ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ.


ПОВЕСТЬ О ФРАНЦИИ.

Нухаев инстинктивно верно рассуждает: кто отходит от ре­лигии и теряет понятия кровного родства, тот неминуемо развалит свою нацию. Однако распавшаяся нация – это совсем не то, что думает Нухаев. И уж точно Америка, где великое большинство населения посещает церковь и охот­но выполняет свои общественные обязательства, никак не подходит под это понятие. На самом деле яркий пример распавшейся нации – это Франция.

На протяжении многих веков Франция обоснованно могла считать себя вершиной человеческой цивилизации. Чудесные готические соборы XIII века, благоустроенные города, очаровательная провинция убедят любого скепти­ка в превосходстве французской цивилизации. Недаром термин «Lingua franca» (французский язык) обозначает «общечеловеческий язык».

И что за грустное зрелище представляет Франция сего­дня! До некоторой степени процесс разложения затронул все западно-европейские страны. Но за Францию особенно обидно – не только потому, что она так долго являлась са мой развитой цивилизацией в мире, а из-за того, что сыгра­ла столь решительную роль в собственном уничтожении.

Блестящая и заманчивая культура французского XVIII столетия породила ту мировую идеологию, которая доко­нала Францию: именно в конце XVIII века французы до­шли до того, что осквернили могилы своих славных коро­лей, создали первое в истории атеистическое государство (господство якобинцев в 1793—1795 годах) и к тому же изобрели современный тоталитаризм и террор.

Вслед за этим французы несколько поколений колеба­лись и метались: с Наполеоном решили покорить мир, с Лю­довиком XVIII вернулись к старомодной монархии, с Луи Фи­липпом бросились обогащаться, в 1848 году снова подняли знамя мировой революции, с Наполеоном III получили теат­ральную версию славного дядюшки, в 1871 году проиграли войну с Германией и устроили Парижскую коммуну, затем приступили к созданию колониальной империи в Африке... В продолжение всего XIX столетия французский народ впа­дал в крайности, пока, наконец, французская нация оконча­тельно не упала духом. Государственный атеизм был навсег­да установлен во Франции в 1905 году, когда власти убрали кресты со стен французских школ, официально исключили христианство из общественной жизни и провозгласили госу­дарство единственным олицетворением страны.

Сегодня мы видим результат. Что осталось от славной французской цивилизации? Безбожное государство и бо­гатейший французский язык. Этого недостаточно, чтобы обеспечить будущее Франции, ибо государство не может заменить народную общину, а язык сам по себе безжизнен {не он создает красоту, а культура).

Лишенные чувства кровного родства, обычные фран­цузские граждане оказались беспомощны. Французские семьи, одно время столь разветвленные и крепкие, сперва уменьшились, а затем и вовсе начали исчезать. Француз­ское общество разбилось на миллионы крошечных единиц, полностью зависящих от государства. Только эта нянька-государство и способна защищать их от насилия.

Во Франции сегодня больше верующих мусульман, чем верующих христиан. Коренное французское население по­степенно вымирает (с начала 1970-х годов), а мусульман­ское бурно растет. Хотя алжирцы и другие арабы составля­ют примерно 10 % населения (точное их количество труд­но определить), они уже покорили все крупные француз­ские города. Вдохновленные своей воинственной религи­ей и поддерживаемые своими кровно-родственными свя­зями, мусульманские парни смело шагают по улицам, запу­гивая всех остальных. Коренные вымирающие французы с недоумением наблюдают за этим страшным зрелищем и стараются не задумываться о будущем. Единственная их защита от воюющего ислама – это государство. Но госу­дарственный аппарат либо ничего не может сделать (в не­которых кварталах французских городов полицейские да­же не смеют показываться), либо не хочет, потому что на­ходится в руках атеистов-интернационалистов, которые радуются любому ослаблению традиций.

Итак, впервые со времен воеводы Шарля Мартеля, от­бросившего мусульман в великом бою под Пуатиэ, в самом центре страны, в 732 году, Франция стоит перед реальной угрозой полного исчезновения. Мы знаем по византийской истории, что этот процесс может идти долго, но на опреде­ленном этапе он становится необратимым.

В XIX веке Франция создала империю. Она построила дороги в пустыне, плотины, каналы, системы городской ка­нализации, заводы, госпитали, школы, библиотеки, внедри ла современную администрацию и гражданские суды. В те­чение почти двух веков Франция, как и другие европей­ские колониальные державы, много отдала и мало получи­ла взамен от своей империи – помимо временной славы. Сегодня ясно, что колониальные завоевания были роковой ошибкой для Франции. Колониальные народы сначала вы­гнали французов со своих земель, а затем принялись засе­лять саму Францию. В 1950-е годы французы потерпели поражение в переулках Алжира – сегодня они вынуждены отбиваться на улицах французских городов.

Некоторые вожди «Аль Каиды» недавно открыто объя­вили о своей мечте вернуть юг Франции и Испании в объ­ятия средневекового ислама (возродить «Аль Андалуз»). Самое страшное то, что эта мечта вполне может осущест­виться. Если французы будут и впредь пренебрегать идея­ми семейства и материнства, своими народными традиция­ми, им грозит участь коренного сербского населения Косо­во – быть вытесненными инородцами с земли предков и святых.

Вслед за французами на свалку истории попадут италь­янцы (при теперешнем уровне рождаемости – 1,1 ребен­ка на каждую женщину – итальянское население сокра­тится примерно на 85 % в течение трех поколений). По той же дороге идут немцы и голландцы, бельгийцы и англича­не, испанцы и почти все древние народы Западной Евро­пы. По той же дороге идут и русские...


Демографические процессы определяют судьбу любой ци­вилизации. Неужели это не понятно? И пусть Россия или Америка выигрывают сражения в Чечне, Афганистане, Ираке или каких-либо других исламских странах – му­сульмане все равно одержат победу. Ибо главная война – «тихая» – проходит внутри России, внутри Европы. Уже тридцать лет, как европейцы эту войну проигрывают. Еще одно или два поколения – и мусульмане приобретут окон­чательный демографический перевес.

Вот что рассказывают сербы, до последнего времени проживавшие в Косово:

«Косово всегда было святыней нашего сербского народа. Ты­сячелетие мы здесь жили, на нашей родной земле, но теперь нас оттуда вытеснили, и, по всей вероятности, мы никогда в Косо­во не вернемся. Мы можем сколько угодно утверждать, что это исконно наша земля, что здесь жили и трудились наши предки, что здесь похоронены наши святые, что здесь веками мы проли­вали нашу кровь, отстаивая родину для наших потомков... Никто этого слышать не хочет. Здесь для нас уже все кончено, ибо мы давно уже проиграли в демографической войне.

Беда пришла лишь 60 лет тому назад, когда нагрянули ино­родцы (мусульмане-албанцы) – многочисленные, сплоченные, жадные, непримиримые. Не войско вражеское нас покорило, а ти­хая иммиграция. Эти новоприезжие заводили большие семьи – пока мы рожали одного-двух детей, они рожали четырех, пяте­рых, шестерых. Албанцы давили нас своими многодетными семь­ями и скоро приобрели демографический перевес. Вливаться в наш народ, в нашу цивилизацию они не хотели – им же было яс­но, что мы представляем уходящее прошлое, а они грядущее бу­дущее. .. И вот наступил роковой момент: албанцы стали дей­ствовать силой, они вытесняли нас, село за селом, город за го­родом. Происходило это обычным бандитским способом – они избивали наших мальчишек, насиловали наших девушек, оскорб­ляли наших стариков, открыто грабили наше имущество, оск­верняли наши храмы, угрожали, устрашали до тех пор, пока на­ши люди не оставили свои родные места.

Государство не способно было ничего сделать. Когда оно пы­талось обратить этот процесс вспять, возмущалось мировое сообщество, обвиняя нас в варварстве, расизме и геноциде. Тем временем вытеснение нашего народа продолжалось в сотнях мелких поселков и проходило незамеченным мировой прессой.

Сегодня уже все потеряно. Тысячелетние отцовские участ­ки, могилы предков, останки святых, ветхие храмы, старинные предания – вся древняя культура навсегда отданы инородцам. Ничего уже не вернешь. Нет смысла на что-то надеяться – ведь Константинополь так же никогда не станет опять столи­цей христианского мира. Конечно, Косово сегодня существует как место на карте (и Франция всегда будет существовать), но оно полностью заселено инородцами».

Вот что значит демографический процесс – простая арифметика. Путь к национальному самоубийству прост: нужно лишь отказаться от создания многодетных семей и распахнуть двери массовой иммиграции – и народ неми­нуемо исчезнет с мировой арены.

Русский народ, по-видимому, ожидает именно судьба сербов Косово. Суть в том, что сегодняшние русские про­явили себя неспособными к воспроизводству. Русская женщина отказывается рожать детей или рожает максимум одного-двух. Русская девушка слишком часто мечтает либо уйти в проститутки, либо выйти замуж за иностранца. Рус­ский мужчина не стремится завести себе жену и наследни­ков; он неудобно себя чувствует в роли хозяина семьи, воспитателя своих детей. При таком отношении к семейст­ву народ обречен на гибель. Безответственность одного или двух поколений способна погубить целую нацию. Со­гласен, создавать и воспитывать здоровую семью – дело сложное. Но это опыт, который передается из поколения в поколение. Стоит потерять опыт семейственности одному или двум поколениям – и они будут забыты навсегда. Оборвется цепочка истории. Именно такой процесс мы и видим сегодня. Русская семья распалась, русские дети рас­тут сиротами, численность русского населения все быстрее и быстрее скатывается к нулю, и этнический состав России меняется на глазах.


[Х-АН]Русские начали понимать, что их миссия – это миссия евразийства. Они сейчас ставку делают плотно на евразийский традиционализм, на рели­гию, на национальные традиции и обычаи евра­зийских народов. Таким образом они приобретут себе союзников. Только в этом случае Россия сможет приобрести форму империи, если Путин расширит Российскую Федерацию в евразийскую и всем объявит: «В рамках Евразии вы свободны, все народы – живите, как хотите; я только буду защищать вас и ваши интересы».

[ПХ]Но империя должна со своих субъектов налоги получать. А налоги никто никогда добровольно не платит.

[Х-АН]Нет, Россия скажет: вы налоги не должны пла­тить, вы свободны, независимы все, но только в рамках Евразии. То есть, если вы этим законом живете, я не имею ник кому претензий. Я вам даю мою защиту и мою помощь. Если именно это Россия скажет тому же Азербайджану, той же Гру­зии, они согласятся.

[ПХ]А как вы смотрите на приход американских и анг­лийских нефтяных компаний в Азербайджан? По-вашему, Запад хочет завоевать себе здесь сферу влияния?

[Х-АН]Америка сейчас сильно наседает на президента

Азербайджана Алиева. Она от него требует рефор­мы, чтобы он избавился от коррупции и так далее. Он пытается им объяснить: слушайте, мы совер­шенно другой путь прошли, здесь ментальность совершенно другая у людей... А вы требуете, что­бы не было этой коррупции. Если Алиев против коррупции начнет бороться так, как считает Аме­рика, он тут же проиграет. И не порядок будет, а хаос. Эти моменты Америка не понимает. Здесь эти либеральные демократические реформы сра­батывать не будут, потому что субстрат (народ, культура. – П.Х.) к этому не готов. Здесь работа­ют принципы родственников.

[ПХ]Что вы имеете в виду, говоря о Евразии и евразий­стве?

[Х-АН]Центр Евразии сегодня – Черноморско-Каспийский регион. Евразийство означает союз между православием и исламом на почве противостоя­ния Западу.

Чтобы людям дать возможность на своей зем­ле нормально зарабатывать, чтобы создать усло­вия для нормальной жизни – не нужно никакого государства. Не нужны ни ракеты, ни атомные бомбы... Например, что может сегодня Россия против Чечни сделать? Нет в Чечне ни заводов, ни городов, ни оружия. Ничего нет, кроме веры в Аллаха. Поэтому Россия ничего не может сделать с Чечней. Ничего не сможет сделать и Запад.

Чеченцы никогда не знали государственности, всегда жили родоплеменной обшиной. В воспри­ятии чеченцев «жить свободно» означает «жить по своим традициям». Покушение на традиции че­ченцы воспринимают как угрозу своей свободе и поэтому отвергают цивилизацию в любой форме, откуда бы она ни надвигалась – с Запада или с Востока.

Чечня сегодня – развалившееся государство, и чеченцы могут творить чудеса как нация. Они показывают другим народам, как надо жить. Это действительно революционный момент.

Нухаев прав, чеченцы никогда не имели государствен­ности. В этом они отличаются от татар, которые уже давно инстинктивно тянутся к государственности. Не знаю, свя­зано это с наследием Чингисхана или с тем, что в России татары столкнулись с византийской государственностью. Но приняв присягу русскому царю, например, татары ни­когда ему не изменяли. В течение нескольких веков они многое внесли в строительство русского государства и об­щей российской цивилизации.

[Х-АН]Для чеченцев Россия есть враг. Но еще больший враг – это цивилизация, то есть Запад. Если меж­ду двумя врагами выбирать, то Россия нам ближе, мы в этом смысле являемся как бы союзниками. Нас может объединить варварство. Скажем, чисто варвары – это мы, а Россия входит в число полу­варваров.

Россия сейчас пытается отстоять свою незави­симость перед Западом, старается защититься воен­ными мерами, экономическими, дипломатически­ми. Но от цивилизации этими мерами невозможно защититься. От цивилизации можно защититься только евразийским традиционализмом – тради­цией народа, религией народа, обычаями народа.

Америка сегодня – самое отшлифованное го­сударство, но есть и другая форма общества: вар­варская, чеченская, родоплеменная. Полуварвары и полуцивилизованные народы должны ориенти­роваться либо на Америку, либо на Чечню. Если они повернутся к Чечне, они найдут спасение от Запада. Если же они будут продолжать на той же лошадке ехать к государственной системе, к за­падной цивилизации, они все равно пойдут на поклон Америке.

Бред. Я не считаю, что строительство цивилизации яв­ляется катастрофой. На самом деле строительство цивили­зации – это самое высокое проявление человеческого ду­ха, данное нам от Бога. Человек создан, чтобы царствовать над природой, создавать тончайшую культуру.

Представление Нухаева о евразийстве имеет лишь по­верхностное сходство с евразийской идеологией, впервые разработанной в русской эмиграции 1920-х годов. Евразий­цы того времени были философами, искусствоведами, исто­риками, географами. Как и Нухаев, они считали, что Россия сильно отличается от Западной Европы, что Россия – это особый мир. Однако евразийцы 1920-х годов развили идею об уникальности Евразии в сложную и хорошо продуманную теорию, в то время как для Нухаева евразийство – это лишь варварство. Более того, евразийцы 1920-х годов многое черпали от славянофилов, они писали об особой миссии русского народа, превозносили православное христианство и государственность, тогда как Нухаев – приверженец ис­лама, он радуется распаду Российского государства и видит в евразийстве путь к окончательному восторжествованию мусульманского влияния над поредевшими рядами право­славных христиан.

Конечно, можно сопротивляться насаждению амери­канской цивилизации, но сделать это следует путем про­славления другой цивилизации – например, традицион­ного европейского христианства. Несмотря на все свои не­достатки, европейско-христианская цивилизация XVIII и XIX веков (включая и Россию и Америку), на мой взгляд, является самым высоким образцом цивилизации в исто­рии, непревзойденной до сих пор вершиной человечества. Нигде и никогда поиск истины и красоты не велся так глу­боко и так обширно, как в Европе в тот период. Лучшего ориентира для России нельзя и придумать.

Евразийство может быть хорошей стратегией для Мини­стерства иностранных дел, но для внутренней политики, для русского народа евразийство – это губительный обман. Со­блазн нового (евразийского) интернационализма утопит превосходство русского народа и православия в составе многонациональной России. Без господства какого-то одно го народа и одной культуры любая многонациональная стра­на обречена на междоусобицу и историческую гибель.

Даже во времена своего самого бурного развития Русь мало ущемляла свои малые народы и иноверцев. Этим Рос­сийская империя отличалась от других империй. Вероятно, такая политика связана с широтой русской земли (ведь на Руси всем место есть) или с широтой русской души. Но мы не должны забывать, что Россию создали не мусульмане, не татары, не немцы, не евреи и не грузины. Россию созда­ли русские. Сегодня враги России как только не называют русский народ: сборище лентяев, дураки, пьяницы и во­ришки, люди, по словам Бориса Березовского, с «рабским менталитетом». Но будь русские такими, разве освоили бы они одну шестую земного шара, построили бы великую ци­вилизацию? Из тысяч и тысяч племен, которые появлялись на свете на протяжении тысячелетий, только единицы смогли создать великую цивилизацию. Русские из этих из­бранных народов.

Да, русские время от времени впадают в «русский бунт», бессмысленно разрушают все устои культуры и граждан­ского порядка, но ход истории показывает, что чаще рус­ские проявляют хладнокровие и последовательность ис­тинно господствующего народа. Как это ни странно звучит сегодня, история показывает, что русские обладали исклю­чительным талантом создавать порядок, устраивать граж­данскую жизнь, строить сильное государство и привлекать в это государство самые разные народы и племена.

Сейчас, как и в прошлом, русский народ с его право­славной верой и культурой остается хребтом многонацио­нальной России. Если хребет ослабнет, то плохо будет всем другим.


Россия всегда являлась частью Европы. С самого начала, с рождения русской государственности (установленной ва­рягами) и рождения русской культуры (от Византии и пра­вославного христианства), Россия была членом европей­ского семейства. Конечно, в могучую русскую нацию все­гда вливались другие народности и культуры, но это, за редкими исключениями, лишь обогащало русско-европей­скую цивилизацию, а не размывало ее. Да, России посчаст­ливилось стоять одной ногой на европейском материке, а другой – в Азии. Но это сути не меняет. Россия – евро­пейская страна. Владивосток – та же Европа на Тихом океане.

Что такое Европа? Европа – это христианская цивили­зация, ее корни произросли в Византии, Древнем Риме и Древней Греции. Европу нельзя ограничить теми странами, которые входят в Евросоюз (сухое политическое объеди­нение). Я считаю, что европейскую цивилизацию нужно определить широко и включить в нее те страны, где посе­лились европейцы, внедрив туда европейскую культуру: Северная Америка, Латинская Америка, Австралия, Новая Зеландия и пр.

Но даже если ограничиться более узким пониманием европейской цивилизации – Европа как географическое пространство от Атлантического океана до Урала (по сло­вам де Голля), – ясно, что Россия уже более тысячи летяв-ляется неотъемлемой частью Европы. Мало того, что Русь была одной из жемчужин христианского Средневековья в Европе, за последние триста лет именно Россия играла ре­шающую роль почти во всех важных политических вопро­сах и войнах Европы.

Тогда почему так часто возникает вопрос: действитель­но ли Россия часть Европы?

Конечно, русским присущи свои национальные особен­ности. А другим народам Европы разве нет (по крайней мере до их стремления заглушить все национальное в Ев­росоюзе)?

Может быть, русские просто новички в Европе? Как буд­то нет. Ведь Русь присоединилась к Европе более тысячи лет тому назад – примерно в то же время, что поляки, шве­ды и шотландцы. (Некоторые европейские народы – фин­ны, например, – присоединились к Европе еще позже.)

А может быть, дело в том, что Русь исповедовала право­славное христианство, в то время как Западная Европа бы­ла католической? Или в том, что Русь не имела отношения к итальянскому Возрождению? Но и это ничего не объяс­няет. Ведь то же самое можно сказать про современные Грецию, Болгарию и Румынию, однако никто не сомневает­ся, что они часть Европы.

Нет, здесь другой ответ. Россия уже давно пугает и бес­покоит остальных европейцев. Представьте себе, что на семейное торжество является некий трехметровый вели кан, который еле помещается за столом, заглушает прият­ный разговор своим смехом, а потом погружается в какую-то страшную мнительность. Конечно, все будут нервничать и искоса на него поглядывать.

Так что тот факт, что Россия – часть Европы, для меня по крайней мере, совершенно очевиден. Я считаю, такого понятия, как «Россия и Европа», не существует. Можно го­ворить о России и Западной Европе, о России и католичес­кой Европе, о России и средней (германской) Европе или о России и скандинавской Европе... Другое дело, что судьба определила России особый путь, путь кровавый и изнури­тельный, совсем не похожий на путь остальных членов ев­ропейского семейства. Видимо, связано это было и с ог­ромным пространством, занимаемым Русью, и с ее распо­ложением на границе Европы, и с ее призванием служить последним защитником православного христианства. Ни­какой народ в мире не принес такого великого количества жертв в защиту своей цивилизации от многочисленных на­шествий и попыток геноцида. (Даже китайцы не дотянули до русских в этом печальном состязании.) И несмотря на все Русь уцелела. Да, это поистине уникальный историчес­кий путь.


Почему столько разговоров на эту тему? Как будто никто не может понять, что такое эта Русская Идея. Ельцин даже со­здал какую-то комиссию, чтобы разобраться в вопросе – комиссия так ничего и не смогла разъяснить.

Не нужно призывать на помощь старых славянофилов, не нужно вникать в рассуждения о русской душе, о славян­ской общине, о всечеловеческом призвании русского наро­да, об исторической миссии России. Будет время – поду­маем об этом. Иногда интеллигентные рассуждения только все усложняют. А здесь следует исходить из самого просто­го. Русская Идея – это любовь к России, к русской исто­рии, к русской культуре и к русским героям. Все. Точка.

Пускай герои прошлого сами покажут современному че­ловеку, в чем суть Русской Идеи. Их жизненный путь ска­жет гораздо больше, чем все теории и разъяснения по это­му поводу. Тебе могут часами доказывать на словах, что Ми-келанджело был великим художником, но величия этого мастера ты никогда не поймешь, если не увидишь его про­изведений...

Христос нас учил, что мы должны подходить к вере, как дети. Так же следует подходить к истории. Самое главное – это почитание предков. Как воспитать Русскую Идею в мо­лодом поколении? Нужно рассказывать о древних славя­нах, об их обычаях, о семейном и общественном укладе, о вере в чистые и нечистые силы, об их понятии красоты и правды. И обязательно о подвигах великих людей. Минин и Пожарский. Александр Невский. Пушкин и Достоевский. Гоголь. Сергей Радонежский и Серафим Саровский. Иван Сусанин. Суворов и Потемкин. Столыпин. Ломоносов и Мен­делеев. Сикорский. Нестеров и Левитан. Дягилев. Жуков, Конев и Рокоссовский. Солженицын. Богдан Хмельницкий. Денис Давыдов. Некоторые хотели бы включить в этот спи­сок Петра Великого или Грозного, а некоторые – Сталина. Мне все равно – главное, чтоб это был рассказ о героях. Россия – страна героев. Вот она, Русская Идея. Почему это так трудно понять?

Когда русский человек приезжает на Запад, он чувствует себя неловко, стесняется того, что он русский. Сколько раз я это наблюдал! Не стесняются объявить о себе на Западе лишь русские евреи – они легко включаются в мировую ев­рейскую диаспору. Но русские – нет. Они ведут себя скром­но, стараются побыстрее забыть русский язык и заговорить по-английски, по-французски, по-немецки... Конечно, бога­тые «новые русские» ведут себя гораздо наглее на Западе – они там покупают дворцы, сорят деньгами, устраивают вак­ханалии и гордятся эффектом, который производят на чо­порных европейцев. Но у этих людей вообще нет представ­ления о какой-либо Русской Идее – напротив, они стремят­ся поместить своих детей в швейцарские или английские школы, полностью адаптировать их к западному обществу. Такие люди не признают никакого долга перед Россией.

Кстати, в начале XX века богатые русские тоже любили отдыхать на юге Франции, в Италии, в Швейцарии. У многих там были собственные виллы, дворцы, банковские счета. Когда в 1914 году началась война, царь обратился к своим подданным с призывом вернуть денежные средства из-за рубежа и вложить их в военный заем. Самое удивительное, что практически все откликнулись: продали недвижимость, ликвидировали банковские счета и вернули деньги в Рос­сию. Вот такой патриотический подъем того времени! По­сле революции 1917 года эти самоотверженные люди вы­нуждены были бежать за границу, но на этот раз они при­ехали в знакомые города Западной Европы как нищие. По­лучается – глупо поступили? Что, было бы лучше игнори­ровать призыв «Отечество в опасности!» и остаться в вели­колепных виллах на Лазурном берегу? Нет. Эти герои со­хранили свою нравственность и свое достоинство. И буду­щие русские поколения будут вспоминать их с любовью. А вот тех «новых русских», которые сегодня прячутся в оф­шорах, еще долго будут проклинать за жульничество и трус­ливость.

Почему же современный русский человек с таким трудом осознает Русскую Идею? Дело в том, что Русская Идея, как любая культура, может существовать, только если она при­вивается в каждом поколении, сперва дома, затем в школе. Суть проблемы в воспитании, а вот оно-то как раз и отсутст­вует. Именно поэтому Русская Идея сегодня – это лишь те­ма интеллигентных разговоров и президентских комиссий.

В свое время Русская Идея была сильна. Ее понимал каждый русский человек. На ней и строилась Великая Русь. Почитались подвиги отцов и дедов, люди бережно относи­лись к обычаям и нравам предков, верили в Бога и право­славие, и Россия становилась все крепче и крепче.

Затем на Руси появились школы на западный манер, об­разование повелось по западному образцу. Что ж, Пушкин и Потемкин освоили в школе западную культуру, и их Рус­ская Идея в них только окрепла. Однако течение пошло... Постепенно образованная часть русского населения отхо­дила от своих народных истоков. Русские преподаватели (да и родители тоже) подталкивали молодежь подражать французам, немцам и англичанам. Процесс этот зашел уже далеко, когда в середине XIX века начался отчаянный по­иск: а где же Русская Идея?

«Европействующая» верхушка общества явно потеряла Русскую Идею, но некоторые успокаивали себя тем, что она осталась в народе. Это правда. Взять хотя бы 1812 год – русский народ проявил такое мужество и добился такой славы, что хватило на целый век надежды. Да, в народе Рус­ская Идея сохранялась, но до тех пор, пока народ тоже не пошел в школу. К началу XX века уже половина русских де­тей училась. И о чем учителя рассказывали ребятишкам? Не о Русской Идее. Разумеется, они проповедовали «науку и прогресс».

Шла борьба культур – борьба между западным либера­лизмом и русским традиционализмом, между социализмом и православием. И когда эта борьба вылилась на улицу, в революцию, почти никто не вышел защищать наследие предков.

Все-таки странно: Русская Идея такая простая, а ее так неудачно внедрили в школу. Вместо того чтобы обсуждать значение Русской Идеи в философском смысле, патриоти­ческая интеллигенция лучше бы напрягла все свои усилия и создала самую понятную версию этой идеи, которой можно было бы воспитывать 13-летних юношей. Тогда Русская Идея распространилась бы среди грамотного населения, укрепилась бы, развилась, и многие философские вопросы, столь волнующие патриотическую интеллигенцию, сами со­бой разрешились бы.

А что теперь? Жива ли Русская Идея? Я бы ответил так: если и жива, то находится в зачаточном состоянии. Русский человек обижен на судьбу, презирает соплеменников, не верит в подвиги и добрые дела – он видит в своем про­шлом только насилие и обман. И дело не в скверных поли­тиканах или развратных СМИ. Дело в образовании. В отли­чие от дореволюционной России, сегодня не 40 % населе­ния прошло через школу, а все 100 %. В советской школе отлично преподавались науки и литература, а вот изучение русской истории шло с тяжелой примесью Маркса, Энгель­са и прочей ленинщины. Не дай бог, какой-нибудь намек на русский национализм! Некоторые русские герои вообще не признавались – Столыпин, например, («палач револю­ции») или Донское казачество («зажиточные крестьяне, эксплуататоры»), – а другие искажались так, что невоз­можно было понять их истинное историческое значение. Даже сейчас, после распада коммунизма, многие учебники все те же, а некоторые новые сделаны по заказу западного финансиста Дж. Сороса.

И что осталось? Русская литература – русское слово, окно в русскую душу. Но это еще не вера.

Русские не уверены в себе, зажаты, не чувствуют под ногами твердой почвы. Редкий человек проявляет необыч­ную силу воли или исключительную умственную самостоя­тельность, чтобы возродить для себя предания наших пред­ков. Но не стоит унывать. Русь всегда побеждала те силы, которые пытались ее уничтожить, и у меня нет сомнений, что она восторжествует и сегодня.


Нухаев в первую очередь горец, поэтому он утверждает, что все, кто живет в условиях цивилизации, являются ра­бами. Глупая мысль. Люди, живущие в цивилизованном обществе, не рабы, а граждане. Принцип гражданственно­сти как раз и основан на том, что каждый член общества является независимым членом государства. Если человек служит государству – это не значит, что он слабый. И ес­ли человек сильный – это не значит, что он должен бо­роться с государством. Напротив, во всех самых развитых цивилизациях сильные личности всегда служили высшим интересам общества. Так действовали герои, рыцари и бо­гатыри древнего и старого мира. Свободное решение слу­жить – лежит в основе и христианства, и других великих религий.

Конечно, первобытный (негосударственный), кровно­родственный порядок, столь возлюбленный Нухаевым, до­стоин уважения, ибо построен он на священном принципе семейства. До сих пор самым надежным критерием, по ко­торому можно отличить здоровое общество от больного.

является здоровье входящих в него семейств. Если семьи крепкие, то и народ крепок. Если семьи уменьшаются и распадаются, народ болеет и в конце концов вообще ис­чезает – чисто физически. Я тоже верю в семейство: многодетное, разветвленное, клановое, состоящее из трех или четырех поколений, почитающее предков и старые обычаи, заботящееся о грядущих поколениях. Но это се­мейство, в которое я верю, стоит на службе обществу и го­сударству. Оно не ищет благополучия за счет соседей (или за счет тех семей, которые объединились в государство). Напротив, крепкая семья гордится своим вкладом в разви­тие цивилизованного общества.

Семейные ценности вполне совместимы с государст­венностью. А Нухаев противопоставляет принцип семьи (кровно-родственный порядок) государственности. От­стаивать независимость и неприкосновенность семьи, от­вергая государственные интересы – это путь к корруп­ции, беззаконию и бандитизму. Все благоустроенные го­сударства и все процветающие цивилизации построены именно на семейном принципе, они добиваются равнове­сия между семейной независимостью и государственными интересами. Как древним римлянам удалось построить Великий Рим? Просто они объединили семейную честь с гражданственностью (преданность государственной и об­щественной службе). Именно это помогло и русским воз­высить Великую Русь.

Принцип рода веками лежал в основе русской государ­ственности. Каждый русский прекрасно понимал, что та­кое человек благородный, человек хорошего рода. Каж­дый оставался верен своему роду – от князя до скромно­го ремесленника, от знатного воеводы до рядового солда­та. На Руси существовало равновесие между родоплеменным началом и государством-цивилизацией, человек все­гда защищал честь своего рода, но при том без колебаний был готов посвятить собственную жизнь обществу или го­сударству. Общественная или государственная служба лю­дей не порабощала, не угнетала. Напротив, приносила им удовлетворение и чувство собственного достоинства. Че­ловек со здоровым пониманием семейной чести реже поддавался жульничеству, трусости или предательству, ибо знал, что недостойным поступком опорочит честь все­го своего рода.

Понятие семейной чести не менее важно в многона­циональном государстве. Русская история знает множест­во примеров, когда России всю жизнь честно и преданно служили иностранцы – будь то генерал, инженер или ад­министратор... Они по-русски говорили с акцентом, но в первую очередь руководствовались чувством рода. («Мой отец и мой дед всегда оставались верны присяге француз­скому королю или немецкому герцогу, а я, отдав мою службу русскому царю, так же до смерти останусь верным своей присяге...» – так рассуждали эти люди.)

К сожалению, русские постепенно забывают о понятии семейной чести. Хотя семейная честь прекрасно сохрани­лась до сих пор на Кавказе. Еще в царское время русские часто шутили: любой кавказец с двумя овцами считает се­бя князем. Можно посмеяться, конечно. На самом деле это хорошая черта: мужчина, который хоть мало-мальски уст­роил свою жизнь, считает себя хозяином (хотя бы в собст­венном доме), может гордо поднять голову и внести свой независимый вклад в общество. Таким же нужно стать и современному русскому человеку – устроиться, опреде­литься и взять на себя ответственность за свое место в об­ществе.

Россия сегодня действительно нуждается в новом по­нятии рода, в новой аристократии. Каждый русский муж­чина – хозяин на своем участке! Каждая русская семья – на службу обществу и государству! Только с такими прин­ципами может возродиться Великая Русь.