|
||||
|
3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Политика (от греч. политика – государственные и общественные дела) изначально означала различные формы государственного правления. Впервые термин употреблен Аристотелем в его трактате «Политика» – дословно «все, что относится к государству» Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи. Выделяют основные подходы объяснения политики: • Теологический: сверхъестественная интерпретация политической власти – власть правителей имеет божественный источник, а политика – результат Божественного промысла. • Натуралистический: политическая природа вытекает из влияния внешней природы – географический подход; свойств живой природы – биологический подход; качеств самого человека – психологический подход. • Социальный: политика характеризуется воздействием других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта. • Экономический: происхождение и суть политики определяются доминирующим влиянием экономических отношений, способом производства материальной жизни. • Рационально-критический: политика определяется не внешними по отношению к ней факторами а ее внутренними причинами, свойствами, элементами. На сегодняшний день можно выделить несколько основных толкований политики: 1) отношения между классами; 2) господство, связанное с завоеванием и использованием власти; 3) управление, упорядочение общественной жизни; 4) система принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе. Во всех этих подходах просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Политику можно рассматривать в следующих основных аспектах: как средство организационного и духовного начала государственного устройства и в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами. |
|
||