Предисловіе

I

Московія! Въ понятіи иностранцевъ, отправлявшихся въ этотъ далекій, загадочный, сн?жный край — центральная ли только Россія? Или и Югъ съ златоглавымъ Кіевомъ, и Архангельскъ рыбный, и Каспій мутноводный, и Сибирь съ пушнымъ зв?ремъ, и Кавказъ?

Все это, вм?ст? взятое.

Границы не были четко очерчены. Гд? кончалась Московія въ представленіи даже ученыхъ географовъ того времени, а т?мъ бол?е въ воображеніи художниковъ, просто туристовъ, искателей приключеній, составителей мемуаровъ?

Границы страны, по которой бродятъ б?лые медв?ди, гд? сн?гъ лежитъ толстой пеленой, гд? люди питаются сырымъ мясомъ и даже по?даютъ другъ друга!

Но туда ?дутъ любознательные и пытливые путешественники: Олеарій, Корбъ, Герберштейнъ и другіе, и понемногу проливается св?тъ на нев?домую страну. Захватывая и вс? окраины Россіи (Сибирь, Кавказъ), путешественники, однако, см?шиваютъ свои представленія о людяхъ, обычаяхъ, костюмахъ, почти отождествляя, наприм?ръ, татарина съ великороссомъ; они искажаютъ и архитектурныя формы: на ихъ рисункахъ главки Василія Блаженнаго и русскихъ монастырей пріобр?таютъ формы куполовъ персидскихъ дворцовъ и самаркандскихъ мечетей.

Но отъ этого экзотическій интересъ ихъ живописныхъ показаній не ослабляется, а напротивъ усиливается. Явно восточнаго типа халаты, м?ховыя шапки, длинные рукава — и тутъ же великорусскія кольчуги и чисто русскіе уборы коней.

Бытъ, жизнь Московіи кажется имъ суровой. Сколько наказаній т?лесныхъ — вис?лицъ! Л?сомъ ц?лымъ стоятъ вис?лицы на площадяхъ, людей живьемъ зарываютъ въ могилы, а тутъ же пышные кортежи, пріемы пословъ, зас?данія Думы Боярской — вотъ картины, проходящія передъ зрителемъ этихъ изображеній. За?зжія экспедиціи и труды отд?льныхъ современниковъ иностранцевъ даютъ богат?йшій матеріалъ, являющійся основой разысканій о Россіи былыхъ временъ.

II

Интересъ къ Россіи, къ ея исторіи, быту, культур?, всюду нарастаетъ; онъ неизб?жно станетъ еще большимъ. Уже и сейчасъ въ Англіи, въ Германіи, въ Чехіи издаются книги о старомъ и новомъ русскомъ искусств?.

То же наблюдается и въ Париж?, гд? усиленно коллекціонируются гравюры и книги, относящіяся къ Россіи.

Изъ числа коллекцій, содержащихъ богатый подборъ книгъ, упомянемъ собранія Апостола, Катенева, Нелидова, Тищенко, Трубецкой, Гревса, Шуваловой и др. Гравюры, изображающія русскую жизнь и русскій бытъ, собираютъ вс?, кто можетъ.

Особенно ц?ннымъ для вопроса, насъ занимающаго нын?, является собраніе П. Н. Апостола, заключающее въ себ? р?дкія изданія Олеарія, Корба, Герберштейна и др. Старательно подобранныя, эти изданія представляютъ собою особую р?дкость за границей, ибо многихъ изъ нихъ не им?етъ даже Парижская Національная Библіотека.

Обзоръ хотя бы трехъ-четырехъ авторовъ изъ собранія Апостола даетъ уже такой богатый матеріалъ для характеристики Россіи XVI-XVII в?ковъ, что мы и ограничимся пока репродукціями гравюръ изъ этихъ книгъ. Когда я пересматривалъ чудесныя in quarto и in folio, въ одинъ изъ уютныхъ вечеровъ, проведенныхъ мною въ Париж?, въ квартир? П. Н. Апостола, у меня явилась мысль подобрать такіе наибол?е интересные моменты изъ русской жизни, которые будутъ характерны для пониманія иностранцами Россіи — тогда Московіи.

Выбравъ эти гравюры, я просилъ компетентнаго П. Н. Апостола составить къ нимъ описаніе. Нын? это изданіе, съ необходимыми комментаріями, предлагается на судъ читателя.

Думается, Московія въ этихъ, хотя бы немногихъ, «штрихахъ» закр?плена.


Г. К. Лукомскій.