• ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАБСТВА
  • ЦЕНЫ НА РАБОВ
  • РАБСКИЙ ТРУД
  • ОБРАЩЕНИЕ С РАБАМИ
  • ВОССТАНИЯ РАБОВ
  • ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ И ВОЛЬНООТПУЩЕННИЦЫ
  • Глава 4

    РАБСТВО

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАБСТВА

    Весь образ и качество жизни в Древнем Риме были приведены в упадок его зависимостью от рабского труда. Не было ничего необычного в том, что во всех средиземноморских странах использовали людей, словно они были животные или орудия труда, но ни один народ за всю историю человечества не владел столь большим числом рабов или не полагался так сильно на рабский труд, как римляне.

    До III века до н. э. только очень богатые имели большое количество рабов. Мелкий римский земледелец управлялся со своим участком земли от двух до пяти акров либо с помощью своего семейства, либо, в лучшем случае, одного-двух рабов. Они, по всей вероятности, также были уроженцами Италии, народа, очень похожего на тот, к которому принадлежали сам земледелец и его жена. Рабы помогали по хозяйству и по дому, живя одной семьей. Связи в Риме между рабами и членами семьи на самом деле могли быть даже ближе, поскольку многих допускали в жизнь семьи и к богослужению, а также участию в религиозных празднествах, особенно сатурналиях, древнем празднике, который приходился на середину декабря. Ни один народ, у которого были подобные церемонии, не мог совсем забыть обычное человеколюбие, которое связывало его с рабами.

    Пока Рим расширял свои территории и усиливал могущество за счет соседних с Италией народов, большинство рабов было италийцами. Но во II – I веках до н. э. произошла первая разительная перемена в традиционной практике, когда в результате многочисленных военных походов римской армии в Испанию, Грецию, Македонию, Малую Азию, а позднее, при Юлии Цезаре, в Галлию и Британию полчища иностранных рабов потекли в Рим. Остров Делос стал оптовым рынком рабов из Азии: там за один только день тысячи рабов могли переходить из рук в руки, чтобы переправить как скот в Рим, где их, мужчин, женщин и детей, выставляли обнаженными на рынках рабов и продавали один за другим тому, кто предложит самую высокую цену. Как только их привозили в Рим, им сразу же белили ступни мелом, а на шею вешали табличку, перечисляющую все их достоинства и недостатки, поскольку рыночные надзиратели, эдилы, возлагали на продавца ответственность за любое ложное заявление об их товарах, будь то люди или что-либо другое. Самые отборные рабы, по всей видимости частным образом, предназначались богатым покупателям.

    Пленение во время войны было основным источником рабов во времена республики и в начале эпохи империи; зачастую это было одной из причин войны. В древние времена военачальники гордились тем, что приносили такие щедрые дивиденды в общественную казну. В последний век республики такие устаревшие понятия перестали быть предметом гордости; Сулла, Помпей и Цезарь безмерно разбогатели после своих удачных военных походов, сочтя большую часть того, что их войска захватили в качестве военных трофеев, особенно рабов, своей частной собственностью. К тому же многие становились рабами в результате пиратства, краж детей даже на улицах Рима, не говоря уже о разбоях на дорогах. Дети, чья мать была рабыней, в свою очередь тоже становились рабами, собственностью господина их матери. По мере того как на закате империи покорение чужих земель прекращалось, дети рабов становились живым источником появления новых рабов.


    Рис. 29. Продажа чужестранного раба


    Некоторых свободнорожденных детей, брошенных родителями, брали другие люди и растили как рабов, хотя считалось незаконным обращать в рабство детей свободнорожденных римлян. Однако вызволить из рабства тех, кого превратили в рабов, было очень непросто. Определенно, после II века до н. э. число рабов в Риме сильно увеличилось, но сколько их было, неизвестно. Огромное количество рабов отправлялось на работы в деревню, где с ними жестоко обращались. Вероятно, сами римляне не знали, сколько их было. Не исключено, что за последние пять столетий римской истории один раб приходился на каждых двух-трех римских граждан; рабы, по-видимому, составляли 400 000 на население в один миллион. Если всех рабов разделить поровну на количество семей, то на каждую пришлось бы по крайней мере по два раба: любой, даже другой раб, мог их купить.

    ЦЕНЫ НА РАБОВ

    Цена рабов сильно варьировалась. После удачного военного похода на рынке их было в избытке, и многих продавали очень дешево. Во времена Платона, когда деньги стали цениться больше, чем во времена империи, Катон, который всегда сильно торговался, был готов заплатить от 500 до 1500 денариев за одного раба. Он очень гневался, когда состоятельные римляне были готовы заплатить даже 2500 денариев за смазливого мальчика или рабыню, и как только обрел власть, став цензором республики, он ввел высокий налог на подобную роскошь. Судя по некоторым ценам, упомянутым Плавтом, двоих детей с их нянькой можно было купить за 1800 денариев, в то время как цена на красивых девушек колебалась от 1000 до 6000 денариев; девушка, умеющая играть на музыкальном инструменте, стоила 4000 денариев. Двести лет спустя цены станут гораздо ниже. Раб, умеющий ухаживать за виноградником, в правление Августа стоил 2000 денариев. Но фактически раб, как и картина, мраморная статуя или редкая книга, стоил столько, сколько любой богатый человек был готов за него заплатить. К концу республики и в начале истории империи были отмечены какие-то фантастические цены; Марциал жаловался, что за мальчиков платили от 25 000 до 50 000 денариев, но он также свидетельствует, что на девушку низкого происхождения, продававшуюся за 150 денариев, не нашлось покупателя. Светоний поколение спустя писал, что грамматик «Лутаций Дафнис... был куплен Квинтом Катулом за семьсот тысяч сестерциев и вскоре отпущен на волю...».

    Чтобы получить представление о том, что могли означать эти цифры, их необходимо сравнить с другими ценами. Цицерон тратил 25 000 денариев в год на достойное образование своего сына в Афинах. За свой превосходный городской дом, поскольку он был построен для владевшего миллионами Красса, Цицерон заплатил 875 000 денариев. Многие бедные римляне тратили на покупку своего небольшого скромного домика меньше, чем богатые готовы были заплатить за раба, в то время как богатые тратили на одну большую рыбину для пира больше, чем стоил бедный раб.

    РАБСКИЙ ТРУД

    Только богатые могли позволить себе иметь много рабов, и они конечно же имели только лучших. По мере того как во времена империи становилось все больше зажиточных римлян, возникала жестокая конкуренция за покупку обученного ремеслу или красивого раба. Ювенал говорил о любом человеке, что первый вопрос, который задают, будет о его состоянии, последний – о его характере. «Жатва у вас какова? И дает ли плоды эта почва? Сколько за дом?» Затем – сколько у него рабов, сколько у него земли, сколько перемен блюд бывает, когда он дает обед для своих гостей. Самые смышленые рабы были родом из Греции. Умных греков можно было найти во многих богатых римских домах в качестве лекарей, наставников, библиотекарей, музыкантов, ювелиров, художников. Римляне, имеющие собственное дело в городе, которые не могли позволить себе держать много умелых рабов для собственных личных нужд, использовали их в качестве лавочных торговцев или ремесленников, изготавливающих столовое серебро, ювелирные украшения, подделки под стиль античности, столы, треножники, скульптуры и книги. Кроме умелых, в домах состоятельных людей было много хорошо образованных рабов; еще больше выполняли работу поваров, цирюльников, личной прислуги, дворецких, официантов, чистильщиков столового серебра, привратников, грузчиков, носильщиков летик, истопников, уборщиков и садовников. Хозяйка дома обычно была окружена свитой молодых рабынь, которые должны были подчиняться ее малейшему капризу. В дни роскоши на пике империи некоторые из них были высококвалифицированными и умелыми, как парикмахеры, парфюмеры, портнихи, горничные, массажистки, маникюрши и так далее. Когда состоятельный хозяин или хозяйка покидали дом, чтобы отправиться в путешествие, нанести визит или попировать с друзьями, не важно, пешком или в носилках, их обычно сопровождали телохранители из рабов. По ночам разбойники из засады и грабители

    ...опасаются алой накидки,

    Свиты богатых людей всегда сторонятся невольно,

    Встретив факелов строй да бронзовую канделябру.

    Мне же обычно луна освещает мой путь иль мерцанье

    Жалкой светильни, которой фитиль я верчу, оправляю.

    Я – для буяна – ничто.

    Так, по словам Ювенала, бедный человек, сопровождаемый луной или слабым светом свечи с длинным фитилем, чтобы горела подольше, бывает легкой жертвой кулака или дубинки хулиганов.

    ...Встречаются люди,

    Грабить готовые в час, когда заперты двери и тихо

    В лавках, закрытых на цепь и замкнутых крепким засовом, —

    говорит Ювенал.

    Так как все пленники, захваченные на войне, становились собственностью республики, неудивительно, что по крайней мере часть рабочей силы, занятой в обслуживании Рима, должна была состоять из рабов. В городе с населением около миллиона человек ежедневно было очень много работы. Обслуживание и строительство дорог, мостов, акведуков и других публичных зданий требовало услуг многих человек. Многие строительные работы выполнялись частными подрядчиками с использованием рабского труда; работы же по обслуживанию со всеми сопутствующими ей канцелярскими и бухгалтерскими обязанностями были надлежащим образом поручены непосредственно городским чиновникам. Два консула имели в своем распоряжении общественных рабов, помогавших им с рутинной работой; другие магистраты, особенно эдилы, в чьи обязанности входило содержать город в чистоте и порядке и пресекать обман на рынках, и квесторы, которые собирали налоги и выступали в качестве казначеев, особенно нуждались в услугах рабочих и служащих. Одним преимуществом рабского труда было то, что при одном только подозрении в дурных побуждениях их могли заставить признаться в чем угодно под пыткой, и, поскольку они все и все то, чем они владели, принадлежало их хозяевам, риск, что они присвоят общественные деньги или собственность, был очень небольшим. Рабы, занятые на службе республике или в качестве храмовых служителей, довольствовались более высоким положением в обществе, нежели рабы, находящиеся в частном владении: так оно и было, ведь все чиновники, даже самые незначительные, такие как они, заимствуют чувство собственного достоинства у своей должности, подобно тому как зачастую сейчас мелкие чиновники пытаются поступать подобным образом. Некоторые женились на вольноотпущенницах и оставляли гордый отчет о своей персоне на своих могильных камнях.


    Рис. 30. Богатую матрону несут в носилках


    Во времена империи ряды рабов, занятых на общественных работах, начали расти. Решительное единоначальное правление, что признавали почти все, хотя и не охотно, будет существенным (если такое правление и должно воплотиться в реальности), но не сможет быть эффективным, если у него отсутствует большой штат помощников. И не важно, желал ли император возложить на себя обязанность за общественное благосостояние римского народа или нет; он был вынужден сделать это по самой природе своего положения. Император унаследовал от республики задачу обеспечения достаточным запасом зерна; если запас начинал истощаться, виноват в этом был конечно же император. «А когда со снабжением начались трудности из-за непрерывных неурожаев и однажды его самого (императора Клавдия. – Примеч. пер.) среди Форума толпа осыпала бранью и объедками хлеба, – свидетельствует Светоний, – так, что ему едва удалось черным ходом спастись во дворец, – с тех пор он ни перед чем не останавливался, чтобы наладить подвоз продовольствия даже в зимнюю пору». Еще одной немаловажной службой была подача воды. Публично и ежегодно избираемые магистраты во времена республики построили и обслуживали четыре акведука, подающих свежую чистую воду из Аниена[24] и родников Фраскати в город, Август сделал своего доверенного друга Агриппу ответственным за надзор за всей системой водоснабжения, который тот и предпринял с помощью 240 своих собственных рабов, работающих на восстановительных работах. По завещанию он оставил их Августу, который передал их Сенату как общественных рабов, служащих новому чиновнику – смотрителю водопроводов. Четыре новых акведука были добавлены к построенным в эпоху республики. Император Клавдий внес свой вклад, проложив огромный новый канал длиной 120 миль – «Аква Клавдия». В целом водопровод был длиной почти 300 миль, но всего только около 50 миль проходило под землей или в крытых каналах, чтобы обеспечить приблизительно 40 галлонов в день на каждого жителя Рима.


    Рис. 31. Акведук


    Штат рабочих возрос до 460 рабов, которых Клавдий взял на императорскую службу, поставив начальником над ними одного из своих освобожденных рабов, вольноотпущенника. Водоснабжение Рима, как и раздача хлеба, таким образом, стало признанной обязанностью императора.

    В конце I века н. э. император Нерва назначил прирожденного администратора Секста Юлия Фронтину надзирателем за системой водоснабжения. Его отчет – единственный обстоятельный обзор, дошедший до нас, определенной части общественного управления в Древнем Риме. Это был, конечно, относительно небольшой элемент сложной системы делопроизводства огромнейшей империи, которую когда-либо знала Европа. Административная работа включала поддерживание контактов с командирами римской армии на полях сражений, с губернаторами провинций и целой армией императорских чиновников, что определенно требовало огромных затрат времени и большой штат работников. Дороги, храмы, рудники, каменоломни, императорская почта, чеканка монет и раздача хлеба также требовали много вдумчивой административной работы, помимо управления императорскими доходами, от чего зависела работа всей государственной машины. Она приводилась в движение с помощью рабского труда.

    Страх перед рабами, в котором жили римляне на протяжении первых столетий до Рождества Христова и нашей эры, имеет много примеров. Любой раб, сделавший попытку выдать себя за свободного гражданина, мог быть приговорен к смерти. По древней традиции никто, кроме свободных граждан, не мог служить в римской армии; любой раб, завербованный в армию, мог быть подвергнут быстрой казни немедленно по обнаружении. Тем не менее рабов заставляли служить в армии, несмотря на это ограничение; они обеспечивали перевозки и выполняли всевозможный тяжелый ручной труд, а также становились казначеями войсковой казны. Во флоте использовалось большое число рабов после того, как Август приковал цепями 20 000 рабов к тяжелым веслам, чтобы ускорить ход военных кораблей. Однако даже здесь некоторые рабы неплохо себя чувствовали как кормчие и даже офицеры. Некоторые были вооружены для боя, чтобы присоединиться к свободнорожденным гражданам – солдатам, которые являлись основной опорой флота в качестве боевой силы. Морские сражения решались числом и боеспособностью вооруженных людей, перевозимых на каждом судне, которые были скорее военно-транспортными, чем собственно боевыми кораблями; поэтому, когда сражение становилось очень жарким, весьма вероятно, рабов заставляли вступать в бой – ведь на кону были и их жизни тоже.

    ОБРАЩЕНИЕ С РАБАМИ

    Пьесы Плавта (ок. 254 – 184 гг. до н. э.) изобилуют упоминаниями о жестоком обращении с рабами, а это было еще до большого наплыва в Рим рабов с Востока и из других стран. В одной из его лучших пьес отвратительный персонаж под именем Баллион изображен орущим на своих рабов и охаживающим их тяжелым кнутом.

    Баллион

    (к рабам)

    Выходите, лентяи! Не стоило вас

    Содержать и не стоило вас покупать.

    Ведь из вас никому, никогда и никак

    Настоящее дело на ум не придет.

    Если этим примером мне вас не учить,

    (показывает плеть)

    Не добиться мне пользы от вас никакой.

    Я подобных ослов никогда не видал;

    До того под бичом огрубели бока!

    Колотить вас – себе больше вредить,

    От природы с побоями запросто вы!

    Знаете себе одно лишь! Случай есть – тащи, тяни,

    Грабь да пей, беги. Вот это —

    Ваше дело...

    Пьесы изобиловали угрозами наказаний, брани, побоев, порки, переломов лодыжек, пыток, а также всегда присутствующим страхом смерти на кресте, к чему любой из рабов мог быть приговорен. В другой пьесе раб говорит, что могилой ему будет перекресток двух дорог; там лежит его отец, дед, прадед и прапрадед. Тем не менее большинству рабов удавалось избегать побоев, и многие из них делали свой вклад в счастливый конец пьесы, заслужив себе свободу.

    Уже в эти давние времена многие римляне не оставались в неведении о жалком положении своих рабов. Когда раб в другой пьесе Плавта говорит своему хозяину, что по природе все люди свободны и естественно, что все хотят свободы, ведь рабство – хуже любого зла, хуже любого бедствия, и того, кого Юпитер ненавидит, он обращает в раба, его хозяин соглашается с тем, что в словах раба есть доля правды. Это созвучно Цицерону, который сотню лет спустя утверждал то же самое: «За всеми нами одинаковое число поколений. Происхождение всякого лежит за пределами памяти». Платон говорит: «Нет царя, что не произошел бы от раба, и нет раба не царского рода». Однако даже при жизни Цицерона один его друг, ученый Варрон, писал о трех главных инструментах, которыми владели земледельцы и которые должны были им помогать: бессловесные, такие как повозки; обладающие нечленораздельной речью – такие как волы, и те, что обладает даром речи – рабы. Если не считать жестокости некоторых немногочисленных хозяев и хозяек, ужасы римского рабства значительно умерялись гуманным отношением ко многим рабам их внимательными и заботливыми господами. Нам известно, что во времена преследований и опасности для жизни рабы преданно служили и защищали многих своих хозяев из благодарности и любви, и все это даже ценой собственной жизни. В общем, такое положение имело некоторое сходство с домашней прислугой в домах знати в Англии и Ирландии в XVIII и XIX веках. Хотя такой образ жизни навевает некоторые мрачные воспоминания о тяжком труде за низкую плату, о жилище безо всяких удобств на чердаках и в подвалах, огромное число «домашней челяди», несомненно, извлекало больше из своей тяжкой жизни, заполненной монотонностью службы, чем могло бы в случае любого другого доступного им занятия. Безопасность, защита, элегантное окружение, общение со своими товарищами-слугами и более широкие интересы, зачастую жизнь в большом хозяйстве, что мог позволить себе пользующийся известностью владелец, были плюсами, которые нельзя не принять во внимание. Многие римские рабы имели похожие преимущества, все из которых, видимо, при состоятельном и добром хозяине придавали жизни больше значимости, чем для свободнорожденного, старающегося изо всех сил добыть сомнительные средства к существованию на земле или на море. Некоторым рабам могло исключительно повезти, как тем, которых оставляли присматривать за одной из сельских или приморских вилл своего богатого хозяина. Рабство тогда ничуть не отличалось от жизни свободнорожденного смотрителя. В больших хозяйствах непременно существовали градации полномочий и положений среди самих рабов, точно так же как дворецкий и домоправительница властвовали в помещениях, отведенных для слуг, в дни аристократических домов в Англии, и многие пороки рабства скорее происходили от тех, кто занимал такие посты, дававшие им хоть небольшую, но власть, чем от самого рабовладельца. Когда рабы могли ожидать повышения до таких «руководящих» должностей и они служили доверяющему им хозяину, они могли в достаточной степени избавиться от чувства превосходства и в то же время крайней беспомощности, которое, естественно, вызывало рабство.


    Рис. 32. Раб, правящий экипажем своего хозяина


    Совершенно ясно, например, что Цицерон расточал столько же заботы и любви на своего доверенного личного помощника и раба Тиррона[25], как на собственного сына или племянника. Столь же трудно поверить, что раб на императорской службе, владевший дюжиной или более собственных рабов, проводил свои дни в страхе за свою жизнь и жизнь своих детей, подобно рабам, описанным Плавтом.

    Но основное различие между рабом и свободным человеком сохранялось. Когда Цицерон видел, как его слабо сопротивляющиеся соотечественники, убаюканные чарами гения Юлия Цезаря, уступают свои республиканские свободы в надежде на выгоды мудрого и благотворного правления одного человека, он представил им голую правду об опасности абсолютной автократии. Он говорил, что они должны во что бы то ни стало бороться против такого политического порабощения, поскольку это – одна из форм рабства. «...Отечество я уже оплакал сильнее и оплакивал дольше, чем любая мать – единственного сына... Мы уже четыре года живы по милости, если милость или жизнь – пережить государство... Произойдет все то, чего пожелают те, кто будет в силе, а сильным всегда будет оружие... Даже сам глава (Цезарь) не знает, что будет; ведь мы в рабстве у него, он – у обстоятельств». Человеческое общество продолжало сталкиваться с проблемой урегулирования своей потребности в политическом лидерстве, без которого ничего не делается, с равной потребностью свободы выбора и поступка, без которых энергия человека и созидательная сила воли атрофируются и умирают. Римляне так и не преуспели в создании государства и правительства, которые были бы сильны ради блага, но неспособны на зло. Кроме личной участи мужчин, женщин и детей, которые становились рабами, результаты рабства можно увидеть не только в образе жизни очень богатых римлян; они так же непосредственно воздействовали на жизнь обыкновенных людей. Тысячи римлян, которые могли бы зарабатывать на жизнь, изготавливая обувь, одежду, мебель, ювелирные украшения и все те вещи, которыми пользовались состоятельные римляне, имели меньше возможностей заниматься этим, потому что все это изготавливалось в хозяйствах богатых людей их же рабами. И хуже того, честный труд свободного человека был презираем, потому что это означало, что он делает то, что следует делать рабу. Низкие потребности такого образа жизни удовлетворялись легко и дешево. Нетрудно видеть, как такое положение вещей разрушало деловую и промышленную жизнь Древнего Рима и тормозило его эволюцию и прогресс. Из-за рабства не было массового спроса на повседневные товары, что является характерной чертой нашего времени. Более того, когда рабский труд дешев и изобилен, не возникает особой потребности изобретать дорогие механизмы. Возможно, римляне и не были достаточно умны, чтобы изобрести какую-нибудь очень сложную машину, даже если бы они не владели многими тысячами рабов. Ведь им пришлось бы искать новые источники энергии, чтобы заменить рабов. У них было несколько водяных мельниц, и их военные орудия были мощными и оригинальными, но естественные ресурсы, такие как сила воды, ограничивали размещение производства в немногочисленных благоприятных для этого местах, а когда их исчерпывали, возникала острая проблема эффективной доставки сырья, такого как пшеница, и произведенных продуктов, таких как мука.

    Следовательно, «капитализм» в Древнем Риме не выполнял своей современной функции освобождения человека от тяжелого физического труда за счет конструирования машин и механизмов, поэтому неспособность Древнего мира к прогрессу в промышленности и технологии может, по крайней мере частично, быть отнесена на зависимость от рабского труда.

    ВОССТАНИЯ РАБОВ

    Частые жестокие наказания и постоянный страх пыток, увечий и смерти толкал рабов на побеги, мятежи и убийства своих угнетателей. Римские рабовладельцы были не только хорошо осведомлены о таких опасностях, но и принимали все предосторожности, какие только возможно, чтобы их не допустить. С точки зрения закона сбежавший раб был вором. Он украл собственность своего хозяина. Существовали строгие законы, карающие тех, кто оказывал ему хоть какую-то помощь. С ходом времени возникло своего рода частное детективное агентство, занимающееся выслеживанием и поимкой сбежавших рабов. Август в начале своей карьеры завоевал доверие тем, что вернул 30 000 сбежавших рабов их хозяевам «для наказания». Следовательно, вероятность поимки сбежавшего раба была велика, и тогда его наказание будет примером, приводящим в ужас любого из его собратьев-рабов. Если раб убьет своего хозяина, всех остальных рабов в доме приговаривали к смерти как сообщников. Неудивительно, что в такой атмосфере ненависти и страха один из приемов политических заговорщиков, чтобы собрать силы вокруг себя, обычно состоял в обещании свободы любому рабу, который будет сражаться на их стороне. Когда Цицерон занимал должность консула в 63 году до н. э., разочарованный амбициозный аристократ Луций Сергий Катилина освободил рабов, чтобы усилить разношерстную команду головорезов, которую он собрал. Всего десять лет назад 90 000 рабов под предводительством фракийского гладиатора Спартака подняли восстание, которое было подавлено лишь после того, как рабы подвергли страшным страданиям своих бывших хозяев, словно какая-то победившая варварская иноземная армия. Пока бедствия такого размаха были свежи в памяти римлян, неудивительно, что Катилину и его банду головорезов после того, как их объявили врагами республики, стала преследовать и победила римская армия в тщательно подготовленном сражении. Воспоминания об этих ужасах заставили многих римлян без колебаний ужесточить и так строгий надзор за рабами. Более сотни лет спустя, когда римский префект Педаний Секунд был убит рабом в 61 году н. э., вся его челядь из 400 рабов была приговорена в соответствии с древним обычаем к смерти. К тому времени общественное мнение восстало против такой жестокости, и дело передали в Сенат, где, по словам Тацита, «лишь немногие голоса сожалевших об участи такого множества обреченных, большинство которых, бесспорно, страдало безвинно, и среди них старики, дети, женщины...». Несмотря на подобные протесты, приговор был одобрен. Возмущение масс было столь велико, что пришлось выстроить солдат вдоль дороги, по которой рабов вели на казнь.

    Жестокие хозяева и хозяйки были все еще слишком многочисленны. Приблизительно в 60 году н. э. Сенека в своем широко известном письме цитировал высказывание Катона, сделанное за двести лет до этого, как будто оно было столь же верно для его времени: «Сколько рабов – столько врагов», а причина, по его словам, в нечеловеческом и жестоком обращении, словно они не люди, а животные: «...они нам не враги – мы сами делаем их врагами. Я не говорю о жестокости и бесчеловечности, – но мы и так обращаемся с ними не как с людьми, а как со скотами». То, что такой стоик, как Сенека, для которого безразличие к удовольствиям или боли было делом чести, выразил столь резкий протест, говорит о том, что к его времени некоторые рабовладельцы были добры и внимательны к своим рабам. Со времен Августа законы начали ограничивать плохое обращение с рабами. В I веке н. э., к примеру, было введено правило, что раба нельзя было посылать на смертный бой на арене, если он не был предварительно приговорен судом за какое-то преступление. При Клавдии убить или выгнать рабов, которые были больны и не могли работать, стало считаться преступлением. Последующие императоры пытались воспрепятствовать тому, чтобы рабы становились беспомощными жертвами освободительного движения.

    ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ И ВОЛЬНООТПУЩЕННИЦЫ

    Чем лучше с рабами обращались их хозяева, тем дороже их было содержать и, следовательно, тем ближе оказывался раб к условиям свободного человека. Когда стоимость содержания раба стала равняться или даже превышать затраты на то, чтобы нанять свободнорожденного человека выполнять такую же работу, стало невыгодным содержать огромные армии рабов, если только они были нужны, как это часто бывало, для иных, чем строго деловые, потребностей, таких как представления или работа по дому.


    Рис. 33. Manumissio, или церемония освобождения раба


    Они были бы расточительной роскошью во времена, когда государство раздавало свободным гражданам необходимые им хлеб и воду бесплатно. Преобладали лишь подобного рода экономические соображения, или виной тому было большее распространение сочувствия, ясно одно – уже в I веке н. э. практика освобождения рабов стала входить в обыкновение, несмотря на пугающий прирост численности рабов в то время. Следовательно, были основательные практические причины помочь моралистам, которые начали сомневаться, правы ли были Аристотель, Цицерон и Варрон в своем убеждении, что рабство является неизбежной частью природы вещей.

    Все настойчивей слышались голоса стоиков, что все люди – братья, рожденные с равными правами, и свобода зависит от разума или силы духа и не может ограничиваться случайными различиями, возникшими по праву рождения или из социальных условий.

    Щедрый хозяин, такой как Цицерон, обычно давал своим рабам карманные деньги, которые они при желании могли копить, потому что они жили «на всем готовом», и тратить деньги не было особой необходимости. Многие рабы могли выкупить собственную свободу на свои сбережения, которые щедрый хозяин, по-видимому, позволял им хранить, чтобы помочь им положить хорошее начало своей новой независимой жизни. Другие получали свою свободу в качестве вознаграждения за преданную службу, даже если им, по-видимому, приходилось ждать до тех пор, пока их хозяин или хозяйка не умрут; тогда они получат свободу в качестве наследства. Некоторым немногочисленным счастливцам их хозяева оставляли состояния. Таким образом, возник большой класс вольноотпущенников, которые были римлянами лишь номинально. Никакой решительной политики их «романизации» никогда не проводилось. Они выбирали традиционные древнеримские ценности случайно, вместо того чтобы учиться римскому образу жизни. Их зависимость от прежнего владельца сохранялась до такой степени, что они все еще обращались к нему за советом, защитой и юридической помощью, сталкиваясь с проблемами и затруднениями «большого мира». Эти зависимые люди объединялись в ряды свободных «клиентов» богатых. Зависимость бывшего раба обозначалась тем, что к его иноземному имени добавлялось имя рода его бывшего владельца. Вкусив жизненных тягот и будучи вынужденными усердно трудиться и жить своим умом, многие из этих бывших рабов извлекали выгоду из своей свободы.

    Римлянам «старой школы» не нравилось быстрое продвижение по службе бывших рабов, и многие, должно быть, вторили высказыванию Плиния, напоминающему о том, как их предков видели стоящих в клетке с набеленными мелом ступнями, в оковах, несчетное число которых, освобожденное своими хозяевами, удивительно разбогатело за счет кровопролития и добра римских граждан в это «безнравственное время проскрипций» в последние дни республики. Он добавляет, что и в его дни известны те же лица, поднявшиеся до высочайших почестей и власти. Несмотря на обеспокоенность трезво мыслящих правителей, таких как Август, который хотел ограничить освобождение рабов, вина императоров в таком положении дел была не больше, чем всех остальных людей Рима. Императорские государственные чиновники в Риме были личными слугами императора в прямом смысле, в отличие от британских «слуг народа» на службе у монарха, правящего в качестве главы государства. Они были либо императорскими рабами, либо его личными слугами, которых он, по-видимому, освободил от оков рабства. Более способные и усердные рабы продвигались им по служебной лестнице, и им даровалась свобода, чтобы римлянами не управляли рабы. Но всегда считалось, что вольноотпущенник имеет более низкий социальный статус по сравнению со свободнорожденным гражданином. Неудивительно, что римляне «старой школы» приходили в негодование, когда такие вольноотпущенники, работая бок о бок со своими власть имущими хозяевами, делали большие состояния и заставляли видные римские семейства «есть у них с руки». Вольноотпущенников, которые возвысились на императорской службе, опьяняло их высокое положение. По словам Плиния, они «стали дерзки в своей удаче».

    Римляне сами создали эти социальные и экономические проблемы, возникшие потому, что толпы вольноотпущенников и вольноотпущенниц, наводнявшие город, перехватывали почти всю повседневную работу. В конце концов вольноотпущенники уничтожили своих создателей. Установлено, что ко II веку н. э. у восьми из десяти мужчин, женщин и детей, которые ходили по улицам Рима, в жилах текла кровь раба. Происхождение очень многих из них было чуждо старым римским традициям. Они не считали потерю политических свобод, которых они, как и их предки, никогда прежде не знали, ужасной катастрофой, какой это было для Цицерона и старых республиканцев. Из Азии, Африки, Египта и Галлии они привезли чужие загадочные религии и новые неримские привычки и поведение. Несмотря на то что традиции старого Рима, несомненно, были сильны, море новых верований, новых суеверий, новых сомнений плескалось вокруг моральных и религиозных основ Вечного города. В Риме и среди самих римлян возникали силы, изменяющие их взгляд на жизнь, и это под влиянием рабов и вольноотпущенников медленно подтачивало древние устои римского образа жизни. Ко II веку н. э. этот процесс уже зашел далеко, несмотря на непрерывный ряд добродетельных императоров. Когда им на смену приходили безнравственные императоры, автократия и абсолютизм оказывались гибельными, подготавливая таким образом путь к слабости и смятению III века н. э. и крушению Римской империи в конце IV века н. э.

    На закате империи, когда столица западного мира переместилась в Византию, император Юстиниан (527 – 565 гг. н. э.) заставил подготовить свод всех римских законов в «Великих дигестах» (530 – 534 гг. н. э.). В них были обозначены цены на рабов в золотых деньгах того времени. Теперь Юстиниан стал христианским императором, и христианство было предпочтительной религией Римской империи на протяжении почти 200 лет, когда были обнародованы его дигесты. Итак, христианство не преуспело в уничтожении рабства, хотя во многом умерило и смягчило характер многих рабовладельцев.