9

Корни зла

«Гитлер — один из наших учеников. Когда-нибудь вы увидите, что он однажды восторжествует и создаст движение, которое заставит содрогнуться весь мир. Но за ним будем стоять мы».

Это пророчество принадлежит Адольфу Ланцу. Он делает его в письме одному из членов оккультного ордена в начале 1932 г. — за год до того, как Гитлер пришёл к власти. С юношеской фотографии Ланца на нас смотрит серьёзный молодой человек в очках, одетый в рясу цисмерцианского послушника. Будь он одет по-другому, то выглядел бы типичным клерком или гражданским служащим. Сам он, однако, воспринимал себя совершенно иначе.

Проведя шесть лет в монашестве, он был исключён из монастыря в Хайлигенкройце с интригующей формулировкой «за грех плотских и мирских желаний». Как бы то ни было, впоследствии он проявил себя весьма эксцентричным человеком — такой едва ли мог прижиться в монастыре. Одним из первых его действий после исключения из монастыря было основание своего собственного ордена — расистского Ордена новых тамплиеров. Он любил называть себя «доктором Йоргом Ланцем фон Либенфельцем», утверждая, что является потомком барона Йоханнеса Ланца де Либенфельца и родился в Италии 1 мая 1872 г. Эти утверждения, равно как и его докторская степень, имеют мало отношения к реальности. На самом деле он появился на свет у родителей-австрийцев 19 июля 1874 г. в Вене.

Теоретическая основа его «Ордена новых тамплиеров» была выведена, главным образом, из легенд о Граале. Члены ордена собирались для совместной ритуальной практики.

Как представляется, они интересовались почти всеми видами оккультного искусства, но в особенности теми, которые, как например френология, относятся скорее к внешней оболочке эзотеризма. Но движущей силой, направлявшей все действия новых тамплиеров и, естественно, самого Ланца, была концепция арийской расы господ, чистоту которой можно поддержать только строжайшим процессом селекции. Ланцу, как и многим другим расистам, казалось, что его вид находится под угрозой.

Многие его идеи звучат зловеще не только сами по себе, но и в свете того, что случилось позже в Германии. Он выступал за стерилизацию представителей «низших рас» и создание специальных «чистых» поселений для сохранения породы господ. Другими предлагавшимися им «решениями» проблемы «низших рас» были лишение пищи и принудительный труд.

Все эти чудовищные предложения осуществил на практике во время Второй мировой войны, добавив для полноты картины несколько собственных «разработок», Генрих Гиммлер, который внешне удивительно походил на Ланца и, видимо, думал точно так же, как он.

В 1934 г. Ланц открыто заявлял, что его орден был первым проявлением движения Гитлера. Было ли это, как предполагают некоторые историки, всего лишь ярким примером «примазывания» к победившему движению? Вероятно, нет. Гитлер в молодости читал работы Ланца, и точно известно, что в 1909 г. они встречались в Вене. Идеи «расы господ» имели довольно широкое хождение в Германии задолго до того, как нацисты попытались осуществить их на практике. Но указания Ланца на то, как следует поступать с «низшими расами», настолько напоминают происшедшее на самом деле, что мы не можем довольствоваться объяснением о простом совпадении.

Согласно доктрине посвященных, все великие изменения сначала происходят на «внутренних уровнях» и лишь затем проявляются в физическом мире. Это означает нечто намного большее, чем просто отвечающее здравому смыслу представление о том, что действию предшествует намерение. Тут мы имеем манихейское видение вечной битвы противоположных сил в неком ином измерении бытия. И время от времени мы видим, что одна или другая из этих сил одерживает верх. Если предположить, что к концу XIX века на невидимом плане тёмная сила стала постепенно расправлять свои крылья над Германией, то можно ожидать, что ещё до того, как влияние упомянутой силы достигнет полноты, появятся определённые знаки и на физическом уровне.

Конечно, представление о том, что новые тамплиеры были всего лишь ранним слабым проявлением чего-то в высшей степени скверного, что тайно вызревало за фасадом «фатерлянда», может оказаться обычным домыслом, невольно совпадающим с утверждением самого Ланца. Но, как и в случае с нацистским приветствием в «Золотом рассвете», в истории ланцевского ордена был один эпизод, заставляющий на миг отказаться от доводов рассудка.

В 1907 г., когда Гитлер был ещё подростком, Ланц нашёл романтические развалины, возвышающиеся над Дунаем, и решил, что там расположится штаб-квартира его ордена. Он приобрёл это место, частично восстановил его и снабдил атрибутами ритуальной магии, которую практиковали тамплиеры. А затем Адольф Ланц водрузил над этим храмом, посвященным магии и расовому превосходству, флаг, который в тех краях доселе ещё не видели.

Это был флаг со свастикой.

Тридцатью годами раньше друг Ланца по имени Гвидо фон Лист поднялся на вершину холма над Веной и зарыл там пустые винные бутылки, расположив их в форме свастики. Так он отметил летнее солнцестояние. Если Ланц был похож на гражданского служащего, то Лист, с седой бородой до пояса, выглядел как маг. Он был профессиональным писателем, хотя никогда не мог похвастаться финансовым успехом. Кроме того, как можно понять по описанной церемонии солнцестояния, он был оккультистом и оригиналом. Очевидно, оригинальность натуры проявилась у него довольно рано. В четырнадцать лет он дал обещание построить, когда вырастет, храм Вотана. Обещание само по себе поразительное. Странно и то, что он сделал его перед алтарём в подземной часовне венского собора св. Стефана.

Лист, по его собственному мнению, обладал необычными психическими способностями. Но, в отличие от своего соплеменника Адольфа Гитлера, который использовал сверхнормальные возможности, чтобы проникать в будущее, он направил свой предполагаемый талант ясновидца на исследования далёкого прошлого. То, что он там увидел, сильно отличалось от картины, которую рисуют книги по истории. Он обнаружил там древнее племя германских мудрецов, посвященных в высокие эзотерические доктрины. Это племя называлось арманы (Armanen). Доказательства их существования могут найти те, кто знает где (и как) искать. Последним живущим арманом был сам Лист. Но ему недолго пришлось оставаться единственным представителем этой «расы господ». В 1908 г., чтобы продолжить традицию, было создано тайное общество «Посвященные арманы». Члены общества занимались, среди прочего, глубоким исследованием магии рун, в которой Лист был особенно сведущ.

Через много лет возникло другое общество, призванное сохранить «расу господ», которое тоже изучало руны. Этим обществом был Орден Мёртвой Головы — гиммлеровское СС.

Странные идеи Листа непосредственно повлияли на развитие нацистской Германии, поскольку многие из его последователей стали первыми участниками нацистского движения. Имело место и непрямое влияние: одним из учеников Листа был журналист по имени Филипп Штауфф, который основал в 1912 г. тайный Орден германов (Germanen Order).

Доктрина Ордена германов во многом совпадала с идеями Листа о древней германской «расе господ». Все основатели общества были настроены воинствующе антисемистски и, по крайней мере, один из последующих лидеров — антиславянски. Кандидатам на вступление в орден измеряли череп, чтобы удостовериться, что он соответствует нормам строгого нордического идеала. И опять мы находим параллель с Гиммлером, который во время войны ввёл по сути ту же процедуру для советских военнопленных.

Вышедший из Ордена германов, Герман Поль основал ещё одно тайное общество, получившее название по его собственному имени, — и многие члены этого более позднего ордена были тесно связаны с Германской рабочей партией.

Дальше становится уже не просто рассказывать обо всех культах и сектах, выросших на основе концепции нордического превосходства с сильным антисемитским уклоном. Имя им легион. Но хотя большинство из них имело квазимасонскую структуру, лишь очень немногие из таких объединений можно было назвать магическими в том смысле, что они предлагали своим членам определённую систему духовно-психической подготовки. Даже Орден германов представляется лишь околомагической организацией, хотя проводившаяся в нём церемония посвящения вселяет уверенность, что какие-то упования на магическое воздействие там всё же сохранялись. Но именно отходом ордена от магии в строгом смысле слова можно объяснить то, что Гитлер, несомненно, разделявший идеи ордена, выражал своё неодобрение деятельностью организации, отказывая всем её бывшим членам в каких-либо должностях в нацистском руководстве. Точно так же относился Гитлер к масонству, исходя из сомнительной предпосылки, что это всемирное тайное общество является передовым отрядом на службе мировому еврейству. Трудно сказать, действительно ли он верил в этот неправдоподобный домысел, но он мог, как это обычно бывает у магов, презирать систему посвящений, лишённых силы. А масонство как раз и было ярким примером такой системы.

Если бы мы рассматривали обычные общества, то есть объединения людей с общими целями или идеями, то могли бы легко переоценить влияние, которое они оказали на будущее развитие Оккультного рейха. Но мы обсуждаем не обычные общества, а организации, в которых преобладало магическое мышление и часто использовались магические техники. Тут к уже отмеченным в настоящей главе ложам и отдельным людям надо прибавить упоминавшиеся ранее Общество Туле и Ложу посвященных.

Признаём ли мы эту магическую работу в том смысле, что она приводит к необъяснимым результатам на физическом плане, — не важно. Неоспоримо вот что: практика магических техник оказывает глубокое влияние на ум и мировоззрение самого мага. Именно исходя из этой истины мы можем заключить, что Гитлер практиковал оккультные дисциплины: как мы уже видели, он мыслил, как маг. Точно так же мыслили многие, а возможно даже большинство высокопоставленных нацистов. Из этого, а также из новой мифологии народа-хозяина, фактически, следует всё остальное. Говоря языком психологии, базовый склад ума определяет то, какие бессознательные силы получат возможность выйти на поверхность. И это в равной степени применимо как к коллективной, так и к индивидуальной психологии.

Задолго до того, как психологи начали серьезно исследовать техники «промывания мозгов» и увещания, любая что-то собой представлявшая оккультная ложа знала, как исподволь внушить свои идеи в умы своих членов таким образом, чтобы последние приняли их без всяких сомнений. Например, кандидата на посвящение в орден германов сначала приводили в переднюю и оставляли там одного. Он начинал всё больше тревожиться. Он не знал, что будет дальше, но воображение — а оно в любом случае должно было быть у него довольно возбуждённым, раз его привлекла такая организация, — подсказывало ему наихудшее. Когда его напряжение достигало предела, его одевали в робу, завязывали глаза и препровождали в помещение ложи. Там, всё ещё с завязанными глазами, он выслушивал торжественную антисемитскую речь Гранд-мастера. Когда повязку, наконец, снимали, он видел служителей ложи в рогатых шлемах, с мечами и копьями в руках. В помещении играла музыка и горел открытый огонь… Всё это оказывало мощное воздействие на воображение и бессознательное. Можно с уверенностью предположить, что ещё до того, как кандидата принимали в ложу, он проникался антисемитскими идеями. Но даже если этого и не происходило, метод индоктринации фактически гарантировал, что он принимал их.

В некоторых современных оккультных ложах посвящение даётся после нескольких лет самоиндоктринации — размышлений об основополагающих доктринах общества. Эта техника ни в коем случае не является новой и вполне могла применяться и в старых германских ложах.

Сущностный секрет ритуальной магии заключается в воздействии, которое она оказывает на глубокие пласты бессознательного. Достаточно хорошо известна реакция человеческого ума на правильно использованную символику. Менее очевидно то, что оккультный церемониал — это трёхмерный, живой символ. Служители ложи одевались и действовали как воплощения архетипических фигур из сокровенных слоев души. В Ордене германов одежда служителей должна была вызывать ассоциации с Вотаном, а сверх того — с Паном, самим духом земли.

Семена, посеянные с помощью таких техник, довольно хорошо прорастают. Но никогда нельзя забывать, что семена, посеянные в тех тёмных помещениях лож, не сводились только к антисемитизму.