ШАХМАТНАЯ ЖИЗНЬ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

С того времени, когда в практику вошли международные шахматные турниры, наступил новый период шахматной истории. Турниров становилось все больше, география их проведения и число представленных мастерами стран расширились, сравнение силы участников приобрело международные эталоны. Вследствие этого повысилась роль и авторитет сильнейших шахматистов страны и их влияние на развитие и популярность шахматного искусства у себя на родине.

Первым русским шахматным мастером стал Александр Дмитриевич Петров (1794–1867). Он начал играть в раннем возрасте, а в пятнадцать лет побеждал известных шахматистов Петербурга и полвека был сильнейшим шахматистом России. С юных лет А. Петров отличался способностями, прилежанием и обладал каллиграфическим почерком, что было немаловажным качеством для чиновника. Уже в четырнадцать лет А. Петров поступил на службу в сенатскую канцелярию. Его служебная карьера была весьма успешной. Он сочетал службу с участием в шахматных соревнованиях.

«Шахматы не ремесло мое, по служебным занятиям не имею времени на поездку за границу и денежных средств на эти поездки», — писал А. Петров.

На протяжении десятилетий он был душой собраний шахматистов. Его современники и, по сути, ученики мастера К. Яниш, С. Урусов, И. Шумов, чьи заслуги в развитии русского шахматного искусства значительны и несомненны, признавали лидерство А. Д. Петрова. Он был известен всему шахматному миру.

Огромное значение для развития шахмат в России имела книга — учебник по шахматам, написанная и изданная А. Петровым в 1824 году, называвшаяся «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игр Филидора и примечаний на оные...». Это был первый глубокий труд по шахматам, изданный на русском языке. А. Петров владел иностранными языками, отлично знал мировую шахматную литературу. Анализы его оригинальны, а понимание и выводы самобытны. Несколько ранее, в 1821 году, на русском языке вышла в свет книга И. Бутримова «О шахматной игре», однако она была простым изложением трудов зарубежных шахматистов.

В личной библиотеке А. С. Пушкина сохранилось два экземпляра книги А. Петрова, один из них был подарен автором с надписью: «Милостивому Государю, Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения. От издателя».

Кроме великолепных практических достижений, разработки теории шахмат (им был введен в практику и разработан теоретически известный шахматный дебют, нередко употребляющийся и в наши дни, — защита Петрова или русская партия), А. Петров был первым в России составителем шахматных задач. Он имел несомненные литературные способности и написал немало рассказов, иллюстрирующих шахматные задачи. Они пользовались популярностью, переводились на иностранные языки и способствовали пропаганде шахматного искусства. По свидетельству современников, А. Петров играл легко и быстро. При анализе оконченных партий обнаруживалось остроумие его мышления, глубина идей.

Разносторонность способностей А. Петрова характеризуется и его вкладом и в развитие шашек. В 1827 году в Петербурге вышло в свет «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или искусство обыгрывать всех в простые шашки». И хотя книга вышла без имени автора, все говорило о том, что она принадлежала перу А. Петрова, достигшего в шашках высокого мастерства.

Международные шахматные турниры начали проводиться со второй половины XIX века, когда А. Петрову было около шестидесяти, и возраст уже не позволял ему участвовать в напряженных состязаниях. Своим же ровесникам он не уступал, и его по праву называли «северным Филидором» в честь великого французского шахматиста.

Следующий пример из творчества А. Петрова, ставший хрестоматийным, дает представление о таланте этого замечательного шахматиста.

Итальянская партия

Гофман — Петров

(Варшава, 1844 г.)


1. e2 - e4 e7 - e5

2. Кg1 - f3 Кb8 - c6

3. Сf1 - c4 Сf8 - c5

4. c2 - c3 Кg8 - f6

5. d2 - d4 e5 : d4

6. e4 - e5 Кf6 - e4

Здесь предпочтительнее для черных было играть 6. ... d5.


7. Сc4 - d5 Кe4 : f2

8. Крe1 : f2 d4 : c3+

9. Крf2 - g3 c3 : b2

10. Сc1 : b2 Кc6 - e7

11. Кf3 - g5 ...

Белые задумали на 11. ... К:d5 ответить 12. К:f7 и на 12. ... Кр:f7 — 13. Ф:d5+, выигрывая пешку и открывая черного короля. Однако черные заготовили неожиданную жертву ферзя.


11. ... Кe7 : d5

12. Кg5 : f7 0-0 !!

13. Кf7 : d8 ...

На 13. Ф:d5 следовало бы 12. ... Л:f7, и положение белых безнадежно.


13. ... Сc5 - f2+

14. Крg3 - h3 ...

После 14. Крg4 черные продолжали бы 14. ... Лf4+ с неизбежным матом: 15. Крg5 h6+ 16. Крh5 Лh4+ 17. Крg6 Кe7X. Если же белые продолжали 15. Крh5, то 15. ... g6+ 16. Крh6 (на 16. Крg5 — 16. ... Лf5+ 17. Крg4 h5+ 18. Крh3 Кf4X) 16. ... Лh4+ 17. Крg5 h6+ 18. Кр:g6 Кe7+ 19. Крf6 Лf4+ 10. Кр:e7 Сc5+ 21. Крe8 Лf8X.

Заключительное положение эффектно.


14. ... d7 - d6+

15. e5 - e6 Кd5 - f4+

16. Крh3 - g4 Кf4 : e6

17. Кd8 : e6 ...

Ha 17. g3 тоже следовал матовый финал: 17. ... Кd4+ 18. Кe6 С:e6+ 19. Крh4 Кf5+ 20. Крh3 (20. Крh5 g6+ 21. Крg5 Сe3+ 22. Крg4 Кh6+ 23. Крh4 g5+ 24. Крh5 Сf7+ 25. Кр:h6 g4X) Кe3+ 21. Крh4 Кg2+ 22. Крh5 g6+ и 23. ... Сe3X.


17. ... Сc8 : e6+

18. Крg4 - g5 Лf8 - f5+

19. Крg5 - g4 h7 - h5+

20. Крg4 - h3 Лf5 - f3X

Мастерски проведенная матовая атака.

Звание чемпиона мира по шахматам впервые в истории было учреждено в 1886 году. Его первым обладателем стал Вильгельм Стейниц (1836–1900), уроженец Праги. Он победил в матче со счетом +10 -5 при пяти ничьих достойного соперника — немецкого шахматиста Иоганна Цукерторта, и удерживал это звание до 1894 года, когда потерпел поражение в матче против Эммануила Ласкера с крупным счетом (проиграл десять партий, выиграл пять, четыре закончились вничью). Стейницу в ту пору было около шестидесяти лет, а Ласкеру — двадцать шесть. Здоровье, физические возможности Стейница в ту пору были явно недостаточными для изнурительного противоборства, но он отличался неукротимым стремлением к борьбе и вызвал своего молодого победителя на матч-реванш, который состоялся в Москве в 1896 году и кончился полным фиаско Стейница.

Еще задолго до того, как формально было учреждено звание чемпиона мира, Стейниц по праву пользовался славой сильнейшего шахматиста планеты. Так, в 1866 году он победил Адольфа Андерсена, считавшегося сильнейшим шахматистом мира, завоевавшего особую популярность своим комбинационным талантом. Итоги матча были бескомпромиссными — восемь побед Стейница и шесть поражений, без единой ничьей!

С именем Стейница, с его деятельностью связана целая эпоха в современных шахматах. Он всецело посвятил себя шахматам и основной его целью было создание научно обоснованной теории шахматной стратегии. Вначале стиль его игры был острым, атакующим — так играло большинство его современников. Затем он разработал теорию позиционной игры и подчинил ей свою практику. Стейниц доказал, что шахматная партия развивается по внутренним логическим законам позиционной борьбы, а комбинация — дитя случая.

«Я пришел к заключению, — писал он, — что комбинационная игра, хотя и дает иногда красивые результаты, не в состоянии обеспечить прочный успех. В такого рода партиях обнаруживается много ошибок, Многие заманчивые и удавшиеся жертвы оказались при внимательном рассмотрении неправильными. Надежная защита требует гораздо меньше затрат сил, чем атака. Вообще атака имеет шансы на успех лишь в том случае, когда позиция противника уже ослаблена. Поэтому моя мысль направлена на то, чтобы найти простой и верный метод ослабления неприятельской позиции».

Разработанная Стейницем теория, развившая идеи предшественников, в том числе и первого русского мастера А. Петрова, подтвержденная огромной и успешной практикой, заложила фундамент современного понимания законов шахматной борьбы. Стейниц объявил о создании «новой» школы, в противовес «старой», комбинационной школе. Между тем в силу своего характера он не смог избежать односторонности, недооценки творческих возможностей, таящихся в шахматах, и, если можно так сказать, «живучести» комбинационного искусства.

Важнейшую роль в развитии шахматного искусства, понимании шахмат сыграло то обстоятельство, что роль оппонента Стейница, его соперника и критика судьба уготовила великому русскому шахматисту Михаилу Ивановичу Чигорину (1850–1908).

Чигорин родился в Гатчине, в семье мелкого служащего. Дед его был солдатом. Девяти лет он остался круглым сиротой и воспитывался в Гатчинском сиротском институте. Однако за участие в беспорядках был исключен. Служил чиновником. Серьезно заниматься шахматами начал в 23 года. С 1876 года он оставил службу и всецело посвятил себя практической игре, журналистской и организационной деятельности в области шахмат, сыграв большую роль в становлении и развитии русской шахматной школы и шахматного искусства вообще. В 1878–1879 годах Чигорин — первый шахматист России и удерживает лидерство в течение четверти века. Он успешно дебютирует и выступает в международных турнирах за рубежом. Он удачно играл со Стейницем. В Лондонском международном турнире 1883 года он выиграл у Стейница дважды. В 1886–1887 годах был проведен матч по телеграфу Петербург-Лондон. За Петербург играл Чигорин, за Лондон — Стейниц. Счет был 2 : 0 в пользу Петербурга. Чемпион мира, считая Чигорина достойнейшим противникам, вызвал его на матч за высший титул. Это было признанием высоких достижений Чигорина и актом высокой принципиальности Стейница.

Во взглядах на сущность законов шахмат М. Чигорин был антиподом Стейница. Он восставал против стремления загнать оценку любого положения в прокрустово ложе догматических правил. Исключительно высоко ценил Чигорин комбинационное искусство, эстетическую сторону шахмат и выступал против принижения «новой» школой значения комбинации. Чигорин обладал поразительным комбинационным даром и смело шел на сложную игру. На упреки адептов «новой» школы на пренебрежение Чигорина к позиционной игре он, по воспоминаниям его современника Л. Велихова, говорил: «Они знают обо мне больше, чем я сам... Что значит, „любовь к осложнениям“? Какой нормальный человек предпочтет сложность простому пути? Все дело в том, что я часто предвижу победу в таком положении, где другие усматривают только сложность. Наконец, что значит нелепое противопоставление комбинационного и позиционного стилей? Разве можно различать их механически? В шахматах есть только два стиля — хороший, то есть ведущий к победе, и плохой, то есть ведущий к поражению. В каждой позиции скрывается возможная комбинация, и каждая комбинация рождается из позиции».

Всесторонний взгляд М. И. Чигорина на законы шахматной борьбы открыл последующим поколениям мастеров путь к правильному пониманию стратегии, тактики и их соотношений. М. Чигорин глубоко уважал В. Стейница.

Он писал ему:

«Истинные поклонники шахмат должны быть благодарны Вам за тот интерес, который Вы постоянно возбуждаете Вашими нововведениями, и за Ваше отвращение к шаблонной игре. Как Вам известно, я не вполне разделяю Вашу теорию и Ваши принципы, что, однако, не мешает мне ценить их».

К сожалению, М. Чигорину не удалось завоевать мировую шахматную корону: матч в Гаване в 1889 году выиграл В. Стейниц (+10 -6 =1). Второй матч между ними в 1892 году закончился со счетом +10 -8 в пользу Стейница, при пяти ничьих. В последней партии Чигорин в превосходном положении допустил «зевок», вошедший в историю шахмат. Выиграв эту встречу, он сравнял бы счет и сохранил шансы на победу в матче. В последующие годы М. Чигорин много и успешно выступал. В 1895 году он достиг блестящего результата в одном из наиболее значительных в истории шахмат Гастингском международном турнире. В этом соревновании участвовали сильнейшие шахматисты мира: новый чемпион мира Э. Ласкер, В. Стейниц, М. Чигорин и 3. Тарраш. И эта «большая четверка» действительно заняла заглавные строки в турнирной таблице, причем второе место занял М. Чигорин, обогнав основных соперников. И хотя качество игры М. Чигорина было превосходным и от победителя его отделяло всего пол-очка, первое место неожиданно занял молодой американский шахматист Г. Н. Пильсбери. Этот успех оказался лучшим в его жизни.

М. Чигорин много и плодотворно занимался исследованием различных дебютов, причем диапазон его аналитической работы был необычайно широк: королевский гамбит и гамбит Эванса — романтические начала прошлого, испанская партия — «профессорский» дебют, как называл ее А. Алехин. М. Чигорин ввел классические схемы в это важнейшее начало, сохранившие свое значение в соревнованиях наших дней; во французской защите он ввел в практику самобытную систему за белых; в ферзевом гамбите создал защиту, носящую его имя. Его идеи проложили путь к трактовке индийских защит, завоевавших позднее большую популярность. Он оставил много замечательных анализов в области эндшпиля. Чигорин много играл по переписке. Неторопливый, глубокий анализ, необходимый при игре по переписке или телеграфу был в характере Чигорина. Кроме того, игра по переписке позволяла ему поддерживать контакт с широким кругом шахматистов России. Его выезды в разные города для встреч с любителями шахмат, в том числе и в сеансах одновременной игры, давали стимул любителям шахмат на местах. М. Чигорин издавал шахматный журнал, не жалея на это своих скромных средств. Он вел шахматные отделы в газетах. Деятельность его в области пропаганды шахмат была многогранной.

В. Стейниц высоко ценил М. Чигорина. В 1896 году по случаю победы М. Чигорина в Будапештском международном турнире он писал:

«Почитатели Вашего благородного искусства будут искренне рады тому, что Ваша победа принесла огромную славу России, которая в последнее время больше всего способствовала развитию шахмат, чему она, безусловно, обязана также Вашему гению и авторитету. Разрешите мне заверить Вас, что из всех мастеров шахмат, которых я знаю, я желаю Вам в дальнейшем наибольших успехов».

К такой позиции пришла вторая партия матча В. Стейниц — М. Чигорин, игранного по телеграфу в 1890–1891 годы.

Чигорин — Стейниц

24. ... Сf5 : e4!

Теперь на 25. С:e4 следует 25. ... Л:f2+ 26. Ф:f2 Ф:e4 и если 27. Кf3, то 27. ... Лf8 28. Крg2 Кf5 с неотразимыми угрозами.


25. Фc2 - e2 Сe4 : f3!!

Жертвуя ферзя!


26. Фe2 - e6+ Крg8 - h7

27. Сb2 : d4 Сf3 : h1

28. Фe6 - h3 Кe7 - f5

29. Сd4 - e5 Лa8 - e8

30. Сe5 - f4 Кf5 - d4!

Подавляя оборону белых.


31. Фh3 - d3+ Сh1 - e4

32. Фd3 : d4 Лf8 : f4

33. f2 - f3 ...

Защищаясь от угрозы 33. ... Сg2+, выигрывая ферзя.

На 33. Ф:a7 следовало бы 33. ... Лg4 34. f3 Сd3+ 35. Крf2 Лg5 и грозит 36. ... Сc5+.


33. ... Лe8 - f8

34. Фd4 : d7 c6 - c5!

«Выключая» ферзя из защиты.


35. Фa7 - c7 Кa5 - c6

36. a2 - a3 ...

На 36. Крg2 следовало 36. ... Л:f3 37. К:f3 Л:f3 со страшной угрозой шаха на вскрышку.


36. ... Лf4 : f3+

37. Кg1 : f3 Лf8 : f3+

38. Крf1 - g1 Сb4 - d2

Белые сдались.

Если 39. Фg3, то возможно 39. ... Сe3+ 40. Крg2 Лf5+ 41. Крh3 Лh5+ 42. Крg4 Кe5+ 43. Крg4:h5 g7-g5 с неизбежным матом.

Удивительно гармонична проведенная атака.