3.2 Обрести душу свою

Эгоизм, т.е. развитие с эгоистическим намерением, привело человечество к возникновению большого разрыва между развитием моральным и технологическим. Именно этого боялись уже Аристотель и Платон, преграждая путь к наукам людям недостойным, морально низким. (См. Й.Ашлаг «Предисловие к комментарию на книгу „Эц Хаим“, п.1, или мой перевод).

Не следует думать, что нет связи между намерением и научным постижением. Отсутствие во всех действиях человека правильного намерения «существовать ради достижения истинной цели творения – раскрытия Творца» приводит к тому, что и законы природы и общества не постигаются нами в их истинном виде.

Мы однобоко раскрываем законы творения, потому что раскрываем их в эгоистических келим, т.е. не в их истинном виде, а только в узком диапазоне «нашего мира». А ведь каждый закон действует во всем объеме мироздания: и в этом, и в духовном мире одновременно.

Но таким мы его сможем видеть, если будем тоже находиться в этом общем объеме. Для этого-то мы должны приобрести соответствующие общему объему мироздания свойства – альтруистические, подстать ступеням духовных миров.

Не придя к такому состоянию, т.е. имея только кли этого мира, мы улавливаем лишь некоторые связи в происходящем вокруг нас, но истинно их ощутить и исследовать не можем. Возьмем, например, экономику. Законы экономики – не обычные природные законы. Она развивается ведь только внутри человеческого общества.

До сего дня никто не знает, к чему приведет нас экономическое развитие мира и как можно предотвратить кризисы. Экономисты получают Нобелевские премии, но не в силах предсказать, что произойдет в банковской мировой системе завтра. А ведь речь идет не о законах естествознания.

Каббала же объясняет нам управление не только в рамках семьи, государства, общества или даже Вселенной, но и в общем мироздании и в каждой его мельчайшей части и во все времена. Каббала учит нас управлять механизмом в целом, включающим всю нашу Вселенную в качестве маленькой детали.

Подобно тому, как существуют ученые, которые занимаются этим миром, проводят всевозможные исследования явлений и законов этого мира, открытого всем нам, существуют также ученые, которые пытаются исследовать всю действительность, находящуюся вне наших ощущений, ее законы.

Нам это необходимо, поскольку мы являемся самой активной, действующей частью – единственно действующей частью мироздания. Но обычными своими способностями мы можем раскрыть только маленькую часть окружающего нас. Наука, позволяющая нам познать все мироздание, общую систему действительности, называется Каббала.

Каббала раскрывает человеку Общий Замысел творения, связь между его частями, развитие человека внутри этого мира, познание этого мира, его управление свыше, раскрывает то, в каком виде мы находимся вне тела, т.е. после смерти тела, и как возвращаемся в новое тело. Эта наука обучает нас находящемуся вне нашей жизни, когда мы находимся в разных жизнях. Эта наука универсальна.

Главный результат учебы состоит в том, что если человек изучает этот механизм, он знает, как правильно действовать, у него появляется возможность выбора правильного поступка в каждом конкретном случае, знание, как влиять на механизм управления своей судьбой.

Наука Каббала, как пишет Бааль Сулам, – это «раскрытие Творца созданиям», т.е. это раскрытие законов, общего механизма всего существующего. Подобно тому, как мы в этом мире не можем жить без знания его законов, нам надо знать, как приближаться к полезному и отдаляться от вредного, знать причину добра и зла.

Без этого знания мы можем задействовать лишь какую-то часть этого механизма, не имея ни малейшего представления, что из этого получится в целом. Человечество желает знать будущее, но никто еще не нашел точную методику его раскрытия. В последнее время с развитием науки мы начинаем осознавать, насколько человек влияет на явления природы. Ученые утверждают, что в опытах с тонкими силами природы результаты испытаний зависят от того, кто выполняет опыт.

То есть существует «грубая» область наших действий, в которой не важно, кто исследует. Исследователь может быть праведником или грешником, и оба они получат одинаковый результат. Но есть более тонкие сферы природы, субатомные, где результат зависит от морального уровня человека.

Мы скоро обнаружим, что недостаточно вооружить ученых самыми современными приборами – необходимы ученые, воспитанные правильно воздействовать на природу. Мы всегда воздействуем на природу. Весь вопрос лишь в том, что значит «правильно». Возможно, на следующем этапе развития науке не понадобятся механические, электронные, оптические, увеличивающие, уменьшающие и пр. приборы, а сам человек будет собою исследовать мир, направленно воздействовать на него для получения желательного результата.

Но как мы будем знать, как воздействовать? С помощью какой науки мы откроем взаимосвязь наших влияний на природу с тем, что от нее можем получить?

Это изучает наука Каббала. Именно она и говорит человеку, какие его воздействия на природу приводят к тем или иным реакциям. Причем Каббала как наука оперирует точными параметрами, и ее язык чисто научен. Не зря она так и называется – «Хохмат аКаббала» – Наука Каббала.

Все, чего мы желаем, – это получить от окружающей нас природы необходимые знания и продукты потребления. Для получения всего этого окажется достаточным воздействие свойствами самого человека. Ведь все возможные приборы и механизмы, которые мы изобретаем, мы изобретаем по нашему образу и подобию.

Каббала объясняет человеку, какие свойства он должен приобрести, чтобы изучать природу, действительность правильным образом. Эта наука помогает человеку приобрести необходимые ему, особые, так называемые «духовные», свойства, с помощью которых он может влиять на весь мир.

Каббала открывает действительность и объясняет человеку законы этой действительности, объясняет, как положительно влиять на мироздание, как получить наилучший результат. Метод воздействия на окружающее называется «каванот» – намерение.

То есть, цель изучения Каббалы и ее практическое использование – получить самый благоприятный для человека результат. Это очень просто – цель простая, ясная: прийти к счастливой жизни в теле и без тела, к вечной счастливой жизни. И это именно то, что человек ищет.

Каббала – это действительно наука об управлении мирозданием, показывающая, как повернуть мир к добру. По мере развития человечества без управления мир все более входит в страдания и неуверенность. Поэтому в наше время Каббала обретает такую практическую актуальность.

Ты чего ищешь, человек? Ты ищешь чудес (сгулот), чтобы тебе было хорошо. Ищешь их у колдунов, бабок, ясновидящих. За всю свою многострадальную историю человечество так и не нашло лекарства от несчастий. Но существует возможность помочь самим себе. Надо только научиться управлять жизнью. Конечно, вначале неизбежно придется учиться и приобретать это знание, эту возможность, эту способность влиять на природу. Но ведь не зря человек создан таким образом, что в первые два-три десятка лет природа и общество к нему благосклонны. И только после становления его как человека природа начинает относиться к нему безжалостно и строго.

Достичь управления своей жизнью, взять на себя управление миром вместо Творца – это возможно только при наличии экрана. Причем, в меру силы экрана Творец передает человеку управление мирозданием, включая и самого человека. Человек, имеющий экран, держит свою судьбу в своих руках.

Человек с экраном приобретает силу выше своей жизни, выше себя, может делать с собой все необходимое в соответствии с требованием высшей, находящейся над ним ступени. Возможность руководствоваться и поступать не в рамках своего разума, а разума более высокой ступени, – это единственная возможность, дающая свободу, власть, свободу выбора. Человек обретает возможность получить силы от высшей ступени и тем самым подняться на эту ступень.

Нет иной методики достичь хорошей жизни. Ежесекундно человечество погружается в еще большие проблемы, оно обнаружит себя в еще более ужасном виде, и особенно народ Израиля будет страдать больше всех.

(Замечу, что наши усилия в изменении мира дают заметные плоды, и многие тяжелые исправления отменены и заменены на более легкие. Мы наглядно можем видеть изменения в нашем положении вследствие наших усилий. А если бы нас было больше…)

Народ Израиля неуничтожим, но перенесет столько страданий, сколько ему понадобится, чтобы осознать необходимость изучения и применения Высшего управления. Ради облегчения этого пути страданий, замены его хотя бы частично путем Торы, мы обязаны объяснять каждому, насколько его жизнь зависит от законов действительности, от необходимости стать самостоятельным и активно влиять своими добрыми делами на природу.

Человек может по привычке неправильно понять используемые и в Каббале термины «Заповедь», «Тора», «Творец» и пр. Необходимо полностью отречься от привычной трактовки этих терминов и объяснить их иной, высший, практический смысл:

. Заповедь – это духовный закон;

. Тора – это двигающая все мироздание сила;

. Творец – это общий закон природы, «Добро, творящее добро», постоянно вынуждающий человека двигаться кратчайшим путем к «Цели творения» – вечному, совершенному состоянию.

Понять добро и справедливость закона природы, Творца, можно только в конце пути, но не из промежуточных по отношению к нему состояний. В промежуточном состоянии невозможно оправдать необходимость наказания, вплоть до смерти и нового воплощения в новое тело. Оправдать действия природы по отношению к нам можно только с более высокой ступени, с которой и происходит управление нами.

Каждый раз, когда человек поднимается на какую-то ступень лестницы, ведущей из нашего мира к цели творения – миру Бесконечности, он получает управление от более высокой ступени и, чтобы оправдать его, обязан получить разум этой ступени. Такая возможность действовать вопреки своему разуму, получение высшего разума, называется «лемала ми адаат» (выше разума).

Чтобы оправдать происходящее с нами, мы каждый раз должны видеть себя с более высокой ступени, чем та, на которой находимся. Только тогда мы сможем увидеть, как происходит принятие решения, не принимая в расчет свое тело, а только возвышение души. Расчет производится на выбор кратчайшего пути к цели. А далее от нас зависит, как принять его и реализовать. В зависимости от нашего отношения к развитию – выше разума или на его уровне – и будет происходить выбор между «Путем Торы» и «Путем страданий».

Следует упомянуть, что возможность управления судьбой как научный подход не обсуждается никем, кроме каббалистов (и ни в коем случае не религиозными ортодоксами). Потому что для влияния на управление необходимо знание Каббалы, цели и метода движения к ней. Эти вопросы рассматривает только Каббала, они и составляют ее суть. Сами действия – каванот, намерения «ради Творца», человек приобретает только методикой Каббалы.

В то время как массовая религия предписывает выполнять внешние, физические действия, которые только на уровне «домем» (неживой уровень) связаны с внутренними силами природы, т.е. не влияют активно на изменение управления свыше, подобно тому, как неживая природа не влияет на свое окружение.

И можно сказать наоборот: хотя только каббалист может активно влиять на управление, каждый человек, который думает о добре и отдаче, вызывает все-таки определенную положительную реакцию в высшем мире.

Поэтому если весь народ устремится к выполнению общего закона мироздания, он найдет его в формулировке: «Возлюби ближнего как самого себя», – и обнаружит общий закон мира – «Закон Любви». Но это произойдет только после того, как человек выйдет за пределы ощущения и рассуждения только в рамках своих естественных животных органов чувств.

Когда ученые говорят, что результаты их исследований зависят от исследователя, от его морального уровня, от личных качеств исследователя, – что они, в сущности, хотят сказать? Они хотят сказать, что человек своими свойствами изменяет законы, свойства природы? Нет! Свойства природы неизменны, неизменны связи и зависимости между ее силами. Просто в соответствии со свойствами исследователя природа проявляет относительно него иную зависимость. Но не иной закон.

Как в нашем мире: все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем в себе. Весь мир – это то, что ощущается нами через наши пять органов чувств. Т.е. ощущение всегда субъективное, «относительно получателя». Поскольку наша изначальная природа, в которой мы родились, одинакова у всех людей, то и законы природы мы воспринимаем как одинаковые для всех.

Но если появится творение с иными свойствами, чем у человека, то, конечно же, оно будет иначе ощущать себя и все вокруг себя. Поэтому, естественно, когда человек изменяет себя, он изменяет ощущение, проявление на себе законов природы.

Это и есть единственное действие, которое возможно совершить: вся природа остается как она есть, и только потому, что человек изменился, он ощущает по-иному воздействие на себя тех же неизменных законов природы. Поэтому сказано: «Я Себя не изменяю» (Ани АВА"Я ло шинити).

Это действительно чудо: ты можешь изменить вокруг себя разные вещи и при этом ничего не меняется, но ты меняешься внутри себя и в своих новых свойствах ощущаешь, что природа изменилась.

Что значит природа? Законы механические, химические, законы соединения, притяжения, валентности – эти законы меняются в соответствии со свойствами человека? Нет, меняется не их воздействие, а их восприятие человеком. Но поскольку человек ощущает перемену в приходящих ощущениях, то считает, что изменения произошли вне его. Так уж устроен человек, что воспринимает себя в центре мироздания как нечто неизменное. На самом же деле существует только одно, созданное Творцом единственное состояние вечного совершенства, а человек, меняя свои свойства, все больше приближается к нему, все более явно ощущает его.

То есть, все процессы, которые вообще могут произойти в мироздании, – это только внутреннее изменение свойств человека. И в изменении их он ощутит, будто изменяется в отношении него Высшее управление.

Поэтому мы должны знать, каким образом изменить наши внутренние свойства, чтобы законы природы изменились для нас к лучшему. Зная это, мы будем уверены в результате, в завтрашнем дне. Каббала говорит нам, что наше изменение должно быть в отказе от применения эгоизма.

Прежде всего, то, что мы вместе, группой «Бней Барух», размышляем и ищем, как подтолкнуть весь мир к добру, этим мы уже сейчас производим большие исправления. Бааль Сулам сказал как-то о поселенцах в пустыне Негев, что хотя они и не верят в Творца, но одно их желание дождя вызовет дождь, потому что любое желание человека – это его молитва к Творцу, даже если он не признает Творца.

То есть любое обращение за необходимым вызывает положительную реакцию свыше. И наоборот, если обращение идет вразрез с целью творения, с добром и любовью к ближнему, оно вызовет обратную реакцию, потому что общий закон творения, возвращающий все дурное к хорошему, с еще большей вынуждающей силой станет давить на молящихся о зле. Это, в принципе, в простонародье называется наговор, проклятие, и сказано в Торе, что в первую очередь страдает от этого проклинающий.

Поэтому все члены нашей группы и каждый, кто вообще солидарен с нами, на какой бы духовной ступеньке он ни был, делают большую работу, вносят свою лепту в исправление мира.

Мы вместе должны доходчиво и легко объяснить любому, от чего зависит самое дорогое, что есть у него, – его семья, его безопасность, и это даст в общем, в народе, огромный отклик.

И кроме того, мы продвигаемся каждый лично, потому что, влияя в ширину, количественно, себя мы поднимаем качественно, в высоту, по пирамиде. Всем известен закон больших чисел. Он действует и здесь. Ведь по этому принципу отчасти и действует каббалистическая группа: каждый дает маленькое усилие, а от их сложения получается одна большая сила. Каждый в состоянии дать одну монету, он не почувствует ее утраты, а от всех соберется несколько миллионов монет – большая сила, которой ты даешь направление на исправление мира.

Постепенно над всем миром начинают сгущаться тучи. На нас возложена обязанность стать примером народам мира, а также примером народу Израиля. Для себя ты объясняешь свое занятие желанием радовать Творца, желанием ради Него исправить мир, желанием исправить себя, получить уверенность, познание, а миру, постороннему, ты объясняешь это не альтруистически-эгоистическими целями, как себе, а чисто эгоистическими – его личным спасением.

Смотрите, что пишет Бааль Сулам. Многие каббалисты прошлого боялись признаться в том, что изучают Каббалу. Бааль Шем Тов специально создал хасидут, чтобы отбирать себе учеников из масс и чтобы вокруг него были массы, готовые защитить его от противников Каббалы.

Пришло время Бааль Сулама, и он не остановился перед тем, чтобы выпускать газету по Каббале. Кто вообще даже в наше время может себе представить такое: выпускать газету по Каббале? А ведь это было в начале века! Какой рав, каббалист сегодня способен на такое? А он ничего не боялся. И сколько успел сделать!

Он пишет в предисловии к книге «Эц Хаим», что мы должны открыть школы Каббалы. Если мы желаем идти его путем, мы должны перенять его внешний уклад жизни и пытаться перенять внутреннюю методику.

Более того, я убежден, и вы увидите, что тот, кто не работает по этой методике, не получит свыше никакой поддержки, а прилагающий усилия ощутит, как его мысли меняются на «отдачу».

В этой работе распространения среди народа идеи коллективного усилия для изменения будущего, коллективного обращения к Творцу распространитель и слушатель занимаются отдачей. Нет в мире задачи выше этой.

Я не раз говорил, что все, полученное мною от Рава, получено благодаря тому, что я приближал к Каббале людей. Прошло время каббалистов, сидящих в углу и занимающихся с единицами. То были особые души, сделавшие особые исправления в мире – то, что им было велено сделать. Этот подход не для нашего времени, когда все, как пишет рабби Й.Ашлаг в статье «К окончанию книги „Зоар“, должны начать подниматься вверх. У нас иные души.

Мы должны обращаться не к политикам, не к интеллигенции, не к партиям, а к народу. Время, необходимость спасения требует от нас работать над распространением высшей мудрости.