ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЯГКОГО КАМНЯ

МАТЕРИАЛ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗНЫХ РАБОТ

Мягкий камень привлекает мастеров не только простотой обработки, но и высокой декоративностью. Часто он имеет выразительный рисунок, который отчетливо проявляется при полировании. Однако для художественных изделий применяются и такие мягкие камни, которые невозможно отполировть. Не поддается полировке и остается матовой поверхность мягкого известняка, мергеля, мягких песчаников.

Тем не менее эти камни также имеют декоративные достоинства, и мастера умело исиспользуют их, сопоставляя шлифованную поверхность с колотой, пиленой и рифленой фактурой. Однако большинство мягких камней прекрасно полируются, приобретая почти зеркальный блеcк. К ним относится тальковый камень (жировик), агальмотит (мыльный камень), селенит, гипсовый камень, алебастр, гагат, каменный уголь (антрацит), янтарь, серпентин и некоторые виды сланцев. Каждый мягкий камень имеет свои особенности, от которых зависят приемы его обработки.

Камни, принимающие полировку. Стеатит (тальковый камень, жировик). Стеатит относится к самым мягким камням. Имея твердость по шкале Мооса 1, он легко скоблится ногтем. По виду камень напоминает стеарин, парафин или свиное сало.

К тому же стеатит жирный на ощупь. В тонких пластинах камень слегка просвечивает, что усиливает его сходство с салом. В Древней Греции камень так и назвали «стеатит», что в переводе с греческого означает «сало». В Европе за те же самые качества его назвали жировиком и горшечным камнем, так как из него вырезали огнеупорную посуду.

Стеатит имеет белый цвет с сероватым, зеленоватым или слегка коричневатым оттенком. В Древней Греции из стеатита изготовляли небольшие фигурки и небольшие сосуды. До наших дней сохранился сосуд из дворца в Фесте, украшенный контурными изображениями птиц, изготовленный во II веке до новой эры. Так что традиции обработки этого мягкого камня имеют свои корни в глубокой древности.

Тальковый камень прекрасно обрабатывается любыми стальными инструментами и хорошо полируется. Чтобы усилить блеск, а заодно предохранить резное или точеное изделие и стеатита, его нагревают, натирают парафином и отполировывают до стеклянного блеска фланелью или сукном.

Агальматолит (мыльный камень, пирофиллит, пагодит).

Твердость этого минерала из группы алюмосиликатов 1–2. На глаз его трудно отличить от талькового камня. К тому же он, как и тальк, жирный на ощупь.

Камень имеет белый, желтый, серо-зеленый и коричневый цвет. В толковом словаре В.И.Даль пишет: " Мыльный камень, или мыльняк, – мягкий зеленоватый камень, из которого китайцы режут истуканы". Но китайцы мастера резали из агальмотолита не только истуканов, но в первую очередь пагоды – макеты почитаемых храмов. Поэтому в Китае местную разновидность агальматолита называют пагодитом.

Мыльный камень легко обрабатывается теми же стальными инструментами, которые используют резчики по дереву. Готовое изделие шлифуют наждачной бумагой и полируют самыми различными пастами, имеющими светлый цвет и не загрязняющими его поверхность. Чаще всего применяют мел, отмученный мрамор и гашеную известь.

Камень хорошо полируется и после обработки имеет интенсивный стеклянный блеск. Однако того же эффекта китайские мастера добиваются иным способом. Они скоблят поверхность изделия острыми скребками, затем натирают ее воском и отполировывают фланелью до блеска.

Воск не только улучшает внешний вид резных изделий, но и укрепляет камень, защащая его от вредных воздействий внешней среды.

На южном Урале, в Бурятии и Туве камнерезы используют его для создания миниатюрной скульптуры.

Чаще всего из камня вырезают домашних животных, которых видят в окружаюшей жизни, а также различные бытовые сценки. Готовое изделие шлифуют хвощом, а затем полируют гашеной известью с мыльной водой. Когда изделие высохнет, его покрывают тонким слоем парафина и ставят в печь при температуре 50 градусов. В печи парафин расплавляется и заполняет мельчайшие мельчайшие поры камни.

Через 10 минут изделие вынимают, дают остыть и натирают до блеска сукном.

Гипсовый камень также используют в камнерезном деле. Он имеет белую, светло-желтую, серую, коричневую и розовую окраску. Она зависит от наличия в нем различных цветных примесей. Камень можно ополировать до блеска, однако имеются разновидности гипса, которые поддаются полировке плохо.

Селенит и алебастр – наиболее известные разновидности гипсового камня, которые применяют для скульптурных работ.

Селенит (от греческого «селене» – луна) имеет белый цвет с бледно-розовым, бледно-оранжевым и желтовато-золотистым оттенком. Отличительной особенностью камня являются его шелковистые переливы. Именно за это греки и назвали его селенитом.

Видимо, древние мастера увидели в камне нечто общее с серебристыми переливами лунного света. В Западной Европе этот материал назвали сатиновым шпатом.

Из селенита вырезают миниатюрную скульптуру, вытачивают на токарном станке подсвечники, коробочки, шкатулки и др.

К наиболее плотной мелкозернистой мрамороподобной разновидности гипса относится алебастр. Он имеет белый, кремовый, светло-оранжевый и светло-желтый цвет и жирный на ощупь.

Название свое алебастр получил по городу Алабастрон в Древнем Египте, где велись его разработки.

Камень легко обрабатывается стальными инструментами, его твердость по шкале Мооса – 2. В Древнем Египте, Ассирии и Древней Греции этот камень использовался для создания крупной скульптуры и рельефов со сложными композициями.

Несмотря на хрупкость и мягкость камня, до нашего времени сохранились многие произведения древних скульпторов. В Париже в Лувре хранятся статуи фантастических крылатых быков с человеческими головами из дворца ассирийского царя Саргоса II.

Статуи высечены из огромных блоков алебастра в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Копии этих скульптур, выполненные в натуральную величину находятся в Москве в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Алебастр относится к тем материалам, которые используются человеком без остатка. Отходы камня даром не пропадают, а используются для лепных работ и обработки штукатурки под стенную роспись.

В России камнерезный промысел по обработке мягкого камня возник в середине XIX века на Урале. Не так давно были открыты богатые месторождения алебастра в Краснодарском крае и Самарской и Нижегородских областях.

Гипсовые камни отличаются разнообразием оттенков и наличием различных вкраплений, тональных переходов, прожилок. Это дает возможность подобрать такой кусок камня, который будет наиболее полно отвечать творческому замыслу мастера.

Из гипсового камня вырезают фигурки людей и анималистическую скульптуру.

Он хорошо обрабатывается ножами, стамесками, напильниками, штихилями и другими стальными инструментами.

На токарных станках по дереву вытачивают декоративные вазы, детали подсвечников, настольных ламп, чаши, блюда и т. д. Используют в работе резцы и стамески по дереву, рашпили и напильники. Выточенные изделия шлифуют на токарном станке абразивными шкурками, постепенно переходя от крупнозернистых к мелкозернистым. Полировать гипсовый камень можно любым полировальным составом, на несенным на сукно, фланель или кожу.

Гагат (черный янтарь). Так называют камень черного цвета, являющийся разновидностью каменного угля. Твердость гагата 2,5–3. После шлифовки он приобретает интенсивный блеск и глубокий черный цвет. Крупные месторождения гагата находятся в Сибири близ города Черемхова.

Гагат размягчается при температуре 200 градусов, а при 400 градусах становится вязким. Эту особенность гагата используют при утилизации отходов. Оставшиеся после обработки осколки, крошки, опилки спекают вместе и получают монолитные куски камня для резных работ. Подобным свойством обладает янтарь. Иногда гагат находят, как и янтарь, на морском побережье. Может быть это и натолкнуло древних греков назвать смолистую разновидность черного угля черным янтарем. Греческое слово «гагатос» означает черный янтарь.

Гагат, как и янтарь легко обрабатывается стальными инструментами. Еще в бронзовом веке из него делали гребни, перстни, браслеты и другие украшения. Такие же украшения делают и в наши дни. Грубая обработка ведется с помощью пилы, напильника и ножа. Гравируют стальными штихилями, шлифуют абразивными порошками, пемзой, шлифовальными шкурками, полируют древесным углем, окисью хрома, крокусом, окисью алюминия. После полировки изделие выдерживают два часа в воде, вытирают насухо, заворачивают в мягкую ткань и кладут в сухое место. Камнерезы утверждают, что после такой выдержки гагатовые изделия могут храниться вечно.

Янтарь – окаменевшая ископаемая смола хвойных деревьев. Камень имеет множество разнообразных оттенков – от белого, желто-золотистого до зеленовато-коричневого. Встречаются как прозрачные разновидности, нередко содержащие включения насекомых и остатков растений, так и матовые, наполненные мельчайшими пузырьками воздуха. Прозрачные разновидности янтаря более хрупкие, чем непрозрачные.

Твердость янтаря 2–2,5. Он царапается ногтем, а более твердые разновидности – медными и железными предметами, легко обрабатывается напильниками, пилами с мелкими зубьями, штихилями, шаберами и другими стальными инструментами.

При температуре 150 градусов янтарь становится пластичным, а при 260–310 начинает плавиться. Это свойство дает возможность сплавить вместе мелкие кусочки янтаря, крошки, опилки и из полученного камня изготовить разные украшения.

Полируют янтарь пемзой, трепелом, крокусом, нанесенными на дерево, ткань или войлок. Вручную полируют влажной абразивной шкуркой. На матерчатом кругу его можно полировать мелом, разведенным водой и крокусом, разведенным маслом.

Ювелиры изготавливают из него перстни, бусы, браслеты, кулоны, броши и др.

Им отделывают шкатулки, ларцы, зеркала и интерьеры (Янтарная комната).

Антрацит – от греческого «антраксис» – уголь. Содержит до 96 процентов углерода, он не только хорошо горит, но является хорошим поделочным камнем.

В Западной Европе он издавна используется в камнерезном деле.

Твердость его 2–2,5, но он довольно хрупок. Поэтому режут его осторожно, применяя пилу с мелкими зубьями, рашпили, шлифовальные бруски, шаберы. Во время обработки заготовку время от времени опускают в холодную воду, чтобы смыть образующуюся угольную пыль.

Шлифуют изделия из антрацита шлифовальными шкурками, а полируют окисью хрома, трепелом, окисью алюминия, нанесенными на дерево, кожу или войлок. При хорошей полировке изделие приобретает сильный стеклянный блеск и совсем не пачкает рук.

По внешнему виду изделия из атрацита напоминают изделия из гагата.

В Англии, Польше и Германии из него делали кулоны, бусы, подвески и др.

Серпентин (змеевик) – камень серо-зеленого цвета на изломе. После полировки приобретает темно-зеленую, почти черную окраску. Твердость 2,5–4. Обрабатывается стальными инструментами, шлифуется на кожаных шлифовальных кругах с окисью алюминия до зеркального блеска.

Камни, не принимающие полировку. Выбирая камень, мастер руководствуется не только его красотой, но и тем, насколько этот материал отвечает художественному замыслу. В скульптуре полированная поверхность не всегда уместна. Например, белый медведь, вырезанный из известняка, смотрится более выразительно, чем их отполированного гипсового камня. К мягким камням, не принимающим полировку, относятся известняк, мергель и мягкие песчаники.

Песчаник – широко распространенная осадочная порода, состоящая в основном из кварцевого песка, сцементированного глиной, известью, мергелем и кремнеземом. Твердость песчаника зависит от цементирующего состава, поэтому она может быть от 1 до 8, когда с ним может справится только алмазная пила и инструменты из очень твердой стали.

Глиной, известью и мергелем обычно сцементированы мягкие породы песчаника.

Цвет у них от белого, желтого до лилового. Твердость мягких песчаников от 1 до 3 по шкале Мооса и они легко обрабатываются стальными инструментами.

В Древнем Египте песчаник широко применялся в строительстве. Мягкие мелкозернистые песчаники применялись для резных работ. Например, из красного песчаника была вырезана знаменитая стела Парам-Сина, сохранившаяся до наших дней.

Песчаниками разной твердости богата средняя полоса России.

Для скульптурных резных работ используются более твердые песчаники. Из них вырезают парковую скульптуру и различные вещи. Всречаются песчаники повсюду.

И если поблизости нет карьеров, исходным материалом для скульптурной работы могут быть валуны, а для камерной скульптуры – голыши, бесформенные куски песчаника, галька.

Мягкие камни, в отличие от твердых, можно обрабатывать обычными стальными инструментами, которые используют для работы с деревом: ножи, стамески, топоры, рашпили, пилы с мелкими зубьями, коловорот, тесло и другие.

Мягкие камни имеют твердость по шкале Мооса от 1 до 3. Стальной нож легко снимает с таких камней слой за слоем. Так же легко они обрабатываются различной формы стамесками. В работе будут нужны и топор, и ножовка по металлу, и пила с мелкими зубьями. Пилой распиливают камни на блоки и пластины, а топором обтесывают заготовки вчерне.

Мелкую резьбу и гравировку выполняют стальными резцами – штихилями. Для работы с мягким камнем нужно иметь грабштихель, болтштихель и флахштихель.

Грабштихель – это резец, имеющий в сечении треугольник или ромб. Применяется для графирования тонких линий.

Болтштихель – резец, имеющий в сечении круг, овал, полуовал или полукруг.

Флахштихель – резец, имеющий в сечении прямоугольники, и трапеции.

Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей, а также для выборки фона рельефа. Болтштихелем фон выбирают вчерне, а флахштихелем подчищают.

Для работы с более твердым камнем применяют штихели, которые идут на изготовление напильников и надфилей.

Бормашина. Для миниатюрной резьбы по камню и граровки наряду с ручными инструментами можно применить бормашину. Собрать ее можно из электромотора для швейной машины и из рукава с наконечником – от медицинской бормашины. Можно использовать и другие электромоторы, но, работая с электромотором от швейной машины, можно с помощью ножной педали регулировать скорость вращения шпинделя мотора, а значит, и вставленный в наконечник бора или фрезы.

Наконечник бормашины имеет цанговый зажим, в который вставляют фрезы или боры (шарошки), перки, оправки с наждачной бумагой, дискодержатели. Благодаря гибкому валу наконечник может перемещаться в различных направлениях и располагается под любым углом к обрабатываемой поверхности.

Для обработки мягких камней используют боры из инструментальной стали. Алмазный инструмент применяют в работе с твердым камнем.

КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО

Один из замечательных памятников древнегреческой эпохи – город Херсонес был основан на южном берегу Черного моря в Y веке до н. э. и просуществовал до XY века. Он возведен на коренном известняковом массиве с улицами, ровными как струны, кварталами одинаковой длины и ширины. Дома были сложены из глыб известняка, а широкие улицы вымощены известняковыми плитами.

Большой городской античный театр был также частично высечен в известняке.

Он располагался под открытым небом возле крепостных стен. С его ступеней открывался красивый вид на гавань. Театр вмещал до 3 тысяч зрителей, а в городе жили 20 тысяч человек. Центр театра занимал каменный помост, от него амфитеатром поднимались скамьи из камня, разделенными лестницами на секторы.

Окружала Херсонес крепостная стена длиной около 3,5 км и высотой 10 м. Толщина стены достигала трех метров. На ней вполне могли разминуться воины, идущие навстречу друг другу. Примерно на расстоянии 50 м друг от друга поднимались боевые башни.

Очень хорошо сохранились, возведенные из камня крепостые стены. Стена состоит из наружного и внутренного панцирей, пространство между которыми заполнено рваным камнем на глине. Панциры сложены из тщательно отесанных известняковых блоков в виде правильных параллепипедов. Пористый известяк-ракушечник добывали неподалеку в двух каменоломнях, обрабатывали на месте и получали квадры – блоки, которые по морю доставляли к гавань для окончательной отделки. Середина лицевой поверхности оставалась грубо отесаной, а края по всему периметру выравнивались. Таким образом обработанный штучный камень называют рустом. Он придает стенам монументальность, рельефность и изящество. Строго одинаковая высота квадров в рядах кладки, ровные гладкие поверхности соприкасавшихся блоков и значительная тяжесть каждого камня делали крепостные стены очень прочными.

Двадцать веков надежно защищали они город.

По высоте их кладка порой менялась. Самая нижняя часть стены – противотаранный пояс – был уложен квдрами плашмя, чтобы оказать максимальное сопротивление стенобитным орудиям. Выше ряды квадров, лежаших плашмя, чередуются с рядами квадров, поставленных на ребро. Эти квадры укладывали то узкой, то широкой стороной наружу. Торцевые камни входили в забутовку, зажимались каменными глыбами, что давало жесткое соединие панциря и внутренней части стены.

Верхний ярус крепостных стен относится к римскому времени и средневековью.

Его кладка скреплена известково-песочным строительным раствором.

Уникальная сохранность известняка поражает. Как и две тысячи лет назад, камень монолитный, не растрескавшийся, отесанные края плит гладкие.

Под дождями, ветрами, снегами, морозом и солнцем камни домов и стен из известняка-ракушечника с честью выдержали многовековое испытание на прочность.

В чем же секрет особой прочности камня? Предположения есть, но четкого ответа на этот вопрос пока еще нет.

Высоко ценились самоцветные камни, но служба их порой заканчивалась в музеях. Иное дело камень строительный. Его достоинства куда скромнее, но именно из известняка или песчаника были созданы те прекрасные сооружения древности, которые служили предкам и не перестают удивлять их потомков.

На Руси наибольшее применение в строительных работах получил белый каменьизвестняк, залежи которого широко распространены на Русской равнине.

Много замечательных сооружений Древней Руси построены из подмосковных известняков.

При разработке известняка получали не только сам камень, но и известь, которую использовали для связующего раствора каменной кладки.

Особую ценность представляют мячковские известняки, образовавшиеся около 300 млн. лет назад. Они состоят из остатков скелетов морских беспозвоночных таких, как моллюски, кораллы, морских лилий, крошечных раковин простейших существ и т. п. В промежутках между обломками фауны много мелких пор, на их долю приходится более четверти объема камня.

Так же, как здания древнего Херсонеса, построенные из известняка, белокаменные колонны и облицовку древних сооружений Руси поливали дожди, леденили морозы, но подмосковный известняк выдержал испытаение временем.

Древнейшие разработки девонских известняков располагались у Изборска, Порхова, Пскова и по берегам реки Великой. Во Владимиро-Суздальской Руси извест няк добывали от отложений верхнего отдела каменноугольной системы по берегам Волги у Старица и Зубцова и рек Москвы и Пахры.

Добываемый белый камень делился на сорта: стенной шел в кладку стен и фундаментов, известковый – на обжиг для получения извести, бутовый и булыжный на забутовку.

Распространение каменного строительства в стране леса, какой была территория русских княжеств, диктовалась экономическими причинами. В разные стороны, по дорогам и рекам ши торговые пути, все больше и больше товаров везли по ним оборотистые купцы. Товар нуждался в защите, его надо было сохранять и схоронить от лихих людей, и от огня. Деревянные постройки не могли более служить убежищем, да и товару в них стало тесно.

Поэтому строительный камень тоже стал достаточно ценным товаром, его не раз жаловали княжеские и царские милости монастырям и боярам. Традиция эта держалась долго. В XYII веке боярину И.Б. Милославскому за его вотчинные земли, взятые в казну, уплатили камнем и кирпичом. Нередко крестьянские селения в районах каменоломен оброк платили известью.

Масштабы добычи белого камня были очень велики. Каменное строительство в XI–XIII веках велось в тридцати городах. В известной степени добычу облегчала невысокая твердость известняка, но камень не просто обтесывали, а часто украшали резными узорами.

Белокаменные соборы, церкви и дворцы Владимиро-Суздальского княжества простояли сотни лет, сохранив первозданную красоту. Дмитриевский собор во Владимире являет прекрасный пример художественного использования белого камня.

Построен он в конце XII века и от крыши до пояса украшен резьбой по камню в смешанном славяно-византийском стиле с четко выполненными фигурками людей и животных, ажурным рисунком, композициями на религиозные темы, изображениями различных героев древнего мира. Неподвижные каменные стены словно живут и переливаются игрой каменной резьбы в чередовании света и тени.

Из белого камня построены великолепный Рождественский собор в Суздале, церковь Покрова на Нерли, палата Андрея Боголюбского в селе Боголюбово, резной белокаменный портал украшает Спасский собор Андронникова монастыря, построенного в 1427 г. Москве. Первые резные рельефные композиции храма Покрова на Нерли с изображениями сказочных белокаменных образов – сирен, грифонов, кентавров предшествовали необыкновенным ансамблям на стенах Дмитровского собора во Владимире. Одним из великолепных сооружений Древней Руси стала белокаменная церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле. Построила ее вдова Дмитрия Донского в честь победы русского народа в Куликовской битве.

Почти столетием позже в Кремле воздвигается великокняжеский дворец, отделанный по главному фасаду гранеными блоками белого камня и потому более известный как Грановитая палата.

До XY века белый подмосковный камень оставался основным строительным материалом кремлевских соборов. В 1367 году из него возвели первую каменную крамлевскую стену со стрельницами.

В течение семи столетий пока добывался подмосковный белый камень, многие поколения каменотесов вырубили под землей, в толще известняковых слоев, огромные лабиринты, состоящие из залов, коридоров и переходов, где нередки находки блоков обработанного известняка, иногда с насечкой орнамента.

Самые большие каменоломни – сьяновские, длина их обследованных ходов приближается к 20 км. Очевидно из этих разработок и шел известняк на строительство кремлевских стен и белокаменных соборов XII–XYII веков.

Именно в белом подмосковном камне воплотился архитектурный облик нашей древней столицы, которая с той поры стала зваться белокаменной.

Полюбился белый камень и московским архитекторам XYIII–XIX веков. Многие гражданские здания были выстроены в ту пору с применением подмосковного известняка.

Скульптуры, созданные из этого довольно мягкого и будто бы на первый взгляд не очень прочного камня, прекрасно сохранились до нашего времени, например 12 скульптур апостолов из белого камня в церкви неподалеку от города Серпухова, построенной в середине XYIII века.

Полтора столетия несет на себе стремительную квадригу, управляемую Аполлоном, грандиозный восьмиколонный портик Большого театра, выполненный из мячковского камня.

До сих пор сохранились белокаменные львы на ограде дома Хераскова – бывшего Английского клуба. За оградой прекрасный образец страринной городской усадьбы конца XYIII века. Штучным подмосковным известняком отделано само здание и портики ворот, на которых возлежат каменные львы.

"Одним из чудес мира" называли современники дворец-усадьбу, построенную В.И. Баженовым на крутом холме против Боровицкой башни. Владелец дома П.Е. Пашков приходился потомком денщику Петра I.

Однако сведений о том, что художественный облик здания во многом обязан белому подмосковному камню, из которого сложены колонны центрального и боковых портиков, а также рустованная облицовка цокольного этажа, в этих источниках нет.

Свое официальное название белый камень получил в 1926 году, когда геолог А.П. Иванов выделил верхний горизонт известняков московского яруса каменноугольной системы и предложил именовать его мячковским.

Цвет мячковского известняка белый, но отдельные известняковые слои отличались оттенками – палевым, желтым, розовым. Поэтому кладка из мячковского камня была особо декоративна, что создавалось цветной гаммой разных каменных блоков.

Белый камень продолжал употребляться в московском строительстве и в советское время. Пришедший на смену мячковскому известняк Коробчеевского месторождения, расположенного под Коломной, широко применялся в отделке столичных зданий. Им украшены Казанский вокзал, здание Московского усниверситета, высотные дома на Смоленской площади и Котельнической набережной, наземный вестибюль станции метро «Павелецкая-кольцевая» и др.

Типичен для московского зодчества не только материал, из которого сложено здание, но и ярко-красный цвет кирпичных стен и белокаменный декор из коробчеевского известняка.

В последнее время фундамент и стены из подмосковного камня уже не строили, он использовался исключительно как декоративный материал. И это было его последнее применение.

Вместе с песком и глиной третьим китом индустрии строительных материалов можно считать карбонатные породы – известняки и доломиты.

Раньше известняком называли камень, из которого получали известь.

Из погребенных известняков в результате перекристаллизации под действием давления и температуры образуется мрамор. По химическому составу мрамор, так же как известняк и белый писчий мел, состоит из углекислого кальция. который присутствует в нем в виде мелких зерен минерала кальцита. Кальцитовые зерна достаточно прочно связаны между собой, поэтому мрамор вполне устойчив к атмосферному воздействию.

Цвет мрамора различен и зависит от присутстсия примесей. Тонкие чешуйки графита вызывают серую и черную окраску, окислы железа и марганца дают красный и розовый цвета, хлорит – зеленый и т. д. Абсолютно чистый мрамор имеет белый цвет.

Строительные и декоративные свойства мрамора прекрасно знали древние греки, которые использовали его для возведения своих знаменитых храмов. В YI Y веках до нашей эры были воздвигнуты такие замечательные сооружения древности, как храм Артемиды в Эфесе, сожженный Геростратом, и Афинский акрополь с мраморным Парфеноном.

Мраморными плитами была облицована средняя восьмигранная башня Александрийского маяка – одного из семи чудес древнего мира. Именно мрамор донес до нас имя строителя маяка Сострата Книдского, сына Дексифана, который скрыл под свой мраморный автограф слоем штукатурки с именем египетского царя Птоломея.

(Лебединский В.И., Кириченко Л.П., 1974).

Одним из видов резных изделий является скульптура. Камень статичен и, как никакой другой материал, превосходно передает спокойную и созерцательную красоту статуй. И еще одно замечательное свойство выделяет камень среди других материалов – его долговечность и прочность.

Сотни миллионов лет назад образовался мрамор – порода белого цвета, перекристаллизованная разновидность известняка. Искусная рука мастера превращает мраморую глыбу в прекрасную статую.

Камень статичен и, как никакой другой материал, превосходно передает спокойную и созерцательную красоту статуй. Есть еще одно замечательное свойство, выделяющее камень среди других материалов – его долговечность и прочность.

Прекрасны мраморные статуи древнегреческих скульпторов, хранящихся в Эрмитаже, Лувре и других музеях, пролежавшие в земле два с половиной тысячелетия и донесшие до нас свое непревзойденное художественное совершенство, удивлявшее людей всех времен.

Мрамор. Этот красивый и прочный, часто богато окрашенный камень издавна ценился у всех народов. Статуи из мрамора словно светятся изнутри, пробуждая высокие чувства и благородные стремления.

Разнообразие окрасок мрамора, варьирующих во всех цветах и оттенках, определяет богатые декоративные возможности камня, и в этом отношении с ним не может сравниться никакой другой материал.

Великолепные качества мрамора для художственных работ связаны с зернистым строением, разнообраной расцветкой и способностью легко принимать совершенную полировку.

Мрамор во всех разновидностях обладает особым очарованием. Удивительная чистота снежно-белого мрамора вызывает впечателение чего-то недосягаемого и неземного. Нет другого камня, который был бы таким чисто белым, словно только что выпавший снег. Зеркально-блестящий черный мрамор вызывает траурное и вместе с тем торжественное настроение.

Пробуждают фантазию многочисленные пестрые мраморы с зеленоватыми, красными, лиловыми, голубоватыми и других цветов жилками и пятнами. Пышны и декоративны красные и желтые мраморы.

От всякого мрамора веет холодом, даже если в его окраске есть теплые оттенки. Это чисто зрительное ощущение при известных условиях оказывается полезным в знойную погоду и усиливает обаяние камня. Можно понять, почему в спинки старинных кресел в Китае и Японии вразались пластины мрамора.

Несмотря на значительную прочность, мрамор довольно легко обрабатывается резцом, пилой, сверлом, напильником. Благодаря зернистому строению мрамор не растрескивается. Окончательная обработка пемзой дает чрезвычайно нежную поверхность. После этого мрамор легко полируется, причем полировка получается прочная и блестящая.

Для ваяния человеческого тела нет лучшего материала, чем белый мрамор.

В камне гармонично сочетаются прочность и нежность, а белизна скульптуры кажется одухотворенной, если в мраморе проявился розоватый или чуть желтоватый оттенок.

Выше всего в древности ценился белый мрамор с пластинчатой структурой с острова Парос в Эгейском море. О его исключительном значении свидетельствует и то, что это был единственный мрамор древности, добывавшийся в подземных выработках при искусственном освещении.

Пароссикий мрамор не чисто белый, а с легким желтоватым оттенком, просвечивающийся, с нежным, словно бархатистым, блеском.

Гора Пентеликон, находящаяся неподалеку от Афин, сложена превосходным мрамором. Из него построен Парфенон, храм бога Зевса и множество бессмертных памятников древнегреческого искусства. Мрамор преимущественног молочно-белого цвета, и именно благодаря этому он целился в Риме выше, чем блестящий желтоватый паросский или сахаровидный каррарский.

В знаменитых каменоломнях Каррары в северной Италии на сколонах Аппуанских Альп трудились каменотесы над вырубкой, обтесыванием и транспортировкой громадных мраморных глыб. Самые известные карьеры этого района – Верзилия и Керфана – разрабатывались в древнем Риме уже в III веке но нашей эры.

Мрамор залегает в виде мощных пластов в отложениях палеоген-неогенового возраста. По своим замечательным свойствам – белому цвету, чистоте, равномерной зернистости, способности к просвечиванию и отсутствию трещин – каррский мрамор незаменим при выполнении наиболее отвественных скульптурных и архитектурных работ. Из него, например, высечена статуя Аполлона Бельведерского.

Гениальный итальянский скульптор конца XY – начала XYI веков Микельанджело создавал свои скульптуры ("Давид", знаменитую группу Пьета во Флоренции, фигуры в соборе св. Петра в Риме и др.) почти исключительно из каррского мрамора. Тот же материал использовали выдающиеся скульпторы Роден, Канова, Торвальдсен и др. Знаменитые скульптуры М.М. Антокольского " Петр Великий", "Иван Грозный" и др. также изваяны из каррского мрамора.

Их привлекали замечательные свойства белого мрамора, особенно просвечиваемость. Лучший каррарский статуарио пропускает свет на глубину почти 4 cм, а паросский – на 3,5 см. -

Просвечиваемость мрамора не связана ни с величиной, ни с формой зерен, она обусловлена одинаковой ориентировкой кристаллов кальцита. Пористость мрамора незначительная от 0,02 до 0,4 процента, поэтому на полированном мрамора чернила не оставляют следа.

Открытие каррарского мрамора, несомненно, содействовало расцвету искусства в Древнем Риме. Одним из обязательных условий развития искусства является наличие в стране подходящего материала. Древние египтяне использовали для колоссальных изваний гранит и не менее твердый базальт и уже по этой причине не смогли достичь высот древнегреческого искусства, главным материалом которого был легко обрабатываемый мрамор. Правда, из крепкого песчаника древние египтяне изготовляли чудесные скульптуры, как, например, бюст царицы Нефертити, но в целом этот камень не нашел широкого применения в скульптуре.

Месторождения декоративного и скульптурного мрамора, хотя и уступающие итальянскому, находятся и в других странах Епропы. Хороший скульптурный мрамор добывают во Франции (в Пиренеях), в ФРГ и некоторых других странах.

В России статуарный мрамор находится на Урале. Лучшими уральскими камнями признаны полевой мрамор белого цвета с палевым рисунком, коелигинский и прохорово-баландиский мрамор (Челябинская область) также белого цвета, но с редкими облачными пятнаями.

Удивителен негребовский мрамор, который добывают на Украине на Житомирщине. Он состоит не из кальцита, как остальные мраморы, а из более крепкого и устойчивого к выветриванию доломита. Белый мрамор с голубоватым или бледнокремовым оттенком великолепно полируется и обладает уникальной просвечиваемостью – до 4–6 см.

Одновременно с использованием мрамора в строительстве шло освоение этого материала скульпторами. Ценность мрамора для скульптурных работ заключается в его способности принимать полировку, а также относительной легкости обработки, которая объясняется невысокой твердостью минерала кальцита.

Из мрамора были созданы прекрасные произведения античной скульптуры. Разной была их судьба. Одни стали жертвами стихий, другие погибли в захватнических войнах, потрясавших древний мир. Некоторые из них, что уцелели от землятресений и варварства, бережно хранятся в музеях. Среди них статуя римской богини, несколько веков пролежавшая в земле вечного города и оказавшаяся в Петербурге в результате изящного дипломатического хода. В 1717 году в Италию был отправлен послацен царя Петра капитан Юрий Кологривов с поручением: в качестве "царева ока" приглядывать за обучением русских художников за границей, с иностранными художниками уговариваться о писании картин, а также искать и покупать произведения искусства.

В октябре Кологривов известил Петра I о художнике, "который баталии пишет":

"По указу Вашего Величества, с живописцем договорился писать баталии за следующую цену: большие по три тысячи по пятисот ливров, малые по восьмисот ливров, и уже зачал писать полтавскую, и ежели все напишет таким письмом, как зачал, и как обещается, то кажется очень недорого взял…"

Еще дешевле, всего за 196 ефимков (талеров), сделал вскоре Кологривов приобретение, которым и имя свое для истории сохранил, и царю Петру великую ценность для грядущей коллекции предоставил. По этому поводу царев посланец доносил в Петербург: " На сих днях купил я статую марморовую Венуса, старинная, найденная с месяц, как могу хоронюся от известного охотника и скульптуру вверил починку ее…"

Римский скульптор Легри, тайно реставрировавший статую, определил ее стоимость в 10 000 ефимков и отметил, что продавец, на счастье Кологривова, оказался человеком необразованным, поскольку статуя "не разнит ничем противу Флоренской славной, но еще лучше тем, что сия цела, а Флоренская изломана во многих местах".

Купив статую, Кологривов «хоронился» не зря. Папа римский Климент XI сам интересовался произведениями искусства и поэтому местные власти препятствовали иностранцам приобретать и вывозить из Рима картины и скульптуры. Все же несмотря на принятые Кологривовым меры, римский губернатор Фальконьери вскоре узнал о прекрасной статуе, не уступающей "никакому в Риме украшению и чаятельно, по всей Европе не найдется другой статуи, ей подобной." Тут же последовал приказ конфисковать "марморового Венуса", а скульптор Легри угодил в тюрьму.

Две тысячи лет назад неизвестный скульптор вырезал из глыбы мрамора язычеческую богиню любви. Сотни лет провела она в земле вечного города. Шло своим чередом время, менялись отдельные правители и целые поколения, приходили и уходили завоеватели, но творение безизвестного мастера было суждено бессмертие.

Вновь представ перед людьми, языческая богиня стала предметом острого дипломатического поединка между главой католической церкви и посланцем русского царя Петра. На помощь Кологривову Петр отправил в Рим Савву Рагузинского опытного дипломата, чье искусство вести переговоры должно было помочь делу.

Начались новые переговоры с папой и его окружением. Не сразу удалось достичь желаемого результата. Не разрешал Климент XI вывозить статую из Рима. Тут-то и пришла Рагузинскому счастливая мысль, как вызволить статую, да еще получить благодарность папы римского.

Незадолго перед этими событиями, в Ревеле русскими войсками в качестве трофеев были захвачены мощи святой Бригитты – "просветительницы эстов". Ценность такого трофея для христианской церкви очевидна, но к этому времени у эстов, которые в XYI веке приняли лютеранство, католическая церковь перестала быть объектом почитания. Этот бесполезный трофей и решил судьбу "марморового Венуса", в обмен на который Рагузинский предложил мощи святой Бригитты, справедливо полагая, что святейшему папе римскому не может быть безразличной судьба католической святой.

Папе пришлось согласиться на невыгодную сделку, потому что было бы кощунством главе католической церкви, наместнику Бога на земле, предпочесть языческую богиню мощам католической святой.

По указу Петра I "госпожу Венус" везли до Инсбрука на мулах в специальной люльке-качалке. Затем статуя поплыла на корабле по Дунаю до Вены, где ее встчал русский посол Ягужинский, которого Петр наставлял: " Писали мы к Савве Рагузинскому, чтоб лучшую статую Венус, которую купил в Риме Юрья Кологривой, отправил из Ливорны сухим путем до Инспрука, а оттоль Дунаем водой до Вены с нарочным провожатым, и в Вене бы адресовал оную вам, а понеже оная статуя, как ты сам знаешь, и тем славная, того для велите заранее сделать в Вене каретный станок на пружинах, на котором бы лучше можно было ее отправить до Кракова, чтоб ее не повредили чем, а от Кракова можно оную отправить паки водою".

В 1720 году долгое путешествие "госпожи Венус" благополучно закончилось.

Статуя прибыла в Петербург, где ее установили в Летнем саду и стали называть "Венерой Петровской". В царствование Екатерины II статую перенесли в Таврический дворец и с той поры она стала "Венерой Таврической". Сейчас статуя находится в Эрмитаже. Вместе с ней экспонируется другая мраморная Афродита, поступившая в Эрмитаж полтора столетия спустя.

История приобретения "Эрмитажной Венеры" также довольно любопытна. Начинается она с того, что некий владелец виноградника неподалеку от Рима надумал вырыть винный погреб. Но поскольку виноградник располагался на территории, где в глубокой древности цвели сады Юлия Цезаря, папский инспектор по раскопкам синьор Гиди выполнял земляные работы по утройству погреба за свой счет, но в случае находки античной вещи становился ее совладельцем. Такие условия вполне устраивали владельца виноградника, который в любом случае оставался в выигрыше, и рытье погреба началось.

В апреле 1859 года на глубине десяти футов нашли античную статую Венеры, изваянную из паросского мрамора. Продолжив раскопки, обнаружили голову и переднюю часть правой руки. О находке узнал помощник заведующего археологической комиссии и будущий директор Эрмитажа С.А. Гедеонов, который сразу стал предпринимать шаги к покупке статуи для собрания Эрмитажа.

Так же как и в случае с "Венерой Таврической", переговорам помогла война.

Военные действия, начавшиеся между Австрией и Францией, разогнали конкурентов с тугими кошельками, и Гедеонов сумел сторговать всего за 38 000 франков вместо четверти миллиона, которую Гиди просил сначала. По просьбе Гедеонова тайный советник Киселев в беседе с кардиналом Антонелли выяснил, что состояние финансов итальянского правительства и известное всем отвращение папы римского к обаженным фигурам благоприятствует приобретению и вывозу русскими упомянутой статуи.

Так превратности судьбы свели две римские статуи греческой богини любви.

Сотни миллионов лет назад образовался мрамор – порода белого цвета, перекристаллизованная разновидность известняка. Искусная рука мастера превратила мраморную глыбу в прекрасную статую.