• Империя и папство
  • Социально-экономическое развитие немецких земель в начале Нового времени
  • Начало Реформации в Германии
  • Крестьянская война в Германии
  • Германские земли во второй половине XVI в.
  • § 4

    Священная Римская империя в XVI в.

    Империя и папство

    Священная Римская империя представляла собой одно из крупнейших средневековых государственных образований, которое включало немецкие земли к востоку от Рейна, а также Северную и Среднюю Италию. Империя была провозглашена в 962 г. германским королем Оттоном I и просуществовала до 1806 г. С 1034 г. ее называли «Римской империей», с 1157 г. «Священной империей», с 1254 г. – «Священной Римской империей», а в XV в. окончательно закрепилось официальное название «Священная Римская империя германской нации». Германские короли обратились к имперской традиции в целях укрепления суверенитета, усиления позиций государства на международной арене. Сама идея «христианской империи» как «универсальной» модели государства зародилась еще в эпоху Карла Великого и веками поддерживалась католической церковью. Но взаимоотношения между немецкими императорами и папским престолом носили очень сложный характер и не раз приводили к открытым конфликтам.

    Оттону I и его преемникам временно удалось установить фактическое господство императоров над папами (X – первая половина XI в.). С середины XI в. противостояние между Империей и Святым престолом начало приобретать все более острые формы. Лишь после заключения в 1122 г. Вормсского конкордата папы и императоры разделили свое влияние на епископат. В Германии император сохранял светскую инвеституру, т. е. право наделения ленами, и тем самым оказывал влияние на выборы и утверждение епископов, в Италии же и Бургундии лишался его. Таким образом, Вормсский конкордат означал крах «епископальной политики» германских императоров, в рамках которой посредством подчинения духовенства они стремились укрепить собственную власть. Но немецкие короли не отказались и от своих притязаний на Северную и Среднюю Италию. Это направление внешней политики оставалось приоритетным в правление династии Гогенштауфенов (1138–1254).

    В XII–XIII вв. процесс централизации в Германии проходил внутри отдельных территориальных княжеств. В сложившейся политической ситуации еще большее значение приобретали светские и духовные феодалы-князья. Мельфийский статут 1231 г. закрепил за германскими князьями право высшей юрисдикции, чеканки монеты, взимания в свою пользу налогов и пошлин, разрешил им основывать города, наделяя их рыночными правами. Полновластие территориальных князей обеспечивалось еще и тем, что статут запретил городам объединяться в союзы против них. Воспользовавшись тем, что Гогенштауфены длительное время вели безуспешную борьбу в Италии, германские князья, игнорируя имперские амбиции формальных правителей, усилили натиск в земли полабских славян и в Прибалтику. Реализация планов «натиска на Восток» (Drang nach Osten) оказалась привлекательной также для торговых городов Северной Германии и безземельного рыцарства, поскольку влекла за собой быстрое обогащение. В XII в. на землях подчиненных, а в значительной степени и истребленных ободритов, лютечей, поморян образовались новые немецкие княжества: герцогство Мекленбургское (в нижнем течении Эльбы), маркграфство Бранденбургское (в среднем течении Эльбы с центром в Берлине) и Померания (между устьями Одера и Вислы). На юго-восточной окраине Германских земель в результате более мирной колонизации образовалось еще одно новое княжество – герцогство Австрийское, которое вскоре захватило Штирию, Каринтию и Крайну, населенные славянскими племенами. Новые княжества, возникшие на востоке и юго-востоке, еще более укрепляли независимые позиции их правителей, что наносило непоправимый урон общеимперской консолидации.

    Политическая раздробленность Священной Римской империи получила наиболее полное юридическое оформление в «Золотой булле», изданной императором из Люксембургской династии Карлом IV (1347–1378). Этот документ придал традиции избрания монарха коллегией курфюрстов (князей-избирателей) силу закона и регламентировал саму процедуру. Теперь заседания коллегии, состоявшей из трех церковных и четырех светских князей, должен был созывать архиепископ Майнцский во Франкфурте-на-Майне. Избрание производилось голосованием большинством голосов. Курфюрстам разрешалось свободно владеть монетной и горной регалиями (монопольными личными правами на получение определенных доходов). Запрещались союзы городов, направленные против князей. В то же время феодалам разрешалось создавать коалиции и вести частные войны. Последнее право обуславливалось обязательным объявлением войны «по закону», т. е. за три дня до ее начала. Беспрецедентные уступки Карла IV объяснялись его стремлением к укреплению собственного наследственного королевства – Чехии, для чего следовало удовлетворить безмерные политические аппетиты курфюрстов.

    Распад Империи продолжился при королях Габсбургской династии, сменившей Люксембургов. В XV в. из ее состава вышли Нидерланды и Швейцария, большая часть земель Ливонского ордена. В результате Гуситских войн (1419–1434) Чехия получила фактическую независимость от Германской империи. Самостоятельным королевством стала и Венгрия. Последняя в XV в. попытка укрепления центральной власти была предпринята на рейхстаге 1495 г. Князья Юго-Западной Германии, основавшие Швабский союз, предложили свой проект «имперской реформы». Намечавшиеся меры должны были содействовать постоянному сохранению «земского мира», созданию системы общеимперского управления и судопроизводства. Главным предназначением последней должно было стать урегулирование конфликтов и разрешение споров между территориальными князьями. Несмотря на поддержку «реформы» Максимилианом I Габсбургом (1493–1519) нежелание князей поступиться хотя бы долей своего суверенитета в княжествах способствовало тому, что проекты преобразований остались лишь благими пожеланиями.

    Таким образом, Германия к началу XVI в. представляла собой весьма противоречивое государственно-политическое образование. Определенный экономический подъем, связанный с углублением процесса феодализации, не помог избежать стране политической дезинтеграции, что существенно ослабляло ее позиции на международной арене. В этих условиях о своих универсалистских притязаниях вновь в полный голос заявила католическая церковь. В политически раздробленной Германии представители высшего католического клира чувствовали себя весьма уверенно. Если европейские монархии, ставшие на путь централизации, активно противились папскому произволу, то внутренняя слабость Германской империи была той благоприятной средой, в которой папская курия могла с успехом удовлетворять свои интересы. Многие епископы были здесь одновременно и территориальными князьями. Продажа индульгенций папскими легатами стала рядовым явлением в немецких землях. Небывалого размаха достигло церковное и монастырское строительство. Денежные сборы из Германии, поступавшие в папскую курию, достигали громадных размеров. Это были отчисления от уплаты десятин и других церковных сборов, платы за назначение на различные духовные должности, деньги за продажу индульгенций и освобождение от отдельных церковных предписаний, штрафы, заменившие наказания прегрешившим, выплаты всех поступлений с церковных мест, которые оказались вакантными.

    Особое положение церкви в Германии отвечало интересам не только папской курии, но и немалой части немецкой знати. Большинство епископских мест занимали выходцы из немецких дворянских фамилий, в том числе треть – из княжеских родов. Получение церковных бенефициев разного рода рассматривалось в качестве выгодного предприятия и совершенно не соотносилось с духовной миссией церкви. С другой стороны, низшее духовенство, в состав которого входили преимущественно выходцы из бюргерской и крестьянской среды, все больше сближалось по уровню и образу жизни со своей паствой. В этой среде формировался упрощенный, вульгаризированный взгляд на христианские таинства и обряды, что также способствовало подрыву репутации церкви. В обществе ширилось недовольство алчностью, цинизмом и жаждой власти ее представителей. Эти настроения ярко отразились в творчестве немецких гуманистов позднего Средневековья.

    У истоков немецкой гуманистической традиции стояли Рудольф Агрикола (1444–1485), Якоб Вимфелинг (1450–1528), Конрад Цельтис (1459–1508). Период ее расцвета начался с 90-х годов XV в. В 1494 г. на немецком языке появилась книга «Корабль дураков» – сатира, написанная и иллюстрированная профессором Базельского университета Себастьяном Брантом (ок. 1458–1521). Автор поместил современное ему феодальное общество с его пороками и заблуждениями на корабль и отправил в страну глупости Наррагонию. Огромную популярность снискало сатирическое произведение «Похвальное слово Глупости» (1509) Эразма Роттердамского (литературный псевдоним Герхарда Герхардса) (1469–1536). Оно было посвящено обличению фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни, лицемерия и невежества феодалов и духовенства. Кружок радикальных гуманистов образовался при Эрфуртском университете. Его руководителем стал Муцианом Руфом из Готы, а наиболее известным представителем – Ульрих фон Гуттен (1488–1523). Гуттен остро критиковал папств. Его идеалом была возрожденная империя, опиравшаяся на доблесть и честь рыцарского сословия. Проект возрождения сильной государственности на основе средневековых традиций и идеалов, предложенный Гуттеном, не имел перспектив быть реализованным в силу своей архаичности, но его патриотизм, поиск идейных основ национального единения немцев вызывали широкий отклик у современников.

    Большой резонанс в немецком обществе вызвал так называемый «процесс Рейхлина». В 1509 г. воинствующие монахи-доминиканцы из Кельна обратились с ходатайством к императору, требуя ужесточить гонения на евреев, в том числе уничтожения иудейских книг. В этой ситуации советники императора обратились к составителю первой еврейской грамматики Иоганну Рейхлину (1455–1522). Рейхлин являлся известным юристом и ученым, автором популярных латинского словаря и грамматики греческого языка. Он выступил против уничтожения священных еврейских книг, чем вызвал гонения со стороны кельнских доминиканцев. Но попытки организовать инквизиционный суд над Рейхлином не удались. Под председательством епископа Шпейерского в 1514 г. собрался суд, наложивший на обвинителей Рейхлина «вечное молчание».

    «Процесс Рейхлина» наглядно показал, что императорская власть стремится дистанцироваться в глазах общества от церкви. Император Максимилиан I даже поручил в 1510 г. гуманисту Якобу Вимфелингу обобщить все основные претензии к церковникам. Созданный таким образом меморандум «Жалобы германской нации» был отправлен в Рим. Максимилиан I стремился добиться ограничения платежей и заключения договора с папством по образцу соглашения Святого престола с Францией. Однако папская курия отказалась от подобного шага. Кризис католической церкви в Германии стал на рубеже XV–XVI вв. прологом к развертыванию движения Реформации.

    Социально-экономическое развитие немецких земель в начале Нового времени

    Германия представляла собой к началу XVI в. конгломерат самостоятельных и фактически независимых территорий. В нее входили 7 курфюршеств, около 70 герцогств и княжеств, более 120 графств и баронств, более 70 аббатств. Почти треть из общего количества земель принадлежала духовным властителям. Эту пеструю картину дополняли несколько десятков «имперских» и «вольных» городов. Имперские города подчинялись непосредственно императору, «вольные» же были своеобразными государствами в государстве, пользуясь широкой экономической самостоятельностью и политической автономией. Немецкое бюргерство, пытаясь противостоять произволу территориальных князей, еще с XIII–XIV вв. предпринимало попытки создания региональных городских союзов. Крупнейшими из них стали Рейнский союз, Швабский и мощнейшее объединение североморских городов – Ганза, созданная в 1356 г. Городские союзы становились не только влиятельной политической силой, но и мощными центрами экономического развития. Всего в Германии к началу XVI в. насчитывалось примерно 3 тыс. городов, большая часть из которых были совершенно небольшими от 500 до 2 тыс. жителей. Такие городки мало отличались от крупных сельских поселений. Страна оставалась преимущественно аграрной, 90 % ее населения жило в деревне.

    На рубеже XV–XVI вв. в Германии наблюдался заметный хозяйственный подъем. Выгодное положение Германии на путях европейской торговли стало важнейшей предпосылкой для развития разнообразных ремесел, горной и текстильной промышленности, книгопечатания. К середине XV в. относится появление внутригерманской сети торговых путей. Лейпциг, Эрфурт, Галле и другие города Саксонско-Тюрингского района экономически соединили области по течениям Дуная, Эльбы и Рейна.

    Германия славилась своими квалифицированными мастерами, особенно в горном и металлургическом деле. Немецких сталеваров приглашали в самые разные страны. В самой Германии на шахтах и в рудниках все шире широко использовался наемный труд. Появлялись и первые рассеянные мануфактуры. Первоначально они получили распространение в сукноделии и льноткачестве. В настоящую отрасль превратилось немецкое книгопечатание. В XVI в. здесь возникли уже достаточно крупные типографии, имевшие характер централизованных мануфактур.

    Важным фактором экономического подъема стал рост немецкого торгово-ростовщического капитала. Крупнейшие финансовые дома появились раньше всего в южно-немецких городах Аугсбурге и Нюрнберге. Фамилии их основателей – Гохштеттеров, Фуггеров, Вельзеров, Имгофов, – были известны по всей Европе. Так, например, Фуггеры являлись кредиторами не только территориальных князей, но и самих Габсбургов. Политическая раздробленность Германии и слабость центральной имперской власти позволяли крупнейшим торгово-ростовщическим домам иметь практически монопольное господство на внутреннем финансовом рынке. Они вкладывали капиталы в оптовую торговлю, горнорудное производство, скупку земли, судостроение.

    Подъем в экономике Германии на рубеже XV–XVI вв. стимулировал не только количественный рост производства, прежде всего в городе, но и развитие новых хозяйственных структур, элементов раннего капитализма. Происходило зарождение элементов капиталистических отношений, расширение товарно-денежных отношений. Но этот процесс шел очень неравномерно и порождал серьезные социально-экономические противоречия. Несмотря на сравнительно быстрое развитие торговых путей, в Германии так и не сложилось общенациональное рыночное пространство. Более того, рейнский регион все больше тяготел в экономическом отношении к соседним Нидерландам, а ганзейские города оставались больше связанными с прибалтийским регионом. Развитие торгово-промышленного юга Германии по этому не способствовало консолидации страны. Кроме того, по мере увеличения экономической роли атлантических морских коммуникаций, Германия все больше утрачивала прежнюю роль в трансконтинентальной торговле. Это грозило уже в самом ближайшем будущем новым экономическим спадом.

    Достаточно противоречивым оказалось воздействие экономического подъема и на развитие сельского хозяйства. Рост городского населения и транзитной торговли обеспечили увеличение спроса на продовольствие и технические культуры. Происходили расширение посевов, увеличение поголовья скота. Но на положении крестьян эти процессы отразились очень негативно. Землевладельцы все чаще расширяли собственную запашку за счет сгона крестьян с земли и перевода их на барщину. Этот процесс возрождения крепостнических отношений получил особый размах во второй половине XVI в. на юге и юго-западе Германии. Нормой здесь стала работа крестьян на барщине 2–3 дня в неделю и выплата многих личных повинностей (например, только «посмертный побор» при передаче земли по наследству составлял около трети имущества). К тому же землевладельцы использовали краткосрочную аренду и часто передавали наделы из рук в руки.

    Негативную реакцию крестьянства вызывало и все более широкое распространение товарно-денежных отношений. Этот процесс разрушал привычный образ жизни сельского населения, способствовал его имущественной дифференциации. Стремление к наживе считалось основной причиной произвола феодалов и нарушением всех человеческих и божественных законов. Среди немецкого крестьянства распространялось радикальные протестные настроения. Уже в 30-40-х годах XV в. это привело и к первым вспышкам насилия. Юго-запад Германии подвергался тогда нашествию вооруженных банд арманьяков, состоявших во время Столетней войны на службе французского короля. Возглавляемые дофином Людовиком (будущим королем Людовиком XI) они разоряли Рейнские земли. Однако захватчики встретили самый решительный отпор со стороны крестьянства. В 1444–1445 гг. армия дофина была разбита. Своеобразным символом освободительной борьбы стало знамя, на котором рядом с изображением Богородицы был нарисован крестьянский башмак.

    Движение немецкого крестьянства, получившее название движения «Башмака», неоднократно напоминало о себе в разных районах страны. Зародившись как форма сопротивления иностранным захватчикам, оно с течением времени приобрело ярко выраженный анти-феодальный характер. Так, в 1517 г. был раскрыт план очередного выступления под знаменем «Башмака». Программный документ содержал в частности такие требования: «Чтобы все ренты, чинши и платежи были полностью упразднены; за исключением императора и церкви, никому ничего не давать; не признавать и не покоряться никакой господской власти». Еще один тайный крестьянский союз под названием «Бедный Конрад» возник в Вюртемберге. В 1514 г. здесь вспыхнуло восстание, к которому примкнули горожане, недовольные ростом налогов.

    Оппозиционные настроения постепенно охватывали и немецкое бюргерство, мелкое дворянство, городские низы. Если крестьянские массы направили свой гнев на местных феодалов, то значительная часть бюргерства и мелкого дворянства выступила против политической раздробленности и произвола территориальных князей. В 1476 г. увидел свет памфлет радикального содержания, который получил известность под названием «Реформация императора Сигизмунда». Неизвестный автор этого сочинения наметил широкую программу преобразований, главной целью которых должно было стать укрепление государственности посредством усиления императорской власти. Документ утверждал верховенства принципа права, на основе которого должно быть создано новое общество, взамен старого – феодального, с его сословными ограничениями и привилегиями.

    Начало Реформации в Германии

    Возникновение в Германии движения за пересмотр догматов католицизма и обновление церковной жизни было неразрывно связано со всеми социальными и духовными изменениями, происходившими в немецком обществе на рубеже XV–XVI вв. Одновременно Реформация являлась и общеевропейским явлением, предвестником мировоззренческого переворота, радикально менявшего духовный фундамент европейской цивилизации.

    Массовое недовольство верующих непомерной алчностью и политическим интриганством многих католических иерархов было лишь одном из факторов, способствовавших зарождению реформационного движения. Папская курия в качестве наднационального центра влияния и важнейшей силы, формирующей общественное сознание, была прежде всего потеснена в политическом и идеологическом отношениях централизованными национальными государствами Европы. В раздробленной же Германии этот фактор действовал гораздо в меньшей степени. Поэтому оппозиция католической церкви была очень широкой и включала в себя и светских князей, и представителей бюргерства, и народных проповедников. Претензии к церкви, формулируемые идеологами немецкой Реформации, простирались от необходимости секуляризации богатейших церковных имуществ до преобразования всей социальной структуры феодального общества на началах равенства. Основное возмущение в массах вызывали постоянно возрастающие церковные поборы, которые прочно ассоциировались с торжествующим духом наживы и забвением «истинных» евангелических принципов. Символом стяжательства церкви стала продажа индульгенций (лат. Indulgentia – «снисходительность», «милость»). Этот документ являлся особой грамотой об «отпущении грехов», выдаваемой церковью от имени Папы Римского за деньги или за какие-либо заслуги перед ней.

    Толчок к окончательному складыванию реформационного движения в Германии дало выступление Мартина Лютера (1483–1546), посвященное именно практике индульгенций. Выходец из семьи горного мастера, Лютер получил образование в Эрфуртском университете, где на него оказали сильное влияние ученые-гуманисты. Будучи горячо верующим человеком, уверенным в своей греховности, он на время уходил в монастырь, но, разочаровавшись в монашестве, вернулся в мир, став преподавателем теологии в Виттенбергском университете.

    В 1517 г. в Германию прибыли посланцы Папы с намерением распространять индульгенции. 31 октября 1517 г. Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга «95 тезисов против индульгенции». Тезисы в целом носили умеренный характер. Они тщательно устанавливали различия между «истинным значением папского отпущения грехов» и произволом «проповедника, продающего индульгенции». В документе указывалось на то, что всякая раздача каких бы то ни было индульгенций без предшествующего ей покаяния противна христианскому вероучению.

    В тезисах Лютера, еще достаточно противоречивых, уже наметились основы его нового учения, принципы которого он углубил и обосновал в последующих работах. Сущность его взглядов можно свести к трем основным положениям. Во-первых, человек спасается только верой; во-вторых, она обретается только через милость божию и не зависит ни от каких заслуг человека; в-третьих, только Священное Писание, слово божие, является авторитетом в делах веры. Своими идеями Лютер ставил под сомнение роль церкви, как посредника между Богом и верующими. Он отрицал обязательный для католика авторитет Священного Придания, т. е. установлений церкви на основе решений Папы и соборов. Не признавая роли духовенства в качестве высшего религиозного авторитета, Лютер, однако, не подвергал сомнению функции церкви как наставницы людей в религиозной жизни, которая должна помогать человеку в разъяснении христианского учения и способствовать его «смирению» в повседневном поведении. Однако для этого церковь должна была стать по истине «евангелической», т. е. основанной на важнейших положениях Священного Писания.

    В феврале 1518 г. Лютер написал объяснение к своим тезисам против индульгенций. В них он призывал верующих повиноваться властям, в том числе и Папе, но указывал, что на дела веры эта обязанность не распространяется. Положения, высказываемые Лютером, дали повод для возбуждения церковной инквизицией судебного процесса против него на основе канонического права и обвинения его в ереси. Противники Лютера добились решения о доставке его в цепях в Рим, но в дело вмешался саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, один из влиятельнейших князей Германии и возможный кандидат в будущем на императорский трон, что остудило на время решимость папской курии.

    Видный церковный полемист, профессор теологии Экк выступил против тезисов. В ходе полемики между Лютером и Эк-ком стали подниматься вопросы не только об отношении к «спасению верой», а о последствиях этого учения для устройства церкви и власти Папы. В июне 1519 г Лютер стал участником знаменитого диспута в Лейпциге. Он был вынужден высказать свои убеждения с полной ясностью. При разборе вопроса о главенстве Папы, обе стороны затронули проблему авторитета соборов. Экк при этом указал на то, что некоторые идеи Лютера совпадают с положениями, сформулированными Яном Гусом, которые были осуждены и отвергнуты Констанцким собором. Момент был критический. Лютер должен был категорически ответить, признает ли он авторитет соборов, который был высшим авторитетом в существующей церкви. Его ответ ожидался всеми с величайшим напряжением, и он заявил, что среди положений Яна Гуса, преданных собором проклятию, некоторые были вполне согласны с основами христианства.

    В Риме понимали, что больше медлить нельзя. В ходе четырех заседаний папской консистории в июне 1520 г. была выработана булла, в которой Лютеру было предложено в течение 60 дней отречься от своих взглядов, отказаться от преподавания и проповедничества. В противном случае консистория грозила отлучением его от церкви. Незадолго перед этими событиями, появилось обращение Лютера «К христианской знати немецкой нации», которое содержало гораздо более радикальные мысли, чем его тезисы против индульгенций. В этой брошюре он не только выступает в самой резкой форме против светской власти Папы, но и формулирует фундаментальные основы протестантизма.

    В 1521 г. Лютеру пришлось столкнуться с императорской властью. В присутствии Карла V, стремившийся превратить империю во всемирную католическую монархию, на Вормском рейхстаге ему было предъявлено требование отречься от своего учения. Лютер ответил категорическим отказом и заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Императором был издан эдикт, который предписывал арестовать Лютера, но тот нашел покровительство у курфюрста Фридриха Саксонского.

    Постепенно по мере нарастания напряженности в Германии и втягивания в общественное движение самых разных социальных сил Лютер становится выразителем интересов умеренного бюргерства. К его выступлениям все большее внимание проявляют светские князья, заинтересованные в укреплении собственных позиций за счет секуляризации церковных имуществ. В 1523 г. увидел свет написанный Лютером трактат «О светской власти, в какой степени ей следует повиноваться». Автор полагает необходимым установление в обществе двух порядков и двух систем права – божественного и естественного. Поскольку истинные христиане, по мнению Лютера, составляют меньшинство, строй «христианской жизни», основанный на любви, не может существовать без светской власти, основанной на принудительной силе. Светская власть обеспечивает возможность христианской жизни именно тем, что сама она основывается не на божественном, а на естественном праве. Если, касаясь вопросов религиозного учения, Лютер отвергал значение человеческого и утверждал приоритет веры, то, рассматривая сферу естественного права, государственной политики, он руководствовался практическими интересами, определяемыми разумом.

    Умеренные воззрения Лютера не могли удовлетворить многих участников общественного движения и, прежде всего, радикально настроенное крестьянство, стремившееся к установлению общественного порядка, основанного на принципах равенства и справедливости. Наиболее ярким представителем народного понимания Реформации стал Томас Мюнцер. В 1520 г. он стал по рекомендации Лютера священником и проповедником в саксонском городе Цвиккау. В понимании Мюнцера задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который приведет к установлению «царства Божия на Земле».

    Мюнцер не отделял Бога от самого мира. По его глубокому убеждению, Бог – это идея мира «в целом», которая определяет все многообразие отношений и проявлений действительности. Любые враждебные по отношению к другим, эгоистические поступки он определял, как безбожные. Германия должна перестать, по мнению Мюнцера, быть княжеской и дворянской. Выступая против угнетения народа, он проповедовал такой строй, в котором нет социального и имущественного неравенства, частной собственности. Однако представления об этом идеальном обществе были окрашены у Мюнцера в мистическую оболочку, поскольку он не видел реальных путей его достижения. В его мировоззрении преобладали иллюзии, далекие от насущных потребностей современной ему жизни.

    Крестьянская война в Германии

    Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления крестьян произошли летом 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне и Верхнем Дунае. Первоначально крестьяне устраивали сходки, требуя отмены повышенных норм барщины, признания права свободно пользоваться лесами и водами. Все чаще звучали и обвинения в адрес монастырских монахов.

    В августе 1524 г. в Южном Шварцвальде некий Ганс Мюллер, бывший наемник, явился на освещение церкви с трехцветным знаменем (черно-красно-белое). В последующие дни он возглавил первый из крупных крестьянских повстанческих отрядов. За месяц к нему присоединилось более 4 тыс. человек. Несмотря на поражение в декабре 1524 г. от правительственных войск, движение ширилось и постепенно начало охватывать Швабию, Франконию и в Среднюю Германию – Тюрингию и Саксонию. Несмотря на разрозненность крестьянских отрядов, они были достаточно неплохо организованы и действовали очень активно. В рядах восставших было немало бывших наемников, имевших военный опыт. Большой популярностью среди восставших пользовались протестантские проповедники.

    В 1525 г. крестьянское движение вылилось уже в настоящую войну. Восставшие формировали вооруженные отряды, громили монастыри, резиденции светских и духовных феодалов, присваивали отнятое у них имущество. К восставшим крестьянам нередко присоединялись горожане и небогатые рыцари, среди которых были особенно сильны анти-католические настроения. Эпицентром восстания в начале 1625 г. оставалась Швабия, где действовали 6 крупных отрядов, насчитывавших до 40 тыс. человек. В марте в городе Меммингене руководители крестьянских отрядов приняли совместный программный документ, известный как «12 статей». В нем перечислялись основные крестьянские требования: возвращение захваченных дворянами общинных угодий, сокращение барщины и оброка, уничтожение личной зависимости, отмена церковной десятины. Особое место занимало требование права выбора общинами своих священников, которые должны проповедовать «истинное Евангелие».

    Несмотря на принятие единой программы, действия крестьянских отрядов оставались разрозненными. Попытка умеренного крыла восставших заключить перемирие со Швабским союзом, в который входили южногерманские князья и 22 имперских города, провалилась. Войска союза под командованием Георга фон Вальдбурга перешли в наступление и нанесли восставшим поражение в битве при Лейпгейме. В бою погибло более тысячи крестьян, и еще более 4 тыс. было взято в плен. 17 апреля в Вейнгартене представители Швабского союза заключили договор с командирами последнего крупного повстанческого отряда. В соответствии с ним сложившим оружие крестьянам гарантирована безопасность и право обращаться с жалобами на притеснения со стороны землевладельцев.

    После спада крестьянского движения в Швабии эпицентром восстания стала Франкония. Действовавшие здесь повстанческие отряды пользовались поддержкой бюргерства из многочисленных небольших городов, а также обедневших рыцарей. Под их влиянием в требованиях восставших все чаще звучали идеи укрепления империи, преодоления внутриполитической анархии. В городе Гейльбронне, куда собрались руководители крестьянских и городских повстанческих отрядов, лидеры бюргерства и дворян предложили им для обсуждения «Гейль-бронскую программу». Одним из авторов документа являлся сторонник умеренной тактики Вендель Гиплер, стремившийся использовать крестьянское движение для реализации интересов бюргерства.

    «Гейльброннская программа» была направлена прежде всего против княжеского и церковного сепаратизма. Предлагалось лишить князей сословных привилегий и превратить в должностных лиц империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство. Император должен был стать реальным главой централизованной Германии. В стране следовало ввести единые органы управления, что также должно было содействовать укреплению императорской власти. Программа провозглашала равенство представителей различных сословий перед законом. Интересы городов нашли отражение в требованиях отмены всех внутренних границ между германскими землями, таможенных барьеров и пошлин, мешавших развитию торговли, введения единой монеты и системы общих мер и весов. Гейль-броннская программа содержала и требования Реформации: выборность пастырей и их ответственность перед общиной за правильную проповедь Евангелия, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей и роспуск всех духовно-монашеских орденов, секуляризация церковной собственности. Крестьянские требования отступили в документе на второй план. Его составители считали, что крестьяне могут освободиться от феодальных повинностей, заплатив большой выкуп своим хозяевам.

    «Гейльброннская программа» представляла собой попытку достижения компромисса между различными социальными силами немецкого общества на основе их сплочения вокруг идеи создания единого централизованного государства. Однако, две важнейшие составляющие движения – анти-феодальная борьба крестьянства и желание бюргерства и мелкого рыцарства противопоставить политической анархии сплоченное национальное государство – не слились воедино. Произошло это, прежде всего, потому, что ликвидация крайних проявлений феодальной реакции должна была стать фундаментом политических преобразований, но решить одновременно эти важнейшие для Германии задачи было невозможно в силу разнородности и незрелости общественных сил, стремившихся к переменам. Вскоре франконские отряды были разгромлены войсками Швабского союза. Их участники подверглись жесточайшим репрессиям.

    Несмотря на поражение восстания в Швабии и Фраконии крестьянское движение еще продолжалось во многих немецких, австрийских и чешских землях. С большим упорством сражались повстанцы в Тюрингии и Саксонии. Упорно сопротивлялись крестьяне Тюрингии. Здесь центром движения стал имперский город Мюльхаузен, а его вдохновителями были народные проповедники Томас Мюнцер и Генрих Пфейффер. Они пророчили скорый конец «безбожным тиранам» и переход власти к народу. Основные силы восставших сконцентрировались в укрепленном военном лагере у Франкенгаузена. Однако в сражении с хорошо вооруженными и подготовленными княжескими войсками повстанцы были разгромлены. Их лидеры были казнены. 25 мая капитулировал и Мюльхаузен. С восстанием в Тюрингии было покончено.

    К концу 1525 г. крестьянская война в Германии потерпела окончательное поражение. В стране воцарился террор, способствовавшая усилению произвола князей. Это послужило причиной длительного застоя, в котором оказалось хозяйство страны во второй половине XVI в. Но разгром восстания значительно укрепил взаимосвязь умеренных протестантских кругов с властью князей и магистратов. Показательным фактом стал выход в свет сочинение Лютера «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян», где резко осуждались действия восставших и содержался призыв «рубить, душить, колоть» повстанцев «как бешеных собак». Именно в годы крестьянской войны лютеранство окончательно приобрело характерный для него впоследствии государственнический пафос. Сама лютеранская церковь значительно усилила свои позиции в северо-германских городах.

    Германские земли во второй половине XVI в.

    После подавления крестьянской войны территориальные князья взяли на вооружение положение Лютера о необходимости секуляризации церковных земель с целью усиления своего экономического могущества и независимости от императорской власти. В 1526 г. по решению рейхстага имперские чины получили разрешение до всеобщего собора вести себя в религиозных вопросах так, «как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством». Фактически речь шла о легилизации лютеранства. В некатолических княжествах по инициативе, разработанной Лютером и его единомышленника Меланхтоном, начались «церковные проверки» – инспекции убеждений и деятельности учителей, университетских преподавателей, церковных проповедников и церковных служащих, инвентаризация церковных имуществ. Первые такие проверки были проведены в 1526 г. в Саксонии. Именно «церковные проверки» дали толчок процессу секуляризации церковных имуществ. Часть этих имуществ перешла в руки дворянства и горожан, часть по распоряжению властей и под их контролем была направлена на содержание проповедников, школ, университетов.

    Секуляризация и иные гонения на католическую церковь вызвали осуждение со стороны католиков. В 1529 г. на Шпейерском рейхстаге император Карл V потребовал отказаться от секуляризации и обязательном отправлении церковных служб по католическому образцу во всех немецких княжествах. В ответ сторонники Лютера заявили протест, после чего их и стали называть протестантами. С ними были солидарны и некоторые князья-католики. Религиозные разногласия уступили место совместному стремлению заставить императора возобновить секуляризацию.

    На Аугсбургском сейме 1530 г. Филипп Меланхтон представил систематическое изложение основ лютеранства, ставшее известным как «Аугсбургское вероисповедание». Наряду с положением о том, что князь, а не Папа, является главой церкви в пределах своей территории, в этом документе устанавливалась обрядовая и внешняя сторона лютеранского культа. Вместо торжественной католической мессы вводилась протестантская литургия, в которой большое место занимала проповедь. Из семи католических таинств были оставлены только два – крещение и причащение. Католики, возглавляемые И. Эком, подготовили опровержение лютеранских догматов и целый список «еретических заблуждений». Начался новый виток конфессиональной конфронтации. В 1531 г. протестантские князья и города во главе с курфюрстом Саксонии и гессенским ландграфом заключили в городе Шмалькальдене союз. В последующие годы его состав быстро расширялся. Постепенно император Карл V начал видеть в Шмалькальденском союзе угрозу своей власти. В 1546 г. он объявил войну протестантам, обвинив их в нарушении законов Империи. 24 апреля 1547 г. имперские войска одержали победу в решающей битве при Мюльберге. Шмалькальденский союз был распущен. Карл V стремился полностью ликвидировать завоевания Реформации. Однако он быстро терял поддержку среди католических князей, опасавшихся усиления императорской власти. Оппозицию возглавил саксонский герцог Мориц. В 1552 г. его войска напали на императорскую резиденцию. Карл V был вынужден бежать.

    Политический кризис в Империи был преодолен благодаря решениям рейхстага 1555 г. На нем был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет распространялся и на область религии. Теперь религиозная принадлежность подданных определялась их князем, его прерогативой становилось назначение на высшие церковные должности на своей территории. Впоследствии этот принцип был кратко выражен в формуле: «Чья власть, того вера».

    Следствием Аугсбургского религиозного мира стало образование в Германии двух группировок княжеств – протестантской и католической. В католическом лагере остались все наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные княжества на Рейне и в Северо-Западной Германии, Эльзас. Северо-германские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц и Вюртенберг составили протестантскую группировку. Религиозное обособление дополнилось тем, что протестантские князья в своей внутриполитической ориентации стали более решительными противниками Габсбургов. Таким образом, Реформация в Германии обусловила качественно новое состояние политической раздробленности страны, придав ей отчетливую религиозную окраску.

    Заключение Аугсбургского мира не привело к прекращению конфессиональной розни, но снизило ее остроту. И в протестантском, и в католическом лагерях шло обновление религиозной догматики, ужесточение духовной дисциплины. В 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеранское вероисповедание («Формула согласия»). Этот догматический документ торжественно подписали 86 имперских чинов и около 8500 представителей лютеранского духовенства. Одновременно в Германии ширилось и движение католической Контрреформации.

    Противоречия между протестантскими и католическими лагерями использовала для укрепления своих позиций императорская власть. Императоры Фердинанд I (1556–1564) и Максимилиан II (1564–1576) сделали ставку на сближение с умеренными князьями-лютеранами. Максимиллиан II даже разрешил переход дворян в лютеранство в Австрии и Чехии. Ситуация изменилась после Тридентского собора, открывшего эпоху агрессивной Контрреформации. Император Рудольфа II (1576–1612), известный своими католическими воззрениями и психической неуравновешенностью, активно покровительствовал иезуитам. Но он перенес свою резиденцию в Прагу и стремился не втягиваться во внутренние распри немецких князей. К тому же военная опасность со стороны турок заставляла отказаться от эскалации политической напряженности в самой Империи. Более того, в 1609 г. Рудольф II он был вынужден под угрозой восстания гарантировать и чехам свободу вероисповедания. Подобная политика вызывала недовольство воинствующих католиков, объединившихся вокруг брата императора Матиаса Габсбурга. С восшествием его на престол в 1612 г. начался новый виток конфессиональной конфронтации, ставший прологом к опустошительной Тридцатилетней войне.