Из истории галстука

Как мы уже говорили, галстуки ведут свою «родословную» от обыкновенных шейных платков, которые появились еще во времена Римской империи. Тогда они выполняли скорее утилитарную, чем эстетическую роль: не позволяли латам натирать кожу на шеях легионеров, а также защищали их от ветра и стужи. Современная европейская традиция ношения галстуков возникла намного позднее, предположительно в XVIII веке. В 1660 году по случаю победы над австровенграми в Париж прибыли хорватские воины. Они были представлены королю Людовику XIV, который по праву считался одним из законодателей тогдашней моды. Такой человек не мог не обратить внимание на яркие платки из шелка, которые были повязаны на шеях хорватских офицеров. Так старинный элемент национального костюма быстро вошел в моду при французском королевском дворе, став одним из признаков принадлежности к дворянскому сословию, а оттуда, постепенно видоизменяясь, распространился и по всей Европе.

Самыми горячими почитателями новинки оказались англичане. В начале XIX века ни один джентльмен не мог себе позволить появиться на людях без шейного платка. Тогда же развилась целая наука, посвященная тому, как же правильно его завязывать и носить. Издавались даже настоящие учебники, посвященные этой проблеме. К написанию одного из них приложил руку сам Оноре де Бальзак.

По мере того как с мужского делового костюма исчезали кружева, вытачка и тому подобные изыски, все большее внимание уделялось галстуку, который оставался последним оплотом, выражающим индивидуальность его хозяина. Отдавая дань своей знаменитой экстравагантности, жители Туманного Альбиона немало поэкспериментировали над внешним видом этого аксессуара, пока он наконец не превратился в тот галстук, который мы знаем сегодня.

Разнообразию галстуков, существовавшему в XIX веке, сегодня можно только удивляться. Это касается как материала, из которого они изготавливались, так и способов завязывания. На производство галстуков шли шерсть, атлас и шелк. Их завязывали свободно, по-байроновски (такой галстук не стягивал шею, открывал ее). В честь другого литератора получила свое название модель «вальтер скотт», которая отличалась от прочих тем, что шилась из шотландской клетчатой ткани. «Трагический» галстук, имевший черный цвет, считался неотъемлемой частью траурного гардероба, в то время как белый, наоборот, предназначался для праздничных мероприятий – балов или званых обедов. В пару к нему предназначался фрак или смокинг, но ни в коем разе не «будничный» пиджак.

Определенный интерес представляет собой история, связанная с появлением галстука «регат». Его изобретателем считается один молодой яхтсмен, который, участвуя в соревнованиях, не имел достаточно времени для завязывания галстука. Эту проблему юноша решил очень просто: взял да и разрезал его сзади, прикрепив к одному концу пуговицу, а к другому – петлю. Неожиданно данное изобретение обрело популярность среди клерков и стало неотъемлемым атрибутом их гардероба.

Однако наиболее радикальные изменения галстук претерпел в XX веке, когда на волне эмансипации он вошел и в женский гардероб. Так, в 1960-е годы модными стали узкие кожаные, а вслед за ними и вязаные модели, а начало 1970-х было отмечено безраздельным правлением широких галстуков, окрашенных во все цвета радуги. Их ширина достигала 13 сантиметров, в то время как сегодня этот показатель находится в диапазоне от 7 до 9 сантиметров.

Пика своей популярности галстуки достигли в 1990-е годы, когда в гардеробе преуспевающего бизнесмена из стран Запада насчитывалось около сотни этих изделий. Самыми большими объемами продаж сегодня могут похвастаться такие знаменитые бренды, как Windsor, Hugo Boss, Duke, Otto Kern, Joop и Ermano. Истинные же ценители отдают предпочтение галстукам от Ben Barton, Jacques Ploenes и Guy Laroche, в первую очередь – за их элегантность и выверенную цветовую гамму. За такой галстук вам придется выложить от $50 до 200. Именно от производителя, а не от материала в большей степени зависит стоимость галстука. Изделие из шелка, которое продается в Китае за $1, на европейском рынке может стоить уже на порядок дороже, а эксклюзивные модели и вовсе не имеют верхнего ценового предела.

Наряду с материями, которые принято считать для галстуков классическими (жаккард и шелк), для производства современных галстуков широко используются и другие материалы, зачастую в самых смелых и неожиданных сочетаниях.