• I ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
  • II ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСАМ ЕГИПТОЛОГИИ
  • 7

    ТЕОРИЯ ЗВЕЗДНОГО СООТВЕТСТВИЯ

    Думаю, вы имеете убедительное доказательства…

    (И.Е.С.Эдвардс, хранитель египетских древностей в Британском музее (1954—1974), письмо автору, октябрь 1984)

    Я полагаю, что ваша теория не может выдержать беспристрастной проверки…

    (Т. Г. Х. Джеймс, хранитель египетских древностей (1974—1984), письмо автору, декабрь 1983)

    I

    ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

    В конце 1983 года я подготовил короткий доклад о теории звездного соответствия, как я ее назвал, снабдил несколькими набросками и направил все это в Британский музей. Я еще жил в Эр-Рияде и знал, что до Европы мое письмо доберется не скоро. Но ответ пришел намного раньше, чем я ожидал. Это было письмо от профессора Т. Г. Х. Джеймса, хранителя египетских древностей музея. Эту должность до него с 1954 по 1974 год занимал доктор И. Е. С. Эдвардс; а еще раньше — немало известных лиц, среди них — Валлис Бадж и Сэмюэл Бирч. Ответ Джеймса был удручающим — он хоть и признал, что моя теория могла бы объяснить некоторые факты, но все же не принял в качестве объяснения порядка размещения пирамид. Он полагал, что две пирамиды в Дашуре очевидно не вписываются в мою схему, и, кроме того, отмечал, что не существует ни одного древнего автора, чьи слова можно было бы расценить как подтверждение моей гипотезы.

    Я был очень разочарован тем, что его не заинтересовали мои мысли. Конечно, многие вопросы нуждались в дополнительной проверке, да и его слова о пирамидах Снофру в Дашуре имели резон, но я не ожидал, что он отвергнет саму идею. А что он считал «беспристрастной проверкой» и почему думал, что не существует античных доказательств моей теории? А статьи Бадави о шахтах пирамиды Хеопса, указывающих на Пояс Ориона? Да и расположение пирамид Гизе говорит само за себя. По крайней мере, не стоило эту теорию отвергать с порога, она заслуживала более внимательного рассмотрения. В конце концов я заключил, что странные формулировки доктора Джеймса — это стремление облечь в вежливую форму свое мнение о том, что совпадение плана расположения пирамид Гизе и звезд Пояса Ориона — не более, чем совпадение.

    Мой опыт научил меня, что совпадения — вещь редкая. Само это слово мы используем, когда не можем объяснить, почему какие-либо события следуют друг за другом. Но этим словом никогда не пользуются те, кто видит причинную связь событий и фактов. А факты, которые были у меня, такую связь определенно имели. Тексты, нанесенные на стенах пирамид Пятой династии, по всей видимости, описывали события, которые имели место в эпоху Четвертой династии, предшествовавшую времени написания «Текстов пирамид». Эти древние записи, как мы уже видели, определенно говорят нам, что усопший Осирис-царь становится звездой в созвездии Осириса-Ориона. И шахта пирамиды Хеопса, как считали Бадави и Тримбл, была направлена во времена ее создания на пояс Ориона. Также очевидно, что пирамида Менкаура имеет необъяснимо малый размер и стоит в стороне от диагонали, по которой выстроены две первые пирамиды. Это может быть объяснено только стремлением привести в соответствие расположение пирамвд и звезд пояса Ориона. Все это — и многое другое — было для меня более чем «подтверждением древнего автора».

    В сентябре 1984 года я взял короткий отпуск, чтобы провести его в Англии. Сразу по прибытии в Лондон я решил нанести визит в Британский музей, повидать доктора Джеймса и попытаться его убедить воспринимать мои доводы более серьезно. Доктор Джеймс, однако, меня принять не мог. Молодая ассистентка — я думаю, что это была доктор Кэрол Эндрюс — отнеслась ко мне очень внимательно, и, когда поняла, что дело касается пирамид, посоветовала обратиться к доктору Эдвардсу, предыдущему хранителю египетских древностей. Хоть он и отправился в 1974 году на пенсию, но продолжал очень активно работать в этой области и в настоящее время занимал пост вице-президента в Египетском исследовательском обществе. Не было сомнений, что Эдвардс для большинства ученых являлся признанным авторитетом во всем, что касалось египетских пирамид, и его мнение было не только ценно с научной точки зрения, но имело больший вес. Я согласился, что мне следует как можно быстрей послать в музей свою работу, чтобы ее передали доктору Эдвардсу. Я сделал это неделей позже, когда уже был во Франции. Ответ пришел уже в Эр-Рияд в октябре 1984 года, и этот ответ сильно отличался от письма, которое я получил до того. Привожу здесь письмо доктора Эдвардса с любезного разрешения автора[250]:

    «16 октября 1984. Уважаемый г-н Бьювэл,

    Благодарю Вас за Ваше письмо ко мне от 8 сентября, которое было проштемпелевано во Франции неделю назад. Позвольте сообщить, что я нашел ваши астрономические наблюдения очень интересными и думаю, что вы увидите из прилагаемой моей статьи из «Сборника» Доуса Дэнхэма, вышедшего четыре года назад, что я во многом согласен с вашей концепцией пояса Ориона как важного элемента в ориентации Великой пирамиды. Я думаю, вы предоставили очень убедительные доказательства того, что и две другие пирамиды Гизе также имеют к этому отношение. Я послал новую редакцию моей книги («Пирамиды Египта») о пирамидах издателям («Викинг Пресс» и «Пенгуин Букс»), и скоро она выйдет из печати. Похоже на то, что книга появится следующим летом, и там будут подробнее освещены вопросы, затрагиваемые в статье».

    Далее г-н Эдвардс дал короткий комментарий на мои соображения по поводу размеров Великой пирамиды, считая, что такая геометрическая форма позволяет заложить определенную математическую информацию. Затем он поделился своими взглядами по поводу звездного соответствия, о котором я ему написал:

    «Расположение Осириса во времена Четвертой династии до сих пор не определено точно. Поскольку самые ранние тексты пирамид относятся к концу Пятой династии, они не могут в этом оказать достаточно существенную помощь.

    Но, размышляя над вашей концепцией «пирамиды представляют звезды», я не могу согласиться с предположением о том, что пирамиды должны были помочь фараонам добраться до звезд. На мой взгляд, пирамиды, в первую очередь ступенчатые, предназначены для того, чтобы достичь небес — как звездных, так и солнечных.

    (Искренне ваш И. Е. С. Эдвардс»)

    Хоть мы и разошлись в интерпретации, доктор Эдвардс признал, что я представил убедительные доказательства, и это меня в то время очень воодушевило. Я пребывал в некоторой депрессии, и положительная оценка моих аргументов таким авторитетом, как Эдвардс, очень поддержала меня.

    Несколькими месяцами позже, в январе 1985 года, я получил письмо от доктора Малека, директора Института Гриффита Оксфордского университета. Доктор Малек удивил меня, сообщив, что он не имеет специальных астрономических знаний и может дать свой комментарий только касательно египтологии.

    «…Я всецело согласен с вами, что астрономические наблюдения и математические расчеты играли важную роль в разработке плана, возведении и, возможно, даже размещении египетских пирамид… [и]…я воспринимаю очень серьезно тот факт, что пирамиды Гизе расположены примерно в таком же порядке, что и три звезды Ориона»[251].

    Он также прокомментировал «гражданский календарь» древнего Египта и сообщил, что моя «дата введения» этого календаря является неточной. Этот вопрос, впрочем, был не самым важным и к тому же являлся предметом академического спора на протяжении нескольких десятилетий. Затем доктор Малек написал по поводу того, что другие пирамиды могут своим местоположением соответствовать другим звездам: «Я полностью согласен, что другие группы пирамид могут быть также исследованы на этот счет, и думаю, что это вообще единственная возможность достичь какого-либо прогресса в данном вопросе».

    Доктор Малек сделал финальный комментарий по поводу теории звездного соответствия: «Делать вывод о том, что „древние египтяне рассматривали земли Египта как отражение „образа“ неба“ — значит сильно преувеличивать. Основывать на этом свою теорию, мягко говоря, неосторожно».

    На время мне пришлось отложить свои гипотезы. На протяжении всего следующего года я был целиком занят более насущными проблемами, относящимися к моей работе и личной жизни. Компания, на которую я работал, занялась осуществлением нового проекта в Саудовской Аравии, и это отнимало все мое время. Кроме того, мы с женой готовились к переезду в Австралию после нашей долгой жизни в Саудовской Аравии. В декабре 1984 года у нас в семье появилось прибавление, сын Джонатан, и нам требовалось более подходящее место. Часть нашей семьи жила в Сиднее после ее «исхода из Египта» в 1967 году, и мне показалось, что было бы логичным отправиться именно туда.

    В ноябре 1985 года я поехал в Англию и встретился с доктором Эдвардсом в его доме, неподалеку от Оксфорда. Несмотря на свои почти восемьдесят лет, это был обворожительный и приветливый человек. Хоть доктор Эдвардс собирался в Лондон, он уделил мне некоторое время, чтобы побеседовать о новых идеях относительно «Текстов пирамид» и о связи пирамид и звезд. Эдвардс придерживался мнения, что ученые не понимают значения «Текстов пирамвд», и согласился со мной, что информация о звездах, содержащаяся в этих текстах, вообще игнорируется. Однако он повторил свое мнение, что пирамиды были символами, относившимися к солнцу, и, хоть и могли иметь некоторые «звездные» соответствия в своем замысле, посвящались они все же нашему дневному светилу. Я вежливо заметил, что придерживаюсь другого мнения. Он улыбнулся и вспомнил, что не знает, откуда я родом. Я сказал, что из Александрии. «Да, так я и подозревал, — ответил он. — Оттуда часто исходят новые идеи…» Он предложил так же порекомендовать мне издателя, если я соберусь опубликовать свою гипотезу. Двумя годами позже я воспользовался его любезностью. За эти годы мы стали друзьями, и, хоть каждый и остался при своем мнении, это не мешало нам обмениваться соображениями о пирамидах, в том числе после исторических находок Рудольфа Гантенбринка в 1993 году. Но все это было еще впереди.

    Мишель, дети и я прибыли в Австралию в сентябре 1986 года. Мы купили коттедж в северном пригороде Сиднея, неподалеку от дома моей сестры. Я решил устроиться на неполный рабочий день, чтобы посвятить больше времени изучению пирамид. К моей несказанной радости я обнаружил, что в Библиотеке Митчелла Сиднейского университета имеется изрядное количество книг по египтологии. Приходило немало профессиональных журналов, и любой посторонний человек, вроде меня, мог воспользоваться библиотекой на правах гостя университета. Я потратил немалое количество времени, чтобы узнать как можно больше о египетских пирамидах, астрономии и религии; изучил сотни книг и статей, а мой список фотокопий достиг чудовищного размера. Я купил подержанный компьютер и попытался облечь свою гипотезу в форму статьи. Я еще не знал, где она может быть опубликована, если будет опубликована вообще, но был уверен в одном — это мой крест, и я должен его нести.

    В Австралии я познакомился с доктором Джоном О'Бирном, профессором астрономии Сиднейского университета. Он предложил сделать для меня все необходимые профессиональные подсчеты и проверить мои астрономические гипотезы. Его вычисления подтвердили точность вычислений Бадави-Тримбл. Южная шахта царской камеры, имевшая в 2600 году до н. э. угол наклона 44,5 градусов, показывала на пояс Ориона. Но в этих цифрах было то, что меня озадачивало. Подсчеты показывали, что шахты нацелены на центральную звезду, Дл-Нилам (Эпсилон Ориона), а не на Ал-Нитак (Дзета Ориона), которая, согласно соответствию Гизе — пояс Ориона, являлась звездой, созвучной Великой пирамиде. Я посчитал, что дело тут в звездной прецессии[252], и попросил доктора О'Бирна попытаться сделать подсчет для времени чуть более позднего, чем 2500 год до н. э. Для этого периода шахта показывала на место ближе к Дзете Ориона, но все же не точно на нее. Похоже на то, что данные Питри нуждались в проверке. Именно тогда я вспомнил о южной шахте погребальной камеры царицы. Доктор О'Бирн снабдил меня соответствующими формулами, которые позволяли производить расчеты с погрешностью не более одной минуты. Я приобрел самый мощный компьютер, в который можно было загрузить прецессионные формулы[253].

    За основу я взял угол наклона южной шахты погребальной камеры царицы, измеренный Питри (38 градусов 28 минут), и взглянул на карту неба с Орионом в южном меридиане. Ниже Пояса Ориона должна была находиться звезда. Но какая? Я вновь посмотрел на карту. Сириус, звезда Исиды! Почему я не подумал об этом раньше? Ах, да ведь я считал, что шахта была недостроена. К чему возиться с брошенной шахтой? Именно так думали, наверное, Бадави и Тримбл. Хорошо, если это потребует всего несколько минут вычислений, то почему бы не попробовать? Я выбрал 2650 год до н. э., дату более раннюю, чем 2600 год, к которому относят прокладку еще одной шахты в верхней части южной стороны пирамиды. Я рассуждал, что нижняя шахта должна была появиться несколькими десятилетиями раньше. После уточнения орбиты Сириуса, которое оказалось довольно значительным (см. Приложение I), я получил склонение -21 градус 20 минут. Введя географические координаты Гизе, я получил 38 градусов 41 минуту, что почти совпало с 38 градусами 28 минутами накчона шахты у Питри. Теперь у меня были данные по двум южным шахтам, направленным на Осирис-Орион и Исиду-Сириус примерно в 2650—2600 годах до н. э. Итак, совпадение выявлено совершенно определенно. Что теперь мне возразят египтологи?

    Но тем не менее меня мучил вопрос — почему южная шахта погребальной камеры царя нацелена на Ал-Нитак (Дзету Ориона), самую малую звезду пояса Ориона, а не на ее самую яркую соседку?

    Я постарался определить, учитывая прецессию, в какое время звезда могла быть видна под 44,5 градусами. Это дало мне дату 2590 год до н. э. Затем я решил задачу для Сириуса при высоте 38 градусов 28 минут и получил 2730 год. Таким образом, разность по времени в строительстве этих двух шахт составляла 140 лет, что было практически нереальным. Максимальная, как я полагал, разница может составлять лет двадцать. Что-то было не так либо с данными Питри, либо с самой конструкцией шахты; последнее казалось менее вероятным, учитывая, с какой тщательностью проводились работы в Великой пирамиде. Чтобы совпадение было полным и не оставляющим сомнений для строгого научного суда, необходимо было, чтобы южные шахты имели слегка больший наклон: 39,5 градусов для камеры царицы и примерно 45 градусов для камеры царя. Именно тогда эти две камеры могло разделять двадцать лет. И их сооружение в этом случае относилось бы приблизительно к 2450 году до н. э., а это значит, что пирамида примерно на столетие моложе, чем предполагалось. Могло ли быть такое? Мог Питри ошибиться? На этот вопрос ответа не было до 1993 года, когда Рудольф Гантенбринк произвел свои измерения.

    Готовя свою статью, я решил посоветоваться с египтологами, на сей раз — американскими. Я послал короткое описание в Калифорнийский университет в Беркли и в августе 1986 года получил ответ от доктора Фрэнка А. Норика, управляющего Музея Лови. Доктор Норик признал, что он и его коллега Джеймс Диц «заинтересовались некоторыми [моими] сравнениями и заключениями». Они посчитали, что не могут достаточно квалифицированно изучить этот вопрос, и передали мою работу профессору Кэтлин Келлер в Отдел исследований Ближнего Востока. В своем ответе профессор Келлер сообщила, что ожидает результаты топографической съемки плато Гизе, но может в настоящее время сказать, что хоть и признает очевидным в «Текстах пирамид» связь умершего фараона с созвездием Ориона, но не думает, что расположение пирамид в Гизе диктуется расположением звезд Ориона.

    Я понял, что стоит только произнести слово «теория» применительно к пирамидам, да еще к тому же «звездная теория», и специалисты немедленно стремятся от тебя отделаться. Путешествие моих идей по международным кругам египтологов ничего не дало. Оставалось надеяться только на благосклонность доктора Эдвардса.

    Я понял, что наступило время обнародовать мою теорию. Но где и как? И я собрался в Англию, полный решимости воспользоваться предложением доктора Эдвардса порекомендовать мне редактора одного из египтологических журналов.

    II

    ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСАМ ЕГИПТОЛОГИИ

    В Англии я взял в аренду машину и направился к маленькой деревушке севернее Оксфорда, где жил Эдвардс. Мы снова с большим интересом обсудили предмет, который представлял интерес для нас обоих. Когда Эдвардс погружался в дискуссию о пирамидах, он весь светился энтузиазмом; его восприимчивость к новым идеям и чужим мнениям была удивительной.

    Он рассказал мне о новом египтологическом журнале, который начала выпускать его друг, доктор Александра Нибби, охотно публиковавшая и неегиптологов, если их работы того заслуживали. Журнал назывался «Дискуссии по вопросам египтологии». Мне это название понравилось. Оказалось, что совсем недавно в журнале появилась статья инженера Джона Легона, который весьма аргументированно обосновал идею о том, что пирамиды Гизе построены по единому плану, хотя его выкладки были чисто математическими и не учитывали ни «Тексты пирамид», ни звезды*. Доктор Эдвардс пообещал порекомендовать меня доктору Нибби. На следующий день я позвонил ей, и она заказала у меня две статьи при условии, что они будут соответствовать стилю и серьезности тем, затрагиваемых в журнале. Я заверил ее, что так и будет, и сказал, что пришлю статьи вместе с сопутствующими фотографиями, как только вернусь в Сидней. Это я и сделал в июне 1988 года, а в июле доктор Нибби уведомила меня, что статьи появятся в 13 и 14 томах «Дискуссий по вопросам египтологии».

    Мы с Мишель тем временем приняли решение перебраться в Англию. В мае 1989 года мы покинули Австралию и приобрели домик на полпути между Лондоном и Оксфордом. Дети стали посещать местную школу, а я вернулся к своим занятиям. Я решил, что обладатель ученой степени в европейском бизнесе и маркетинге всегда найдет себе дело в Европе. В хлопотах, сопровождавших переезд, я почти забыл о своих статьях. Вдруг в мае почтальон доставил мне большую посылку — три экземпляра «Дискуссий по вопросам египтологии», том 13.

    Наконец моя теория увидела свет. Произошло это через шесть лет после того, как я сделал свое судьбоносное наблюдение в пустыне Саудовской Аравии. Статья называлась «Общий план трех пирамид Гизе, основанный на конфигурации трех звезд пояса Ориона» и состояла из шести страниц текста, четырех фотографий и двух диаграмм. Она была написана в академическом стиле, не выдавая того энтузиазма, который я переживал во время работы над ней, и содержала только факты и свидетельства, а также большое количество ссылок. Я не упоминал других пирамид, кроме пирамид Гизе, и ничего не говорил про шахты в погребальной камере царицы. Все это будет позже.

    Вторая статья появилась в следующем томе и сопровождалась заголовком «Исследование камня Бенбен: был ли это метеорит?» В ней я обсуждал священный реликт Гелиополя в контексте его связи с Орионом (смотри главы с 11 по 13). Наконец, в январе 1990 года доктор Нибби приняла мою третью статью, завершающую звездную тему, с заголовком: «Оплодотворение у звездных богов: ритуал плодородия в пирамиде Хеопса?» В этой статье сообщалось, что Исида-Сириус была целью южной шахты погребальной камеры царицы. Зная, что важную роль в ритуале плодородия играли фаллические статуи, которые символизировали потенцию и плодородие царя, я описал ритуал плодородия в звездных терминах «Текстов пирамид»; при этом упомянул Исиду-Сириус и Осириса-Ориона, а также звездный фаллос (шахта, направленная на пояс Ориона?). В описании ритуала оплодотворения, осуществляемого в пирамиде, главную роль я отводил шахтам. Шахты не только позволяли душе фараона подняться к звездам, но через них осуществлялось символическое зачатие Гора-царя. Соответствующая выдержка из «Текста пирамид» адресуется Осирису-Ориону:

    «Твоя сестра (жена), Исида, приходит к тебе насладиться любовью твоей. Ты поместил ее на свой фаллос (шахту?), и семя вошло в нее; она готова быть Сотис (Сириус), и Гор-Сопду (звезда) вышел из тебя, как „Гор, который в Сотис“» [Тексты пирамид, 632]

    В статье говорилось, что схожий ритуал зачатия, выполняемый царем и верховной жрицей, существовал в Древней Месопотамии и осуществлялся в камере внутри ступенчатой пирамиды зиккурата[254]. Этот ритуал включал «Утреннюю звезду», которую считали великой космической богиней Иштар, несомненно, ассоциируемой с планетой Венера, и посвящался Новому году (Акиту) и плодородию, которое нес земле Евфрат. Аналогично египтяне праздновали Новый год в день летнего солнцестояния, сопровождаемого разливом Нила; Сириус ассоциировался с великой космической богиней Исидой, и здесь также присутствовала некая «Утренняя звезда». Разумно было сделать вывод, что «содержание представленной статьи дает нам возможность предположить, что ритуал плодородия осуществлялся не только в зиккуратах Месопотамии, но мог выполняться в пирамиде Хеопса, а также в других пирамидах»[255].

    Я совсем не ожидал того, что в марте 1993 года Рудольф Гантенбринк докажет, что погребальная палата царицы с ее шахтами вовсе не была брошена недостроенной, как это утверждали египтологи, а наоборот, оказалась наиболее важным ритуальным элементом всего культа. И в самых смелых мечтах я не мог в 1990 году предугадать, что шахта Исиды-Сириуса появится на первых страницах дюжины международных газет[256].

    В середине зимы 1990 года я сказал себе, что моя миссия завершена. Я опубликовал свою теорию и сделал ее доступной египтологам, астрономам и другим ученым, и они теперь могут сами разобраться, как это можно использовать. Я чувствовал себя так, как будто с моих плеч свалился тяжелый груз, но вместе с тем часто испытывал странное ощущение — мне казалось, что я не исследовал проблему до конца и найденные мной соответствия снова канут в неизвестность. Кроме того, несмотря на чувство облегчения, я испытывал и горечь утраты. Мне не будет хватать лихорадки исследований и этих долгих одиноких часов в библиотеках, но я твердо сказал себе, что на этом расследование закончилось.

    Итак, в марте 1990 года я решил сделать то, что мне еще в начале моих исследований посоветовал один недружелюбный египтолог — «бросить этот предмет и постараться стать хорошим инженером». Но каждый раз, глядя в небо на звезды Ориона, я думал об этих молчаливых монументах и почти чувствовал упрек в том, что их так и не поняли до конца. К тому же я так и не решил еще один вопрос — как пирамиды в Дашуре согласуются с общим планом? И через какое-то время я опять целиком погрузился в разрешение загадки Ориона.


    Примечания:



    2

    Пирамиды ступенчатой структуры, называвшиеся зиккуратами, впервые начали строиться в древних Уре и Вавилоне, примерно в то время (ок. 2750 года до н. э.), когда в Египте правила Вторая династия и воздвигались ступенчатые пирамиды, но «правильные» пирамиды являются только египетским изобретением, относящимся примерно к 2550 году до н. э. Мексиканские пирамиды намного моложе, и датируются не ранее чем первым тысячелетием до н. э. Знаменитые пирамиды Солнца и Луны в Теотиуакане в Мексике относятся к 600 году н. э. Лучшей из недавно изданных книг о пирамидах по всему свету является книга Jean Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages» (см. библиографию).



    25

    Этот район простирается от Абу-Руваша на севере до Дашура на юге. Ближайшим местом к центральному Каиру является Гизе.



    Теория звездного соответствия

    id="n_250">

    250

    Доктор Эдвардс покинул свой пост в 1974 году, но до сих пор активно участвует в научной деятельности. Он живет вместе со своей женой недалеко от Оксфорда.

    id="n_251">

    251

    Письмо датировано 8.1.1985. С тех пор я встречал Малека несколько раз. В настоящее время он руководит упорядочением всех египтологических работ для Института Гриффита; он согласился на опубликование его письма.

    id="n_252">

    252

    В настоящее время звезды пояса Ориона близки к максимальному подъему над горизонтом, и с 2500 года они начнут движение вниз.

    id="n_253">

    253

    Это хороший портативный мини-калькулятор стоимостью 100 долларов.

    id="n_254">

    254

    R-G.Bauval, «The Seeding of the Star Gods: A Fertility Ritual inside Cheops's Pyramid?» в «Discussions in Egyptology», 16, 1990

    id="n_255">

    255

    Ibidem.

    id="n_256">

    256

    Смотри комм. 6 Пролога.

    >

    Братья Осириса

    id="n_257">

    257

    R. G. Bauval, «Master Plan for the Three Pyramids of Giza based on the Configuration of the the Three Stars of the Belt of Orion» в «Discussions in Egyptology», 13, 1989.

    id="n_258">

    258

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 288—289.

    id="n_259">

    259

    Одна пирамида в очень плохом состоянии, так что посетителям кажется, что пирамиды всего три.

    id="n_260">

    260

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.152.

    id="n_261">

    261

    J.MaIek, «In the Shadow of the Pyramids», на внутренней стороне обложки.

    id="n_262">

    262

    Примерное расстояние. Приводится по J.Bianes J.MaIek, «Atlas of Ancient Egypt», и по египетской официальной карте.

    id="n_263">

    263

    Две площадки для строительства, удаленные друг от друга на два километра, на которых работы ведутся одновременно — это довольно странный выбор для строительства. Если бы пирамиды стояли, по крайней мере, на расстоянии 500 метров друг от друга, как в Гизе, это во многих отношениях удвоило бы производительность.

    id="n_264">

    264

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 26, 1993, с.5.

    id="n_265">

    265

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.93. Такой даты придерживается доктор Р. Штадельманн. Большинство египтологов считают, что Снофру правил двадцать четыре года.

    id="n_266">

    266

    J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt».

    id="n_267">

    267

    Ibid., p.11.

    id="n_268">

    268

    Ibil., p.174.

    id="n_269">

    269

    Ibidem.

    id="n_270">

    270

    Для этой книги был использован Catalogue 2000.0.

    id="n_271">

    271

    E.Krupp, «In Search of Ancient Astronomies», pp. 186—190.

    id="n_272">

    272

    J.Cornell, «The-First Stargazers», p.92.

    id="n_273">

    273

    J. B. Sellers, op. cit., p.116.

    id="n_274">

    274

    V.Lichtheim, «Ancient Egyptian Literature», vol.1, «The Old and Middle Kingdom», University of California Press, Los Angeles, 1975, p.51.

    id="n_275">

    275

    По этому вопросу я написал свои соображения доктору Эдвардсу в 1986 году.

    id="n_276">

    276

    M.Lichtheim, op. cit., p.51.

    id="n_277">

    277

    J. B. SeUers, op. cit., p.90.

    id="n_278">

    278

    В текстах пирамид Геб часто называется земным отцом Осириса. Он правил вместе с Нут, богиней неба и матерью Осириса. Однако в тех же текстах Нут, похоже, имеет сексуальные отношения с Ра (или Атумом-Ра), солнечным богом.

    id="n_279">

    279

    M.Lehner, «The Egyptian Heritage», pp. 128—129.

    id="n_280">

    280

    Ibidem.

    id="n_281">

    281

    Это относится к северному полушарию, от экватора до северного полюса. Чем дальше от полюса, тем выше небесный экватор.

    id="n_282">

    282

    J. B. Sellere, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.116.

    id="n_283">

    283

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p. 152.

    id="n_284">

    284

    Ibidem.

    id="n_285">

    285

    Они хранятся в Берлинском музее под порядковым номером 3033. Большая часть папирусов находится в запасниках. Мне в сентябре 1993 года любезно разрешили сфотографировать их доктор Вильдунг и его ассистент, доктор Мюллер.

    id="n_286">

    286

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.153.

    id="n_287">

    287

    Ibidem.

    id="n_288">

    288

    Плутарх, «Жизнь Александра Великого». Эта история рассказывается многими биографами Александра. По одной из версий, египетский царь, последний из урожденных египтян, Нектанебо II, превратился в змею (Зевса-Аммона), чтобы разделить ложе с Олимпией. Во времена Александра греки очень почитали Зевса-Аммона; Геродот упоминает, что жрец-прорицатель Зевса-Аммона в Сиве (западный Египет) был символически связан с прорицателем храма Зевса в Додоне.

    id="n_289">

    289

    M.Lyttfeton, W.Forman, «The Romans: Their Gods and Their Beliefs», Obris, 1984, p.29. В книге приводится версия самого Юлия Цезаря, что Венера (Афродита) была родоначальницей их дома. Другая история утверждает, что его мать забеременела от змеи, по всей видимости, как и у Александра, символизирующей Зевса-Аммона.

    id="n_290">

    290

    Луи XIII многими считался импотентом.

    id="n_291">

    291

    Это имя в 1636 году было дано герметическим философом Томаззо Кампанеллой. Он, по всей видимости, составлял солнечный гороскоп для будущего короля Франции Луи XIV, «короля-солнца».

    id="n_292">

    292

    I. E. S. Edwards, op. cit., p.152.

    id="n_293">

    293

    Это представление о соответствии четырнадцати частей тела Осириса четырнадцати пирамидам Мемфиса не ново. Оно несколько раз по разным поводам упоминается исследователями. (См. T.Holland, «Freemasonry from the Pyramids of Ancient Times», p.14, ще автор пишет: «…поскольку Осирис имел четырнадцать храмов для различных частей своего расчлененного тела, то ему должно быть посвящено четырнадцать пирамид»).

    id="n_294">

    294

    A. W. Shorter, «The Egyptian Gods», p.39. Также E. A.WalUs-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.II.

    id="n_295">

    295

    EA.Wallis-Budge, «Osiris and the Egyptian Resswec-tion», vol.1, p.43.

    id="n_296">

    296

    A. W. Shorter, op. cit., p.43.

    id="n_297">

    297

    См., к примеру, Дендерский Зодиак. (Neugebauer, Parker, «Egyptian Astronomical Texts», vol. «Plates».)

    id="n_298">

    298

    Это легко видеть из положения Осириса (Ориона). См. статую «Митра убивает Быка» в Британском музее (верхняя галерея, раздел Древнего Рима).

    id="n_299">

    299

    Как правило, на таких изображениях Орион держит в левой руке голову быка с занесенной палицей в правой руке. Голова звездного быка представлена группой звезд Гиад.

    id="n_300">

    300

    Звезда 311 была слева (к северу от Альдебарана).

    id="n_301">

    301

    A. W. Shorter, op. cit., pp. 41—43.

    id="n_302">

    302

    Ibidem.

    id="n_303">

    303

    Ibidem.

    id="n_304">

    304

    J. B. SeUers, op. cit., p. 116.

    >

    Интермеццо у пирамид

    id="n_305">

    305

    A. G. Gilbert, «The Hermetica», pp. 5—29.

    id="n_306">

    306

    A. G. Gilbert, «The Cosmic Wisdom beyond Astrology: Towards a new gnosis of the stars».

    id="n_307">

    307

    См. Главу 10.

    id="n_308">

    308

    I. E. S. Edwards, «Do the Pyramid Texts suggest an explanation for the Abandonment of the Subterranean Chamber of the Great Pyramid?» в книге J.Leclant, «Festschrift», 1994.

    id="n_309">

    309

    Также с нами была фрау Марион Краузе-Ях, фармаколог из Берлина, мой очень хороший друг, которая посещала Египет. Марион немало помогла во время конференций, в которых участвовал Рудольф Гантенбринк, в Лондоне (22 апреля 1993 года) и Париже (21 июня 1993 года).

    id="n_310">

    310

    См. Главу 4, комм.40.

    id="n_311">

    311

    «Discussions in Egyptology», 26, вышли в мае 1993 года, «Discussions in Egyptology», 27, появились в конце сентября 1993 года.

    id="n_312">

    312

    См. Главы 11 и 12.

    id="n_313">

    313

    Четвертый канал, «Новости в семь», 19 апреля 1993 года.

    id="n_314">

    314

    См. Пролог.

    id="n_315">

    315

    Профессор Керизел был первым человеком, который предложил план по вентиляции Великой пирамиды (см. «Chauflage Ventilation Conditionement» в «Revue de FAssociation des Ingenieurs Climatique», Ventilation et Froid, N12, 1990, p.54).

    id="n_316">

    316

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.263.

    >

    Великие звездные часы эпох

    id="n_317">

    317

    Папирус Британского музея 10371/10435; перевод на английский в книге R. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», p.65.

    id="n_318">

    318

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.263.

    id="n_319">

    319

    Ibidem.

    id="n_320">

    320

    См. Главу 2.

    id="n_321">

    321

    E. A. WaUis-Budge, «The Egyptian Book Of The Dead», P.XII.

    id="n_322">

    322

    Протяженность южной шахты («шахты Гантенбринка») погребальной камеры царицы делает это очевидным (см. Пролог).

    id="n_323">

    323

    E.Krupp, «In Search of Ancient Astronomies», p. 186. Но все же надо сказать, что Крупп относится к древнеегипетской астрономии с большим уважением и пишет, что «мы можем только удивляться тому, что находим среди гробниц и храмов на Ниле» в астрономическом смысле. Удивительно, но Ричард Паркер и Отто Нойегебауэр не увидели в астрономии Древнего Египта вообще никакого научного применения. Астроном Джеймс Корнелл, напротив, считал, что вся наука в Древнем Египте имела связь с религией.

    id="n_324">

    324

    S.Mayassis, «Misteres et Initiations de l'Egypte Ancienne», pp. 1—13.

    id="n_325">

    325

    Diodorus, 1,69.

    id="n_326">

    326

    Strabo, «Porphyre».

    id="n_327">

    327

    Herodotus, «Histories», II, 2-3.

    id="n_328">

    328

    Dion Chrystomenos, XI, 37s.

    id="n_329">

    329

    R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science, the King of Pharaonic Theocracy», p. 16.

    id="n_330">

    330

    Письмо доктора Г. Хаени (Швейцарский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9 декабря 1986 года.

    id="n_331">

    331

    R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», p. 16.

    id="n_332">

    332

    K. Mendelsson, «The Riddle of the Pyramids», London, 1974.

    id="n_333">

    333

    A.WeigaU, «A History of the Pharaohs», vol. I, pp. 1—15.

    id="n_334">

    334

    Ibid. См. также: R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», c.48. Паркинсон дает изображение «граффити» из Вади-Хаммамата, на котором приведены имена фараонов Четвертой династии, включая Хуфу, Хафра, Реджедефа, Хорджедефа и Бауфре, а также имена некоторых ювелиров.

    id="n_335">

    335

    R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87. Также см.: Gilbert, «Hermetica», p.20.

    id="n_336">

    336

    Diodorus, 1,69.

    id="n_337">

    337

    R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87.

    id="n_338">

    338

    Ibid., pp. 3—4.

    id="n_339">

    339

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_340">

    340

    Abatte-Pasha, «Le Phenix Egyptien» в «Bulletin de l'Institut d'Egypte», 11,4, p. 11.

    id="n_341">

    341

    R. T. Rundle Clark, «The Legend of the Phoenix», University of Birmingham Press, 1949, pp. 1—17.

    id="n_342">

    342

    G. W. Oosterhout, «The Heliacal Rising of Sinus» в «Discussions in Egyptology», 24, 1992. Также M. F.Ingham, «The Length of the Sothis Cycle» в «Journal of Egyptian Archeology», 55, рр. 36—40 для более подробного изучения Цикла Сотис и периода обращения Сириуса.

    id="n_343">

    343

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204.

    id="n_344">

    344

    Ibid., p. 193.

    id="n_345">

    345

    P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», p. 174—175.

    id="n_346">

    346

    J. B. SeUers, op. cit., p. 174. Весьма убедительные аргументы приводит также Г. Сантиллана (см. комм.30).

    id="n_347">

    347

    R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», pp. 175—178.

    id="n_348">

    348

    Сейчас, к 1993 году, подъем звезд достиг почти максимального значения.

    id="n_349">

    349

    Strabo, «Porphyre».

    id="n_350">

    350

    Herodous, «Histories», 11,2-8.

    id="n_351">

    351

    Plato, «Timaeus and Critias», 22-26. Смотри также версию Betty Radice, Penguin Books, 1977, приложение, pp. 146—167.

    id="n_352">

    352

    Timaeus, 41E-42D.

    id="n_353">

    353

    W.Scott, «Hermetica», p.228.

    id="n_354">

    354

    Вальтер Скотт впервые высказал такую мысль в своем первом издании «Герметики» (1924).

    id="n_355">

    355

    Они были написаны по-гречески, поскольку похоже, что авторы имели греческое образование. Вальтер Скотт верил, что автором «Асклепия I» (одной из книг герметических текстов) был коренной египтянин («Hermetica», p.228).

    id="n_356">

    356

    Со времен, по крайней мере, Геродота (пятое столетие до н. э.) греки верили, что жрецы Гелиополя владели сакральными знаниями, которые были записаны в священных книгах. Авторство этих книг приписывалось богу Тоту, создателю иероглифического письма и геометрии. Именно этого Тота греки позднее стали называть Гермесом Трисмегистом и приписали ему «герметические письмена». Тота считали посланником Бога, и это подразумевало, что он владеет неограниченными познаниями; его письмо, таким образом, скрывало истинный гнозис (божественное знание). В египетских рисунках Тот изображается в виде человеческой фигуры с головой ибиса, символом мудрости. Иногда его можно видеть с принадлежностями для письма, когда рисунок показывает его в качестве божественного посланника или регистратора человеческих деяний, особенно таких, которые позднее могут определить судьбу при «взвешивании сердца» на посмертном суде у Осириса (в так называемом Большом зале Суда). В этом последнем качестве Тот также определял, был ли способен человек постигнуть божественные знания и достоин ли он попасть в космическое царство мертвых, в котором правит Осирис.

    id="n_357">

    357

    «Hermetica», Asclepius III, p.136.

    id="n_358">

    358

    Ibidem.

    id="n_359">

    359

    W. R. Fix, «Pyramid Odessey», Mercury Media Inc., Virginia, 1978.

    id="n_360">

    360

    T.Sugrue, «There is a River», ARE Press, 1988, p.356. Цайк скончался З января 1945 года.

    id="n_361">

    361

    Информация об этом принадлежит, как мы полагаем, организации «Association for Research and Englight-ment», чьи штаб-квартиры находятся в Вирджиния-Бич, на 67 стрит и Атлантик-авеню. У них есть обширная библиотека и центры по всему миру.

    id="n_362">

    362

    T.Sugrue, «There is a River», p.468. Также J.E.Furst, «Cayce's Story of Jesus», Berkeley Books, NY, 1976.

    >

    Семя Феникса

    id="n_363">

    363

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_364">

    364

    Herodotus, «Histories», II, p.73.

    id="n_365">

    365

    A.Lucas, «Ancient Egyptian Materials and Industries», p.299.

    id="n_366">

    366

    Baines, «Orientalia», vol 39, pp. 389—395.

    id="n_367">

    367

    Слово «бен» или «бин», дословно — «сын», до сих пор используется в арабском мире и Израиле в значении «сын».

    id="n_368">

    368

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.

    id="n_369">

    369

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», pp. 5—6.

    id="n_370">

    370

    R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246.

    id="n_371">

    371

    R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», p. 17.

    id="n_372">

    372

    Ibidem.

    id="n_373">

    373

    Ibid., p.15.; I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282.

    id="n_374">

    374

    Ibid., p.282.

    id="n_375">

    375

    Производится ударной волной в атмосфере.

    id="n_376">

    376

    Для более полного изучения метеоритного культа см. статьи в «Journal of Egyptian Archeology», том 18, с. 3—15; том 17, с. 185—195; том 21, с. 152—170. См. также: D.Daremberg, E.Saglio, «Dictionnaire des Antiquites Grecs et Romaines», «Elagalabus» и «Baetylia»; Cook, «Zeus»,III, часть I, c.881—903.

    id="n_377">

    377

    Я благодарен Вану Баквэлду, авторитету в области изучения железных метеоритов Института металлов в Лингби, Дания. Он предоставил мне замечательную фотографию метеорита «Морито». Я также признателен Брайену Мэйсону из вашингтонского Смитсоновского института за фотографию метеорига «Вилламетт», которая была сделана в 1940-х годах.

    id="n_378">

    378

    Смотри комм. 14.

    id="n_379">

    379

    Там же.

    id="n_380">

    380

    Там же.

    id="n_381">

    381

    Pausanias, «Desc. Greece», III, 22, 1; L. R. Famell, «The Cult of the Greek States», vol. I, chapt.V.

    id="n_382">

    382

    Pliny, «NatHist.», II, 59.

    id="n_383">

    383

    P. K. Hitti, «History of Syria», London, 1951, p.312.

    id="n_384">

    384

    См. комм.14.

    id="n_385">

    385

    Там же.

    id="n_386">

    386

    Смотри комм.14. Также существует упоминание о священном метеорите в Библии, где о символе Дианы Эфесской пишется, что он «упал с небес».

    id="n_387">

    387

    G. A. Wainwright в «Annales du Service des Antiquites de FEgypte», XXVIII, 177.

    id="n_388">

    388

    G. A. Wainwright, «Some Aspects of Atum» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, p. 147.

    id="n_389">

    389

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, 1933, pp. 3—15.

    id="n_390">

    390

    Ibid. Слово «бья» также обозначало метеоритное железо, поскольку это была единственная форма железа, известная в 2400 году до н. э.

    id="n_391">

    391

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p. 14. Об этом упоминает и Плутарх (ок. 50 г.н. э.) в «De Iside et Osiride», 2, Moralia, p.536.

    id="n_392">

    392

    С 20-х годов эта идея приходила в голову многим. Первым, вероятно, такое предположение сделал Валлис-Бадж (см. комм. 31). Но, по-видимому, я был первым, кто предположил, что он был «коническим» (смотри мою статью в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, рр. 5—17).

    id="n_393">

    393

    E. A. WaUis-Budge, «Cleopatra's Needles», J.Leclant, J. P. Lauer, «Le Temps des Pyramides», pp.79, 336.

    id="n_394">

    394

    J.Goyon, op. cit. Он оценивает вес пирамидиона на пирамиде Хеопса в 15,89 тонн. Керизел, с другой стороны, оценивает этот вес в 4-6 тонн, но сомневается, что такой вообще существовал (J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», Paris, 1991, p.83).

    id="n_395">

    395

    Большой метеорит, вопреки распространенному заблуждению, падает на землю вовсе не раскаленным, а наоборот, холодным. Это связано с тем, что температура в космосе близка к абсолютному нулю, и при полете сквозь земную атмосферу раскаляется только его внешняя часть. Лежа на земле, метеорит быстро охлаждается.

    id="n_396">

    396

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods», pp.153, 380 и комм. 26.

    id="n_397">

    397

    См. Главу 4, комм. 11.

    id="n_398">

    398

    E. A. Wallis-Budge, «The Mummy», p.175.

    id="n_399">

    399

    На различных стадиях своей карьеры один и тот же человек имел разные имена, то есть Гор был ребенком, наследником и царем. О том, какие функции выполнял Гор как сын усопшего, см. I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.32.

    id="n_400">

    400

    Их называли Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф. Судя по «Текстам пирамид», главные их функции — помогать при церемонии «открытия рта» и ухода души усопшего царя в небо.

    id="n_401">

    401

    G. A. Wainwright, «A Pair of Constellations» в «Studies for F. U. Griffith»; E. A. Wallis-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.CXXIV. Как боги четырех сторон света, они символизировали четыре столба, но которых держится небо. Также они представляли четыре угла камеры, в которой осуществлялся погребальный ритуал (J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.248). Этих четырех сыновей также символизируют специальные кувшины, в которых хранятся легкие (Хапи), печень (Имсети), желудок (Дуамутеф) и внутренности (Кебхсенуф) усопшего.

    id="n_402">

    402

    «Тексты пирамид», строки 1983—1984.

    id="n_403">

    403

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt».

    id="n_404">

    404

    Ibid., p.11.

    id="n_405">

    405

    B.Scheel, «Egyptian Metalworking and Tools», Aylesbury, 1989, p. 17.

    id="n_406">

    406

    G. A. Wainwright, «Iron m Egypt», p.11.

    id="n_407">

    407

    J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», Imprinierie de l'Institut Francais D'Archeologie Orientate, Cairo, 1960, p.106. («The Pyramid Texts in Translation and Commentaries», Commentaries section).

    id="n_408">

    408

    Пражский египтолог и астроном Збииек Заба пришел примерно к тем же выводам в 1953 году. Его работа «L'Orientation Astronomique dans FAncienne Egypte et la Precession de ГАхе du Monde» получила большую известность у египтологов. Лауер, давая рецензию на работу Заба (см. комм. 49)» особо отметил наблюдение Заба, что инструмент, с помощью которого древние египтяне наблюдали за ночным небом и осуществляли ориентацию пирамид по полярным звездам, очень похож на тот, который использовали во время церемонии «открытия рта» (см. с.72 книги Заба). По всей видимости, для ориентации на звезды использовались как этот инструмент, так и отвес и куб. Уэйнрайт (Wainwright, «A Pair of Constella-toins») правильно заметил, что при церемонии использовались два тесла: одно — Гором, а другое — четырьмя его сыновьями.

    id="n_409">

    409

    Я признателен Гантенбринку за подробный план обеих северных шахт, где показаны все их изгибы.

    id="n_410">

    410

    См. Главу 12.

    id="n_411">

    411

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p. 160.

    id="n_412">

    412

    Ibid., p.89; G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p.6.

    id="n_413">

    413

    G.Goyon, op. cit., p. 88—93.

    id="n_414">

    414

    Ibidem.

    id="n_415">

    415

    Ibid., pp. 160—162.

    id="n_416">

    416

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—15.

    id="n_417">

    417

    Bianes J., Maiek J., «Atlas of Ancient Egypt».

    id="n_418">

    418

    J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204.

    >

    Дороги Осириса

    id="n_419">

    419

    Сесострий I (Двенадцатая династия) прославил свое правление. Он был сыном Аменемхета I, которого, по всей видимости, убили. Пирамиды Аменемхета I и Сесострия I находятся в настоящее время в эль-Лиште, в нескольких километрах от Дашура.

    id="n_420">

    420

    Письмо доктора Г. Хаени (Шведский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9.12.1986.

    id="n_421">

    421

    J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71; R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt, an Anthology of Middle Kingdom Writings», p.41. Слово «Бенбен» также переводится как «пирамидной».

    id="n_422">

    422

    J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71.

    id="n_423">

    423

    Ibidem.

    id="n_424">

    424

    Ibid., p. 203.

    id="n_425">

    425

    Папирус Лейденского музея No.344. См. также: J. H. Breasted, op. cit., p.204.

    id="n_426">

    426

    Папирус Лейденского музея No.344; 6-12.

    id="n_427">

    427

    Там же; 5, 10.

    id="n_428">

    428

    J. H. Breasted, op. cit., p.204.

    id="n_429">

    429

    Если взять в расчет, что оба города выполняли религиозные функции, этот факт трудно считать простым совпадением.

    id="n_430">

    430

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p. 164.

    id="n_431">

    431

    G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—11.

    id="n_432">

    432

    G.Goyon, op. cit., pp. 89—90.

    id="n_433">

    433

    В книгах I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», c.250—251 и J. P. Lauer, «Observations surles Pyramides», c.99-124, рассматриваются только северные звезды. Как известно, разметчики могут проверить правильность разметки, повернув свои инструменты на 180 градусов. Таким же методом могли пользоваться архитекторы древности.

    id="n_434">

    434

    Фарук I отрекся в 1952 году. Гойон переселился во Францию и стал исследователем Национального центра научных исследований. Он был учеником Пьера Монте, знаменитого французского египтолога из «Коллеж де Франс».

    id="n_435">

    435

    G.Goyon, op. cit., p.93.

    id="n_436">

    436

    Strabo, 19-xvii, I, 30.

    id="n_437">

    437

    Herodotus, «Histories», II, 15-17.

    id="n_438">

    438

    G.Goyon, op. cit., p.92.

    id="n_439">

    439

    Ibidem.

    id="n_440">

    440

    M.Lichteim, «Ancient Egyptian Literature», vol. I, «The Old and Middle Kingdom», p.20.

    id="n_441">

    441

    Гойон полагает, что это были слегка вогнутые диски.

    id="n_442">

    442

    S.A. B. Mercer, «Religion of Ancient Egypt», p.121.

    id="n_443">

    443

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, p.7.

    id="n_444">

    444

    Лувр, стела под инв. номером СЗО.

    id="n_445">

    445

    Эта «джед»-колонна, находившаяся, по-видимому, в Гелиополе, была посвящена Осирису. По всей видимости, колонна обозначала его позвоночный столб (см. E. A. Wallis-Badge, «Osiris and Egyptian Ressurection», vol. I, pp. 51—53).

    id="n_446">

    446

    Лучшим примером такого саркофага является, без сомнения, золотой гроб Тутанхамона, который находится в Каирском музее.

    id="n_447">

    447

    Статья «Горизонт Хуфу» Роберта Бьювэла появилась в «Дискуссиях по вопросам египтологии» в 1994 году.

    id="n_448">

    448

    Не похоже на то, что сооружение, которое возводилось на протяжении десятилетий и потребовало напряжения сил всей нации, строилось только для ритуала перерождения. См. мнение, изложенное в книге P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», в которой рассматриваются другие ритуальные функции, связанные с таинством перерождения.

    id="n_449">

    449

    R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 26, 1993; «Discussions in Egyptology», 27, 1993.

    id="n_450">

    450

    Я признателен Рудольфу Гантенбринку за то, что он позволил мне увидеть эту «нишу» на видеозаписи, сделанной роботом УПУАТ-1 внутри южной шахты погребальной камеры царя.

    id="n_451">

    451

    Это мне заметил доктор Хаени (см. комм. 2); ему на это тоже кто-то указал.

    id="n_452">

    452

    Возможно, с закатом Четвертой династии. Без сомнения, ко времени правления Сесострия I храмы Гелиополя уже подверглись разграблению, поскольку Сесострий начал программу полного их восстановления.

    id="n_453">

    453

    J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», p.83. Он напоминает о высказывании Диодора (первое столетие до н. э.) о том, что вершина пирамиды — плоская, как «платформа»; однако Диодор описывает пирамиду примерно через 2400 лет после Хеопса.

    id="n_454">

    454

    «Весткарский папирус», Берлин 3033.

    id="n_455">

    455

    W.Lethaby, «Architecture, Mysticism and Myth», pp. 38—39, «согласно Бругшу, солнечный храм Гелиополя имел тайную закрытую камеру в форме „пирамиды“, которая называлась Бенбен…»

    id="n_456">

    456

    T.Sugrue, «There is a River».

    id="n_457">

    457

    Ibid., p.393.

    >

    Эпилог

    id="n_458">

    458

    Все цитаты — из переписки, заметок и дневников. Оригиналы находятся в Королевской обсерватории Эдинбурга у библиотекаря Ангуса Макдональда.

    >

    Послесловие

    id="n_459">

    459

    Colonel Howard Vyse, «Operation Carried On At The Pyramids Of Gizeh in 1837», James Frazer, London, 1989, p.237.

    id="n_460">

    460

    A. Lucas, «Ancient Egyptian Materials And Industries», p.237.

    id="n_461">

    461

    El Sayed El Gayar, M.PJones, «Metallurgical Investigation of an Iron plate found in 1837 in the Great Pyramid at Gizeh, Egypt» in «Journal of the Historical Metallurgy Society», vol. I, 1989, pp. 75—83.

    >

    Приложения

    >

    Приложение 1

    id="n_462">

    462

    W. F. Flinders Petrie, «The Pyramids and Temples of Gizeh», 1883, p.53.

    id="n_463">

    463

    W. S. Smifh, «The Art and Architecture of Ancient Egypt», Penguin Books, 1958, p.30.

    id="n_464">

    464

    A. Badawy, «A History of Egyptian Architecture», Giza, 1954, p.163.

    id="n_465">

    465

    Хотя Альфа Цефея и Альфа Лиры подойдут к полюсу на расстояние 4 градусов в 7500 и 14 000 годах, они не займут точку северного полюса так, как Полярная и Альфа Дракона, которые подходят к полюсу примерно на угол в 30 минут.

    id="n_466">

    466

    Robert H.Baker, «Astronomy», New York, 1950, p.57.

    id="n_467">

    467

    Otto Neugebauer, Richard A.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», I, The Early Decans, London, 1960, p.25.

    id="n_468">

    468

    Ibid., p.110.

    id="n_469">

    469

    S.R. K. Glanvffle, «The Legacy of Egypt», Oxford, 1942, p.32.

    id="n_470">

    470

    Paul V.Neugebauer, «Tafein zur astronomischen Chronologic», I, Stemtafeln. Leipzig, 1912, S.8, 20.

    id="n_471">

    471

    Ibid., S.21-82.

    id="n_472">

    472

    Но примерно полгода эта кульминационная точка не была видна при свете дня. Ее можно было наблюдать в 2700 году до н. э. с конца июля до начала января.

    >

    Приложение 2

    id="n_473">

    473

    Можно назвать такие простые в использовании и достаточно точные компьютерные программы для этих вычислений, как Skyglobe 3.5, EZ Cosmos, Starmap 2.10 High Precision. У них к тому же приемлимая стоимость. Существуют и другие программы.

    id="n_474">

    474

    A. Hirshfeld, R. W. Sinnot, «Sky Catalogue» 2000.0, vol. I, Cambrige University Press, 1982.

    id="n_475">

    475

    Ibid., pp.119, 121 и 124.

    id="n_476">

    476

    Доктор О'Бирн из Астрономического отдела Сиднейского университета писал о расчетах прецессии для Эпсилона Ориона (центральной звезды пояса Ориона), что «положение Эпсилона Ориона было вычислено при условии, что собственное движение звезды по обеим координатам бесконечно мало (практически равно нулю)».

    id="n_477">

    477

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 247—251.

    id="n_478">

    478

    J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.194.

    id="n_479">

    479

    J. E. Manchip-White, «Ancient Egypt», George Alien Unwin Ltd, 1970, p.138.

    id="n_480">

    480

    O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», Brown University, 1964, vol. I.

    >

    Приложение 3

    id="n_481">

    481

    К примеру, Erman, «Die LiteraturderAegypter», 70, 72.

    id="n_482">

    482

    Этот определитель может обозначать дом, комнату или другой объект, вроде ящика, который может являться помещением для чего-либо.

    id="n_483">

    483

    Фотография этого знака не четкая; смотри Moller, «Hieratische Lesestucke», I, 6.

    id="n_484">

    484

    «Journal of Egyptian Archeology», III, PI. XII, pp. 96—97.

    id="n_485">

    485

    В 54 комментарии своей книги.

    >

    Приложение 4

    id="n_486">

    486

    E. A. Wallis-Budge, «An Egyptian Hieroglyphic Dictionary», NY. 1978, vol. II, p.942.

    id="n_487">

    487

    Ibid., p.946.

    id="n_488">

    488

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.1.

    id="n_489">

    489

    R. O. Faulkner, «The Book of the Dead», p. 12.

    id="n_490">

    490

    Ibidem.

    id="n_491">

    491

    Ibidem.

    id="n_492">

    492

    I. E. S. Edwards, op. cit., p. 13.

    id="n_493">

    493

    Ibid., p. 14.

    id="n_494">

    494

    R-T.Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.102.

    id="n_495">

    495

    Coffin Texts, ii, p. 104.

    id="n_496">

    496

    O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», vol.,1.

    id="n_497">

    497

    Ibid., p.41

    id="n_498">

    498

    Ibidem.

    id="n_499">

    499

    Carlsberg, I, Часть I, A.I, 1-6, изображение Нут.

    id="n_500">

    500

    Ibid., G.IV, 26-9.

    id="n_501">

    501

    Dramatic Texts, VI, c.3-9.

    id="n_502">

    502

    Ibid., pp. 38—43.

    id="n_503">

    503

    O.Neugebauer, R.Parker, op. cit., p.73.

    id="n_504">

    504

    R. G. Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, p.12; «Discussions in Egyptology», 16, pp. 21—28; Wemes Honig, «Discussions in Egyptology», 14, p.52.

    id="n_505">

    505

    Wallis-Budge, «The Mummy», p. 175.

    id="n_506">

    506

    H.Frankfort, «Kingship and the Gods».

    id="n_507">

    507

    См. G.Santillana, H. von Deschend, «Hamlet's Mill», Gambit International, Boston, 1969 по поводу древних религий, касающихся звездного неба.

    >

    Приложение 5

    id="n_508">

    508

    По поводу астрономического аспекта см. R-Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26 и 27; геометрического — J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10 и 14. См. также: I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 245—251.

    id="n_509">

    509

    RJ.Cook, «The Pyramids of Giza», Seven Islands, Glastonbury, 1992.

    id="n_510">

    510

    I. E. S. Edwards, op. cit.

    id="n_511">

    511

    Такие, как шахты, ibid., p.285.

    id="n_512">

    512

    См.: R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14.

    id="n_513">

    513

    «Archeologia», № 283, 1993, р.6.

    id="n_514">

    514

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16.

    id="n_515">

    515

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26.

    id="n_516">

    516

    J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10, 14; RJ.Cook, «The Pyramids of Giza».

    id="n_517">

    517

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», London, 1993; Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27.

    id="n_518">

    518

    A. Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh and the so-called Air-shaft in Cheops's Pyramid» в «Mitteilungen des Instituts fur Orientforschung Akademie der Wissenschaften zu Berlin», 10, 1964, S.189—206.

    id="n_519">

    519

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27.

    id="n_520">

    520

    R. O. Faulkner, «The King and the Star-Religion in the Pyramid Text», pp. 153—161.

    id="n_521">

    521

    «Тексты пирамид», строки 820, 882, 2180.

    id="n_522">

    522

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 28 и 29.

    id="n_523">

    523

    «Тексты пирамид», строка 632.

    id="n_524">

    524

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13 и 16.

    id="n_525">

    525

    «Тексты пирамид», строка 13.

    id="n_526">

    526

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26 и 27.

    id="n_527">

    527

    Legon в «Discussions in Egyptology», 10 и 14; Legon, «The Geometry of the Bent Pyramid» в «Gottinger Miszellen», № 116, 1990, pp. 65—73.

    id="n_528">

    528

    Legon, как в комм.21; см. также: RJ.Cook, «The Pyramids of Giza».

    >

    Приложение 6

    id="n_529">

    529

    R. Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, pp. 7—18.

    id="n_530">

    530

    R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion in the Pyramid Text», p. 153—61.

    id="n_531">

    531

    «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6.

    id="n_532">

    532

    Ibid.

    id="n_533">

    533

    «Discussions in Egyptology», 28.

    id="n_534">

    534

    A.Badawy, «The Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, p.58.

    id="n_535">

    535

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, pp. 5—16.

    id="n_536">

    536

    I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.295.

    id="n_537">

    537

    «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6.

    id="n_538">

    538

    «Discussions in Egyptology», 28.

    id="n_539">

    539

    G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p.41.

    >

    Приложение 7

    id="n_540">

    540

    J. H. Breasted, «Development of Religion and Thought In Ancient Egypt», pp. 101—102.

    id="n_541">

    541

    I. E. S. Edwards., op. cit, p.282.

    id="n_542">

    542

    R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion», pp. 153—161.

    id="n_543">

    543

    A.Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh…», pp. 189—206. Также: V.Trimble, «Astronomical Investigation concerning the so-called Air-Shafts of Cheops's Pyramid», pp. 183—187.

    id="n_544">

    544

    R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26, 27, а также три статьи, изданные в начале 1994 года.

    id="n_545">

    545

    Компьютерные программы, такие как Skyglobe 3.6, Starmap и EZ Cosmos могут продемонстрировать это визуально.

    id="n_546">

    546

    R.Bauval, «The Adze of UPUAUT», а также «The Horizon of Khum» в «Discussions in Egyptology» (начало 1994 года).

    id="n_547">

    547

    A.Badawy, «The.Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, 1977, c.58.

    >

    Приложение 9

    id="n_548">

    548

    W. F. Petrie, «The Pyramids and Temples ofGizeh», 1885, pp. 80—81. «Может показаться странным, что выбрано именно это место [для Великой пирамиды], которое находится не на самой высокой точке».


    Теория звездного соответствия

    id="n_250">

    250

    Доктор Эдвардс покинул свой пост в 1974 году, но до сих пор активно участвует в научной деятельности. Он живет вместе со своей женой недалеко от Оксфорда.



    251

    Письмо датировано 8.1.1985. С тех пор я встречал Малека несколько раз. В настоящее время он руководит упорядочением всех египтологических работ для Института Гриффита; он согласился на опубликование его письма.



    252

    В настоящее время звезды пояса Ориона близки к максимальному подъему над горизонтом, и с 2500 года они начнут движение вниз.



    253

    Это хороший портативный мини-калькулятор стоимостью 100 долларов.



    254

    R-G.Bauval, «The Seeding of the Star Gods: A Fertility Ritual inside Cheops's Pyramid?» в «Discussions in Egyptology», 16, 1990



    255

    Ibidem.



    256

    Смотри комм. 6 Пролога.