Торжество водоосвященія 6-го января 1699 года

Торжество водоосвященія 6 января 1699 г. (Корбъ)

раздникъ Трехъ Царей или, в?рн?е, Богоявленія Господняго, ознаменованъ былъ благословеніемъ р?ки Неглиной. Желая посмотр?ть на это выдающееся торжество, Цесарскій Посолъ отправился въ Посольскую Канцелярію, окна которой выходили на текущую мимо р?ку. Процессія двигалась къ р?к?, скованной зимнимъ холодомъ, въ сл?дующемъ порядк?. Открывалъ шествіе полкъ генерала де-Гордонъ, ярко красный цв?тъ новыхъ кафтановъ котораго усиливалъ блескъ шествія. Гордоновъ полкъ см?нилъ другой, называемый Преображенскимъ и обращавшій на себя вниманіе новой зеленой одеждой. М?сто капитана занималъ Царь, внушавшій высокимъ ростомъ интересъ къ своему Величеству. Зат?мъ сл?довалъ третій полкъ, который именуютъ Семеновскимъ; барабанщиками въ немъ карлики, но они сообщали полку столько же красоты, сколько природа убавила у нихъ отъ обыкновеннаго челов?ческаго роста; кафтаны солдатъ были голубого цв?та. Во всякомъ полку было два хора музыкантовъ. За Преображенскимъ полкомъ сл?довало 8, а за остальными 6 воинскихъ орудій.

На твердомъ льду р?ки построена была ограда (theatrum, Іордань). Полкъ генерала Лефорта несъ службу на караулахъ, поэтому дв? его роты сопровождали духовенство, а дв? другія, съ б?лыми палками, прокладывали дорогу и удерживали напоръ стекавшагося народа. Впереди духовенства шли дв?надцать земскихъ, слуги Царской кухни, съ метлами, чтобы очищать улицы. Архимандриты, Епископы и Архіепископы, облаченные въ од?янія, богато украшенныя золотомъ, серебромъ, жемчугомъ и драгоц?нными камнями, придавали величественный видъ религіозной церемоніи. Передъ зам?чательнымъ золотымъ крестомъ дв?надцать клириковъ несли фонарь, въ которомъ гор?ли три св?чи. Нев?роятное количество людей толпилось со вс?хъ сторонъ, улицы были полны, крыши были заняты людьми, зрители стояли и на городскихъ ст?нахъ, прижавшись другъ къ другу.

Какъ только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемонія, зажжено было множество восковыхъ св?чей, и воспосл?довало призываніе благодати Божьей, посл? чего Митрополитъ сталъ ходить съ кажденіемъ кругомъ всей ограды, посередин? которой проломанъ былъ ледъ, и образовалось н?что врод? колодца, въ которомъ видна была вода. Посл? трехкратнаго кажденія ея Митрополитъ освятилъ ее трехкратнымъ погруженіемъ горящей св?чи и обычнымъ благословеніемъ. Противъ ограды воздвигнутъ былъ столбъ выше ст?ны. На этомъ столбу стояло съ государственнымъ стягомъ то лицо, котораго счелъ этого достойнымъ царскій выборъ. Стягъ этотъ б?лый, на немъ сіяетъ вышитый золотомъ двухглавый орелъ. Знаменоносецъ сл?дитъ за религіозными обрядами и каждую часть церемоніи онъ отм?чаетъ наклоненіемъ стяга. Знаменоносцы полковъ тщательно сл?дятъ за нимъ, чтобы соотв?тственно наклонять знамена. По окончаніи благословенія знаменоносцы со вс?хъ сторонъ приближаются къ вод? и окружаютъ ее, чтобы стяги получили окропленіе благословенной водой.

Зат?мъ Патріархъ, или въ его отсутствіи Митрополитъ, выйдя изъ ограды, окропляетъ Царя и вс?хъ солдатъ.

Для конечнаго завершенія торжества производятъ залпъ изъ орудій и зат?мъ троекратные радостные выстр?лы изъ ружей.

Передъ началомъ этой церемоніи, на 6 б?лыхъ царскихъ лошадяхъ привозили покрытый краснымъ сукномъ сосудъ, напоминающій по форм? саркофагъ, въ которомъ зат?мъ отвозили благословенную воду во дворецъ».