14

К наиболее распространенным абстрактным символам в искусстве аборигенов принадлежат круг, концентрическая окружность, спираль и их дериват — концентрическая полуокружность, а также зигзаг и волнистая линия. Менее распространен, но не менее содержателен такой символ как крест. Происхождение спирали иногда связывают с влиянием культур эпохи бронзы из Юго-Восточной Азии; правильнее, однако, рассматривать перечисленные символы в едином комплексе — как семантически, так и генетически. Генезис же их можно проследить с эпохи палеолита — самые ранние известные иконографические символы относятся к среднему и даже раннему палеолиту. Александр Маршак описывает вырезанную на каменной пластине концентрическую полуокружность; возраст пластины — около 54 тыс. лет до наст. времени, происходит она из Кунейтры (Левант). Маршак высказывает предположение, что рисунок из Кунейтры может быть навеян явлением радуги и указывает на возможную его связь с сезонной обрядностью. Такое использование предмета означало бы его ритуально-символическую (а не просто изобразительную) функцию. Еще одним символическим изображением мустьерской эпохи являются зигзаги, вырезанные на обломке кости из Бачо Киро (Болгария) и датированные примерно 44 тыс. лет до наст. времени.105 Мотив зигзага, однако, появился намного раньше — в ашельскую эпоху, около 300 тыс. лет тому назад: на относящемся к этому времени куске кости из Пеш-дель'Азе мы видим, быть может, древнейшую гравюру в виде зигзага или меандра.106 Известны в палеолите и аналоги австралийских чуринг — одна из таких палеолитических чуринг из Пржедмости (Чехия) покрыта орнаментом из концентрических полуокружностей (материал предмета — кость мамонта).107

Загадочные костяные жезлы из позднепалеолитической пещеры Истюриц (Франция) покрыты рельефом, образующим сложную систему концентрических окружностей и спиралей.108 Большой интерес представляет собою костяная пластина из Мальты (Сибирь), украшенная с одной стороны спиралевидным орнаментом, а с другой — зигзагами, возможно изображениями змей.109

В пещере Тата (Венгрия), в мустьерском комплексе, обнаружен каменный диск с вырезанным на поверхности крестом. И это не единственное изображение креста в палеолите. В мустьерском слое Цонской пещеры (Грузия) найдена известняковая плитка с четко прорезанным четырехконечным крестом; кресты вырезаны на фрагменте кости из Вилена и на статуэтке мамонта из Фогельхерда (Германия).110 Крест в палеолите все же редкое явление, но концентрические окружности, спирали, зигзаги и подобные графемы многочисленны; здесь приведены лишь отдельные примеры.

Таков возраст нескольких фундаментальных символов-архетипов, прошедших затем через многие тысячелетия истории изобразительной символики и вобравших в себя немало образов, созданных мифологическим сознанием. По мнению Маршака, с которым трудно не согласиться, способность к символическому мышлению является признаком и, возможно, одним из факторов гоминизации. Согласно К.Юнгу, символы четверичности и круга — это те образы, "которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты и совершенства".111 Древние архетипы и порождаемые ими образы обладают невероятной устойчивостью и способны воспроизводиться на протяжении жизни бесчисленных поколений — и в палеолите, и в искусстве аборигенов Австралии, и даже в русской иконописи.


Примечания:



1

П.Флоренский. Собрание сочинений, I. Статьи по искусству. Paris, 1985, p.254.



10

Напр.: H.M.Groger-Wurm. Schematisation in Aboriginal bark paintings. — Form in Indigenous Art. Ed. by P.J.Ucko. Canberra, 1977, pp.148–150.



11

H.M.Groger-Wurm. Australian Aboriginal Bark Paintings, pp.103–117.



105

A.Marshack. A Middle Paleolithic Symbolic Composition from the Golan Heights: The Earliest Known Depictive Image. — Current Anthropology, 1996, vol. 37, no. 2, pp.357–365.



106

A.Marshack. The Meander as a System. — Form in Indigenous Art. Ed. by P.J.Ucko. Canberra, 1977, pp.286–317.



107

Я.Елинек. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982, с.429, рис. 683.



108

Там же, с.449, рис. 722. См. там же: с.451, рис. 729.



109

Там же, с.452, рис. 732, 733.



110

А.Д.Столяр. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985, с.125, 127, рис. 71, 91, 92, 93.



111

К.Г.Юнг. Психология бессознательного. М., 1998, с. 115–116.