• I ПОЛЕТ ОГНЕННОЙ ПТИЦЫ
  • II СЕМЯ, КОТОРОЕ УПАЛО С НЕБА
  • III ЖЕЛЕЗНЫЕ КОСТИ ЗВЕЗДНЫХ БОГОВ
  • IV СЕМЯ ОСИРИСА
  • 11

    СЕМЯ ФЕНИКСА

    Легенда о Фениксе переходит из столетия в столетие и от поколения к поколению, и ее происхождение теряется в дымке…

    (Аббат-Паша. «Египетский Феникс»)

    …его родственники приказали, чтобы его тело было мумифицировано самым лучшим из существующих способов, так, чтобы его душа и его разум по возвращении через несколько тысячелетий в свое тело смогли бы найти дто тело в гробнице, найти «гения», ожидающего их, и все вместе, втроем, войти в тело и оживить его, и жить вместевечно в царстве Осириса…

    (Валлис Бадж. «Мумия»)

    I

    ПОЛЕТ ОГНЕННОЙ ПТИЦЫ

    Одним из самых странных и не понятных мифов Древнего Египта является миф о фениксе. Описание символики, связанной с этим образом, дано Рандлом Кларком:

    «Вообразите жердь, торчащую из вод Аббиса. На ней сидит серый Феникс, предвестник грядущего. Он раскрывает клюв и разрываеттишину первобытной ночи призывом к жизни и началу хода событий, „определяя, что должно быть, а что не должно“. Феникс, таким образом, служит воплощением первоначального Логоса, слова, которое служит промежуточным звеном между божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь… В каком-то смысле, когда Феникс издает свой крик, он устанавливает все [календарные] циклы, так, что именно он определяет все деления времени, и потому его храм в Гелиополе стал центром определения календарных дат»[363].

    Эти слова подтверждают то, что мы подозревали — упоминание о Фениксе тесно связано с эпохой царства фараонов, как мифических, так и исторических. Шахты погребальных камер царя и царицы имеют календарное значение, поскольку ориентированы на строго определенные звезды, и эта ориентация повторяется по циклическому закону в результате прецессии. Феникс провозглашает начало нового цикла и служит, таким образом, «связующим звеном» между пирамидой и звездами Ориона, а в более общем значении, является «душой» Осириса-царя. В «Книге мертвых» (Глава 17) задается вопрос: «Кто он?… Я великий Феникс из Гелиополя… Кто он? Он — Осирис…», и это практически не оставляет сомнений, кем на самом деле является египетский Феникс.

    Феникс также выполняет другую важную функцию: эта космическая птица приносит в Египет из отдаленной волшебной страны, находящейся за пределами земного мира, дающую жизнь эссенцию «нике». Согласно Рандлу Кларку, эта страна «остров огня»… место вечного света за пределами мира, где были рождены боги, где они возрождаются к жизни и откуда они посылаются в мир[364]. Допуская, что феникс имеет отношение к душе Осириса, можно предположить, что место «где были рождены боги и где они возрождаются к жизни», это — Дуат.

    Легенда о Фениксе была записана в гораздо более прозаической форме Геродотом, посетившим Египет:

    «Существует [какая-то] священная птица, называемая Фениксом. Я сам никогда не видел ее, кроме как на изображениях, поскольку, согласно жителям Гелиополя, она появляется крайне редко, раз в пятьсот лет, после смерти своего родителя. Если изображение соответствует ее реальному облику, то можно сказать следующее: оперение птицы частично красное и частично золотое, хотя по форме и размерам она очень похожа на орла. Они (жители Гелиополя) рассказывают про Феникса сведения, которые я считаю невероятными: как они утверждают. Феникс прилетает из Аравии, неся в когтях своего родителя, завернутого в листья мирра, чтобы захоронить тело в Храме солнца. Для того, чтобы сделать это, Феникс сначала создает шар, потом проделывает в нем отверстие, помещает туда своего умершего родителя и закрывает его новыми листьями мирра. Шар при этом остается того же веса, что и был поначалу. Феникс несет этот шар, запечатанный так, как я говорил, в Египет и кладет в Храме солнца. Таким является их миф об этой птице».

    Хотя история эта рассказана в обычном стиле греческих хроник, Геродот наверняка говорил о Фениксе со жрецами Гелиополя, и мы можем предположить, что он не имел оснований изменять факты. Но тем не менее не исключено, что он невольно перепутал некоторые понятия.) Вместо «Аравия» мог быть «восток», земля за горизонтом, откуда поднимаются солнце и звезды, место, «где рождаются боги». Феникс прилетает в Египет отложить свое яйцо, слово же «шар» у Геродота имеет довольно широкий смысл. Геродот также пишет, что шар сделан из «мирра», растения, которое часто использовали при мумификации[365].

    Так что же египтяне называли яйцом, или семенем феникса, которое было связано с душой Осириса и, следовательно, звездным ритуалом перерождения?

    Как мы уже говорили, в Египте было еще одно название Феникса — «бенну». Джон Байнс, профессор египтологии Оксфордского университета, отметил, что корень «бен» использовался для выражения сексуальных, созидательных или связанных с оплодотворением понятий, к примеру, «оплодотворение», «осеменение», «копуляция» и т. д.[366] Интересно, что в семитских языках слово «бен» означает «потомок» в смысле «сын»[367]. Прямая связь между птицей Феникс/Бенну и камнем Бенбен, хранимом в храме Феникса/Бенну в Гелиополе, была описана в первой главе. Многие египтологи нашего времени считают, что камень Бенбен имел коническую форму[368]. На очень древней стеле, датируемой Первой династией, Феникс изображен сидящим на каком-то предмете, который Рандл Кларк назвал «каменным гнездом»[369]. Позднее его стали изображать на пирамидионах, часто сидящим на Бенбене. Египтологи высказывали самые разные мнения по поводу того, чем или кем был феникс, и приходили к заключению, что он представлял в одно время душу Ра, в другое — душу Осириса и, кроме того — «Утреннюю звезду»[370]. Рандл Кларк также правильно заметил, что «птица и камень — если это камень — тесно связаны друг с другом»[371]. Курт Сет, первый переводчик «Текстов пирамид», идентифицировал камень Бенбен со священными коническими камнями греков и сирийцев, которые имели связь с космосом[372]. В самом деле, в ранних известных изображениях камня Бенбен с сидящим на нем Фениксом камень имеет не пирамидальную форму: его концы слегка округлены, и он больше напоминает конус[373]. Также ясно, что камень Бенбен рассматривался строителями пирамид как реликвия огромного значения, такая ценная, что ее помещали в святая святых Гелиополя — Храм феникса; так же Бенбен ставили на самую вершину пирамид[374].

    Отсюда можно сделать заключение, что Феникс являлся символом божественного созидания и возрождения и именно это магическое свойство отличает семя, хранимое в Гелиополе. Что же такое само семя Феникса?

    II

    СЕМЯ, КОТОРОЕ УПАЛО С НЕБА

    Мы обычно считаем, что метеориты — это камни, которые падают с неба, хотя часто употребляют метафору «падающая звезда». Полет метеорита — очень впечатляющее зрелище. Эти небесные камни иногда оставляют за собой светящийся след, а их падение сопровождается громом[375]. Метеориты входят в земную атмосферу на большой скорости, но затем замедляют свой ход в связи с сопротивлением воздуха и раскаляются до высокой температуры. Метеорит приобретает вид огненного шара, а облако раскаленных газов делает огненный шар еще больше. При прохождении через атмосферу возникает также ударная волна, которая производит звук, похожий на пушечный выстрел или удар грома, и, видимо, именно поэтому в древности метеориты ассоциировались с богами грозы, такими, как Наддад в Финикии или Зевс в Греции[376].

    Существует два типа метеоритов: каменные и железные. Железные, как правило, имеют черный цвет и размеры превышающие габариты каменных метеоритов, поскольку при ударе о землю они мало раскалываются или не раскалываются совсем. Входя в земную атмосферу, некоторые железные метеориты сохраняют положение и не вращаются, после падения передняя их часть расплавляется и смещается назад, и потому метеорит приобретает характерную форму конуса. Двумя экземплярами таких метеоритов являются «Морито» и «Вилламетт»[377].

    Имеются свидетельства о существовании в древности религиозных культов, в которых большое место занимают священные метеориты. Хорошо известно, что греки считали Дельфы центром мира. Однако камень-омфал, который отмечал это место, не являлся собственно дельфийским фетишем. Это грубый камень, по преданию брошенный на землю титаном Хроносом[378]. Дельфийцы назвали его Зевсом Баетилским (слово «баетилос» историки употребляли для обозначения метеоритов)[379]. Из рисунков видно, что камень имел размеры пушечного ядра и яйцеобразную форму. По этой характерной форме и по происхождению можно довольно уверенно сделать заключение, что Зевс Баетилский был метеоритом[380]. Похожий камень показывали историку Павсанию (второе столетии н. э.) в городе Гитиум; местные жители называли камень Зевс Каппотский (Зевс, упавший вниз). По всей видимости, это тоже был метеорит[381]. И Плиний (23-79 годы до н. э.) рассказывал о «камне, который упал с солнца» и которому поклонялись в Потидеях, а также о других камнях, которые упали недалеко от Геллеспонта[382].

    Культ метеоритов был распространен также в Финикии и Сирии. В Эмессе[383], к примеру, существовало святилище бога Эла-Габала; священный реликт святилища описывался как «черный конический камень». Летописец Геродиан повествует, что жители Эмессы «официально считают, что он упал с неба…» Недалеко от Эмессы, в храме Зевса-Хадада, в Гелиополе-Баалбеке, находились «черные конические камни»[384]. Зевс-Касио, двойник Зевса-Хадада, имел свое святилище на горе Касио. В древней Фригии (ныне центральная Турция) великая мать всех богов Кибела, была представлена в храме черным камнем, который, как считалось, упал с неба». Культ Кибелы получил большое распространение, его переняли римляне и разнесли до Галлии и Альбиона (современных Франции и Англии)[385].

    Существует много других свидетельств о почитании метеоритов в самых разных местах планеты[386]. Подобный культ легко понять, поскольку человек древности видел в метеоритах материальное воплощение небесных богов и, в частности, богов звездных. Конечно, в этом ряду убедительным звучит предположение, что и камень Бенбен мог быть просто метеоритом конической формы.

    Конический метеорит играл большую роль в формировании религиозных воззрений и в культе возрождения. По этой теме были проведены очень глубокие исследования британским египтологом и прежним ассистентом Флиндерса Питри Г.А-Уэйнрайтом, который публиковал результаты своих исследований в «Journal of Egyptian Antiquities». Уэйнрайт проследил эволюцию египетского «метеоритного» культа и его связь с почитанием некоторых богов; в частности, он доказал, что «аниконическая» (подобная конусу) форма тебанского бога Амуна говорит о том, что сам «бог» был метеоритом, известным под названием Камутф[387], причем, замечает Уэйнрайт, коническая форма очень характерна для метеоритов малой величины[388].

    III

    ЖЕЛЕЗНЫЕ КОСТИ ЗВЕЗДНЫХ БОГОВ

    Хотя пирамиды сооружены до железного и даже бронзового века, египтянам в эру пирамид было известно метеоритное железо[389]. Они называли это железо «бья», и, согласно Уэйнрайту, «метеориты состояли из „бья“»[390]. Слово «бья» часто встречается в «Текстах пирамид»:

    «Я чист, беру с собой мои железные (бья) кости, я расправляю свои нетленные члены, которые находятся в чреве Нут…» [Тексты пирамид, 530]

    «Мои кости — железо (бья), и мои члены — неугасимые звезды». [Тексты, пирамид, 1454]

    «Кости царя — железные (бья), и его члены — неугасимые звезды…» [Тексты пирамид, 2051]

    Как показывают эти отрывки, существовало убеждение, что, когда ушедшие цари перевоплощались в звезды, их кости становились бья, железом, небесным материалом, из которого некогда были созданы звездные боги. Такие космические железные объекты, как метеориты, являлись единственным материальным свидетельством реальности земли в небесах, населенных звездами-душами царей, и легко понять, почему, по мнению древних, звезды состояли из «бья». Поскольку души ушедших царей — звезды, то их кости должны быть тоже из железа[391].

    Это возвращает нас к камню Бенбен Гелиополя, который[392], как и многие египтологи, ассоциирую с метеоритом. Валлис Бадж был первым, кто предположил, что камень Бенбен является реликвией, аналогичной Черному камню храма Кааба. Такая же мысль пришла в голову египтологу Ж. П. Лауеру[393]. Возможно, примерно в третьем тысячелетии до н. э., возможно, во времена Второй или Третьей династий, недалеко от Мемфиса упал железный метеорит конической формы. Из изображений камня Бенбен[394] можно судить, что метеорит весил от шести до пятнадцати тонн, и потому зрелище его падения должно было весьма впечатлять. Яркий шар с хвостом раскаленных газов наверняка могли видеть на большом пространстве, а звуковая волна распространялась очень далеко. Интересно замечание о том, что Феникс прилетел с востока, поскольку, согласно энциклопедии «Британника», все метеориты следуют со стороны солнца. Проследив, куда приземлился метеорит, наблюдатели увидели, что огненная птица[395] исчезла, оставив после себя черное космическое яйцо, бья (железный конический метеорит). Затем египтяне, очевидно, перенесли метеорит в храм Атума и установили на священной колонне[396].

    IV

    СЕМЯ ОСИРИСА

    В «Текстах пирамид» часто упоминается семя Ра-Атума, которое оплодотворило чрево небесной богини Нут, Матери звезд:

    «О, Ра-Атум, сделай так, чтобы. Нут забеременела от „семени“ духа (Соху)… [Тексты пирамид, 990]… Давление в твоем чреве, о, Нут, поскольку „семя“ бога в тебе…»

    Осирис — царь обращается со следующими словами:

    «Это я, кто „семя“ богов, что в тебе [Тексты пирамид, 1416-7]… Осирис-звезда — это негасимая звезда, сын небесной богини [1469]… О, Ра-Атум, этот Осирис-царь идет к тебе, бессмертный дух… твой сын идет к тебе…» [Тексты пирамид, 152]

    Двухступенчатый процесс звездного превращения Осириса был коротко описан выше[397]. Здесь же мы рассмотрим, как мертвое тело, подвергшееся мумификации, то есть приданию ему мумификационной формы Осириса, помещается в погребальную камеру перерождения, где душа начинает свое превращение в звезду. Мы не удивились, когда узнали, что изготовление мумии в Древнем Египте называлось «саху» — такое имя было у Осириса, когда он стал господином Дуата[398]. Перерождение мумии, как считалось, не могло осуществляться само по себе, а определялось действиями старшего сына умершего, нового Гора-царя, который перед своей коронацией назывался Гором-старшим[399]. Церемония, которую Гору надлежало осуществить, называлась «открытием рта», она требовала, чтобы забальзамированное тело умершего отца, облаченное в регалии Осириса, было размещено вертикально и чтобы перед ним на небольшой подставке расцветал во всей своей красе лотос. Лотос символизировал «четырех сыновей Гора» (внуков царя[400]), которые, в свою очередь, символизировали «четыре стороны света»[401]. Надев маску с изображением ястреба, Гор медленно подходил к мумии, поднимал небольшой металлический инструмент и разжимал рот Осириса-царя. Четыре сына, используя свои «пальцы» (по-видимому, сделанные из «бья»), ассистировали ему в этом ритуале. Вот как этот древний ритуал описан в текстах пирамид:

    «О, царь, я пришел в поисках тебя, поскольку я — Гор; я ударил твой рот, поскольку я — твой возлюбленный сын; я разжал твой рот… теслом Упуата… железным теслом…» [Тексты пирамид, 11-13] «…дети твоих детей все вместе подняли тебявверх [а именно] Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф, [кому] ты дал эти имена. [Твое лицо вымыто], твои слезы вытерты, твой рот разжат их железными пальцами…» [Тексты пирамид, 1983-4]

    У этой довольно причудливой процедуры есть три важных момента, которые заслуживают нашего особого внимания. Первый — это то, что тесло и железные пальцы изготовлялись из «бья» (метеоритного железа)[402]. На этот факт в 1931 году обратил внимание Г. А. Уэйнрайт, который подробно рассмотрел ритуал в своей книге «Железо в Египте»[403]. Уэйнрайт делает правильное заключение, что «бья» использовалось по причине своего «небесного» характера, поскольку целью всей церемонии было помочь душе уйти к звездам[404]. Эта точка зрения в настоящее время широко распространена в египтологии, и недавно ее повторил доктор Берндт Шеел, занимавшийся изучением металлических инструментов Древнего Египта.

    «Железо было [одним из] металлов мифического характера. Согласно легенде, [кости] скелета Сета… сделаны из железа. Железо называлось „металлом небес“, поскольку на протяжении долгого времени египтяне знали только метеоритное железо, содержавшее большой процент никеля. По причине своего предположительно божественного происхождения, метеоритное железо использовалось, в частности, при изготовлении охранительных амулетов и магических инструментов, необходимых для ритуала, называемого „открытием рта“, церемонии, которая являлась обязательной для подготовки мумии усопшего к жизни после смерти»[405].

    Уэйнрайт, а позднее Мерсерер, канадский египтолог, переведший «Тексты пирамид» в 1952 году, заметили, что тесло, используемый для «открытия рта», имел очертания Большой Медведицы, которую египтяне именовали «мештв», «Нога быка»[406]. Немецкий египтолог Борхардт, однако, считал, что это было созвездие Малой Медведицы[407]. В любом случае, оба созвездия составляют пару в приполярной части неба, и именно в этом направлении смотрят две северные шахты Великой пирамиды. Направление на северный полюс очень важно в этой замысловатой метеоритной и звездной церемонии с мумией царя. В эпоху пирамид полюс совпадал с Альфой Дракона, и именно на нее была нацелена северная шахта погребальной камеры царя. Северная шахта погребальной камеры царицы указывала на «ковш» Малой Медведицы, состоящий из четырех звезд, по всей вероятности, символизировавших тесло, который применял в церемонии «открытия рта» Гор[408].

    В «Текстах пирамид» этот инструмент носит название «тесло Упуата» [Тексты пирамид, 13]. Упуат, бог-шакал, «открывающий пути», тоже был представлен на звездном небе, что можно видеть на знаменитом «Дендерском зодиаке», который хранится в настоящее время в Лувре — почти в центре рисунка находится фигура Гора, держащего руку на голове Упуата. Обе северные шахты не только расположены строго по меридиану, но, в отличие от своих южных сотоварищей, направленных на Осириса-Орион и Исиду-Сириус, имеют удивительную архитектурную аномалию, которая долгое время озадачивала египтологов и была объяснена только недавно Рудольфом Гантенбринком, который исследовал шахты в 1992—1993 годах.

    Во время конференции 21 июня 1993 года в Париже, где Гантенбринку, Эдвардсу и мне довелось быть в числе выступающих, Рудольф поднял вопрос об этой аномалии[409]. Он отметил, что, когда направил своего робота вверх по северным шахтам, оба раза они подходили к Большой галерее. Чтобы не упереться в галерею, шахты делали «изгиб» на запад. Рудольф — прагматик и рационалист — заметил, что мог бы понять, что архитекторы и строители ошиблись, направив поначалу шахту из погребальной камеры царицы прямо на Большую галерею, и потом стали прикладывать усилия, чтобы Большую галерею обойти.



    Но почему тогда та же ошибка повторена в северной шахте погребальной камеры царя? Он спросил мнение об этом странном факте присутствующих в зале известных египтологов — Эдвардса, Лекрана, Лауера, Веркуттера и Керизела. Ответа не последовало. И тогда Рудольф сам сделал логическое заключение: обход не был ошибкой; он являлся частью общего замысла. И обход, и возвращение шахт на «первоначальный курс» были задуманы архитекторами.

    Во время конференции никто так и не заметил, что северные шахты повторяют форму священного тесла. Поскольку они были направлены в приполярные созвездия, одно из которых символизировало звездный тесло, то такое совпадение нельзя признать случайным. Теперь можно почти с уверенностью сказать, что ритуал «открытия рта» производился, возможно, несколько раз, в помещении, которое принято называть погребальной камерой царицы[410]. Можно представить себе Гора-сына, которого вводят в погребальную камеру царицы Великой пирамиды для встречи с мумией усопшего отца:

    «О, Гор, этот царь — Осирис, пирамида этого царя — Осирис, его сооружение — это Осирис…» [Тексты пирамид, 1657]. И Гор воскликнул: «О, царь, я пришел, чтобы тебя отыскать, поскольку я — Гор; я ударил по твоим устам, поскольку я — твой возлюбленный сын; я открыл твой рот для тебя. Я объявляю о нем его матери, когда она оплакивает его, я объявляю о нем ей, которая соединилась с ним». [Тексты, пирамид, 11-12]

    Гор выполняет ритуал вместе со своими четырьмя сыновьями, внуками умершего царя:

    «Я открываю твой рот для тебя… Я ударяю по твоему рту для тебя Теслом Упуата, я открываю твой рот Теслом железным, который открываем рты богов…» [Тексты пирамид, 13]. «…дети твоих детей все вместе подняли тебя вверх [а именно] Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф, [кому] ты дал эти имена. [Твое лицо вымыто], твои слезы вытерты, твой рот разжат их железными пальцами…» [Тексты пирамид, 1983-4]

    Жрец, который во время ритуала говорит за мертвого фараона, как бы чувствуя астральную силу «бья», произносит:

    «Я чист, беру с собой мои железные (бья) кости, я расправляю свои нетленные члены, которые находятся в чреве Нут…» [Тексты пирамид, 530]. «Мои кости — железо (бья), и мои члены — неугасимые звезды». [Тексты пирамид, 1454]… «Кости царя — железные (бья), и его члены — неугасимые звезды…» [Тексты пирамид, 2051]

    Поразительно упоминание «пирамида этого царя — Осирис». Душа царя начинала свое путешествие по шахте строго на север. Согласно французскому египтологу Гойону[411], в 15,75 километрах точно по меридиональной линии на север от Великой пирамиды находился город, называвшийся позднее греками Летополем. Именно поэтому жрец, который выполнял церемонию открытия рта, имел титул Гор Летополя[412].

    Известно, что Летополь существовал еще до эпохи пирамид[413], и многие египтологи верили, что город был географическим центром, относительно которого измерялись расстояния в Древнем Египте[414]. И потому, согласно Гойону, меридиан, на котором стоял город, стал базовым для расположения Великой пирамиды и всего некрополя Гизе.[415] Согласно Уэйнрайту, Летополь носил название «Город удара молнии» из-за того, что был тесно связан с метеоритным культом: «…поскольку египетская религия включала очень важную церемонию „Открытия рта“ усопшего царя при помощи инструментов, изготовленных из метеоритов, не случайно, что руководитель этой церемонии проживал именно в городе удара молнии Летополе…»[416]

    В атласе Древнего Египта[417] мы видим, что Летополь располагался, как и писал Гойон, примерно в пятнадцати километрах строго на север от Великой пирамиды. Гойон не сказал о том, что Летополь был ориентирован строго на запад от Храма Феникса в Гелиополе. Таким образом, город являлся геодезической точкой, к которой по меридиану была привязана Великая пирамида, а по широте — Гелиополь, где хранился камень Бенбен. Летополь как бы служил дорожным знаком, указывающим «дорогу Осириса на небо»[418], и связывал, по меридиану и широте, Бенбен и его стилизованную копию на вершине Великой пирамиды.



    И, наконец, вспомним таинственную дверь в одной из южных шахт. Скрывает ли она секретную камеру Тота, упоминаемую в Весткарском папирусе? Может ли там быть что-либо более важное, чем мумия, статуя или другие погребальные принадлежности?

    Теперь нам следует вновь обратить свое внимание на Гелиополь, где был когда-то установлен каменный Бенбен-Феникс.


    Примечания:



    3

    Пирамиды Древнего царства расположены в пустыне неподалеку от Каира и находятся в районе, имеющем примерно восемь километров в длину и три километра в ширину; это место известно под названием Мемфисского некрополя.



    4

    Арабский летописец аль-Макриши (пятнадцатое столетие н. э.) писал в своей «Кхитат» или «Топографии» (Каира), что, когда Мамун обнаружил, что в Великой пирамиде нет сокровищ, он распорядился положить в саркофаг погребальной камеры царя несколько золотых вещей, чтобы те, кто осуществлял раскопки, не думали, что их тяжелый труд был напрасным (см. Peter Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid»). Другой интересной книгой по истории пирамид является «The Mountains of Pharaoh», Leonard Cottrell (см. библиографию).



    36

    Великий пантеон богов упоминается в «Текстах пирамид» (смотри Главу 3); есть намеки на Великий пантеон в надписях на гробницах более раннего времени, хотя Осирис там не упоминается.



    37

    R. T. Rundle Clark, op.cit., p. 246. Кларк связывал Феникса с планетой Венера (которую древние считали странствующей звездой).



    38

    Для более полного представления о вопросе см. E. A. Wallis-Budge, «Osiris and the Egyptian Resurrection», vol. 1.



    39

    Название «мастаба» было придумано Огюстом Мариетом в 60-х годах прошлого века. Гробницы напоминали ему похожие на кровати скамейки, которые часто можно увидеть в сельских районах Египта и которые называются «мастаба».



    40

    J. Baines, J. Maiek, «Atlas of Ancient Egypt». «Замки вечности» — это, без сомнения, ступенчатые пирамиды, и, очевидно, все пирамиды правильной формы.



    41

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.19.



    Семя Феникса

    id="n_363">

    363

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_364">

    364

    Herodotus, «Histories», II, p.73.

    id="n_365">

    365

    A.Lucas, «Ancient Egyptian Materials and Industries», p.299.

    id="n_366">

    366

    Baines, «Orientalia», vol 39, pp. 389—395.

    id="n_367">

    367

    Слово «бен» или «бин», дословно — «сын», до сих пор используется в арабском мире и Израиле в значении «сын».

    id="n_368">

    368

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.

    id="n_369">

    369

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», pp. 5—6.

    id="n_370">

    370

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_371">

    371

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», p. 17.

    id="n_372">

    372

    Ibidem.

    id="n_373">

    373

    Ibid., p.15.; I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.

    id="n_374">

    374

    Ibid., p.282.

    id="n_375">

    375

    Производится ударной волной в атмосфере.

    id="n_376">

    376

    Для более полного изучения метеоритного культа см. статьи в «Journal of Egyptian Archeology», том 18, с. 3—15; том 17, с. 185—195; том 21, с. 152—170. См. также: D.Daremberg, E.Saglio, «Dictionnaire des Antiquites Grecs et Romaines», «Elagalabus» и «Baetylia»; Cook, «Zeus»,III, часть I, c.881—903.

    id="n_377">

    377

    Я благодарен Вану Баквэлду, авторитету в области изучения железных метеоритов Института металлов в Лингби, Дания. Он предоставил мне замечательную фотографию метеорита «Морито». Я также признателен Брайену Мэйсону из вашингтонского Смитсоновского института за фотографию метеорига «Вилламетт», которая была сделана в 1940-х годах.

    id="n_378">

    378

    Смотри комм. 14.

    id="n_379">

    379

    Там же.

    id="n_380">

    380

    Там же.

    id="n_381">

    381

    Pausanias, «Desc. Greece», III, 22, 1; L. R. Famell, «The Cult of the Greek States», vol. I, chapt.V.

    id="n_382">

    382

    Pliny, «NatHist.», II, 59.

    id="n_383">

    383

    P. K. Hitti, «History of Syria», London, 1951, p.312.

    id="n_384">

    384

    См. комм.14.

    id="n_385">

    385

    Там же.

    id="n_386">

    386

    Смотри комм.14. Также существует упоминание о священном метеорите в Библии, где о символе Дианы Эфесской пишется, что он «упал с небес».

    id="n_387">

    387

    G. A. Wainwright в «Annales du Service des Antiquites de FEgypte», XXVIII, 177.

    id="n_388">

    388

    G. A. Wainwright, «Some Aspects of Atum» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, p. 147.

    id="n_389">

    389

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, 1933, pp. 3—15.

    id="n_390">

    390

    Ibid. Слово «бья» также обозначало метеоритное железо, поскольку это была единственная форма железа, известная в 2400 году до н. э.

    id="n_391">

    391

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p. 14. Об этом упоминает и Плутарх (ок. 50 г.н. э.) в «De Iside et Osiride», 2, Moralia, p.536.

    id="n_392">

    392

    С 20-х годов эта идея приходила в голову многим. Первым, вероятно, такое предположение сделал Валлис-Бадж (см. комм. 31). Но, по-видимому, я был первым, кто предположил, что он был «коническим» (смотри мою статью в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, рр. 5—17).

    id="n_393">

    393

    E. A. WaUis-Budge, «Cleopatra's Needles», J.Leclant, J. P. Lauer, «Le Temps des Pyramides», pp.79, 336.

    id="n_394">

    394

    J.Goyon, op. cit. Он оценивает вес пирамидиона на пирамиде Хеопса в 15,89 тонн. Керизел, с другой стороны, оценивает этот вес в 4-6 тонн, но сомневается, что такой вообще существовал (J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», Paris, 1991, p.83).

    id="n_395">

    395

    Большой метеорит, вопреки распространенному заблуждению, падает на землю вовсе не раскаленным, а наоборот, холодным. Это связано с тем, что температура в космосе близка к абсолютному нулю, и при полете сквозь земную атмосферу раскаляется только его внешняя часть. Лежа на земле, метеорит быстро охлаждается.

    id="n_396">

    396

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods», pp.153, 380 и комм. 26.

    id="n_397">

    397

    См. Главу 4, комм. 11.

    id="n_398">

    398

    E. A. Wallis-Budge, «The Mummy», p.175.

    id="n_399">

    399

    На различных стадиях своей карьеры один и тот же человек имел разные имена, то есть Гор был ребенком, наследником и царем. О том, какие функции выполнял Гор как сын усопшего, см. I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.32.

    id="n_400">

    400

    Их называли Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф. Судя по «Текстам пирамид», главные их функции — помогать при церемонии «открытия рта» и ухода души усопшего царя в небо.

    id="n_401">

    401

    G. A. Wainwright, «A Pair of Constellations» в «Studies for F. U. Griffith»; E. A. Wallis-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.CXXIV. Как боги четырех сторон света, они символизировали четыре столба, но которых держится небо. Также они представляли четыре угла камеры, в которой осуществлялся погребальный ритуал (J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.248). Этих четырех сыновей также символизируют специальные кувшины, в которых хранятся легкие (Хапи), печень (Имсети), желудок (Дуамутеф) и внутренности (Кебхсенуф) усопшего.

    id="n_402">

    402

    «Тексты пирамид», строки 1983—1984.

    id="n_403">

    403

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt».

    id="n_404">

    404

    Ibid., p.11.

    id="n_405">

    405

    B.Scheel, «Egyptian Metalworking and Tools», Aylesbury, 1989, p. 17.

    id="n_406">

    406

    G. A. Wainwright, «Iron m Egypt», p.11.

    id="n_407">

    407

    J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», Imprinierie de l'Institut Francais D'Archeologie Orientate, Cairo, 1960, p.106. («The Pyramid Texts in Translation and Commentaries», Commentaries section).

    id="n_408">

    408

    Пражский египтолог и астроном Збииек Заба пришел примерно к тем же выводам в 1953 году. Его работа «L'Orientation Astronomique dans FAncienne Egypte et la Precession de ГАхе du Monde» получила большую известность у египтологов. Лауер, давая рецензию на работу Заба (см. комм. 49)» особо отметил наблюдение Заба, что инструмент, с помощью которого древние египтяне наблюдали за ночным небом и осуществляли ориентацию пирамид по полярным звездам, очень похож на тот, который использовали во время церемонии «открытия рта» (см. с.72 книги Заба). По всей видимости, для ориентации на звезды использовались как этот инструмент, так и отвес и куб. Уэйнрайт (Wainwright, «A Pair of Constella-toins») правильно заметил, что при церемонии использовались два тесла: одно — Гором, а другое — четырьмя его сыновьями.

    id="n_409">

    409

    Я признателен Гантенбринку за подробный план обеих северных шахт, где показаны все их изгибы.

    id="n_410">

    410

    См. Главу 12.

    id="n_411">

    411

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p. 160.

    id="n_412">

    412

    Ibid., p.89; G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p.6.

    id="n_413">

    413

    G.Goyon, op. cit., p. 88—93.

    id="n_414">

    414

    Ibidem.

    id="n_415">

    415

    Ibid., pp. 160—162.

    id="n_416">

    416

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—15.

    id="n_417">

    417

    Bianes J., Maiek J., «Atlas of Ancient Egypt».

    id="n_418">

    418

    J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204.

    >

    Дороги Осириса

    id="n_419">

    419

    Сесострий I (Двенадцатая династия) прославил свое правление. Он был сыном Аменемхета I, которого, по всей видимости, убили. Пирамиды Аменемхета I и Сесострия I находятся в настоящее время в эль-Лиште, в нескольких километрах от Дашура.

    id="n_420">

    420

    Письмо доктора Г. Хаени (Шведский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9.12.1986.

    id="n_421">

    421

    J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71; R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt, an Anthology of Middle Kingdom Writings», p.41. Слово «Бенбен» также переводится как «пирамидной».

    id="n_422">

    422

    J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71.

    id="n_423">

    423

    Ibidem.

    id="n_424">

    424

    Ibid., p. 203.

    id="n_425">

    425

    Папирус Лейденского музея No.344. См. также: J. H. Breasted, op. cit., p.204.

    id="n_426">

    426

    Папирус Лейденского музея No.344; 6-12.

    id="n_427">

    427

    Там же; 5, 10.

    id="n_428">

    428

    J. H. Breasted, op. cit., p.204.

    id="n_429">

    429

    Если взять в расчет, что оба города выполняли религиозные функции, этот факт трудно считать простым совпадением.

    id="n_430">

    430

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p. 164.

    id="n_431">

    431

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—11.

    id="n_432">

    432

    G.Goyon, op. cit., pp. 89—90.

    id="n_433">

    433

    В книгах I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», c.250—251 и J. P. Lauer, «Observations surles Pyramides», c.99-124, рассматриваются только северные звезды. Как известно, разметчики могут проверить правильность разметки, повернув свои инструменты на 180 градусов. Таким же методом могли пользоваться архитекторы древности.

    id="n_434">

    434

    Фарук I отрекся в 1952 году. Гойон переселился во Францию и стал исследователем Национального центра научных исследований. Он был учеником Пьера Монте, знаменитого французского египтолога из «Коллеж де Франс».

    id="n_435">

    435

    G.Goyon, op. cit., p.93.

    id="n_436">

    436

    Strabo, 19-xvii, I, 30.

    id="n_437">

    437

    Herodotus, «Histories», II, 15-17.

    id="n_438">

    438

    G.Goyon, op. cit., p.92.

    id="n_439">

    439

    Ibidem.

    id="n_440">

    440

    M.Lichteim, «Ancient Egyptian Literature», vol. I, «The Old and Middle Kingdom», p.20.

    id="n_441">

    441

    Гойон полагает, что это были слегка вогнутые диски.

    id="n_442">

    442

    S.A. B. Mercer, «Religion of Ancient Egypt», p.121.

    id="n_443">

    443

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, p.7.

    id="n_444">

    444

    Лувр, стела под инв. номером СЗО.

    id="n_445">

    445

    Эта «джед»-колонна, находившаяся, по-видимому, в Гелиополе, была посвящена Осирису. По всей видимости, колонна обозначала его позвоночный столб (см. E. A. Wallis-Badge, «Osiris and Egyptian Ressurection», vol. I, pp. 51—53).

    id="n_446">

    446

    Лучшим примером такого саркофага является, без сомнения, золотой гроб Тутанхамона, который находится в Каирском музее.

    id="n_447">

    447

    Статья «Горизонт Хуфу» Роберта Бьювэла появилась в «Дискуссиях по вопросам египтологии» в 1994 году.

    id="n_448">

    448

    Не похоже на то, что сооружение, которое возводилось на протяжении десятилетий и потребовало напряжения сил всей нации, строилось только для ритуала перерождения. См. мнение, изложенное в книге P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», в которой рассматриваются другие ритуальные функции, связанные с таинством перерождения.

    id="n_449">

    449

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 26, 1993; «Discussions in Egyptology», 27, 1993.

    id="n_450">

    450

    Я признателен Рудольфу Гантенбринку за то, что он позволил мне увидеть эту «нишу» на видеозаписи, сделанной роботом УПУАТ-1 внутри южной шахты погребальной камеры царя.

    id="n_451">

    451

    Это мне заметил доктор Хаени (см. комм. 2); ему на это тоже кто-то указал.

    id="n_452">

    452

    Возможно, с закатом Четвертой династии. Без сомнения, ко времени правления Сесострия I храмы Гелиополя уже подверглись разграблению, поскольку Сесострий начал программу полного их восстановления.

    id="n_453">

    453

    J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», p.83. Он напоминает о высказывании Диодора (первое столетие до н. э.) о том, что вершина пирамиды — плоская, как «платформа»; однако Диодор описывает пирамиду примерно через 2400 лет после Хеопса.

    id="n_454">

    454

    «Весткарский папирус», Берлин 3033.

    id="n_455">

    455

    W.Lethaby, «Architecture, Mysticism and Myth», pp. 38—39, «согласно Бругшу, солнечный храм Гелиополя имел тайную закрытую камеру в форме „пирамиды“, которая называлась Бенбен…»

    id="n_456">

    456

    T.Sugrue, «There is a River».

    id="n_457">

    457

    Ibid., p.393.

    >

    Эпилог

    id="n_458">

    458

    Все цитаты — из переписки, заметок и дневников. Оригиналы находятся в Королевской обсерватории Эдинбурга у библиотекаря Ангуса Макдональда.

    >

    Послесловие

    id="n_459">

    459

    Colonel Howard Vyse, «Operation Carried On At The Pyramids Of Gizeh in 1837», James Frazer, London, 1989, p.237.

    id="n_460">

    460

    A. Lucas, «Ancient Egyptian Materials And Industries», p.237.

    id="n_461">

    461

    El Sayed El Gayar, M.PJones, «Metallurgical Investigation of an Iron plate found in 1837 in the Great Pyramid at Gizeh, Egypt» in «Journal of the Historical Metallurgy Society», vol. I, 1989, pp. 75—83.

    >

    Приложения

    >

    Приложение 1

    id="n_462">

    462

    W. F. Flinders Petrie, «The Pyramids and Temples of Gizeh», 1883, p.53.

    id="n_463">

    463

    W. S. Smifh, «The Art and Architecture of Ancient Egypt», Penguin Books, 1958, p.30.

    id="n_464">

    464

    A. Badawy, «A History of Egyptian Architecture», Giza, 1954, p.163.

    id="n_465">

    465

    Хотя Альфа Цефея и Альфа Лиры подойдут к полюсу на расстояние 4 градусов в 7500 и 14 000 годах, они не займут точку северного полюса так, как Полярная и Альфа Дракона, которые подходят к полюсу примерно на угол в 30 минут.

    id="n_466">

    466

    Robert H.Baker, «Astronomy», New York, 1950, p.57.

    id="n_467">

    467

    Otto Neugebauer, Richard A.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», I, The Early Decans, London, 1960, p.25.

    id="n_468">

    468

    Ibid., p.110.

    id="n_469">

    469

    S.R. K. Glanvffle, «The Legacy of Egypt», Oxford, 1942, p.32.

    id="n_470">

    470

    Paul V.Neugebauer, «Tafein zur astronomischen Chronologic», I, Stemtafeln. Leipzig, 1912, S.8, 20.

    id="n_471">

    471

    Ibid., S.21-82.

    id="n_472">

    472

    Но примерно полгода эта кульминационная точка не была видна при свете дня. Ее можно было наблюдать в 2700 году до н. э. с конца июля до начала января.

    >

    Приложение 2

    id="n_473">

    473

    Можно назвать такие простые в использовании и достаточно точные компьютерные программы для этих вычислений, как Skyglobe 3.5, EZ Cosmos, Starmap 2.10 High Precision. У них к тому же приемлимая стоимость. Существуют и другие программы.

    id="n_474">

    474

    A. Hirshfeld, R. W. Sinnot, «Sky Catalogue» 2000.0, vol. I, Cambrige University Press, 1982.

    id="n_475">

    475

    Ibid., pp.119, 121 и 124.

    id="n_476">

    476

    Доктор О'Бирн из Астрономического отдела Сиднейского университета писал о расчетах прецессии для Эпсилона Ориона (центральной звезды пояса Ориона), что «положение Эпсилона Ориона было вычислено при условии, что собственное движение звезды по обеим координатам бесконечно мало (практически равно нулю)».

    id="n_477">

    477

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 247—251.

    id="n_478">

    478

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.194.

    id="n_479">

    479

    J. E. Manchip-White, «Ancient Egypt», George Alien Unwin Ltd, 1970, p.138.

    id="n_480">

    480

    O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», Brown University, 1964, vol. I.

    >

    Приложение 3

    id="n_481">

    481

    К примеру, Erman, «Die LiteraturderAegypter», 70, 72.

    id="n_482">

    482

    Этот определитель может обозначать дом, комнату или другой объект, вроде ящика, который может являться помещением для чего-либо.

    id="n_483">

    483

    Фотография этого знака не четкая; смотри Moller, «Hieratische Lesestucke», I, 6.

    id="n_484">

    484

    «Journal of Egyptian Archeology», III, PI. XII, pp. 96—97.

    id="n_485">

    485

    В 54 комментарии своей книги.

    >

    Приложение 4

    id="n_486">

    486

    E. A. Wallis-Budge, «An Egyptian Hieroglyphic Dictionary», NY. 1978, vol. II, p.942.

    id="n_487">

    487

    Ibid., p.946.

    id="n_488">

    488

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.1.

    id="n_489">

    489

    R. O. Faulkner, «The Book of the Dead», p. 12.

    id="n_490">

    490

    Ibidem.

    id="n_491">

    491

    Ibidem.

    id="n_492">

    492

    I. E. S. Edwards, op. cit., p. 13.

    id="n_493">

    493

    Ibid., p. 14.

    id="n_494">

    494

    R-T.Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.102.

    id="n_495">

    495

    Coffin Texts, ii, p. 104.

    id="n_496">

    496

    O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», vol.,1.

    id="n_497">

    497

    Ibid., p.41

    id="n_498">

    498

    Ibidem.

    id="n_499">

    499

    Carlsberg, I, Часть I, A.I, 1-6, изображение Нут.

    id="n_500">

    500

    Ibid., G.IV, 26-9.

    id="n_501">

    501

    Dramatic Texts, VI, c.3-9.

    id="n_502">

    502

    Ibid., pp. 38—43.

    id="n_503">

    503

    O.Neugebauer, R.Parker, op. cit., p.73.

    id="n_504">

    504

    R. G. Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, p.12; «Discussions in Egyptology», 16, pp. 21—28; Wemes Honig, «Discussions in Egyptology», 14, p.52.

    id="n_505">

    505

    Wallis-Budge, «The Mummy», p. 175.

    id="n_506">

    506

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods».

    id="n_507">

    507

    См. G.Santillana, H. von Deschend, «Hamlet's Mill», Gambit International, Boston, 1969 по поводу древних религий, касающихся звездного неба.

    >

    Приложение 5

    id="n_508">

    508

    По поводу астрономического аспекта см. R-Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26 и 27; геометрического — J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10 и 14. См. также: I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 245—251.

    id="n_509">

    509

    RJ.Cook, «The Pyramids of Giza», Seven Islands, Glastonbury, 1992.

    id="n_510">

    510

    I. E. S. Edwards, op. cit.

    id="n_511">

    511

    Такие, как шахты, ibid., p.285.

    id="n_512">

    512

    См.: R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14.

    id="n_513">

    513

    «Archeologia», № 283, 1993, р.6.

    id="n_514">

    514

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16.

    id="n_515">

    515

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26.

    id="n_516">

    516

    J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10, 14; RJ.Cook, «The Pyramids of Giza».

    id="n_517">

    517

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», London, 1993; Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27.

    id="n_518">

    518

    A. Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh and the so-called Air-shaft in Cheops's Pyramid» в «Mitteilungen des Instituts fur Orientforschung Akademie der Wissenschaften zu Berlin», 10, 1964, S.189—206.

    id="n_519">

    519

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27.

    id="n_520">

    520

    R. O. Faulkner, «The King and the Star-Religion in the Pyramid Text», pp. 153—161.

    id="n_521">

    521

    «Тексты пирамид», строки 820, 882, 2180.

    id="n_522">

    522

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 28 и 29.

    id="n_523">

    523

    «Тексты пирамид», строка 632.

    id="n_524">

    524

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13 и 16.

    id="n_525">

    525

    «Тексты пирамид», строка 13.

    id="n_526">

    526

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26 и 27.

    id="n_527">

    527

    Legon в «Discussions in Egyptology», 10 и 14; Legon, «The Geometry of the Bent Pyramid» в «Gottinger Miszellen», № 116, 1990, pp. 65—73.

    id="n_528">

    528

    Legon, как в комм.21; см. также: RJ.Cook, «The Pyramids of Giza».

    >

    Приложение 6

    id="n_529">

    529

    R. Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, pp. 7—18.

    id="n_530">

    530

    R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion in the Pyramid Text», p. 153—61.

    id="n_531">

    531

    «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6.

    id="n_532">

    532

    Ibid.

    id="n_533">

    533

    «Discussions in Egyptology», 28.

    id="n_534">

    534

    A.Badawy, «The Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, p.58.

    id="n_535">

    535

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, pp. 5—16.

    id="n_536">

    536

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.295.

    id="n_537">

    537

    «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6.

    id="n_538">

    538

    «Discussions in Egyptology», 28.

    id="n_539">

    539

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p.41.

    >

    Приложение 7

    id="n_540">

    540

    J. H. Breasted, «Development of Religion and Thought In Ancient Egypt», pp. 101—102.

    id="n_541">

    541

    I. E. S. Edwards., op. cit, p.282.

    id="n_542">

    542

    R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion», pp. 153—161.

    id="n_543">

    543

    A.Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh…», pp. 189—206. Также: V.Trimble, «Astronomical Investigation concerning the so-called Air-Shafts of Cheops's Pyramid», pp. 183—187.

    id="n_544">

    544

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26, 27, а также три статьи, изданные в начале 1994 года.

    id="n_545">

    545

    Компьютерные программы, такие как Skyglobe 3.6, Starmap и EZ Cosmos могут продемонстрировать это визуально.

    id="n_546">

    546

    R.Bauval, «The Adze of UPUAUT», а также «The Horizon of Khum» в «Discussions in Egyptology» (начало 1994 года).

    id="n_547">

    547

    A.Badawy, «The.Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, 1977, c.58.

    >

    Приложение 9

    id="n_548">

    548

    W. F. Petrie, «The Pyramids and Temples ofGizeh», 1885, pp. 80—81. «Может показаться странным, что выбрано именно это место [для Великой пирамиды], которое находится не на самой высокой точке».


    Семя Феникса

    id="n_363">

    363

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.



    364

    Herodotus, «Histories», II, p.73.



    365

    A.Lucas, «Ancient Egyptian Materials and Industries», p.299.



    366

    Baines, «Orientalia», vol 39, pp. 389—395.



    367

    Слово «бен» или «бин», дословно — «сын», до сих пор используется в арабском мире и Израиле в значении «сын».



    368

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.



    369

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», pp. 5—6.



    370

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.



    371

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», p. 17.



    372

    Ibidem.



    373

    Ibid., p.15.; I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.



    374

    Ibid., p.282.



    375

    Производится ударной волной в атмосфере.



    376

    Для более полного изучения метеоритного культа см. статьи в «Journal of Egyptian Archeology», том 18, с. 3—15; том 17, с. 185—195; том 21, с. 152—170. См. также: D.Daremberg, E.Saglio, «Dictionnaire des Antiquites Grecs et Romaines», «Elagalabus» и «Baetylia»; Cook, «Zeus»,III, часть I, c.881—903.



    377

    Я благодарен Вану Баквэлду, авторитету в области изучения железных метеоритов Института металлов в Лингби, Дания. Он предоставил мне замечательную фотографию метеорита «Морито». Я также признателен Брайену Мэйсону из вашингтонского Смитсоновского института за фотографию метеорига «Вилламетт», которая была сделана в 1940-х годах.



    378

    Смотри комм. 14.



    379

    Там же.



    380

    Там же.



    381

    Pausanias, «Desc. Greece», III, 22, 1; L. R. Famell, «The Cult of the Greek States», vol. I, chapt.V.



    382

    Pliny, «NatHist.», II, 59.



    383

    P. K. Hitti, «History of Syria», London, 1951, p.312.



    384

    См. комм.14.



    385

    Там же.



    386

    Смотри комм.14. Также существует упоминание о священном метеорите в Библии, где о символе Дианы Эфесской пишется, что он «упал с небес».



    387

    G. A. Wainwright в «Annales du Service des Antiquites de FEgypte», XXVIII, 177.



    388

    G. A. Wainwright, «Some Aspects of Atum» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, p. 147.



    389

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, 1933, pp. 3—15.



    390

    Ibid. Слово «бья» также обозначало метеоритное железо, поскольку это была единственная форма железа, известная в 2400 году до н. э.



    391

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p. 14. Об этом упоминает и Плутарх (ок. 50 г.н. э.) в «De Iside et Osiride», 2, Moralia, p.536.



    392

    С 20-х годов эта идея приходила в голову многим. Первым, вероятно, такое предположение сделал Валлис-Бадж (см. комм. 31). Но, по-видимому, я был первым, кто предположил, что он был «коническим» (смотри мою статью в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, рр. 5—17).



    393

    E. A. WaUis-Budge, «Cleopatra's Needles», J.Leclant, J. P. Lauer, «Le Temps des Pyramides», pp.79, 336.



    394

    J.Goyon, op. cit. Он оценивает вес пирамидиона на пирамиде Хеопса в 15,89 тонн. Керизел, с другой стороны, оценивает этот вес в 4-6 тонн, но сомневается, что такой вообще существовал (J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», Paris, 1991, p.83).



    395

    Большой метеорит, вопреки распространенному заблуждению, падает на землю вовсе не раскаленным, а наоборот, холодным. Это связано с тем, что температура в космосе близка к абсолютному нулю, и при полете сквозь земную атмосферу раскаляется только его внешняя часть. Лежа на земле, метеорит быстро охлаждается.



    396

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods», pp.153, 380 и комм. 26.



    397

    См. Главу 4, комм. 11.



    398

    E. A. Wallis-Budge, «The Mummy», p.175.



    399

    На различных стадиях своей карьеры один и тот же человек имел разные имена, то есть Гор был ребенком, наследником и царем. О том, какие функции выполнял Гор как сын усопшего, см. I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.32.



    400

    Их называли Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф. Судя по «Текстам пирамид», главные их функции — помогать при церемонии «открытия рта» и ухода души усопшего царя в небо.



    401

    G. A. Wainwright, «A Pair of Constellations» в «Studies for F. U. Griffith»; E. A. Wallis-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.CXXIV. Как боги четырех сторон света, они символизировали четыре столба, но которых держится небо. Также они представляли четыре угла камеры, в которой осуществлялся погребальный ритуал (J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.248). Этих четырех сыновей также символизируют специальные кувшины, в которых хранятся легкие (Хапи), печень (Имсети), желудок (Дуамутеф) и внутренности (Кебхсенуф) усопшего.



    402

    «Тексты пирамид», строки 1983—1984.



    403

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt».



    404

    Ibid., p.11.



    405

    B.Scheel, «Egyptian Metalworking and Tools», Aylesbury, 1989, p. 17.



    406

    G. A. Wainwright, «Iron m Egypt», p.11.



    407

    J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», Imprinierie de l'Institut Francais D'Archeologie Orientate, Cairo, 1960, p.106. («The Pyramid Texts in Translation and Commentaries», Commentaries section).



    408

    Пражский египтолог и астроном Збииек Заба пришел примерно к тем же выводам в 1953 году. Его работа «L'Orientation Astronomique dans FAncienne Egypte et la Precession de ГАхе du Monde» получила большую известность у египтологов. Лауер, давая рецензию на работу Заба (см. комм. 49)» особо отметил наблюдение Заба, что инструмент, с помощью которого древние египтяне наблюдали за ночным небом и осуществляли ориентацию пирамид по полярным звездам, очень похож на тот, который использовали во время церемонии «открытия рта» (см. с.72 книги Заба). По всей видимости, для ориентации на звезды использовались как этот инструмент, так и отвес и куб. Уэйнрайт (Wainwright, «A Pair of Constella-toins») правильно заметил, что при церемонии использовались два тесла: одно — Гором, а другое — четырьмя его сыновьями.



    409

    Я признателен Гантенбринку за подробный план обеих северных шахт, где показаны все их изгибы.



    410

    См. Главу 12.



    411

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p. 160.



    412

    Ibid., p.89; G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p.6.



    413

    G.Goyon, op. cit., p. 88—93.



    414

    Ibidem.



    415

    Ibid., pp. 160—162.



    416

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—15.



    417

    Bianes J., Maiek J., «Atlas of Ancient Egypt».



    418

    J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204.