Мукри и истинные абары

Феофилакт Симокатта, излагая письмо кагана тюрок к императору Маврикию, сообщает, что в 50-х годах VI в. истинные абары (не смешивать с псесвдоаварами, проникшими в Европу в тоже время) были разбиты тюрками [16].

Племя, называемое «абар» или «апар», упоминается в нескольких источниках. Приск Панийский сообщает, что 461-465 гг. абары разгромили сабиров, в свою очередь потеснивших угорские племена Юго-Восточной Европы при отходе от наседавших на них абаров [17, с.87]. Затем Феофилакт Симокатта предостерегает от смешения истинных абаров (???????) с псевдоаварами – вархонитами, пришедшими в Европу в VI в. под давлением тюрок [18, с.160-161]. Абары упоминаются и в большой орхонской надписи в числе племён, пришедших на похороны Бумын-кагана в 552г. [19, с.36]. В «Суй-шу» аба названы в числе племён, обитавших в Южной Джунгарии в конце VI в. [2, p.50]. Абары попали сюда с берегов Балхаша, где в V в. только они могли граничить с сабирами. Дату разгрома абаров тюрками можно рассчитать: к 558 г., когда тюрки вышли на Волгу, абары уже были разбиты. Их поражению предшествовала победа тюрок над эфталитами, но не окончательная, в 569 г., а первая, имевшая место в 555 г. [20]. Следовательно, разгром абаров произошел в 556–557 гг.

О их дальнейшей судьбе Феофилакт Симокатта повествует: «Когда абары были побеждены, то одни из них убежали к держащим Таугаст. Таугаст – знаменитый город в 500 милях от тех, кого я называю тюрки. Он на границе Индии. Поселившиеся вокруг Таугаста варвары – сильное и многолюдное племя, не сравнимое ни с каким другим племенем в мире. Другие абары, униженные своим поражением, отправились к так называемым мукри. Это племя, самое близкое к Таугастам. Они очень сильны на войне вследствие ежедневных телесных упражнений и презрения к опасностям» [18, с.160].

Литература об «истинных аварах» критически разобрана автором данной статьи в специальной работе [13]. Таугасты – это сяньбийцы-тоба, в указанное и предшествующее время обладавшие Северным Китаем [прим. 8]. Этническая принадлежность народа «мукри» и территория, им занятая, до сих пор не установлены. Решению этой задачи и посвящена настоящая статья.

В исторической литературе по поводу «мукри» высказано два мнения. Маркварт отождествлял их с меркитами [22, p.54]. Однако с этим мнением нельзя согласиться, во-первых потому, что перестановка согласных здесь ничем не оправдана, а во-вторых, потому, что меркитов нельзя назвать народом. Близким к сяньбийцам-тоба, ни этнически, ни территориально. Э. Шаванн полагает, что «мукри» – это приамурский народ тунгусского племени, впоследствии называемый китайцами «мо-хэ» [3, p.230]. Но в этом случае остаётся непонятным, каким же образом «истинные авары», разбитые тюрками около Балхаша и бежавшие от них, смогли попасть на Амур; ведь для этого им пришлось бы пройти через коренные тюркские земли, и притом через степи без малейшего укрытия. Да и то, что столь значительная по протяженности перекочевка не была замечена в Китае и не внесена в династийную историю, делает гипотезу неубедительной.

Вполне естественно, что там, нет крепостей, от кочевников целесообразно спасаться в горах. Но так как Алтаем владели сами тюрки, то теоретически единственным местом укрытия для истинных абаров была система Тянь-Шаня, около которой мы и застаем их в тюркское время [прим. 9]. Следовательно, народ «мукри» нужно искать именно там.

Обратимся к исторической географии начала I тысячелетия н.э. Оказывается: с конца II по конец IIIV в. эти земли занимала «Западная сяньбийская орда». Сведения о ней содержатся в китайской географической энциклопедии «Дайцин Итунчжи» и публикуются впервые в переводе Н.Я. Бичурина [25, с.542, 549, 553]. Основной территорией этой орды была Южная Джунгария. На западе сяньби граничили с Усунью в районе Тарбагатая, на востоке им принадлежали степи вокруг оз. Баркуль, на юге они владели оазисом Хами. На этом исчерпываются сведения о западных сяньби, полученные нами из «Дайцин Итунчжи». В следующую, Северо-Вэйскую эпоху (V – VI вв.) названные земли уже принадлежат орде Жужань.

Но каково было этническое самосознание западных сяньби? В VI – VII вв. на западной окраине очерченной территории мы уже застаём тюргешское племя «мохэ», имя которых однозвучно с приамурскими «мохэ» [3, p.346], хотя и передаётся разными иероглифами. Это не случайно. Во II в. сяньбийский вождь Таншихай покорил западную половину Маньчжурии и затем совершил несколько походов на запад. Подобно всем кочевникам, сяньбийцы включали всех покорённых в свои войска, поэтому мы допускаем мысль, что западные и восточные «мохэ»одного происхождения. «Западная сяньбийская орда» возникла после распадения державы Таншихая и состояла из дружин, оставшихся на завоёванной территории. Вполне понятно, что члены этой орды сохранили свой этноним, т.е. «мукри», приведённый фактический материал достаточно убедительно объясняет отмеченную Феофилактом «близость» «мукри» и таугастов-тоба, а также соседство племён «аба», т.е. «истинных абаров», и «мохэ», т.е. «мукри», вVI – VII вв. Длительное пребывание западных «мукри» в новой среде не могло не отразиться на их облике, и потому китайские географы подобрали для обоих разделов «мохэ» разные иероглифы с одинаковым звучанием, характеризующие их быт и культуру. Для приамурских ключом является звериная шкура, для джунгарских – трава.

Итак, теперь мы имеем право сделать вывод, что «мукри» – это не что иное, как смешанное тунгусо-монгольское племя, перешедшее от охоты к кочевому скотоводству. Будучи немногочисленны, они не могли успешно соперничать с жужанями и уступили им свои восточные земли около оз. Баркуль и оазиса Хами, а центром района их собственного обитания стал г. Мохэ, находившийся между Гучэном и Урумчи [3, p.27].

Предлагаемое здесь восстановление хода процесса этногенеза находит подтверждение в источнике более позднего времени, относящемся непосредственно к «мукри».

Рашид эд-Дин сообщает о них следующее: «Племя бакрин, , их также называют мукрин . Жилище их находится в стране Уйгуристан, в крепких горах. Они не монголы и не уйгуры» [26, с.129]. Согласно Рашид эд-Дину, произношения и зависят от разницы диалектов. По той же причине тот же народ называют также «кабрин» [26, с.70]. Рашид эд-Дин считает, что относятся они к степным племенам, похожим на монголов, происходящим от племен дядей мифического Угуз-хана. В этот раздел входят кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бакрины и киргизы [26, с.8], т.е. разнообразные племена, этническая принадлежность которых различна и весьма неясна. В тех же выражениях сообщает о мукринах Абуль-Гази [27, с.40], восходя, очевидно, к Рашид эд-Дину. Наконец, о мукринах упоминают Плано Карпини [28, с.35] и Мин-ши [29, с.135].

В монгольскую эпоху область мукринов составляла удел Хайду, внука Угэдэя, и затем, по-видимому, вошла в Чагатайский улус. Когда власть чагатайских ханов пала и в степи организовывался узбекский племенной союз, то в числе вошедших в него племен были и мукрины [7, т. II, с.533]. Ныне мукринов нет, хотя в 1896 г. Г.Е. Грумм-Гржимайло встретил в Карлыктаге остатки какого-то племени, говорившего на смеси монгольского, китайского и тюркского языков [30, с.484–485], но были ли это последние мукрины или кто другой, решить невозможно.

В прослеженном ходе событий остается неясным один вопрос: объединение двух воинственных племен – мукри и абаров – не могло не создать грозной силы, и эта сила не могла не обнаружить себя после падения Великого тюркского каганата, т.е. во второй половине VII в. Эту силу мы находим – Тюргешский каганат возник именно в указанное время и на той самой территории, где объединились абары и мукри, – в Западной Джунгарии и Семиречье.

Анализ истории Тюргешского каганата подтверждает все выводы, сделанные нами раньше.


Примечания:



8

«Таугаст» в тюркском произношении «табгач» (см.: Малов С.Е. Памятники древне-тюркской письменности. Л., 1950. История вопроса: Chavannes E. Documents sur les T’ou-kiue (Turks) Occidentaux.– «Сборник трудов Орхонской экспедиции», т. IV, СПб., 1903; Pelliot P. L’origine des T’ou-kiue, nom chinois, des turks. « T’oung Pao ». 1915; Klaprot S. Tableaux historiques de l’Asie. Paris. 1826; Markquart J. Eransahr nach der Geographic des Ps. Moses Horenacii. Berlin, 1901; Radloff W. Die altturkischen Inschriften der Mongolei. III. SPb., 1895). Только Хауссиг считает что Табгач – это город в Западном Туркестане, недалеко от Хубдана, основанный Александром Македонским (Theophilacts Excurs uber die skithischen Volker. Bizantion, vol. XXIII, 1953). Оспаривать подробное утверждение излишне.



9

В Южной Джунгарии, где они разбили хана Долобяня, отступившего затем в Бухару.



Литература

id="n_1">

1

Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I – III, М.-Л., 1950.

id="n_2">

2

Julien St. Documents sur les T’ou-kiue.– «Journal Asiatique», 6 Serie, № 3. Paris, 1864.

id="n_3">

3

Chavannes E. Documents sur les T’ou-kiue (Turks) Occidentaux.– «Сборник трудов Орхонской экспедиции», т. IV, СПб., 1903.

id="n_4">

4

Pelliot P. L’origine des T’ou-kiue, nom chinois, des turks. «T’oung Pao». 1915.

id="n_5">

5

Pelliot P. La Haute Asie, s.a., p.12.

id="n_6">

6

Кононов А.Н. Опыт анализа термина «тюрк». – «Советская этнография, 1949, №1.

id="n_7">

7

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край, т. II. Л., 1926.

id="n_8">

8

Chavannes E. Les pays d’Occident d’apres Wei-lio. – «T’oung Pao ». ser. VI, 1905.

id="n_9">

9

Shiratori K. Uber die Sprache der Huingnu und der Tunghu-Stamme. St.-Pbg.? 1902 (отд. оттиск) из «Bulletin de l'Academie imperiale des sciences de St. Peterrsbourg».

id="n_10">

10

Гумилев Л.Н. Статуэтки воинов из Туюк-Мазара. – Сборник музея антропологии и этнографии, т. XII. М.-Л., 1949.

id="n_11">

11

Гумилев Л.Н. Алтайская ветвь тюрок тугю. – «Советская археология», 1959, №1.

id="n_12">

12

Мусульманский мир. Пгр., 1918.

id="n_13">

13

Гумилев Л.Н. Подробная политическая история первого тюркского каганата. Дисс. на соискание уч. степени канд. истор. наук, защищенная 28.XII.1948 на ист. ф-те ЛГУ (рукопись).

id="n_14">

14

Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии. – В сб.: Советская этнография. М., 1947.

id="n_15">

15

Chavannes E. Les pays d’Occident d’apres Wei-lio.– «Tong Pao». ser. II, vol, VI, 1905.

id="n_16">

16

Theophilacti Simocattae historiarum libri octo. Bonnae, 1834, VII.

id="n_17">

17

«Сказания Приска Панийского» / Пер. Дестуниса. – «Уч. записки II отд. ИАН», книга VII, вып. I. СПб., 1861.

id="n_18">

18

Феофилакт Симокатта, История. М., 1957.

id="n_19">

19

Малов С.Е. Памятники древне-тюркской письменности. Л., 1950.

id="n_20">

20

Бичурин Н.Я. (Иакинф). История Китая. VII (Рукопись. Ин-т востоковедения. Фонд 7).

id="n_21">

21

Klaprot S. Tableaux historiques de l’Asie. Paris. 1826.

id="n_22">

22

Markquart J. Eransahr nach der Geographic des Ps. Moses Horenacii. Berlin, 1901.

id="n_23">

23

Radloff W. Die altturkischen Inschriften der Mongolei. III. SPb., 1895.

id="n_24">

24

Theophilacts Excurs uber die skithischen Volker. Bizantion, vol. XXIII, 1953.

id="n_25">

25

Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и срединной Азии. Чебоксары; 1960г.

id="n_26">

26

Рашид эд-Дин. Сборник летописей. СПб., 1858.

id="n_27">

27

Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем.– В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1960.

id="n_28">

28

Плано Карпини. История монголов. СПб, 1911.

id="n_29">

29

Покотилов Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1634. СПб, 1893.

id="n_30">

30

Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай, т.I, СПб, 1896.

id="n_31">

31

Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности.– «Живая старина», вып.III и IV, 1896.

id="n_32">

32

Radloff W. Aus Sibirien. Leipzig, 1893.



Литература

id="n_1">

1

Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I – III, М.-Л., 1950.



2

Julien St. Documents sur les T’ou-kiue.– «Journal Asiatique», 6 Serie, № 3. Paris, 1864.



3

Chavannes E. Documents sur les T’ou-kiue (Turks) Occidentaux.– «Сборник трудов Орхонской экспедиции», т. IV, СПб., 1903.



7

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край, т. II. Л., 1926.



8

Chavannes E. Les pays d’Occident d’apres Wei-lio. – «T’oung Pao ». ser. VI, 1905.



9

Shiratori K. Uber die Sprache der Huingnu und der Tunghu-Stamme. St.-Pbg.? 1902 (отд. оттиск) из «Bulletin de l'Academie imperiale des sciences de St. Peterrsbourg».



13

Гумилев Л.Н. Подробная политическая история первого тюркского каганата. Дисс. на соискание уч. степени канд. истор. наук, защищенная 28.XII.1948 на ист. ф-те ЛГУ (рукопись).



16

Theophilacti Simocattae historiarum libri octo. Bonnae, 1834, VII.



17

«Сказания Приска Панийского» / Пер. Дестуниса. – «Уч. записки II отд. ИАН», книга VII, вып. I. СПб., 1861.



18

Феофилакт Симокатта, История. М., 1957.



19

Малов С.Е. Памятники древне-тюркской письменности. Л., 1950.



20

Бичурин Н.Я. (Иакинф). История Китая. VII (Рукопись. Ин-т востоковедения. Фонд 7).



22

Markquart J. Eransahr nach der Geographic des Ps. Moses Horenacii. Berlin, 1901.



25

Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и срединной Азии. Чебоксары; 1960г.



26

Рашид эд-Дин. Сборник летописей. СПб., 1858.



27

Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем.– В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1960.



28

Плано Карпини. История монголов. СПб, 1911.



29

Покотилов Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1634. СПб, 1893.



30

Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай, т.I, СПб, 1896.