34. И ЕСТЬ ЕЩЕ РЕЛИГИЯ – ДЖАЙНИЗМ

Коренные религиозные преставления содержатся помимо индуизма и буддизма также и в джайнизме. Обычно пишут, что эта религия восходит к VIII веку до н. э., как бы предваряя буддизм на два столетия. Община джайнов составляет не больше 1 % населения Индии. Но члены этой общины занимают заметное общественное положение, будучи в подавляющем своем большинстве зажиточными горожанами, предпринимателями, банковско-финансовыми деятелями, торговцами. Сельскохозяйственными работами джайны не занимаются в силу строгого религиозного запрета на повреждение любой жизни, и в том числе жизни всяких насекомых, живущих в почве. Больше того – монахи-джайны и особо верующие люди даже завешивают рот и нос белой повязкой, чтобы не втянуть в себя при вдохе какое-нибудь мельчайшее живое существо (правда, по другому объяснению, они это делают, чтобы не осквернять воздух своим дыханием).

Питаются они сугубо по-вегетариански и по своему обычаю стараются принимать пищу в стороне от тех, кто может есть мясо, рыбу или даже куриные яйца. Особенность их вегетарианства состоит и в том, что еда должна приготовляться из зерен и плодов растений, созревающих над поверхностью земли, ибо, скажем, при выкапывании картошки и других подобных овощей можно уничтожить живущих в почве жучков. Высказывалось мнение, что вошедшая в индуизм доктрина ахинсы (неповреждения жизни) воспринята от джайнизма, приверженцы которого особо строго протестовали против арийского института кровавых жертвоприношений. Отличием от индуизма стало и то, что к монашеству и к изучению священных текстов джайны допускают женщин. У монахов и монахинь этой общины одежда должны быть только чисто белого цвета. Миряне этой общины одеваются как все люди вокруг и по внешнему виду от других неотличимы.

К моментам, заметно отличающим джайнизм от индуизма, относится ряд предписаний, касающихся поведенческой и ритуальной жизненной практики.

Небезынтересно остановиться на некоторых из этих законоуложений. Так: 1) в джайнизме отрицается святость Вед, основных священных памятников индуизма на всех этапах его развития, 2) в джайнизме вообще не признаются индусские боги и поклонение идолам, 3) джайны не признают деления общества на узаконенные еще арьями четыре варны-сословия и не считаются с авторитетом брахманов, 4) основоположники этого учения уже в древности восставали против всех законов ведизма-индуизма.

Колодец в городском доме цивилизации Хараппы – знак высокого уровня культуры

Традиции этого учения утверждают, что его основали 24 великих проповедника-тиртханкара, которые жили в очень давние времена. Есть основания полагать, что речь в этих житийных преданиях идет о цивилизации Хараппы. И что более поздние формы джайнизма получили свое оформление после VIII века до н. э. Известно, что в джайнизме издревле существовал институт отшельничества, и монахи создавали монастыри вдали от мира – до сих пор ученые знакомятся с большими комплексами пещерных монастырей, куда приходили миряне, да иногда и жили там подолгу, слушая проповеди учителей. В последнее тысячелетие эти монастыри практически заглохли, и монахи селятся ближе к городам, а то и в городских монастырях и храмах тиртханкаров всегда изображают, может быть это традиция Хараппы.

О древних проповедниках-отшельниках известны многие легенды, в которых восхваляются их подвиги отрешения от мира и погружения в постижение истины. Об одном из них помнят и знают все члены общины – он известен под именем Гоммата. Его изображение – высеченная из камня статуя высотой в 19 метров, стоит с конца Х в. н. э. вблизи города Шраванабельгола в штате Карнатак. Она представляет собой фигуру обнаженного человека, на ногах которого скульптор некогда изобразил вьющиеся растения, что значило, что этот великий отшельник до самой своей смерти стоял неподвижно, постигая духом высокие истины самоотречения.

Торс обнаженного мужчины. Цивилизация Хараппы

Мне пришлось присутствовать на церемонии обмывания этой статуи смесями из молочных продуктов, отваров трав и ароматических веществ. Такие церемонии проводятся в дни больших джайнских праздников и привлекают тысячи паломников, и не только изо всех областей Индии, но и из других стран. Джайны считают, что огромность этой статуи (а в других местах есть и еще две, но по размеру они меньше и ниже этой) помогает каждому верующему ощутить огромность всех возможностей своего духа и поддерживать таким образом каждого в его борьбе за освобождение от греховных порывов, от земных привязанностей и от врожденных дурных свойств.

Вблизи статуи расположен город джайнских храмов, и монахи ежедневно проводят церемонию омовения ног статуи, но через каждые 10–15 лет – этот срок высчитывается по особому джайнскому календарю – омывают этого каменного колосса целиком. Этому предшествует сложнейшая работа по возведению деревянных лесов, охватывающих его тело со спины и боков, причем эти леса выстраиваются в форме воздушного дома со сложной системой сообщающихся коридоров и лестниц; по этим ходам предстоит поднести к самому верху сосуды со смесями для омовения. Усложненность этого сложного ритуала постепенно нарастала, и если еще в XIX веке следовало использовать для омовения пять веществ, то в ХХ0 их число дошло до 15; если раньше использовали молоко, простоквашу, топленое коровье масло, шафран и воду, то затем стали к этому прибавлять такие вещества, как сахар, миндаль, сандал и даже серебряные монеты. Пение молитв сопровождает всю подготовку к церемонии и само проведение ритуала. Омовение проводится трижды – для первого используют смеси из 895 сосудов, для второго – из 108, а для третьего – из 5, т. е. всегда заготавливают 1008 сосудов. Поскольку богатые джайны делают щедрые взносы в монастыри – а особенно в те, что окружают статую, то и сосуды бывают драгоценными, изготовленными из золота и серебра. Из газет я узнала, что после праздника эти сосуды продаются с аукциона, и деньги идут на оплату услуг священнослужителей и персонала, участвовавшего в проведении праздника.

Статуя Гоматешвары. Штат Карнатака

Атмосфера церемонии омывания была крайне торжественной, верующие молились и пели гимны, наблюдая как сосуды возносятся все выше и выше, а затем, когда струи благовоний потекли по телу статуи и стали стекать с его стоп, молящимся было разрешено собирать в свои сосуды эту растекающуюся жидкость. И те, кто уносил ее с собой, берегли ее в своих домах, веря в ее исцеляющую и очищающую силу.

Джайнская община прославилась и возведением храмов, богатство и красота которых широко известны в мире. В некоторых областях Индии есть целые города таких храмов, уж не говоря о том, что известны и храмы в разных городах страны. Храмы в Западной Индии, на горе Абу, прославились удивительной ажурной резьбой по мрамору, которой украшены потолки, стены и колонны. В отличие от индусских храмов, в которых изобилуют изображения богов, как в виде объемных скульптур, так и в виде рельефных фризов, джайны помещают в своих храмах почти одинаковые фигуры своих учителей, изображенных или в йогической позе лотоса, или в стоячем положении. Они все, по-моему, так однообразны, что различить каждого из них невозможно. Но их много, очень много.

Все проявления джайнского искусства говорят о двух вещай – о тонком понимании фактуры строительного материала и ценнейших вкладах со стороны зажиточных членов общины.

Интерьер джайнского храма на горе Абу. Штат Раджстхан

Следует сказать, что значительное число джайнов работает вне Индии, и главной страной приложения их деятельности является Америка, где они представляют собой довольно заметную часть предпринимателей и торговцев. По справочникам и буклетам, которые они дружески присылали мне из этой страны, я могла видеть, что так называемая западная свобода, которая давно свелась там к вседозволенности, джайнами не была усвоена, и даже больше того – она ими отвергается, и в семейных отношениях, в деле заключения браков и в воспитании детей члены этой общины продолжают строго придерживаться предписаний и установок, свойственных в целом общеиндийским традициям. Браки, например, судя по объявлениям в прессе, заключаются в кругу лиц своей конфессии, и как принято в Индии, главным образом по выбору родителей молодой пары, и уж обязательно с их согласия. Запреты на употребление в пищу всего того, что я выше перечислила, тоже соблюдаются, хотя все вокруг там поедают самые разные виды мяса, рыбы и яиц.

Тут я могу вспомнить, как я жила несколько дней в семье джайнов и все время чувствовала себя голодной, хотя кормили меня обильно и вкусно. Смешно писать об этом, но, когда я переехала в гостиницу, то по два раза в день заказывала себе омлет, но это так, к слову, чтобы еще раз подчеркнуть, что джайны строго придерживаются вегетарианства.