Я ЛУЧШЕ ПОНИМАЮ СЕБЯ, ЧЕМ ДРУГИЕ

Пространство для освобождения от стрессовых состояний мы можем создать себе сами. Как?

Делать записи

Когда я разбираюсь со своими желаниями что-то изменить и своей защитной реакцией, задаю себе вопросы об этом, я пытаюсь точно понять, что скрывается за ними. Сначала я четко записываю то, в чем заключается моя проблема. Иногда слезы уже идут только из-за того, что я нахожу нужные формулировки и записываю их. Тогда я задаю себе вопросы, конспектирую их и пытаюсь прочувствовать, что я хотел бы на них ответить. Какое неосознанное желание у меня есть? Чего я не хочу принимать в той форме, в какой оно есть?

Только когда я осознаю свое желание, я могу решить, нужно ли оно мне. Если я понимаю, что могу отпустить его, то чувствую облегчение, иногда это сопровождается слезами. Мое понимание само дает мне пространство для того, чтобы отпустить свое желание перемен и, если нужно, погоревать о пережитой боли, отстраненности, об упущенном до тех пор, пока слезы не иссякнут, или пока в моих мыслях или чувствах не возникнет новая проблема, с которой я могу продолжить разбираться.

Меня всегда восхищает это: если я понимаю, какое существует во мне желание перемен и могу со слезами отпустить его благодаря осознанию, то на следующий день я вижу вокруг себя все совершенно в другом свете. У меня постоянно возникает ощущение, что теперь я смогу с открытыми глазами идти по миру, что я вдруг могу видеть и понимать вещи, которые до этого не осознавал или вообще не замечал. Неудивительно — моя энергия, которую я по привычке спрятал в свое желание перемен, не позволяла мне видеть. Она не была в моем распоряжении для нового процесса обучения и познания. На биологическом уровне я объяснил бы это так: определенные связи в моем мозгу были активно связаны с моим желанием перемен. Если же я успешно отказываюсь от этого желания и избавляюсь от связанного с ним стресса, то мои нейроны освобождаются и становятся гибкими и способными к новым связям.

Задавать вопросы

Моя рекомендация такова: если вы почувствовали в себе дисгармонию и уверены, что это ваш собственный дисбаланс, то задайте себе следующие вопросы:

•  Что было бы, если бы ситуация разрешилась? Что изменилось бы?

•  Против чего я обороняюсь? Что я хочу, чтобы было иначе?

•  И что будет, если я больше не буду защищаться от этого?

•  Если я полностью соглашусь с этим?

Какая мысль освобождает? Поищите свое бессознательное желание перемен, которое скрывается за всем этим. Возможно, вы сами догадаетесь до чего-то, а может быть, найдете чье-то высказывание в какой-то книге, которое вам поможет.

Какая внешняя ситуация поможет вам? Ищите людей, которые смогли бы вас понять. Расскажите им о своем дисбалансе и понаблюдайте, как вы себя при этом чувствуете.

Ищите изменения своей позиции внутри себя (меняйте свои прошлые убеждения) или вовне (ищите такое окружение, которое вас поймет). Наблюдайте, можете ли вы благодаря этому испытать освобождение от все еще имеющегося у вас состояния стресса и на шаг приблизиться к своему «Я».

При каждом стрессе появляется внутренняя дистанция по отношению к себе самому. Она возникает благодаря опыту отстраненности вовне (потеря) и переводится на внутренний план. Если человек готов, то это состояние стресса можно выпустить на поверхность благодаря ощущению безопасности, близости и пониманию со стороны, и проработать его заново, — пережив через прощание, печаль и слезы. Результат — освобождение, облегчение, открытость, лучшее восприятие взаимосвязей. Кроме того, можно осознать и то, что мы всегда жили с телепатическими способностями.

Отвечать

Если я сам задаю себе вопрос и записываю его, то часто после этого я ощущаю в себе ответ. Если я не нахожу ответа, я изменяю вопрос.

Существуют и другие возможности «выманить» из себя ответы. Некоторые из них я нашел в книге Фонс Дельноца «Энергетическая защита».

•  Я представляю себе, что я свой собственный терапевт. Что я ответил бы клиенту, который ставит передо мной такие вопросы? Или какие ответные вопросы я задал бы ему?

•  Я представляю себе внутренне светофор. Красный цвет = «нет», зеленый = «да», желтый = «я не знаю». Потом я формулирую вопрос и смотрю, что мне покажет мой фантастический светофор (Ф. Д.).

•  Если речь идет об отношениях с человеком, то я снова задаю вопросы своей фантазии. Предположим, этот человек стоит прямо передо мной. Какими частями тела мы связаны друг с другом? Вижу ли я нити, которые протягиваются от моих частей тела (например, от пупка) к частям тела другого человека (например, ко лбу)? Какая задача у этих нитей? Когда я наблюдаю за ними, меняется ли что- то, приходят ли мне какие-то идеи насчет этого? (Ф. Д.)

•  Представьте себе мудрое зеркало, которое может полностью показать вам ваше тело. Вы видите черные пятна на своем теле? Где ? Что говорят эти места о вашей проблеме или о вашем вопросе? (Ф. Д.)

•  Поговорите со своим ангелом-хранителем, с умершими людьми, с просветленными мастерами (Будда, Иисус, Саи Баба и т. д.) и посмотрите, не показывают ли эти существа вам ответ в вашей фантазии (Ф. Д.).

•  Проверьте реакцию своего тела. Встаньте прямо, закройте глаза и спросите себя о чем-нибудь. Если у вашего тела есть тенденция наклониться вперед, то это значит «да». Если же оно двигается скорее назад, то это значит «нет».

Всегда наблюдайте: что вам помогает? Какой вопрос или какой метод продвигают вас дальше? Найдите метод, который подходит к вашей системе убеждений, или сами изобретите такой метод.

Проживать

Существует еще больше возможностей, которые можно использовать для проживания своей старой непроработанной боли: кинофильмы или романы, которые напоминают нам о нашей собственной истории и показывают счастливый конец; книги о том, как справляться с жизнью, чьи-то примеры, новые взгляды, исходя из которых вдруг можно лучше понять себя и свои собственные чувства; мечты, которые пробуждают в нас чувство освобождения; различные терапевтические процедуры; свободные семейные расстановки; семинары по развитию; новые понимающие друзья; прекрасные воспоминания или фантазии о собственном детстве, когда родители занимались нами и любили нас...

Фантазия

Конечно, не всегда нужно анализировать свой дисбаланс, чтобы двигаться к идеальному равновесию. Можно также работать с символами, использовать свою фантазию.

Если я не нахожу решения, то закрываю глаза и мысленно рисую, какую форму может иметь мой дисбаланс. Какого он цвета? Какой он, если я трогаю его руками? Может быть, он находится где-то в теле? Где именно? Или это большое темное или цветное помещение, в котором нахожусь я сам? Есть ли где-то дверь? Куда она ведет?

Потом я представляю себе, что появляется фея Вселенной. Она предоставлена мне для полного понимания моего дисбаланса. Я спрашиваю ее, что я могу сделать, или прошу ее сделать что-то, что приведет меня к освобождению. Потом я наблюдаю, в каком направлении пойдет моя фантазия дальше. Она отвечает мне? Она что-то делает? Она ведет меня или сопровождает меня? Что меняется в моих чувствах после принятия? Мне приходится плакать? Я чувствую облегчение? Иногда вовне происходит что-то, что мне, возможно, поначалу мешает и все только усугубляет, однако в какой-то момент я понимаю, как это связано с освобождением.

Кен Уилбер подтверждает: «Обнаружилось, что визуализации, аффирмации и сознательное применение образов может играть значимую роль при лечении большинства болезней. Доказано, что результаты зависят от эмоционального состояния и ментальной постановки цели».

Наблюдение

Существует пассивная возможность разобраться со своим дисбалансом. Я наблюдаю его, соглашаюсь с ним, слежу за тем, что происходит благодаря моему согласию, и принимаю это тоже. Кейны описывают, что может произойти: «Мы признавали боль, переходящую из одной ситуации в другую, чтобы рассмотреть ее истинность в каждом моменте и понять, что боль могла быть только такой, какой она была. Когда мы принимали боль и оставляли ее такой, какая она есть, она прекращалась сама собой и исчезала».

Признание духовных частей своей личности

Еще одна мощная возможность заключается в установлении диалога со своим внутренним голосом. Я ознакомился с ней в книге «Разум души» Арто Виттемана и сразу же стал применять ее. Моя подруга тоже была воодушевлена ей. С тех пор мы можем гораздо отчетливее прояснять свои проблемы и открыто смотреть на них. Обычно эта техника проводится с помощью терапевта. Она может раскрыть нам непосредственно духовные части нашей личности, которые являются не освобожденными, поэтому профессиональное сопровождение весьма поддерживает и рекомендуется. Однако, если кто-то уверен в себе, отвечает за себя и хочет отдаться своим проблемам, то он может провести эту технику самостоятельно, в своей комнате. Вот отрывок из дневника Жаклин.

26.10.06, 8:20

Сегодня мне еще раз стало ясно, что я совершенно не знаю своих настоящих желаний — не говоря о том, чтобы выразить их. Я задала себе вопрос: если бы та часть меня, которая знает мои желания, но не говорит о них, не была бы во мне, где тогда она была бы в этой комнате?

У меня в голове сформировалась картина, что передо мной стоит большая коробка, в которой лежит часть меня, которая знает мои желания и могла бы выразить их. Однако перед ней находится огромный страж. Я занимаю его место и соскальзываю в его роль, ведь он тоже часть меня. В роли стража перед коробкой я чувствую себя очень большой. Моя собственная личность, которая стоит перед стражем, маленькая, словно воробей. Он (я) уперся руками в бока, он очень жесток и строг. «Тебе туда нельзя!» — строго говорит он мне. Некоторое время я остаюсь с этим чувством, как строго и жестко страж смотрит вниз на мою воробьиную персону. Чем дольше это продолжается, тем мягче становится страж. Он начинает объяснять мне, что он просто хочет защитить меня, и что я сильно поранюсь, если открою эту коробку.

Он начинает горько плакать, осторожно берет меня, как воробья, в свои огромные руки и садится. Он не хочет, чтобы я поранила себя, это причинит ему невыносимую боль, поэтому он не может понять, почему же я так хочу заглянуть в эту коробку. Через какое-то время боль и слезы проходят, и страж уменьшается до нормальных размеров. Он по-прежнему запрещает мне открывать коробку, вместо этого он открывает ее сам. Там лежит малыш — новорожденный, уложенный в вату. Его глаза закрыты. Я смотрю глазами стража в коробку. Я чувствую, как страж внушает мне страх, который я обычно испытываю, когда наблюдаю за мирно спящими детьми. Страж боится: ребенок умер? Я слишком долго прятал его в коробке? Он горько и долго плачет. Когда он успокаивается и опять смотрит в коробку, ребенок открывает глаза — очень грустные глаза, которые вновь заставляют стража плакать. Он хочет достать ребенка — однако так и не делает этого, он в отчаянии и продолжает плакать. В какой-то момент ребенок сам встает, крепко держится за край коробки и смеется. В изнеможении страж ложится на пол. Он говорит мне, что теперь ребенку можно ко мне, если он хочет, и что он будет снова присматривать за ребенком в любое время, если я приведу его. Потом страж сообщает мне, что ребенок сам придет ко мне, когда наступит время (когда станет достаточно большим). В настоящий момент это еще невозможно — страж не может повлиять на ход событий — они произойдут сами собой.

23:55

Я лежу в кровати и замечаю, что разговариваю со стражем коробки. Вдруг мне становится ясно, что еще ребенком

я общалась с этой инстанцией. Страж давал мне утешение, защиту, и иногда пространство для моей боли, где я могла поплакать. Маленькую часть своей детской боли я могла проработать в этом пространстве — благодаря существованию этой инстанции во мне. В своих мыслях я уютно улеглась на руках стража — да, так я себя и чувствовала, когда была ребенком. У меня ощущение, что я заново открыла нечто очень мощное в себе: пространство, в котором я могу, наконец-то, проработать свою старую, нереализованную боль, и это пространство я даю себе сама — без терапевта.

Никакое пространство не может быть настолько открытым, потому что никто не понимает меня так хорошо, как я сама. Поэтому это пространство, подаренное мне самой собой, бесценно.

28.10.06, около 23:00

Сегодня я очень ясно осознала, что упрекаю людей, и поняла, что делаю это уже давно. Мне пришла в голову мысль разобраться с той частью меня, которая упрекает других, и я задала себе вопрос:

«Если бы та часть меня, которая упрекает других, не была бы во мне, то где она была бы в этой комнате?»

Та часть меня, которая упрекает других людей, всегда сидит или стоит прямо передо мной, повернувшись ко мне спиной. Я занимаю ее место и вхожу в ее роль. Это рыцарь в кожаном облачении, чрезвычайно большой и сильный, с копьем в правой руке. Рыцарь говорит: «Я защищаю тебя от каждого, кто хочет тебя обидеть». Я чувствую, как рыцарь готов в любую минуту нанести удар. Некоторое время я остаюсь в чувствах, которые есть у меня в роли этого рыцаря (части меня, которая всех упрекает). Вдруг я осознаю, что этот рыцарь обижает других людей. Я жду какое-то время, и вдруг в голове возникают вопросы: «Почему рыцарю приходится ранить других людей? И откуда у него копье?» Во мне сразу проявляется ответ в форме образа: «Рыцаря обстреливают спереди роем копий, они все проходят сквозь кожаную одежду и вонзаются глубоко в тело». И каждый раз, когда кто-то слишком близко подходит ко мне (и к рыцарю), он задевает концы этих копий и загоняет их еще глубже. Поэтому этот человек ранит других еще сильнее. Он вынимает одно копье из тела, наносит удар неприятелю и снова втыкает его в свое тело.

Я позволяю образу работать — я, рыцарь, плачу горькими слезами обо всех бесчисленных ранах и обидах — но также и о бесчисленных жертвах, которых я уже убил, чего я, собственно говоря, никогда не хотел, это просто служило защитой, чтобы боль не была еще сильнее. Мне стало ясно, почему этот образ так хорошо подходит: когда-то меня ранили — но только одну часть меня — мой остальной внутренний мир остался невредим, благодаря той части, которую я называю рыцарем. Когда я контактировала с другими людьми, то могло произойти так, что они подходили слишком близко и затрагивали старые раны, которые снова начинали болеть. Конечно, это очень больно, поэтому рыцарь и обороняется от них копьем и наносит удары. Однако он втыкает копье в старую рану и этим опять ранит себя. Я понимаю это так: если я упрекаю других людей, то по большому счету я раню только саму себя. Важно вылечить мои старые раны. Я постоянно смотрю на свое тело и плачу: все эти раны, они уже так давно болят. Время вынуть копья и исцелить раны. Медленно я вынимаю копье за копьем и закрываю раны своими руками и омываю их слезами. Проходит какое-то время, пока я (как рыцарь) вытаскиваю все копья, этот процесс сопровождает море слез. С каждым копьем, которое я вытаскиваю, рыцарь уменьшается до нормальных размеров, пока передо мной не появляется целая гора копий и рыцарь обычного размера. Потом рыцарь подходит ко мне слева и говорит, что он всегда готов помочь, если будет мне нужен. В заключение у меня возникает чувство, что рыцарь и я снова соединяемся в одну личность.

До сих пор (спустя три дня) я каждый вечер вспоминаю образ рыцаря, представляю его перед своим внутренним взором и забочусь о лечении многих его ран.

Жаклин сообщила мне: «Самое интересное в этой технике для меня то, что я смогла наконец-то полностью расслабиться: мне не нужно больше стараться изменить себя. Мне нужно лишь понять себя, тогда изменения произойдут сами собой». Она передает свой опыт на курсах (www.wajarri.de).

Как вы можете применить эту технику самостоятельно? Дайте своей проблеме имя, например: «Часть меня, которой страшно», «Часть, которая испытывает злость», «Часть, которая не хочет общаться», «Часть, которая сомневается», «Часть, которая в состоянии шока» и т. д. Потом задайте себе вопрос: «Если та часть меня, которая... (например, ощущает злость), не была бы во мне, где она была бы в этой комнате?» После этого обратите внимание на то, какой резонанс по отношению к этому вопросу возникает в вашей фантазии. Если вы смогли определить место в комнате, то познакомьтесь с этой частью себя, встав точно на то место, точно в той позе, в какой вы видите ее сидя, стоя или лежа. Прочувствуйте ее, дайте себе много времени и громко опишите свои ощущения. Вы можете также прошептать их. В любом случае решающим является то, что вы сформулируете это для себя так, как будто вы кому-то это рассказываете. Тогда эффект резонанса с самим собой будет наиболее точно определен. Внутренняя часть вас может четко ответить на сформулированное вами.

Если вы будете какое-то время наблюдать за тем, как вы себя при этом чувствуете, возможно, вопросы и диалоги появятся сами собой. Для того чтобы увидеть свое отражение в зеркале, нужна спокойная поверхность воды — дайте себе время на то, чтобы эта поверхность разгладилась. Вы можете сознательно задавать себе вопрос, например, почему есть эти чувства, откуда они, с чем они связаны, и потом почувствовать, какие ответы вы в роли этой части хотите себе дать? Иногда в вас может присутствовать чувство, будто в комнате есть еще какая-то часть вас, принимающая в этом участие. Прочувствуйте и ее и наблюдайте, что открывается для вас, и что вы можете понять благодаря этому. Если вы хотите улучшения ситуации, визуализируйте те части, которые помогают или освобождают вас. Конечно, не обязательно каждый раз видеть какое-то идеальное решение. Часто достаточно того, что вы пришли к новым знаниям о себе, которые помогут сделать вам еще один шаг вперед. Вы можете также взять с собой в свой обычный день этот нерешенный дисбаланс и там прочувствовать какие-то связи или узнать недостающую информацию, которые послужат вам для решения этой проблемы.

Я считаю метод установления диалога с внутренним голосом оптимальным инструментом для самостоятельного применения, чтобы научиться лучше понимать самого себя. Это некоторого рода личная расстановка со своими внутренними частями без сопровождения терапевта. Книга «Разум души» Арто Виттеманна может быть для вас в этом полезна.

Занять позицию ведущего

Попробуйте представить, как вы будете себя ощущать, если после знакомства со своими внутренними частями снова встанете на свое «собственное» место. Внимательно со стороны рассмотрите все аспекты проявления вашей души, которые вы ощутили. Часто это может быть решающим действием и важным опытом. После этого вы можете почувствовать себя независимым управляющим собственной жизни. Для многих это совершенно новое переживание. Дайте этому ощущению проявиться в вас. В профессиональном мире это называется диссоциация.

Иногда помогает из этого положения задать своим внутренним частям вопрос о том, что вам нужно сделать, чтобы вам стало лучше.

Признание

Далее вы можете поблагодарить эти части своего «Я» и отдать им должное. «Думай о том, что доставляет тебе больше всего страданий, и поклонись этому. Поблагодари это от всего сердца», — пишет мастер рейки Франк Арджава Петтер. Он рассказывает о своем приступе артрита, который мучил его неделями: «У меня все сильно болело днем и ночью, и я начал выполнять это упражнение вместе со своей группой. Я кланялся своему страданию, чувствовал растяжение и боль в своей ноге и вдруг почувствовал, как боль трансформировалась в экстатическое чувство. Этот экстаз перешел от стопы в икру, оттуда к колену и дальше, пока не заполнил все мое тело. Через неделю я заметил, что мои боли совершенно исчезли... »

Изменение перспективы

Вальтер Любек в своей книге «Руководство по духовному НЛП» описывает упражнение «Один-два-три». Он предлагает по наитию разложить на полу в комнате листы бумаги с цифрами 1, 2 и 3. Цифра 1 отвечает за «ассоциирование». Вы встаете на нее ногами и ощущаете себя со своим дисбалансом. Цифра 2 отвечает за «дисассоциирование». Вы встаете на этот листок и чувствуете другого человека, который наблюдает за вашим дисбалансом извне. В большинстве случаев это тот же человек, из-за которого вы попали в этот дисбаланс, с которым вы как раз ведете неприятное выяснение отношений. Так что на цифре 2 вы знакомитесь с перспективой другого человека. Цифра 3 отвечает за «наблюдателя». Поскольку в этой позиции вы берете на себя роль независимого наблюдателя, вы не имеете ничего общего с дисбалансом первой или второй личности. Как вы ощущаете себя на третьей позиции? На этом независимом месте вы можете поразмышлять, что может понадобиться обеим личностям для того, чтобы им стало лучше (здесь я должен дополнить, что из-за этого возникает желание перемен, благодаря которому в вас могут подняться чувства этого дисбаланса — тогда эта позиция уже не такая и независимая). Придумайте для каждой позиции символы и наделите их вашей поддержкой. Положите символы на каждый листок бумаги. Если хотите, можно снова встать на первую или вторую позицию и посмотреть, изменилось ли что-то в ваших чувствах благодаря этой поддержке.

Я добавляю еще цифру 4. Она не является независимой, она связана со всем и отвечает за «абсолютное приятие». Положите в комнате на полу еще листок для четвертой позиции, встаньте на него и прочувствуйте свои эмоции. Здесь вы можете ощутить человека, у которого нет желания что-то менять, который может признать всю ситуацию как «абсолютно совершенную». Он видит, что личности, стоящие на позициях 1, 2 и 3, испытывают правильные чувства и действуют справедливо. Просто познакомьтесь с этой позицией.

Эти четыре позиции вы можете применять в качестве методов разрешения проблем в обыденной жизни. С какой позиции вам лучше наблюдать проблему?

Родители

В системной терапии часто выясняется, что наш собственный дисбаланс часто связан с родителями. Если мы посмотрим на своих родителей с новой точки зрения, это может изменить нашу проблему. Клаус Мюке в своей книге «Где опасность, там и спасение» предлагает представить своих родителей, стоящими перед вами, или «...за которыми стоят их родители». Теперь можно спросить:

•  Чего ваши родители не получили от своих родителей, что теперь они так ведут себя?

•  Что им нужно, чтобы они смогли вести себя иначе?

•  Предположим, они получили это, что тогда вы получили бы от своих родителей?

•  Что можно дать самому себе?