• Признаки трех «Я»
  • Разорванная связь
  • Гармония трех «Я» как толчок к переменам
  • «НАДО» И «НЕ ХОЧУ»
  • На грани перемен
  • Разум ребенка
  • УПР. Приятные воспоминания
  • Принцип удовольствия и страдания
  • УПР. Удовольствие и страдание
  • Воображаемое становится реальностью
  • Назад к основам
  • УПР. Три «Я» — три мотива
  • ТРИ «Я»: КОНФЛИКТЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО

    Сотрудничая, три «Я» способны достичь практически любой цели; разобщенные или противоборствующие, они мешают проявлениям друг друга. Когда Сознательное Я пользуется поддержкой Базового Я, перемены становятся приятными, хотя и связаны с внутренней борьбой. Если же Базовое и Сознательное Я действуют в противоположных направлениях, мы сталкиваемся с непреодолимой стеной внутреннего сопротивления.

    Признаки трех «Я»

    Каждое из трех «Я» несет ответственность за свою собственную область. Базовое Я поддерживает и управляет телом и обеспечивает инстинктивную мудрость и энергию, необходимую для нормальной жизни. Сознательное Я накапливает и обрабатывает информацию, обучает и направляет Базовое Я, например, проводит его через опыт, помогающий развить уверенность и уважение к себе. Высшее Я с любящей привязанностью приглядывает за Сознательным Я, воодушевляет и вдохновляет его, осуществляя свое мягкое руководство посредством интуиции и ощущений, фиксирующихся телом (Базовым Я). При неуравновешенности трех «Я» Сознательное Я склонно подавлять чувства и интуитивные ощущения Базового Я, навязывая ему свою логичность и отвергая в то же время важность и даже само существование Высшего Я.

    Разорванная связь

    Взрослые и дети часто видят мир с разных точек зрения и не понимают друг друга. Сознательное и Базовое Я имеют различные потребности и ценности; связь между ними может прерываться. Между Сознательным и Базовым Я довольно редко царит взаимопонимание и согласие — обычно они подобны отдалившимся супругам, охладевшим друг к другу. Цели Сознательного Я часто преобладают или отрицают инстинктивные потребности и эмоциональную энергичность Базового Я.

    В этом случае Базовое Я может «восстать», точно так же, как дети, испытывающие недостаток любви и внимания, подвержены вспышкам гнева или антиобщественным поступкам. Восстание Базового Я проявляется в снижении общего тонуса и энергии, апатии, финансовых затруднениях, болезнях и травмах, а в критических случаях — в форме самоубийства или смертельного несчастного случая.

    Отчужденность между Сознательным и Базовым Я, между рассудком и эмоциями, относится к тому же типу конфликтов, которые происходят во внешнем мире между личностями, группами и народами. Разрешение любых подобных противоречий основано на взаимном доверии, уважении и сотрудничестве.

    Гармония трех «Я» как толчок к переменам

    Мы способны нацелить Сознательное Я на заботу, воспитание и образование Базового Я в духе взаимного уважения и таким образом открыть каналы сотрудничества и взаимодействия между ними — под любящим управлением Высшего Я.

    Чем глубже Сознательное Я понимает законы, управляющие Базовым Я (подсознанием), тем большее количество энергии мы способны накапливать и направлять на достижение своих целей. Когда все три «Я» пребывают в атмосфере гармонии и взаимопонимании, мы живем полной, энергичной и счастливой жизнью. Воспитание в себе уважения, поддержки и понимания Базового Я приводит к переменам в нашем самочувствии, благополучию и приливу энергии.

    «НАДО» И «НЕ ХОЧУ»

    Боже, даруй мне благочестие! Но оставь хоть один маленький грех.

    Приписывается Святому Августину

    Большинство людей верит, что мы способны провести изменения в своей жизни просто потому, что для этого у нас есть много причин. При достижении своих целей мы полагаемся на логичность Сознательного Я. С тем же успехом можно было бы верить в то, что самолет может долететь до Луны, поскольку без сотрудничества Базового Я у силы воли Сознательного Я нет никаких шансов на успех. Это все равно, что пытаться затмить маяк с помощью обычной электрической лампочки. Каждое «надо» сталкивается с «не хочу» — если Сознательное Я не поддерживается Базовым, оно всегда будет терпеть поражение.

    Рассудок и логика составляют лишь небольшую часть волшебства мотивации. Рассудительность помогает определить направления, но энергию действия обеспечивает страстное стремление. Если бы одна только логика обладала достаточной силой для действия, мы бы видели больше рассуждений в телевизионной рекламе! Однако мудрые специалисты по маркетингу создают рекламу, нацеленную на Базовое Я; рекламопроизводители понимают, что только подсознание вырабатывает тот импульс, который заставляет нас снять трубку телефона или отправиться в магазин, — волю к действию, к движению, к переменам.

    На грани перемен

    Перед тем, как мы выработаем в себе волю к переменам, нам необходима готовность. Она возникает как результат двойного осознания:

    Мы осознаем, что наша текущая ситуация не очень хороша.

    Мы осознаем, что решение заключается не в попытках изменения внешнего мира, но во внутренних переменах.

    Чтобы суметь проснуться, нужно понять, что мы спим. Осознание того, что мы проспали большую часть своей жизни, может проявляться как разочарованность, потеря ориентации и подавленность; часто мы впервые ясно видим, какой долгий путь нам еще предстоит пройти.

    На грани перемен кажется, что все только ухудшается, потому что мы начинаем четко видеть собственные ошибки. Если мы чувствуем, что остановились, заблудились или даже катимся назад, это может означать, что мы отступаем назад, чтобы подготовиться к большому прыжку.

    Разум ребенка

    Люди, которые, как им кажется, неспособны справиться с излишками энергии или найти в себе волю для достижения целей, часто чувствуют себя неудачниками, однако единственное, что им не удается на самом деле, — понимание самих себя и своих глубинных подсознательных побудительных мотивов.

    Базовое Я дает нам жизненную энергию, которая способна преодолеть самые сложные обстоятельства. Это «Я» является ключом к движущим силам, самодисциплине и преодолению препятствий. Ее ценности похожи на интересы маленького ребенка. Если мы научимся стимулировать детей, то поймем, как получить доступ к жизненной энергии и помощи своего Базового Я.

    Дети стремятся к веселью и удовольствиям; они любят новые игрушки и возбуждение. Если мы чувствуем привлекательность или интерес к чему–либо, Базовое Я обеспечит нас тем количеством энергии, которое необходимо, чтобы преодолеть любые помехи, преграждающие нам путь.

    УПР. Приятные воспоминания

    Вспомните какое–нибудь событие своей жизни, во время которого вы чувствовали увлеченность чем–то, и этот интерес вызывал у вас огромный прилив энергии.

    Спросите себя:

    Что именно привлекало вас?

    Что вдохновляло вас на действия?

    Как можно было бы вновь вызвать подобный прилив энергии, если это понадобится?

    Базовое Я ощущает подъем при необходимости немедленных действий и в других возбуждающих ситуациях. Объем его энергии просто невероятны, и нам нужно лишь научиться пользоваться ею. Способность увлекать самого себя не менее важна, чем умение расслабляться. Многие психологи различают «вредные стрессы» и «полезные стрессы», потому что в момент истины, когда все остальное уходит на задний план, когда близится предельный срок и работа почти завершена, возбуждение действительно стимулирует Базовое Я, с тем чтобы оно обеспечило нас необходимой энергией и воодушевлением. Понимание самого себя играет в этом решающую роль. То, что представляется одному Базовому Я неприятным, для другого станет возбуждающим и интересным.

    Принцип удовольствия и страдания

    Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:

    Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.

    Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.

    Преодоления этого противодействия собственного подсознания, что подразумевает:

    воображение тех страданий, которые принесет дальнейшее пребывание в прежнем положении;

    воображение удовольствий, связанных с новым стилем поведения.

    В хороших обстоятельствах Базовое Я предпочитает большее удовольствие, в плохих — меньшее страдание. Сознательное Я тоже стремится к удовлетворению и избегает боли — это согласуется с обычной логикой. Тем не менее, понятия удовольствия и страдания для этих двух «Я» различны. Заболевший взрослый отправится к врачу, чтобы сделать укол лекарства, но ребенок может посчитать саму болезнь менее неприятной или пугающей, чем укол, и поэтому сделает противоположный выбор. Удовольствия и страдания оцениваются каждым человеком по–разному, в зависимости от его личных ценностей, страхов и убеждений; тем не менее, этот принцип справедлив для каждого человека.

    УПР. Удовольствие и страдание

    Быстро запишите все неприятное, что связано с вашим текущим состоянием. Когда будете писать, представляйте себе эти страдания, прислушивайтесь, принюхивайтесь, прикоснитесь к ним, ощутите их вкус — используйте в своем воображении все органы чувств. Чем оживленнее и реальнее представляемые вами картины, тем сильнее будет ваша воля к переменам.

    Быстро запишите все приятные соображения о своей цели, о том состоянии, к которому вы стремитесь. Пока пишете, прочувствуйте эти удовольствия — слушайте, обоняйте и осязайте их всем своим существом. Чем живее и ощутимее ваши фантазии, тем мощнее станут ваши движущие силы.

    Предположим, Линда хочет бросить курить. Она записывает: «желтые зубы» — и представляет себе, как открывает рот и видит в зеркале ужасные почерневшие зубы. Она пишет: «запах изо рта» — и воображает, как люди отшатываются от нее во время разговора и смотрят на нее с отвращением. Она представляет, что ест окурки из пепельницы, а потом дышит всем этим в лицо любимого. Записывая: «рак легких», она видит, как дым проникает в ее легкие, превращая их из нежно–розовых в коричневые. Она представляет себя старой, сморщенной и страдающей одышкой.

    После этих болезненных образов Линда переходит к положительным, приятным картинам — она представляет, что бросила курить, и пишет: «белые зубы», воображая прекрасную улыбку своего отражения в зеркале. Она записывает: «свежее дыхание» — и представляет свое счастье рядом с любимым человеком. Она отмечает «сбережение денег для отпуска», и перед ее внутренним взором предстает банка, наполненная десятидолларовыми банкнотами, а затем — Гавайи и порывы морского бриза. Она пишет: «энергия и здоровье» — и представляет, как резвится в волнах океанского прибоя и смеется, наполняя легкие свежим воздухом, исцеленная и сильная. Она воображает себя отшвыривающей сигареты и ощущает то уважение к себе, которое вызывает власть над самим собой. Она видит себя смеющейся над рекламой, уверяющей, что курение приносит удовольствие.

    Воображаемое становится реальностью

    Осознанные и осмысленные воображаемые картины помогают проникнуть в беспредельные внутренние ресурсы энергии Базового Я, потому что Базовое Я не способно четко отличать то, что видят глаза, от образов, возникающих в воображении.

    Я использую слово «воображение» и имею в виду использование не только внутреннего видения, но и всех остальных внутренних ощущений — слуха, осязания, обоняния и вкуса — что позволяет создать наиболее полное пространство ощущений. Сосредоточивая на этих картинах все свое внимание и привлекая к этому все доступные чувства, мы способны создать внутренний опыт, зачастую производящий гораздо большее впечатление, чем реальный, — поскольку в обычной жизни наши чувства и внимание постоянно отвлекаются посторонними мыслями (к примеру, мы можем вести машину по трассе и совершенно не обращать внимания на то, что происходит вокруг).

    На каждое Базовое Я оказывают воздействие индивидуальные образы и страхи; если мы сознательно формируем в разуме положительные картины, то можем заручиться поддержкой подсознания, которое обеспечит нас практически неисчерпаемым снабжением энергией.

    Некоторые из Базовых Я представляются более сильными или смелыми, чем остальные, и это зависит, в первую очередь, от тех образов, которые мы чаще всего воображаем. Если предложить океанский круиз Кейту, он вообразит себе плавательный бассейн на верхней палубе лайнера и изысканные морские блюда, но у Питера упоминание о круизе вызовет образ тонущего «Титаника».

    Многие спортсмены развивают свои физические возможности, воображая и ощущая себя обладающими прекрасной техникой и грациозными движениями, и таким образом вырабатывают в Базовом Я привычку и волю к победе. Воображение положительных и стирание негативных образов помогает воспользоваться мощным источником энергии и устранить устаревшие блоки и страхи.

    Воображение возбуждает Базовое Я, заставляет его заинтересоваться приятными возможностями будущего свершения и активизировать пополнение его запасов энергии. Но возникает вопрос: что именно сможет воодушевить Базовое Я в той мере, чтобы оно начало вырабатывать необходимую энергию? Как нам добиться такой сильной стимуляции на подсознательном уровне, чтобы нам хватило энергии на полное преодоление всего пути?

    Понимая, что Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий, мы должны использовать древний метод «кнута и пряника»: «Поступай так, и я куплю тебе новую игрушку. Иначе я (или последствия твоего поведения) накажу тебя.» Чтобы добиться максимального воздействия на Базовое Я, необходимо воображать и пряник, и кнут.

    Чем больше мы знаем о законах и мотивах поведения маленьких детей, тем легче нам выработать в себе подсознательную волю к переменам. Мы знаем, что дети часто воспринимают удовольствие и страдание совсем не так, как взрослые; еще нам известно, что детям легче понять конкретные вещи, чем абстрактные соображения, и что немедленное вознаграждение привлекает их гораздо больше, чем отдаленные перспективы (как мы уже говорили, несмотря на все наши доводы о будущем выздоровлении, дети все–таки склонны избегать болезненной инъекции лекарства).

    С другой стороны, наша взрослая часть, Сознательное Я, может воспитывать «дитя» и помогать ему понять значение тех далеких благ, которых можно достичь благодаря неприятным ощущениям в настоящем. Так оно достигает сотрудничества — хотя и не обязательно воодушевленной поддержки — Базового Я. Последнее вряд ли заинтересуется отдаленными преимуществами, абстрактными принципами и духовными стимулами, тем не менее мы можем добиться его поддержки, если представим эти будущие награды на языке образов, который Базовое Я понимает.

    Назад к основам

    Базовое Я заботится об успехе в настоящем моменте жизни; условия жизни, удовольствия и власть всегда остаются ее основными ценностями и побудительными мотивами.

    Если, к примеру, мы пытаемся найти мотивы для ежедневной медитации и обращаемся к себе с таким доводом: «Я смогу общаться с Духом, очистить свой разум, открыться высшим энергиям и приблизиться к просветлению», Высшее Я отнесется к подобным духовным стимулам вполне сочувственно, но, как всегда, не станет вмешиваться и навязывать свою поддержку; оно продолжит любить, но выжидать. Сознательное Я, исполненное логичности, решит, что медитации могут стать конструктивным способом расслабления. Но Базовое Я с негодованием заявит: «Медитировать? Это что, просто сидеть?! Да ты шутишь! Брось ты это, пошли лучше съедим пиццу или развлечемся — займемся чем–то поинтереснее!»

    Если мы добиваемся энтузиазма и поддержки со стороны Базового Я, то обнаруживаем в себе достаточно энергии и силы воли, чтобы справиться со всем, что только в человеческих силах, а иногда можем и превзойти эти пределы! Тем не менее, сначала мы должны предложить Базовому Я нечто, что ему действительно понравится: веселье! слава! власть! удовольствие! приятные ощущения! Поэтому, если мы хотим регулярно медитировать, то должны сосредоточиться на том, как медитация помогает расслаблению, радости любви и простоте удовольствия; на том, как она сделает нас привлекательными для других и успешными в жизни, в конце концов, как она позволит нам больше зарабатывать — получить больше, стать чем–то большим, жить полнее! И тогда Базовое Я наверняка скажет: «Вот это другой разговор! Теперь за дело!»

    Во время учебы в колледже я просто жил в гимнастическом зале — я проводил в тренировках по нескольку часов шесть дней в неделю. Я тренировался независимо от своего настроения. Что бы ни происходило в студенческом городке — разве что у меня была высокая температура, — с 14:30 до 18:30 ежедневно я выкручивал и растягивал свои мышцы. Иногда после занятий я чувствовал себя настолько утомленным, что едва мог подняться по лестнице, ведущей в раздевалку.

    Как мне удалось выработать в себе такую обязательность и стремление к этому? Может быть, я долго работал над тем, чтобы решиться развить свое тело, разум и чувства и стать «уравновешенным и цельным человеческим существом»? Вовсе нет. Разве я преодолевал инерцию, усталость, разочарования и неудобства, чтобы когда–нибудь суметь вдохновить на это других людей? Ни в коем случае. Возможно, я осознавал, что тренировки научат меня каким–то жизненным принципам и законам реальности? Да у меня даже не возникало таких мыслей!

    Я занимался спортом, чтобы получить признание, заслужить восторги и лестные похвалы. Я верил, что достижения в гимнастике сделают меня привлекательным для особ противоположного пола. Это совсем не относилось к мотивам Сознательного Я — все побудительные причины следовали непосредственно из моего Базового Я. Главное, что они срабатывали, и я прошел долгий путь до уровня национальных и мировых первенств.

    Но пока я так усиленно трудился, чтобы достичь целей своего Базового Я, мне удалось понять самого себя и некоторые законы реальности; я достиг высокой степени управления собой, гибкости и равновесия всех своих составляющих. Гимнастика помогла мне в том, чем мне пришлось заниматься в будущем. Однако ни один из этих «высоких» мотивов не смог бы сам по себе стать достаточным, чтобы выработать во мне необходимую энергию.

    Ключом к побуждению и дисциплине является понимание своего Базового Я, подсознания — того, что Базовое Я на самом деле хочет, а не того, что оно должно хотеть по мнению Сознательного Я.

    Если мы хотим достичь какой–то цели и сумели связать необходимость перемен с ощущениями безопасности, удовольствия или личной силы, то Базовое Я непременно обеспечит нас энергией, достаточной для выполнения этой задачи, потому что оно любит пряники. Если же цель никак не связана с этими тремя следствиями, то нам вряд ли удастся преодолеть свое препятствие.

    УПР. Три «Я» — три мотива

    Рассмотрите одну из целей, которых вам хотелось бы когда–нибудь добиться. Вероятно, она связана с какими–либо переменами, с усовершенствованием образа вашей жизни или с достижением успеха в определенной области. Выберите нечто, что вам вполне по силам, что вы можете сделать, если будете ощущать достаточно причин для этого.

    Запишите или сформулируйте вслух три различных типа побуждений к достижению этой цели:

    сначала зафиксируйте мотивы Высшего Я, например, любовь, помощь другим или духовное просветление. Представьте, что вы добились этого — как вы будете себя ощущать?

    теперь запишите мотивы Сознательного Я — логичные, конструктивные доводы, доказывающие полезность выбранной цели. Представьте, что вы добились этого — как вы будете себя ощущать?

    запишите то, что может заинтересовать Базовое Я: то, что придаст ему уверенность и чувство безопасности, связанные с выбранной целью удовольствия и радости, проявления силы, признания со стороны других и ощущения власти над собой. Представьте, что вы добились этого — как вы будете себя ощущать?

    Когда вы представляете себе, что достигли своей цели, уделяйте особое внимание тем побуждениям, которые вызывают в вас самое сильное воодушевление и интерес.