34. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.Н. ТАТИЩЕВА

Первым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (кон. XVII – сер. XVIII в.). Он начал писать «Историю Российскую с самых древнейших времен» по приказу Петра I (5 книг «Истории» изданы в 1768-1848 гг.). В.Н. Татищев был государственным деятелем и царедворцем, астраханским губернатором.

При аргументации своих взглядов Татищев опирается на труды видных европейских политических и правовых мыслителей Нового времени – Т Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция.

В.Н. Татищев предлагает светское представление о человеке. Он в духе естественного права считает, что неприкосновенная личность автономна. Главным свойством человека полагается естественный разум, подсказывающий наиболее удобные пути для удовлетворения естественных потребностей, что и составляет смысл жизни.

Для объяснения исторического процесса В.Н. Татищев прибегает к органической теории, уподобляющей все человеческое общество одному человеку. Выделяются такие этапы человеческой истории, как младенчество (примитивный уровень человеческой культуры), юношество (начинающееся появлением письменности), мужество (начинающееся зарождением христианства), полная зрелость (наступающая вследствие возникновения независимых от религии наук). В.Н. Татищев признавал, что в историческом развитии лидируют страны Западной Европы, Россия, являющаяся печальным отклонением, вновь приобщается к европейской цивилизации посредством петровских реформ (от секуляризации до преобразования армии).

В.Н. Татищев предлагает вариант договорной теории происхождения государства, при этом он пытается внедрить в нее исторические начала. Он использует гипотезу о естественном (преддоговорном) состоянии «войны всех против всех», в связи с чем человек оказывается вынужденным наложить на себя узы ради своего собственного блага. Государство поэтому строится на рациональных основаниях общей пользы. В монархии в отличие от республики нет и не может быть никакого договора между народом и монархом, власть монарха понимается патриархально.

Подобно Аристотелю В.Н. Татищев выделяет три «порядочные» и три «непорядочные» формы правления, причем выбор той или иной «порядочной» формы правления в каждом конкретном случае зависит от размера территории страны и степени защищенности внешних границ государства. Для малых стран допустима демократия, для больших стран с безопасными границами – аристократия, для больших непросвещенных стран с открытыми границами (таких, как Россия) подходит только монархия, причем лучше абсолютная.

Издаваемые монархом позитивные законы должны соответствовать естественному праву и следовать общественной пользе, поэтому при монархе должен существовать законосовещательный двухпалатный представительный орган. Верхней палатой должен быть Сенат, назначаемый царем. Нижнюю палату – Совет – формируют выборные представители.