ИСКУССТВО ГЛИПТИКИ

Геммы, инталии, камеи

Миниатюрные резные камни и раковины с рельефными изображениями женских и мужских фигур, аллегорических картин, военных сцен, зверей и птиц называют геммами. Резной камень с углубленным изображением именуют инталией, с выпуклым – камеей. Геммы, выполненные на самоцветах и цветных камнях, долшли до наших времен великолепно сохранившимися, пережив одновременно с ними созданные храмы, дворцы, скульптуры и другие памятники искусства.

Глиптика – искусство миниатюрной резьбы на цветных камнях и самоцветах (название происходит от греческого слова «глипто» – вырезаю"), знакома людям с давних времен.

Древнейшими из известных гемм являются выполненные на высоком техническом и художественном уровне интальо Египта и Мессопотамии, датируемые IY тыс. до н. э.

В конце IY – начале III в. до н. э. появляются камеи. Это выпуклые рельефные многоцветные резные камни, вырезанные чаще всего на сардониксе, многослойном, состоящем из чередующихся белых и бурых полос агате.

Многоцветность камей была тем новым, что отличало их от традиционных одноцветных интальо и немногих выпуклых гемм Древнего Египта. В своих работах резчики достигали интересных живописных эффектов и усиления рельефа камней, умело используя для этого различную окраску слоев сардоникса, сочетая контрастные яркие тона или создавая постепенные переходы от черного через различные оттенки коричневого до голубовато-серого и белого.

Резные камни поначалу применялись в качестве амулетов и украшений, а затем священные камни с изображениями и символами превратились в эмблемы их обладателя, особенно в далеком прошлом, где он играл особую роль.

В Египте и Мессопотамии люди не знали замков и ключей. Во всех случаях они пользовались печатями. Печати накладывались на письма, официальные и частные документы, на ларцы с имуществом, сосуды с продуктами для еды, амфоры с вином и маслом, на внешние и внутренние двери домов. Опечатывались и двери гробниц египетских фараонов.

С замками и ключами были знакомы древние греки и римляне, однако обычай наложения печати также был сохранен. Но и в те времена бывали случаи нарушения права личной собственности, поэтому в свод законов Солона вошло запрещение резчикам оставлять у себя оттиски с вырезанных ими печатей. Это была мера, направленная на устранение подделок и злоупотреблений печатями.

Геммы в древнем мире завоевали любовь как произведения искусства. Так, Плиний Старший писал о музыканте Исмении, который располагал агентами, слелившими за рынком и скупавшими геммы во всех окрестностях и даже на отдаленном Кипре. Денег он не жалел, боялся только соперников, таких же, как он, ценителей резного камня.

Многие эллинистические цари покровительствовали глиптике. При Александре Македонском находился придворный резчик, знаменитый Перголем. Только он имел право вырезать на камне портреты своего покровителя. У Митридата YI Евпатора понтийского царя была богатая коллекция гемм, позднее захваченная полководцем Помпеем. Римский император Август, как и Александр Македонский, держал при себе резчика, грека Диоскорида, некоторые произведения которого дошли до наших дней.

Античные резные камни – геммы не только прекрасны как произведения искусства, но и служат важным источником знаний о древнем мире и его культуре. На них изображены копии знаменитых в древности статуй и картин, оригиналы которых во многих случаях не сохранились. На геммах отражена многообразная жизнь античного общества: сцены охоты и войны, богатый и нищий, варвар и грек, атлет и актер. На них изображены домашние птицы и звери. Особый интерес вызывают портреты государственных деятелей, художников и писателей.

На печатях изображали и богов, но больше своих, тех, кого считали своими покровителями – Афродиту, Гермеса, Нику, Эрота. Изображения «государственных» богов – Зевса, Деметры, Аполлона и других встречаются редко.

В отличие от интальо, камеи были предметами роскоши и не имели никакого практического значения. При дворах эллинистических царей, которые отличались богатством и пышностью, начал зарождаться и развиваться новый, более сложный вид глиптики. К тому времени стала более совершенной и техника резьбы на твердом камне. В те времена камеи были главным образом принадлежностью женского туалета. Их вставляли в броши, медальоны, подвески, перстни, нанизывали в ожерелья.

Со многими геммами было связано немало суеверий. Особенно сильно это проявилось в произведениях глиптики последних веков Римской империи, когда язычеческая религия сменялась христианством. В это время резной камень становится амулетом.

В коллекции гемм Эрмитажа хранится резной сардоникс. На нем с одной стороны вырезана фигура летящего Персея, державшего в одной руке голову медузы, а в другой меч. На обратной стороне геммы вырезана надпись на греческом языке: "Беги подагра – Персей тебя преследует".

На Востоке геммы также играли важную роль в жизни людей. Так, в Иране при Сасанидах шах жаловал своему придворному при утверждении в любой должности военной, гражданской, жреческой – регалии будущей власти: шапку, пояс и перстень с печатью. Личная печать придворного была обязательной на деловых бумагах, письмах, приказах и распоряжениях.

На служебных печатях нередко вырезался портрет жреца или вельможи со всеми регалиями. Арабские и персидские историки любили подробно описывать перстни.

Считалось, что цветные камни и самоцветы, вставленные в них, обладали мистической силой и могли влиять на судьбы людей. Повреждение камня было дурным знаком.

Об исключительной важности перстня для просвещенного перса можно судить по отрывкам из произведения XI в. «Ноурузнаме» (Книга о Новом годе) приведенные в книге А.Я. Борисова и В.Г. Луконина "Сасанидские геммы". Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1963 г.:"Перстень – украшение очень хорошее, и на пальце – подобающее.

Вельможи говорят: не человек тот, у которого нет перстня…" "Письмо вельможи без печати – от слабости разума и нечистых помыслов, а сокровищница без печати – от пренебрежения и неосторожности.

От античного мастера резьба на твердом камне требовала необычайного трудолюбия и искусства. При помощи ножа и бурава вручную вырезали печати в Древнем Египте, на Крите и Мессопотамии. С YI века до н. э. камень стали обрабатывать на станочке, который приводился в движение смычком. Агат, как и большинство минералов, применявшихся в глиптика, тверже стали, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразива. В течение многих веков таким абразивом служил наждак с острова Наксос в Эгейском море. И только после похода Александра Македонского в Индию греки стали использовать алмазную пилу и алмазную пыль. Резать приходилось вслепую, не видя камня. Под непрозрачным слоем масла и алмазной пыли можно было упустить важную особенность в декоративности или строении камня. Увеличительного стекла тогда еще не знали. Но античные мастера создали, несмотря на огромные трудности и примитивную технику, прекрасные произведения.

Месяцы, а то и годы упорного труда резчик тратил на создание одной камеи.

Исследователи глиптики говорят, что для изготовления большой камеи требовалось столько времени, сколько для постройки собора.

В средневековой Европе глиптика пришла в полный упадок. Новый подъем ее начался в эпоху Возрождения в Италии и вскоре распространился во всей Европе.

Период расцвета глиптики продолжался с середины XYIII до середины XIX века. В это время появилось множество любителей резного камня. Собиранием гемм занимались коронованные особы, аристократы, ученые, художники. Кто не мог купить себе геммы, коллекционировал слепки с них. Появление на рынке выдающихся гемм было важным событием. Например, о покупке Екатириной II у вдовы немецкого художника Антона Рафаэля Менгса замечательной античной камеи говорили в Риме несколько лет. Гете, живя в Риме, также увлекся коллекционированием гемм. Уезжая в Германию, он приобрел коллекцию слепков с лучших античных гемм и говорил, что это самое ценное их всего, что можно увезти из Рима.

Огромный спрос на геммы привел к тому, что искусные резчики пользовались необычайной популярностью, независимо чувствовали себя даже среди коронованных особ. Характерно, например, поведение итальянского резчика начала XIX в. Бенедетто Петруччи во дворце великой герцогини Тосканской, сестры Наполеона I, которая заказала ему камею с изображением членов своей семьи.

Петруччи вызвали во Флоренцию ко двору герцогини. "Я, – писал он – застал герцогиню и ее маленькую дочку сидящими за столом за завтраком. Весь двор присутствовал при этом стоя. Как только герцогиня меня увидела, она наклонила голову в мою сторону, и один из камергеров сказал мне, что я могу начинать. Я не привык еще ко двору и потому взял стул, стоявший рядом с герцогиней, на котором лежал ее пудель. Не обращая на него никакого внимания, я перевернул стул и свалил собаку на пол. Несчастное животное, не привыкшее к такому обращению, начала лаять, после чего герцогиня метнула на меня взор, полный гнева, и по всему залу пробежал шепот. Но сделал вид, что ничего не понимаю, сел и принялся за портрет. Придворные – французы и итальянцы – обступили меня так тесно, что у меня почти не было возможности работать. В скором времени я придал воску некоторую форму, и маркиз Х, президент Академии и камергер, приблизясь к герцогине, сказал ей, что он в первыйраз видит такое сходство. Она забыла обиду, нанесенную мной ее собаке, и милостиво пожелала видеть мою модель. Она засмеялась и спросила дам, действительно ли они находят сходство, и после утвердительного ответа сказала мне: " Приходите завтра – я дам вам еще один сеанс.

Я прикажу, чтобы вам дали помещение в моем дворце и чтобы у вас не было ни в чем недостатка". Петруччо сделал восковые модели, а затем вырезал портреты герцогини, ее дочери и мужа на камнях. После завершения он получил множество заказов на портреты от придворных, но герцогиня, желая Петруччи работал для нее, позволила вырезать только камею с изображением дочери испанского посла.

Приведенный эпизод описан М.И. Максимовой в книге "Резные XYIII и XX вв.

Путеводитель по Эрмитажу", изданной в Лениграде издастельством Государственного Эрмитажа в 1926 году.


Резные камни России Искусство миниатюрной резьбы по камню в Россиии известно издавна.

Во многих церковных ризницах хранились старинные камни с надписями и и изображениями религиозных сцен. Некоторые государственные печати изготовлялись в камне. Сохранилилсь сведения о мастере Кузьме, вырезавшем в XIII веве печати из камня для татарского хана. В Оружейной палате Кремля хранятся изумруды с рельефными изображениями святых и царей.

Писатели В.И. Лебединский и Л.П. Кириченко в "Книге о камне" рассказывают об удивительной истории трех русских камей, изготовленных в Москве в XIY в.

Впервые камеи упоминаются в источниках XYII в. Одна камея упоминается в "Книге Большой Государевой Шкатулы" и две в описи ценностей Патриаршей ризницы в Кремле. Удивительные приключения случались с этим резными камнями. На самой крупной из них в золотой оправе был изображен Иоанн Предтеча. Камея исчезла в Смутно время и была возвращена в 1630 году, после того, как один из жителей Вязьмы принес ее для продажи в Кремль. Через сто лет камею перевезли в Петербург и поместили на хранение в деревянный ковчег вместе с другими ценностями Зимнего дворца, откуда каменя вновь пропала при неизвестных обстоятельствах.

Летом 1927 г. в Оружейную палату поступила из комиссионного магазина в Москве крупная камея на сардониксе и изящной оправе. Неизвестная камея была совершенной работы, и музейные работники датировали ее XIX в.

Более трехсот лет пролежали в Патриаршей ризнице две другие камеи. В 1918 ризницу ограбили. Вскре бандитов нашли, но многое из награбленного найти не удалось. Пропали и камеи.

Через сорок лет однах из этих камей – "Великая Панагия", была куплена в Москве совершенно случайно. Правда, на ней не было золотой оправы, четырех алмазов и рубинов. На молочно-белом фыоне камеи мягкими линиями вырезан темно-коричневый силуэт Богородицы. В ее лице и осанке нет ни суровости, ни аскетизма. Изображена живая, почти земная женщина.

Упоминание о второй парной камеи "Иоанн Лествичник" обнаружила искусствовед М.М. Постникова в конце 70-х годов ХХ в. при просмотре каталога лондонского антикварного аукциона. После некоторых коллизий камею удалось вернуть в Россию.

"Иоанн Лествичник" чуть поменьше "Великой Панагии", коричневый слой на камее чуть темнее.

И вот все три камеи встретились. Ученые сравнили две камеи без оправы и крупную с оправой, которая находилась в Оружейной палате и которую ошибочно отнесли к XIX веку. У камей оказалось много общего: овальная форма, скошенный край черный, барельефы коричневые, фон молочно-белый. Рельеф фигур низкий, но головы приподняты, как это характерно для древнерусской резьбы по дереву. Все три камеи вырезаны в одном месте и в одном столетии. Поместили их вместе в Оружейную палату как произведения искусства XIY в.

В России большой интерес к глиптике проявился в XYIII веке. Резьба по камню выполнялась на Петергофской гранильной фабрике, называвшейся в те времена «мельницей». На камне преимущественно копировали портреты русских князей.

Резной камень входит в моду, резьба по камню официально признается занятием достойным и для высокопосталенных вельмож. Например, ею занималась Екатерина II. Жена Павла I Мария Федоровна специально обучалась камнерезному искусству у известного мастера Карла Лебрехта. Она вырезала великолепную камею с изображением своей семьи.

В Академии художеств был организован медальерный класс, где учились и работали талантливые русские мастера.

Вскоре перстни с вставками из самоцветов и цветных камней стали очень модными. Носили их многие, в том числе и А.С. Пушкин. Перед ссылкой в Михайловское графиня Е.К. Воронцова подарила ему на память перстень с самоцветом, на котором были вырезаны какие-то таинственные знаки. Поэт очень любил этот перстень и запечатывал ими многие письма. На черновике стихотворения «Талисман» он оставил пять оттисков этой. Перстень он носил на большом пальце и как будто бы верил, что без него ослабевает поэтический гений. Перед смертью Пушкин передал талисман поэту В.А. Жуковскому, затем перстень перешел к сыну Жуковского, а потом был подарен И.С. Тургеневу. Теперь он хранится в музее А.С.Пушкина.

В конце XIX века мода на геммы прошла, они утратили свое былое художественное значение и превратились в стандартные изделия. Выполнять их стали механическим способом с часто расплывчатым рисунком.


Современная техника изготовления гемм В наше время резчики изготавливают камеи из нефрита, халцедона, топаза и других цветных камней с изображениями птиц, зверей и т. д. Выполнение на агатах и других твердых камнях требует большого мастерства и вкуса, как при изготовлении крупных резных изделий, и еще большего искусства. Профессиональный резчик камей использует широкий набор самых разнообразных рабочих инструментов, в том числе и рабочие головки с алмазами. Каждый инструмент сделан специально для прорезания определенной линии или углубления, причем головки одного вида могут иметь различные размеры.

По сравнению с изготовлением обычных резных изделий резьба камей требует гораздо большей точности, поэтому и инструмент должен быть более мелким, и вал меньшего размера (12–14 мм), и увеличительные стекла для визуального контроля. На шпинедель лучше устанавливать подшипники скольжения, которые дают меньшую вибрацию при вращении. На одном конце вала очень тщательно делают резьбу для навинчиванию небольшого зажимного патрона, а на другом устанавливают кожаный круглый ремень. Шпиндель устанавливают на высоте около 150 мм, которая удобна для воздействия головки на камень с необходимой точностью и усилием. Между глазами и обрабатываемым материалом помещают увеличительное стекло с регулятором или набор наголовных луп, которые устанавливают в разных комбинациях. Важно значение для работы имеет яркий свет.

Для гравирования камей, как правило, применяют следующий инструмент: медные головки, припаянные к стальным хвостовикам, разнообразные гвозди, заточенные в соответствии с необходимыми контурами изделия и др. Некоторые инструменты используют в сочетании с порошком карбида кремния.

Изготавливать медные головки можно из шлифованной проволоки диаметром от двух до трех миллиметров. Из проволоки нарезают куски около 50–60 мм, которые затачивают на конус. Затем из медного прутка нарезают пластинки толщиной 3–5 мм и распиливают их кубики. В каждом кубике нужно просверлить или пробить отверстие и плотно забить в него заостренный конец стального стержня.

Медные кубики снимают и вместе со стержнями покрывают флюсом для пайки серебряным припоем. Стержни нагревают на древесном угле специальной горелкой и на острые концы наносят серебряный припой.

Затем стержень пинцетом вставляют в отверстие медного кубика и нагревают, чтобы припой расплавился. После того, как кубик остынет, инструмент зажимают в патроне и медный конец обтачивают до нужной формы напильником. Далее на медных головках закрепляют алмазный порошок крупностью от 180 до 500 мкм, смешанный с вазелином. Смесь порошка с вазелином наносят на плоскую пластину, вырезанную из агата. Используя другую такую же пластину, прокатывают головку инструмента между ними, прикладывая значительные усилия, чтобы зерна алмаза вдавились в медь. На головках других форм алмазые зерна закрепляют, прижимая их при вращении к агатовой пластине, покрытой смесью алмазного порошка и вазелина.

Приемы резьбы камей на твердых камнях схожи с приемами при изготовлении камей на раковинах.

Некоторые камеи изготавливают с помощью ультразвуковых станков следующим образом. Зеркальное рельефное изображение рисунка, прижатое к заготовке из камня, колеблется с частотой ультразвука. К месту их соприкосновения подается вода с частичками абразива. Ультразвуковое колебание торца инструмента с негативным изображением камеи превращается в быстрые движения частичек абразива, разрыхляющих поверхность камня.

Постоянно посупающая вода удаляет разрушенный материал. На камне получается идеально точный рисунок камеи, при этом воспроизводятся такие тончайшие детали, как пряди волос, складки кожи и др. Многие художники и мастера работают над созданием моделей для красивых гемм.

Истории знаменитых камей

Одна из лучших в мире коллекций гемм хранится в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Она насчитывает около 20 тысяч камей и интальо. История эрмитажного собрания начинается в XYIII веке. Довольно быстро в него вошли известные коллекции гемм Луи Филиппа Орлеанского, де Брейтеля, Жана Батиста Казановы и многих других собирателей. Затем большое количество гемм поступило из собраний Жана Батиста Маллия, В.И Мятлева, Д.П. Татищева и др.

Одной из самых древних гемм почти четыре тысячи лет. Это резной сердолик красного цвета Крито-Микенской эпохи, на котором изображена сцена охоты.

Крито-Микенской эпохи с изображением сцены охоты.

При раскопках одного из керченских курганов было найдено резное кольцо из прекрасного сапфирина (голубоватого халцедона). На нем изображена летящая цапля. Поразительно точно передан плавный полет птицы, с ювелирной точностью вырезаны изящные легкие перья. Установлено, что гемма сделана Дексаменом Хиосцем в Y веке до н. э.

В Эрмитаже находится и самое совершенное, по мнению искусствоведов, произведение резьбы по камню античного времени историческая камея Гонзага.

Это одна из самых крупных гемм. Длина ее 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа 3 см. Вырезана она из великолепного трехслойного оникса – верхний и нижний слой темно-коричневые, средний молочно-белый. В отличие от большинства гемм, на камее Гонзага не один, а два профиля – мужской и женский.

На первом плане изображен прекрасный профиль царя, на втором – лицо царицы.

Камея Гонзага отличается мастерским использованием красочных эффектов оникса.

Оникс состоит из трех слоев: средний молочно-белый слой изобилует полутонами, в верхний коричневый вкраплены светлые пятна. Мастер сумел превратить эти недостатки в достоинства: светлые пятна стали изображениями двух голов на чешуйчатом панцире царя – женской – Горгоны и мужской – Фобоса.

Нижний слой оникса темно-коричневый. Из среднего слоя вырезаны фигура царицы и лицо, шея, плечо и гребень шлема царя. Общая окраска слоя молочно-белая с голубоватым оттенком. Участок идеально ровного тона использован для лица и шеи царя. Лицо царицы темнее и в цветовом выражении отличается от лица царя.

Из верхнего коричевого слоя получены шлем, панцирь и волосы царя. Извилистость коричневого слоя оникса мастер использовал для передачи вьющихся локонов.

В Древнем Египте в Александрии при дворе первых Птоломеев появился новый вид резьбы по камню. Там и была создана камея Гонзага в III веке до н. э. До сих пор не установлено, кто изображен на камее. Некоторые специалисты предполагают, что на ней вырезаны бюсты Александра Македонского и его матери Олимпии.

Имя замечательного творца камеи неизвестно. Неизвестно также кто и где владел этой камеей почти две тысячи лет.

Первые сведения о камее появились в середине XYI века, когда она была упомянута в списке личных вещей мантуанской герцогини Изабеллы дъЭсте Гонзага, составленном после ее смерти. Отсюда и название этой камеи.

Довольно долго камея вместе с другими драгоценностями герцогов Гонзага находилась в Мантуе. После смерти Винченцо II Гонзага, у которого не было прямых наследников, в Европе развернулась борьба за наследство между испанскими и австрийскими Габсбургами, с одной стороны, и Францией, с другой. В 1630 году Мантуя была взята и разграблена австрийскими войсками. С камеи содрали золотую опаву, а сам резной камень вместе с другими драгоценностями попал в Прагу ко двору императора Священной Римской империи. Во время Тридцатилетней войны Пражский дворец был захвачен шведскими войсками, а хранившиеся в нем художественные ценности отправили в Стокгольм в музей королевы Кристины Августы, которая стала носить камею как орден на лацкане своего полувоенного мундира.

Поведение и расточительность Кристины вызывало недовольство духовенства и аристократии. После нескольких дворцовых переворотов, не чувствуя твердой опоры, королева отреклась от престола и покинула Швецию, захватив с собой в Рим вместе с некоторыми драгоценностями и камею Гонзага.

Кристина умерла в 1689 году. Ее коллекцию приобрел племянник римского папы Иннокентия XI герцог Брачианский. Почти сто лет камея Гонзага хранилась в Риме, а в 1794 была продана Ватикану. В 1797 году во время итальянского похода войска Наполеона I разгромили папские войска. Папа вынужден был заключить мир с Бонапартом и выплатить контрибуцию, отдав и многие лучшие произведения искусства. Камея оказалась у командующего французской армией и в 1803 году была куплена Жозефиной, супругой Наполеона I. Через шесть лет брак императора с Жозефиной был расторгнут и Жозефина поселилась во дворце Мальмезон, поэтому некоторые искусствоведы камею Гозага называюьт еще мальмезонской.

После поражения в войне с Россией, после взятия Парижа в марте 1814 года cоюзными войсками довольно часто бывал у Жозефины император Александр I. Он сохранил для нее и ее детей крупное состояние. В благодарность Жозефина подарила русскому императору камею Гонзага и попросила у него разрешения сопровождать Наполеона I на остров Эльбу. Александр I подарок принял, но в просьбе отказал, а знаменитая камея была доставлена в Петербург и подарена Эрмитажу.

Самая большая в мире камея хранится в Кабинете медалей в Париже. Она сделана из пластины оникса размером 31 х 26 см и действительно намного крупнее любой другой камеи. На ней с ювелирной точностью вырезано более двадцати фигур, скомпонованных в три горизонтальных слоя. Датируют камею началом I века н. э., когда правил римский имератор Тиберий. В середине камеи на троне изображен Тиберий. У императора выразительное лицо, большие глаза, прямой нос, атлетическая фигура. Рядом с ним знатная римлянка и два молодых воина – сыновья знаменитого полководца Германика, считавшиеся будущими преемниками Тиберия. Над центральной группой – император Август с ближайшими родственниками. Внизу рельефные изображения побежденных германских и дакских воинов с женщинами и детьми.

В целом камея представляет собой картину в камне с тщательной проработкой лиц, величественными и благородными позами Тиберия и Августа, скорбными, со склоненными головами фигурами пленных варваров. Творец камеи неизвестен.

За две тысячи лет жизни камея много раз меняла хозяев, государства и дворцы.

Когда Древний Рим пришел в упадок, на стыке Европы и Азии, на месте небольшого греческого города Византион в 324 году н. э. императором Константином была основана столица Восточной Римской империи (Византии). В будущем столицу называли Константинополь (ныне Стамбул). Император Константин хотел сделать из нее второй Рим. Началось бурное строительство. Появлялись роскошные мраморные дворцы, сверкающие золотом храмы, большие площади, огромный ипподром, длинные и широкие улицы. Перевезли в Константинополь и личную казну императора, где среди множества сокровищ оказалась и огромная камея.

В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. С награбленным исчезла и большая камея. К тому времени она стала более массивной, так как у нее появилась оправа, усыпанная драгоценными камнями и жемчугом, с выполненными из эмали изображениями евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна по углам. Оказалась камея у императора Латинской империи, основанной крестоносцами в бывших владениях Византии, Балдуина II, который продал ее вместе с другими христианскими реликвиями французскому королю Людовику IX Святому. В 1341 году уникальная резная картина на камне уже значилась в списке ценностей парижской часовни в аббатстве Сен-Дени, но через два года по распоряжению Филиппа YI камею передали в дар папе римскому Клименту YI.

Прошло несколько десятков лет. Доходы главы католической церкви упали.

Пришла пора продавать церковные ценности. Большую камею приобрел французский король Карл Y Мудрый. Редкостное произведение искусства торжественно передали часовне в Сен-Дени, засвидетельствовав это событие на золотой оправе резного камня.

Великая Французская революция изменила судьбу Большой камеи. Королевская казна стала достоянием народа и ее сокровища выставляют для всеобщего обозрения. Камея попадает в Кабинет медалей, откуда в первые годы XIX века ее вместе с другими ценностями, похищает Шарлье – человек без определенных занятий. Через некоторое время камея была продана в Амстердаме и в городе начались разговоры об удивительном резном камне. Французский консул решил слухи проверить, ему удалось увидеть похищенную знаменитость и через несколько часов похитель оказался в тюрьме.

Камею была возвращена в Париж, когда короновался Наполеон I. Резной камень римского времени с изображением императоров был очень кстати. На камее заделывают трещины, чистят и помещают в пышную позолоченную оправу. Уникальный резной камень Наполеон назвал "Великой камеей Франции".

Следующее событие в истории Большой камеи произошло в 1832 г. когда по приказу короля Великую камею лишили оправы и отправили вновь в Кабинет медалей, где она хранится до сих пор.