• Основа основ
  • Портрет Дориана Грэя
  • Глава 1

    Взлетная полоса, или кого манит звездный блеск

    Если вы пришли к славе, не понимая, кто вы на самом деле, слава определит, кто вы на самом деле.

    (Опра Уинфри)

    Что нужно для того, чтобы стать звездой? Талант? Связи? Эффектная внешность? Харизма и яркая индивидуальность? Да, но не только. Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, впрочем, в нем есть один пункт, который более важен, чем все прочие. Для того чтобы стать богатым и знаменитым, в первую очередь необходимо мыслить как богатый и знаменитый человек.

    Основа основ

    Чтобы писать или играть музыку, необходимо владеть нотной грамотой. Чтобы писать или читать книги, нужно как минимум знать алфавит. А какие навыки могут помочь человеку творить свою жизнь? Что нужно знать и какими способностями обладать, чтобы превратиться из щепки на волнах судьбы в ее полноценного хозяина?

    Если вы посмотрите по сторонам, то убедитесь – все люди в мире делятся на две большие группы: «жертвы» и «капитаны». К категории «жертв» относятся все те, кто привык думать, что от нас мало что (а то и вовсе ничего) зависит. Такие люди обычно очень не любят нести за что-либо ответственность, зато с радостью перекладывают ее на других.

    «Я бы хотел стать звездой, но у нас в стране без блата не пробьешься», «Я всю жизнь мечтала быть моделью, но у меня дурацкая фигура», «По телевизору показывают одних бездарей, а талантливые люди вроде меня сидят в глуши, и продюсеры их не замечают» – вот типичные мысли жертвы.

    Жертва готова винить в своих неудачах кого угодно: коррумпированную страну, собственную фигуру, безмозглых продюсеров, но только не себя. Такой человек отказывается верить в то, что именно он управляет своей жизнью, а потому с легкостью передает штурвал своей судьбы собственным страхам, предрассудкам или даже другим людям.

    Люди, относящиеся к категории «капитанов», придерживаются прямо противоположной позиции. Они верят, что их жизнь со всеми взлетами и падениями зависит только от них самих. Именно для таких людей и предназначено в первую очередь нейролингвистическое программирование!

    Впрочем, если вы узнали себя в психологическом портрете жертвы, не стоит расстраиваться. Наоборот, вы можете улыбнуться: теперь вам известно, почему раньше у вас ничего не получалось. Не потому что вы плохой/глупый/невезучий человек. Просто вы находились в невыигрышной позиции.

    Допускаю, что когда-то позиция жертвы была вам удобна. Ведь жертва всегда привлекает к себе много внимания. Таким людям часто пытаются помочь. Им все время сочувствуют, поддакивают, воодушевляют и т. д. Возможно, вам было приятно и комфортно находиться в таком положении, но сейчас, когда у вас есть цель и вы хотите ее добиться, стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь.

    Прямо сейчас скажите себе, что отныне вы сами управляете своей жизнью. Вы, и только вы несете ответственность за то, что в ней происходит. Отныне ни правительство, ни ваша семья, ни погода, ни плохая экология, ни ваш начальник не виновны в том, что с вами происходило или происходит. Впрочем, винить самого себя в неудачах вам тоже не придется. Вам всего лишь нужно будет научиться делать правильные выводы и извлекать ценные уроки из любых ситуаций, и ваш путь тут же намного облегчится.

    Возможно, пока эта мысль кажется вам революционной (или даже слегка неправдоподобной), однако допустите ее. Скажите себе: «О’кей, допустим, именно я – хозяин своей жизни, и именно я управляю всем в ней, будь то деньги или их отсутствие, слава или ее отсутствие, любовь или ее отсутствие, пробки, болезни, неприятности или их отсутствие». Можете пока не верить в это. Очень скоро мы поймем, как именно вы управляете своей жизнью, и тогда вы сможете получить наглядные доказательства своей власти и огромной силы, которой обладаете уже сейчас, но пока не умеете ею распоряжаться.

    Итак, примерьте на себя капитанскую фуражку – очень скоро вы встанете у штурвала своей судьбы. А пока не мешало бы изучить немного «морское дело и морские законы», чтобы привести свой корабль не абы куда, а четко к цели.

    В основе каждой науки лежат некие аксиомы, теоремы, законы и прочие составляющие. Так и нейролингвистическое программирование базируется на своей «азбуке». Профессиональное название этих прописных истин НЛП – пресуппозиции. Чтобы овладеть искусством управления своей жизнью в целом и мастерством НЛП в частности, нам необходимо для начала узнать, понять и принять эти законы-пресуппозиции.


    Пресуппозиция 1. «Карта» – не территория, а «меню» – не пища

    Важно запомнить: то, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события!

    Вспомните, например, свой дачный участок. А теперь представьте очень подробный план, карту этого участка. Согласитесь, это ведь не одно и то же. Более того, если вы сравните ваш дачный участок с его прекрасно выполненной фотографией или картиной, вы тоже убедитесь в том, что это абсолютно разные вещи.

    То же самое можно сказать и о человеческом восприятии. Снаружи существует некая внешняя реальность, которая, сталкиваясь с внутренней реальностью того или иного человека, невольно искажается. Ведь мы не просто получаем информацию, но и мгновенно обрабатываем ее.

    Кроме того, каждый человек обладает собственным уникальным способом восприятия. Доводилось ли вам когда-нибудь спорить из-за цвета со своими знакомыми? Например, вы говорите: «Какие милые розовые занавески», а ваша подруга в ответ фыркает: «Ты что, дальтоник?! Они же терракотовые, а не розовые!»

    Наша нервная система, несмотря на всю свою уникальность, ограничена. Мы никогда не сможем осуществить репрезентацию внешнего события в точности так, как оно существует вне нас. Допустим, вы смотрите на тарелку спелой клубники. Ваш мозг при этом воссоздает внутренний образ. Когда он будет готов, вы сможете закрыть глаза и представить себе эту тарелку клубники.

    Вы можете также подключить другие органы чувств и воспроизвести в уме вкус, запах, ощущение спелой клубники на языке. Но как бы ярко вы ее себе ни представили, это будет лишь ваше представление, лишь ваша «карта» клубники, а не сама клубника. А если ваш друг посмотрит на ту же самую тарелку клубники, он увидит ее совершенно по-другому, и его внутренний образ будет иным, отличным от вашего.

    Например, представьте, что вы и ваш друг вместе полетели в Таиланд. Вы летели в одно и то же время, в один и тот же город, в один и тот же отель, но вам поездка безумно понравилась, а ваш друг был сильно разочарован. Может такое быть? Конечно! Но как? Ведь страна, время и все исходные условия были абсолютно одинаковы! Однако ваше восприятие было разным. Так одна и та же «территория» была запечатлена на двух совершенно разных картах. На вашей «внутренней карте» Таиланд остался великолепной страной с идеальным климатом и милыми позитивными людьми, а на «карте» вашего друга эта страна, возможно, сохранилась как невыносимо жаркое место с кошмарной кухней и толпами на улицах.

    Тот же принцип можно распространить абсолютно на все. Например, кто-то смотрит на Мэрилина Мэнсона как на кошмарного размалеванного фрика, которому давно пора лечиться, а для поклонников он – настоящий идол, гений и секс-символ.

    Таким образом, в нашем мозгу находится не мир, а лишь наши представления о мире, наше восприятие мира.


    Пресуппозиция 2. «Реакции людей соответствуют их внутренним картам»

    Наш мозг похож на универсальный склад или библиотеку. Как только человек появляется на свет, его голову начинают заполнять, как картотеку. Родители, родственники, друзья, соседи, телевидение и прочие источники начинают давать нам информацию и раскладывать ее по полочкам: «хорошо—плохо», «красиво—некрасиво», «правильно—неправильно», «умно—глупо», «справедливо—несправедливо» и т. д.

    Так постепенно формируется наша внутренняя карта мира, в которой записано все необходимое. Например: «богатство – это хорошо», а «бедность – плохо», «худые девушки – красивые, полные – нет» и т. д.

    У каждого человека своя уникальная внутренняя карта, и эти карты очень сильно различаются. Например, вы можете думать, что «богатство – это счастье и главная цель всей вашей жизни», а ваш сосед может считать, что «богатство – это грех, страшная обуза и вообще источник всех бед на Земле». Кто же прав? Да никто. Обе точки зрения и обе внутренние карты имеют одинаковое право на существование.

    Необходимо понять главное: мы реагируем не на окружающий мир, а на то, как он отражается на нашей внутренней карте.


    В последние годы возникло повальное увлечение пластической хирургией. Многие девушки и молодые люди пребывают в уверенности, что стоит им сделать себе грудь как у Памелы Андерсен, нос Киану Ривза или губы Анджелины Джоли, как их жизнь кардинально изменится. Однако нередко даже после удачно проведенных пластических операций пациенты оставались крайне недовольны и вновь возвращались под нож, чтобы что-то подправить, доделать, довести до совершенства.

    Почему так происходит? Почему многие люди, пройдя через двадцать и более пластических операций, по-прежнему остаются недовольны собой? Почему некоторые пациенты хирургов-пластиков никак не могут остановиться и в конце концов просто уродуют себя? Дело в том, что многие пациенты «не замечают» своего преображения по той причине, что их внутренние карты остались прежними. И если там записано: «я жирная» или «я – носатый, как Буратино», то внешние изменения могут не принести должного удовлетворения…

    Правило № 2

    Как мы мыслим, так и живем.

    Итак, наша внутренняя карта создает реакцию на те или иные события, реакция провоцирует поведение, а поведение формирует обстоятельства.

    Например, вы пришли на прослушивание в продюсерский центр, выступили и получили отказ. Помните, у вас есть выбор! Вы можете расценить это событие как негативное и подрывающее вашу самооценку («Я бездарь, ни на что не гожусь» или «Вот уроды! Какая несправедливость, что они не разглядели мой талант») или как позитивное («Отлично! Это был полезный опыт, но раз мне отказали, это место мне не подходит, и судьба готовит для меня нечто гораздо более выгодное и интересное!»).

    Подвох заключается в том, что мы привыкли выбирать самую типичную и привычную для нас реакцию (то есть ту, которая прописана в нашей внутренней карте), а не самую полезную и выгодную!


    Практическое задание № 3

    Попробуйте сыграть в игру под названием «Лабиринт возможностей». Как только в вашей жизни произойдет некое событие, которое вы раньше рассматривали как негативное, попробуйте притормозить на секунду и представить себе огромный лабиринт возможностей. Раньше вы увидели бы лишь один путь (тот, что записан в вашей внутренней карте). Например, вы отправили резюме на интересующую вас вакансию, но работодатель почему-то молчит и не спешит вам отвечать. Какова ваша привычная реакция на такую неопределенность? Скорее всего вы привыкли либо нервничать («Ну почему же они не зовут меня на собеседование?» «Что в моем резюме не так?!»), либо расстраиваться и терять надежду («Так и знал, что я им не подойду! Нечего даже мечтать о такой работе»). А теперь попробуйте увидеть «Лабиринт возможностей». Какие еще пути и реакции возможны?

    Чтобы было легче начать, я покажу некоторые из тропинок позитивного мышления.

    • Вы можете использовать образовавшееся затишье, чтобы подготовиться к собеседованию (узнать как можно больше о компании-нанимателе и т. д.).

    • Вы можете поискать другие возможности (не исключено, что завтра вы найдете еще более любопытную и престижную вакансию).

    • Вы можете просто расслабиться и сказать себе: «Я сделал(а) все, что от меня зависело, а теперь доверяюсь Жизни: я знаю, если это оптимальная для меня возможность, то она реализуется, а если нет, то я получу что-нибудь еще более выгодное».

    Попробуйте найти как можно больше вариантов реакции, а затем выбрать не самую привычную, а самую выгодную для вас.


    Пресуппозиция 3. Значение зависит от контекста

    Думаю, вы согласитесь, что любому слову необходим некий контекст для того, чтобы оно обрело значение. Так, например, слово «редиска» имеет разное значение в разных контекстах. Одно дело «редиска на грядке» и совсем другое «редиска – нехороший человек».

    Это относится к любому слову. Можно сказать девушке: «Красавица…» – и при этом искренне восхищаться, а можно воскликнуть: «Красавица!» – и иронично ухмыльнуться, подразумевая нечто прямо противоположное.

    Сами по себе слова, поступки и явления не содержат никаких значений. Значения и оценки мы придаем им сами, в зависимости от того или иного контекста.

    Например, вы встречаете в салоне красоты знакомую девушку, которая очень похорошела и выглядит ослепительно. Скорее всего, вы сделаете ей комплимент и спросите ее: «Что ты с собой сделала? На какие процедуры ходила» и т. д.

    А теперь представьте себе, что встретили ту же самую похорошевшую девушку, но уже не в салоне красоты, а на похоронах ее мужа. Наверно, вы совсем иначе расцените ее внешний вид. Возможно, вы сочтете, что крайне бестактно выглядеть столь ослепительно в такой грустный день. Быть может, вы даже зададитесь вопросом: «А любила ли она своего мужа, если его смерть ничуть ее не задела?», или даже решите: «Да она рада была избавиться от бедняги…». Едва ли в этом контексте вам захочется преподносить ей комплимент и выяснять, какие процедуры сделали ее столь ослепительной…

    Тот же принцип уместен в любой сфере жизни. Например, хорошо ли быть пышногрудой блондинкой, секс-бомбой? Зависит от контекста! Если вы пришли на кастинг в Playboy, то очень хорошо. А если вы хотите быть ведущей политического ток-шоу, возможно, не очень…


    Множество голливудских красавчиков и красавиц столкнулись с непростой проблемой. Их модельная внешность не позволяла им претендовать на звание серьезных актеров.

    Так, например, суперзвезда Мэрилин Монро всю свою карьеру играла прелестных и сексуальных дурочек, мечтающих выйти замуж за миллионеров. Мэрилин, учившаяся в престижной актерской школе Ли Страсберга, всегда хотела сыграть серьезную драматическую роль.

    Не только психотерапевты, наблюдавшие актрису, но и многие биографы Монро сходились во мнении, что она постоянно чувствовала себя маленькой девочкой, старательно и с выражением читавшей стихотворение, в то время как публика перешептывается: «Смотрите, какая она красивая…» Однако ей самой хотелось слышать: «Смотрите, как блестяще она читает…» Но ее мечте так и не суждено было сбыться.

    Впоследствии яркая и выразительная внешность стала настоящим проклятием Голливуда. С одной стороны, киногеничность помогла многим актерам пробиться на экран и стать популярными и узнаваемыми, но, с другой стороны, они становились заложниками определенного амплуа и актерами одной роли.

    Долгие годы талантливая актриса Шарлиз Терон не могла получить серьезную драматическую роль. Ее с удовольствием снимали в блокбастерах и мелодрамах, где ее сексуальность и красота эксплуатировались по полной программе. Ее постоянно приглашали в рекламные ролики, но Большие Роли оставались для нее недоступны до тех пор, пока она не располнела на десять килограммов ради съемок в фильме «Монстр».

    В этом фильме Шарлиз предстояло сыграть проститутку-лесбиянку, обвиненную в серийных убийствах. Для участия в этой картине актрисе пришлось измениться до неузнаваемости: она растолстела, вставила искусственную челюсть, уродующую линию рта, а гримеры покрыли ее лицо следами оспы. Старания Шарлиз увенчались успехом: она получила не только «Оскар» за эту работу, но и долгожданную возможность самой выбирать роли, которые ей по душе.


    Пресуппозиция 4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга

    Мы ощущаем на себе действие этого закона каждый день. Наше сознание находится внутри нашего тела, то есть внутри центральной нервной системы.

    Если вы вспомните школьный курс анатомии, то согласитесь: именно мозг в первую очередь управляет нашим телом и всеми процессами, происходящими в нем: кровообращением, сердцебиением, пищеварением и т. д. Именно мозг, как главнокомандующий, посылает сигналы всем остальным органам, подсказывая, как должен функционировать каждый из них.

    Разумеется, все это происходит на бессознательном уровне (вы же не говорите про себя: «Ага, сейчас я переварю этот кусок курицы, а теперь разгоню кровь по жилам и направлю ее к сердцу» и т. д.). Следовательно, мозг руководит вашим телом автоматически.

    Но из этого следует один очень любопытный факт: когда наше тело заболевает, дело вовсе не в том, что мы «заразились», «застудились» или «съели что-нибудь не то». Дело в том, что наш центральный компьютер, то есть мозг, дал некий сбой и позволил нашему телу заболеть…

    Эта мысль может показаться вам фантастической. Тем не менее все больше врачей приходят к выводу, что физическое здоровье нашего тела действительно во многом зависит от нашего сознания.

    Восточная медицина полностью построена на этом принципе. Целители из Азии всегда верили в связь между эмоциональным и физическим здоровьем. Ведь когда вы испытываете некую негативную эмоцию, вы всегда ощущаете ее физически!

    Например, если вам грустно, вы ощущаете, как щемит в грудной клетке, а когда вы боитесь, у вас «крутит» живот. Теперь представьте себе, что негативные эмоции были достаточно сильными и длились достаточно долго. Неужели вы думаете, что они никак не повлияют на органы, которые были атакованы?

    Да вы и сами, наверно, не раз замечали, как эмоциональное состояние начинает выражаться физически. Например, от страха вас может тошнить, от усталости начинает болеть голова (как будто в ней слишком много мыслей), а от злости сердце может неистово колотиться.

    В отличие от восточной медицины наша западная практика ориентирована в первую очередь на то, чтобы устранить признаки и симптомы заболевания (именно поэтому нашим медикам так легко удается снимать обострение болезни). Увы, устранив симптомы, мы еще не устранили причину их возникновения. Вот почему в нашей культуре так много людей страдают от хронических заболеваний.

    В восточной же медицине главное – устранить саму причину болезни, то есть поработать не только с телом, но и с сознанием больного. Возможно, это займет чуть больше времени, зато результат будет более стабильным.

    Именно эта пресуппозиция объясняет, почему так много людей не могут избавиться от лишнего веса и привести свое тело в здоровую форму. Многие склонные к полноте люди сидят на жесточайших диетах (порой доводя себя голоданием до обмороков), потеют в спортзалах, делают липосакцию, но получают лишь временный результат.

    Это происходит не потому, что они мало стараются или неправильно обращаются со своим телом, а потому, что они упорно устраняют симптомы своей болезни под названием «излишний вес» вместо того, чтобы узнать и устранить причину заболевания, находящуюся в голове!

    А теперь подумайте, что произойдет с организмом, если человек будет постоянно игнорировать или скрывать какой-то симптом своей болезни? Правильно! Болезнь будет прогрессировать! Подобным образом человек, страдающий прыщами, постоянно замазывает их тональным кремом и удивляется, почему они не проходят, а множатся день от дня.

    В следующих главах мы обязательно поговорим о том, как можно воздействовать на тело и исцелять, омолаживать, преображать его с помощью воздействия на сознание. А пока, надеюсь, вы убедились в том, что связь между сознанием и телом действительно существует.

    Кстати, эта связь работает в обе стороны. То есть не только воздействие на мозг передается телу, но и воздействие на тело может влиять на мозг. Например, когда вы принимаете успокоительную таблетку, вы воздействуете на тело, а оно в свою очередь влияет на сознание, которое тут же успокаивается. А если вы надеваете дорогущий костюм от именитого дизайнера, который стоит вам две зарплаты, вы мгновенно ощущаете себя «другим человеком» или «красоткой на миллион»: ваши плечи расправляются, походка становится увереннее, голову заполняют приятные мысли, растет ощущение собственной значимости…


    Пресуппозиция 5. Мы уважаем модели мира других людей

    Каждый человек обрабатывает информацию особым, уникальным образом. Мы уже говорили о том, что у каждого из нас своя внутренняя карта мира. Если вы хотите преуспеть, следует не только принять это к сведению, но и научиться уважать и ценить чужие внутренние карты. Я понимаю, что это может быть трудно.

    Например, вы написали сценарий суперблокбастера и безумно гордитесь им. Но вы отдаете свое произведение редакторам в киностудии, и оказывается, что у вас масса «лишних сцен», что «подружка главного героя недостаточно выразительна» и что «вот тут нужно еще кое-что доработать». Потом ваш сценарий попадает к режиссеру, и он в свою очередь вносит свои изменения и коррективы. Потом несчастный истерзанный сценарий отдают продюсеру, и он вносит свои ценные предложения и пожелания. В самом конце может выясниться, что актер, играющий главную роль, не согласен сниматься в сцене свидания на крыше небоскреба, потому что боится высоты, и требует перенести действие этого эпизода в обычный ресторан. И, пройдя все эти этапы, ваш сценарий преобразился до неузнаваемости.

    Большинство творцов в этой ситуации начинают рвать и метать, спорить или обвинять редактора, продюсера, режиссера и актера в тупости и бездарности (я сама, кстати, не исключение). Но если вы хотите добиться успеха, ваши переживания и обвинения едва ли вам помогут.

    Разумнее всего вспомнить пресуппозицию № 5 и хотя бы попробовать уважать модели мира других людей. Что это значит? Это значит, что вы попытаетесь понять, почему редактор, режиссер, продюсер и актер просят вас о тех или иных изменениях в сценарии (когда вы спокойно подумаете об этом, то увидите, что это происходит отнюдь не потому, что ваш сценарий считают бездарным или хотят испортить).

    Проникать во внутреннюю карту другого человека чрезвычайно интересно и полезно. Поняв, что хочет получить тот или иной человек, вы всегда сможете предложить ему добиться того же, но уже вашим путем!

    Это называется проявить психологическую гибкость. Попробуйте хотя бы один раз, и вы убедитесь, что позиция приятия всегда самая выгодная.


    Пресуппозиция 6. Личность и поведение – разные вещи. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте

    Большинство из нас выросло в уверенности, что о человеке следует судить по его поступкам. На первый взгляд это вполне логично.

    Допустим, в какой-то ситуации ваш знакомый струсил, и вы моментально делаете свой вывод о нем: трус. Или вас знакомят с интеллигентным молодым человеком, который держится изысканно и корректно, и вы, исходя из его манеры поведения, начинаете думать, что он настоящий джентльмен. Так? Не совсем…

    Как это ни странно, но поведение отнюдь не определяет личность. Ведь поведение – величина переменная. Оно зависит от контекста, обстоятельств, ситуации, которые постоянно меняются. Даже самый храбрый человек может испугаться, если на него нападут десять вооруженных до зубов бандитов. Самая раскованная и сексуальная девушка может неожиданно начать комплексовать и вести себя скованно в дискомфортной для нее ситуации и т. д.

    У каждого из нас бывали случаи, когда мы вели себя, как дураки, подлецы, мямли или хамы. Означает ли это, что мы дураки/подлецы/мямли/хамы? Конечно, нет. Это всего лишь наше поведение в определенных обстоятельствах, а в других мы будем вести себя иначе. То же самое можно сказать и об окружающих нас людях.

    Что же касается второй части данной пресуппозиции (каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте), то это тоже чистая правда. Возможно, порой вы ведете себя импульсивно и даже неразумно, а потом вините себя за это.

    Однако делать этого не следует: каждый вид поведения уместен и полезен в определенных обстоятельствах.

    Например, та же Шарлиз Терон была замечена голливудским агентом в тот момент, когда закатила скандал в банке. Красавица страшно бранилась и устраивала истерику из-за того, что ей не хотели обналичить чек. Было ли это импульсивно? Да. Было ли это глупо? Возможно. Пошло ли ей это на пользу? Несомненно. Ведь ее темперамент оценили по достоинству, и с тех пор началась ее актерская карьера.

    Еще один похожий пример касается другого голливудского секс-символа. Брэд Питт учился в весьма престижном колледже и готовился стать журналистом, но за месяц до окончания учебы внезапно все бросил и уехал в Голливуд. Было ли глупо бросать учебу за месяц до ее официального окончания? Да. Пошло ли ему это на пользу? Да!

    Поэтому в следующий раз, когда вы начнете «неправильно себя вести» или ругать себя за содеянное, не спешите вешать на себя нелестные эпитеты «дурак», «лузер», «идиотка» и т. д. Кто знает, чем обернется ваше поведение в конечном итоге?

    Как вы знаете, наш мозг составляют две большие структуры: сознание и подсознание.

    При этом сознание подобно рабочему офису: оно помогает нам думать, решать насущные проблемы, бытовые вопросы и т. д. А подсознание похоже на универсальный склад или огромное хранилище всевозможной информации.

    В нервную систему человека поступает приблизительно 2 млн бит информации в секунду, однако наше сознание может принять только около семи блоков информации за раз.

    Куда, вы думаете, делась вся та информация, которую мы получили с первой минуты нашего рождения и до сегодняшнего дня? Затерялась в извилинах нашего мозга? Выпорхнула через уши? Ничего подобного. Она до сих пор находится в нашей голове, но для удобства переместилась из сознания в подсознание, то есть в архив.

    Таким образом, абсолютно все, что вы когда-либо видели, слышали, ощущали или делали, осталось при вас. И вы можете получить доступ в подсознание и выудить оттуда стишок, который читали на выпускном в детском саду, или билеты по философии, которые зубрили на третьем курсе.

    Когда человек говорит «я не помню» или «я забыл», это обычно означает, что он просто не может получить доступ к соответствующему отсеку своего подсознательного архива.

    Впрочем, этим чудесные возможности нашего мозга не ограничиваются. Ученые заговорили о том, что мозг каждого человека способен подключаться к глобальному информационному полю Вселенной. Другими словами, любой из нас может при желании получить абсолютно любую информацию о прошлом, настоящем и будущем.

    Конечно, все это может показаться паранормальными байками из репертуара фантастов или эзотериков. Но вы можете попробовать подключиться к информационному полю и получить необходимую вам информацию.


    Начинать лучше с чего-то простого. Например, попробуйте выяснить кратчайший путь от дома до вашей работы. Сделать это очень легко. Вам нужно всего лишь как следует расслабиться, садясь за руль. Заводя машину, не придумывайте свой маршрут и не пытайтесь угадать, где менее вероятна пробка. Просто поезжайте так, как вам сейчас хочется, той дорогой, которая первой пришла вам на ум.

    Вы почувствуете приятную расслабленность и беззаботность. Самое забавное, что, когда я езжу в таком состоянии, то очень часто «перестаю соображать». Я подчиняюсь всем знакам и правилам дорожного движения, но при этом не задумываюсь о том, в какой ряд лучше встать, где завернуть, как обогнать и т. д.

    Находясь в таком дорожном трансе, я частенько проезжаю нужный мне поворот, но потом меня внезапно осеняет, и я нахожу дорогу короче и проще.

    Доверьтесь своему подсознанию (ведь оно знает куда больше вас, то есть вашего сознания) и позвольте ему вести вас. Попробуйте хотя бы раз подключиться к такому глобальному вселенскому навигатору, и вы поймете, о чем я говорю…

    Таким образом, подсознание активно пытается нам помочь, и вместо того чтобы судить себя или других за «неправильное поведение», постарайтесь понять, какой сигнал посылает ваш внутренний голос.


    На кастинге моделей, где отбирали красавцев для показа нижнего белья, очень симпатичный, но застенчивый манекенщик Сергей не выдержал и заявил скаутерам: «Извините, я веду себя, как застенчивый деревенский дурачок». На что те ответили: «За это мы вас и берем. Надо же разбавить всех этих брутальных мачо по-настоящему милым парнишкой»…


    Пресуппозиция 7. Способ коммуникации влияет на наше восприятие. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает

    Согласитесь, то, ЧТО мы говорим, порой менее важно, чем то, КАК мы это говорим. Психологи доказали, что зачастую смысл слов влияет на нас гораздо меньше, чем тон голоса, выражение лица, мимика, поза, жестикуляция и прочие невербальные сигналы.

    Например, друг говорит вам: «Я на тебя совсем не обижен. С чего ты взял?», но при этом губы его неприязненно поджаты, а лицо скривилось так, словно он только что проглотил лимон. Чему вы больше поверите – его словам, говорящим о том, что «он не обижен», или тону голоса и выражению лица, которые красноречиво свидетельствуют об обратном?

    Самые простые слова, например: «Ты такая талантливая», могут быть произнесены сотней разных способов и иметь сотни разных смыслов: восхищение, лесть, сарказм, зависть, пренебрежение и т. д.

    Таким образом, всем нам стоит учиться управлять нашими каналами коммуникации, чтобы сделать ее более эффективной. Даже самая политкорректная и тактичная речь будет восприниматься другим человеком как оскорбительная, если тон вашего голоса или другой невербальный сигнал выдаст ваше пренебрежение и презрительную снисходительность. Не удивляйтесь в этом случае, если получите в ответ нечто, совсем вас не удовлетворяющее.

    Дело в том, что в процессе коммуникации всегда участвуют как минимум два человека! Таким образом, вы можете знать, какое сообщение послали другому, но не можете знать, какое сообщение он от вас получил, до тех пор, пока он вам что-нибудь не ответит или как-то не отреагирует.

    Реакция человека указывает на то, что вы сообщили, а не на то, что намеревались сообщить.

    Вот наглядный пример из мира искусства и шоу-бизнеса – диалоги творческих людей.

    Пример 1

    Актер: Мильоны вас, нас, тьмы, и тьмы, и тьмы. / Попробуйте, сразитесь с нами! / Да, скифы мы! / Да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами.

    (Подтекст: Я отлично читаю, я блестящий актер.)

    Режиссер: Подожди, давай попробуем еще раз с самого начала. Только теперь думай, о чем ты говоришь!

    (Подтекст: Я хочу, чтобы ты прочел этот отрывок по-другому.)

    Актер: Я думаю! Я читаю так, как вы мне говорили в прошлый раз!

    (Подтекст: Я хорошо читаю, что ему еще от меня нужно?!)

    Режиссер: Забудь о том, что мы делали в прошлый раз. Сегодня я хочу, чтобы ты читал по-другому!

    (Подтекст: Я – в творческом поиске и сейчас нашел более интересное прочтение этого отрывка.)

    Актер: Тогда зачем мы в прошлый раз репетировали? Это все что, впустую было?! Зачем я запоминал то, что вы мне говорили, и следовал вашим рекомендациям? А зачем мне сейчас слушать вас, если в следующий раз вы опять все переиграете?

    (Подтекст: Я актер, а не марионетка!)

    Режиссер: Так, кто из нас режиссер?!

    (Подтекст: Вот еще умник нашелся!)

    Пример 2

    Редактор: Я прочел вашу рукопись. Мне очень понравилось… Мы будем это издавать. Надо только внести несколько изменений.

    (Подтекст: Даже алмаз нуждается в огранке. Пара небольших исправлений превратит эту книгу в бестселлер.)

    Писатель: Каких еще изменений?

    (Подтекст: У меня и так отличная рукопись, не хватало еще, чтобы они испортили ее своей правкой.)

    Редактор: Я бы хотел, чтобы вы убрали все сцены, в которых героиня употребляет наркотики. Эти эпизоды могут вызвать антипатию читателя.

    (Подтекст: Эти сцены погоды в книге не делают, а нам не нужны проблемы с цензурой и арест тиража.)

    Писатель: Эти сцены показывают всю многогранность характера героини. Без них книга потеряет свой реалистический колорит.

    (Подтекст: Я – творец и художник. Я не желаю, чтобы мне указывали, что писать, а что не писать. Это все-таки искусство, а не диктант.)

    Редактор: Послушайте, я должен позаботиться о коммерческом успехе вашей книги и заявляю, что книга с неуместными для романтической комедии сценами употребления наркотиков продаваться не будет.

    (Подтекст: В конце концов, ты хочешь получить гонорар или нет, придурок ты эдакий?!)

    Писатель: Я не хочу жертвовать творческим своеобразием ради коммерческой выгоды!

    (Подтекст: Я не какой-то продажный писака! Для меня творческая свобода дороже денег.)

    Редактор: Отлично, тогда мы не сможем опубликовать вашу книгу!

    (Подтекст: С этим претенциозным придурком невозможно договориться, поищем лучше авторов, которые еще не успели так зазнаться и слишком много вообразить о себе.)

    Как вы уже знаете, у каждого из нас своя внутренняя карта, собственная уникальная модель мира. Именно поэтому любую полученную информацию мы воспринимаем «со своей колокольни», которая может сильно отличаться от колокольни вашего собеседника.

    Именно отсюда разногласия, противоречия и взаимное непонимание. Теперь вы это знаете! Если ваш собеседник неадекватно отреагировал на те или иные ваши слова и ответил вам совершенно неожиданным образом, это произошло вовсе не потому, что он «дебил или придурок», а потому, что он воспринял полученную от вас информацию сквозь призму своего мировоззрения.

    Помните, когда ответы человека отличаются от тех, которых мы ожидали, мы можем просто послать собеседнику другой сигнал.

    В хорошей коммуникации вы всегда имеете возможность внести в нее изменения, пока не получите желаемый результат.

    Мастера НЛП говорят, что не бывает поражений, бывает лишь обратная связь!

    Допустим, вы пришли на прослушивание, выложились на все сто, но вам отказали. Поражение? Отнюдь! Просто обратная связь. Изменив посылаемые вами стимулы, вы можете изменить эту обратную связь.


    Пресуппозиция 8. Люди обладают всеми необходимыми ресурсами для достижения цели

    Все мы не раз слышали слова о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Даже если вы не отличаетесь особой религиозностью, попробуйте поразмыслить над этими словами и понять, что могут метафорически означать эти слова?

    Быть может, подразумевается, что у нас, как и у Бога, две ноги, две руки, голова, уши, нос и прочие совпадения во внешности и в физиологии? Отнюдь…

    Большинство ученых приходят к выводу, что каждый человек наделен уникальной способностью Творца. Конечно, нам не приходится творить сушу, солнце, звезды и воду. Но мы можем в полной мере использовать свою созидательную способность, чтобы творить свою Жизнь.

    Мы уже говорили о том, что множество людей отказываются верить в наличие у них этой творческой способности. Они считают себя жертвами обстоятельств, других людей, кармы, внешних сил. Впрочем, даже если вы отказываетесь верить в то, что именно ВЫ творите свою жизнь, то все равно будете единственным творцом и создателем своей судьбы. Просто в этом случае вы будете творить свою жизнь неосознанно!

    Конечно, у вас возникает законный вопрос: если я сам творю свою жизнь, то откуда же в ней берутся болезни, неприятности, катастрофы, ссоры, проблемы и переживания. Неужели я сам автор всего негативного в своей жизни? Неужели я сам себе это устраиваю?

    Ответ прост: да. Вы сами создаете все в своей жизни, включая самые грандиозные победы и самые оглушительные поражения. Впрочем, как правило, все плохое создается нами неосознанно (механизм образования проблем и сложностей мы обязательно рассмотрим чуть позже).

    К счастью, в НЛП есть методики, позволяющие не только осознать, откуда и почему в нашу жизнь приходят сложности, но и перестать организовывать себе неприятности впредь.

    Всем известно, что человек ежедневно задействует лишь очень небольшой процент ресурсов своего мозга, и для «обычной жизни» этого вполне достаточно.

    Впрочем, для жизни успешной, яркой, благополучной и беспроблемной вам придется слегка напрячься и задействовать чуть больше ресурсов…

    Можете быть уверены, все необходимые ресурсы у вас уже есть! Просто не обо всех из них вы осведомлены и не всеми из них умеете пользоваться. Тем не менее какой бы амбициозной ни была ваша цель, знайте, у вас достаточно способностей, чтобы осуществить ее уже сейчас!

    Мой знакомый продюсер любит сравнивать человека с желудем. Желудь – очень маленький, но в нем есть все необходимое, чтобы однажды превратиться в гигантский дуб. Так же и человек: в каждом из нас записана вся необходимая информация, полная программа того, чем мы потенциально можем стать.

    Возможно, вы хотели бы поехать в Голливуд, сняться у Мартина Скорсезе и получить «Оскар», или вам всегда мечталось выступить на «Евровидении». А может быть, вы давно фантазировали о том, как ваша книга разлетается по свету многомиллионным тиражом. Думаете, это невозможно? Недостижимо? Слишком круто?

    Позвольте открыть вам страшную тайну. Вы, и только вы определяете для себя, что возможно, а что – нет. Что записано в вашей внутренней карте? Где находится ограничительная планка в вашем сознании?

    В каждом из нас живет внутренний скептик, который периодически спускает нас с небес на землю фразочками вроде «Хочешь в Голливуд? Как мило! Только тебя там все и ждали!», или «Евровидение»? Не смеши меня! Там все давным-давно куплено!», или «Твоя книга – бестселлер? Ну, конечно, людям больше делать нечего, как покупать и читать твои бредни, графоман ты несчастный».

    Ну что, знакомые мысли? Наверняка ваш внутренний скептик не раз выступал против ваших желаний и целей с подобными саркастическими замечаниями.

    А сейчас спросите себя: так ли уж нужен мне этот внутренний скептик? Зачем мне его отрезвляющие комментарии? Может быть, я могу отпустить его в отпуск и попробовать заняться тем, чем действительно хочу, а не тем, чего требуют мой страх и скептицизм?

    Каждый раз, когда вам кажется, что то-то и то-то невозможно, вспоминайте, что Ломоносов пришел в Москву пешком из деревни (казалось бы, для человека, родившегося в таких условиях, было невозможно стать величайшим ученым, но он им стал, и в честь него назван престижнейший вуз страны).

    Вспоминайте, что у Менделеева в школе были двойки по химии, но именно с ним мы сегодня ассоциируем эту непростую науку.

    Задумайтесь, что, когда блистательная Софи Лорен впервые попала на киноплощадку и со слезами на глазах умоляла режиссера дать ей хоть самую маленькую роль в массовке, над ней смеялась вся съемочная группа, а режиссер говорил, что она никогда не сможет сниматься: ее лицо слишком уродливо и некиногенично.

    Вспоминайте, что когда-то дирижабли были научной фантастикой, а сотовые телефоны и компьютеры и вовсе чем-то недостижимым.

    Очень многое из того, что окружает нас сейчас (микроволновки, телевизоры, Интернет, автомобили, лекарства от неизлечимых ранее болезней и т. д.), когда-то считалось «недостижимым, нереальным и невозможным». Люди, совершившие все эти волшебные открытия, имели очень высокую планку «возможного» в голове. Они умели заставить своего внутреннего скептика замолчать.

    Если вы хотите вырваться из мира ограниченных перспектив и перебраться в мир неограниченных возможностей, начните именно с планки возможного в вашем сознании.

    Ученые давно нашли доказательства уникальных способностей и огромных ресурсов, которыми обладает каждый человек. Осталось лишь допустить, что эти уникальные ресурсы есть у вас уже сегодня…


    Пресуппозиция 9. Каждый человек способен научиться чему-либо с одной попытки

    Когда мне было пять лет, я занималась хореографией и три дня в неделю стояла у балетного станка, старательно выполняя бесконечные плие, гран-батманы и прочие элементы. Надо сказать, старания мои не увенчались особым успехом. В отличие от большинства других детей результаты мои были весьма посредственными. В конце года по итогам занятий всем ученикам вручали картонную медаль с каким-нибудь мудрым напутствием.

    Как сейчас помню, мне вручили медаль со словами: «Терпенье и труд все перетрут!» Ребенку очень легко дать какую-то установку, ведь его внутренняя карта мира почти чиста и только начинает заполняться различными истинами, ценностями, симпатиями, антипатиями и т. д. На долгие годы слова «терпенье и труд все перетрут» стали для меня самым настоящим девизом и руководством к действию.

    Все, за что бы я ни бралась, обязательно мне давалось, но всегда требовало от меня огромного труда и ангельского терпения. Как выяснилось впоследствии, не я одна стала заложницей подобной установки.

    Возможно, и вы считаете, что для того, чтобы получить что-либо или чему-нибудь научиться, нужно много времени, стараний и терпения. Например, вы хотите научиться петь, но считаете, что потребуются долгие годы, чтобы поставить голос и заставить его прилично звучать.

    Однако психологи сделали удивительное открытие: человек способен научиться чему-либо с одной попытки. Многие родители, кстати, эксплуатируют эту возможность человеческой психики довольно жестоким, но эффективным способом. Например, бросают своего ребенка в воду, чтобы он научился плавать (как правило, ребенок действительно выплывает самостоятельно, увы, зачастую впоследствии он выносит из этого опыта не только умение плавать, но и боязнь воды).

    Наш организм функционирует как удивительная биоэлектрохимическая система. Человек способен очень быстро обучаться (особенно когда испытывает очень интенсивные эмоции). Так, например, после одного-единственного укуса собаки мы учимся бояться всех собак.

    Фокус в том, чтобы начать использовать эту способность нашего организма себе во благо. Ведь логика подсказывает: раз мы можем очень быстро научиться бояться собак, значит, мы способны точно так же быстро научиться не бояться собак! Для этого нужно лишь правильное и грамотное воздействие на подсознание (о котором мы поговорим чуть позже).


    Пресуппозиция 10. Совершая поступок, люди выбирают лучший из имеющихся у них в данный момент вариантов

    Сколько раз вам приходилось поражаться человеческой глупости, слабости, подлости и т. д.? Подозреваю, что немало.

    Возможно, смотря клип очередной безголосой певички, вы удивлялись: какой дурак поставил ее в ротацию? Они что, глухие? У нее же нет ни слуха, ни голоса. Или они все настолько продажны, что за деньги любую бездарь готовы раскрутить?

    Такое недоумение обычно сопровождается выхлопами неудовольствия, раздражения, обиды и негодования. Увы, эти эмоции нисколько не приближают вас к славе и деньгам, но при этом отнимают у вас огромное количество энергии.

    Правило № 3

    Любые негативные мысли или чувства отнимают у вас массу созидательной энергии.

    Конечно, вы вольны распоряжаться своей энергией так, как вам заблагорассудится. Но учтите, если вы тратите ее на осуждение других людей, едва ли у вас останется достаточно сил на созидание своей жизни и материализацию ваших целей.

    Выбирайте, что вам интереснее и приятнее: создавать свое настоящее и будущее или критиковать чужую жизнь?

    Но легко сказать: «Откажись от осуждения других людей. Принимай всех такими, какие они есть», а вот как этого добиться на практике? Как научиться избавляться от негатива, обиды и раздражения в адрес других людей?

    Помнить, что, совершая какой-либо поступок, люди всегда выбирают лучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.

    Как это понимать? Очень просто! Допустим, вы были на кастинге телеведущих. Продюсеры отобрали тех кандидатов, которые были намного хуже вас. Вы, разумеется, недоумеваете: они что, слепые или тупые? Зачем они набрали этих придурков? Почему не выбрали меня? Это же абсурд! Думая так, вы словно говорите: другие должны поступать в соответствии с моей моделью мира. Но «другие» могут быть с этим не согласны, ведь у них есть собственные модели мира.

    Каждый человек всегда выбирает оптимальный вариант, исходя из собственной модели мира. Какой бы ужасный, глупый, нелепый, подлый поступок ни совершил человек, помните, что он всегда руководствуется лучшими побуждениями. Делая выбор, люди всегда искренне уверены, что такой выбор будет наилучшим из имеющихся у них в данный момент.


    Окольные пути к мечте…

    Далеко не все celebryties сразу стали тем, кем стали. Ярчайшие писатели нашего века, чьи книги продаются по всему миру огромными тиражами, начинали как самые заурядные служащие. Так, например, Сидни Шелдон, автор множества голливудских сценариев и десятка бестселлеров, изначально был низкооплачиваемым сотрудником киностудии, который должен был читать поступающие в сценарный отдел материалы и составлять синопсисы. Король ужасов Стивен Кинг сначала писал крошечные заметки в провинциальную газету, работал в прачечной и преподавал в школе.

    Множество сегодняшних звезд еще вчера занимались низкооплачиваемой, не слишком престижной работой. Отсюда возникает законный вопрос. Наверняка он уже не раз приходил в голову и вам (особенно если ваша нынешняя специальность не имеет никакого отношения к тому, чем бы вы хотели заниматься в дальнейшем). Является ли работа вне шоу-бизнеса пустой тратой времени для тех, кто мечтает разбогатеть и прославиться?

    Как всегда, правильный ответ на этот вопрос скрыт внутри вас. Если вы воспринимаете свою работу исключительно как тяжкое бремя, если она, словно вампир, пожирает все ваши силы, время и вдохновение, если вы не видите ни малейшего смысла в ее выполнении, то скорее всего вы действительно тратите свое время впустую…

    Главный козырь по-настоящему гениальных людей заключается в том, что они умеют находить выгоду для себя в любой, даже самой плачевной ситуации. Тот же Стивен Кинг мастерски использовал опыт работы школьным учителем и дежурным в прачечной в своих книгах, разошедшихся сумасшедшим тиражом.

    Итак, впредь перед тем, как отметать то или иное обстоятельство/работу/возможность, постарайтесь посмотреть на нее новым, свежим взглядом и увидеть в ней возможность, перспективу, а может, и свой шанс…


    Практическое задание № 4

    Слава и деньги – амбициозная цель. Чтобы удостовериться в том, что у нас есть все необходимое для покорения этой вершины, давайте без промедления оценим и выявим ваши внутренние ресурсы.

    Для этого прямо сейчас возьмите лист бумаги и составьте список ваших достоинств, достижений, профессиональных навыков, личностных качеств, положительных сторон характера, способностей и талантов, которые могут вам помочь и на которые вы можете положиться в достижении своей цели.

    Включите сюда абсолютно все, что кажется вам значимым – от выигрышной внешности (крепких бицепсов, длинных ног, красивой голливудской улыбки) до жизненных навыков (например, умения налаживать связи, заводить выгодные знакомства, отстаивать свои интересы и т. д.).

    Пусть ваш список содержит не менее тридцати пунктов!

    Разместите список на видном месте: повесьте в рамочку на стену или перепишите в свой ежедневник. Каждый раз, когда вам начинает казаться, что для вас слава и деньги – недостижимая цель, перечитывайте свой послужной список и дополняйте его еще одним новым пунктом.

    Всегда помните о своих внутренних ресурсах!

    Портрет Дориана Грэя

    Всех людей в мире можно условно поделить на две большие группы: тех, кто мечтает стать звездой, и тех, кто ни за что бы на это не согласился.

    С одной стороны, в жизни богатых и знаменитых масса плюсов! Вы об этом знаете и без меня. Всеобщее обожание, масса внимания, свобода самовыражения, интересная и творческая работа, разнообразие, постоянная смена впечатлений, путешествия и неограниченные возможности. Наверное, вы и сами прекрасно понимаете, что именно привлекает вас в звездном образе жизни…


    Светлана, режиссер, 48 лет: «Конечно, мысль о славе и деньгах выглядит очень привлекательно. Это дало бы мне свободу ставить те спектакли, какие я хочу, гастролировать по тем странам, которые мне нравятся. Кроме того, конечно, возможность работать с самыми интересными актерами и самыми яркими профессионалами. Впрочем, для меня главное – с удовольствием выполнять свою работу. Я из тех людей, которые верят в свою счастливую звезду, а потому специально ради промоушена и self-pr я ничего не делаю. Я просто знаю, что однажды творчество обязательно принесет свои плоды. Если так должно быть, то так и будет».

    Дмитрий, гитарист, композитор, певец, 23 года: «У каждого есть свое любимое дело. У меня это музыка. Раньше я был очень голодный до славы, а сейчас для меня главное – заниматься своим любимым делом вне зависимости от того, каков будет результат».


    Однако, несмотря на все эти вполне очевидные преимущества, масса людей ни за что на свете не согласится быть знаменитостью или вообще человеком публичным. Ведь в таком положении существует множество своих издержек: навязчивое внимание, круглосуточное нахождение «под колпаком» у фотографов и фанатов, острая критика (далеко не всегда обоснованная), сумасшедший график работы и т. д.


    Елена, заведующая, 42 года: «Ни за что не хотела бы быть узнаваемой и публичной персоной. Это так хлопотно… Наверное, я просто не люблю привлекать к себе внимание».

    Сергей, механик по лифтам, 47 лет: «Конечно, творчески реализоваться в такой профессии, как актер, было бы интересно. Но как подумаешь, какие проблемы может принести эта слава, так все желание пропадает… Во всех интервью звезды только и делают, что плачутся, как им тяжело живется и как мало они могут себе позволить. По-моему, когда ты не можешь выйти в булочную за хлебом или проехаться на метро, это самая настоящая несвобода. Да это просто заточение!»


    Раз вы вложили деньги в эту книгу, значит, вы, несомненно, относитесь к первой группе людей, мечтающей взять штурмом Олимп шоу-бизнеса. А потому давайте попробуем составить приблизительный психологический портрет человека, жаждущего славы и денег.

    Ирония заключается в том, что такие люди, как правило, хранят в глубине души множество противоречий. И качества, пробуждающие в них желание стать звездой, тесно переплетаются с качествами, мешающими им в достижении этой цели. Попробуем разобраться во всех этих внутренних парадоксах.

    Итак, как правило, люди, мечтающие стать богатыми и знаменитыми:

    1. Жаждут внимания. Много внимания. Очень много внимания. Чем больше, тем лучше. Они не только не боятся оказаться в центре массового интереса, но и страстно стремятся к этому.

    Однако за бесстрашием и готовностью оказаться в центре внимания обычно кроется другой страх: страх одиночества. Возможно, сами вы его не осознаете (а то и вовсе пребываете в уверенности, что любите уединение). Тем не менее именно страх одиночества зачастую мотивирует людей на то, чтобы добиваться славы и признания.

    Увы, если это и ваш главный довод в пользу звездной жизни, вынуждена вас разочаровать. Звездный статус, толпы поклонников и всеобщее обожание, к сожалению, никоим образом не помогают избавиться от одиночества (даже наоборот, страхи могут усугубляться). Это все равно что лечить ангину мороженым, а сломанную ногу – футболом.


    Суперзвезда Мэрилин Монро с трудом переносила одиночество. Несмотря на колоссальное внимание и навязчивое обожание миллионов, актриса частенько говорила, что чувствует себя всеми покинутой и никому не нужной.

    Всю свою жизнь она кочевала из дома в дом, живя то в семьях своих друзей, то с очередным мужем. Знакомые актрисы, а также люди, работавшие на нее, рассказывали, что она могла позвонить любому из них среди ночи и в панике умолять приехать к ней, потому что не может заснуть/впала в депрессию/не хочет жить/боится темноты/чувствует себя одинокой и т. д.

    Преданные друзья вылезали из своих теплых уютных кроваток, чтобы среди ночи сломя голову нестись на помощь к Мэрилин. Однако, когда они приезжали к актрисе, зачастую выяснялось, что их помощь уже не требуется. Актриса тут же успокаивалась и принималась как ни в чем не бывало рассказывать какую-нибудь историю из своего детства или просто болтать ни о чем.

    Были в арсенале Монро и другие не менее оригинальные способы привлечения внимания: она часто рассказывала репортерам противоречивые и, вполне возможно, выдуманные истории из своего детства. Одним она говорила, что подвергалась в детстве сексуальному насилию, другим – что ничего подобного никогда не было, а третьим – что ее первым мужчиной был ее муж. Словом, биографы и по сей день гадают, что из баек Мэрилин было правдой, а что выдумкой.

    В то время, как давно понятно психологам, актриса, росшая фактически без родительской опеки (она никогда не общалась со своим отцом и редко видела мать, которая проводила много времени в психиатрической лечебнице), страдала от синдрома покинутости. Человек с такой травмой обычно старается попасть в положение зависимого, чтобы привлечь внимание, привязать к себе других людей и тем самым застраховаться от одиночества и чувства того, что его вновь покинули.


    Страх одиночества может проявляться совершенно по-разному. Кто-то физически не выносит уединения, а потому обклеивает все стены своей квартиры фотографиями родных, друзей или просто постерами звезд. Даже придя домой, в пустую квартиру, он сразу включает радио или телевизор, чтобы создать эффект присутствия в квартире кого-то еще.

    У иных страх одиночества выражается в стремлении сыграть на опережение: такие люди не устают повторять (и при этом сами верят в свои слова), что им «никто не нужен», что они «не любят толпу» и «предпочитают уединение». Они первыми покидают компании или других людей, чтобы не оказаться покинутыми.

    Такие люди могут часто обращаться к знакомым за советами, но не следовать им. Потому что им не настолько важен сам совет, как факт уделенного внимания. Кстати, люди этого типа обычно очень болезненно воспринимают любые отказы (как бытовые, личные, так и профессиональные).

    Жажда внимания может иметь массу разнообразных проявлений. Увы, большинство ищущих внимания людей выбирают для этого не самый удачный способ: они занимают позицию жертвы (зачастую неосознанно).

    Как вы понимаете, жертву всегда кто-то опекает и поддерживает. А потому внимательно присмотритесь к себе, не играете ли вы случайно трагическую роль жертвы любви, жертвы болезни, жертвы несправедливости и т. д. Если да, то начинайте постепенно отучать себя от этой привычки. Ведь позиция жертвы, как мы уже знаем, блокирует нашу способность управлять своей жизнью и достигать своих целей.

    Чтобы отказаться от этого сомнительного удовольствия, для начала осознавайте, когда вы принимаете позицию жертвы. Привыкайте подшучивать и смеяться над собой. Это самый простой и эффективный способ избавления от вредной привычки.

    Ни в коем случае не осуждайте и не ругайте себя за то, что вам хочется всеобщего внимания и вы готовы привлекать его даже негативными способами (например, страданиями в стиле «ох, какой же я бедный и несчастный»).

    Правило № 4

    Помните, любая наша «вредная привычка» или «недостаток» подобны аппендиксу. Когда-то он выполнял очень важные функции, но потом времена изменились, и он стал не нужен (а то и опасен, ведь может и воспалиться).

    Ни в коем случае не нужно упрекать себя за эту привычку или недостаток, ведь вы когда-то сами создали его себе, а значит, у вас была на то веская причина! Когда-то он был вам нужен (как и аппендикс), а значит, осуждение и злость на себя абсолютно бессмысленны: за каждым нашим «изъяном» кроется некое позитивное намерение.

    2. Еще одна характерная особенность потенциальных звезд – жажда признания собственных достоинств.

    Если такого человека долгое время не хвалят, он начинает ощущать дискомфорт и всячески напрашиваться на комплименты. Если кто-то выскажет негативное мнение о проделанной им работе, он может расстроиться, разозлиться или потерять уверенность в своих способностях.

    Потенциальным звездам трудно «творить для себя» или «писать в стол». Обычно им хочется кому-то показать плоды своего труда и насладиться отдачей, реакцией, признанием. Вот почему они стремятся, чтобы их творение дошло до как можно большего количества людей («Иначе зачем это было бы нужно?» – думает такой человек).

    Разумеется, в жажде признания нет ничего плохого. У каждого из нас эта потребность присутствует в большей или меньшей степени. Но помните: чтобы получить признание окружающих (а то и целого мира), необходимо для начала самому признать собственные достоинства и таланты.

    Многие творческие люди крайне не уверены в себе. Но эта неуверенность часто скрывается за напускной бравадой.


    Например: «Я гениален! Все остальные просто ничтожества и бездари на моем фоне».

    (Такой образ мыслей говорит не об истинной уверенности в собственном таланте, а об идеализации своих способностей и высокомерии. По-настоящему уверенный в своих способностях человек никогда не будет сравнивать себя с другими: он уверен, что его талант уникален. Ему не требуется самоутверждаться за счет принижения других.)

    «Эти тупицы просто не понимают моего таланта! Они не ценят мое творчество, слепые идиоты! Какая чудовищная несправедливость!»

    Синдром «непризнанного гения» также говорит о том, что человек не вполне уверен в своих силах и способностях. Именно поэтому он так болезненно реагирует на критику (возможно, в глубине души он даже подозревает, что критика справедлива, но эта мысль настолько болезненна для него, что ему проще упрямо стоять на своем). Скорее всего такой человек воспринимает малейшую попытку откорректировать его работу как свидетельство того, что он бездарен. Вот почему его реакции такие острые.


    Если вы чувствуете, что зависимы от комплиментов и от общественного мнения, вам стоит освободиться от этого бремени. Звездная жизнь подразумевает, что о вас будут много говорить и вы едва ли сможете контролировать все, сказанное в ваш адрес (ведь даже о самых блистательных и талантливых кумирах порой злословят в прессе и Интернете). Следовательно, стоит поработать над снижением чувствительности к воздействию извне.

    В первую очередь необходимо сформировать прочные и устойчивые взаимоотношения с самим собой. Ваша самооценка должна быть стабильна и не зависима ни от каких внешних воздействий.

    Легко сказать, но как этого добиться? Принципы довольно просты!

    Прежде всего раз и навсегда оставьте привычку критиковать и осуждать себя и свое творчество!

    Возможно, вы замечали, что больше всего нас задевают те слова, оскорбления, замечания, которые мы действительно ассоциируем с собой. Так, например, если вы точно знаете, что у вас прекрасный голос и вы отлично поете, то сколько бы вам ни говорили: «Да тебе медведь на ухо наступил! Да ты воешь почище волка на луну…» – вас это никак не заденет и вы не испытаете душевного дискомфорта от подобных нелестных замечаний.

    Но если вам говорят: «Эй, жирная корова!», в то время как вы и сами считаете, что пора садиться на диету, слышать это будет весьма болезненно, и вы впадете в негативные переживания.

    Следовательно, перестаньте ругать себя. Будьте к себе снисходительны. Ведь вы – просто человек, а значит, вы здесь затем, чтобы учиться, расти, самосовершенствоваться.

    Например, я сейчас сижу и пишу для вас эту книгу. Периодически на меня находят приступы бешенства и ненависти к себе: книга получается не такой, как я задумала. В моем воображении она должна была быть ярче, глубже, остроумнее и т. д.

    Объективны ли мои переживания? Наверное, не очень (ведь издатели печатают мои книги, люди их покупают, а вы все еще продолжаете ее читать, верно?).

    Так имеет ли смысл злиться и ругать себя? Что от этого изменится? Я только запрограммирую себя на негатив. Но, как мы уже знаем, наше тело четко следует командам нашего мозга. Ведь тело и сознание неразрывно связаны друг с другом. Соответственно, когда мы ругаем себя и называем бездарями, наше тело воспринимает это как команду мозга и невольно начинает ее выполнять, то есть вести себя бездарно/глупо и т. д. Разве нам это нужно?

    Никто не совершенен. А потому давайте прямо с этой минуты станем больше любить себя, начнем принимать свой талант, свой ум, свои способности и свое творчество таким, какое оно есть сейчас. Это не значит, что мы не будем стремиться к лучшему.

    Обязательно будем! Просто всему свое время. Вы ведь не станете ругать двухмесячного ребенка за то, что у него не получается ходить и говорить? Так зачем ругаете себя? Ваше время придет. Но от того, что вы будете раздраженно подгонять и подталкивать себя, оно не придет быстрее! Ведь двухмесячный ребенок не заговорит и не пойдет оттого, что вы с утра до ночи будете на него орать.


    Подойдите к зеркалу и скажите себе: «Я благодарю тебя за то, что ты можешь и умеешь. Я знаю, ты стараешься, как можешь, и я благодарен тебе за это. Я развиваюсь с нужной мне скоростью. Я даю тебе время, чтобы научиться всему, что тебе нужно, и раскрыть свой талант».


    Многим людям кажется, что если они перестанут критиковать себя, то «слишком расслабятся» и не захотят больше работать над собой. Но это большое заблуждение!


    Представьте себе, что вы изо всех сил старались на работе, выкладывались на все сто, а потом пришел начальник и заявил, что вы – бездарь и лодырь, который все сделал не так как надо. Захочется ли вам после этих слов стараться и работать дальше? Едва ли… Скорее вам захочется послать своего начальника подальше и бросить это дело.

    Вот вам еще более наглядный пример.


    Представьте себе двух мужчин, которые решили порадовать своих любимых. Оба приготовили романтический ужин, оба усыпали постель лепестками роз, оба из кожи вон лезли, чтобы доставить удовольствие своим партнершам. Но после секса одна девушка скептически ухмыляется и говорит: «Мда… слабоватый ты любовник», а вторая восторженно шепчет: «Милый, ты лучше всех! Ты самый потрясающий!»


    Угадайте, который из мужчин захочет впредь стараться, совершенствовать свое секс-мастерство и снова устраивать грандиозные эротические сюрпризы своей девушке? Разумеется, тот, которого похвалили. Ведь похвала, комплимент, благодарность дают нам огромный прилив сил и заряд вдохновения. Так почему бы не применять это простое средство к себе?

    Начните использовать поощрение вместо порицания, и ваш талант будет развиваться и раскрываться невероятными темпами. Ваш организм будет снова и снова получать команду мозга: «Ты талантливый, ты способный, ты умный, ты гениальный», а тело будет вынуждено следовать за инструкциями сознания и демонстрировать впечатляющие результаты.

    Как только вы прекратите себя ругать (или хотя бы станете делать это реже), окружающие последуют вашему примеру и тоже перестанут вас отчитывать.

    В большинстве случаев, когда вас в чем-то упрекают или обвиняют ваши знакомые, они просто озвучивают ваши собственные подсознательные обвинения и упреки в свой адрес.

    3. Еще одна характерная особенность потенциальных звезд: эти люди, как правило, весьма жадны до любви, секса, удовольствий и до жизни.

    Обычно такие люди бывают настолько изголодавшимися по всем перечисленным выше жизненным благам, что им всегда мало.

    Забавный факт: многие потенциальные звезды могут есть очень много, но при этом не поправляться ни на грамм. Это происходит оттого, что в их голове укоренилась установка: «Мне всегда мало». А потому сколько бы они ни съели, мозг все равно отдает телу сигнал: мало, мало, мало. От такого воздействия обменные процессы в организме таких людей происходят мгновенно, а потому лишние килограммы не откладываются.

    Кстати, похожая ситуация у них может быть и на любовном фронте. Даже если у потенциальной звезды есть любимый человек, она никогда не откажется от дополнительной порции обожания. Никакое количество поклонников или поклонниц не покажется такому человеку избыточным. Напротив, чем больше людей в него влюблено, тем лучше себя будет чувствовать представитель этого психотипа.

    Кстати, такие люди обычно очень любят секс (при этом им важен не столько сам сексуальный акт или оргазм, сколько ощущение близости и слияния с другим человеком, которого они могут даже не осознавать).


    Возможно, вы узнали себя в этом психологическом портрете потенциальной звезды, возможно, нет. Ведь люди очень разные. Но главное – это быть честным с собой и, обнаруживая у себя некое внутреннее противоречие, негативную установку или психологический барьер, не отнекиваться от нее, а честно признать: да, возможно, у меня это есть и сейчас мне это мешает в достижении моей цели.

    Признание наличия проблемы – это половина ее решения. В самое ближайшее время мы сможем очистить наше сознание и подсознание от спама и загрузим в него необходимую нам программу.