• Б. Этические экстраверты и логические интроверты
  • В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты
  • Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты
  • А. Логические экстраверты и этические интроверты

    Первая диада:

    логико-сенсорный экстраверт

    этико-интуитивный интроверт

    Самое основное, что в себе имеет и ценит логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц), есть логика, умение разумно и логично действовать. Это единственное качество, которым он полностью доволен и которому полностью доверяет. Не важно, очень или не очень он умен, но если окружающие сомневаются в его логике, это его не смущает. Из-за развитой экстравертной сенсорики очень чуток к эстетике окружающего пространства, гедонист. Интересно, что самое активное внимание обращает не на интеллект других, который по его представлению есть постоянная, неизменная и независящая от самого человека величина, а на умение рационально действовать и внешность человека. Не так важно, насколько партнер умен, как важна его элегантность и физическая форма, т. к. она зависит только от доброй воли человека. Лишний вес — неопрятность, даже вызов общественному вкусу. Это вообще одно из самых неприличных явлений. Точно и метко отличает красивые вещи от некрасивых, но красивые и неудобные или бесполезные для его рационального ума не существуют. Одевается хорошо и элегантно, но не наряжается. Одежду носит долго, и она постоянно удивляет своей свежестью, как будто фактор времени для него не существует. Сам неудобной обуви не наденет, т. к. живет для себя, а не для украшения мира. Но все другие должны одеваться лишь очень красиво — для его эстетического удовлетворения.

    Его влечение к лицам другого пола совершенно сознательное и он его не боится. Беднее те, у кого оно отсутствует, и это им нужно прятаться, а не ему. Труднее с чувствами. Чувствует потребность любви, хочет любить и быть любимым, но делать из любви поэму не умеет. Старается привлечь девушку ласками, услугами, подарками, но не красивыми словами о чувствах. Это его мучает, кажется трудным и бессмысленным. В чувствах он пассивная и потому легко уязвимая сторона. Быстро полюбить не может, боится обмануться и принять желаемое за действительное. Если любовь противоречит логике, ее отбрасывают. Это один из тех типов, которые у нас считают мужественными.

    У людей с развитыми ощущениями недоразвита интуиция, поэтому они исключительно старательно избегают случайностей, хотят полной ясности и уверенности. Не могут любить человека, в котором сомневаются, которому не доверяют, вместе с которым появляются проблемы. Не могут любить даже тех, кто слишком самостоятелен и не нуждается в постоянно помощи и опеке. А также и тех, кто не показывает определенной податливой заботливости. В сфере чувств не чувствуют права на риск. Могут желать ту, которая их не желает, но не могут любить ту, которая их не любит. Нужен партнер с глубокими интровертными чувствами и почти незаметными на поверхности уравновешенными эмоциями, т. е. человек, суть внутреннего мира которого состоит в умении чувства других измерять своими чувствами. Логическому экстраверту исключительно важна положительная и очень тактичная эмоциональная оценка всех его поступков, забот, усилий. Жизнь ясна, легка и понятна, когда он не портит настроения партнера, когда он его радует.

    Принцесса его мечты сама инициативы не показывает, ждет пока ее не заметят. (Но инициатива знакомства с новым человеком в руках этического.) Но когда ей начинают уделять внимание, держится очень тактично и не демонстрирует своих отрицательных установок даже шутя. Таких шуток здесь не понимают, воспринимают как отрицательную эмоциональную оценку личности и удаляются. Жеманство не соблазняет и не притягивает.

    За партнера чувствуют ответственность. Оберегая его интересы от настоящих и мнимых противников, являются более агрессивными, чем тогда, когда оберегают свои. Заботятся о партнере и тогда, когда дают ему указания, корректируют и регламентируют его деятельность. С удовольствием делают все то, чего партнер не может, если вправду не может, а не не хочет. Точнее, стараются преодолеть те трудности, которые мешают партнеру продуктивно действовать. Очень не любят, если партнер попадает под чье-то влияние и прислушивается к советам других.

    Так как

    имеет развитый и даже придирчивый вкус (в поведении, которое диктуется вторым, а не первым элементом, человек всегда более придирчив), склонен диктовать партнеру свое понятие красоты. Всегда уверен, что знает, что красиво, а что нет, когда подходит и когда нет. И не так уж важно, нравится ли это другим людям и считает ли общественность это красивым и модным, или нет. Ему гораздо труднее жить около человека с собственным вкусом, чем около того, за которого приходится решать все эстетические вопросы, который поддается его воле, прислушивается к его указаниям.

    Наиболее подходят чувства этико-интуитивного интроверта (Достоевский). Это носитель тихого внутреннего, для посторонних незаметного моря чувств. Мир его чувств настолько тонок и богат, самоуверен и самоустойчив, что не нужны словесные доказательства любви. Он без слов видит кто кого с сколько любит, кто кому нужен, а коме не нужен. Ценное свойство этого типа — умение приспособиться к эмоциям другого человека, сопереживать с другим человеком, снять эмоциональное напряжение, успокоить. Это постоянно в кого-то влюбленные, перед кем-то в глубине души преклоняющиеся люди, хотя чаще производят впечатление холодных, замкнутых в себе или даже бесчувственных. Их влюбленность, как влюбленность каждого интуитивного, платоническая, бесплотная.

    Равно как логическому экстраверту необходимо, чтобы его кто-то любил, а иначе он любить не умеет, так этическому интроверту необходимо чье-то влечение. Он сам желать не смеет, своим собственным влечением недоволен, старается его заглушить, не поддаться его влиянию. Смелость приходит нескоро, вместе с верой в любимого человека и уверенностью в том, что влечение не покажется смешным, не унизит его в глазах другого.

    Этический интроверт ищет приятных эмоций. Ими обеспечивают разумность, логика, деятельность, умение защищать, требовательность партнера. Никаких других доказательств любви и разговоров о любви не нужно. Нужно, чтобы партнер своим поведением доставлял эти приятные эмоции: не опаздывал ан свидания выполнял свои обещания, был вежливым, заботливым. Ожидание, которое никогда не обманывается и во время которого можно сколько угодно мечтать, является одним из самых больших удовольствий для этого типа ИМ.

    Такая девушка, как и мужчина, хочет жить согласно вкусам и желаниям другого не потому, что не имеет своего, а потому что желает полной гармонии взаимоотношений, полного слияния воли. Поэтому, с одной стороны есть склонность полностью подчиниться, с другой, не менее горячее желание, чтобы вкусы обоих совпадали. Девушка хочет знать, что ему нравится и хочет к этому приспособиться. Но беда тому мужчине, у которого характер не логического экстраверта и который лишь поэтому не может к ней приспособиться, т. е. не может выполнить ее основного требования: всегда и везде иметь свое мнение. Беда мужчине, который, хоть и очень умный, но свои мнения склонен излагать в форме размышлений, а не в форме категорических формулировок. Рядом с ним этико-интуитивный интроверт постоянно недоволен и несчастен.

    Можно сказать, что этой девушке не хватает характера, что она непозволительно уступчива, что каждый интеллигентный человек должен иметь свое мнение и вкус. Но когда в одном браке встречаются двое со своим вкусом (хотя без него тоже плохо), например, этико-сенсорный интроверт и логико-сенсорный экстраверт, чаще всего получаются не два самостоятельных вкуса, а борьба между двумя независимыми друг от друга эгоизмами.

    Вторая диада:

    логико-интуитивный экстраверт

    этико-сенсорный интроверт

    Сильная сторона логико-интуитивного экстраверта (Дж. Лондон) тоже логика. Из-за развитого абстрактного мышления он невнимателен к внешности партнера, уделяет ей мало внимания. Часто даже больше — партнер со слишком хорошими физическими данными мешает. Ему нужен не тот, кто самый красивый для него, а скорее тот, для кого он самый красивый. Ведь он из-за своей невнимательности к окружению не разбирается в том, как его видят другие, всегда неуверен в своей внешности и немного переживает из-за своей мнимой некрасивости. Для интуитивных типов ИМ признание их физического «Я» является исключительно важным, поэтому и нужен партнер с развитым эстетическим чувством, вкусу которого можно доверять. Им нужно чувствовать — я ему нравлюсь несмотря на то, что вкус у него развит, придирчив и даже претенциозен, я ему нравлюсь, несмотря на то, что в отношении других людей он очень критичен, что большинство из них для него некрасивы. Я ему нравлюсь не потому, что ему все равно, какой я, а потому, что я такой, какой есть.

    Его

    этические чувства и эмоции недоразвиты, как и у каждого логического. Постоянно любить может лишь того, чьих осознанных чувств хватает на двоих и осознанного влечения тоже хватает на двоих. В быту рассеянный, полностью доверяет вкусу партнера, позволяет ему собой командовать.

    В партнеры лучше всего подходит этико-сенсорный интроверт (Брижит Бардо). Это тоже творец глубоких этических чувств и любви. Но так как имеет очень развитую сенсорику, является очень самостоятельной личностью, монополизирующей в своих руках обе части эротики. Своих эмоций не демонстрирует, поэтому кажется холодным, а из-за своего острого проницательного взгляда, с помощью которого отлично разбирается в окружающем мире, даже злым. На собеседника не смотрит как бы для того, чтобы не испепелить его своим недоверчивым пронизывающим взглядом.

    Второй элемент более творческий, чем первый. Поэтому все его проявления больше радуют и кажутся более ценными самому индивиду. Поэтому в эстетике он

    очень требователен, категоричен и часто неприятен. Все любят порядок. Одним он нужен больше, другим меньше, но всем приятней, когда он есть. Индивиды с сенсорикой на месте второго элемента часто любое отклонение от принятого порядка замечают гипертрофированно остро. Возможно поэтому их взгляд многим кажется неприятным, колючим, злобным. Из домашних порядков, особенно если в окружении нет психически дополняющего партнера, делается идол, не считаясь ни с затратами времени, ни с затратами энергии. Им очень важен их собственный вкус на искусство, одежду, интерьер, то есть на все, что дает или может дать приятные ощущения. С ними легко лишь тем, у кого нет собственной «эстетической сенсорной программы». Лишь интуитивный может спокойно приспособиться и даже быть довольным, когда другой обеспечивает его программой, которая не только облегчает, упрощает, но и обогащает жизнь.

    Этико-сенсорный интроверт не думает о будущем, а живет лишь сегодняшним днем и не любит ожидать. Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. А сегодня можно сделать то, что ему вот теперь вздумалось. Этот тип неуступчив и упрям, поэтому так удачно дружит с логико-интуитивным экстравертом, который живет не теперешним днем, а тем, что было и что будет, и не обращает внимания на сегодня. Любит он тоже не словами, а делом, только в отличие от логико-сенсорного экстраверта не склонен эти «дела» придумывать сам и с удовольствием во всей повседневной конкретности поддается воле партнера. В любое время бросает одно и начинает другое, если партнеру этого захочется.

    Студентка Алва — этико-сенсорный интроверт — пишет о парне своей мечты: «Он моден, но обязательно опрятен и, несомненно, строен. Очень вежлив, мягок в обращении, внимателен ко мне и к другим. Не завистник и не лжец, не эгоист. По всем вопросам имеет свое мнение. Вместе со мной ходит в кино, на выставки искусства, на концерты. Любит длинные прогулки и путешествия, туристические походы. Много говорит, рассказывает все, что приходит в голову. Дома мой помощник». В описании опознаем точный образ логико-интуитивного экстраверта. Он как никто другой любит рассказывать, обсуждать прочитанное и услышанное. Только он смог бы послушно исполнять и все другие пожелания Алвы.

    Б. Этические экстраверты и логические интроверты

    Первая диада:

    этико-сенсорный экстраверт

    логико-интуитивный интроверт

    Эмоции этических экстравертов сильные, колоритные, внушительные, с большой экспрессией, нередко и властные. Эмоций не стесняются и не скрывают. Глубина и разнообразие переживаний — самое ценное, что находят в себе, за что ценят других людей. Формы выражения эмоций стараются совершенствовать. Отсюда особенно сильное влечение к поэзии, музыке. Легко говорят не только о об эмоциях, которые вызывает любимый, но и о любых других: страхе, ненависти и т. д. О том, что удивляет, восхищает, возмущает, выводит из терпения. Эмоции управляются, направляются, контролируются сознанием. Настроение — то, что они сами творят, а не то, что с ними происходит без их сознательного желания. Эмоции довольно часто — основное содержание жизни, ее сущность и вместе с тем украшение, а не компликация, как это часто бывает с людьми, имеющими логическое мышление. Они, как правило, очень приятные собеседники, внимательные слушатели — умеют понимать, восхищаться, одобрять, посочувствовать, войти в положение другого. Тем самым поощряют окружающих на откровенность, помогают разобраться в своих эмоциях. С помощью умения одобрять своим энтузиазмом заражают других, поднимают их настроение, вдохновляют к действию. Эмоции этих людей так сильно контролируются сознанием, они так уверены в их правомерности, что эмоции, которые вызываются объектом любви, их не смущают и не стесняют. Странен и непонятен только тот, кто никем не восхищается, кто никто не приводит к восторгу и переживаниям. Часто думают, что своих эмоций не скрывают уверенные в себе люди, т. е. люди с высоким чувством собственного достоинства. Безусловно, это сколько-то связано с уважением к себе, но люди, которые уважают свои эмоции, далеко не всегда доверяют другим сторонам проявления своей личности: уму, воле, способностям. Здесь нам важно лишь одно — чувство правомерности своих эмоций. И то, что не очень уверенный в себе этический экстраверт своих эмоций не стесняется.

    Хорошо воспитанный этический экстраверт видит необходимость скрыть часть отрицательных чувств: возмущение, отвращение и т. д. Но не показать восхищение, не увеличить удовлетворенность другого человека причин нет.

    Этический интроверт, о котором говорилось раньше, старается понять другого и получить приятные эмоции. Экстраверт не столько ищет для себя, сколько старается дать другим. Давая радость другим, радуется сам. Смысл жизни — обеспечивать окружающих положительными эмоциями, поощрять их деятельность, придать смелости, вдохновить, а в случае необходимости и приостановить или направить по другому руслу. Поэтому эти два этических типа — интроверт и экстраверт — один другого не понимают, подозревают в эгоизме и фальши.

    Этико-сенсорный экстраверт (Гюго) имеет развитую сенсорику, поэтому замечает не только духовные, но и физические свойства партнера. Ему нужны не только психические и интеллектуальные данные партнера, но и умение заинтересовать своей внешностью, физической выправкой, элегантностью. Эстетический вкус развит. Не переносит беспорядка и неопрятности. Ко вкусу других приспосабливаться не хочет.

    Интересующий его логический интроверт кажется замкнутым, загадочным, для других малопонятным и поэтому исключительно привлекательным. Яркие эмоции этического экстраверта, его умение радоваться всему хорошему и красивому поднимают жизненный тонус логического интроверта. Логический интроверт не бесчувственен, но он всегда неуверен, уместны ли его эмоции. Этический экстраверт — как раз тот, кто искусно выражает то, что накопилось в душе. Поэтому его и ценят.

    В партнеры этико-сенсорному экстраверту особенно подходит логико-интуитивный интроверт (Робеспьер), который является довольно уступчивым, охотно приспосабливается к партнеру, одобряет его вкус, отвечает на его эротическую инициативу. Логико-интуитивный интроверт и в своих чувствах и в своем влечении может признаться лишь после того, как в глазах партнера — любимого человека — недвусмысленно видны не только эмоции, но и желание.

    не эгоист. Если не всегда умеет считаться с интересами других, то с собственными тем более. Он больше других хочет чувствовать себя хорошим человеком. Но этой-то веры как раз и не хватает. Поэтому нужен защищающий его интересы партнер, который сумеет покритиковать его за недостаток эгоизма и за неумение беречь себя. Кто не поощряет его к деятельности, не требует активности, не заботится о его интересах и не заставляет его самого о них заботится — тот его не любит. Не заботиться о нем, как и обо всех других интуитивных, нельзя. Без этого они предъявляют себе слишком большие требования и истощаются физически. Защиту его интересов, хорошего имени и критику за слишком большую изнуряющую деятельность воспринимают как признание ценности своей личности и доказательство любви. Это то, без чего ему трудно живется. Все прочее имеет мало значения.

    Самая сильная сторона его — логическое мышление. Побуждающая к общественной деятельности экстравертная интуиция является второй, творческой, но требующей признания стороной. Поэтому для удовлетворенности своей деятельностью требуется признание партнера. Без него чувствует себя потерянным. Поэтому функционирование его как личности зависит от интеллекта партнера, его чуткости и умения одобрять. Время от времени он даже склонен проверять эмоции партнера мало понятными выходками. Если партнер надлежащим образом среагировал, значит есть контакт, все в порядке. Осуждение его неправильных поступков необходимо, как компас, который ориентирует в вопросах общественного мнения. Кроме того, пока партнер интересуется его деятельностью, он интересуется и его личностью. Поэтому и нужно удостоверится, что ему все еще не нравится его дурные поступки. Значит замечает, заботится, проявляет внимание.

    Отношения с сексуальным партнером сложны. Ни объекта влечения, ни тем более объекта чувство своей воле не меняет. Можно сказать, что он любит того, кто любит сам и умеет быть уверенным, что является любимым.

    Экстравертные эмоции — основа союза двух людей, благодаря которому эмоционально более активный этический экстраверт внушает значительно более пассивному и менее смелому в своих начинаниях логическому интроверту уверенность в себе и в своей деятельности, дает основу, активизирует. Это влияние одного человека ан другого напоминает чудо, значительность которого зависит от уровня интеллекта обоих.

    Вторая диада:

    этико-интуитивный экстраверт

    логико-сенсорный интроверт

    Эмоции этико-интуитивного экстраверта (Гамлет) тоже хорошо выражены и всем отчетливо видны, но они как бы отвлеченные. Он может распространяться о своих эмоциях и переживаниях, но его чувства платонические, не смеет желать даже очень любимого человека. Некоторое значение имеет и неудовлетворительное сексуальное воспитание. Но это воспитание только дополнительно усложняет их жизнь. Благожелательны к каждому, кто к ним проявил доброе чувство, но нужно много времени и настойчивого внимания партнера, чтобы чувство сплавилось с влечением. Влечение, как и всех интуитивных, имеет своеобразный «заочный» характер. Это значит, что объект совершенно осознанно желают только при его отсутствии. Когда любимый перед глазами, влечение кажется чем-то призрачным и фантастическим. Если партнер из-за психической несовместимости недостаточно их понимает, даже и в браке избегает сексуальной близости. Свои чувства к партнеру выражает не конкретной заботой о нем, а только драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на него свалиться.

    Интересно, что этико-интуитивному экстраверту присуща своеобразная высокомерная манера держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает, что-то изображает. Это «высокомерие» очень привлекательно в своей деятельности практическому, но замкнутому в своих отношениях с людьми логико-сенсорному интроверту (Шукшин). Оно придает ему своеобразное чувство уверенности и безопасности. Он благодарен и за фейерверк эмоций, которые освежают и оживляют его загнанные в подполье чувства. И за то, что этико-интуитивный экстраверт охотно приспосабливается к практической эстетической программе партнера.

    Логико-сенсорный интроверт является эстетом. Острое восприятие красоты, желание видеть ее вокруг себя, оценивать и наслаждаться. Он не такой гурман, как логико-сенсорный экстраверт. Ему не так важно, что он ест и пьет. Мир желает удивить своей собственной элегантностью и особенно элегантностью партнера. А точнее — красивыми объектами.

    Своего влечения логико-сенсорный интроверт не скрывает, не стесняется, часто даже создается впечатление, что оно нарочно демонстрируется. Его проникновенный жадный взгляд не пропускает незамеченным и неоцененным ни одного лица противоположного пола и многим может быть неприятен. Этот его взгляд не столько волнует этико-интуитивного экстраверта, сколько убеждает в том, что его и вправду ценят и желают. Предлагает руку на основе полностью осознанного влечения и ему самому трудно определяемых чувств. О чувствах другого судит по внешним проявлениям эмоций. Поэтому сравнительно легко может ошибиться и свое желание быть любимым принять за чувства партнера. Чувствует это и потому недоверчив. В этом отношении этико-интуитивный экстраверт со своим подчеркнутым высокомерием — именно то, сто нужно: мало вероятности, что он пойдет на сближение раньше, чем поймет, что связывающее их чувство — настоящее.

    Логико-интуитивный интроверт в любви еще более зависим от партнера, чем логико-сенсорный интроверт. Он не разбирается не только в чувствах, но и во влечении другого человека. Поэтому и более осторожен, больше боится быть смешным. Мужчины могут изображать из себя антифеминистов, женщины, особенно если эта установка закреплена воспитанием, тоже более или менее откровенно показывают свое презрение к вопросам пола. В этом «антифеминизме» есть элемент демонстративности, за которым спрятан поиск постоянных и неизменных человеческих отношений. Это не столько утверждение «Все женщины никчемны», сколько вопрос «Может ли она меня любить постоянно?».

    В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты

    Первая диада:

    сенсорно-логический экстраверт

    интуитивно-этический интроверт

    Сенсорно-логический экстраверт (Маяковский), как и все экстраверты, не любит инициативы со стороны других. Тот, кто ее проявляет неинтересен, назойлив, скучен и вообще не такой. Порой старается этого не показывать, изображает вежливого (особенно если это девушка), но чувствует себя скверно. Человек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физическую сторону любви, если только он сам ее ищет, если она ему не навязана. Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком — дело понятное и обыкновенное. Это непререкаемая часть его природы. Его слабое место — чувства. Судя о других по себе, он знает и не сомневается, что может быть желаем, но редко бывает уверен, что также и любим. Влечение — обыкновенное средство самореализации. Любовь, психическая идентификация с другим человеком — не каждому доступная роскошь. Поэтому не может сам говорить о чувствах, пока не уверен, что партнер их ценит выше, чем он. А если помолвится, чувствует, как будто сам себя предал. Боится любви не как психической идентификации с другим, а как незаконного желания, незаслуженной роскоши. Боится не только любви, но и любых других чувств. Он сам, как и его близкие уверен, что не знает страха, ненависти и т. п., не удивляется и не завидует.

    Эмоционально вполне откровенно чувствует себя только с интуитивно-этическим интровертом (Руссо), который, с одной стороны достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные, с другой — создает впечатление очень беспомощного, потерявшегося в жизни индивида. Только столкнувшись с таким человеком, сенсорно-логический экстраверт уверен, что над его чувствами никогда не посмеются. Даже если они будут отвергнуты, это покажется столь беспомощным и неправдоподобным, что не обидит. Кроме того, сенсорно-логическому экстраверту импонирует сексуальная сдержанность партнера как предпосылка серьезных чувств и постоянства.

    Нередко говорят, что мужчина ищет женской слабости, т. к. только слабому не боится показать свою слабость. Это неправильно. Одни люди, насколько это касается разных типов ИМ, не слабее других. То же можно сказать о взаимоотношениях этих людей. Сила сенсорно-логического экстраверта в его энергии, способности к логическим выводам и отречении от чувств. Его слабость в старании избежать показа чувств. Сила интуитивно-этического интроверта в его приспособлении к другим людям и умении манипулировать их эмоциями. Только сенсорно-логическому экстраверту может казаться, что любящая женщина привлекает его своим бессилием, т. к. на чувства и эмоции, которых не прячут, он смотрит как на слабость. Для нее же он не менее беспомощен. Ведь выбирая между сенсорно-логическим экстравертом и сенсорно-этическим экстравертом, выбирает первого только из-за его «беспомощности», не смелости в любви.

    Вторая диада:

    сенсорно-этический экстраверт

    интуитивно-логический интроверт

    Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон) не только не скрывает своих чувств, но наоборот ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает свое восхищение и словами, и взглядом. Он всегда за полноценную любовь, за физическую и психическую идентификацию, если только ему это нужно. Даже когда чувство кратковременное. Очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать. Наполеон, как и все сенсорные, много внимания уделяет эстетике окружения, чистоте, порядку. Он чаще всего обладает тем, что называется врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры для измерения содеянного не имеет, постоянно уверен, что сделал все, что мог.

    Жизнь сенсорно-этического экстраверта комплексуют требования близких обдумать свою деятельность, вести себя умно. Чаще всего в эту ситуацию попадают мужчины, т. к. логикой женского поведения меньше интересуются. Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его «уважают», с ним «считаются». Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднодоступные. Их инициативность и деловитость настолько велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание интуитивно-логического интроверта, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот, критика успокаивает, показывает, что они сделали и делают достаточно много, что их деятельность замечается. Это люди не самокритичны в отношении своей деятельности не потому, что ее переоценивают, а потому, что недооценивают. Их подозревают в желании быть в центре внимания, а им лишь нужно чувствовать, что окружающий со всех сторон «хаос» они приводят к какому-то порядку, овладевают им.

    Благодаря своей инициативности и требовательности сенсорно-этические экстраверты довольно часто разочаровываются в объектах своих чувств. Те оказываются «не такими», недостаточно понимающими порывы их души. А сущность в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. О таком и мечтают. Вот как студентка Рута описывает рыцаря своих мечтаний: «Он должен быть красивый и унылый (напоминает главного героя романа Г. Гессе „Степной волк“). Глаза большие и печальные, неразговорчив, не произносит комплиментов, и поэтому создает впечатление недосягаемого. Его мучают десятки проблем, на которые, по-моему, не стоит обращать внимания. Меня притягивает его печаль, серьезность, стараюсь развеселить, поднять настроение, обрадовать. Поэтому если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю, оживляюсь, становлюсь преувеличенно веселой, стараюсь развеселить его, принудить если не к смеху, то хотя бы к улыбке». Это образное описание интуитивно-логического интроверта, который в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательности любимого. Вниманию партнера доверяет не скоро, ждет долгих доказательств, поэтому-то и выглядит недосягаемым, серьезным и таким нужным энергичному, настойчивому, уставшему от своего собственного непостоянства сенсорно-этическому экстраверту.

    Основная черта интуитивно-логического интроверта (Бальзак) — он не только сам редко проявляет инициативу, что в целом почти характерно для всех интровертов, но и подшучивает над теми, кто ее проявляет, когда без этого можно обойтись. Все деятельные, мол, лезут на сцену, хотят быть в центре внимания или разрываются из-за собственной глупости. Некоторые это воспринимают как трезвость взглядов, объективные независимые суждения, смелость в высказывании неприятных вещей. Других он настраивает дурно, т. к. всегда и везде ухитряется капнуть каплю дегтя. Интересно охарактеризовал этот тип Эрих Фромм (он называл его даже некрофилом, т. е. любящим смерть): «Его можно узнать, — писал он, — по выражению лица: выглядит обычно так, будто принюхивается к дурному запаху, имеет необыкновенную способность омертвлять, тушить все, к чему притрагивается. Скучный в общении, там, где появляется, гаснет оживленность, тухнут разговоры. Его привлекает все неживое, болезненное, мертвое или механическое.» Сам Эрих Фромм — интуитивно-логический экстраверт, т. е. противоположность интуитивно-логического интроверта. Между ними нет общих точек мироощущения. Если интуитивный интроверт высказал свое мнение о проповеднике оптимистической философии — интуитивном экстраверте — оно звучало бы не менее красочно. Даже когда люди с противоположным типом им симпатизируют друг другу, они не понимают мотивов активности друг друга. Отсюда и недоверие. А для того, кому он нужен как психическое дополнение, он является носителем душевного спокойствия и отличается особой глубиной интеллекта. (Вспомним, что пишет студентка Рута о парне своих мечтаний).

    Интересное свойство интуитивно-логического интроверта — уступчивость. Он любит людей сильных, хорошо знающих свою дорогу и требующих уступок, людей, которые освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуются им придуманными методами действия. Но уступает лишь в том случае, когда считает, что так будет умнее, нужно, необходимо, иначе нельзя. Говоря по-другому, охотно действует лишь там, где может со спокойной совестью сказать, что вынужден действовать, что иначе нельзя, нет выхода. В эротических отношениях они еще пассивнее, чем в любой другой деятельности. Вся инициатива в руках партнера. Он «уступает», когда «иначе» нельзя. Когда иначе неумно, когда требуют обстоятельства, разум, понимание, что выйти замуж или жениться является в каком-то отношении правильным, необходимым. Его нередко называют мизантропом. Порой создается впечатление, что он вообще видит только черное и что он сам — злое и нехорошее существо. Нет. Он лишь живет все время будто бы опасаясь, что может что-нибудь проглядеть. Если он от какой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предостерегал бы заблаговременно, то по-видимому, чувствовал бы себя лишним человеком.

    Когда люди что-нибудь с энтузиазмом делают, возможные неудачи чаще всего забываются. Лишь увидев хорошее настроение интровертная интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это доступно любому глупцу и что еще неизвестно, сто из этого получится, — настроение портится, пыл угасает. Зато он непревзойденный утешитель, когда другим не везет, когда все падает из рук, когда судьба кажется враждебной. Сущность в том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как радостные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть дела, так и любое отчаяние, трагизм. Он их гасит. Он сам не может поступать под диктовку эмоций, отсюда отказ от чувствительности и склонность смотреть на всех, разрешающих себе быть такими, как на эгоцентричных детей, которых полезно хотя бы изредка возвратить в земную реальность. Вот это и нужно сенсорно-этическому экстраверту. Отлично, когда любящее существо может заблаговременно подумать об ожидающих проделках судьбы, своими предупреждениями охраняет от любого удара, неожиданности, а если постигнет катастрофа, умеет показать релятивность зла во времени.

    Кроме того, нужно сказать, что его едкие замечания совершенно не портят настроения людям, которые довольны качеством содеянного. А все сенсорики качеством довольны. Слова «иначе и не могло быть», «выше носа не прыгнешь», которые на индивида с экстравертной интуицией действовали бы как осуждение, очень энергичного сенсорно-этического экстраверта лишь успокаивают. Убеждают, что не его вина, если не сделано еще больше. Одно и то же одного морально успокаивает, а другому кажется упреком.

    Интуитивно-логический интроверт из отдельных элементов поведения другого человека, его поступков, составляет как будто бы действующую модель. Поэтому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда его неудовлетворенность теми, в поведении кого не хватает понятной им последовательности, а поэтому нельзя составить такой бихевиористической модели поведения.

    Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты

    Первая диада:

    интуитивно-логический экстраверт

    сенсорно-этический интроверт

    Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот), как и все другие экстраверты, не любит внимания со стороны других лиц, которое превышает его собственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых, которые кажутся ему неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но, как правило, уступает, а не наступает. Является исключительно плохим тактиком. Не только не умеет устанавливать с людьми нужное ему расстояние, но и не соображает о том, каким оно должно быть. Не умеет сердиться, упрямиться, отстаивать свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ради какого-то нового, сложного и стоящего, интересного дела, что является его страстью, а ради чьих-то личных, «эгоистических» интересов, старается прямо рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.

    Уступок и услуг делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда делает за других, уступкой не считает. «За других» не есть «для других». Чувства для него — табу, от них нужно бежать. Должен быть уверенным, что любой поступок есть результат логического объективного, а не субъективного этического мышления.

    Интуитивно-логический экстраверт видит объективные возможности партнера, но не его чувства. Является исключительно чутким там, где неосторожность может ослабить жизненную активность другого человека. Любит упрямых, очень хорошо знающих, чего они хотят, и вместе с тем веселых, теплых, спокойных сенсорных интровертов. Он человек слова, выполняющий все, что пообещал, даже если это оказывается невыгодным. Его страсть — забота о создании условий для жизненной активности других. Поддерживает активность всех людей, поддерживает, руководствуясь своеобразным чувством объективного долга, а не эмоциями. Апелляция на чувство долга, как и ни любое другое чувство, выбивает из равновесия, заставляет ощетиниваться и восставать. Отношения с ними портятся сразу после намека на необходимость выполнять долг, хотя до этого времени они могли делать гораздо больше, чем это сообразуется со здравым смыслом и нормальной практичностью. Интуитивно-логический экстраверт никогда никого не упрекает. Упрекнуть — это значит признаться в чувстве, а это выше его сил. Ему кажется, что у человека нет права на упреки. Упреков со стороны боится, как и любых других признаков агрессивности, столкнувшись с которыми приходит в ярость. Он и так уж употребляет слишком много энергии для подавления чувств. На вызов, т. е. на любой упрек, чаще всего отвечает как «Если так, то, значит, я здесь не нужен», и уходит, хлопнув дверью. Но этих бесконтрольных состояний боится, старается избежать. Одной из причин своеобразного желания перестараться в любой деятельности является желание избежать случайных намеков на долг, а тем самым и потери контроля над своими взаимоотношениями с людьми.

    В эротических чувствах очень сдержан. Положение осложняется экстраверсией, которая не позволяет поддаваться воле и инициативе другого. Засекреченные чувства созревают трудно. Долго сомневается, сравнивает, обдумывает. Иногда нужны год или два лишь для того, чтобы самому себе, не сомневаясь, сказать «люблю». Еще тяжелее это показать другому, поэтому, если только можно, от чувства стараются избавиться, чтобы в глазах другого не показаться смешным, слабым, зависимым и ничтожным. В чувствах партнера и его эмоциональных установках

    совершенно не разбирается. Допустив, после того как себе объяснит, что чувство — продукт собственного воображения, из памяти всплывает множество доказательств симпатии любимого. Но только этому обрадуется и решит, сто собой бороться глупо, как память обеспечивает таким же количеством доказательств противоположного толка. Любовь — неподвластный, бушующий в психике ураган. Сплошной бред, когда ничем другим невозможно заниматься и ни о чем другом невозможно думать. Это один из самых опасных видов платонической любви. На разговор о чувствах

    решается только когда понимает, что они переросли в хроническую болезнь, от которой необходимо лечиться. Интересно, что не могут от них избавиться, пока нет уверенности (и только до тех пор пока ее нет) в ответном чувстве. Духовное равновесие восстанавливается, как только исчезает двусмысленность, то есть когда объект определенно отказывается от его симпатий или принимает их. Интуитивно-логический экстраверт из-за любви никогда не конкурирует. Если находится лицо, которое он считает более достойным внимания друга, уступает без щемящего чувства сожаления, ведь свою жизнь старается подчинить логике. Но если объект любви через некоторое время возвращается, ничего, кроме благодарности, не чувствует. Все интуитивные экстраверты в быту рассеяны, невнимательны, им трудно ладить с окружающим миром вещей, и, если живут в одиночку, вокруг царит хаос, перед которым чувствуют себя беспомощными. Эту свою слабость знают, как и то, что другими быть не могут, поэтому их утомляет внимательность других. В партнеры полностью подходит только дружелюбный, постоянно хорошо и оптимистично настроенный сенсорно-этический интроверт (Дюма-отец).

    Интуитивно-логический экстраверт не говорит ни «я тебя люблю». ни «будь моей». Он с удовольствием отрекся бы от своих чувств, как от никому другому не нужной слабости, но слишком хорошо видит, что его это губит. Поэтому его внутреннему настроения, о котором он склонен молчать, наиболее соответствуют слова «ты меня погубишь». Когда чувствует, что стоит на грани пропасти и его личности грозит полная катастрофа, говорит «ты мне нужен» и, чтобы — прости господи — не обмануть в чем-то другого, открывает ему глаза на все свои недостатки, чтобы тот не покупал бы кота в мешке. «Мне нужно» звучит убедительно только для уха сенсорно-этического интроверта, которому своих эмоций хватает за глаза, для которого эти слова — лучшая из всех возможных оценок его личности. Для того, кому своих эмоций не хватает, эти слова прозвучали бы сухо и неубедительно, даже обидели бы.

    Сенсорный интроверт является гедонистом более всех других и поэтому исключительно хорошо чувствует реальность своей физической экзистенции. Так как каждый о другом склонен судить по себе, он думает, сто так чувствуют себя и другие. Поэтому очень считается с удобствами других людей, является внимательным и заботливым, когда им симпатизирует. Самое малое, что делает этот тип — не обременяет собой других. Он не может ни просить, ни требовать услуг, все потребности старается удовлетворить своими силами. То, что сенсорный интроверт так нужен интуитивному экстраверту, можно назвать особой чуткостью и тонкостью, внимательностью к физическому «Я» другого. Сохраняя мир своих ощущений, охраняет и других. Сенсорно-этический интроверт — хороший тактик. В повседневной жизни умеет отстаивать свой суверенитет, т. е. нужное ему расстояние от людей, и не испортить отношений, что как раз и не получается у интуитивно-логического экстраверта. Кроме того, сенсорный интроверт имеет свой динамический ритм повседневной жизни, которого не хватает второму, и без которого тот чувствует себя, как плющ без опоры.

    Сенсорно-этический интроверт очень хорошо чувствует себя в мире чувств и эмоций. Проницателен к чувствам других. Легко различает, кто и сколько его любит и желает. Это тип художника, который оценивает жизнь во всех ее разновидностях. Любит красоту и гармонию. Творит их. Если что-нибудь делает, то делает с чувством и вкусом. На каждый объект труда смотрит как на творение искусства, которое должно восхищать других и самого себя, даже если это стряпня обеда. В любви он тоже художник. Если объект любви недостаточно внимателен, умеет сравнительно легко удалиться, заменить его другим. Эти свои желания очень хорошо знает и ответственность за них не перекладывает на другого партнера. Как раз то, что наиболее нужно интуитивно-логическому экстраверту, который сам по своей инициативе ни поверить в чувства, ни отказаться от них не умеет.

    Вторая диада:

    интуитивно-этический экстраверт

    сенсорно логический интроверт

    Интуитивно-этический экстраверт (Дон Жуан) своих чувств совершенно не стесняется, умеет желать и добиваться. Но, как и все интуитивные, старается обойти влечение. Его речи о любви и тоске пламенные, взгляды и улыбки обольстительные. Но его ласки неуверенные, осторожные, больше увлекающие, соблазняющие и спрашивающие, чем дающие и требующие. Поцелуи бесплотные, как прикосновение бабочки. Дальше этого по своей инициативе идти не может и не умеет, его влечение в отсутствие партнере становится неопределенным. Отсюда как страх попасть в зависимость от другого, так и страх показаться незнающим или грубым в ласке.

    Самое большое удовольствие для всех интуитивных экстравертов, как этических, так и логических, — найти выход из положений, которые другим кажутся безвыходными. Они очень часто живут, разрешая им самим совершенно бесполезные проблемы. Для интуитивно-этического экстраверта особенно доступно решение эмоциональных ситуаций. Благодаря пониманию духовной структуры людей они знают, как сделать приятное, и не могут удержаться от этого. Поэтому пользуются исключительным успехом у лиц противоположного пола. Из-за чего — особенно принимая во внимание, что своим вниманием стараются осчастливить каждого, — довольно часто пользуются репутацией очень несерьезных людей и получают прозвище донжуана. Давно установлено, что так называемые донжуаны как будто любят женщин, пользуются у них большим успехом, и вместе с тем боятся интимности, в последний момент «разочаровываются» в своих возлюбленных. Некоторые психотерапевты объясняют это их сексуальной холодностью, другие тем, что они в каждой женщине пытаются найти свою мать, третьи тем, что им нужна победа лишь перед другими мужчинами, т. к. бросалось в глаза, что больше внимания уделялось женщинам, имеющим мужа или хотя бы возлюбленного. Но все дело, как видно, в том, что привлечь внимание замужней — более сложная и поэтому более интересная задача.

    Итак, интуитивно-этический экстраверт в своих чувствах довольно неустойчив из-за своего неспокойного нрава, который диктуется экстраверсией и умением привлечь к себе людей. В европейской культуре его сексуальная сдержанность плюс пламенность чувств исключительно импонирует женщинам. Им близка и понятна эмоциональная смелость, инициативность Дон Жуана и вместе с тем его «неопасность», которую каждая предугадывает заранее. Кроме того, в условиях двух уровней духовных культур: «высшей» — мужской и «низшей» — женской — женщине исключительно льстило внимание мужчины не к ее телу, а к духовной жизни.

    Для его психики физическая идентификация — отказ от контроля над ситуацией, полное уравнение себя с партнером, сдача позиций. В результате часто бегут и от физической и от психической идентификации, но трудно отказаться т решения «сложных ситуаций». Ему нужна упрямая, замкнутая, но по своему влечению и деловому мышлению полностью доверяющая женщина, т. е. сенсорно-логический интроверт (Сартр). Если

    встречает ее не слишком поздно, пока индивид еще может отказаться от своей эмоциональной власти над всеми и сексуальной свободы от всех, то кончаются странствия Дон Жуана. Тогда говорят: «И кто бы мог подумать, что он когда-нибудь станет серьезным».

    Сартр чувствует себя отлично как на лоне природы, так и в быту. Если ему что-то нужно, умеет сделать так, как ему нужно без советов с другими. Определенная последовательность в склонности заботиться о своих удобствах. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны создается впечатление, что результат их труда всегда больше затраченных усилий, как будто часть движений спрятана от глаз наблюдателя. Умение взять из окружения то, что оно может дать, не требуя того, чего нет. Всем сенсорным интровертам присуща черта не показывать на своем лице своих настоящих переживаний и таким образом не давать собеседнику информации о своем внутреннем мире. Сенсорно-логический интроверт почти всегда одинаково холоден и загадочен, этический — теплый, заботливый, улыбающийся. Если интуитивно-этический экстраверт боится показать свои чувства, признаться в них, то сенсорно-логический интроверт боится показать эмоции и всеми способами избегает диктуемых ими поступков.

    В своих мечтах сенсорно-логический интроверт вынашивает образ идеального партнера, который наиболее похож на интуитивно-этического экстраверта. Студентка Эля так описывает рыцаря своей мечты: «Красив, элегантен, но не щеголь, на свою внешность и не обращает внимания. Движение неопределенные, им не хватает точности, немного даже неуклюжие. С большими одухотворенными, удивленными глазами. Не знает страха, полон хороших пожеланий, порывов и решительности. В любое время может все бросить ради новой возвышенной идеи. Хочу быть его другом, помощником и возлюбленной.» Что-то похожее на бесстрашного мушкетера или морского капитана из сказки.