакие масонские сообщения не могут быть размещены в газете без получения разрешения от Великой Ложи».

    В 1805 году случился раскол в Великой Ложе Ирландии. Он намечался с 1800 года, когда Александр Сетон, беспринципный адвокат, был назначен заместителем Великого Секретаря, но без дополнительного вознаграждения как избранный заместитель Генерального казначея, как он рассчитывал.

    Сетон спровоцировал среди местных зависть, захватил архивы Великой Ложи и объявил помещение Великой Ложи своей собственностью. Многие ложи, находившиеся на севере Ирландии, последовали его примеру, к ним присоединились другие, введенные в заблуждение его лицемерными циркулярами.

    Выдворенный из Дублина в 1807 году после преодоления сильного сопротивления его сторонников, он организовал в Дангенноне раскольническую организацию, названную им Великой Ложей Ольстера. После судебного преследования, обязавшего его возместить ущерб, причиненный Великой Ложе Ирландии, он стал быстро терять свое влияние. Высшие должностные лица, которых он привлек своими неправильными представлениями, отреклись от эфемерной масонской власти. Последний удар был нанесен в 1814 году, когда по соглашению между Великими английской и ирландской Ложами было решено, что они не окажут никакого сочувствия сторонникам Сетона. Настроенные против ложи мгновенно заявили о своем послушании, и Великая Ложа Ирландии мудро и толерантно приняла их раскаяние.

    Особое положение списка ирландских лож проявилось примерно в 1797 году, когда практически в каждой деревне королевства не обходилось без масонского собрания. Однако затем наступил период покоя, и из общего числа членов в 1020 человек в календаре 1816 года только чуть более половины наличествовали (в соответствии с ирландским обычаем) для повторной публикации в новых ложах.

    Ко времени написания данной книги существовало 530 ирландских лож, из которых 59 размещались в Дублине, 43 – за границей и шесть – в армии. Под юрисдикцией ирландской Конституции находились 28 000 членов. Общее же число временных лож доходило по крайней мере до 409, известно, что они были учреждены Великими Ложами Британских островов.

    В заключение заметим, что еще большее количество членов подтверждалось ирландцами и явно отличалось от численности другой Великой Ложи. Влияние этих странствующих лож оказалось огромным. Хотя сама тема лежит вне сферы настоящей работы, она отчасти рассмотрена нами в других исследованиях, в частности в том, что посвящено военным ложам.