• А. Розовая Шапочка, или Бесприданница
  • Б. Сизиф, или "Начни сначала"
  • В. Маленькая мисс Маффет, или "Меня не испугаешь"
  • Г. Старые солдаты никогда не умирают, или Кому я нужен?
  • Д. Победитель дракона, или Папочка знает лучше
  • Е. Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем по-другому"
  • Ж. Флоренс, или Ясновидение
  • З. Трагические сценарии
  • Глава Двенадцатая

    НЕКОТОРЫЕ ТИПИЧНЫЕ СЦЕНАРИИ

    Сценарии — это искусственные системы, которые ограничивают спонтанные творческие устремления человека, в то время как игры — искусственные структуры, ограничивающие спонтанную и творческую близость. Сценарий похож на экран из разрисованного матового стекла, который родители устанавливают между ребенком и миром (и самими собой) и который он принимает и старается сохранить в исправности. Он смотрит на мир сквозь этот экран, а мир смотрит на него, надеясь разглядеть хоть искорку или вспышку подлинной человечности. Но поскольку мир тоже смотрит через свой матовый экран, видимость не лучше, чем у двух ныряльщиков в масках на дне мутной реки. Марсианин может протереть свою маску и потому видит немного лучше. Вот некоторые примеры того, что он видит, которые позволяют понять, почему сценарий в каждом случае дает ответ на вопрос: "Что вы говорите после того, как сказали "здравствуйте"?"

    А. Розовая Шапочка, или Бесприданница

    Розовая Шапочка была сиротой. Она часто сидела на лесной поляне в ожидании того, кому может понадобиться помощь. Иногда она прогуливалась по тропинке, надеясь, что помощь потребуется в другой части леса. Она была бедна и многого предложить не могла, но что имела, отдавала легко. Розовая Шапочка могла подержать что-то, если нужна была лишняя пара рук, и голова ее была полна мудрых советов, полученных от родителей, когда те еще были живы. Она знала также множество веселых шуток и любила подбадривать тех, кто боялся заблудиться в лесу. Так у нее появилось много друзей. Но по выходным дням, когда все устраивали пикники на лугах, она оставалась в своем лесу, обиженная и одинокая. Иногда ее тоже приглашали, но по мере того как она становилась старше, это происходило все реже и реже.

    Она жила совсем не так, как Красная Шапочка, и когда они однажды встретились, то не поладили. Красная Шапочка торопливо шла своей дорогой через лес и проходила мимо поляны, где сидела Розовая Шапочка. Она остановилась, чтобы поздороваться, и девочки с минуту смотрели друг на друга, прикидывая, смогут ли они подружиться, потому что они немного похожи, только у одной розовая шапочка, а у другой красная.

    — Куда ты идешь? — спросила Розовая. — Я никогда раньше здесь тебя не видела.

    — Отношу бабушке пирожки, которые испекла мама, — ответила Красная.

    — О, как мило, — сказала Розовая. — А у меня нет мамы.

    — Кроме того, — гордо сказала Красная, — когда я доберусь до бабушки, меня съест волк — так мне кажется.

    — Ох, — сказала Розовая. — По пирожку в ночь — все волки прочь. К тому же разумная девочка узнает своего волка, когда встретится с ним.

    — Не думаю, чтобы эти шутки были такими уж забавными, — сказала Красная. — Поэтому до свидания.

    — Что-то ты воображаешь, — сказала Розовая. Но Красная уже ушла.

    "У нее совсем нет чувства юмора, — подумала про себя Розовая, — но мне кажется, она нуждается в помощи". Поэтому Розовая Шапочка побежала в лес в поисках охотника, который спасет Красную Шапочку от волка. Со временем она нашла охотника, своего старого знакомого, и рассказала ему, что Красной Шапочке грозит опасность. Розовая Шапочка провела охотника к дому, в котором жила бабушка Красной, и видела все, что произошло потом: Красная Шапочка в постели с волком, волк пытается ее проглотить, охотник убивает волка, они с Красной Шапочкой смеются и шутят, разрезая волку брюхо и набивая его камнями. Но Красная Шапочка даже не поблагодарила Розовую, отчего та загрустила. И когда все кончилось, охотник стал большим другом Красной Шапочки, а не Розовой, отчего Розовой стало еще более грустно. Она так опечалилась, что стала каждый день есть пьяные ягоды, а чтобы заснуть по ночам, — сонные ягоды. Она оставалась умным ребенком и по-прежнему любила помогать людям, но иногда ей казалось, что лучше всего отравиться сонными ягодами.

    Клинический анализ

    Тезис. Розовая Шапочка сирота, или у нее есть основания чувствовать себя сиротой. Она умный ребенок, знает много мудрых советов и веселых шуток, но обдумывать серьезные решения и доводить их до конца предоставляет другим. Она полна сочувствия и всегда готова прийти на помощь, в результате у нее много «друзей», но в конце концов она почему-то остается в одиночестве. Затем она начинает пить, принимать транквилизаторы и снотворное и часто думает о самоубийстве. Поздоровавшись, она начинает шутить, но только чтобы провести время, пока не представится возможность спросить: "Не могу ли я вам помочь чем-нибудь?" Таким образом у нее завязываются «глубокие» отношения с Неудачниками, но с Победителями, когда кончаются шутки, ей просто не о чем говорить.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: хроническая депрессивная реакция.

    СКАЗКА: Розовая Шапочка.

    РОЛИ: Доброжелательный Ребенок, Жертва, Спаситель.

    ПОВОРОТЫ: от Спасителя (советующий, заботящийся Родитель) к Жертве (печальный Ребенок).

    РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: "Будь хорошей девочкой, помогай людям".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗЕЦ: "Вот как нужно помогать людям".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ: "Не имей много, не получай много и постепенно сохни".

    ДЕТСКИЙ ЛОЗУНГ: "Выполняй свой долг и не жалуйся".

    ПОЗИЦИЯ: "я—, потому что без конца жалуюсь. Они+, потому что у них есть разные вещи".

    РЕШЕНИЕ: "Я накажу себя за жалобы".

    СЦЕНАРИЙ: «Сохни».

    АНТИСЦЕНАРИЙ: Учись помогать людям.

    ФУТБОЛКА. Спереди: "Я умный ребенок". Сзади: "Я сирота".

    ИГРА: "Как бы я ни старалась".

    КУПОНЫ: Депрессии.

    КОНЕЧНАЯ РАЗВЯЗКА: Самоубийство.

    ЭПИТАФИИ: "Она была хорошим ребенком". "Я старалась".

    АНТИТЕЗИС: Перестать быть умным ребенком.

    РАЗРЕШЕНИЕ: Воспользоваться своим Взрослым, чтобы заняться чем-то достойным.

    Классификация

    У Розовой Шапочки сценарий Неудачника, потому что во всем она проигрывает. Это сценарий «Нельзя», ориентированный на цель со стандартным лозунгом "Ты ничего не добьешься, пока не встретишь принца". Он основан на плане «Никогда»: "Никогда не проси о чем-нибудь для себя". Сказав «здравствуйте», она начинает доказывать, какой она благожелательный и умный ребенок.

    Б. Сизиф, или "Начни сначала"

    Вот история Джека и его дядюшки Гомера. Отец Джека был героем войны, он погиб в бою, когда Джек был еще маленьким. Джека воспитал дядя Гомер, спорщик, хвастун и немного мошенник. Он научил Джека всем видам спортивных и азартных игр. Но когда Джек выигрывал, Гомер злился и кричал: "Думаешь, твое дерьмо не пахнет?" Если же Джек проигрывал, дядя презрительно, но дружелюбно смеялся. Поэтому со временем Джек стал проигрывать сознательно. Чем больше он проигрывал, тем веселее и дружелюбнее становился дядя. Джек хотел стать фотографом, но дядя сказал, что такая работа для неженок, и велел ему стать спортсменом. Поэтому Джек стал профессиональным бейсболистом. Но на самом деле Гомер хотел, чтобы Джек попытался стать спортсменом, но потерпел поражение.

    Имея в качестве друга такого дядюшку, Джек, что совсем неудивительно, перейдя в высшую лигу, повредил руку и вынужден был бросить спорт. Как он рассказывал позже, трудно объяснить, каким образом такой опытный игрок, как он, мог на весенней тренировке получить такую тяжелую травму: ведь на таких тренировках все очень осторожны, чтобы не пострадать еще до начала игры.

    Джек стал торговым агентом. На новом месте он всегда начинал очень хорошо, получал все больше и больше заказов, пока не становился любимцем босса. И в этот момент он испытывал непреодолимое стремление сделать какую-нибудь глупость. Он начинал просыпать, забрасывал счета, и поэтому доставка полученных им заказов опаздывала. Он был таким хорошим агентом, что ему не нужно была даже ходить и расхваливать товар: клиенты сами приходили к нему; но он забывал оформлять их заказы. В результате он получал приглашение босса на обед, и у них происходил долгий разговор; они обсуждали личные проблемы Джека. После этого обеда Джек слегка приободрялся, но немного погодя дела снова начинали ухудшаться. Раньше или позже он получал приглашение на последний обед, во время которого его самым дружеским образом увольняли. Тогда он подыскивал другую работу и начинал весь цикл заново. И все это время его тревожило, что торговый агент вынужден постоянно лгать клиентам. В результате лечения Джек расстался с дядей, решил продолжить образование и стать социальным работником.

    Клинический анализ

    Тезис. Сизиф напряженно работает и оказывается на пороге успеха. В этот момент он сдается, перестает работать и теряет все, чего добился. Тогда ему приходится заново начинать с самого низа дна и повторять весь цикл.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: депрессивная реакция.

    МИФ: Сизиф.

    РОЛИ: Покинутый Ребенок, Преследователь, Спаситель.

    ПОВОРОТЫ: от Героя (успех) к Жертве (поражение) и к Спасителю.

    РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: "Будь сильным человеком, героем, а не неженкой".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗЕЦ: "Можешь слегка жульничать".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ: "Не добейся успеха".

    ДЕТСКИЙ ЛОЗУНГ: "Я сын героя".

    ПОЗИЦИЯ: "я—, потому что на самом деле я неженка. Они+, потому что они добиваются успеха".

    РЕШЕНИЕ: "Я должен стать героем".

    СЦЕНАРИЙ: "Не будь им".

    ФУТБОЛКА. Впереди — "Я суперторговец". Сзади — "Но ничего не покупайте у меня".

    ИГРЫ: "Начни сначала", «Растяпа».

    КУПОНЫ: депрессия и вина.

    ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РАЗВЯЗКА: полная неспособность и самоубийство.

    ЭПИТАФИИ: "Он очень старался", "Ничего у меня не вышло".

    АНТИТЕЗИС: "Перестань слушаться дядю".

    РАЗРЕШЕНИЕ: вернуться в колледж и стать социальным работником, чтобы заботиться о детях сиротах.

    Классификация

    Сценарий Сизифа — сценарий Неудачника, поскольку каждый раз, как он поднимается на вершину, он снова скатывается на дно. Это сценарий типа ЦВ-нельзя, с лозунгом: "Без меня ты ничего не добьешься". Он основан на плане "Снова и снова": "Старайся, пока можешь". Время между «Здравствуй» и «Прощай» структурировано игрой "Начни сначала".

    В. Маленькая мисс Маффет, или "Меня не испугаешь"

    Маффи[41] вечер за вечером проводит в баре и пьет виски. Однажды к ней подсел ужасный тип. Маффи испугалась, но не ушла. Со временем она вышла за него замуж, чтобы заботиться о нем и обеспечить ему возможность писать романы получше. В пьяном виде он избивает ее, а в трезвом — унижает словами, но она от него не уходит. Члены группы сначала пожалели ее и пришли в ужас от поведения ее мужа, но прошло несколько месяцев, и их отношение изменилось.

    — Почему бы тебе не встать со своего кресла и не предпринять что-нибудь? — спрашивали они ее. — Ты кажешься такой довольной, когда рассказываешь свою печальную историю. На самом деле ты наслаждаешься игрой: "Какой ужас!"

    Однажды доктор Кью спросил у нее, какой была ее любимая сказка в детстве.

    — У меня ее не было, — ответила она. — Но у меня был любимый детский стишок "Маленькая мисс Маффет".

    — Поэтому ты и сидишь на своем стуле?

    — Да, я сидела на стуле, когда встретилась с мужем.

    — Почему же ты не убежала от него?

    — Потому что когда я была маленькой, мама сказала мне: "Если убежишь из дому, попадешь в еще большие неприятности".

    — А что с самым первым стулом? — спросил кто-то.

    — О, вы имеете в виду горшок? Да, меня заставляли на нем сидеть и пугали меня, но я была так напугана, что не могла встать и убежать.

    Итак, у нее сценарий, как у маленькой мисс Маффет, только ей запрещено убегать, да она и не знает, куда убежать. А тем временем вместо сметаны она пьет виски. Группа дала ей разрешение встать со стула, выбросить сметану и стать самостоятельной. Раньше она всегда выглядела мрачной и унылой, но теперь начала улыбаться.

    Муж ее знал, что после знакомства с мисс Маффет на нее нужно зарычать, после чего ей вроде бы полагается спасаться бегством. Так поступает большинство девушек, но Маффи не убежала. Если вы рычите на мисс Маффет и она не убегает, остается снова на нее зарычать, что он и делал. В сущности он больше ничего ей не говорил, разве что время от времени еще: "Фу!"

    Клинический анализ

    Тезис. Маленькая мисс Маффет сидит на стуле, замкнувшись, и ждет паука. Больше ей надеяться не на что. Когда паук приходит, он пытается напугать ее, но она решает, что это самый прекрасный паук в мире, и остается с ним. Он продолжает периодически пугать ее, но она отказывается убегать. Но когда он говорит, что она пугает его, это ее на самом деле пугает. Она оглядывается в поисках другого паука, но не может найти такого же красивого, поэтому остается с ним, пока может помогать ему плести паутину.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: порок характера.

    ДЕТСКИЙ СТИШОК: Маленькая мисс Маффет.

    РОЛИ: Спаситель, Жертва.

    ПОВОРОТЫ: от Жертвы (обстоятельств) к Спасителю (мужчине) и снова к Жертве (мужчины).

    РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: "Не сдавайся".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗЕЦ: "Вот как это вынести: пей".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ: "Не уходи, иначе попадешь в еще большие неприятности".

    ПОЗИЦИЯ: "Я+ — пока я помогаю ему ткать паутину". "Он+: он ткет паутину".

    РЕШЕНИЕ: "Если я сама не могу ткать паутину, найду того, кто может".

    ФУТБОЛКА. Спереди — "Я с этим справлюсь". Сзади — "Ударь меня".

    ИГРЫ: "Ударь меня", "Какой ужас!"

    АНТИТЕЗИС: перестать сидеть на стуле и перестать пить.

    РАЗРЕШЕНИЕ: полагаться только на себя.

    Классификация

    У маленькой мисс Маффет сценарий Непобедителя. Ей не суждено победить, но, по крайней мере, у нее есть свой паук, рядом с которым она может посидеть. Это сценарий ЦВ-можно с лозунгом: "Ты можешь помочь ему плести паутину". Он основан на плане «Прнжде»: "Сиди и жди, прежде чем не появится принц-паук, тогда сможешь начать жить". Время между «Здравствуй» и «Прощай» заполнено, пьянством, любовью и работой.

    Г. Старые солдаты никогда не умирают, или Кому я нужен?

    Мак был смелым офицером и всегда заботился о своих подчиненных. Но однажды из-за неумения или неподчинения приказу много его солдат погибло, и Мак винил в этом себя. Это, наряду с малярией, постоянным недоеданием и кое-чем еще, заставило его покинуть военную службу. Слегка оправившись, он устроился на работу и вкалывал, вкалывал, вкалывал — лишь бы ни о чем не думать. Но сколько бы он ни работал, заработать достаточно не удавалось; у него появились долги, и приходилось работать еще больше, если он хотел от них избавиться. Мак поставлял провизию для разных торжеств, и ему приходилось ходить на свадьбы и другие празднества, но самому ему праздновать было нечего. Он всегда чувствовал себя посторонним, помогал другим чувствовать себя хорошо с помощью еды, питья, утешений и советов и поэтому казался себе нужным. Хуже всего ему было по ночам, когда он оставался один и думал все об одном и том же. А лучше всего ему было субботними вечерами, когда он напивался и мог забыться и раствориться в толпе.

    Началось это задолго до того, как он поступил в армию. Когда ему было шесть лет, мать его убежала с солдатом, и когда он понял, что она ушла навсегда, он тяжело заболел и старался умереть, чтобы все видели, что он ей не нужен. Он начал напряженно работать еще в старших классах, но когда ему удавалось немного заработать, отец отбирал у него деньги. Если он что-нибудь себе покупал, отец это продавал. Мак завидовал другим мальчикам в школе, потому что у них были матери, и ему часто приходилось драться. Против разбитых носов на школьном дворе он не возражал, но не мог вынести зрелища мертвых тел на войне. Он был отличным стрелком, но ему всегда становилось жаль врагов, которых он убивал, и он не винил их в смерти своих людей. Он винил во всем этом самого себя, и ему казалось, что его мертвые друзья откуда-то наблюдают за ним, поэтому он старался не усугублять свою вину и не позволял себе развлекаться и наслаждаться жизнью. Кроме тех случаев, когда напивался, но это не в счет. Или в счет?.. Он точно не мог сказать. Раз или два он пытался разбить машину и серьезно пострадал при этом, но выжил. Главным способом самоубийства он избрал курение и курил непрерывно, даже когда болел бронхитом. После длительного лечения он подружился с матерью, и это позволило ему почувствовать себя гораздо лучше.

    Клинический анализ

    Тезис. Старый солдат оказался ненужным матери и подвел друзей. В результате он был осужден всегда напряженно работать, не добиваясь ощутимых результатов. Он посторонний наблюдатель жизни и не может участвовать в веселье. Он всегда готов помочь другим, и хотя это означает еще больше работы, но позволяет ему чувствовать себя полезным. Его единственное спасение — смерть, но он не может причинить боль тем, кто его любит, настоящим самоубийством. Он может только медленно увядать.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: компенсированная шизофрения.

    ПЕСНЯ: "Старые солдаты не умирают".[42]

    РОЛИ: Неудавшийся Спаситель, Преследователь, Жертва.

    ПОВОРОТЫ: от Жертвы (матери или отца) к Спасителю (своих людей) и опять к Жертве (обстоятельств).

    РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: "Работай на совесть и помогай людям".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗЕЦ: "Вот как можно это вынести — пей".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ: "Не добейся результатов".

    ПОЗИЦИЯ: "я—, они+".

    РЕШЕНИЕ: "Загублю себя работой".

    ФУТБОЛКА. Спереди — "Я хороший парень". Сзади — "Даже если это убивает меня".

    ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ: военные воспоминания.

    ИГРА: "Я только пытаюсь вам помочь".

    АНТИТЕЗИС: перестать убивать себя.

    РАЗРЕШЕНИЕ: включиться в жизнь и двигаться вперед.

    Классификация

    Сценарий старого солдата — сценарий Непобедителя, потому что для старого солдата дело чести — не быть повышенным в чине. Это сценарий ЦВ-нельзя с лозунгом: "Нельзя делать карьеру, потому что ты нужен им здесь". Он основан на плане «После»: "После войны ты сможешь медленно умирать". Время ожидания заполнено помощью другим и солдатскими разговорами.

    Д. Победитель дракона, или Папочка знает лучше

    Жил некогда человек по имени Георгий, и славен был он тем, что побеждал драконов и оплодотворял бесплодных женщин. Он бродил повсюду совершенно свободно — так, по крайней мере, казалось. Бродя однажды летним днем по лугу, он увидел вдали столб дыма и языки пламени. Приблизившись, он услышал страшное рычание, смешанное с отчаянными криками испуганной девушки. "Ага! — воскликнул Георгий. — Это мой третий дракон и третья девушка за последнюю неделю. Я убью дракона, и моя храбрость, несомненно, будет вознаграждена". Мгновение спустя он обратился к дракону: "Стой, увалень!", а девушке сказал: "Не бойся!" Дракон слегка отступил и стал рвать когтями землю в предвкушении не только двойного обеда, но и того, что он больше всего любил, — хорошей драки. Девушка, которую звали Урсула, раскинула руки и воскликнула: "Мой герой! Я спасена!" Она радовалась, предвкушая не только освобождение и зрелище хорошей драки, но также (поскольку на самом деле она не была девушкой) перспективу отблагодарить спасителя.

    Георгий и дракон разъехались, готовясь к нападению, а Урсула тем временем подбадривала их обоих. В этот момент на сцене появилась новая фигура, всадник в богато украшенном серебром седле, с разбухшими седельными сумками, полными золотых монет.

    — Эй, сынок! — крикнул всадник. Георгий повернулся и удивленно ответил:

    — Папа! Как приятно тебя видеть! — Он повернулся спиной к дракону, спешился и подошел поцеловать ногу отца. Началась оживленная беседа, причем Георгий говорил только:

    — Да, папа. Конечно, папа. Как скажешь, папа.

    Ни Урсула, ни дракон не слышали слов отца, но вскоре стало ясно, что разговор затягивается.

    — Ах, ради Бога! — воскликнула Урсула, капризно топая ногой. — Герой называется! Как только появился старик, он только кланяется и расшаркивается, а на меня, бедняжку, у него не остается времени.

    — Действительно, — согласился дракон. — Кажется, это будет продолжаться бесконечно. — С этими словами он выключил свой огнемет, лег и уснул.

    Но вот старик уехал, и Георгий готов был вернуться к бою. Он поднял копье и ждал нападения дракона и приветственных возгласов Урсулы. Но Урсула сказала: "Извращенец!" и ушла. Дракон встал и сказал: "Ничтожество!" и тоже ушел. Увидев это, Георгий закричал: "Эй, папа!" и поскакал вслед за отцом. Урсула и дракон одновременно повернулись и закричали ему вслед: "Жаль, что он так стар, а то он заменил бы тебя!"

    Е. Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем по-другому"

    Зигмунд решил стать великим человеком. Он много работал, стараясь проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но там его не принимали. Поэтому он решил заглянуть в ад. Там вообще не было высших слоев, и никто на это не обращал внимания. Зигмунд обрел авторитет в аду — который в его случае назывался Подсознательное. Он настолько преуспел, что со временем сам стал высшими слоями общества.

    Клинический анализ

    Тезис. Некто решил стать великим человеком. На его пути возникало множество препятствий. Но он, вместо того

    чтобы тратить жизнь на борьбу с ними, старался их обходить, чтобы найти достойное себя поприще и стать великим человеком.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: фобии.

    ГЕРОИ: Ганнибал и Наполеон.

    РОЛИ: Герой, противники.

    ПОВОРОТЫ: Герой, Жертва, Герой.

    РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: "Работай на совесть и не сдавайся".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗЕЦ: "Пользуйся своим умом и постарайся понять, что нужно сделать".

    РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПИСАНИЕ: "Стань великим человеком".

    ПОЗИЦИИ: "Я+, когда я творю". "Они+, если они думают".

    РЕШЕНИЕ: "Если невозможно подняться на небо, я отправлюсь в ад".

    ФУТБОЛКА: ничего не написано.

    КУПОНЫ: не собирает.

    ИГРЫ: на игры нет времени.

    АНТИТЕЗИС: в нем нет необходимости.

    РАЗРЕШЕНИЕ: уже имеет.

    Классификация

    Это сценарий Победителя, потому что подгоняет человека, который знает, что нужно делать. Сценарий ЦВ-можно с лозунгом: "Если нельзя сделать так, можно по-другому". Он основан на плане «Всегда»: "Всегда продолжай пытаться". Сказав «Здравствуй», такой человек сразу принимается за работу.

    Ж. Флоренс, или Ясновидение

    Мать хотела, чтобы Флоренс вышла замуж и вела светскую жизнь, но Флоренс[43] услышала глас божий, который сказал ей, что ее долг — служить человечеству. Четырнадцать лет все вокруг пытались отговорить ее и помешать ей, но она преодолела все препятствия и стала работать сестрой милосердия. С огромными усилиями, преодолевая сопротивление окружающих, она добилась авторитета в обществе и одобрения самой королевы. Она полностью посвятила себя работе, не принимала участия в интригах и не искала общественного признания. Она преобразила во всей Британской империи не только подготовку медицинских сестер, но и все общественное здравоохранение.

    Клинический анализ

    Тезис. Мать Флоренс хотела, чтобы дочь стремилась достичь высокого положения в свете, но внутренний голос сказал ей, что она создана для большего. Она доблестно сопротивлялась матери, чтобы добиться своего. Другие люди воздвигали препятствия на ее пути, но она не тратила времени на игру с ними, а обходила препятствия в поисках более серьезного вызова и стала героиней.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: кризис взросления, сопровождаемый галлюцинациями…

    ГЕРОИНЯ: Жанна д'Арк.

    РОЛИ: Героиня, Противники.

    ПОВОРОТЫ: Жертва, Героиня.

    РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: "Выйди замуж за богатого".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗЕЦ: "Поступай, как тебе велят".

    РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ: "Не возражай".

    ПРЕДПИСАНИЕ-ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ (скорее всего исходит от отца): "Будь подобна Жанне д'Арк".

    ПОЗИЦИЯ: "Я+, если я творю". "Они+, если они разрешают мне поступать по-своему".

    РЕШЕНИЕ: "Если я не смогу служить человечеству одним способом, буду служить другим".

    ФУТБОЛКА. Спереди — "Я забочусь о солдатах". Сзади — "Делай лучше, чем раньше".

    КУПОНЫ: не собирает.

    ИГРА: нет времени на игры.

    АНТИТЕЗИС: в нем нет необходимости.

    РАЗРЕШЕНИЕ: оно уже есть.

    Классификация

    Это сценарий победителя и классифицируется так же, как и приведенный перед ним. В обоих случаях субъекты взяли сценарии побежденных (Ганнибал, Наполеон, Жанна д'Арк) и превратили их в сценарий Победителя, несмотря на сопротивление извне. Достигли они этого, поскольку имели альтернативу; они умели обходить препятствия, а не сталкиваться с ними в лоб. Эта способность к гибкости ни в коей мере не уменьшает решительности и эффективности. Так, если бы Наполеон и Жанна д'Арк могли принимать подобные решения, их сценарная развязка могла бы быть совершенно иной: "Если не могу сражаться с англичанами, буду сражаться с болезнью".

    З. Трагические сценарии

    До сих пор ведутся споры, становятся ли Победители Победителями благодаря своим сценариям Победителей или потому что у них есть разрешение действовать самостоятельно. Но по существу нет сомнений, что Неудачники следуют программированию родителей и побуждениям собственного внутреннего демона. Трагические сценарии, которые Стайнер называет хамартическими,[44] могут быть и благородными, и низменными. Благородные служат источником вдохновения и благородных драм. Низменные повторяют те же старые сцены и те же прежние сюжеты, с теми же скучными декорациями, действие происходит в неблагополучных районах, где общество содержит для Неудачников места для их развязок: салуны, ломбарды, бордели, суды, тюрьмы, больницы и морги. Поэтому книги по психиатрии и криминологии, которые подробно описывают различные случаи, дают превосходный материал для сценарного анализа.

    Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их, во что захотят. Например, девочке говорят, что она истеричка, плакса и умеет только жалеть себя. Родители знают ее слабое место и мучают при гостях, пока она не выдерживает и не заливается слезами. Поскольку родители называют это "жалостью к себе", она отчаянно пытается не расплакаться, но когда начинает плакать, это подобно взрыву. И тогда родители могут сказать: "Какая истерическая реакция! Всякий раз когда у нас гости, у нее такой припадок. Какая она плакса!" и так далее. Ключевой вопрос сценарного аналитика таков: "Как вы воспитывали бы ребенка, чтобы он, став взрослым, реагировал так же, как этот пациент?" Выслушав ответ на этот вопрос, сценарный аналитик сможет описать воспитание пациента достаточно точно еще до того, как ему о нем расскажут.

    Часто люди, которые много лет провели в тюрьме, находят жизнь на свободе слишком трудной, холодной и опасной, они стараются снова совершить преступление, чтобы вернуться в тюрьму. Там жалкая жизнь, зато знакомая, они знают правила, знают, как избежать серьезных неприятностей, и там у них старые друзья. Точно так же когда пациент старается вырваться из своей сценарной «камеры», внешний мир кажется ему холодным, и так как он больше не играет в прежние игры, он теряет старых друзей, а новых не может найти, и это часто его пугает. Поэтому он возвращается к своим прежним привычкам, как охваченный ностальгией пленник.

    Все это позволяет несколько лучше понять суть сценария и его воздействие.


    Примечания:



    4

    (ВВ-ВВ)+(РеРе-РеРе), как на рисунке 4Б, (ВВ-ВВ)+(РР-РР) (ВВ-ВВ)+(РРе-РеР), (РР-РР)+(РеРе-РеРе), (ВВ-ВВ)+(РеВ-РеВ), (ВВ-ВВ)+(РВ-РВ). Другие возникают в особых случаях, как, например, при воспитании и обучении детей или в детской психиатрии, где открытый уровень может быть дополняющим (РРе-РеР, РеРе-РеРе) или пересеченным (ВВ-РеР, тип первый), в то время как скрытый уровень может представлять любую из 81 возможности. Чтобы представить себе это, лучше начертить диаграммы транзакций, а затем подкрепить их типичными жизненными ситуациями. — Прим. авт.



    41

    Маленькая мисс Маффет — персонаж английского детского стихотворения:



    42

    "Старые солдаты не умирают. Они просто медленно уходят". Знаменитая строка из прощальной речи генерала Д.Макартура, произнесенной им в 1951 году в Конгрессе. Генерал процитировал старую солдатскую балладу. — Прим. пер.



    43

    Прототип — Флоренс Найгингейл, английская сестра милосердия, в англоязычных странах — символ лучших черт своей профессии. — Прим. пер.



    44

    От хамартия (греч.) — изъян характера, который приводит к гибели героя. — Прим. пер.