живи и помни

Память о страшной апрельской ночи 1912 года многолика и многогранна.

Большой интерес как у журналистов, так и у специалистов вызывают сокровища, затонувшие вместе с «Титаником», причем суммы называют самые разные.

«… В сейфах Титаника лежит одного только золота на сумму около 8 миллионов фунтов стерлингов, не говоря уже о бесценных произведениях искусства, которые, как рассчитывают эксперты, хотя бы частично могли сохраниться на затонувшем пароходе.

… На борту судна к моменту гибели находились огромные сокровища: «бурские» алмазы на 5 миллионов долларов, другие драгоценности, стоимость которых не установлена.

… По современным ценам стоимость золота и драгоценностей составляет примерно 300 миллионов долларов.

… В сейфах Тшпаника хранилось украшений и драгоценностей на сумму от 100 миллионов до 2 миллиардов долларов.

… Во время первого рейса на борту лайнера находилось немало сокровищ: золото, уникальный восточный манускрипт в эмалевом переплете, украшенном множеством драгоценных камней, коллекция старинных рукописей, приобретенных в Лондоне сыном одного банкира из Филадельфии, коллекция бриллиантов на сумму 5 миллионов фунтов стерлингов, большое количество личных украшений и драгоценностей».

Одним словом, как на аукционе: кто больше?

Уже много лет в США существует историческое общество по изучению «Титаника», в состав которого в первую очередь вошли ныне здравствующие участники злополучного рейса. В 1987 году их оставалось 25 человек, и среди них 100-летняя жительница Калифорнии Эдвина Маккензи, пережившая трагедию «Титаника» в возрасте 28 лет. Ее подобрала спасательная лодка только на четвертые сутки. Судя по сообщениям прессы, эта столетняя леди намеревалась повторить путешествие через Атлантику, но уже не на океанском лайнере, а на… воздушном шаре, К сожалению, мы не знаем, удалось ли этой удивительной женщине осуществить свой план.

В феврале 1996 года в Лондоне в возрасте 91 года умерла Эва Харт, которая активно боролась против всяческих попыток поднять какие-либо предметы с погибшего парохода. Всю жизнь она помнила, как отец посадил ее, семилетнюю девочку, в шлюпку со словами: «Держи маму за руку и будь хорошей девочкой».

Как активный член общества по изучению «Титаника», Эва Харт энергично протестовала против попыток поднять какие-либо вещи с места гибели: «Может быть, из тех тарелок, которые они поднимут на поверхность, — говорила миссис Харт, — в последний раз ел мой отец, погибший на пароходе».

Недавно на зарубежных экранах появились документальные кадры, запечатлевшие эту старую женщину в церкви небольшого английского городка. Она показывала пожелтевшие фотографии погибшего в рейсе «Титаника» отца, рассказывала свою историю и этот бесхитростный рассказ окончила словами:

«Как хорошо жить на свете! И людям следует помнить об этом в любой ситуации».

В июне 1992 года в Фоллс-Риверсе, штат Массачусетс, в доме престарелых умерла 103-летняя Мэрджори Робб, которая вместе с отцом и сестрой Мадлен возвращалась из Египта в США. Обе сестры спаслись, а отец погиб.

В январе 1997 года, тоже в доме престарелых, но Саутгемптона, умерла столетняя Эдит Браун- Хайсман. С отцом и матерью она, 15-летняя девочка, возвращалась из путешествия из Южной Африки через Англию в Соединенные Штаты.

«Мой отец стоял на накренившейся палубе тонущего Титаника с бутылкой бренди в одной руке и сигарой в другой, и он не переставал кричать, что мы увидимся в Нью-Йорке, — вспоминала Эдит Браун».

Больше отца она уже никогда не видела.

12-летняя Рут Бекер возвращалась в Америку вместе с мамой, сестрой и маленьким братиком. Среди 700 спасенных девочка попала на «Карпатию», где нашла своих близких. Она оставила свои воспоминания о гибели «Титаника» и, в частности, свидетельствовала, что перелом корпуса лайнера сопровождался страшным грохотом. Рут выросла, вышла замуж, родила троих детей и много лет учительствовала в Калифорнии. В конце восьмидесятых годов она жила в известном нам по утомительному сериалу курортном городке Санта- Барбара на берегу Тихого океана.

Наследник американского миллионера, 17-летний Джек Тэйер, был поднят на борт «Карпатии», где, к превеликой радости, нашел свою мать. Отец их пошел ко дну вместе с «Титаником». Впоследствии этот молодой человек написал книгу «Гибель Титаника.

Из книги Лорда мы знаем, что во время катастрофы продолжал играть судовой оркестр. Одному из музыкантов — Отто Рифенштейну — удалось спастись, и до глубокой старости он жил в Германии.

В книге Лорда есть трогательный эпизод, как один молодой отец посадил двух малышей в шлюпку и вернулся к стоявшим на палубе мужчинам. Он называл себя Хоффман, хотя на самом деле носил совсем другую фамилию. Когда пишутся эти строки, в доме престарелых близ города Монпелье во Франции доживает свой век 90-летний Мишель Навратил. История этого человека напоминает авантюрный роман. Его отец, тоже Мишель Навратил, в поисках лучшей доли перебрался из Братиславы во Францию и обосновался в Ницце, где начал работать в качестве портного. Там он встретил красавицу Марселлу; молодые люди полюбили друг друга, решили пожениться. Но поскольку у обоих документы были не в порядке, они решили перебраться в Англию. У них родились два мальчика, Мишель и Эдмон. Первые годы они жили счастливо, но через некоторое время молодая жена сбежала с итальянцем, выдававшим себя за маркиза. Упрямый отец не желал расставаться со своими малышами и решил выкрасть их, предварительно купив три билета на «Титаник». По чужим документам Мишель с мальчишками (4 л 2 лет от роду) сел на пароход и занял свою каюту второго класса. Когда произошло столкновение с айсбергом, отец с сыновьями крепко спали. Мишель разбудил сонных ребят, напялил на них все одежды, вывел их на палубу и посадил в шлюпку, которая оказалась последней. Замерзший труп Мишеля-отца, которому было всего 22 года, был найден среди сотен других тел, плававших по ледяным водам Атлантики, и похоронен под именем Хоффмана на кладбище в Галифаксе (Хоффман была фамилия того самого друга, документами которого Навратил воспользовался при посадке на «Титаник»).

Так получилось, что двое малышей, еще не научившиеся толком говорить, стали сиротами. На «Карпатии» их взяла под свое крыло американская миллионерша миссис Хейс. В Нью-Йорке эти малыши произвели фурор, их симпатичные мордашки украсили обложки всех газет, а власти получили свыше 300 просьб усыновить их. Одна из газет попала в руки Марселлы — матери Мишеля- младшего и Эдмона. Она немедленно отправилась через океан и вернула детей во Францию. На Марселлу эта история произвела страшное впечатление. Она испытывала чувство вины за гибель брошенного мужа и за страдания детей. У нее развился маниакальный психоз, и эта несчастная женщина закончила свой жизненный путь в клинике для душевнобольных. Психика Эдмона тоже оказалась травмирована, и он умер в начале 50-х гг. с помутненным рассудком.

Зато Мишель-младший оказался с весьма твердым характером. Перенесенная трагедия закалила его, он сделал неплохую карьеру и на протяжении многих лет работал преподавателем философии. А вот его дочь Элизабет никак не может освободиться от груза трагедии своего деда и бабушки. Она написала книгу «Дети Титаника, которая вышла в свет в начале 1998 года, и сочинила оперу- реквием «Моцарт— Титаник.

Среди раритетов, выставленных на аукционе Сотби несколько лет назад, был любопытный документ — выписка из регистрационной книги об увольнении с работы кассира ресторана «Ритц», некоей Мэйбл Эльвины Мартин, 20-летней девушки, одной из 23 женщин из экипажа «Титаника». После гибели парохода в графе «Дата и место увольнения» было написано: 15 апреля 1912 г. 41 15' с. ш., 50 44' з. д. (то есть координаты гибели «Титаника»). После увольнения Мэйбл уже никогда не ходила в моря. Но в 1960 году произошла трагедия: уже пожилую женщину сбил около ее дома мотоцикл, и если она выжила после катастрофы «Титаника», то этот новый удар оказался для нее последним.

В 1997 году из тех, кто пережил последнюю ночь «Титаника», оставалось в живых всего шесть человек. Для них было организовано морское путешествие к месту гибели парохода.

В общество по изучению «Титаника», помимо участников рейса, вошли различные деятели литературы, искусства и науки — те, кто занимался поисками «Титаника», писал книги и статьи о лайнере, участвовал в создании фильмов о пароходе, — короче, все, кто имел к «Титанику» хоть какое-то отношение. Таких людей набралось не так уж много — порядка 250–300 человек. Семидесятипятилетие со дня гибели «Титаника» члены общества отметили обедом, во время которого подавались именно те блюда, которые были в меню «Титаника» в последний день его трагического плавания. А потом в церкви служили молебны по погибшим. Кстати, в Мюнхене издана поваренная книга с описанием рецептов тех блюд, которые готовились на «Титанике». Даже удалось установить, что в день гибели в ресторане первого класса лайнера был приготовлен ужин с одиннадцатью переменами блюд.

Сразу после трагедии «Титаника» люди стали собирать все реликвии, связанные с этой катастрофой. Часть этих скорбных сувениров оказалось в различных музеях мира, часть — у родственников погибших, часть — у коллекционеров.

Мы рассказали о волнующем сувенире, выставленном на аукционе Сотби. На этом же аукционе нередко выставлялись другие реликвии, связанные со злополучным лайнером. На одной из открыток, выпущенных в связи с постройкой и гибелью «Титаника», изображен пароход, а рядом с ним — капитан Смит и радист Филлипс. Периодически предметы с «Титаника» появляются и на других торгах. Недавно состоялся аукцион Кристи в Нью-Йорке, на котором также продавались сувениры с «Титаника». Вахтенный журнал судна был продан анонимному покупателю за 180 310 долларов. В этом документе имеются записи ледовых предупреждений с других кораблей и трагическая запись: «Мы только что столкнулись с айсбергом».

Другой участник торгов, также пожелавший остаться неизвестным, приобрел за 123 500 долларов судовой рапорт, содержащий 34 радиосообщения с «Титаника» и к нему, переданные с находившихся поблизости судов «Олимпик», «Карпатия», «Калифорниан».

Сборник телеграмм в адрес владельца «Титаника» и eгo экипажа перешел в частные руки за 46 ООО долларов. За единственное сообщение с борта «Титаника» перед самым его выходом из Саутгемптона некий коллекционер из Филадельфии уплатил более 8100 долларов. Полуграмотное письмо в несколько строк, отправленное родственнику стюардом с «Титаника» за несколько недель до его выхода в первый и последний рейс, было продано за 3700 долларов. Кстати насчет стюардов. На «Титанике» среди обслуживающего персонала было немало 15-16-летних мальчиков: стюардов, лифтеров и т. д. Они имели полное право в числе первых занять места в шлюпках, но никто из них не воспользовался этим правом, и все они погибли.

Одна из фирм приобрела эксклюзивное право представлять на компьютерах реликвии, поднятые с «Титаника», и проводить по Интернету экскурсии по лайнеру.

Вышел компакт-диск с записями мелодий, которые исполнял оркестр «Титаника» в ту памятную ночь. В память о «Титанике» было построено несколько пассажирских судов, носящих имя затонувшего лайнера, а один из них именно в апреле, но не 1912, а 1985 года прошел путем «Титаника» из Саутгемптона в Нью-Йорк, причем «плата за страх» колебалась в пределах от 10 до 20 000 долларов. А сейчас компания «Уайт Стар» совместно с американской корпорацией «Тайтаник Дивелопмент» вложили 500 миллионов долларов в строительство точной копии «Титаника», и этот необычный корабль, который предполагается отправить в рейс в апреле 2002 года — когда мир будет отмечать 90-летие со дня гибели парохода — тоже из Саутгемптона в Нью-Йорк, должен остановиться в месте гибели «Титаника» и по старой морской традиции отсалютовать гудками. Разумеется, сходство нового «Титаника» со своим печально известным тезкой будет чисто внешним: в отличие от погибшего парохода, на новом «Титанике» будет достаточное количество мест в спасательных средствах, а сам пароход будет оснащен современными приборами, в том числе мощными локаторами, которые способны обнаружить айсберг с достаточно большого расстояния, чтобы избежать новой трагедии. Ну и, конечно, плата за путешествие на воссозданном «Титанике» будет на современном уровне: от 10 до 100 000 долларов, так что есть основания полагать, что на этом лайнере миллионеров будет значительно больше, чем на старом «Титанике». Компании, задумавшие этот дерзкий проект, не сомневаются, что новый пароход станет Меккой для богатых туристов и любителей морских путешествий.

В Саутгемптоне есть немало памятных мест, связанных с «Титаником». Очень впечатляет монумент, поставленный механикам парохода. Ангел с задумчивым грустным лицом, с опущенными вниз глазами окружен фигурами в морской форме, заделывающими пробоины. Ниже — надпись: «Памятник механикам парохода «Титаник», которые проявили мужество и выполнили свой долг до конца. 15 апреля 1912 г. «. Эти замечательные моряки до последней минуты находились в полузатопленном машинном отделении под руководством главного механика Томаса Белла и сколько могли обеспечивали работу насосов и электростанции, чтобы дать возможность спастись тем, кто был наверху. Из судовых механиков не спасся ни один человек.

В здании почты установлена памятная доска, посвященная радистам «Титаника». Корабль был уже наполовину затоплен, когда 25-летний радист Джордж Филлипс послал в эфир сообщение:

«1. 45. Идите как можно скорее. Кочегарки залиты до топок котлов».

Даже после того, как в радиорубку поднялся капитан Смит и сказал радистам, что они выполнили свой долг и теперь должны спасать свою жизнь, Филлипс дал еще одну радиограмму:

«2. 05. Торопитесь. Вода у трапов шлюпочной палубы. Сейчас прекратится подача энергии».

А самая последняя радиограмма ушла за несколько минут до того, как пароход скрылся под водой.

Мужественному радисту удалось покинуть тонущий корабль, и его вытащили из воды на шлюпку, однако спасти героя не удалось — на рассвете он умер от переохлаждения.

Не менее достойно вел себя второй радист -22-летний Гарольд Брайд. Его втащили в шлюпку с отмороженными ногами, но уже находясь на борту лайнера «Карпатия», юный оператор потребовал, чтобы его на руках отнесли в радиорубку, где его посадили в кресло, подперев подушками, и он помогал своему коллеге — штатному радисту «Карпатии» — передавать на берег списки спасенных с «Титаника».

Один из разделов городского музея Саутгемптона полностью посвящен «Титанику».

В морских музеях Ливерпуля и Галифакса собраны случайно сохранившиеся личные вещи, фотографии, принадлежавшие спасшимся пассажирам и членам экипажа.

В морском музее Филадельфии одним из самых замечательных экспонатов является спасательный жилет миссис Астор — как мы помним, супруги самого богатого человека Америки.

На промышленной выставке в Ганновере экспонировалось 600 предметов с «Титаника», включая судовой колокол.

На выставке «Титаник» в Гамбурге среди предметов, поднятых с парохода, есть бутылки шампанского, бритвенные приборы и даже… подтяжки.

О печально известном лайнере написаны десятки книг. Уже в 1912 году в США вышла книга Генри Нейла «Крушение и гибель Титаника, через год — книга Арчибальда Грейси «Правда о Титанике». В том же году в Санкт-Петербурге вышло весьма обстоятельное исследование Р. Ловягина, получившее высокую оценку нашего выдающегося кораблестроителя академика А. Н. Крылова. В 1914 году вышла в свет книга Лоренса Бизли «Гибель Титаника», а в течение последующих десятилетий с завидной регулярностью выходили другие произведения, в которых, с одной стороны, сообщались все новейшие известия и знания о погибшем корабле, а с другой стороны, все новые и новые догадки и версии, в которых подчас нелегко отличить правду от вымысла, причем последние книги вышли в 1997 и даже в 1998 году. Так, в 1997 году на русском языке вышло очень серьезное исследование Р. Гардинера и Д. Ван дер Вата «Загадка Титаника, в котором на основании многих тысяч различного рода документов скрупулезно восстанавливается картина катастрофы века.

Трагедии «Титаника» посвящено немало картин и рисунков, многие из которых были написаны сразу, по горячим следам, по свежим впечатлениям. На картине Джозефа Кеплера «Смерть и тонущий Титаник (1912 г.) изображена корма уже почти полностью ушедшего под воду «Титаника»; в воду прыгают отчаявшиеся люди, вокруг разбросаны шлюпки, и над всем этим возвышается огромный, величавый айсберг, с которого свешивается Смерть, удовлетворенно взирающая на эту картину отчаяния и обреченности.

А вот другая картина, написанная Максом Бек- маном, — «Гибель Титаника» (1912 г.). Здесь на переднем плане объятые ужасом люди: одни — в шлюпках, другие — отчаянно барахтающиеся в ледяной воде, а на заднем плане — обреченный пароход. Он еще на плаву, но всем ясно, что его часы и даже минуты сочтены.

В одном из журналов был опубликован рисунок, изображающий «Титаник», легко уместившийся на ладони Всевышнего, как бы показывая, насколько тщетны попытки Человека противопоставить себя силам Природы.

В книге спасшегося пассажира Д. Тэйера помещен сделанный им рисунок, запечатлевший 6 стадий погружения «Титаника», который имеет исключительно важное значение не только в эмоциональном плане, но и как свидетельское показание очевидца.

Гибель «непотопляемого» колосса стала темой многочисленных музыкальных произведений: песен, баллад, опер и даже… мюзиклов. Да, не удивляйтесь. Даже в этой трагической ситуации нашелся сюжет для жизнеутверждающего музыкального произведения.

Те, кто видел последний фильм про «Титаник», несомненно, запомнили энергичную толстушку, опекавшую главного героя фильма, — некую Молли Браун. Ее полное имя Маргарет Тобин Браун. Эта экзотическая, очень богатая дама из Денвера путешествовала в Европе и на Ближнем Востоке, где приобрела множество статуэток и других произведений искусства для музея в своем родном городе, для упаковки которых потребовалось три ящика. После гибели «Титаника» все газеты Европы и Америки обошел ее портрет. Вместе с 22 женщинами и 5 растерявшимися мужчинами она попала в шлюпку. Видя, что ситуация угрожающая, эта леди приняла командование на себя, организовала греблю, посадив за весла женщин, и взяла под свою опеку еще одну шлюпку. За этот эпизод даму прозвали «Непотопляемая Молли Браун». Именно под таким названием вскоре после счастливого спасения миссис Браун и опекаемых ею людей на Бродвее был поставлен мюзикл, который пользовался необыкновенной популярностью в течение длительного времени.

Трагедии «Титаника» посвящено немало фильмов, но, пожалуй, самый известный из них — фильм режиссера Камерона, удостоенный одиннадцати Оскаров.

История злополучного лайнера уже давно заинтересовала режиссера Джеймса Камерона, особенно после того, как он прочитал книгу Дона Линча и Кена Маршалла «Титаник». Книга потрясла Камерона своей эмоциональностью, жизненной правдой и впечатляющими иллюстрациями, и это не удивительно. Более 25 лет Дон Линч разрабатывал тему о «Титанике». Писатель познакомился со всеми оставшимися в живых пассажирами парохода и многими членами их семей, он стал членом общества по изучению «Титаника». Счастливой оказалась для Линча встреча с художником Маршаллом, который буквально бредил «Титаником». Совместно они написали прекрасную книгу, которая стала бестселлером и вдохновила режиссера Камерона, к тому времени уже имевшего в своем послужном списке такие широко известные ленты, как «Терминатор», «Бездна», «Чужие» и др.

«— Меня поразила книга и картины Кена Маршалла, — вспоминал Камерон, — но я был убежден, что не смогу сделать фильм, пока не увижу и сам не сниму настоящие останки Титаника».

Камерон зафрахтовал российское научно- исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с уже знакомыми нам аппаратами Мир 1 и Мир 2. Выбор режиссера был не случаен. Наш корабль науки прекрасно зарекомендовал себя в 1991 году при съемках документального фильма «Титаник», который успешно шел на экранах многих стран мира. Во время съемок аппараты Мир совершили 17 погружений к месту гибели парохода, и вся научная общественность пришла в восторг от высокого качества наших батискафов. На этом судне были организованы две экспедиции с участием Камерона: в 1995 и 1996 гг., которыми руководил уже упоминавшийся нами Анатолий Михайлович Сагалевич из института океанологии им. Ширшова. Двенадцать раз Камерон опускался на дно на встречу с «Титаником».

«Я вглядывался в этот погибший призрачный мир, скрытый океанской толщей, который когда-то жил, смеялся, любил, надеялся, работал. Я представлял людей из этого мира, и их тени в моем воображении обретали плоть и излучали человеческое тепло. И я уже видел, уже знал, какая любовная история произойдет здесь и как тесно сплетется она с волнующей жизнью корабля, с его плаванием и его агонией. Но это будет потом. А пока нам надо было решить непростые технические задачи. Мне хотелось, чтобы камера с широкоугольными объективами была прикреплена к батискафу снаружи и могла снимать, свободно и естественно перемещаясь, а для этого ее надо было вынести из батискафа. На такой глубине, под коварным воздействием ледяной воды и чудовищного давления, подобного еще не делал никто. Так что нам пришлось делать целую конструкцию с камерой, системой освещения и механизмом управления. Зато вернулись мы с богатейшим «уловом» кино- и видеоматериалов.»

Во время этих экспедиций Камерон близко познакомился и был очарован российским научно- исследовательским судном, аппаратами Мир. Режиссер зафрахтовал весь комплекс для участия в фильме. А сейчас, после успешного проведения съемок, появился новый проект использования наших аппаратов Мир в коммерческих целях — для организации туристических погружений к «Титанику». Британская компания «Уайлд Уингс» обратилась к российской стороне с предложением арендовать эти аппараты для подводных путешествий к затонувшему «Титанику». В каждом рейсе будут принимать участие три человека: пилот и два пассажира. Уже на август 1998 года намечены первые рейсы. Стоимость билета 36 ООО долларов. Ходят слухи, что сам американский президент Клинтон намерен опуститься на дно Атлантики, чтобы увидеть затонувший лайнер. При этом директор компании, чтобы не травмировать души защитников могилы «Титаника», публично заявил, что во время погружений не будут поднимать на поверхность никаких сувениров.

После решения проблемы с глубоководными аппаратами для съемки подводных кадров нового фильма был заказан макет парохода. По свидетельству самого режиссера, внутреннее и внешнее убранство лайнера и вся его «начинка», включая топки и шатуны машинного отделения, были восстановлены с абсолютной точностью. Авторы книги «Титаник» Маршалл и Линч обеспечили художников-постановщиков образцами и фотографиями обстановки, резных орнаментов, тканей из личного собрания вещей с «Олимпика» — однотипного «Титанику» парохода, судьба которого сложилась несравненно более счастливо. Участникам съемочной группы удалось почти невозможное: они сумели получить копии настоящих чертежей парохода и записную книжку погибшего на лайнере главного конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса. Ранее к этим материалам посторонних не допускали. Ковры для ресторана заказали той же фирме, которая некогда поставила такие же ковры на «Титаник».

«— Почти год в Мексике, Лондоне и Лос-Анджелесе мастерили декорации, — вспоминает художник-постановщик Питер Ламонт. — Были изготовлены тысячи различных предметов: палубные кресла, настольные лампы, окна, хрустальные и фарфоровые изделия, багаж, старомодные спасательные жилеты, корабельная оснастка».

Позже Маршалл рассказывал:

«Когда я впервые увидел готовую копию Титаника в трех измерениях, я потерял дар речи. Даже страшно стало. С середины 60-х годов я пытался вообразить ощущения человека, прогуливавшегося по палубам этого необъятного лайнера. И вот мечта сбылась. Меня поразило все: торжественная лестница, знакомая мне только по черно- белым снимкам, салон первого класса, убранство которого копировало Версальский дворец, бронзовый камин, который Джеймс Камерон сфотографировал в номере- люкс… все было воспроизведено безупречно».

За вымышленными перипетиями любовных отношений режиссер фильма показывает строго документальные, абсолютно достоверные эпизоды, которые леденят душу, заставляют учащенно биться сердце.

Казалось бы, что особенного? Семья эмигрантов, пытаясь спастись с тонущего парохода, со словарем пытается разобрать надпись на указателе выхода. Но ведь за этим эпизодом лежит подлинная человеческая трагедия: бедняки, выходцы из Южной или Восточной Европы, рассчитывая вырваться из нищеты, на последние гроши покупают билеты в третий класс и теперь, ища путь к спасению, но не зная английского языка, не могут даже разобраться с надписями, причем никто к ним не придет на помощь, потому что при организации спасения о пассажирах третьего класса никто и не думал.

Еще более впечатляющей выглядит сцена, когда запертые в своей резервации пассажиры третьего класса пытаются вырваться наверх, к шлюпкам, но путь на шлюпочную палубу перекрыт крепкой решеткой на замке — люди должны знать свое место и в жизни, и на престижном пароходе, даже если он вот-вот пойдет ко дну.

Не отвлекаясь от главной темы — любви двух молодых людей, — режиссер ненавязчиво, но очень убедительно показывает различные помещения лайнера: роскошные каюты первого класса, ресторан, знаменитую парадную лестницу; работу кочегаров в машинном отделении, работу штурманов на мостике.

Но особенно волнуют сцены погружения корабля. Вот обнажаются громадные винты, корма взмывает вверх, переламывается пополам корпус, и палубы, трапы вываливаются наружу из чрева парохода. Толпы людей штурмуют немногочисленные плавучие средства, падают в море тела, лавина воды с грохотом заливает роскошные интерьеры. И все это вроде бы и не нарочито, а как фон заурядного любовного треугольника — с пистолетами, погонями, предательством и благородством. И даже гибель парохода с полутора тысячами людей не лишает зрителя оптимистической мысли о том, что, несмотря на все трагедии и катастрофы, любовь превыше всего.

Когда самого Джеймса Камерона спросили, что он почувствовал, впервые посмотрев этот фильм, режиссер ответил:

«Сначала потрясение. Возможно, я смотрел на этот кошмар тем же застывшим, почти безумным взглядом той женщины из шлюпки, на глазах которой уходил в пучину не просто корабль — рушился мир».

С этими словами нельзя не согласиться. Вместе с «Титаником» На дно Атлантики ушли эйфория, слепая вера в технический прогресс, лихость и пренебрежение по отношению к силам природы. Автор этих строк не считает себя авторитетом ни в кинодраматургии, ни в анализе человеческих отношений, но все, что касается конструкции корабля и его гибели, в фильме сделано безупречно, и участники съемочной команды во главе с Джеймсом Камероном заслуживают самой высокой оценки. Поэтому к тем одиннадцати Оскарам, которых был удостоен фильм в 1998 году, можно было смело добавить еще один: за отсутствие малейшей фальши с точки зрения корабельной науки и морской практики.

Нельзя не отметить, что на церемонию вручения Оскаров Камерон персонально пригласил А. М. Сагалевича как почетного гостя, оценив тем самым его немалый вклад в создание замечательного фильма. И в благодарность за осуществление отличных подводных съемок Камерон приехал на премьеру своего фильма в России не в Москву, не в Петербург, а прежде всего в Калининград, «по месту жительства» научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и его батискафов Мир. На премьеру были приглашены все члены экипажа и ученые, которые принимали непосредственное участие в съемках. Джеймса Камерона калининградцы встретили с исключительным радушием и преподнесли ему янтарный «Титаник», сталкивающийся с айсбергом. И только после Калининграда Камерон побывал в Москве, где его ждал не менее восторженный прием.

Сейчас в Америке большим тиражом выходит роскошная книга о том, как снимался фильм «Титаник».

Ко всему, что мы рассказали об этой волнующей ленте американского режиссера, осталось добавить совсем немного. Недавно в штате Иллинойс скончалась Элеонора Шуман, одна из последних оставшихся в живых пассажирок «Титаника». Перед самой смертью она успела посмотреть фильм Камерона и высказалась о нем с большой похвалой. И это высказывание должно быть расценено как еще одна награда режиссеру — может быть, даже более дорогая, нежели вся присужденная «Титанику» коллекция Оскаров.