• Периодизация истории Японии
  • Мастера восточных боевых искусств
  • Краткий глоссарий
  • ГЛОССАРИЙ

    Периодизация истории Японии

    Асука (также Суйко) (552 – 645 гг.)

    Нара (646 – 794 гг.)

    Ранний период (646 – 710 гг.)

    Ранний Хэйан (также Дзеган или Конин) (794 – 898 гг.)

    Хэйан (898 – 1185 гг.)

    Камакура (1185 – 1333 гг.)

    Муромати (1333 – 1573 гг.)

    Наньбокусё (Южного и Северного двора) (1333 – 1392 гг.)

    Сэнгоку цзидай (Годы Воин) (1467 – 1573 гг.)

    Момояма (1573 – 1615 гг.)

    Эдо (1615 – 1867 гг.)

    Мэйдзи (1868 – 1912 гг.)

    Тайсё (1912 – 1926 гг.)

    Сёва (1926 г. – до настоящего времени)

    Мастера восточных боевых искусств

    Азато Анко (Ясузато) – 1827–1906 – окинавец, один из руководителей школы Сюри-тэ, учитель Фунакоси Гитина.

    Акаяма Сиробэи (XVII в.) – врач из Нагасаки, обучавшийся в Китае, предположительно создатель школы Ёсин-рю дзю-дзюцу.

    Араки Матаэмон (начало XVII в.) – мастер дзю-дзюцу, основатель школы Араки-рю.

    Асакура Тосикагэ (XV в.) – известный самурай, создатель одного из кодексов Бусидо «Уложение в семьдесят статей» (1480 г.).

    Бокудэн Цукахара (XVI в.) – знаменитый мастер фехтования на мечах.

    Гима Макото – ученик Фунакоси Гитина, первый обладатель чёрного пояса в каратэ, стиль Сётокан.

    Дзэндзюбо Сугитани (XVI в.) – ниндзя, прославившийся меткой стрельбой из аркебузы. Казнён после неудачного покушения на Оду Нобунагу.

    Икубо Цунэтоси (конец XIX в.) – мастер по школам Кито-рю и Ёсин-рю дзю-дзюцу, учитель основателя дзюдо Кано Дзигаро.

    Исокаи Дзиродзаэмон (XVII в.) – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы дзю-дзюцу Исокаи-рю в г. Эдо.

    Итосу Анко (Ясуцунэ) – 1832–1916 – один из патриархов окинава-тэ, патриарх Сюри-тэ (Сёрин-рю), учитель Фунакоси Гитина; ввёл преподавание боевых искусств в программу средних школ на Окинаве.

    Кано Дзигаро (1860–1939) – создатель дзюдо, президент Японского олимпийского комитета.

    Кано Рисэи – сын Кано Дзигаро, руководитель Кодокана после смерти отца.

    Касэ Таидзи – учитель каратэ во Франции (стиль Сётокан).

    Кацуя Мияхара – окинавец, ученик Тибаны Тёсина (стиль Кобаяси-рю Сёрин-рю).

    Китабатакэ Томонори (1528–1576) – мастер фехтования на мечах, ученик знаменитого Цукахары Бокудэна, правитель провинции Исэ; его убийство послужило поводом к крупному восстанию ниндзя в Исэ и Ига.

    Кукай (774–835) – первый японский патриарх буддийской секты Сингон (Истинного слова), доктрина которой оказала влияние на верования и магическую практику ниндзя.

    Кусунуки Масасигэ (1294–1336) – аристократ, стратег, воин, сторонник императорской власти в войне с сёгунатом, основатель школы Кусунукэ-рю, которую сегодня иногда причисляют к искусству ниндзюцу.

    Мацумора Коруку (Косаку) – 1829–1898 – патриарх и один из основателей окинавского стиля Томари-тэ.

    Мацумура Сокон (1809–1896) – патриарх и основатель окинавского стиля Сюри-тэ.

    Маэда Тосицунэ (1539–1658) – богатый даймё, владелец ряда замков в районе Канадзавы, прославился своим умением уходить от покушений ниндзя.

    Миура Ёситацу (Ёдзи) – XVII в. – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы дзю-дзюцу Миура-рю в г. Эдо.

    Мияги Тёдзюн (1887–1953) – окинавец, последователь традиции Наха-тэ, основатель стиля Годзю-рю.

    Момода Тобэй (XVI в.) – один из руководителей крупнейшего клана ниндзя в провинции Ига, мастер кэн-дзюцу, погиб в 1581 г. во время подавления восстания ниндзя в провинции Ига.

    Моринага (XIV в.) – принц, сын императора Го-Дайго, мастер боевых искусств, знаток китайских воинских канонов, отличался знанием тайных воинских искусств, в частности искусства «становиться невидимым».

    Мосидзуки Хиро – основатель направления Ёсэйкай-будо, в основу которого положен стиль Сётокан каратэ; учитель каратэ во Франции.

    Мотобу Тёки (1871–1944) – окинавец, прозванный Мотобу-зари (Мотобу-обезьяна) за свою гибкость и подвижность, ученик Мацумуры Коруку по стилю Томари-тэ, имел 11-й дан (присвоил себе сам).

    Набасима (XVII в.) – самурай из провинции Хидзэн, которому приписывается составление самого известного кодекса Бусидо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве», 1615 г.).

    Нагаминэ Сёсин (1907–?) – окинавец, ученик Кияна Тётоку (Сюри-тэ), Мотобу Тёки (Томари-тэ) и Арагаки Анкити (Сюри-тэ), создатель стиля Мацубаяси-рю Сёрин-рю; имел 10-й дан.

    Накагава Сэсюндзин (XVI в.) – знаменитый ниндзя, создатель одной из самых умелых групп синоби хаямити-но-моно, находился на службе у даймё Цугару Гэмбана.

    Накасонэ Сэю (1896–?) – окинавец, один из патриархов стиля Томари-тэ на Окинаве.

    Накаяма Масатоси (род. в 1913 г.) – шеф-инструктор Всеяпонской ассоциации каратэ (стиль Сётокан), личный ученик Фунакоси Гитина.

    Нара Тосинага (1667–1736) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

    Обата Исао – ученик Фунакоси Гитина, шеф-инструктор Сётокана.

    Огосоку Тёго – окинавец, ученик Азато Ясузато (стиль Сюри-тэ).

    Отиро – прямой наследник окинавского стиля Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю) после его создателя Тибаны Тёсина.

    Роккаку Ёсиката (XVI в.) – правитель области Оми, блестящий воин, активно использовавший методы ниндзя.

    Сасаки Кодзиро (?–1612) – мастер боя на мечах из провинции Бунзэн, основатель школы Цубамэ-гаёси («Кувырок ласточки»).

    Сё Досин (1911–1980) – основатель направления Сёриндзи-кэмпо и философии боевых искусств Конго-дзэн.

    Сё Хаси – правитель Окинавы (1421–1439), впервые установивший централизованную власть на острове; ввёл запрет на ношение оружия.

    Сё Юки-сан – руководитель Всемирной федерации Сёриндзи-кэмпо, дочь Сё Досина.

    Симадза Иэхиса (XVII в.) – руководитель клана Сацума, захвативший Окинаву в 1609 г. и ставший первым японским правителем острова.

    Сокэн Хохан (1889–1973) – окинавец, ученик Мацумуры Набэ по стилю Сюри-тэ (Сёрин-рю), основатель направления Сукунаи Хаяси-рю (стиль Сёрин-рю).

    Сугиюра Дзэй (1700–1761) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

    Сэйкити Тогути – руководитель Сёрэйкай Годзю-рю в Наха (Окинава) и в Токио.

    Сэн-но Рикю (1522–1591) – самурай, великий мастер чайной церемонии, разработавший кодекс правил «Пути чая», наставник сёгуна Хидэёси; совершил харакири после ложного обвинения в измене.

    Тагаки Сэйтё – ученик Фунакоси Гитина (стиль Сётокан).

    Тагаки Фусахиро – президент Ассоциации японских организаций каратэ (FAJKO).

    Такигава Сабурохэй Кадзумасу (XVI в.) – старший военачальник Оды Нобунаги, руководил борьбой с восставшими кланами ниндзя в Исэ и Ига.

    Такэда Сокаку (начало XX в.) – руководитель школы Дайто-рю айки-дзюцу, учитель основателя айкидо Уэсибы Морихэи.

    Тёто Ямагава – окинавец, прямой ученик Итосу Анко (стиль Сюри-тэ –Сёрин-рю).

    Тётоку Киян (1870–1945) – окинавец, ученик Мацумуры Сокона по стилю Сюри-тэ.

    Тибана Тёсун (1885–1969) – окинавец, ученик Итосу Анко, создатель стиля Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

    Тоби Като (XVI в.) – настоящее имя – Като Дандзё по прозвищу «Летающий», один из самых известных ниндзя своего времени, которому приписывались необычайные магические способности.

    Тода Такатора (1556–1630) – самурай и последователь школы Ига-рю ниндзюцу, сражался против войск Оды Нобунаги; в его замке в Уэно сегодня расположен крупнейший музей ниндзя.

    Томоёзэ Рюю – окинавец, ученик и близкий друг Уэти Камбуна, продолжатель стиля Уэти-рю.

    Тосиаки Кирино (начало XX в.) – знаменитый мастер кэн-дзюцу, патриарх школы Дзигэн в провинции Кагосима.

    Тэндзо Хацисука (XVI в.) – известный ниндзя, некоторое время состоял на службе у Оды Нобунаги.

    Уэсиба Киссемару – мастер айкидо, один из руководителей Айкикая, сын Уэсибы Морихэи.

    Уэсиба Морихэи (1883–1969) – великий мастер дзю-дзюцу, философ, основатель айкидо.

    Уэти Камбун – окинавец, ученик Хигаонны, обучался в Китае, продолжатель направления Наха-тэ, создатель направления Уэти-рю.

    Уэти Канэи – сын Уэти Камбуна, патриарх окинавского направления Уэти-рю.

    Фукуда Хатиноскэ (конец XIX в.) – патриарх школы Тэнсин синъё-рю дзю-дзюцу, учитель основателя дзюдо Кано Дзигаро.

    Фукуно Масакацу (Ситиро) – XVII в. – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы Фукуно-рю дзю-дзюцу в г. Эдо.

    Фунакоси Гитин (1869–1957) – окинавец, называемый «отцом каратэ», создатель стиля Сётокан.

    Фунакоси Ёситака – третий сын Фунакоси Гитина, мастер и один из создателей технического арсенала стиля Сётокан.

    Хаттори Масанари (XVII в.) – один из руководителей ниндзя провинции Ига, находился на службе у сёгуна Токугавы Иэясу.

    Хигаонна Канрио (около 1845–1916) – окинавец, обучался в Китае, один из величайших мастеров окинава-тэ, патриарх стиля Наха-тэ.

    Хикосукэ Тоцука (?–1886) – один из величайших мастеров и патриархов школы Ёсин-рю дзю-дзюцу (направление Рёи синто-рю – «Истинное искусство боя и воплощённой добродетели»), соперник Кано Дзигаро в борьбе за официальное признание дзю-дзюцу.

    Хироси Киндзё (Канагусуку) – окинавец, продолжатель окинавского стиля Кобаяси-рю Сёрин-рю, создатель ката Сихогэри и Сихоцки.

    Ходзё Дзинсукэ (XVII в.) – мастер боя на мечах, которому приписывается создание(иай-дзюцу) «искусства одного удара мечом».

    Цутия Ясутика (1670–1744) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

    Чэнь Юаньюнь (1587–1671) – китайский учёный, каллиграф, поэт и мастер боевых искусств, преподававший в г. Эдо и положивший начало одной из японских школ дзю-дзюцу.

    Эн-но Гёдзя (634 – после 700) – основатель синкретической религиозной секты Сёгэндо, последователями которой были монахи-отшельники ямабуси; согласно легенде – один из первых ниндзя.

    Ютёки Хига – окинавец, ученик Тибаны Тёсина школы Кобаяси-рю (стиль Сёрин-рю).

    Ябу Кэнцу (Норимити) – окинавец, прямой ученик Итосу Анко по стилю Сюри-тэ.

    Ямагути Гогэн (1909 – 1989) – патриарх японского направления Годзю-рю, мистик.

    Ямагути Госэй (род. в 1940 г.) – старший сын Ямагути Гогэна, шеф-инструктор направления Годзю-рю в США.

    Ямада Хатиэмон (XVII в.) – ниндзя школы Ига-рю, прославившийся искусством незаметно выкрадывать мечи у самураев и техникой саммэн-дзюцу.

    Ямамото Цунэтомо (XVIII в.) – один из предполагаемых составителей известного кодекса Бусидо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»).

    Ямаока Кагэцугэ (XVII в.) – один из руководителей ниндзя провинции Кога, находился на службе у сёгуна Токугавы Иэясу.

    Краткий глоссарий

    Агэ – верхний уровень (например, блока, атаки).

    Агэ-укэ – верхний блок предплечьем, при котором рука согнута в локте, а предплечье почти горизонтально поднимается на уровень головы.

    Агэ-цки – удар кулаком снизу вверх.

    Аси – нога.

    Аси-бараи – подсечка в каратэ.

    Атэми – удар по жизненно важной точке.

    Ба-дзюцу – вольтижировка как метод боевой самурайской подготовки.

    Бараи – «сметающий» блок.

    Бива – бродячий актёр, одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

    Бу – военный, боевой воин.

    Бугэй («искусство войны») – воинское искусство, включавшее кроме индивидуальной подготовки воинов стратегию, фортификацию, изучение ритуалов.

    Бугё – специальный уполномоченный (например, клана ниндзя при самурае).

    Бу-дзюцу («боевое искусство») – обобщённое название боевых искусств Японии.

    Будо («боевой путь») – обобщённое название боевых искусств Японии.

    Буси – воин.

    Бусидо – «Путь воина», самурайский кодекс чести и свод правил поведения.

    Гири – долг как высшее моральное состояние, закон чести.

    Го – жёсткость, твёрдость (в том числе как философский принцип).

    Гохо – «учение твёрдости» в Сёриндзи-кэмпо: защитные действия, выполняемые в ответ на атаку противника, в том числе уклоны, уходы, блоки, удары.

    Гьяку-гэри – прямой удар ногой, первоначально расположенной позади другой ноги, в Сёриндзи-кэмпо (аналог маэ-гэри).

    Гьяку-цки – 1) прямой удар «разноимённой» рукой (например, удар правой рукой из левосторонней стойки); 2) прямой удар рукой, находящейся сзади, при вертикальном положении кулака и с небольшим подбивом кистью снизу-вверх в завершение в Сёриндзи-кэмпо.

    Гэдан – нижний (например, нижний блок).

    Гэй – искусство, в том числе боевое.

    Гэри (кэри) – удар ногой.

    Дан – мастерская степень в современных будо.

    Дати – стойка.

    Дзадзэн – 1) медитация в положении сидя; 2) позиция для медитации в положении сидя со скрещёнными ногами.

    Дзедан – верхний уровень.

    Дзёдан-но-ма – главная комната дома, место приёма почётных гостей, обычно с приподнятым полом.

    Дзё-дзюцу – способы владения короткой дубинкой.

    Дзэн – 1) буддийское учение об интуитивном просветлении; 2) обозначение внутреннего духовного начала в будо.

    Дзэнван – запястье.

    Дзэнкуцу-дати («стойка лука и стрелы») – стойка в каратэ, при которой 70% веса тела приходится на выдвинутую вперёд ногу, другая нога полностью выпрямлена.

    Дзю – мягкость, податливость (в том числе как философский принцип).

    Дзюдзи-укэ – блок скрещёнными запястьями.

    Дзюдоги – кимоно для занятий дзюдо.

    Дзю-кумитэ – свободный поединок в каратэ.

    Дзюкуми-эмбу – свободные связки в Сёриндзи-кэмпо.

    Дзюсин – главный вассал самурая.

    Дзюхо – «учение мягкости» в Сёриндзи-кэмпо: броски, удушения, болевые удержания, освобождения от захватов.

    Додзё – тренировочный зал.

    Дхарма (санскр.) – 1) мельчайшие частицы сознания, из которых, согласно буддийской доктрине, складывается весь мир; 2) «закон», буддийское учение.

    Дяньсю (кит.) – китайское искусство воздействия на жизненно важные точки организма как в медицинских, так и в боевых целях; повлияло на становление японского атэми.

    Иай-дзюцу – «искусство одного удара», способ стремительного обнажения меча с мгновенным последующим ударом.

    Ига-рю – собирательное название многих школ ниндзюцу, возникших в провинции Ига в XVI – XVII вв.

    И жоу чжи ган (кит.) – «контролировать силу через податливость», «преодолевать силу через слабость» – один из принципов китайского ушу и дзю-дзюцу.

    Икэбана – композиция из цветов, одно из дзэнских искусств.

    Инь цигун (кит. «жёсткий цигун» – комплекс упражнений цигун, направленных на обретение крепости тела, нечувствительности к ударам, в том числе и оружием.

    Кагимоно-хики – «вынюхивающие и подслушивающие» – одно из названий ниндзя.

    Какэмоно – живописные или поэтические свитки, которые вешают на стену.

    Какэ-укэ – блок тыльной частью ладони изнутри наружу.

    Кама – сельскохозяйственный серп, используется как парное оружие.

    Кампо – традиционная медицина.

    Кандзе – почётная грамота, рекомендательное письмо, выдаваемое самураям или ниндзя в знак высшего признания заслуг, преданности и воинского мастерства.

    Кансе – шпион; синоним «ниндзя».

    Каратэ – 1) «пустая рука»; 2) «танская рука» – японское прочтение слова «тодэ», в котором Фунакоси Гитин в 1936 г. заменил иероглиф «кара» («тан») на одинаковый по звучанию иероглиф, означавший «пустой».

    Каратэги – кимоно для занятий каратэ, обычно белого цвета.

    Каратэка – последователь каратэ.

    Киба-дати («стойка наездника») – фронтальная стойка в каратэ, при которой ступни расположены параллельно друг другу, а центр тяжести проецируется на центр линии, соединяющей обе стопы.

    Киёку – то же, что кико.

    Кико (киёку) – методы управления внутренней энергией «ки».

    Кинбу – запрет на ношение, хранение и изготовление оружия.

    Кобудо – работа с традиционным оружием и подручными средствами, например с серпами, нунтяками.

    Кога-рю – собирательное название многих школ ниндзюцу, возникших в провинции Кога в XVI – XVII вв.

    Кокуцу-дати – стойка в каратэ, при которой 60 – 70 % веса тела приходится на «заднестоящую» ногу, а «переднестоящая» нога немного согнута в колене.

    Комусо – бродячий монах, обычно с флейтой и особой корзиной-шапкой на голове, закрывающей лицо; также одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

    Кон – длинный посох, оружие в кобудо.

    Конго-дзэн – философская доктрина в стиле Сёриндзи-кэмпо.

    Кумитэ – обобщённое название для нескольких типов поединка в каратэ (см. дзю-кумитэ, сиай).

    Куми-эмбу – короткие типовые связки блоков, бросков и ударов в Сёриндзи-кэмпо.

    Кусари (гусари) – металлическая цепь, оружие в кобудо.

    Кэккафудза – формальная позиция для дзэн-буддийской медитации, при которой правая нога лежит на левом бедре, а кисти ладонями вверх сложены на уровне нижней части живота.

    Кэмпо – 1) кулачное искусство (в отличие от работы с оружием); 2) обобщённое японское название китайского ушу.

    Кэн – кулак; также обозначение внешнего, физического аспекта боевых искусств.

    Кэн-дзюцу («искусство меча») – обобщённое название методов боя с мечом.

    Кэндо («Путь меча») – техника работы с мечом, в основном с катаной.

    Кэсси («готовые умереть») – отряды смертников из ниндзя.

    Кю – ученическая степень в современных будо.

    Кю-дзюцу – стрельба из лука как способ самурайской подготовки.

    Кюдо – стрельба из лука.

    Мааи – в айкидо оптимальное расстояние от партнёра (расстояние вытянутой руки).

    Маваси-цки – крутой удар («крюк») кулаком в голову.

    Мандзи – свастика, буддийский символ добродетели и счастья, знак духовного совершенства в Сёриндзи-кэмпо.

    Миги – правый.

    Моротэ-укэ – двойной блок предплечьем изнутри наружу, кулак другой руки находится у локтя блокирующей.

    Монгай фусюсу («не выносить за ворота школы», «не передавать вовне») –традиционный принцип преподавания будо в закрытых школах.

    Нагаси-укэ – отводящий блок тыльной частью ладони к противоположному плечу.

    Нагината – алебарда.

    Нагината-дзюцу – способы владения алебардой.

    Нимпо – кодекс поведения ниндзя.

    Ниндзе – гуманность, человеколюбие, справедливость.

    Нодо – монах в миру.

    Нэкоаси-дати («стойка кошки») – стойка в каратэ, при которой 90% веса тела приходится на отставленную назад ногу, а выдвинутая вперёд нога касается пола лишь носком.

    Ои-цки – прямой удар «одноимённой рукой» (например, удар правой рукой из правосторонней стойки).

    Окинава-тэ – собирательное название различных направлений боевых искусств, практикуемых на Окинаве.

    Он – священный долг воздаяния за милость, например верность самурая императору, моральная плата.

    Осаи-укэ – давящий блок сверху вниз ладонью.

    Рицудзэн – 1) медитация в положении стоя; 2) позиция для медитации в положении стоя.

    Року-сяку-бо – классический окинавский посох-оружие, чуть выше человеческого роста.

    Рэнси – инструктор (звание).

    Рю – школа, направление.

    Рюкэн – техническое действие двумя руками одновременно (например, крестообразный блок).

    Саи – короткий, длиной не более предплечья, металлический трезубец, обычно используемый как парное оружие.

    Сангха (санскр.) – буддийская община.

    Сантин («три атаки», или «три продвижения вперёд») – дыхательно-медитативное ката в стилях каратэ Годзю-рю, Уэти-рю.

    Сантин-дати – стойка в каратэ, при которой стопа стоящей впереди ноги повёрнута внутрь.

    Саругаку – танцор, одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

    Сасумата – трезубец, оружие на длинном древке с острым концом и двумя направленными в разные стороны металлическими крюками.

    Сасумата-дзюцу – способы владения трезубцем.

    Седзи – деревянные рамы-стены в японском доме, оклеенные гладкой бумагой, пропускающей свет.

    Сеин – главный кабинет дома или комната для интеллектуальных занятий, в том числе дзэнскими искусствами.

    Сеин-дзукури – архитектурный стиль, существующий с XV в., связанный с эстетикой дзэн-буддизма и символизирующий естественность жизни, единство человека и природы.

    Сёриндзи (яп.) – Шаолиньский монастырь.

    Сиай – свободный поединок в каратэ на соревнованиях.

    Сидзэн-тай – «естественная позиция».

    Синоби – шпион, лазутчик, другое чтение термина «ниндзя».

    Сихогэри – ката, созданное Хироси Киндзё на базе ката Сэйсан и практикуемое в окинавском стиле Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

    Сихоцки – ката, созданное Хироси Киндзё на базе ката Сэйсан и практикуемое в окинавском стиле Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

    Содэгарами – клевец, оружие на длинном древке с острым концом и металлическим крюком.

    Содэгарами-дзюцу – способы владения клевцом.

    Сутэкамари-но-дзюцу («искусство лежать недвижно и не подавать признаков жизни») – один из приёмов тактики ниндзя.

    Сэйхо – метод саморегуляции, в основном в Сёриндзи-кэмпо, включающий массаж, медитацию, дыхательные упражнения и т. д.

    Сэммэн-дзюцу – особый приём, который имитировал наличие трёх голов у человека, что должно было запутать противника.

    Сэмпай – старший ученик.

    Сэнсэй – учитель, мастер.

    Сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота.

    Сюсокукан – дыхательная методика в дзэн-буддизме: медленный вдох и выдох без задержки на десять счётов каждый.

    Тайкиеку-но-ката – базовый комплекс (ката) каратэ «Великий предел» в стиле Сётокан.

    Тигаидана – ниша с декоративными полками на разных уровнях.

    Тикара-иси («камень силы») – традиционные гантели в виде молота с деревянной рукоятью.

    Тодэ («рука династии Тан») – собирательное название боевых искусств, практикуемых на Окинаве.

    Токонома – ниша в стене дома, где вешали художественные свитки или ставили композиции икэбаны.

    Тонфа – оружие, представляющее собой палку с прикреплённой к ней под прямым углом рукоятью; в древности – рукоять для ручной мельницы.

    Туйфа – то же, что тонфа.

    Тэ («рука») – традиционное краткое обозначение кулачного искусства, распространено на Окинаве.

    Тэйсацу – разведчик, синоним понятия «ниндзя».

    Тэн-но-ката – базовый комплекс (ката) «Небесная форма» в стиле Сётокан каратэ.

    Тэссэн – железный веер, традиционное ритуальное и боевое оружие самураев, перешедшее в каратэ.

    Тюдан – средний уровень (удара или блока) относительно туловища противника.

    Тяси – каменные или железные гантели в виде параллелепипеда с продетой в него рукоятью.

    Удзумэ-би – особые мины, используемые в традиционной воинской практике.

    Укэ – блок.

    Упасака (санскр.) – мирянин, признающий положения буддийского учения.

    Ушу (кит.) – обобщённое название всего комплекса боевых искусств Китая.

    Фусума – раздвижные бумажные перегородки в японском доме.

    Хайван – тыльная часть руки или кулака.

    Хакама – широкие самурайские чёрные штаны; сегодня – ритуальная одежда у мастеров айкидо и каратэ.

    Ханкафудза – формальная позиция для дзэн-буддийской медитации, при которой левая нога лежит перед правой; считается более простой позицией по сравнению с кэккафудза.

    Ханси – высшее звание, присуждаемое обычно Будоканом за большие заслуги в будо.

    Харакири – то же, что сэппуку.

    Хаямити-но-моно («люди короткого пути») – одна из самых тайных групп ниндзя в XVII в. (около 20 человек), созданная Накагавой Сэсюндзином и находившаяся в распоряжении даймё Цугару Гэмбана; славилась своим умением незаметно пробираться в любые жилища.

    Хидари – левый.

    Хомбу додзё – центральный зал или штаб-квартира стиля (направления) боевых искусств.

    Хэйсоку – дати-стойка, при которой ступни поставлены параллельно и касаются друг друга.

    Цзун-гэри – прямой удар выставленной вперёд ногой в Сёриндзи-кэмпо (аналог маэ-гэри).

    Цзун-цки – прямой удар рукой, находящейся впереди, с вертикальной позицией кулака и небольшим подбивом кистью снизу-вверх в конце в Сёриндзи-кэмпо.

    Цигун (кит.) – «достижение мастерства в управлении энергией ци» – комплекс дыхательных, медитативных упражнений, направленных на регулирование циркуляции ци в организме.

    Цки – прямой удар рукой.

    Цумасаки-гэри – прямой удар кончиками пальцев ноги.

    Цюань (кит.) – 1) кулак; 2) краткое обобщённое название кулачного искусства; 3) школа, стиль ушу, иногда не имеющие своего названия.

    Цюаньфа (кит.) – «методы кулачного искусста» – обобщённое название методов боя и тренировки без оружия; в японском чтении – кэмпо.

    Цюаньшу (кит.) – кулачное искусство (в отличие от боя с оружием), то же, что цюаньфа.

    Шуайцзяо (кит.) – китайское искусство борьбы или проведения бросков.

    Эмбусэн – траектория выполнения ката.

    Энпи – локоть.

    Энпи-ути – удар локтем.