6

Маги викторианской Англии

В викторианском Лондоне не было недостатка в необычных личностях. Но больше всех выделялся коронер северо-восточного Лондона доктор Винн Весткотт. Это был полный седой мужчина с меланхолическим выражением лица и хорошо заметными мешками под глазами. Он глубоко интересовался оккультизмом и был личным другом Елены Петровны Блаватской — удивительной женщины, которая впервые принесла на Запад тайные учения Тибета и основала существующее и поныне Теософское общество. Среди товарищей Весткотта были христианские мистики Анна Кингсфорд и Эдвард Мейтленд, а один из его титулов — «верховный маг Общества розенкрейцеров в Англии» — хорошо раскрывает характер нашего героя. Весткотт был масоном, с чисто масонским пристрастием ко всяческим церемониям и регалиям. Когда такие люди обращаются к оккультизму, они рано или поздно пробуют силы в ритуальной магии. Весткотт был любителем древностей и выдающимся учёным. Среди его достижений был перевод на английский язык «Халдейских оракулов Зороастра» и каббалистического текста «Сефирота-Зогар».

Однажды, в один из дней 1886 г., он просматривал книги в книжной лавке на Феррингтон-стрит и неожиданно наткнулся на рукописи, которые чрезвычайно его поразили3.

Тексты были зашифрованы, но Весткотт предположил, что они относятся к чему-то магическому, и оказался совершенно прав. Помочь расшифровывать рукописи он пригласил колоритную личность по имени Сэмюель Лиделл Мак-Грегор Матерс, который позже стал хранителем музея Хорнимена. Вместе они открыли, что рукописи в общих чертах описывали захватывающую систему практической магии. В них также был дан адрес женщины-адепта. В октябре 1887 г. Весткотт отправил ей письмо. В ходе их переписки она открыла полному воодушевления магу множество тайн практического оккультизма, а в 1888 г. позволила ему основать в Англии собственную магическую «ложу». Он сделал это вместе с Матерсом и третьим масоном — оккультистом по имени Вильям Р. Вудмен. Так появился «Герметический орден золотого рассвета».

Как сейчас очевидно, «Золотой рассвет» был чем-то большим, нежели просто очередное тайное общество, основанное на псевдомасонской чуши. Несмотря на невзрачную штаб-квартиру4, оно вскоре привлекло к себе некоторые лучшие умы того времени. Его членом стал королевский астроном Шотландии. Вступил в общество и ирландский поэт В. Б. Иейтс. Среди других участников «Золотого рассвета» были актриса Флоренс Фарр, писатели Сакс Рамер и Артур Макен, автор «Дракулы» Брем Стокер и другой мастер книг ужасов Элджернон Блэквуд. Никто ещё полностью не объяснил, в чём состоял секрет привлекательности этого общества для таких людей, хотя, на самом деле, объяснение довольно просто. «Магические методы», которые открыли и развивали эти викторианские маги, сильно отличались от, например, безумного набора заклинаний, рецептов и снадобий, имевшихся в распоряжении средневековых grimoires. Система «Золотого рассвета» в основе своей была формой йоги. Иными словами, целью её упражнений было развить сознание человека и, в конечном итоге, позволить последнему пережить мистический опыт. Поскольку философия «Золотого рассвета» была позаимствована из иудейско-христианской каббалы, система представляла собой всецело западную разновидность йоги. По этой причине европейцам она может казаться гораздо привлекательнее, чем более привычные восточные формы. И достичь результатов в её практике должно быть легче.

Как и у всякой системы йоги, у неё были побочные эффекты. Некоторые практикующие в процессе занятий открывали у себя необычные способности. В течение веков мудрецы предупреждали, что эти силы надо решительно игнорировать, так как они отвлекают человека от его конечной цели — духовной реализации. Но всегда найдутся люди, готовые пренебречь этим предупреждением. Оказались такие и среди участников «Золотого рассвета».

Нужно также помнить, что сама «магическая» сила по своему характеру нейтральна. То есть, как однажды заметила лондонская женщина-маг Маделейн Монтелбен: «Это немного напоминает воду: вы можете заварить в ней чай, а можете ошпарить ей свою бабушку».

Внутренняя структура «Золотого рассвета» была иерархической. Во главе организации стоял Матерс, который действовал под руководством загадочных — и по большей части невидимых — «тайных руководителей». «Тайные руководители» играют важную роль в оккультном мире. В системе мадам Блаватской они называются «владыками» и снова и снова под разными именами появляются в различных мирах. Ошибочно было бы считать их чем-то вроде ангелов, демонов или любых других нечеловеческих существ. Эзотерическая традиция уверяет нас, что они были обычными людьми, но позже достигли совершенства и теперь находятся в конечной точке эволюционного пути или, по крайней мере, недалеко от неё.

Таким образом, в качестве тайного руководителя выступает сверхчеловек.

Структура «Золотого рассвета» включала внешний и внутренний ордена, которые в свою очередь подразделялись на десять степеней. Продвижение по иерархической лестнице сопровождалось в организации особыми обрядами посвящения. На каждом посвящении кандидатам показывали приветствия и символы, соответствовавшие степени, которую они получали.

При посвящении в степень зелатора члены «Золотого рассвета» учились отдавать нацистский салют.

Немало необычных личностей было в Лондоне и в елизаветинские времена. Летом 1583 г. два таких человека проводили захватывающие эксперименты с «магическими кристаллами». Один был ученый, именитый придворный астролог королевы Елизаветы I доктор Джон Ди. Второй — ясновидящий негодяй, лишившийся ушей за фальшиво-монетчество. Звали его Эдвард Келли. Выглядели оба мужчины соответственно. Ди был типичным магом — величавым, седобородым, серьёзным. Келли был привлекательным, но нервным, обычно он носил шляпу с наушниками, чтобы скрыть отсутствие ушей. Ди нанял Келли за 50 фунтов в год плюс питание. Жалование не всегда выплачивалось, но Келли всё-таки не оставлял своего покровителя. Их эксперименты с «магическими кристаллами» (в которых они использовали «волшебный камень» (ныне хранящийся в Британском музее) начались в 1582 г. и продолжались, несмотря на различные приключения, до 1587 г. Сам Ди, как и многие другие маги, не обладал способностью ясновидения. Поэтому ему приходилось нанимать особо чувствительных людей, чтобы они выступали в качестве медиумов или провидцев на его сеансах. Именно к такой работе он привлёк Келли.

В июне 1583 г. эксперименты приняли особенно таинственный оборот. Оба наших героя считали, что вступили в контакт с некими существами, среди которых выделялись довольно приятная и проказливая девушка, назвавшаяся Медими, и беспокойный ангел по имени Эйв. Медими отвечала на вопросы Ди, касавшиеся выдающихся людей того времени, и делала это почти так же, как отвечают духи на вопросы своих медиумов в наши дни. Но Эйв и некоторые другие ангелы, помогавшие ему, применили очень странную технику.

Однажды Келли, пристально всматривавшийся в кристалл, получил видение большой доски, разделенной на клетки. Каждая клетка содержала букву, число или символ. Под руководством Келли доктор Ди изготовил подобную доску, чтобы использовать в будущих экспериментах. С этого момента ангелы стали, буква за буквой, диктовать свои послания. Келли, глядя на кристалл, сообщал, что ангел указывает координаты определённой клетки. Затем Ди находил на своей доске нужную клетку и записывал букву, которая в ней содержалась. Так Эйв продиктовал серию заклинаний, которые воспринимались как зашифрованные послания, воззвания или песни.

Об их содержании и стиле красноречиво свидетельствует следующий отрывок: «Micma Goho Mad Zir Comselha Zien Biah Os London Norz Chis Othil Gigipah Vnd-L Chis ta Pu-Im Q Mospleh Teloch…». Это переводится (насколько это вообще поддается переводу) как: «Вот говорит Бог твой: Я есмь круг, на Чьих Руках зиждутся Двенадцать Царств. Шесть суть обители Дыхания Жизни. Остальные подобны Острым Серпам или Рогам Смерти…» Этот короткий отрывок приведен здесь не в той форме, в какой получил его Ди. Ангел диктовал каждое воззвание в обратном порядке, чтобы случайно не высвободить могущественную силу, которая в них содержалась. Потом Ди переписывал их в обычной последовательности5.

Вот какое обстоятельство во всей этой истории кажется необычайно странным. Несмотря на то, что Келли был шарлатаном и почти наверняка годами дурачил Ди, несмотря на то, что они получали послания буква за буквой и в обратном порядке, послания каким-то образом всё же несут хотя бы приблизительный смысл. Язык, на котором они составлены, теперь обычно известный как Енохов, вполне самодостаточен и обладает собственными алфавитом и грамматикой. Считается, что даже специалист не может создать совершенно новый язык со связной структурой. Предполагать, что с этой задачей мог справиться такой невежда, как Келли, — значит выходить за рамки возможного.

С тех пор, как Еноховы воззвания были первоначально записаны Ди и Келли, они вдруг появлялись в неожиданных местах. Они составляли важную часть магической системы, которой обучали в «Золотом рассвете». Они также занимают последние сто страниц «Библии Сатаны» — священной книги (если такое название в данном случае вообще уместно) калифорнийской «Церкви Сатаны». «Церковь Сатаны» была основана в 1966 г. бывшим органистом и укротителем львов Антуаном Шандором Ла Вэем. В этой организации учат, среди прочего, теории и практике сатанинской магии. Сатанинская магия, как и более почтенные разновидности этого древнего искусства, основана на теории о том, что желание можно осуществить через волевой акт, при условии, что он правильно нацелен и подкреплён усиленной эмоцией. Возможно, посвященные «Золотого рассвета» не одобрили бы систему Ла Вэя, но они бы определённо её поняли.

Стоит процитировать некоторые утверждения из «Библии Сатаны», поскольку они хорошо иллюстрируют нашу мысль: «Этот выброс биоэлектрической энергии представляет собой то же самое, что происходит при любом сильном эмоциональном напряжении: сексуальном оргазме, приступе безрассудного гнева…» И дальше: «Вопреки всем утверждениям невербалистов, необычайный накал эмоционального экстаза или муки яростной боли могут быть вызваны вербальным сообщением». Является ли «биоэлектрическая энергия» сатанистов тем же самым, что и биоплазматическая энергия учёных и животный магнетизм месмеристов? Почти определённо, да.

Инструкции Ла Вэя о том, как высвободить указанную энергию — это пример совершенно традиционного оккультизма. С незапамятных времён посвященных учат, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо до предела напрячь свои эмоции. Гитлер, по-видимому, это знал. И он, как представляется, признавал постулат сатанистов о том, что такой эмоциональный накал достигается посредством слов. Во время своих речей он приходил в бешенство, именно в эти минуты наблюдатели отмечали исходящую от него страшную силу. Быть может, скажет кто-то, он открыл этот оккультный секрет случайно? Возможно. Но мы знаем, что в юности он, наряду с книгами по гипнозу, читал и работы по оккультизму. Известно также, что когда его мировоззрение ещё только формировалось, он испытал влияние определённых оккультистов. Позже мы остановимся на этих моментах подробнее. Сейчас у нас уже достаточно сведений, чтобы провести интересные ассоциации.

Эмоция, которую углубляет, чтобы достичь своих целей, белый маг, — это, конечно, любовь. Ширер, наблюдая за Гитлером, однажды задался вопросом, способен ли этот человек испытывать хоть что-нибудь, кроме ненависти? Само по себе это ещё не значит, что Гитлер был чёрным магом. Но любопытно, что у магов викторианской эпохи мы находим доктрину сверхчеловека, которой суждено было стать основой нацистского учения, и одновременно видим, что участники «Золотого рассвета» использовали жест, полностью тождественный нацистскому приветствию. Интересно также, что опьянение себя эмоционально заряженными словами, которое постоянно практиковал Гитлер, составляет часть магической системы, используемой современными сатанистами.

Гитлер никак не мог быть членом «Церкви Сатаны», поскольку она возникла через двадцать один год после его смерти. Быть участником «Золотого рассвета» он, теоретически, мог, но нет ни единого указания на этот счёт.

Но учение «Золотого рассвета» было основано на системе, почерпнутой из зашифрованных рукописей. А в указанных рукописях приводились имя и адрес женщины-адепта, принадлежавшей к более старому магическому ордену. Именно эта таинственная личность помогла магам викторианского Лондона придать их системе законченную форму и научила их многому из того, что стало частью самых сокровенных доктрин «Золотого рассвета».

Этим адептом была фрейлина Анна Шпренглер. Тайный орден, который она представляла, действовал в Нюрнберге в Германии.

Буллок указывал пальцем в небо, когда говорил о «картине, которую Гитлер хотел создать в своем воображении». Именно созданием картин в своем воображении и занимался Гитлер. Но это не было просто психологическим способом ухода от реальности, как предполагает Буллок. Фюрер совершал типичную магическую операцию, ставя своё окружение в такие условия, чтобы оно могло помочь ему насколько возможно ясно визуализировать ситуацию, которую он хотел получить. То же самое совершают в глубине своих храмов западные посвященные от «Золотого рассвета» и до наших дней. Гитлер приходил в ярость, если кто-нибудь новостями о неутешительном положении дел нарушал стройную картину, которую фюрер создавал у себя в уме. Но ни яростного давления его буйных страстей, ни стальной хватки его натренированной воли, ни паранормальных визуализаций было уже не достаточно, чтобы изменить ход событий, который теперь принял роковой для Гитлера оборот. Позже он понял это и стал рисовать более реалистичную картину, больше соответствовавшую действительному положению дел за стенами его берлинского бункера. Но он продолжал тратить много энергии и активно использовать свои способности в попытках хоть немного изменить реальность. Это, как мы увидим, знаменует конец карьеры сатаниста.

Нет ни малейшего сомнения в том, что Гитлер овладел третьим оккультным секретом. У него были отлаженные линии связи с внутренними планами, хотя психологи могут сколько угодно заключать, что сущности, с которыми он соприкасался, были лишь персонификациями сил, действовавших в глубинах его бессознательного. О том, каковы были эти сущности, можно судить по следующему описанию его реакции на одну из них, оставленному Германом Раушнингом: «Он просыпается среди ночи с пронзительным воплем и в конвульсиях. Он зовёт на помощь и кажется наполовину парализованным. Он в панике. Он так дрожит, что трясётся его кровать. Он издаёт бессвязные и нечленораздельные звуки, хватая ртом воздух как при удушье…

Гитлер стоял посреди своей комнаты, покачивался и смотрел по сторонам, как будто заблудился. „Это он, это он, — стонал Гитлер, — он пришёл за мной!“ У него побелели губы, он изрядно вспотел. Внезапно он стал выкрикивать какие-то бессмысленные цифры, потом отдельные слова и обрывки фраз. Это было ужасно. Он говорил что-то странное, невероятно путаными фразами. Затем он снова замолчал, но его губы продолжали двигаться. Ему стали делать растирание, и он чего-то попил. Потом вдруг закричал: „Там! Там! Вон, в углу! Он там!“ Пока он так вопил, он всё время топал ногой…»

Гитлер имел опыт, который, как представляется, переживали и другие люди, соприкоснувшиеся с тёмными гранями оккультного. Информацию, напрямую касающуюся этого, дал мне выдающийся ирландский актёр доктор Майкл Мак-Лиаммор. За несколько лет до Второй мировой войны сестра доктора Мак-Лиаммора заинтересовалась эзотерикой и в итоге получила посвящение в магический орден под названием «Серебряная звезда». Этот орден возглавлял чёрный маг Алистер Кроули, в прошлом посвященный член «Золотого рассвета», которого пресса впоследствии окрестила «самым порочным человеком в мире». Увидев некоторые тайные практики ордена, мисс Мак-Лиаммор быстро поняла, что способна на большее, чем может предложить ей организация. Но посвященные могли покинуть орден только с согласия Кроули. И она пошла к «Хозяину» (на таком обращении к себе Кроули настаивал).

Кроули пронзительно уставился на неё. «Вы хотите уйти?» — спросил он театральным тоном. Затем он взял её за плечо и зловеще-тягучим голосом прибавил, на каждом слоге больно сдавливая пальцами: «Берегитесь темноты! Берегитесь жары! Берегитесь обезьян! Теперь можете идти…» Это был театральный жест, хотя в тех обстоятельствах он оказался действен. Девушка покинула орден, но вскоре у неё случилось нервное расстройство. Однако эта болезнь редко бывает фатальной, и через некоторое время мисс Мак-Лиаммор выздоровела.

Много лет спустя она оказалась в Африке. Однажды поздним вечером, когда солнце почти зашло, она прогуливалась с маленьким мальчиком, сыном подруги, у края джунглей. Внезапно ребёнок закричал: «Смотрите, там дядя Джордж!». Мисс Мак-Лиаммор обернулась. «Дяди Джорджа» не было. Мальчика явно сбила с толку игра света и тени среди листвы в коротких африканских сумерках. Только она повернулась, чтобы сказать это ему, как с дерева ей на спину прыгнула обезьяна и укусила за плечо прямо в то место, куда много лет назад вонзал свои пальцы Кроули. Мисс Мак-Лиаммор закричала, и обезьяна ускакала. Когда мисс Мак-Лиаммор оправилась от шока и осмотрела плечо, то увидела, что крови совсем нет и ранка казалась на удивление маленькой. Но из-за укуса она подхватила менингит и в считанные дни слегла в постель со всё возрастающими приступами бреда.

Во время одного из них она вдруг приподнялась смертельно бледная и показала на угол: «Он там! Он там! Он в углу! Он пришёл за мной! Кроули пришёл за мной!» В отличие от Гитлера она не «говорила что-то странное, невероятно путаными фразами», которые были, вероятно, «словами силы», что используют опытные сатанисты, чтобы взять под контроль своих непрошеных гостей.

Возможно, было бы лучше, если бы она их знала. Гитлер, в конце концов, впадал в глубокий сон и избавлялся от последствий этого опыта. А мисс Мак-Лиаммор погрузилась в кому и умерла.


Примечания:



3

Существуют различные варианты этой истории. Одни утверждают, что Весткотт нашёл рукописи в библиотеке Общества розенкрейцеров и что первоначально они появились в масонской ложе. Другие настаивают, что он наткнулся на них в библиотеке английского ясновидящего Фредерика Хакли. Современный историк ритуальной магии в Англии Фрэнсис Кинг принимает вторую версию, но говорит, что рукописи попали к Весткотту из библиотеки Хакли через священника по фамилии Вудфорд.



4

Несмотря на впечатляющее название «храм Изиды-Урании», она представляла собой несколько комнат в доме, выходящем на глухой, тёмный переулок.



5

В слегка видоизмененном варианте и, соответственно, с немного иным переводом.