• I СТРАННЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ
  • II АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЛАН
  • 5

    ПЛАН ГИЗЕ

    Они [строители] были определенно способны продиктовать… малые размеры третьей пирамиды, несмотря на предполагаемое желание Менкаура [Микерина] иметь такое же сооружение, как и у его предшественников…

    (Дж. А. Р. Легон. «Дискуссии по вопросам египтологии»)

    В Гизе мы сталкиваемся с рядом сооружений, каждое из которых несет определенную идею, но мы игнорируем принципы, воплотить которые были призваны эти идеи.

    (Р. Кук. «Пирамиды Гизе»)

    I

    СТРАННЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ

    В 1982 году, на следующий день после того, как я посетил пирамиду Унаса, я отправился в другое часто посещаемое мной место. Каирский музей. Моей целью было восточное крыло первого этажа, где хранится большая часть реликтов эпохи пирамид.

    Удивительное место — этот музей. Расположенный в самом сердце Каира, на суматошной северной стороне площади Тахрир, он является настоящим убежищем от сумасшествия и шума современного большого города.

    Здание было построено в самом начале столетия по проекту французского архитектора Марселя Дорно. Основатель музея Мариет распорядился поместить свои останки в саркофаг и поставить его во дворе; над дорожкой, по которой идут посетители, возвышается также статуя ученого, недавно подновленная. Египет в наши дни все больше склоняется к фундаментализму, и статуя Мариета выглядит несколько нелепо, как реликт колониального прошлого, которое египтяне стремятся забыть. Во дворе находится немало вещей эпохи фараонов, которые стали бы гордостью любого музея. Внутри здания места не хватает, и стоящие на улице статуи и саркофаги подвергаются воздействию городского загрязнения и тысяч рук туристов. На восточной стороне музея находится местная школа, где два саркофага служат в качестве школьных скамек, а третий выполняет функции мусорного ведра.

    Я прошел через главный вход и направился к пирамидиону (бенбену) Аменемхета III. Он относится к приблизительно 1850 году до н. э. и некогда стоял на вершине одной из пирамид Дашура[215]. Пирамидной сделан из хорошо отполированного черного гранита и несет на себе две строки надписей у основания. На камне изображен крылатый диск и глаз, символ Гора. Есть там и фигура Осириса-Саху (Ориона) со звездой в протянутой руке. Перед тем, как отправиться в восточную галерею, где хранятся памятники Древнего царства, я подошел к статуе Менкаура, строителя третьей пирамиды в Гизе. Небольшое изваяние, вырезанное из слонца… Фигура царя, кажется, излучает мощную энергию и странную напряженность чувств, что очень характерно для скульптурных произведений Древнего царства. В Менкауре ощущается присутствие божественной двойственности — в мягкости, смешанной с гордостью, в поднятой руке. Создается впечатление, что в фараоне видели не тирана, а божественного правителя, почитаемого и любимого.

    Войдя в знаменитую 42-ю комнату, в которой хранится много памятников Четвертой династии, я сразу обратил внимание на великолепную статую Хафра, создателя второй пирамиды. Она бьша высечена из одного куска черного диорита, породы, работать с которой невероятно трудно. Тем не менее поверхность так тщательно отполирована, что выглядит как металлическая; статуя считается одним из самых значительных произведений искусства Древнего Египта. Скульптор, работавший над ней, был настоящим Микеланджело древности; как он обрабатывал гранит с помощью только медных инструментов, остается загадкой. Хафра восседает на троне, лицо его выражает как властность, так и благосклонность, в зависимости от того, с какой стороны вы на него смотрите. На плече Хафра сидит сокол, простирающий крылья над головой фараона. Я поймал себя на мысли, что ни один самый красивый памятник из гробницы Тутанхамона не может сравниться с этой статуей.

    Я медленно шел по галерее, стараясь рассмотреть как можно больше, и тут увидел панораму пирамид Гизе с высоты птичьего полета. Табличка говорила, что фотография сделана при содействии египетских военно-воздушных сил. Скорее всего, снимок относится к 50-м годам, и это была первая съемка с высоты птичьего полета, которую я видел. До нее я никогда не думал о сооруженях, расположенных вокруг пирамиды Менкаура, сооружениях, которых не было рядом с двумя более высокими пирамидами. Но сейчас, взглянув на них, я вдруг почувствовал, что меня как будто ударило током. Несколько лет назад я работал в качестве инженера-строителя[216] и довольно болезненно относился ко всему, что нарушало общую архитектурную картину. Пирамида Менкаура, подумал я, расположена не совсем там, где ей следовало быть. Я спросил смотрителя зала, могу ли я переснять эту фотографию, и получил в ответ утвердительный кивок, улыбку и даже военное приветствие, что значило, что предложенный мной «бакшиш» вполне соответствует моменту. Получив разрешение, я воспользовался своим стареньким «Олимпусом» с 50-мм объективом и черно-белой пленкой и сделал снимок. Только один снимок, но он перевернул всю мою жизнь.

    По окончании отпуска я вернулся к работе в Саудовской Аравии. В Эр-Рияде я проявил пленку и заказал несколько больших отпечатков. Я был очень заинтригован сооружениями около пирамиды Менкаура и непременно хотел разрешить загадку. Большинство из моих друзей в Саудовской Аравии были заняты в строительстве — инженеры, архитекторы, планировщики — и я подумал, что их помощь может оказаться мне полезной. Было интересно узнать, какие у них на этот счет возникнут мысли.



    Как я и думал, большинство из тех, кто смотрел на фотографию, сделали примерно одно и то же заключение — каждая из трех пирамид расположена на собственной меридиональной оси (север — юг), причем две из них стоят на одной диагонали, направленной на юго-запад. Я слышал предположения, что это связано с каким-то планом. Всех удивляло, что третья пирамида гораздо меньше первых двух — это привлекло и мое внимание — однако больше всего удивляло наличие пристроек у третьей пирамиды. Похоже, выбор места и высоты пирамиды не был случайным. Тогда возникал вопрос — чем он диктовался?

    II

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЛАН

    Я решил дать копии этой фотографии другой группе своих друзей — людям, не связанным со строительством и имеющим более художественные наклонности. Мне хотелось знать — зададут ли они мне те же самые вопросы. На этот раз я сразу провел черными чернилами диагональную линию на юго-запад, связывающую две более крупные пирамиды, и продолжил эту линию, чтобы наглядно показать курьезное отклонение от нее третьей пирамиды. Я также объяснял, в какой последовательности строились эти сооружения — пирамида Хуфу (Хеопса, Великая пирамида), пирамида Хафра (Хефрена) и пирамида Менкаура (Микерина). И опять я услышал те же вопросы — почему третья пирамида меньше и стоит как бы на отшибе от юго-западной оси. И снова из расположения пирамид делался вывод: малые размеры и наличие пристроек у пирамиды Менкаура объясняются каким-то замыслом архитектора. Однако эта группа людей высказала гораздо меньше предположений по сути этого замысла. Я слышал почти один и тот же ответ — Менкаура не имел достаточно ресурсов. В то время я вынужден был довольствоваться таким ответом, поскольку другого предложить не мог. Но можно ли было на нем успокоиться? Египтологи утверждают, что Менкаура правил почти так же долго, как и его предшественники, и, судя по всему, имел такое же влияние. Я предположил, что строительство было завершено быстро, поскольку Менкаура спешил. Но и этот вывод нельзя было подкрепить какими-либо фактами. Пирамиды сооружались несколько лет — от семи до десяти, по самым скромным подсчетам Менкаура хотел ускорить этот процесс?[217] Может, он болел? И снова нет доказательств. Статуя показывает фараона здоровым и сильным человеком.

    Я увидел, что никакие доводы не могли объяснить, почему Менкаура решил возвести меньшую пирамиду, хотя, очевидно, имел такую же власть и такие же ресурсы, как и его предшественники. В любом случае у него не было причин для экономии — он располагал достаточным количеством и людей, и камня в каменоломнях. Предшественники во многом облегчили его работу: разработали каменоломни, изготовили инструменты, наладили перевозку, создали жилье для рабочих и прочие вспомогательные удобства (что сейчас называется «инфраструктурой»), а полученный опыт намного уменьшал возможность ошибки[218]. Ну хорошо, допустим, что Менкаура не имел той власти и ресурсов, как Хуфу и Хафра. Так зачем же ему было объявлять об этом потомкам, делая свою пирамиду много меньше?

    Одно можно сказать определенно: Менкаура еще в начале строительства знал, что его пирамида будет намного ниже, чем две ранее построенные в Гизе. Сооружения такого масштаба планируются заранее, и Менкаура должен был одобрить какой-то первоначальный план. И, очевидно, в этот план входило не только само существование пирамиды, но и ее расположение относительно других сооружений Гизе. А это могло диктоваться идеологией того времени, идеологией культа перерождения. Все пирамиды Гизе составляют Некрополь, землю мертвых, точнее, Дуат, место, где «живет Осирис». Но как Некрополь связан со звездами Осириса?

    Размышляя о группе Гизе, я понял, что этот вопрос должен быть сформулирован иначе: почему планом определено сооружение двух больших пирамид и одной маленькой? Почему у маленькой пирамиды есть пристройки на востоке? Теперь становилось очевидным, что эти «аномалии» вообще не являются аномалиями; с самого начала все было подчинено одному общему плану.

    Работая над воплощением в жизнь замыслов архитекторов, я часто встречался с тем, что какие-либо особенности проекта, которые казались мне случайными, на самом деле являлись частью общей программы.

    И еще кое-что на фотографии начинало занимать меня — расположение Нила относительно пирамид. Совсем недалеко от восточного края плато Гизе располагалась долина Нила. Река текла с юга мимо Каира, чтобы разделиться и создать широкую дельту в Нижнем Египте. Русло Нила у пирамид, как заметил французский египтолог Жан-Филипп Лауер, «направлено довольно точно на север»[219]. Тот же Лауер обратил внимание на то, что все гробницы-мастабы ориентированы строго с юга на север, параллельно течению Нила. С Четвертой династии «ориентация пирамид достигает точности, которая является поистине невероятной»[220]. Как, спрашивал себя Лауер, строители древности достигали этого? И отвечал, что точность достигалась наблюдениями за звездами[221]. Эдвардс и астроном Збинек Заба соглашались с его мнением. Заба считал, что строители пирамид были знакомы даже со звездной прецессией[222].

    Я знал, что каждая из граней основания пирамид в Гизе направлена строго на одну из сторон света. Это означало, что пирамида, умышленно или нет, являлась компасом, по которому было легко ориентироваться — в зависимости от стороны основания, на которой вы находились. Главная ось пирамиды проходила по меридиану с севера на юг. Это очевидно, так как вход всегда находился с северной стороны и посетители обычно двигались в южном направлении. Таким образом меридиан являлся главным критерием первоначального замысла и плана группы пирамид. Существовала еще одна «аномалия» — три пирамиды Гизе, расположенные на оси меридиана, не были выравнены по главной диагонали — две пирамиды построены вдоль диагонали на юго-запад, а третья отодвинута к востоку. Что побудило архитекторов на создание такого странного плана?

    Не были ли тому причиной какие-то особенности плато Гизе? Однако, насколько я знал, никаких особенностей плато не имело[223].

    Напрашивается единственный ответ — дело не в особенностях рельефа, размещение пирамид объясняется чисто религиозными соображениями. Но какими именно? Большинство моих друзей-строителей, с которыми я говорил по этому поводу, соглашались, что, по всей видимости, размещение пирамид имеет, скорее, символический, чем практический смысл. Они говорили, что большинство сооружений — и в особенности геометрической формы, как пирамиды — имеют символическое значение. Это относилось и к месту, где они располагались, и к их ориентации и привязке к конкретному географическому району. В случае с пирамидами было похоже на то, что их «географическая привязка» относилась к Нилу. Архитекторы упоминали, что так называемая историческая ось Парижа, которая проходит от Лувра через район Ла-Дефенс к Елисейским полям, идет параллельно течению Сены[224]. Аналогично в Вашингтоне главной осью города является Пенсильвания-Авеню, улица, которую проложил французский архитектор Л'Анфан, используя более старую ось, соединяющую Белый Дом с Капитолием; последняя повторяла направление реки Потомак[225]. Без сомнения, создатели Мемфисского некрополя брали в расчет течение Нила. Однако при этом пирамиды стоят не параллельно друг другу, а на диагонали, причем только две из них — строго на диагонали.

    Объяснение может тоже быть только религиозного характера. Сооружения имели важное религиозное значение, и их размещение диктовалось, в первую очередь, религиозными воззрениями.

    Таким образом, все эти странности могут быть объяснены только одной причиной. И очевидная ориентация пирамид по звездам заставляет предположить, что и расположение пирамид тоже имеет отношение к звездам. И я решил внимательно изучить звездное небо.


    Примечания:



    2

    Пирамиды ступенчатой структуры, называвшиеся зиккуратами, впервые начали строиться в древних Уре и Вавилоне, примерно в то время (ок. 2750 года до н. э.), когда в Египте правила Вторая династия и воздвигались ступенчатые пирамиды, но «правильные» пирамиды являются только египетским изобретением, относящимся примерно к 2550 году до н. э. Мексиканские пирамиды намного моложе, и датируются не ранее чем первым тысячелетием до н. э. Знаменитые пирамиды Солнца и Луны в Теотиуакане в Мексике относятся к 600 году н. э. Лучшей из недавно изданных книг о пирамидах по всему свету является книга Jean Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages» (см. библиографию).



    21

    Город Анну или Он упоминается в Исходе (41;45) в связи с Иосифом и его египетской женой Асенаф, дочерью жреца Он. Анну или Он переводится как «город колонны» (см. S. B. Mercer, «The Religion of Ancient Egypt» p. 127). Греки называли его Гелиополем, предположительно, с четвертого века до н. э. (Herodotus, «The Histories», книга II, р. 2—8).



    22

    Herodotus, «The Histories», книга II, р. 2—8.



    План Гизе

    id="n_215">

    215

    Этот пирамидион был найден в 1902 году Масперо неподалеку от пирамиды Аменемхета в Дашуре («Annales du Service des Antiquites de rEgypte», III, 1902, p.206). Он изготовлен из тщательно отполированного гранита и замечательно сохранился. Вес пирамидиона составляет примерно четыре тонны.

    id="n_216">

    216

    В мои обязанности входило осуществление разметки, на основании которой позднее воздвигалось все сооружение. Главными орудиями труда при этом служили теодолит, шесты, веревки, 30 или 100 метров стальной измерительной ленты, уровень, нейлоновый провод, угольник и самые разные вспомогательные предметы, такие как молоток, плотницкий квадрат, колы и так далее. За исключением теодолита, уровня и предметов, изготовленных из стали, все остальные были доступны строителям Древнего Египта. Уровень было несложно определить, используя воду; прямизну линий на земле можно было проверить по звездам (об этом упомянуто в книге I. E. S. Edwaids, «The Pyramids of Egypt», p. 250—251). Вопрос об инструментах, использовавшихся в Древнем Египте, является предметом широкой дискуссии среди ученых.

    id="n_217">

    217

    Пирамида состоит из 250 000 блоков. Если в день укладывалось 20 блоков, это должно было занять 34 года. Для того, чтобы только доставить их в течение 10 лет, требуется перевозить 69 блоков в день, примерно 7 блоков в час, а это слишком большая, по моему мнению, скорость для эпохи, в которую не было колесного транспорта и подъемных механизмов.

    id="n_218">

    218

    При осуществлении больших по масштабам проектов, особенно в отдаленном районе (таком, как пустыня к западу от древнего Мемфиса), затраты труда на разного рода вспомогательные работы могли составить 15-20 процентов от всех работ.

    id="n_219">

    219

    J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», p.99.

    id="n_220">

    220

    Ibidem.

    id="n_221">

    221

    Ibid., pp. 99—124.

    id="n_222">

    222

    Z.Zaba, «L'Orientation Astronomique dans l'Ancienne Egypte et la Precession de l'Axe du Monde», Prague, 1953.

    id="n_223">

    223

    Кроме того, вместо трех сеток разметки перед постройкой пирамид удобней сделать одну, чтобы при строительстве каждая пирамида служила ориентиром для следующих сооружений.

    id="n_224">

    224

    J.Phaure, «Introduction a la Geographic Sacree de Paris», Bon-engo, p.29.

    id="n_225">

    225

    «National Geographic», vol. 180, N2, 1991, pp. 122—134.

    >

    Пирамиды Гизе и пояс Ориона

    id="n_226">

    226

    J.Lacouture, «Champollion: Une Vie de Lumieres», Grasset and Fasquelle, Livre de Poche 1988, pp.428, 456. Шампольон крикнул так 14 сентября 1822 года своему старшему брату, когда понял, что нашел метод расшифровки египетских иероглифов.

    id="n_227">

    227

    E. A. Wallis-Budge, «Heaven and Hell», p.X, pp.l31-135, 348. См. также: S.Hassan, «Excavations At Cftza», vol.VL part I, p.315.

    id="n_228">

    228

    I. E. S. Edwards, op. cit., p. 10.

    id="n_229">

    229

    Вырезанных на так называемом камне Шабака; в Британском музее под номером 498.

    id="n_230">

    230

    Shabaka Texts, строчка 18с.

    id="n_231">

    231

    S.Hassan, op. cit., p.302.

    id="n_232">

    232

    J. B. SeUers, op. cit., p.164

    id="n_233">

    233

    Ibid., p.165.

    id="n_234">

    234

    R. T. Rundle Clark, op. cit., p.27.

    id="n_235">

    235

    P.Tompkins, op. cit, pp.218, 284.

    id="n_236">

    236

    Baines J., Maiek J., op. cit.

    id="n_237">

    237

    R. T. Rundle Clark, op. cit., p.97.

    id="n_238">

    238

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyramides: Kheops», p.198.

    id="n_239">

    239

    R. T. Rundle Clark, op. cit., p.27.

    id="n_240">

    240

    M.Lichtheim, «Ancient Egyptian Literature», T.I, c.204.

    id="n_241">

    241

    R. O. Faulkner, «The Book of the Dead», (глоссарий).

    id="n_242">

    242

    Ibid., p. 172.

    id="n_243">

    243

    Ibidem.

    id="n_244">

    244

    Hyginus Poet, «Astr.» 2.32; A. B. Cook, «Zeus», vol.2, p.481.

    id="n_245">

    245

    Diodorus, 1,12,5.

    id="n_246">

    246

    Eusebius, «Praep.Ev.» Ill, 3,6.

    id="n_247">

    247

    R. H. AUen, «Star Names: Their Lore and Meaning», p.216.

    id="n_248">

    248

    Е. A. Wallis-Budge, «The Egyptian Book of The Dead», p.CXXIII.

    id="n_249">

    249

    Одна пирамида Пятой династии (Унаса), четыре пирамиды Шестой династии и три маленьких пирамиды цариц.

    I. E. S. Edwards, op. cit., pp. 288—289.

    >

    Теория звездного соответствия

    id="n_250">

    250

    Доктор Эдвардс покинул свой пост в 1974 году, но до сих пор активно участвует в научной деятельности. Он живет вместе со своей женой недалеко от Оксфорда.

    id="n_251">

    251

    Письмо датировано 8.1.1985. С тех пор я встречал Малека несколько раз. В настоящее время он руководит упорядочением всех египтологических работ для Института Гриффита; он согласился на опубликование его письма.

    id="n_252">

    252

    В настоящее время звезды пояса Ориона близки к максимальному подъему над горизонтом, и с 2500 года они начнут движение вниз.

    id="n_253">

    253

    Это хороший портативный мини-калькулятор стоимостью 100 долларов.

    id="n_254">

    254

    R-G.Bauval, «The Seeding of the Star Gods: A Fertility Ritual inside Cheops's Pyramid?» в «Discussions in Egyptology», 16, 1990

    id="n_255">

    255

    Ibidem.

    id="n_256">

    256

    Смотри комм. 6 Пролога.

    >

    Братья Осириса

    id="n_257">

    257

    R. G. Bauval, «Master Plan for the Three Pyramids of Giza based on the Configuration of the the Three Stars of the Belt of Orion» в «Discussions in Egyptology», 13, 1989.

    id="n_258">

    258

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 288—289.

    id="n_259">

    259

    Одна пирамида в очень плохом состоянии, так что посетителям кажется, что пирамиды всего три.

    id="n_260">

    260

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.152.

    id="n_261">

    261

    J.MaIek, «In the Shadow of the Pyramids», на внутренней стороне обложки.

    id="n_262">

    262

    Примерное расстояние. Приводится по J.Bianes J.MaIek, «Atlas of Ancient Egypt», и по египетской официальной карте.

    id="n_263">

    263

    Две площадки для строительства, удаленные друг от друга на два километра, на которых работы ведутся одновременно — это довольно странный выбор для строительства. Если бы пирамиды стояли, по крайней мере, на расстоянии 500 метров друг от друга, как в Гизе, это во многих отношениях удвоило бы производительность.

    id="n_264">

    264

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 26, 1993, с.5.

    id="n_265">

    265

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.93. Такой даты придерживается доктор Р. Штадельманн. Большинство египтологов считают, что Снофру правил двадцать четыре года.

    id="n_266">

    266

    J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt».

    id="n_267">

    267

    Ibid., p.11.

    id="n_268">

    268

    Ibil., p.174.

    id="n_269">

    269

    Ibidem.

    id="n_270">

    270

    Для этой книги был использован Catalogue 2000.0.

    id="n_271">

    271

    E.Krupp, «In Search of Ancient Astronomies», pp. 186—190.

    id="n_272">

    272

    J.Cornell, «The-First Stargazers», p.92.

    id="n_273">

    273

    J. B. Sellers, op. cit., p.116.

    id="n_274">

    274

    V.Lichtheim, «Ancient Egyptian Literature», vol.1, «The Old and Middle Kingdom», University of California Press, Los Angeles, 1975, p.51.

    id="n_275">

    275

    По этому вопросу я написал свои соображения доктору Эдвардсу в 1986 году.

    id="n_276">

    276

    M.Lichtheim, op. cit., p.51.

    id="n_277">

    277

    J. B. SeUers, op. cit., p.90.

    id="n_278">

    278

    В текстах пирамид Геб часто называется земным отцом Осириса. Он правил вместе с Нут, богиней неба и матерью Осириса. Однако в тех же текстах Нут, похоже, имеет сексуальные отношения с Ра (или Атумом-Ра), солнечным богом.

    id="n_279">

    279

    M.Lehner, «The Egyptian Heritage», pp. 128—129.

    id="n_280">

    280

    Ibidem.

    id="n_281">

    281

    Это относится к северному полушарию, от экватора до северного полюса. Чем дальше от полюса, тем выше небесный экватор.

    id="n_282">

    282

    J. B. Sellere, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.116.

    id="n_283">

    283

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p. 152.

    id="n_284">

    284

    Ibidem.

    id="n_285">

    285

    Они хранятся в Берлинском музее под порядковым номером 3033. Большая часть папирусов находится в запасниках. Мне в сентябре 1993 года любезно разрешили сфотографировать их доктор Вильдунг и его ассистент, доктор Мюллер.

    id="n_286">

    286

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.153.

    id="n_287">

    287

    Ibidem.

    id="n_288">

    288

    Плутарх, «Жизнь Александра Великого». Эта история рассказывается многими биографами Александра. По одной из версий, египетский царь, последний из урожденных египтян, Нектанебо II, превратился в змею (Зевса-Аммона), чтобы разделить ложе с Олимпией. Во времена Александра греки очень почитали Зевса-Аммона; Геродот упоминает, что жрец-прорицатель Зевса-Аммона в Сиве (западный Египет) был символически связан с прорицателем храма Зевса в Додоне.

    id="n_289">

    289

    M.Lyttfeton, W.Forman, «The Romans: Their Gods and Their Beliefs», Obris, 1984, p.29. В книге приводится версия самого Юлия Цезаря, что Венера (Афродита) была родоначальницей их дома. Другая история утверждает, что его мать забеременела от змеи, по всей видимости, как и у Александра, символизирующей Зевса-Аммона.

    id="n_290">

    290

    Луи XIII многими считался импотентом.

    id="n_291">

    291

    Это имя в 1636 году было дано герметическим философом Томаззо Кампанеллой. Он, по всей видимости, составлял солнечный гороскоп для будущего короля Франции Луи XIV, «короля-солнца».

    id="n_292">

    292

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.152.

    id="n_293">

    293

    Это представление о соответствии четырнадцати частей тела Осириса четырнадцати пирамидам Мемфиса не ново. Оно несколько раз по разным поводам упоминается исследователями. (См. T.Holland, «Freemasonry from the Pyramids of Ancient Times», p.14, ще автор пишет: «…поскольку Осирис имел четырнадцать храмов для различных частей своего расчлененного тела, то ему должно быть посвящено четырнадцать пирамид»).

    id="n_294">

    294

    A. W. Shorter, «The Egyptian Gods», p.39. Также E. A.WalUs-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.II.

    id="n_295">

    295

    EA.Wallis-Budge, «Osiris and the Egyptian Resswec-tion», vol.1, p.43.

    id="n_296">

    296

    A. W. Shorter, op. cit., p.43.

    id="n_297">

    297

    См., к примеру, Дендерский Зодиак. (Neugebauer, Parker, «Egyptian Astronomical Texts», vol. «Plates».)

    id="n_298">

    298

    Это легко видеть из положения Осириса (Ориона). См. статую «Митра убивает Быка» в Британском музее (верхняя галерея, раздел Древнего Рима).

    id="n_299">

    299

    Как правило, на таких изображениях Орион держит в левой руке голову быка с занесенной палицей в правой руке. Голова звездного быка представлена группой звезд Гиад.

    id="n_300">

    300

    Звезда 311 была слева (к северу от Альдебарана).

    id="n_301">

    301

    A. W. Shorter, op. cit., pp. 41—43.

    id="n_302">

    302

    Ibidem.

    id="n_303">

    303

    Ibidem.

    id="n_304">

    304

    J. B. SeUers, op. cit., p. 116.

    >

    Интермеццо у пирамид

    id="n_305">

    305

    A. G. Gilbert, «The Hermetica», pp. 5—29.

    id="n_306">

    306

    A. G. Gilbert, «The Cosmic Wisdom beyond Astrology: Towards a new gnosis of the stars».

    id="n_307">

    307

    См. Главу 10.

    id="n_308">

    308

    I. E. S. Edwards, «Do the Pyramid Texts suggest an explanation for the Abandonment of the Subterranean Chamber of the Great Pyramid?» в книге J.Leclant, «Festschrift», 1994.

    id="n_309">

    309

    Также с нами была фрау Марион Краузе-Ях, фармаколог из Берлина, мой очень хороший друг, которая посещала Египет. Марион немало помогла во время конференций, в которых участвовал Рудольф Гантенбринк, в Лондоне (22 апреля 1993 года) и Париже (21 июня 1993 года).

    id="n_310">

    310

    См. Главу 4, комм.40.

    id="n_311">

    311

    «Discussions in Egyptology», 26, вышли в мае 1993 года, «Discussions in Egyptology», 27, появились в конце сентября 1993 года.

    id="n_312">

    312

    См. Главы 11 и 12.

    id="n_313">

    313

    Четвертый канал, «Новости в семь», 19 апреля 1993 года.

    id="n_314">

    314

    См. Пролог.

    id="n_315">

    315

    Профессор Керизел был первым человеком, который предложил план по вентиляции Великой пирамиды (см. «Chauflage Ventilation Conditionement» в «Revue de FAssociation des Ingenieurs Climatique», Ventilation et Froid, N12, 1990, p.54).

    id="n_316">

    316

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.263.

    >

    Великие звездные часы эпох

    id="n_317">

    317

    Папирус Британского музея 10371/10435; перевод на английский в книге R. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», p.65.

    id="n_318">

    318

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.263.

    id="n_319">

    319

    Ibidem.

    id="n_320">

    320

    См. Главу 2.

    id="n_321">

    321

    E. A. WaUis-Budge, «The Egyptian Book Of The Dead», P.XII.

    id="n_322">

    322

    Протяженность южной шахты («шахты Гантенбринка») погребальной камеры царицы делает это очевидным (см. Пролог).

    id="n_323">

    323

    E.Krupp, «In Search of Ancient Astronomies», p. 186. Но все же надо сказать, что Крупп относится к древнеегипетской астрономии с большим уважением и пишет, что «мы можем только удивляться тому, что находим среди гробниц и храмов на Ниле» в астрономическом смысле. Удивительно, но Ричард Паркер и Отто Нойегебауэр не увидели в астрономии Древнего Египта вообще никакого научного применения. Астроном Джеймс Корнелл, напротив, считал, что вся наука в Древнем Египте имела связь с религией.

    id="n_324">

    324

    S.Mayassis, «Misteres et Initiations de l'Egypte Ancienne», pp. 1—13.

    id="n_325">

    325

    Diodorus, 1,69.

    id="n_326">

    326

    Strabo, «Porphyre».

    id="n_327">

    327

    Herodotus, «Histories», II, 2-3.

    id="n_328">

    328

    Dion Chrystomenos, XI, 37s.

    id="n_329">

    329

    R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science, the King of Pharaonic Theocracy», p. 16.

    id="n_330">

    330

    Письмо доктора Г. Хаени (Швейцарский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9 декабря 1986 года.

    id="n_331">

    331

    R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», p. 16.

    id="n_332">

    332

    K. Mendelsson, «The Riddle of the Pyramids», London, 1974.

    id="n_333">

    333

    A.WeigaU, «A History of the Pharaohs», vol. I, pp. 1—15.

    id="n_334">

    334

    Ibid. См. также: R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», c.48. Паркинсон дает изображение «граффити» из Вади-Хаммамата, на котором приведены имена фараонов Четвертой династии, включая Хуфу, Хафра, Реджедефа, Хорджедефа и Бауфре, а также имена некоторых ювелиров.

    id="n_335">

    335

    R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87. Также см.: Gilbert, «Hermetica», p.20.

    id="n_336">

    336

    Diodorus, 1,69.

    id="n_337">

    337

    R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87.

    id="n_338">

    338

    Ibid., pp. 3—4.

    id="n_339">

    339

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_340">

    340

    Abatte-Pasha, «Le Phenix Egyptien» в «Bulletin de l'Institut d'Egypte», 11,4, p. 11.

    id="n_341">

    341

    R. T. Rundle Clark, «The Legend of the Phoenix», University of Birmingham Press, 1949, pp. 1—17.

    id="n_342">

    342

    G. W. Oosterhout, «The Heliacal Rising of Sinus» в «Discussions in Egyptology», 24, 1992. Также M. F.Ingham, «The Length of the Sothis Cycle» в «Journal of Egyptian Archeology», 55, рр. 36—40 для более подробного изучения Цикла Сотис и периода обращения Сириуса.

    id="n_343">

    343

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204.

    id="n_344">

    344

    Ibid., p. 193.

    id="n_345">

    345

    P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», p. 174—175.

    id="n_346">

    346

    J. B. SeUers, op. cit., p. 174. Весьма убедительные аргументы приводит также Г. Сантиллана (см. комм.30).

    id="n_347">

    347

    R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», pp. 175—178.

    id="n_348">

    348

    Сейчас, к 1993 году, подъем звезд достиг почти максимального значения.

    id="n_349">

    349

    Strabo, «Porphyre».

    id="n_350">

    350

    Herodous, «Histories», 11,2-8.

    id="n_351">

    351

    Plato, «Timaeus and Critias», 22-26. Смотри также версию Betty Radice, Penguin Books, 1977, приложение, pp. 146—167.

    id="n_352">

    352

    Timaeus, 41E-42D.

    id="n_353">

    353

    W.Scott, «Hermetica», p.228.

    id="n_354">

    354

    Вальтер Скотт впервые высказал такую мысль в своем первом издании «Герметики» (1924).

    id="n_355">

    355

    Они были написаны по-гречески, поскольку похоже, что авторы имели греческое образование. Вальтер Скотт верил, что автором «Асклепия I» (одной из книг герметических текстов) был коренной египтянин («Hermetica», p.228).

    id="n_356">

    356

    Со времен, по крайней мере, Геродота (пятое столетие до н. э.) греки верили, что жрецы Гелиополя владели сакральными знаниями, которые были записаны в священных книгах. Авторство этих книг приписывалось богу Тоту, создателю иероглифического письма и геометрии. Именно этого Тота греки позднее стали называть Гермесом Трисмегистом и приписали ему «герметические письмена». Тота считали посланником Бога, и это подразумевало, что он владеет неограниченными познаниями; его письмо, таким образом, скрывало истинный гнозис (божественное знание). В египетских рисунках Тот изображается в виде человеческой фигуры с головой ибиса, символом мудрости. Иногда его можно видеть с принадлежностями для письма, когда рисунок показывает его в качестве божественного посланника или регистратора человеческих деяний, особенно таких, которые позднее могут определить судьбу при «взвешивании сердца» на посмертном суде у Осириса (в так называемом Большом зале Суда). В этом последнем качестве Тот также определял, был ли способен человек постигнуть божественные знания и достоин ли он попасть в космическое царство мертвых, в котором правит Осирис.

    id="n_357">

    357

    «Hermetica», Asclepius III, p.136.

    id="n_358">

    358

    Ibidem.

    id="n_359">

    359

    W. R. Fix, «Pyramid Odessey», Mercury Media Inc., Virginia, 1978.

    id="n_360">

    360

    T.Sugrue, «There is a River», ARE Press, 1988, p.356. Цайк скончался З января 1945 года.

    id="n_361">

    361

    Информация об этом принадлежит, как мы полагаем, организации «Association for Research and Englight-ment», чьи штаб-квартиры находятся в Вирджиния-Бич, на 67 стрит и Атлантик-авеню. У них есть обширная библиотека и центры по всему миру.

    id="n_362">

    362

    T.Sugrue, «There is a River», p.468. Также J.E.Furst, «Cayce's Story of Jesus», Berkeley Books, NY, 1976.

    >

    Семя Феникса

    id="n_363">

    363

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_364">

    364

    Herodotus, «Histories», II, p.73.

    id="n_365">

    365

    A.Lucas, «Ancient Egyptian Materials and Industries», p.299.

    id="n_366">

    366

    Baines, «Orientalia», vol 39, pp. 389—395.

    id="n_367">

    367

    Слово «бен» или «бин», дословно — «сын», до сих пор используется в арабском мире и Израиле в значении «сын».

    id="n_368">

    368

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.

    id="n_369">

    369

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», pp. 5—6.

    id="n_370">

    370

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_371">

    371

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», p. 17.

    id="n_372">

    372

    Ibidem.

    id="n_373">

    373

    Ibid., p.15.; I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.

    id="n_374">

    374

    Ibid., p.282.

    id="n_375">

    375

    Производится ударной волной в атмосфере.

    id="n_376">

    376

    Для более полного изучения метеоритного культа см. статьи в «Journal of Egyptian Archeology», том 18, с. 3—15; том 17, с. 185—195; том 21, с. 152—170. См. также: D.Daremberg, E.Saglio, «Dictionnaire des Antiquites Grecs et Romaines», «Elagalabus» и «Baetylia»; Cook, «Zeus»,III, часть I, c.881—903.

    id="n_377">

    377

    Я благодарен Вану Баквэлду, авторитету в области изучения железных метеоритов Института металлов в Лингби, Дания. Он предоставил мне замечательную фотографию метеорита «Морито». Я также признателен Брайену Мэйсону из вашингтонского Смитсоновского института за фотографию метеорига «Вилламетт», которая была сделана в 1940-х годах.

    id="n_378">

    378

    Смотри комм. 14.

    id="n_379">

    379

    Там же.

    id="n_380">

    380

    Там же.

    id="n_381">

    381

    Pausanias, «Desc. Greece», III, 22, 1; L. R. Famell, «The Cult of the Greek States», vol. I, chapt.V.

    id="n_382">

    382

    Pliny, «NatHist.», II, 59.

    id="n_383">

    383

    P. K. Hitti, «History of Syria», London, 1951, p.312.

    id="n_384">

    384

    См. комм.14.

    id="n_385">

    385

    Там же.

    id="n_386">

    386

    Смотри комм.14. Также существует упоминание о священном метеорите в Библии, где о символе Дианы Эфесской пишется, что он «упал с небес».

    id="n_387">

    387

    G. A. Wainwright в «Annales du Service des Antiquites de FEgypte», XXVIII, 177.

    id="n_388">

    388

    G. A. Wainwright, «Some Aspects of Atum» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, p. 147.

    id="n_389">

    389

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, 1933, pp. 3—15.

    id="n_390">

    390

    Ibid. Слово «бья» также обозначало метеоритное железо, поскольку это была единственная форма железа, известная в 2400 году до н. э.

    id="n_391">

    391

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p. 14. Об этом упоминает и Плутарх (ок. 50 г.н. э.) в «De Iside et Osiride», 2, Moralia, p.536.

    id="n_392">

    392

    С 20-х годов эта идея приходила в голову многим. Первым, вероятно, такое предположение сделал Валлис-Бадж (см. комм. 31). Но, по-видимому, я был первым, кто предположил, что он был «коническим» (смотри мою статью в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, рр. 5—17).

    id="n_393">

    393

    E. A. WaUis-Budge, «Cleopatra's Needles», J.Leclant, J. P. Lauer, «Le Temps des Pyramides», pp.79, 336.

    id="n_394">

    394

    J.Goyon, op. cit. Он оценивает вес пирамидиона на пирамиде Хеопса в 15,89 тонн. Керизел, с другой стороны, оценивает этот вес в 4-6 тонн, но сомневается, что такой вообще существовал (J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», Paris, 1991, p.83).

    id="n_395">

    395

    Большой метеорит, вопреки распространенному заблуждению, падает на землю вовсе не раскаленным, а наоборот, холодным. Это связано с тем, что температура в космосе близка к абсолютному нулю, и при полете сквозь земную атмосферу раскаляется только его внешняя часть. Лежа на земле, метеорит быстро охлаждается.

    id="n_396">

    396

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods», pp.153, 380 и комм. 26.

    id="n_397">

    397

    См. Главу 4, комм. 11.

    id="n_398">

    398

    E. A. Wallis-Budge, «The Mummy», p.175.

    id="n_399">

    399

    На различных стадиях своей карьеры один и тот же человек имел разные имена, то есть Гор был ребенком, наследником и царем. О том, какие функции выполнял Гор как сын усопшего, см. I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.32.

    id="n_400">

    400

    Их называли Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф. Судя по «Текстам пирамид», главные их функции — помогать при церемонии «открытия рта» и ухода души усопшего царя в небо.

    id="n_401">

    401

    G. A. Wainwright, «A Pair of Constellations» в «Studies for F. U. Griffith»; E. A. Wallis-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.CXXIV. Как боги четырех сторон света, они символизировали четыре столба, но которых держится небо. Также они представляли четыре угла камеры, в которой осуществлялся погребальный ритуал (J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.248). Этих четырех сыновей также символизируют специальные кувшины, в которых хранятся легкие (Хапи), печень (Имсети), желудок (Дуамутеф) и внутренности (Кебхсенуф) усопшего.

    id="n_402">

    402

    «Тексты пирамид», строки 1983—1984.

    id="n_403">

    403

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt».

    id="n_404">

    404

    Ibid., p.11.

    id="n_405">

    405

    B.Scheel, «Egyptian Metalworking and Tools», Aylesbury, 1989, p. 17.

    id="n_406">

    406

    G. A. Wainwright, «Iron m Egypt», p.11.

    id="n_407">

    407

    J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», Imprinierie de l'Institut Francais D'Archeologie Orientate, Cairo, 1960, p.106. («The Pyramid Texts in Translation and Commentaries», Commentaries section).

    id="n_408">

    408

    Пражский египтолог и астроном Збииек Заба пришел примерно к тем же выводам в 1953 году. Его работа «L'Orientation Astronomique dans FAncienne Egypte et la Precession de ГАхе du Monde» получила большую известность у египтологов. Лауер, давая рецензию на работу Заба (см. комм. 49)» особо отметил наблюдение Заба, что инструмент, с помощью которого древние египтяне наблюдали за ночным небом и осуществляли ориентацию пирамид по полярным звездам, очень похож на тот, который использовали во время церемонии «открытия рта» (см. с.72 книги Заба). По всей видимости, для ориентации на звезды использовались как этот инструмент, так и отвес и куб. Уэйнрайт (Wainwright, «A Pair of Constella-toins») правильно заметил, что при церемонии использовались два тесла: одно — Гором, а другое — четырьмя его сыновьями.

    id="n_409">

    409

    Я признателен Гантенбринку за подробный план обеих северных шахт, где показаны все их изгибы.

    id="n_410">

    410

    См. Главу 12.

    id="n_411">

    411

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p. 160.

    id="n_412">

    412

    Ibid., p.89; G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p.6.

    id="n_413">

    413

    G.Goyon, op. cit., p. 88—93.

    id="n_414">

    414

    Ibidem.

    id="n_415">

    415

    Ibid., pp. 160—162.

    id="n_416">

    416

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—15.

    id="n_417">

    417

    Bianes J., Maiek J., «Atlas of Ancient Egypt».

    id="n_418">

    418

    J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204.

    >

    Дороги Осириса

    id="n_419">

    419

    Сесострий I (Двенадцатая династия) прославил свое правление. Он был сыном Аменемхета I, которого, по всей видимости, убили. Пирамиды Аменемхета I и Сесострия I находятся в настоящее время в эль-Лиште, в нескольких километрах от Дашура.

    id="n_420">

    420

    Письмо доктора Г. Хаени (Шведский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9.12.1986.

    id="n_421">

    421

    J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71; R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt, an Anthology of Middle Kingdom Writings», p.41. Слово «Бенбен» также переводится как «пирамидной».

    id="n_422">

    422

    J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71.

    id="n_423">

    423

    Ibidem.

    id="n_424">

    424

    Ibid., p. 203.

    id="n_425">

    425

    Папирус Лейденского музея No.344. См. также: J. H. Breasted, op. cit., p.204.

    id="n_426">

    426

    Папирус Лейденского музея No.344; 6-12.

    id="n_427">

    427

    Там же; 5, 10.

    id="n_428">

    428

    J. H. Breasted, op. cit., p.204.

    id="n_429">

    429

    Если взять в расчет, что оба города выполняли религиозные функции, этот факт трудно считать простым совпадением.

    id="n_430">

    430

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p. 164.

    id="n_431">

    431

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—11.

    id="n_432">

    432

    G.Goyon, op. cit., pp. 89—90.

    id="n_433">

    433

    В книгах I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», c.250—251 и J. P. Lauer, «Observations surles Pyramides», c.99-124, рассматриваются только северные звезды. Как известно, разметчики могут проверить правильность разметки, повернув свои инструменты на 180 градусов. Таким же методом могли пользоваться архитекторы древности.

    id="n_434">

    434

    Фарук I отрекся в 1952 году. Гойон переселился во Францию и стал исследователем Национального центра научных исследований. Он был учеником Пьера Монте, знаменитого французского египтолога из «Коллеж де Франс».

    id="n_435">

    435

    G.Goyon, op. cit., p.93.

    id="n_436">

    436

    Strabo, 19-xvii, I, 30.

    id="n_437">

    437

    Herodotus, «Histories», II, 15-17.

    id="n_438">

    438

    G.Goyon, op. cit., p.92.

    id="n_439">

    439

    Ibidem.

    id="n_440">

    440

    M.Lichteim, «Ancient Egyptian Literature», vol. I, «The Old and Middle Kingdom», p.20.

    id="n_441">

    441

    Гойон полагает, что это были слегка вогнутые диски.

    id="n_442">

    442

    S.A. B. Mercer, «Religion of Ancient Egypt», p.121.

    id="n_443">

    443

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, p.7.

    id="n_444">

    444

    Лувр, стела под инв. номером СЗО.

    id="n_445">

    445

    Эта «джед»-колонна, находившаяся, по-видимому, в Гелиополе, была посвящена Осирису. По всей видимости, колонна обозначала его позвоночный столб (см. E. A. Wallis-Badge, «Osiris and Egyptian Ressurection», vol. I, pp. 51—53).

    id="n_446">

    446

    Лучшим примером такого саркофага является, без сомнения, золотой гроб Тутанхамона, который находится в Каирском музее.

    id="n_447">

    447

    Статья «Горизонт Хуфу» Роберта Бьювэла появилась в «Дискуссиях по вопросам египтологии» в 1994 году.

    id="n_448">

    448

    Не похоже на то, что сооружение, которое возводилось на протяжении десятилетий и потребовало напряжения сил всей нации, строилось только для ритуала перерождения. См. мнение, изложенное в книге P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», в которой рассматриваются другие ритуальные функции, связанные с таинством перерождения.

    id="n_449">

    449

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 26, 1993; «Discussions in Egyptology», 27, 1993.

    id="n_450">

    450

    Я признателен Рудольфу Гантенбринку за то, что он позволил мне увидеть эту «нишу» на видеозаписи, сделанной роботом УПУАТ-1 внутри южной шахты погребальной камеры царя.

    id="n_451">

    451

    Это мне заметил доктор Хаени (см. комм. 2); ему на это тоже кто-то указал.

    id="n_452">

    452

    Возможно, с закатом Четвертой династии. Без сомнения, ко времени правления Сесострия I храмы Гелиополя уже подверглись разграблению, поскольку Сесострий начал программу полного их восстановления.

    id="n_453">

    453

    J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», p.83. Он напоминает о высказывании Диодора (первое столетие до н. э.) о том, что вершина пирамиды — плоская, как «платформа»; однако Диодор описывает пирамиду примерно через 2400 лет после Хеопса.

    id="n_454">

    454

    «Весткарский папирус», Берлин 3033.

    id="n_455">

    455

    W.Lethaby, «Architecture, Mysticism and Myth», pp. 38—39, «согласно Бругшу, солнечный храм Гелиополя имел тайную закрытую камеру в форме „пирамиды“, которая называлась Бенбен…»

    id="n_456">

    456

    T.Sugrue, «There is a River».

    id="n_457">

    457

    Ibid., p.393.

    >

    Эпилог

    id="n_458">

    458

    Все цитаты — из переписки, заметок и дневников. Оригиналы находятся в Королевской обсерватории Эдинбурга у библиотекаря Ангуса Макдональда.

    >

    Послесловие

    id="n_459">

    459

    Colonel Howard Vyse, «Operation Carried On At The Pyramids Of Gizeh in 1837», James Frazer, London, 1989, p.237.

    id="n_460">

    460

    A. Lucas, «Ancient Egyptian Materials And Industries», p.237.

    id="n_461">

    461

    El Sayed El Gayar, M.PJones, «Metallurgical Investigation of an Iron plate found in 1837 in the Great Pyramid at Gizeh, Egypt» in «Journal of the Historical Metallurgy Society», vol. I, 1989, pp. 75—83.

    >

    Приложения

    >

    Приложение 1

    id="n_462">

    462

    W. F. Flinders Petrie, «The Pyramids and Temples of Gizeh», 1883, p.53.

    id="n_463">

    463

    W. S. Smifh, «The Art and Architecture of Ancient Egypt», Penguin Books, 1958, p.30.

    id="n_464">

    464

    A. Badawy, «A History of Egyptian Architecture», Giza, 1954, p.163.

    id="n_465">

    465

    Хотя Альфа Цефея и Альфа Лиры подойдут к полюсу на расстояние 4 градусов в 7500 и 14 000 годах, они не займут точку северного полюса так, как Полярная и Альфа Дракона, которые подходят к полюсу примерно на угол в 30 минут.

    id="n_466">

    466

    Robert H.Baker, «Astronomy», New York, 1950, p.57.

    id="n_467">

    467

    Otto Neugebauer, Richard A.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», I, The Early Decans, London, 1960, p.25.

    id="n_468">

    468

    Ibid., p.110.

    id="n_469">

    469

    S.R. K. Glanvffle, «The Legacy of Egypt», Oxford, 1942, p.32.

    id="n_470">

    470

    Paul V.Neugebauer, «Tafein zur astronomischen Chronologic», I, Stemtafeln. Leipzig, 1912, S.8, 20.

    id="n_471">

    471

    Ibid., S.21-82.

    id="n_472">

    472

    Но примерно полгода эта кульминационная точка не была видна при свете дня. Ее можно было наблюдать в 2700 году до н. э. с конца июля до начала января.

    >

    Приложение 2

    id="n_473">

    473

    Можно назвать такие простые в использовании и достаточно точные компьютерные программы для этих вычислений, как Skyglobe 3.5, EZ Cosmos, Starmap 2.10 High Precision. У них к тому же приемлимая стоимость. Существуют и другие программы.

    id="n_474">

    474

    A. Hirshfeld, R. W. Sinnot, «Sky Catalogue» 2000.0, vol. I, Cambrige University Press, 1982.

    id="n_475">

    475

    Ibid., pp.119, 121 и 124.

    id="n_476">

    476

    Доктор О'Бирн из Астрономического отдела Сиднейского университета писал о расчетах прецессии для Эпсилона Ориона (центральной звезды пояса Ориона), что «положение Эпсилона Ориона было вычислено при условии, что собственное движение звезды по обеим координатам бесконечно мало (практически равно нулю)».

    id="n_477">

    477

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 247—251.

    id="n_478">

    478

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.194.

    id="n_479">

    479

    J. E. Manchip-White, «Ancient Egypt», George Alien Unwin Ltd, 1970, p.138.

    id="n_480">

    480

    O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», Brown University, 1964, vol. I.

    >

    Приложение 3

    id="n_481">

    481

    К примеру, Erman, «Die LiteraturderAegypter», 70, 72.

    id="n_482">

    482

    Этот определитель может обозначать дом, комнату или другой объект, вроде ящика, который может являться помещением для чего-либо.

    id="n_483">

    483

    Фотография этого знака не четкая; смотри Moller, «Hieratische Lesestucke», I, 6.

    id="n_484">

    484

    «Journal of Egyptian Archeology», III, PI. XII, pp. 96—97.

    id="n_485">

    485

    В 54 комментарии своей книги.

    >

    Приложение 4

    id="n_486">

    486

    E. A. Wallis-Budge, «An Egyptian Hieroglyphic Dictionary», NY. 1978, vol. II, p.942.

    id="n_487">

    487

    Ibid., p.946.

    id="n_488">

    488

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.1.

    id="n_489">

    489

    R. O. Faulkner, «The Book of the Dead», p. 12.

    id="n_490">

    490

    Ibidem.

    id="n_491">

    491

    Ibidem.

    id="n_492">

    492

    I. E. S. Edwards, op. cit., p. 13.

    id="n_493">

    493

    Ibid., p. 14.

    id="n_494">

    494

    R-T.Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.102.

    id="n_495">

    495

    Coffin Texts, ii, p. 104.

    id="n_496">

    496

    O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», vol.,1.

    id="n_497">

    497

    Ibid., p.41

    id="n_498">

    498

    Ibidem.

    id="n_499">

    499

    Carlsberg, I, Часть I, A.I, 1-6, изображение Нут.

    id="n_500">

    500

    Ibid., G.IV, 26-9.

    id="n_501">

    501

    Dramatic Texts, VI, c.3-9.

    id="n_502">

    502

    Ibid., pp. 38—43.

    id="n_503">

    503

    O.Neugebauer, R.Parker, op. cit., p.73.

    id="n_504">

    504

    R. G. Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, p.12; «Discussions in Egyptology», 16, pp. 21—28; Wemes Honig, «Discussions in Egyptology», 14, p.52.

    id="n_505">

    505

    Wallis-Budge, «The Mummy», p. 175.

    id="n_506">

    506

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods».

    id="n_507">

    507

    См. G.Santillana, H. von Deschend, «Hamlet's Mill», Gambit International, Boston, 1969 по поводу древних религий, касающихся звездного неба.

    >

    Приложение 5

    id="n_508">

    508

    По поводу астрономического аспекта см. R-Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26 и 27; геометрического — J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10 и 14. См. также: I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 245—251.

    id="n_509">

    509

    RJ.Cook, «The Pyramids of Giza», Seven Islands, Glastonbury, 1992.

    id="n_510">

    510

    I. E. S. Edwards, op. cit.

    id="n_511">

    511

    Такие, как шахты, ibid., p.285.

    id="n_512">

    512

    См.: R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14.

    id="n_513">

    513

    «Archeologia», № 283, 1993, р.6.

    id="n_514">

    514

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16.

    id="n_515">

    515

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26.

    id="n_516">

    516

    J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10, 14; RJ.Cook, «The Pyramids of Giza».

    id="n_517">

    517

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», London, 1993; Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27.

    id="n_518">

    518

    A. Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh and the so-called Air-shaft in Cheops's Pyramid» в «Mitteilungen des Instituts fur Orientforschung Akademie der Wissenschaften zu Berlin», 10, 1964, S.189—206.

    id="n_519">

    519

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27.

    id="n_520">

    520

    R. O. Faulkner, «The King and the Star-Religion in the Pyramid Text», pp. 153—161.

    id="n_521">

    521

    «Тексты пирамид», строки 820, 882, 2180.

    id="n_522">

    522

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 28 и 29.

    id="n_523">

    523

    «Тексты пирамид», строка 632.

    id="n_524">

    524

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13 и 16.

    id="n_525">

    525

    «Тексты пирамид», строка 13.

    id="n_526">

    526

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26 и 27.

    id="n_527">

    527

    Legon в «Discussions in Egyptology», 10 и 14; Legon, «The Geometry of the Bent Pyramid» в «Gottinger Miszellen», № 116, 1990, pp. 65—73.

    id="n_528">

    528

    Legon, как в комм.21; см. также: RJ.Cook, «The Pyramids of Giza».

    >

    Приложение 6

    id="n_529">

    529

    R. Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, pp. 7—18.

    id="n_530">

    530

    R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion in the Pyramid Text», p. 153—61.

    id="n_531">

    531

    «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6.

    id="n_532">

    532

    Ibid.

    id="n_533">

    533

    «Discussions in Egyptology», 28.

    id="n_534">

    534

    A.Badawy, «The Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, p.58.

    id="n_535">

    535

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, pp. 5—16.

    id="n_536">

    536

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.295.

    id="n_537">

    537

    «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6.

    id="n_538">

    538

    «Discussions in Egyptology», 28.

    id="n_539">

    539

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p.41.

    >

    Приложение 7

    id="n_540">

    540

    J. H. Breasted, «Development of Religion and Thought In Ancient Egypt», pp. 101—102.

    id="n_541">

    541

    I. E. S. Edwards., op. cit, p.282.

    id="n_542">

    542

    R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion», pp. 153—161.

    id="n_543">

    543

    A.Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh…», pp. 189—206. Также: V.Trimble, «Astronomical Investigation concerning the so-called Air-Shafts of Cheops's Pyramid», pp. 183—187.

    id="n_544">

    544

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26, 27, а также три статьи, изданные в начале 1994 года.

    id="n_545">

    545

    Компьютерные программы, такие как Skyglobe 3.6, Starmap и EZ Cosmos могут продемонстрировать это визуально.

    id="n_546">

    546

    R.Bauval, «The Adze of UPUAUT», а также «The Horizon of Khum» в «Discussions in Egyptology» (начало 1994 года).

    id="n_547">

    547

    A.Badawy, «The.Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, 1977, c.58.

    >

    Приложение 9

    id="n_548">

    548

    W. F. Petrie, «The Pyramids and Temples ofGizeh», 1885, pp. 80—81. «Может показаться странным, что выбрано именно это место [для Великой пирамиды], которое находится не на самой высокой точке».


    План Гизе

    id="n_215">

    215

    Этот пирамидион был найден в 1902 году Масперо неподалеку от пирамиды Аменемхета в Дашуре («Annales du Service des Antiquites de rEgypte», III, 1902, p.206). Он изготовлен из тщательно отполированного гранита и замечательно сохранился. Вес пирамидиона составляет примерно четыре тонны.



    216

    В мои обязанности входило осуществление разметки, на основании которой позднее воздвигалось все сооружение. Главными орудиями труда при этом служили теодолит, шесты, веревки, 30 или 100 метров стальной измерительной ленты, уровень, нейлоновый провод, угольник и самые разные вспомогательные предметы, такие как молоток, плотницкий квадрат, колы и так далее. За исключением теодолита, уровня и предметов, изготовленных из стали, все остальные были доступны строителям Древнего Египта. Уровень было несложно определить, используя воду; прямизну линий на земле можно было проверить по звездам (об этом упомянуто в книге I. E. S. Edwaids, «The Pyramids of Egypt», p. 250—251). Вопрос об инструментах, использовавшихся в Древнем Египте, является предметом широкой дискуссии среди ученых.



    217

    Пирамида состоит из 250 000 блоков. Если в день укладывалось 20 блоков, это должно было занять 34 года. Для того, чтобы только доставить их в течение 10 лет, требуется перевозить 69 блоков в день, примерно 7 блоков в час, а это слишком большая, по моему мнению, скорость для эпохи, в которую не было колесного транспорта и подъемных механизмов.



    218

    При осуществлении больших по масштабам проектов, особенно в отдаленном районе (таком, как пустыня к западу от древнего Мемфиса), затраты труда на разного рода вспомогательные работы могли составить 15-20 процентов от всех работ.



    219

    J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», p.99.



    220

    Ibidem.



    221

    Ibid., pp. 99—124.



    222

    Z.Zaba, «L'Orientation Astronomique dans l'Ancienne Egypte et la Precession de l'Axe du Monde», Prague, 1953.



    223

    Кроме того, вместо трех сеток разметки перед постройкой пирамид удобней сделать одну, чтобы при строительстве каждая пирамида служила ориентиром для следующих сооружений.



    224

    J.Phaure, «Introduction a la Geographic Sacree de Paris», Bon-engo, p.29.



    225

    «National Geographic», vol. 180, N2, 1991, pp. 122—134.