• АДЕПТЫ
  • СОТВОРЕНИЕ
  • РОЖДЕНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • МЕДИУМИЗМ
  • ОККУЛЬТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
  • ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ
  • ДУХИ УМЕРШИХ
  • ЭЛИКСИР ЖИЗНИ[253]
  • ЗЕНЕКСТОН (ZENEXTON)
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

    АДЕПТЫ

    Cуществуют адепты разных уровней. Одни из них живут в физическом теле, как обычные люди, а во время сна способны переносить свой астральный дух из тела куда пожелают; после пробуждения их астральный дух возвращается в тело, которому принадлежит. Другие не имеют физических тел, ибо достигли той ступени совершенства, когда тела им больше не требуются.

    «Есть люди, которые были вознесены (verzueckt) к Богу и остались в этом возвышенном состоянии; они не умерли. Их физические тела прекратили свое существование, не осознавая этого, без ощущений, без болезни, без страдания; тела их преобразились и исчезли, и никто не узнал, что с ними сталось; но до сих пор они пребывают на земле. Духи же их и божественные тела, не имеющие ни материальной оболочки, ни очертаний, ни цвета, были вознесены на небеса (слились с Мировым Разумом), подобно древним Еноху и Илие[234]».

    ((«Philosoph.» V.))

    «Существует огромное различие между телом физическим и телом духовным. Физическое тело видимо и осязаемо, духовное — невидимо и неосязаемо. Тело ест и пьет, дух живет верою. Тело преходяще и уничтожимо, дух вечен. Тело умирает, дух живет. Тело подчиняется духу, дух побеждает все. Тело непрозрачно, замутнено, дух прозрачен и ясен. Тело часто болеет, дух не знает болезней. Тело есть тьма, дух же есть свет, он может проникать в сердце гор и в глубь земли. Тело исполняет то, что повелевает ему дух. Тело есть Mumia, субстанция духа есть бальзам жизни. Тело происходит от земли, дух же — от небес[235]».

    ((«Philosophia», IV.))

    СОТВОРЕНИЕ

    Непроявленный Абсолют можно представить лишь в виде математической точки, не имеющей размеров; такая точка, проявляясь во всех направлениях, неизбежно становится сферой. Если вообразить эту математическую точку как существо, осознающее себя, мыслящее, способное действовать и стремящееся проявиться, то единственный возможный для него способ достичь этого заключался бы в том, чтобы излучить собственную субстанцию и сознание из центра к периферии. Этот центр есть Отец, вечный источник всего (Ин 1, 4); радиус есть Сын (Логос), который содержался в Отце от века (Ин 1,1); субстанция Отца и Сына, излученная из непостижимого центра до беспредельной периферии, есть Святой Дух, дух истины (Ин 15, 26). Мы не можем представить себе тело без длины, ширины и толщины; круг или сфера всегда состоят из центра, радиуса и окружности. Эти три измерения составляют единое целое, и ни одно из них не может существовать без двух других.[236] Бог посылает свою мысль силой своей воли (Iliaster разделяет себя). Он придает мысли силу и выражает ее в Слове, несущем в себе созидающую и сохраняющую силы, и его мысль обретает форму, давая жизнь мирам и существам, образующим, можно сказать, видимое тело невидимого Бога. Так в самом начале сотворения мыслью Бога, действующей в макрокосме (Мировом Разуме), были созданы миры; и таким же образом создаются формы в индивидуальной сфере разума человека. Если мы привязаны к какой-то мысли, мы создаем некую форму в нашем внутреннем мире. Добрая мысль порождает хорошую форму, а злая — дурную, и они растут, подпитываемые мыслью или «воображением».

    РОЖДЕНИЕ

    Все существа порождены творческой силой воображения.[237] Это воображение может исходить: 1) от природы; 2) от человека; 3) от Бога.

    Соответственно, есть три пути, которыми люди могут приходить в жизнь.

    1. Обычные люди, результат половых сношений между мужчинами и женщинами. Воображение родителей создает сперму, матка обеспечивает условия для ее развития.

    «Они рождаются из плоти, и назначение их — возродиться в духе».[238]

    2. Люди-боги, плод воображения и воли божественного Логоса, развившиеся в телах девственниц (Мф 1, 23; Лк 1, 35).

    «Они уже рождены от духа».[239]

    3. Первоначальные люди, не имевшие отцов и матерей и бесполые, созданные мыслью Бога в материнском лоне природы (Евр 7, 3).

    «Они есть истинные образы Творца, дети Бога, без греха и без материальных элементов» (Лк 3, 38). Прельстившись материей и желая испытать материальные наслаждения, они постепенно погружаются в материю и становятся материальными.[240]

    ПОСВЯЩЕНИЕ

    Посвящение, или крещение, — это развитие духовного принципа, содержащегося в зачаточном состоянии в каждом человеке, до уровня сознания. Два начала сливаются в одно человеческое существо. Одно исходит от Духа, другое исходит от природы, но они едины. Одно познает природу, другое может познать дух. Одно есть дитя Адама, другое же — сын Христа. Немного тех, чье духовное сознание пробуждено к жизни, кто умер в Адаме и возродился во Христе, возродившиеся познали себя и посвящены в царство духа.[241]

    «Потому посвящение есть сущность развития человека, оно не может быть получено по чьему-либо благоволению. Церемонии суть лишь внешняя форма. Истинное крещение — это крещение огнем, достижение мудрости, победа духа над животной природой человека».[242]

    МЕДИУМИЗМ

    «Природа учит всему; свое знание она получает от Духа. Но Дух и природа едины, ибо природа есть свет, исходящий от Духа. Если природа учится от Духа, единое становится разделенным на два: ученик задает вопросы и сам отвечает на них. Во сне спящий и человек, который ему снится, есть одно целое; в искушении искуситель и искушаемый едины».

    «Свет природы есть свет, исходящий от Духа. Он есть в человеке — рождается и развивается вместе с ним. Некоторые люди озарены этим внутренним светом, но жизнь других сосредоточена в их животных стремлениях, и они блуждают в темноте и невежестве. Есть люди, которые пишут мудро о том, что явно недоступно их по ниманию, — сама мудрость проговаривает через них, ибо у человека нет собственной мудрости, он может лишь прикоснуться к ней через свет природы, сияющий в нем самом».

    «Те, что живут своими животными склонностями, не мудры, и то, что пишут они, внушено им их животным разумом. Некоторые животные кровожадны, другие — прожорливы, третьи — вороваты, четвертые — похотливы; но в душе человека существуют все свойства животного царства, и всякий раз, когда они оживают, они берут верх над его разумом, и человек становится подобен рассуждающему животному и пишет так, как диктует ему его животный разум».

    «То, что человек пишет, порождено не им, но существовало до него и будет существовать после; он лишь дает этому форму. Потому все написанное им принадлежит не ему, но кому-то другому, он есть лишь инструмент, посредством которого истина либо заблуждение выражают себя. Есть люди, пишущие механически, и такая работа может иметь три источника; разумное творчество может проистекать из источников числом более пятидесяти семи; труды, вдохновленные Словом Божьим, могут исходить из десяти истоков. Человек, который творит, должен знать источник, из коего приходят его идеи, ибо только тот, кто знает мудрость, может писать мудро».[243]

    ((«De Fundamento Sapientiae».))

    ОККУЛЬТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

    Исчезновение предметов. «Видимые тела могут быть сделаны невидимыми или сокрыты так же, как темнота скрывает человека и делает его невидимым, или как он стал бы невидимым, будучи помещен за стену; и как природа может таким способом делать что-либо видимым или невидимым, так же видимое вещество может быть покрыто невидимым веществом и сокрыто от глаз посредством искусства[244]». («Philosoph. Sag.», 1.)

    Палингенез. Когда вещь теряет свою материальную субстанцию, невидимая форма еще пребывает в свете природы (астральном свете); и если мы сумеем вновь облечь эту форму видимой материей, мы сможем снова сделать ее видимой. Вся материя состоит из трех элементов, которые суть, сера, ртуть и соль. «Посредством алхимии мы можем создать магнетическое притяжение в астральной форме, так что она будет привлекать к себе из элементов (Акаши) те начала, которыми обладала до своего уничтожения, объединять их и становиться видимой вновь[245]». («De Resuscitationibus».)

    Оккультные письма. «Если элементарное тело может написать письмо и отправить его кому-либо с посыльным, потратив на это месяц, почему бы эфирному телу адепта не быть в состоянии написать письмо и отправить его по назначению (с помощью стихийных духов), потратив на это час[246]». («Philos. Sag.», 1, 6.)

    Трансформации. «Существует особый род магии, посредством которого могут быть образованы живые тела и одно тело может быть трансформировано в другое, как было сделано Моисеем[247]». («Philos. Sag.», 1, 4.)

    Прохождение материи сквозь материю. «То, что делается видимо обыкновенным образом, может быть сделано и неявно, необыкновенными способами. К примеру, замок можно открыть ключом, рану нанести шпагою, тело защитить кольчугою. Все это будет сделано явными способами. Вы можете схватить человека рукой, не делая в нем дыры, и достать из воды рыбу, не оставляя дыры в воде, или опустить что-то в воду и, вынув руку, дыры в воде не оставить. Посредством искусства некромантии можно провести что-либо сквозь тело или поместить внутрь тела, не делая в нем никакого отверстия[248]». («Philos. Sag.», 1, 4.)

    ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ

    «С помощью магической силы воли некто, находящийся по одну сторону океана, может сделать так, что человек, находящийся по другую его сторону, будет слышать, что говорится по эту сторону, и некто на Востоке может таким образом беседовать с другим, на Западе. Физический человек может слышать и воспринимать голос другого человека на расстоянии в сотню шагов, эфирное же тело его может слышать мысли на расстоянии в сотню миль и более. То, что при обычном образе действий можно выполнить за месяц (например, передать послание), посредством этого искусства можно сделать за один день. Если у вас есть труба в милю длиной и вы говорите в нее, находясь на одном ее конце, человек на другом конце может услышать, что вы говорите. Если такой способностью обладает даже элементарное тело, сколь же легче будет это сделать телу эфирному, которое много более могущественно (в отношении других эфирных тел)[249]».

    ((«Philos. Sag.», 1, 60.))

    ДУХИ УМЕРШИХ

    «Когда человек умирает, умирает лишь его тело; душа человеческая не умирает[250] и не может быть похоронена, но остается живою и ведает все, что было ей ведомо до того, как она покинула тело. Она остается такою же, какой была до смерти: если человек был лжецом при жизни, он будет им и после смерти; если он был искушен в некой науке или искусстве, душа его будет знать их; но человеческая душа, не имевшая при жизни представления о каком-либо предмете, не способна будет научиться этому и после его смерти».

    «Если мы хотим установить связь с духом умершего человека, мы можем создать изображение, представляющее этого человека, и написать на нем его имя и вопрос, который желаем ему задать, а затем поместить это изображение под голову перед тем, как ложиться спать: во время сна умерший может явиться нам и ответить на наш вопрос. Но опыт этот должен проводиться с непоколебимой верою и полной уверенностью в успехе, иначе вы потерпите неудачу, ибо дух умершего привлекается не изображением, но нашей верою, которая связывает нас с ним, изображение же служит лишь для того, чтобы помочь воображению и сделать его сильнее[251]».

    ((«Philosoph.», V.))

    «В каждом человеке есть два духа: дух животный и дух человеческий.[252] Человек, живущий своим животным духом, на протяжении всей своей жизни подобен животному и останется животным после смерти; но человек, живущий своим человеческим духом, останется человеком. Животные обладают сознанием и умом, но у них нет духовного разума. Именно он ставит человека над животным, отсутствие же его делает животным того, кто некогда казался человеком. Человек, в коем действует лишь животный разум, безумен, и характер его сходен с характером какого-либо животного. Один действует как волк, другой — как собака, третий — как змея или лисица, и так далее. Этих животных заставляет поступать так их животное начало, и начало это умирает, как и они сами. Но человеческий разум — не животной природы, он исходит от Бога и, будучи частью Бога, бессмертен».

    ((«De Lunaticis».))

    ЭЛИКСИР ЖИЗНИ[253]

    Подобно своим предшественникам — Галену, Арнольду из Виллановы, Раймунду Луллию и другим, — Парацельс много работал над поиском средства для продолжения жизни. Он не верил, что физическое тело можно сделать бессмертным, но считал обязанностью каждого врача попытаться продлить человеческую жизнь, насколько это возможно, ибо только живя на земле человек может овладевать знаниями и совершенствовать себя; после смерти он не приобретает ничего нового, а пользуется тем, что уже имеет.

    Парацельс, как и Роджер Бэкон, Верулам[254] и другие, утверждал, что человеческое тело может быть частично омоложено с помощью притока свежей жизненной силы, и его целью было найти способы, с помощью которых можно было достичь этого. Он говорит:

    «Если бы мы могли извлекать огонь жизни из сердца, не разрушая его, вытягивать квинтэссенцию из неживого и использовать для наших целей, мы могли бы жить вечно, наслаждаясь здоровьем и не испытывая болезней. Но в нашем нынешнем состоянии это невозможно. Мы не можем изменить законы природы, и умерший естественной смертью не может быть воскрешен человеком. Но человек может восстановить то, что сам разрушил, и разбить то, что сам создал. Всему отмерен свой срок существования на земле. Срок этот отпущен как святым, так и грешникам. Если время человека истекло, он должен уйти. Но многие умирают ранее своего срока не по воле Провидения, но оттого, что не знают законов, управляющих их природою».

    «Можно защитить от ржавчины металлы и предохранить дерево от гниения. Без доступа воздуха кровь может храниться долгое время. Египетские мумии веками сохраняли свою форму, не подвергаясь тлену. Животные просыпаются от зимней спячки, и мухи, впавшие в оцепенение на холоде, в тепле оживают снова. Дерево может не плодоносить в течение двадцати лет, а потом вновь начать цвести и приносить плоды, как в юности. И если можно уберечь от разрушения неживые объекты, почему не может существовать возможность сохранять жизненную эссенцию одушевленных форм?»

    «Жизнь как таковая исходит от небес. Она есть эманация Высшей Силы вселенной и, следовательно, вечна и неизменна; но она требует вещественной формы для своего проявления. Материальные формы принадлежат земному и, как все земные субстанции, подвержены распаду и изменению. Дабы продлить течение жизни, нам надлежит попытаться защитить материальную форму, в которой эта жизнь проявляется, от вредных влияний, способных на нее воздействовать. Мы должны, следовательно, попытаться искоренить все физические и психические болезни и предотвратить все несчастья, кои могут быть вызваны возрастом, родом занятий или несчастными случаями. Нам следует защитить человека от всех дурных влияний, кои могут действовать на него в грудном возрасте, в детстве, юности, зрелости и старости, от вредных воздействий, приходящих от звезд (с астрального плана); заставить его избегать неумеренной еды и питья, переутомления тела и ума, чрезмерной радости и печали, и умственного перевозбуждения любого рода. Нам надлежит защитить его от заразных или эпидемических болезней, носят ли они физический либо нравственный характер, и использовать те средства, коими для того снабжает нас природа».

    «Такое средство есть Prirnum Ens,[255] источник всей жизни. Как омолаживается сказочный зимородок, как возрождается его сущность, получая свою пищу от Primurn Ens, так и человек может омолодить свой организм, очищая его так, чтобы он стал способен без помех принимать живительное воздействие божественного духа[256]».

    «Однако проводник, посредством которого жизнь производит свое действие, образован из элементарных веществ, имеющихся в природе и составляющих квинтэссенцию всего сущего. Среди них есть такие, в которых квинтэссенция эта содержится в больших количествах, нежели во всех остальных, и из которых ее легче всего выделить. Такие субстанции суть, в особенности, растение, называемое мелисса, и человеческая кровь».

    «Primum Ens Melissae[257] приготовляется следующим образом. Возьми полфунта карбоната поташа и выдержи его на воздухе до тех пор, пока он не станет жидким (притянув воду из атмосферы). Профильтруй жидкость и положи в нее столько свежих листьев мелиссы, сколько она сможет вместить, так, чтобы жидкость покрывала листья. Оставь ее в хорошо закрытой стеклянной посуде в умеренно теплом месте на двадцать четыре часа. Затем листья можно извлечь из жидкости и выбросить. На поверхность этой жидкости наливается чистый спирт — так, чтобы толщина его слоя составляла один или два дюйма, и оставляется так на один или два дня либо до тех пор, пока спирт не приобретет ярко-зеленый цвет. Затем спирт этот сливается и сохраняется, на поверхность проспиртованной жидкости наливается свежий, и действия повторяются раз за разом до тех пор, пока все красящие вещества из жидкости не будут поглощены спиртом. Эту спиртовую жидкость теперь следует дистиллировать и выпаривать из нее спирт до тех пор, пока она не достигнет густоты сиропа, — и это есть Primum Ens Melissae. При этом выпаренный спирт и жидкий поташ могут быть использованы вновь. Жидкий поташ должен быть очень насыщенным, а спирт — крепким, иначе они смешаются и опыт не будет успешным[258]».


    Вторым великим секретом Парацельса был Primum Ens Sanguinis.[259]

    Для приготовления Primum Ens Sanguinis берется кровь из срединной вены здорового молодого человека и собирается в нагретую бутыль, которая взвешивается на весах, чтобы было известно точное количество используемой крови. К ней добавляется удвоенное количество алкагеста, бутыль закрывается и помещается в умеренно теплое место примерно на 14 дней, после чего красная жидкость отделяется от осадка, фильтруется и сохраняется. Это и есть Primum Ens Sanguinis, и используется он точно так же, как и Primum Ens Melissae.


    Третьим великим секретом Парацельса был знаменитый алкагест. Этот препарат сам по себе является универсальным лекарством. Способ его приготовления был известен также Гельмонту и некоторым розенкрейцерам; они считали его одним из величайших таинств. Приготовлялся алкагест следующим образом:

    «Возьми свежеприготовленную негашеную известь, если возможно, еще теплую; быстро истолки ее в сухом месте и помести в реторту. Добавь столько чистого спирта, сколько может впитать порошок, и перегоняй спирт на умеренном огне до тех пор, пока порошок в реторте не станет совершенно сухим. Снова налей в известь дистиллированный спирт и перегони, и так повтори десять раз. Смешай порошок с одной пятой его веса чистого карбоната поташа. Это следует сделать очень быстро и в сухом помещении, дабы смесь не могла впитать в себя влагу. Помести смесь двух порошков в реторту и постепенно нагревай, прежде поместив в приемник около двух унций чистого спирта. Из порошка поднимаются белые пары и вбираются спиртом, и нагревание продолжается до тех пор, пока это происходит. Вылей спирт из приемника в чашку и помести на огонь. Спирт сгорит, алкагест останется в чашке. Это превосходное лекарство, и используется оно так же, как Primum Ens Melissae[260]». Относительно огромных сил, содержащихся в известняке, Парацельс говорит, что «многие люди пинают ногами камень, который был бы для них ценнее, нежели лучшая их корова, если бы они только знали, какие великие тайны заключены в него Богом с помощью духа природы[261]».

    ЗЕНЕКСТОН (ZENEXTON)

    Одним из излюбленных лекарственных средств Парацельса, предметом особой зависти его коллег был зенекстон, способ приготовления которого он держал в глубокой тайне. Его ученик Освальд Кролл в своей «Basilica Chemica» (с. 210–213) так описывает процедуру его приготовления:

    «Сделай из хорошей стали инструмент, с помощью которого ты сможешь нарезать мелкие таблетки размером в пенни, состав коих будет дан ниже. Инструмент состоит из двух дисков, соединенных посередине посредством кольца, образующего пустое пространство между дисками. Диски снабжены ручками. На внутренней поверхности одного из дисков вырезана змея, на внутренней стороне другого представлен скорпион; таким образом, поместив субстанцию в пустое пространство между дисками, можно получить таблетку, на одной стороне которой останется оттиск змеи, на другой же — скорпиона. Инструмент изготавливается в то время, когда и Солнце, и Луна находятся в знаке Скорпиона.[262] Посредством этих действий верхние тела будут присоединены к нижним в неразрывном союзе».

    «Субстанция для таблеток приготовляется следующим образом. Возьми около восемнадцати живых жаб, высуши их на солнце и воздухе и истолки. Они должны быть высушены очень быстро, иначе сгниют. Возьми некоторое количество лоскутов, пропитанных менструальной кровью молодой девушки, белый мышьяк и аурипигмент — по пол-унции каждого, корни Diptarnus albus и Tormentilla erecta — каждого по три драхмы, одну драхму мелкого жемчуга, красные кораллы, кусочки гиацинта и смарагда — по полдрахмы каждого, восточный шафран — сорок гран — и несколько гран мускуса и янтаря. Хорошо истолки все это, смешай вместе, приготовь из порошка пасту, добавив розовой воды и смолы tragacanth. Готовь пасту в то время, когда Луна находится в знаке Скорпиона. Порежь ее на кусочки и при помощи описанного выше инструмента сделай на них оттиски. Высуши кусочки, заверни их в красный шелк и носи на шнурке на шее, при этом они не должны касаться открытой кожи. Такой амулет защищает владельца от чумы, колдовства, яда и дурных звездных влияний; он вытягивает яды из тела и полностью впитывает их[263]».


    Примечания:



    2

    В настоящее время — место паломничества.



    23

    Вурдалаки — вполне достоверные описания случаев появления вампиров можно найти в работах Максимилиана Перти (Perty) и в «Разоблаченной Изиде» Е. П. Блаватской.



    24

    От лат. Cubitalis — «длиною в локоть». — Прим. пер.



    25

    См. книгу доктора Ф. Гартмана (F. Hartmann) «Magic, White and Black; or the Science of Finite and Infinite Life».



    26

    Это разделение происходит вследствие обратного притяжения материи и духа. После того как оно прекращается, астральное тело распадается на элементы, а дух возвращается в духовное состояние. См. Синнет А. «Эзотерический буддизм».



    234

    С. Эккартсгаузен в своем «Disclosures of Magic» (1790) говорит об адептах следующее:

    «Эти мудрецы, число которых мало, есть сыны света, они противостоят тьме. Они питают неприязнь к мистификации и секретности, они открыты и искренни и не имеют никакого отношения к тайным обществам и внешним церемониям. Они владеют духовным храмом, в котором главенствует Бог.

    Они живут в разных частях земли и не вмешиваются в политику; их задача — сделать для блага человечества все, что в их силах, и черпать мудрость из вечного источника истины. Они никогда не ссорятся из-за расхождения во мнениях, ибо знают истину. Число их мало. Некоторые из них живут в Европе, другие — в Африке, но они объединены гармонией душ и являются, таким образом, одним целым. Они связаны между собой, хотя могут находиться за тысячи миль друг от друга. Они понимают друг друга, хотя говорят на разных языках, поскольку язык мудрых есть восприятие духом.

    Ни одна личность, склонная ко злу, не сможет жить среди них, поскольку будет немедленно узнана, ибо не может быть озарена мудростью, и как зеркало, покрытое грязью, не может отражать свет, так же и эта душа не может отражать истину. Но чем более совершенной становится душа человека, чем больше приближается она к Богу, тем больше начинает она понимать и тем возвышенней становится ее любовь. Таким образом человек может достичь посвящения, он может общаться с совершенными существами царства духа, и они будут обучать и направлять его. Он будет истинным сыном Бога. Вся природа будет подвластна ему, поскольку он станет орудием, исполняющим волю Творца природы. Он знает будущее, мысли и побуждения людей, ибо тайны вечности открыты ему.

    Планы сильных мира сего потерпят крах. То, к чему стремились последователи ложных научных учений, будет уничтожено по одному мановению руки Бога, и придет лучшее, благородное поколение, которое будет поклоняться Богу в духе и в истине».



    235

    Есть три вида знания: (1) внешнее знание, или научные мнения о внешнем мире (Гал 6,3). Это знание ведет к заблуждениям, поскольку концентрирует все внимание на иллюзорной внешней стороне вещей и оставляет ум в неведении относительно внутренних истин; (2) знание, получаемое проникновением в тайны природы; постижение истин, независимое от мнений других. Это начало мудрости; (3) мудрость, или знание Высшей Причины всего, получаемое познанием себя (Прит 8,17–27). Это мудрость Соломона.

    Есть три вида знающих: (1) «ученые», которые имеют дело с мнениями и иллюзорными проявлениями: упрямцы и догматики, скептики и материалисты и т. п., постоянно спорящие из-за различия во взглядах; (2) те, кто способен познать внутренние истины силой своего внутреннего восприятия: (3) адепты, единые с истиной, знающие все, поскольку знают самих себя, благодаря силе Святого Духа, проявляющегося в них (Прит 9,7).



    236

    Учение о Троице встречается во всех основных религиозных системах. В христианстве это Отец, Сын и Святой Дух; у индусов — Брахма, Вишну и Шива; буддисты называют ее Мулапракрити, Пракрити и Пуруша; персы учат, что Ормазд создал из себя свет силой своего слова. У египтян Амон — первопричина, из которой было сотворено все сущее силой ее собственной воли. В Китае Гуань-ши-инь — это вездесущее, проявленное всюду Слово, исходящее из непроявленного Абсолюта посредством силы его воли и тождественное ему. Греки называют ее Зевс (Сила), Афина (Мудрость) и Аполлон (Красота), германцы — Бодан (Первопричина), Тор (Сила) и Фрейа (Красота). Яхве и Аллах есть триединство Воли, Знания и Силы; и даже материалисты верят в причинную связь, материю и энергию.



    237

    Есть три вида воображения: пассивное воображение, деятельная мысль, творческая мысль.



    238

    «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Ин 3, 6) — Прим. ред. Существует три вида рождения: рождение плоти, души и духа; и каждое рождение имеет три этапа: зарождение, развитие и плодоношение. Первое рождение — это обычное рождение человека, второе — пробуждение души и обретение ею силы контролировать желания и страсти (Еф 4,13); это как бы невидимый огонь, пронизывающий все тело. Третье рождение есть возрождение духа, пробуждение его к духовному сознанию. Последняя стадия достигается очень немногими. (Кор 1, 15, 47; Ин 3,6).



    239

    «Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1.13). Или: «И Слово стало плотию и обитало с нами…» (Ин 1,14) — Прим. ред. Кришна, Будда, Христос.



    240

    «Адам». Неудачи Дхиан-Чоханов.



    241

    «Плоть Адама» образуют животные элементы души, но плоть Христа есть дух (шестой принцип). Все животные принципы, существующие в природе, в зародыше присутствуют и в душевной сущности человека и могут расти там и развиваться в нечто реально существующее. Весь процесс животного творения, таким образом, может быть воспроизведен в душе человека, поскольку развитие животной страсти означает развитие животного элемента в душе. Если страсти подчиняются силе духа, эти животные создания умрут и будут изгнаны из организма души таким же образом, как гниющие части физического тела отторгаются из физического организма; и если этот процесс, происходящий в физической форме, можно наблюдать в состоянии бодрствования, то соответствующий процесс, происходящий в душе, можно наблюдать во сне.



    242

    Существуют три вида крещения, дающие три разных имени: первое крещение есть только внешняя форма, и имя для него необязательно; второе — это крещение «водой истины», или пробуждение души к осознанию истины; во время него человек получает новое имя, выражающее уровень и предназначение данной личности (Быт 17,5); третье — крещение «огнем духа», и имя, которое оно дарует, выражает силу совершенного и бессмертного божественного человека (Отк 2, 17).



    243

    Существуют три разряда медиумизма: механический медиумизм, при котором физические силы медиума используются посторонними силами (одержимость, «физические манифестации» и т. п.); эмоциональный медиумизм, при котором стимулируются силы души медиума, пробуждаются его чувства и мысли (произнесение и написание слов в состоянии транса); духовный медиумизм, при котором мудрость проявляет себя через трансцендентально сознающего человека (экстаз, озарение).



    244

    Говорится, что «тьма есть отсутствие света». Так же справедливо сказать, что «свет есть отсутствие тьмы». Свет и тьма — это определенные состояния космического эфира (Акаши). Свет — это «дух», тьма — «материя». И то, и другое имеет определенные положительнe качества (Быт 1,4).



    245

    Платон, Сенека, Эрастус, Авиценна, Аверроэс, Альберт Великий, Каспалин, Кардано, Корнелий Агриппа, Эккартсгаузен и многие другие писали о палингенезе растений и животных. В 1687 году Кирхер в присутствии шведской королевы Кристины восстановил розу из пепла. Астральное тело отдельной формы сохраняется вместе с ее остатками до тех пор, пока они не разложатся полностью, и с помощью определенных методов, известных алхимикам, оно может быть вновь облечено материей и стать видимым.



    246

    Ценность письма будет определяться качеством своего содержания, а не способом, которым оно было получено.



    247

    Исх 7, 10.



    248

    Такие проявления оккультной силы часто можно наблюдать во время спиритических сеансов. Они кажутся нам непостижимыми, поскольку мы привыкли рассматривать форму как нечто реальное, вместо того чтобы видеть в ней иллюзию, и принятые нами представления о строении материи ошибочны в самой своей основе.



    249

    Земная атмосфера может быть пронизана трубкой или проволокой, проводящей электрический ток, и эфир (Акаша) подобным же образом может быть пронизан потоком духовной силы. Электрический ток беспрепятственно проходит через земную атмосферу; ток мысли беспрепятственно проходит через Акашу.



    250

    Человеческая душа тройственна: она состоит из животной, разумной и духовной души. Несовершенные элементы души умирают, совершенные остаются. Жизнь тройственна: существует органическая жизнь, жизнь души и жизнь духа.



    251

    Есть три источника веры: мнение, убеждение, знание.



    252

    Человеческий дух имеет два аспекта: человеческий и божественный.



    253

    Известные сегодня тексты на эту тему, приписываемые Парацельсу, частично являются поддельными, частично отрывочны и неточно переведены. Выдержки из его текстов об эликсире жизни, приводимые ниже, взяты из подлинного манускрипта, находящегося в частном владении.



    254

    По-видимому, имеется в виду Фрэнсис Бэкoн, герцог Веруламский. — Прим. ред.



    255

    Первопричина (лат.). — Прим. пер.



    256

    Ср. «Five Years of Theosophy»: эликсир жизни.



    257

    Primum Ens мелиссы (лат.). — Прим. пер.



    258

    Лезебюр, врач французского короля Людовика XIV, дает в своем «Руководстве по химии» («Chemischer Handleiter», Nuremberg, 1685, p. 276) отчет о некоторых опытах с Primum Ens Melissae, свидетелем которых он был:

    «Один из моих самых близких друзей приготовил Primum Ens Melissae, и его любопытство не позволило ему успокоиться до тех пор, пока он не увидел собственными глазами действие этого снадобья и не получил возможность судить со всей определенностью, является ли истиной все то, что говорится о его силе. Для этого он проделал опыт сначала на себе, потом на своей семидесятилетней служанке и, наконец, на старой курице, которую держали в доме. Сначала он выпивал каждое утро на рассвете стакан белого вина, в которое был подмешан препарат, и после четырнадцати дней приема ногти на его руках и ногах стали выпадать, что, однако, не причиняло ему боли. У него не хватило храбрости самому продолжать эксперимент; он стал давать препарат своей старой служанке. Она принимала его около десяти дней каждое утро и начала менструировать, как прежде. Это крайне удивило ее, поскольку она не знала, что принимает лекарство. Она испугалась и отказалась продолжать опыт. Тогда мой друг взял немного зерна, пропитал его вином и стал давать старой курице. На шестой день птица начала терять перья, которые продолжали выпадать до тех пор, пока она не стала совершенно голой: но не прошло и двух недель, как выросли новые перья более красивой окраски, гребешок опять поднялся и она снова начала нести яйца».

    В книге «Жизнь Калиостро» упоминаются некоторые подобные омолаживающие средства и называются имена людей, успешно проделавших такие опыты. Эти и другие подобные факты не подтверждены и не опровергнуты наукой, но ждут исследования. Судьи на процессе Калиостро, перед судом инквизиции в Риме, имели единственной целью осудить его; но те, кто способен «читать между строк», найдут в их отчетах множество свидетельств в пользу Калиостро и множество фактов, не получивших должного объяснения.



    259

    Primum Ens крови (лат.). — Прим. пер.



    260

    Мы приводим здесь этот и следующие рецепты лишь ради любопытства, которого они заслуживают. Они несут в себе великие истины, но только знающий способен понять и использовать их.



    261

    Алхимические труды Парацельса так же темны для непосвященных, как и труды других алхимиков, но для посвященных они достаточно ясны. Однако он дает множество очевидных указаний относительно лечения отдельных болезней, которые легко могут быть выполнены. Причина, по которой учение Парацельса не принимается широко современными медиками, заключается в том, что его система, к сожалению, мало известна и еще менее понятна. Настанет время, когда возрожденное учение Парацельса снова совершит революцию в медицинской науке, как совершил ее сам Парацельс три столетия назад.



    262

    В макрокосме это происходит во время новолуния, приходящегося на период между 23 октября и 23 ноября.



    263

    Нет необходимости еще раз говорить о том, что этот рецепт нельзя рассматривать буквально: он написан аллегорическим языком и описывает определенные процессы, происходящие в мире стихий, из которых образована душа и которые могут контролироваться силой озаренного духа пробужденных.