Жива Москва – сильна Россия!

В одном из словарей русских крылатых выражений я нашел прекрасные слова: «Москву собирала вся Русь и сама в ней засела». Потому-то, справедливо отмечают настоящие москвоведы, по всей России к Москве всегда было отношение как к своему, родному, что и навеки вошло в ее народное устное именование – Москва-матушка. Поэтому и люди из других краев и даже стран так быстро и по-настоящему приживаются в Москве и превращаются в истинных москвичей, обретая новую малую родину. В этом велика роль прошлого Москвы, проявляющегося во всем – в произношении и архитектурных памятниках, в городской планировке и самих названиях улиц.

Отношение к нашему богатейшему материальному и духовному историко-культурному наследию за последние годы изменилось – и разительным образом! Исторические традиции сегодня обретают вторую жизнь, идеи национального единства и соборного согласия, спасшие Россию во время Смуты XVII века, после чего наша Отчизна поднялась, окрепла и стала могучей державой, переживают второе рождение. Эти традиции и идеи становятся политической и культурной реальностью нашего времени.

Сейчас, когда борьба интересов сменилась борьбой идей, всем нам крайне важно восстановить связь времен – на деле, а не на словах вернуться к системе ценностей исторической России, восстановить их преемственность и определяющую роль в жизни каждого человека, семьи и общества в целом. Правы те политологи и общественные деятели современной России и Русского зарубежья, которые считают, что нужна новая позиция – не посредине между «правыми» и «левыми», а по ту сторону, впереди. Реформам нужно патриотическое обоснование, а патриотизму нужен решительный отказ от недавнего идеологического наследия и шовинизма.

Слава Богу, россияне еще не утратили интереса к истории большой и малой Родины – России и своего края (Москвы и ее уголков типа Перова, Свиблова, Кунцева или Тропарева, других городов и весей). Такой интерес связан со стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, собственные черты в своих предках и предшественниках, обнаружить сходство и понять различия.

К сожалению, за многие десятилетия XX века мы стали хуже знать свою собственную историю, перестали дорожить своей родной речью, охранять свои памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры.

Совестливый русский писатель и ветеран Великой Отечественной войны Борис Васильев не так давно написал горькие, но справедливые строки: «Мы напрочь забыли о культуре по той простой причине, что не понимаем, для чего она необходима и что она такое вообще. Мы восстанавливаем храмы Божьи с энтузиазмом внезапно уверовавших дикарей, не понимая, что для истинной Веры надо сначала построить Храм в душе своей. Никакая вера не способна превратить зверя в агнца Божьего, если в душе его не посеяны зерна общечеловеческой нравственности. А на это способна только культура во всех ее проявлениях: бытовом, семейном, правовом, научном, творческом. Ведь культура – это не знания Уголовного кодекса, не религиозные постулаты, не обучение школьным азам. Культура есть система выживания нации, проверенная всем тысячелетним опытом ее существования. В этом и заключается национальная идея, и не следует сочинять в кабинетах то, что давно уже существует как данность, если мы намерены выжить как нация».

Но – продолжим вслед за Борисом Васильевым – для этого очень нужны и умные, действенные законы, и хорошо продуманные образовательные программы, адресованные каждому человеку, семье и обществу в целом.

Я искренне надеюсь, что просветительская деятельность российских ученых-гуманитариев, к числу которых я имею честь принадлежать, не только поможет возрождению таких проверенных веками духовных и этических ценностей, как долг, честь, нравственность, справедливость, родной язык, вера, человеколюбие, правда и других, но и внесет свой вклад в достижение в России общественного согласия. Мы придаем большое значение развитию россиеведения – комплексной гуманитарно-исторической системы познания и понимания прошлого России с точки зрения исторической системы ценностей, дающей возможность каждой личности стать причастной к происходящему и будущему Отечества.

Завершая встречу с московской топонимикой, подчеркнем еще раз: город – всегда диалог прошлого и настоящего, где даже в так называемых современных «спальных районах» земля пропитана запахом минувших столетий. С помощью старинных географических названий – необычной «машины времени» – и истории их возникновения вы узнали немало нового о том, как из века в век Москва росла и расширялась кольцами, подобными годовым кольцам деревьев: от Кремля, Красной площади и Китай-города до Бабушкина и Текстильщиков, Крылатского и Медведкова, Раменок и Свиблова, Солнцева и Сходни, Тушина и Тропарева. Вместе с автором вы совершили познавательное путешествие в необыкновенный мир истории Москвы, русского языка, русской культуры и географии. Это то, что составляет часть души нашей дорогой столицы.

«Москва – не город, а целый мир!» – гласит народная мудрость. Нам, москвичам, даровано великое прошлое, которое благодаря общим трудам и заботе должно стать и залогом нашего великого будущего.

Я буду рад новым встречам с вами, дорогие читатели!

Жива Москва – сильна Россия!