• Загадка имени
  • Семья Жанны
  • Версия происхождения
  • Детство Жанны
  • Голоса
  • Отрочество Жанны
  • Глава 2

    Жанна в Домреми

    Деревню Домреми, в которой родилась и выросла Жанна, правильнее было бы называть селом, так как там находилась церковь, пока ее не сожгли разбойники. Деревня стояла на большой дороге. Проложенная еще во времена римлян и шедшая вдоль Мааса, эта дорога связывала Фландрию с Бургундией и Провансом. Через Домреми проезжали купцы, рыцари, солдаты, проходили монахи, паломники, нищие. Если ночь заставала путника вдали от постоялого двора, он стучался в ближайший дом. Его впускали и кормили. Платой за ужин и ночлег были рассказы о том, что происходит в мире. Так жители Домреми узнавали о событиях во Франции и в близлежащих странах. Таким образом дошли до обитателей деревни вести о предательском договоре в Труа. Как и в других районах Франции, симпатии жителей деревни были на стороне «бедняжки» дофина.

    Не только понаслышке знали жители Домреми о войне. Она то и дело вторгалась в их родной край, сея смерть и опустошение. Небольшой район, где находилась Домреми, не подвергся оккупации, но его население испытало на себе все бедствия феодальной анархии и солдатского разбоя. Из-за Мааса нападали банды лотарингских дворян. С ними соперничали шайки, служившие местным сеньорам. Окрестности Вокулёра подвергались опустошительным набегам бургундцев. Во время одного из них замок подвергся жестокой осаде, но выстоял.

    В этой обстановке родилась и росла девочка, которой предстояло вскоре спасти Францию.

    Загадка имени

    Вы, читатель, возможно, обратили внимание, что я до сих пор избегал указывать принятую фамилию Жанны – д’Арк. И вот почему.

    Предоставим слово историку В. И. Райцесу[1].

    В родной деревне ее называли Жанеттой. Она была дочерью крестьянина Жака д’Арка и его жены Изабель Роме, четвертым ребенком и старшей дочерью. Когда в 1429 году ее спросили, сколько ей лет, она ответила: – Семнадцать или девятнадцать.

    Значит, она родилась в 1410 или в 1412 году. Большинство биографов склоняется ко второй дате.

    Мы пишем ее фамилию через апостроф. Современники писали ее слитно. Впрочем, они вообще не знали апострофа и не отделяли при письме «благородные» частицы де, дю и ддез. – Ф. Р.). Фамилию Жанны писали и произносили по-разном у: и Дарк (Darс), и Тарк (Tarc), и Дар (Dare), и Дэй (Daye).

    Столь вольное обращение с фамилиями было вообще свойственно людям Средневековья – эпохи, не знакомой ни с паспортами, ни с другими удостоверениями личности. Привычная нам форма написания фамилии Жанны появилась только в конце XVI века под пером некоего орлеанского поэта, который, желая «возвысить» героиню, переделал ее фамилию на дворянский манер – благо сделать это было очень просто.

    Итак, правильное написание фамилии Жанны – Дарк, слитно. Для сравнения: правильное написание фамилии другого французского полководца, уже упоминавшегося мной, – Дюгеклен. Мне могут возразить, что это не исключает и написания Дарк через апостроф, точно так же, как раздельно пишется сегодня «Дю Геклен». Увы! Тут явная ошибка, так как апостроф означал бы, что семья Жанны была дворянской и владела поместьем Арк. А вот Дюгеклены действительно были дворянами и владели родовой собственностью – (Лё) Геклен.

    Отметим, что частица де и производные от нее нередко использовались в те времена просто для обозначения места, откуда человек родом. Например, имя известного бандита Франке из Арраса часто пишут так: Франке д’Аррас. И никто из этого не делает вывод, что он был знатным собственником города Аррас.

    Удивительно, но некоторые авторы умудряются приводить раздельное написание фамилии Дарк как доказательство дворянского происхождения девушки. Что ж, Маяковский писал: «Из мухи делает слона, а после продает слоновую кость». А еще вспоминается «Большая докторская сказка» Карела Чапека. Как определить, является доктором человек или нет? Перед фамилией доктора пишется д-р. Например: д-р Овосек, д-р Угой. Примерно так же выглядит доказательство: «Раз фамилия Жанны была д’Арк, значит, она дворянка ».

    Во французском языке в последние годы принято компромиссное написание фамилии Жанны – D’Аrc, а в английском примерно с равной частотой встречаются написания of Arc и Darc. По-моему, правильное написание фамилии – слитное, то есть Дарк, и, хотя оно не является общепринятым, я буду использовать в дальнейшем именно его.

    Семья Жанны

    Вернемся к семье Жанны, к близким родственникам. Современники называли ее семью бедной, но Жак Дарк был одним из главных людей в деревне, имел 50 акров земли (что соответствует 20,2 гектара) и в списках 1423 и 1427 года числился юридическим представителем от Домреми. Известно также, что в 1419 году, объединившись с другими семействами, он арендовал для защиты от мародеров укрепление Шато-д’Иль у Пьера де Бурлемона, одного из окрестных сеньоров. Тем не менее через некоторое время после казни Жанны семья Дарк перебралась в Орлеан, где жила на муниципальную пенсию.

    Биографии родителей девушки – Жака Дарка и Изабель Роме Вутон, а также братьев Жака, Жана и Пьера известны довольно подробно. Жак болел и умер рано, не оставив потомства. Жан и Пьер участвовали в войне, у них были дети, а впоследствии они формально инициировали (вместе с матерью Изабель) процесс реабилитации Жанны. Отец (Жак Дарк) скончался вскоре после казни Жанны – вероятно, от болезни сердца, вызванной известием о страшной гибели дочери. Мать дожила до реабилитации Жанны, но вскоре после этого скончалась.

    А вот с биографией сестры Жанны – не все так определенно. По некоторым сведениям, ее звали Катрин. Личность сестры загадочна не меньше, чем самой Жанны. Источники расходятся, например, в возрасте – была сестра Жанны старше ее или младше: одни говорят, что Катрин была младше Жанны на 3 года, другие – напротив, старше. Есть даже мнение, что у Жанны было две сестры. Многие историки избегают вообще уточнять возраст Катрин. В 1429 году она якобы была выдана замуж за Колена, мэра Грё. После этого (в 1429 или 1430 году) Катрин то ли исчезла, то ли умерла от болезни либо родов.

    Согласимся, что туманная биография Катрин Дарк выглядит очень странно на фоне довольно подробных сведений об остальных членах семьи. В конце концов, разве трудно было составителям истории семьи Дарк расспросить об этой женщине ее мать и братьев – Жана и Пьера, а также жителей Грё? А может быть, те по какой-то причине не захотели рассказывать о Катрин? Второе кажется намного правдоподобнее.

    Допустим, жители Грё, кроме Колена, могли просто не знать подробностей судьбы Катрин. Сам Колен, возможно, по своим причинам предпочитал помалкивать. Но отчего же мать и братья Катрин Дарк не захотели рассказать о ней? Если Катрин умерла, почему не сообщить об этом так же, как о болезни и ранней смерти ее брата Жака? Напрашивается предположение, что какие-то поступки Катрин создали вокруг нее завесу семейной тайны.

    Оставим пока эту тему. И обратимся к самым первым годам жизни Жанны, а прежде всего – к обстоятельствам ее рождения. Утверждают, что когда Жанна появилась на свет, петухи запели до зари, «словно герольды новой радости». Историки отмечают, что это не более чем легенда, одна из многих. Рождение Жанетты не было воспринято в Домреми как экстраординарное событие. Более того, до 1428 года Жанна воспринималась близкими и односельчанами как обычная девочка, весьма привлекательная внешне, благочестивая и мечтательная.

    В возрасте 16 лет Жанна чуть не была выдана замуж насильно. Когда она сообщила близким, что намерена отправиться в Вокулёр, чтобы исполнить миссию по спасению Франции, отец Жак Дарк очень рассердился и даже пригрозил убить ее. Можно представить себе чувства отца, спустя немного времени узнавшего, что его дочь осуществила свое намерение и это сделало ее народной героиней.

    Версия происхождения

    Существует также альтернативная – «романтическая» – версия происхождения Жанны, которую принято называть батардизмом, от слова batard – «незаконнорожденный». Она возникла еще в тот период, когда готовилась реабилитация девушки, и имела целью обосновать ее якобы дворянское происхождение.

    Современный батардизм связан с именем эзотерика и оккультиста Робера Амбелена (Robert Ambelain), которого в русских текстах иногда ошибочно именуют Роже и даже называют историком[2]. Амбелен привязывал загадки Жанны Дарк к тайнам различных орденов. Он также использовал методы каббалы. Он делал вывод, что никакого подвига и казни не было, а имела место их инсценировка с участием высшего руководства Англии, Франции, Бургундии и церкви. На этих утверждениях имеет смысл остановиться подробнее. Начнем с теоретического аспекта.

    Каббала основана на особенностях иврита и составленных на этом языке документов, прежде всего Старого Завета (Торы). Известен феномен, называемый «коды Торы»: если оригинальный текст этой книги взять без интервалов и обработать с помощью программы, выбирающей отдельные буквы с заданным шагом, можно получить вполне осмысленные тексты. Правда, очень короткие и неинформативные.

    Всякий, кто хоть немного исследовал «коды Торы», знает, что с их помощью можно подобрать любой короткий текст (на иврите), если поисковая программа переберет достаточно много вариантов шага. Кроме того, переложение имен неивритского происхождения на иврит позволяет дополнительные манипуляции. К примеру, имя «Жанна Дарк» можно переписать как «жаннадарк», «даркжанна» и т. д., учитывая разнообразие вариантов записи имени девушки, включая прозвища – «Дева Жанна» и «Орлеанская дева». Поскольку буквы ж в иврите нет, ее можно имитировать буквой «заин» (з) или «гимел» (г). Гласные буквы могут вообще не указываться, а могут обозначаться «немыми» буквами, которых в иврите две, «алеф» и «аин» (плюс одна, «хей», которая является немой, если концевая). Звук к можно давать буквами «куф» и «каф». Таким образом, прежде чем запущена программа подбора, мы уже имеем тысячи вариантов записи имени и прозвищ девушки. Ничего удивительного, если при запуске программы мы однажды, а то и неоднократно получим нечто вроде «пророчества Мерлина», о неточности которого уже говорилось. Однако это вовсе не будет означать, что во времена написания Торы кто-либо предвидел подвиг Жанны. Это просто будет говорить об огромных возможностях современной компьютерной техники.

    До начала компьютерной эры никто из известных батардистов не заявлял, что средствами каббалы (и др.) ему удалось доказать дворянское происхождение Жанны. Какой отсюда вывод? Если кто-то заявляет, что средствами каббалы он сделал великое открытие или разоблачение, не следует торопиться ему верить. Необходимо как минимум выслушать мнение его оппонентов. И, что самое главное, проанализировать аргументы обеих сторон. Нет лучше эксперта, чем логика.

    Разберем другие аргументы батардистов. Остановимся на утверждении, что к подвигу Жанны были причастны какие-то тайные ордена (обычно называют францисканцев третьего класса).

    Разумеется, деятельность любого тайного ордена покрыта загадочностью – иначе какой же он тайный? Но цели его, как и большинства других организаций, однозначны: власть и деньги, что, впрочем, взаимосвязано. Все остальное – таинственность, обряды, традиции, символика, голливудские спецэффекты – не более чем камуфляж, имеющий целью облегчить решение главных задач. На непосвященного человека этот камуфляж производит сильное впечатление, но в действительности за ним мало что стоит.

    В движении к своим главным целям тайный орден сталкивается с другими «стремящимися». Да, существует нередко и сотрудничество, но никто добровольно власть не отдает. Допустим, в период Столетней войны какой-то тайный орден вел некие игры, связанные с Жанной Дарк. Тогда он сталкивался с правителями Англии, Франции, Бургундии и римской курии (папской системы, предшественницы современного Ватикана). Конечно, кто-то среди этих правителей мог подыгрывать ордену, но в основном интересы расходились, а не совпадали. Поэтому, если какому-то ордену захотелось вмешаться в события, то сопротивления он встретил бы гораздо больше, чем поддержки.

    Мне могут возразить: вдруг этот орден был настолько могуществен, что запросто отдавал распоряжения всем подряд королям и папам? В таком случае уместен вопрос: зачем он допустил Столетнюю войну, а затем и войну Роз? Почему не цыкнул на королей Англии и Франции, когда те еще только собирались взяться за оружие? Да и вся история, связанная с Жанной Дарк, слишком дурно характеризует как властителей Англии, Франции и Бургундии, так и церковь. Зачем же всемогущий орден станет так оплевывать своих верных слуг?

    А вот воспользоваться обстоятельствами, чтобы поднять свой престиж в глазах доверчивых простаков и благодаря этому выманить у них деньги, тайный орден может вполне. Никоим образом не повлияв на ход Столетней войны, не вмешавшись в трагическую судьбу героини, распустить слухи, будто бы он и дал миссию Жанне Дарк, а потом якобы спас ее от казни. И тут трудно не обратить внимание на информацию, встречающуюся в Интернете: сам Амбелен причастен к франкмасонам. Если это так, то все его теоретические построения могут представлять собой пиар-кампанию в интересах родного ордена. Хотя еще логичнее допустить, что это просто бизнес Амбелена.

    Большинство батардистов, впрочем, избегают повторять аргументацию Амбелена, касающуюся каббалы, и довольно неуверенно высказываются по поводу тайного ордена. Иногда их аргументация довольно курьезна. Так, доказательством причастности Жанны к тайному ордену называют одну из ее подписей – кружок. По утверждениям батардистов, это знак некоторых тайных орденов. В связи с этим вспоминается круговая порука русских крепостных крестьян. Когда они подавали жалобу на помещика, то, с целью избежать наказания для зачинщиков, подписывали челобитную так, чтобы подписи образовывали круг. Разумеется, из такой коллективной подписи трудно было понять, кто же подписался первым. И что – следует считать, что все русские крепостные крестьяне были франкмасонами?

    Основная версия современного батардизма такова.

    10 ноября 1407 года у королевы Изабеллы Баварской, соучастницы договора в Труа, родился ребенок от герцога Орлеанского или другого дворянина. Новорожденный был записан под именем Филипп. Далее возникают расхождения. Одни батардисты полагают, что ребенок был гермафродитом и впоследствии развился в бесплодную женщину, а другие – что это была нормальная девочка, которую записали мальчиком, чтобы скрыть сам факт рождения незаконнорожденного ребенка, хотя не объясняют, каким образом это помогло. Далее, как утверждают батардисты, ребенок был объявлен умершим, тогда как в действительности девочку отдали на воспитание крестьянам. Это и была (так считают батардисты) Жанна Дарк.

    Таким образом, если им верить, Орлеанская дева была дочерью королевы Изабеллы Баварской, сестрой английской королевы Екатерины и тетей английского короля Генриха VI. Воюя против англичан, «принцесса Жанна» наносила удар по политике своих родственников. Это как – ничего?

    В подтверждение этой версии приводятся следующие доводы.

    Жанна была черноволосой, как и Изабелла Баварская. (Очень веский аргумент, не так ли?)

    Жанна сама не знала точно, сколько ей лет. (Интересно, как она могла это знать, не умея читать и писать?)

    Жанна хорошо ездила верхом, чему ее кто-то научил. (Но почему девочка из состоятельной крестьянской семьи не могла научиться сама ездить на лошади?)

    Жанна никогда не называла свою фамилию. (Как и все французы из простонародья, она называла свое имя и место рождения, а впоследствии также прозвище – Дева Жанна.)

    Не сохранилось никаких официальных документов о рождении дочери у Жака Дарка и его жены Изабель. (Это верно и в отношении сверстников Жанны в Домреми.)

    Жанну кто-то учил владеть оружием. (Хотя на войне она им ни разу не воспользовалась, напротив, неоднократно заявляла, что никого не убила, а во время сражений держала в руках знамя.) В связи с этим почему-то приводится фраза, сказанная однажды Жанной герцогу Алансонскому: «Чем больше королевской крови примкнет к нам, тем лучше для дела Франции».

    По поводу неясности с возрастом Жанны добавлю, что та же проблема касается и многих других известных людей, включая Изабеллу Баварскую и Агнес Сорель. Нечеткость в указании даты рождения даже знатных особ характерна не только для начала XV века, но и для гораздо более поздних времен – практически до тех пор, когда появилась система паспортов и свидетельств о рождении. Это обстоятельство лишает смысла споры о том, была ли Катрин Дарк моложе или старше Жанны: получить исчерпывающую ясность по данному вопросу, наверное, никогда не удастся.

    Если отцом Жанны был герцог Орлеанский, то очень странно, что девочку не воспитывали в тех же условиях, что и другого незаконнорожденного ребенка герцога – Дюнуа Орлеанского. Кто стал бы допытываться о матери, если бы сводные брат и сестра росли вместе? Если же отцом Жанны был некий малоизвестный дворянин, то ему бы и следовало растить свою дочь – как граф де ла Фер воспитывал виконта де Бражелона.

    Зачем понадобилось посвящать в дворцовые дела постороннюю крестьянскую семью, давать повод для сплетен? Да и странно, что глава семейства Жак Дарк относился к Жанне как обычный крестьянский отец к своей дочери: пытался насильно выдать ее замуж и даже угрожал убить. Ему-то какое дело до поведения принцессы, отданной ему на временное воспитание? И почему королевские слуги не вразумили обнаглевшего мужлана, забывшего, с кем он разговаривает?

    Жанна с детства научилась выполнять работы по дому, рукодельничать и пасти скот. А вот читать и писать ее никто не учил. Не странно ли это – принцессу обучили верховой езде, владению оружием, но при этом не позаботились о ее грамотности? Да и уборка крестьянского дома явно не приличествует высокорожденной особе.

    Вернемся, однако, к той истории Жанны, которая не вызывает сомнений.

    Детство Жанны

    Девочка росла, как все дети той деревни. Со слов матери она заучила три молитвы. Этим ее образование ограничивалось до той поры, когда она, находясь при дворе короля, научилась писать свое имя. Ее рано приучили к домашней работе и женскому рукоделию. Когда она подросла, ее стали посылать на работы в поле. Как и другие дети Домреми, она помогала взрослым пастухам пасти деревенское стадо.

    У юной Жанетты было много друзей. В праздничные дни деревенская молодежь собиралась за околицей, у столетнего бука – его называли «деревом фей».

    Местное предание гласило, что когда-то давно под его могучей кроной феи водили свои веселые хороводы, но однажды священник окропил лужайку святой водой, и феи исчезли.

    Зимними вечерами Жанна брала веретено и шерсть и уходила к своей подружке Манжетте или та приходила в дом семьи Дарк. Девочки тихонько работали вместе, прислушиваясь к беседе старших. Обычно разговор шел о делах родной деревни, но нередко говорили и о событиях в большом мире.

    Рядом с Домреми то и дело полыхали соседские деревни. Крестьяне дежурили на колокольнях церквей, чтобы вовремя подать сигнал о приближении опасности. Люди держались поближе к стенам укрепленных городков и замков, прятали скот и имущество в укромных местах. Они жили в постоянном страхе, не зная, когда и откуда нагрянет очередная беда.

    Не избежала беды и Домреми. В 1425 году банда одного из местных дворян угнала весь скот. К счастью, владелица другого села, ограбленного этой же бандой, обратилась за помощью к своему родственнику, и тот немедленно снарядил погоню. В результате стычки его люди отбили скот и вернули его законным хозяевам. Спустя три года семье Жака Дарка пришлось искать убежище в соседней крепости Нёфшато: на Домреми напали бургундцы. Они разграбили опустевшие дома и сожгли церковь.

    Вот так и проходили детство и отрочество Жанетты Дарк – суровые, наполненные тревогами военных лет, освещенные заревом дальних и близких пожаров, омраченные гибелью и страданиями тысяч невинных людей. Картины народного горя не оставили девочку равнодушной, зажгли ее сердце горячим состраданием и желанием помочь людям. Жанне, как она сама говорила, «стало жаль милую Францию». Запомним это ее выражение. Оно поможет нам предложить ответ на одну из самых важных загадок Орлеанской девы.

    Голоса

    Рассмотрим связанный с Жанной Дарк феномен, который она называла Голосами. По ее словам, с тринадцатилетнего возраста она слышала голоса святых, а позже святые стали являться перед ней воочию. Жанна утверждала, что это были святой Михаил-Архангел, святая Екатерина и святая Маргарита. Разумеется, у молоденькой девушки могли быть самые разнообразные фантазии, и ими можно было бы пренебречь, если бы не удивительная биография самой Жанны.

    Итак, что мы знаем о Голосах? Как утверждала Жанна, с 13 лет она общалась со святыми – святой Михаил-Архангел, святая Екатерина и святая Маргарита являлись и говорили с ней, обращались к ней с различными наставлениями, которые первоначально не отличались, по сути, от обычных церковных предписаний. Первое свое общение с Голосами Жанна описывает так: когда она пасла стадо, ей послышался Голос, возвестивший, что Бог сжалился над народом Франции и что ей, Жанне, нужно идти во Францию. Услышав это, она расплакалась. Тогда Голос велел ей отправиться в Вокулёр, где она найдет капитана, который ее защитит и отведет во Францию к королю. Голос также сказал девочке, что она не должна колебаться.

    Чуть позже, однако, Голоса сообщили Жанне, что на ней лежит миссия по спасению Франции, включая коронацию дофина Карла (впоследствии – король Карл VII). Голоса как будто предсказывали Жанне многие события, давали советы по ведению боевых действий, а во время Руанского трибунала подсказывали ответы на вопросы судей. Во всяком случае, именно так Жанна объясняла свои военные победы и разумные ответы судьям.

    Первое, что приходит в голову: на почве постоянных бедствий, о которых Жанне часто приходилось слышать, у девочки помутился рассудок, вот ей и стали мерещиться разные глупости. Объяснение простое и удобное для всех, кто мало знаком с биографией Жанны, но бессмысленное. Потому что сумасшедшие войн не выигрывают и теологические дискуссии с профессионалами не ведут. И коль скоро Жанна преуспела в том и другом, рассудок ее следует считать вполне здравым. Более того, в течение своей короткой жизни Жанна сделала несколько предсказаний. Все они сбылись, причем иногда трагически для девушки. Значит, версия безумия, хотя и очень удобна на первый взгляд, отпадает. Следует искать иные объяснения.

    Другая версия, объясняющая феномен Голосов, была высказана судьями во время Обвинительного трибунала (Руан, 1431 год). По их мнению, Жанна действительно общалась со сверхъестественными силами, но происходили они не от Бога, а от дьявола. Эта версия никуда не годилась еще тогда и была вскоре опровергнута Оправдательным трибуналом. Оставляя пока в стороне доводы последнего (мы их рассмотрим позже), заметим только, что силы ада не были бы заинтересованы прекратить кровавую войну и спасти жизни миллионов невинных французов. А вот силы рая вполне могли к этому стремиться.

    Третья версия исходит от батардистов. По их мнению, Голоса – это придворные Изабеллы Баварской, которые сделались Наставниками Жанны и давали ей различные советы. Что же, интересное мнение. Как это выглядело, а?

    Представим себе первую сцену общения Жанны с Голосами-Наставниками.

    Тринадцатилетняя Жанна с другими детьми Домреми пасет стадо овец у лесной опушки. К детям подходят хорошо одетые господа и говорят нечто вроде:

    – Так! Все, кроме Жанетты, закройте уши, информация совершенно секретная! А ты, Жанетта, слушай внимательно: мы – королевские придворные. Нам велено сообщить тебе, что ты – не низкородная крестьянка, а незаконнорожденная принцесса.

    Жанетта, естественно, удивляется:

    – Ой! А что это значит – незаконнорожденная?

    Господа Наставники смущаются и краснеют:

    – Ну, это тоже принцесса, но не совсем. Скорее вроде Дюнуа Орлеанского, только женского пола. Короче, твоя мать – королева Изабелла, а отец… э-э… потом узнаешь. Сообщаем тебе, что согласно решению Королевского совета и ордена францисканцев третьего класса ты должна будешь года через три-четыре выполнить одну очень важную миссию…

    Вот интересно – девочка поверила, так сразу? Не решила, что перед ней сумасшедшие, жулики или похитители детей? Не перепугалась, не убежала, не позвала взрослых на помощь? Она не потребовала никаких доказательств? А если потребовала, то как выглядели эти доказательства? И еще: никто из жителей Домреми не обратил внимания на появление Наставников? Или все было проще – Наставников представил девочке отец семейства, Жак Дарк? Но тогда как это совмещается с его последующим поведением? Да и описание Жанной знакомства с Голосами в этом случае выглядело бы совершенно иначе.

    Как мы отмечали выше, эти самые Наставники не удосужились даже обучить девочку грамоте. Надо полагать, не хотели, чтобы та начиталась умных книжек, из которых узнала бы, что незаконнорожденных принцесс принято выдавать замуж – пусть не за первостатейных принцев, но хоть за графов, – а не использовать для затыкания прорех в национальной обороне. А может, Наставники сами были неграмотны?

    Вместо обучения грамоте Жанну убеждали выполнять церковные предписания и готовиться к исполнению миссии по спасению Франции. Странно! Зачем было приставать с подобными вещами к неграмотной девочке, которую та же церковь учила покорности родителям и будущему мужу? Не правильнее ли было придворным Наставникам обратиться к несчастному дофину Карлу, убедить его повести себя по-мужски и самому позаботиться о своем королевстве?

    Представим себе реакцию тринадцатилетней «принцессы Жанетты» из батардистской версии, когда Голоса-Наставники сообщили, что она сестра дофина и английской королевы-матери, тетя английского короля. Сказали ей также, что она должна подучиться верховой езде, рукопашному бою и через некоторое время отправиться громить англичан, чтобы оставить племянника с носом. Только на золотой характер девочки можно отнести тот факт, что она не отшила Наставников. Не послала их куда подальше. Не выразила им свое бурное недовольство в связи с тем, что ее, принцессу, держат в деревенской глухомани, заставляют таскать навоз и принимать роды у кобыл и свиноматок. Как всякая добропорядочная принцесса, она просто обязана была потребовать свою долю семейного имущества. Со стороны Жанетты было бы очень уместно также выяснить, что она будет иметь, если все-таки выполнит пожелание Наставников.

    Слишком трудно поверить, что принцесса крови так просто согласилась бы провести несколько месяцев среди грубых солдат, ночевать в поле, рисковать жизнью, получить несколько боевых ранений. И ради чего? Чтобы обожаемый братец-лоботряс, которого она никогда до тех пор в глаза не видела, водрузил свой зад на французский трон. Чтобы ни в чем не повинного племянника оставить в дураках. Чтобы ее саму упрятали в мрачные башни бургундских и английских замков, где вместо нарядов и украшений на нее надевали тяжелые кандалы. Чтобы ее, как зверя, посадили в клетку. Как преступницу, подвергали ежедневно многочасовым изматывающим допросам (уж не говоря о перспективе костра). Что, ради всего этого?

    Трудно удержаться от вывода, что батардизм является своеобразной вариацией на тему Золушки. Чем он и привлекает некоторых читателей. Недостаток аргументации батардисты компенсируют обилием оборотов «давно установлено, что» и «всем известно, что» – этими визитными карточками врунов.

    Немногим лучше батардистской версия, приводимая католической церковью. Согласно ей Голоса действительно были направлены Богом, а потому Жанна, следуя их указаниям, исполняла волю Всевышнего. Конечно, для правоверного католика нет ничего убедительнее такой версии: святая Жанна спасла Францию, потому что такова была воля Небес, о которой девушка узнала от святых. Но насколько это правдоподобно? Ведь если Голоса действительно сообщали Жанне волю Бога, то приходится предположить, что они сознательно вели девушку к плену и мучительной гибели. Неужели всемогущий Бог не придумал вариант получше?

    Помимо страшной судьбы самой Жанны, Голоса выбрали не лучший путь и для Франции. Как я покажу в одной из следующих глав, по завершении луарской кампании Жанна вполне могла взять Париж и вскоре закончить войну. Однако вместо этого Голоса присоветовали девушке идти через Труа на Реймс и короновать там дофина Карла. Одним из результатов этого стала трагическая гибель Жанны, а другим – затягивание войны еще на десятилетия.

    Скорейшей коронации дофина могла хотеть неграмотная Жанна – чтобы побыстрее передать дело освобождения Франции «законному государю». Но чтоб того же самого хотели посланцы всевидящего Бога? Зачем? Какая разница для Бога, кто окончательно освободит Францию – король или крестьянка?

    Католическая версия также не дает внятного ответа на вопрос, как же расценивать поведение католической церкви, оклеветавшей и жестоко убившей святую девушку. Ссылки на то, что во всем виноваты английские еретики и их французские подручные во главе с Кошоном, совершенно неубедительны. Весь католический мир знал о процессе в Руане, и никто не пришел на помощь затравленной девушке. После ее казни ни один преступник, повинный в случившемся, не был наказан – даже символически.

    Нередко приходится встречаться с утверждением, что Кошон был посмертно предан анафеме (такое заявление, например, присутствует в пьесе Бернарда Шоу «Святая Жанна»), однако на форуме католических друзей Жанны Дарк мне разъяснили, что и это не так. Современная католическая оценка поведения Кошона такова: он нарушил дух закона церкви, хотя соблюдал его букву.

    Католикам впору задуматься – не нарушали ли и другие служители церкви дух ее закона, формально соблюдая букву? И что это за закон такой, чего он стоит, если его так удобно использовать для жестоких политических расправ?

    И наконец – самая правдоподобная, по моему мнению, версия: Жанна выдумала Голоса, поверила в них сама и убедила своих современников, уверяя, что к ней являются высшие силы. Именно потому, что ей «стало жаль милую Францию», а другого пути к прекращению ужаса войны, кроме обмана французов ради их же спасения, она не видела. Вот она и придумала Голоса, убедила себя и окружающих в их существовании, приняла на себя всю тяжесть ответственности за происходящее и проследовала до конца тем путем, который указывало ей беспокойное сердце, не желавшее мириться с несправедливостью и страданиями невинных людей. Выдуманные Жанной Голоса очень подходят к вольно интерпретированному «пророчеству Мерлина». Чтобы совершить этот бессмертный подвиг, Жанне, с ее горячим сердцем и светлым разумом, не требовались ни знатные родственники, ни консультанты.

    Мне могут возразить, что современники Жанны характеризовали ее как очень честную девушку. Однако историки приводят по крайней мере несколько случаев, когда Жанна говорила неправду на Руанском процессе (об этом будет сказано позже). Целью этой неправды было избавление от репрессий других людей. Разумеется, такая ложь ничего общего не имеет с той, которую мы привыкли осуждать – корыстной, направленной на обретение власти над другими людьми, денег и т. п.

    Нет сомнений, что сама Жанна с какого-то момента поверила в свои фантазии. В конце концов, молоденькой девушке ведь не возбраняется грезить о сказочных странах и принцах на белых конях. Можно ли осуждать Жанну за то, что она грезила об освобождении своей страны?

    Может показаться удивительным, но гипотеза о том, что Жанна выдумала Голоса, ничуть не противоречит положению о ее святости. Согласно монотеизму, если обман не является корыстным и спасает людей, он является благим делом, достойным всяческого одобрения.

    Итак, перед нами предстает образ героической девушки, чье горячее сердце не позволяло смотреть спокойно на страдания ближних. Эта девушка пошла на обман своих ближних ради того, чтобы спасти их. И она спасла их ценой собственной мучительной гибели.

    Отрочество Жанны

    Нетрудно догадаться, что подростковая пора Жанны Дарк прошла под знаком подготовки к исполнению миссии по освобождению Франции. Подробностей об этом в исторических публикациях очень мало. Можно предположить, что девочка занималась физическими упражнениями, в особенности верховой ездой. Разумеется, никакие Наставники для этого не требовались.

    То был сравнительно спокойный период. Английские силы вторжения временно выдохлись под постоянными жалящими ударами «лесных стрелков» на оккупированных территориях. Однако весной и летом 1428 года английское наступление возобновилось, и главной его мишенью стал Орлеан. Жанна уже была морально готова к исполнению своей миссии. Ее план, судя по всему, заключался в том, чтобы найти поддержку со стороны местных арманьяков (орлеанистов), с их помощью добраться до резиденции дофина, убедить его, что она является девушкой из «пророчества Мерлина», и вдохновить солдат в бой против англичан.

    В мае 1428 года Жанна сумела убедить своего дядю Дюрана Лаксара отвезти ее в ближайшую крепость арманьяков – Вокулёр. 13 мая, на праздник Вознесения, они предстали перед комендантом Вокулёра, сиром Робером де Бодрикуром, и его спутниками в Большом зале замка – сконфуженный селянин и его юная племянница, отважная девочка в простом платье, которой предстояли удивительные свершения.

    Оруженосец Бертран де Пуланжи, которого обычно называют рыцарем, вспоминал позже, что Жанна сказала капитану Роберу де Бодрикуру:

    – Я пришла к вам от Господа моего, дабы вы дали знать дофину, что он должен держаться и избегать сражений с врагом до середины будущего поста, когда Господь мой поможет ему. Королевство принадлежит не дофину, а Господу моему. Но воля Господа моего – доверить это королевство дофину. Он сделает его королем, несмотря на его врагов, и я поведу его к помазанию.

    Остановимся на этом пророчестве. Насколько можно доверять ему? Предположим, что Жанна убедила бы Бодрикура и дофина отказаться от активных боевых действий хотя бы на несколько месяцев. Более чем вероятно, что за это время англичане просто взяли бы без боя не только Орлеан, но и всю Южную Францию. Это очень странно, если учесть последующее осмотрительное и здравое командование Жанны на войне. Поэтому можно предположить, что либо Б. де Пуланжи что-то напутал, либо с его слов было записано неточно. Как будет показано позже, подобные и даже намного худшие путаницы были тогда в порядке вещей. Вероятнее всего, Жанна просто призвала воздерживаться от атак на англичан, пока она не явится к войскам. Как мы знаем, подобные атаки только привели французов к бессмысленным потерям. Учитывая развал и моральный упадок французской армии, сделать подобное предсказание было совсем нетрудно.

    Возможно, впрочем, и другое объяснение: Жанна была уверена, что ее не примут всерьез, а потому риск повредить своим советом был нулевым. Так оно и оказалось. И все же первое объяснение кажется мне более правдоподобным.

    Несколько неясно заявление о том, что французское королевство принадлежало по праву не дофину Карлу, а Богу, который, однако, намеревался предоставить его Карлу. Хотя это вполне соответствовало церковным взглядам, сформулировать то же самое можно было иначе – к примеру, сказать, что дофин Карл является правомочным наследником французского трона.

    В литературе часто встречается мнение, что Жанна обладала исключительным даром убеждения. При знакомстве с ее историей трудно понять, что дало основание для этого мнения. К Жанне прислушивались только тогда, когда обратное очевидно грозило гибелью. Во всех остальных случаях над ней насмехались. Так произошло и в мае 1428 года в Вокулёре. Бодрикур счел ее сумасшедшей. Он посмеялся и велел Лаксару отхлестать девушку по щекам и отвести назад к родителям для назидательной порки. Жанна пробовала настаивать, но тщетно. Ей пришлось вернуться в Домреми. А среди простого народа поползли слухи о том, что спасительница, обещанная Мерлином, вот-вот явится.

    Дабы выбить дурь из головы непутевой дочери, родители попытались выдать ее замуж за местного парня, и тут послушная и тихая девушка проявила невиданное упорство. Не помогли ни увещевания, ни угрозы, ни даже побои. Парень, который претендовал на ее руку, счел себя обманутым и подал иск в церковный суд в Туле. Однако суд завершился в пользу Жанны. Батардисты видят в этом доказательство ее королевского происхождения: якобы она сообщила суду, что является принцессой. Если так, то почему она не сказала об этом Бодрикуру – человеку куда более подходящему для передачи подобной информации? Это избавило бы ее от унизительного суда и, возможно, гораздо быстрее привело бы ко двору дофина... если батардисты правы. А вот с этим загвоздка.

    Жанна вполне могла выиграть процесс в Туле, не будучи принцессой. Ведь даже родителям было невозможно выдать ее замуж без формального согласия – слова «да», произнесенного при венчании. Жанне достаточно было предупредить суд, что в церкви она скажет «нет». Правда, незадачливый жених мог обвинить ее в том, что прежде она дала ему согласие. Согласно некоторым источникам, так и случилось, но Жанна быстро доказала, что парень лжет.

    Летом 1428 года семье Дарк, вместе с другими беженцами из Домреми, пришлось спасаться в Нёфшато от бургундцев. На этом, в сущности, пора отрочества Жанны Дарк завершилась. Совсем немного времени оставалось до ее ухода из Домреми навстречу бессмертному подвигу, мученичеству и вечной славе.


    Примечания:



    1

    Мне удалось найти и прочитать две книги В. И. Райцеса: Процесс Жанны д’Арк. М.-Л., 1964; Жанна д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982. Между этими книгами имеются некоторые расхождения второстепенного характера. Подробно останавливаться на них мы не будем.



    2

    В России издана его книга: Робер Амбелен. Драмы и секреты истории. М. : Прогресс, 1992.