• Германия в годы Тридцатилетней войны
  • Германия после Тридцатилетней войны. Возвышение Бранденбурга
  • Политическая система германских государств: княжеский абсолютизм и республики
  • Просветительские движения в германских государствах
  • Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах
  • Германия в тени Наполеона: катастрофы и реформы
  • § 5

    Германские земли в XVII – начале XIX в.

    Германия в годы Тридцатилетней войны

    Тридцатилетняя война бесспорно являлась общеевропейским событием, но по своему происхождению имела ярко выраженные «немецкие корни». Компромисс, достигнутый в результате заключения Аугсбургского мира, не устранил причины разногласий немецких протестантов и католиков. В начале XVII в. влияние католических кругов укрепилось в северо-западной и южной Германии. Иногда это даже сопровождалось вводом войск и оккупацией, как случилось в 1607 г. в имперском городе Донауверте, когда герцог Максимилиан Баварский (1597–1651, с 1623 г. курфюрст Баварии) присоединил город к своим владениям.

    Одним из главных требований католических князей являлось возвращение секуляризованных в 1555 г. церковных имуществ. В свою очередь протестанты заявляли о недопустимости нарушений Аугсбургского мира. В такой накаленной атмосфере в начале 1608 г. в Регенсбурге собрался рейхстаг. Проблема религиозного мира вообще и вопрос о Донауверте в частности сразу же оказались в центре внимания. На рейхстаге обозначились полярные позиции Пфальца и его кальвинистских союзников и Баварии во главе с Максимилианом, который стал общепринятым лидером католицизма. Все попытки посредничества оказались тщетными. В итоге принятие решений сделалось невозможным, и рейхстаг был распущен. Так распался последний конституционный и авторитетный орган Империи, исчез последний инструмент к достижению стабильности и согласия. В свою очередь католики и протестанты были обречены на создание собственных альтернативных структур. В 16081609 гг. возникли Евангелическая Уния и Католическая Лига. Они представляли собой военно-политические союзы. Попытка императора Матфея (1612–1619) в 1613 г. реанимировать рейхстаг закончилась провалом, поскольку натолкнулась на клубок непримиримых противоречий.

    В происхождении войны немалую роль сыграли также материальные и политические расчеты, когда во имя территориальных приращений немецкие князья шли, например, на смену вероисповедания. Так случилось во время дележа «при-рейнского наследства» (так называемый спор из-за герцогства Юлих-Клеве-Берг). При этом его поделили при участии Англии и Франции, а курфюршество Бранденбург сумело в 1614 г. в качестве польского лена присоединить герцогство Пруссия. Таким образом, назревающее военное столкновение предвещало выйти за рамки территории Империи и стать международной войной. Но главное противоречие состояло в борьбе за европейское лидерство, которая происходила прежде всего в форме противоборства между коалицией испанских и австрийских Габсбургов, хранивших несмотря ни на что верность династическому принципу, и Францией. Другими участниками этого конфликта были Республика Соединенных провинций, Дания и Швеция, для которых Евангелическая Уния была естественным союзником. Голландия продолжала борьбу с Испанией, а протестантские королевства севера опасались усиления роли Габсбургов на северных морских путях и в Северной Германии. Кроме того, датский король был герцогом Шлезвига и Гольштейна, входивших в Империю, и не желал укрепления власти императора.

    В годы правления императора Матфея авторитет короны не был восстановлен. Рейхстаг был парализован конфессиональным конфликтом. Лидеры высшего дворянства могли бы решать вопросы на княжеских и курфюршеских съездах, но они оказались не готовы к компромиссам. Эскалацию кризиса отчасти сдерживали внутренние противоречия в союзах. Уния, расширяя контакты с иноземными дружественными державами, становилась все более рыхлой. Она была охвачена спорами вокруг финансирования армии и борьбой за лидерство, на которое все настойчивее претендовал Пфальц. Слабая финансовая и военная стороны Унии серьезно снижали ее вес во внутриимперской борьбе.

    Католическая Лига, защищая интересы своих субъектов, подтачивала компромисс Аугсбургской системы. Так же как и Уния, она страдала серьезными внутренними противоречиями: ее ослабляло соперничество Габсбургов и Виттельсбахов (Бавария) по вопросу руководства союзом. В конце концов, Габсбурги уступили Виттельсбахам. К серьезной эрозии союзной структуры эти разногласия не привели, так как большинство католических правителей и прелатов рассматривали ее как защитницу их религиозных и территориальных интересов. Прочная финансовая и военная организация Лиги позволяла ей быть эффективной величиной.

    Рост напряженности отразился и на общественном сознании, следствием чего стал общий дух конфронтации, религиозной нетерпимости, повышенной конфликтности. Это ярко проявилось в литературной полемике, которая достигла пика в 1617 г. в столетнюю годовщину Реформации Лютера. Наиболее известными полемистами были дрезденец Гоэ фон Гоэннег и иезуит Адам Концен, которые спорили по вопросу о значении Реформации.

    Поводом к войне стали события в Богемии. Именно здесь столкнулись консолидированные силы протестантов в лице «богемских братьев», утраквистов и лютеран с католиками, чья активность возросла после поддержки в 1617 г. испанскими Габсбургами воспитанника иезуитов Фердинанда Штирийского на троны Чехии, Венгрии и Империи. Фердинанд II (1613–1637) как законный государь Богемии имел право на определение конфессиональной принадлежности своих подданных, поэтому его наместники распорядились о сносе и закрытии там двух протестантских церквей. С другой стороны, это находилось в противоречии с «грамотой величества» 1609 г., гарантировавшей религиозные и политические права чехов. Столкновение двух норм создавало безвыходную ситуацию.

    23 мая 1618 г. в Праге вспыхнуло восстание, положившее начало Тридцатилетней войне. Вооруженная толпа, ворвавшись в королевский дворец Пражского города, выбросила из окна двух членов назначенного Габсбургами правительства и их секретаря. Этот акт «дефенестрации» был воспринят в Чехии как знак разрыва с Австрией. Вся полнота власти перешла к тридцати директорам («богемская директория»). Ключевой фигурой среди них стал Генрих Матфей Турн. Армия восставших провела ряд успешных военных операций в северной Австрии и под Веной. Чешский сейм отказался признать права Фердинанда на чешскую корону и избрал королем главу Евангелической Унии курфюрста-кальвиниста Фридриха Пфальцского. В 1619 г. он был коронован и поселился в Праге. Пражское восстание приобрело характер общеимперского кризиса. Однако Фридрих Пфальцский не предоставил в распоряжение восставших ни больших денег, ни войск. То, что они смогли продержаться до 1620 г., объясняется прежде всего слабостью императора Фердинанда.

    К середине 1620 г. католики получили достаточно денежных средств и добились единства действий. В ноябре 1620 г. армия восставших чехов была разбита на Белой Горе. Потеряв Прагу, Фридрих бежал в Голландию. Его генералы вынуждены были самостоятельно защищаться в Пфальце, сдав вскоре все крупные крепости на реке Неккар, включая Гейдельберг и Маннгейм. Весной 1623 г. весь Пфальц находился в руках сил Католической Лиги и помогавших ей испанцев.

    Победа над Пфальцем значительно усилила военную и политическую мощь Католической Лиги. Фердинанд был вынужден все в большей степени считаться с мнением ее лидеров. Богемия подверглась рекатолизации. Несколько позже в 1627 г. была отменена и «Грамота величества», после чего Чехия лишилась всех прежних имперских привилегий. В феврале 1623 г. Фердинанд распространил имперскую инвеституру Максимилиана Баварского на Верхний Пфальц и позволил католическим силам во главе с Тилли занять часть нижненемецких протестантских территорий. Угроза католического реванша в рамках всей Империи привела к консолидаци протестантских сил в Северной Германии и вызвала обеспокоенность Дании, Англии и Республики Соединенных провинций.

    С 1625 г. начался второй этап Тридцатилетней войны, получивший название «датского». Король Дании Кристиан IV, пользующийся поддержкой Англии и Республики Соединенных провинций, возглавил коалицию северо-германских князей. Ему противостояла имперская армия во главе с талантливым стратегом, организатором и одновременно ловким, изворотливым и циничным человеком, владельцем большей части земель в северо-восточной Чехии Альбрехтом Валленштейном (1583–1634). Валленштейн помог императору Фердинанду и в решении финансовых проблем, предложив содержать огромную армию за счет высоких контрибуций, взимаемых с населения. К 1630 г. численность имперской армии превысила 90 тыс. человек. Валленштейн нанес датчанам ряд сокрушительных поражений на севере Германии, установив контроль над всей Северной Германией, Померанией и Мекленбургом.

    Рейд Валенштейна на Ютландский полуостров в 1627 г. заставил датского короля просить мира. Мирный договор был подписан в 1629 г. в Любеке.

    Однако блистательные победы умножали противоречия в лагере католиков. После распада рейхстага единственным представительным органом сословий стали поощряемые императором съезды курфюрстов. Однако и этот орган быстро утратил эффективность. Валленштейн за свои военные успехи получил целое княжество – герцогство Мекленбургское, став имперским князем. В его лице создавалась новая фракция имперских князей. Максимилиан Баварский, возглавлявший Католическую Лигу, очень ревниво относился к усилению политического влияния императора. Он не скрывал нетерпимого отношения к наличию у императора собственных вооруженных сил, а в даровании Валленштейну мекленбургских земель без созыва рейхстага видел угрозу вековому правопорядку Империи.

    В этих условиях император Фердинанд стал поддерживать наиболее радикальные католические круги, требующие возвращения всех земель, отнятых протестантами после 1552 г. В 1629 г. был принят Реституционный эдикт, фактически вернувший Германию к ситуации Аугсбургского мира 1555 г. Это вызвало возмущение протестантов, так как они в результате реализации эдикта потеряли бы земли двух архиепископств, двенадцати епископств, ряда монастырей и аббатств. Обеспокоенность просматривалась и в габсбургском лагере. Программа реставрации католицизма при решающей поддержке короны вызвала острое столкновение сословий. На курфюршеский съезд в Регенсбурге (1630) не явились курфюрсты Саксонии и Бранденбурга – традиционные партнеры Габсбургов, что было прямым вызовом политике Фердинанда. Главную роль на съезде играл баварский герцог, объединивший оппозиционных князей. Под их натиском император пошел на уступки, отправив в отставку Валленштейна, упразднив как самостоятельную единицу имперскую армию и распустив ее на три четверти. Мир внутри Империи был спасен, но ценой почти полной ликвидации всех завоеваний.

    Третий этап Тридцатилетней войны (1630–1635) вошел в историю как «шведский». В условиях непримиримого конфликта радикалов из католического и протестантского лагерей Империя стала открытой для вмешательства иностранных держав, в первую очередь Швеции. Король Густав Адольф стремился укрепить военное присутствие Швеции на южном побережье Балтийского моря исходя из геополитических и экономических интересов, а также испытывая тревогу за судьбы евангелического вероисповедания в Германии. Армия Густава Адольфа выгодно отличалась организованностью, высоким боевым и моральным духом, к тому же она не была наемной: в ней служили в основном лично свободные крестьяне – военнообязанные. Шведский король серьезно улучшил вооружение своей армии (широко применялось огнестрельное оружие, скорострельные пушки) и организацию пехоты и конницы.

    После разрушения Магдебурга в мае 1631 г. армией Католической Лиги и вторжения Тилли в Саксонию бранденбургский и саксонский курфюрсты заключили союз со шведской короной. Распалось единство сословной элиты. Лидером анти-протестантского блока стал Максимилиан Баварский, а император, лишенный собственной армии, оказался в полуизоляции.

    17 сентября 1631 г. протестанты одержали блестящую победу у Брейтенфельда, которая привела к решительным переменам. Армия Лиги во главе с Тилли была уничтожена, шведы и союзные им войска вторглись в Центральную Германию, заняв Тюрингию, Франконию, Франкфурт-на-Майне, и в Богемию, оккупировав Прагу и дойдя до берегов Дуная. В мае 1632 г. они захватили Мюнхен. Армия Лиги потерпела полную катастрофу. К тому времени Германия была уже полностью разорена войной.

    В этих условиях император вновь взял инициативу в свои руки, приступив к созданию новой имперской армии во главе с Валленштейном. В августе 1632 г. генералиссимус Валленштейн с успехом отбил наступление шведской армии под Нюрнбергом. 16 ноября 1632 г. произошла генеральная встреча шведских и имперских сил близ Лютцена (к юго-западу от Лейпцига). Шведы одержали победу и заставили Валленштейна отойти в Чехию. Но победа была омрачена гибелью шведского короля.

    Наступила неизбежная пауза, необходимая для реорганизации протестантских сил, которые возглавил преемник Густава Адольфа шведский канцлер Аксель Оксенштирн. При его активном участии в 1633 г. был организован Гейльброннский военный союз, объединивший евангелические и реформатские чины Империи со Швецией. Швеция теперь рассматривалась не только как гарант интересов протестантов, но и как своеобразный суверен над союзными имперскими чинами. Швеция приступила к демонтажу базовых ленно-правовых основ на подконтрольных ей территориях. Гейльброннский союз начал угрожать целостности Империи, а война окончательно приобрела общеевропейский характер.

    Император Фердинанд попытался восстановить свой авторитет с помощью решающей военной победы. С этой целью он предпринял кадровые перестановки, отстранив от командования Валленштейна, который, по его мнению, стал проявлять излишнюю самостоятельность, ведя подозрительные переговоры со Швецией, Францией и Саксонией. В начале 1634 г. Валленштейн был убит в крепости Эгер. Армию возглавили итальянские дворяне Матфей Галлас и Оттавио Пикколомини. Для укрепления своих позиций император предпринял шаги по сближению с Испанией.

    Среди участников Гейльброннского союза, напротив, наметился разлад. Саксонский и бранденбургский курфюрсты были недовольны наметившейся гегемонией Швеции и стремились дистанцироваться от нее, проявив готовность к союзу с императором. В сентябре 1634 г. протестанты потерпели поражение под Нордлингеном. Имперские войска быстро захватили Швабию, Франконию, и районы на правом берегу Рейна. Гейльброннский союз окончательно распался. Новую политическую ситуацию закрепил Пражский мир (1635). Император отказался от проведения в жизнь Реституционного эдикта в Саксонии в течение 40 лет (это правило должно было распространиться и на другие княжества, присоединившиеся к Пражскому миру). Предусматривался роспуск всех союзов на территории Империи. Все участники Пражского соглашения обязывались объединить свои воинские контингенты с союзной армией. Создавалось единое командование во главе с Максимилианом Баварским и саксонским курфюрстом. Таким образом, Пражский мир снял противоречия между саксонскими Веттинами, баварскими Виттельсбахами и австрийскими Габсбургами. Но он так и не стал общеимперским, поскольку его условия не распространялись на кальвинистские чины Империи.

    Четвертый («франко-шведский») этап войны начался в 1635 г. Вовлечение Франции в конфликт не стало неожиданностью. Союзниками католического Парижа стали Швеция и имперские сословия, не признавшие Пражский мир. Франция стремилась ослабить как австрийских, так и испанских Габсбургов. Для самой Германии все это означало большую трагедию для населения южных и западных земель, ставших главным театром военных действий.

    Вплоть до 1640 г. война велась с переменным успехом. Но в конце 30-х годов наметился распад Пражской системы. Ее военные ресурсы были на исходе. Наметился новый расклад политических сил. Новый император Фердинанд III (1637–1657) был чужд агрессивному католицизму, склонен к компромиссам во имя прекращения страшных опустошений в Империи. Недоволен затянувшейся войной был и новый курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм (1640–1688), так как большая часть земель Гогенцоллернов была опустошена. В 1640 г. Бранденбург вышел из числа союзников императора.

    В начале 40-х годов наметился военный перевес французов и шведов. В 1642 г. шведы одержали победу при Брейтенфельде, заняли всю Саксонию, а французы Эльзас. Опасаясь дальнейшего усиления влияния Стокгольма, Дания в 1643 г. вступила в войну на стороне Империи. Однако в ходе войны 1643–1645 гг. датская армия была разгромлена шведами. Решающими стали события 1645 г., когда шведы одержали свою самую крупную победу в Богемии близ Янкау, а возглавляемые Тюренном французы нанесли тяжелое поражение баварцам в окрестностях Аллергейма и проникли во внутренние районы Баварии.

    Желая предотвратить хаос и дальнейшие разрушения, император встал на путь компромисса. Еще в 1640 г. он созвал высший имперский институт – рейхстаг, который заседал больше года. В ходе его работы Фердинанд III выразил готовность расширить круг чинов, подлежащих имперской амнистии в контексте Реституционного эдикта. В 1643 г. во Франкфурте открылся съезд, на котором сословия приступили к разработке условий всеимперского мира. А в 1645 г., когда положение на фронтах стало угрожающим, Фердинанд был вынужден санкционировать и начало официальных переговоров с Францией и Швецией.

    Переговоры о мире проходили в двух вестфальских городах – Мюнстере и Оснабрюке. Их выбор не был случайным. Эти территории не так сильно пострадали от военных действий, их отличала конфессиональная нейтральность и географическая близость к Балтийскому морю. В католическом Мюнстере велись переговоры между Империей и Францией, а в биконфессиональном Оснабрюке – между Империей, Швецией и протестантскими князьями. 24 октября 1648 г. в Мюнстере были оглашены тексты окончательных соглашений, получивших название Вестфальского мира.

    Германия после Тридцатилетней войны. Возвышение Бранденбурга

    Вестфальский мир определил новые границы Священной Римской империи германской нации. Швеция получила важные приобретения в Северной Германии: всю Западную Померанию, Штеттен (Шецин) в ее восточной части, острова Рюген, Узед, Воллин, имперский город Штральзунд, а в качестве имперского лена секуляризованные Бременское и Верденское архиепископства. Под контролем Швеции оказались устья рек Одер, Эльба и Везер. К Франции отходил Верхний и Нижний Эльзас, опека над десятью имперскими городами, исключая Страсбург, земли Зундгау, города Мец, Верден и епископство Туль. Территориальные приобретения Франции были не столь внушительные как у Швеции, но перешедшие к французской короне территории были важными в стратегическом плане: они позволяли контролировать подступы к внутренним владениям Империи.

    Внутренние перемены были связаны с Бранденбургом, Саксонией и Баварией. Курфюршество Бранденбург получило Восточную Померанию и после кончины администратора из дома Веттинов секуляризованное архиепископство Магдебург. К Саксонии отходили Верхний и Нижний Лаузиц. Эти территории позволяли Веттинам контролировать среднее течение Одера. Присоединение этих земель стало последним крупным приобретением в истории Саксонии: ее территориальный рост на Севере блокировался Гогенцоллернами. Бавария приобрела Верхний Пфальц, а за Максимилианом Баварским закреплялся титул курфюрста. Опальные князья южной и северной Германии восстанавливались в своих правах. Амнистию получали все подданные императора, когда либо сражавшиеся с оружием в руках против католического престола. Конфессия была отделена от имперского права, и делался шаг на пути секуляризации права и правового сознания.

    Вестфальский мир закрепил в Империи равенство между католиками, лютеранами и кальвинистами: было исправлено положение Аугсбургской системы, не позволявшее кальвинистам бороться за свободу вероисповедания. Определялся так называемый «нормальный год»: им был объявлен 1624, все владения, находившиеся в руках католиков и протестантов на 1 января этого года, закреплялись за ними навсегда. Любой имперский чин сохранял право свободного перехода из одной конфессии в другую. Но это не должно было сопровождаться изменением вероисповедания его подданных. Устанавливались гарантии свободы вероисповедания религиозных меньшинств в протестантских и католических землях.

    Тридцатилетняя война принесла Германии тяжелейшие разрушения и лишения. Численность населения упала почти вдвое и составила 10 млн человек. Некоторые районы, в том числе Пфальц, Вюртемберг, западная часть Бранденбурга, Мекленбург, Восточная Померания обезлюдели: они потеряли 5/6 населения. Территориальные и людские потери привели к тяжелым экономическим последствиям: была подорвана торговля Ганзейского союза, произошли разрыв торговых связей, упадок сельскохозяйственного производства, сокращение добычи полезных ископаемых. Обрести экономическое благополучие можно было лишь под протекцией шведской короны, но усилились экономические позиции внутриимперских центров, обслуживающих дальние и ближние регионы. Так, Франкфурт-на-Майне и Кельн стали экономическими лидерами.

    Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии. Князья получили право вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами, объявлять войну, заключать мир, но в статьях договора отмечалось, что их внешнеполитические действия не должны быть направлены против Империи. Современная немецкая историография полагает, что мощного прорыва в росте территориальной государственности тогда не случилось, он произошел на более ранних стадиях развития немецких княжеств, для послевоенной ситуации скорее характерны консервирующие тенденции эволюции власти. Следует заметить, что долгие годы войны, лишений дискредитировали в глазах самых широких масс населения представления о самоценности общинных институтов и органов самоуправления. Возросла роль правительственных институтов: в условиях лихолетья население апеллировало не к имперскому суверену, а к собственным территориальным государям. Произошла широкая общественная консолидация вокруг базовых институтов власти при сохранении традиционной основы в деятельности этих институтов. В целом, после Тридцатилетней войны в Германии выросла социальная дисциплина.

    Священная Римская империя германской нации продолжала существовать. Во главе ее стоял император, избираемой коллегией из 8 курфюрстов – крупнейших светских и духовных князей Австрии, Бранденбурга, Баварии, Кельна, Трира, Майнца, Саксонии и Пфальца. Курфюрсты стремились ограничить права императоров, и при избрании на престол каждому новому императору навязывались условия, предоставлявшие преимущества князьям в ущерб Империи. Гегель позже назвал подобную ситуацию «конституционной анархией».

    Примеру курфюрстов следовали правители и других немецких государств, часто стремясь к самостоятельности без достаточных к тому оснований. Так, бургграфство Райнек состояло из замка с 12 подданными, а также нескольких дворов и мельниц. Но, по выражению Фридриха II, «даже среди младших членов владетельных домов не было никого, кто не воображал бы себя похожим на Людовика XIV, каждый строил свой Версаль, имел своих метресс, держал свои армии». В Германии было тогда более 300-х государств, а если принимать во внимание духовные и рыцарские владения, то около 1600. Юридически они не обладали таким широким суверенитетом как князья, но по своим правам мало отличались от них.

    Главным органом Империи оставался рейхстаг (имперский сейм) – представительство сословий. Он состоял из трех курий: курфюрстов, князей и городов. После 1692 г. курия курфюрстов включала в себя 9 человек, этого титула добился ганноверский герцог. Работа рейхстага была малоэффективной, так как для принятия решения требовалось единогласие всех трех курий и императора. Со второй половины XVII в. не только курфюрсты, но и просто князья лично не участвовали в заседаниях сейма. Усугубляло ситуацию и то, что к числу имперских князей принадлежали иностранные государи – французский и шведский короли.

    После Вестфальского мира Священная Римская империя германской нации представляла собой рыхлую и непрочную конфедерацию. В Империи не было общей казны, общего суда, хотя имперская палата продолжала заседать, но она не имела достаточной власти, чтобы приводить в исполнение свои приговоры. Входившие в состав Империи земли были различны по вероисповеданию, имели различные формы правления, в судебном, финансовом отношении абсолютно не зависели друг от друга. Однако необходимо отметить, что тридцать военных лет не прервали развитие национального самосознания, более того они содействовали его росту. Ужасы войны заставляли элиту говорить об интересах всего Отечества, воспринимать Германию как общую для всех родину. После Вестфальского мира в Империи стало преобладать немецкое ядро: Швейцария, Нидерланды, Эльзас покинули ее пределы. Германия и Империя после 1648 г. еще теснее сблизились в общественном сознании.

    Но границы Империи испытывали угрозу со стороны Франции и Швеции. Людовика XIV к концу его жизни официально называли «наследственным врагом Священной Римской империи». Он имел сильную партию среди немецких князей: держал своих представителей в рейхстаге, подкупал посланцев курфюрстов. Под эгидой Франции создавались региональные союзы германских государств.

    С 1658 по 1668 г. существовал Рейнский союз: в нем участвовали западногерманские княжества, Гессен-Кассель, Брауншвейг и даже Швеция. После его распада Франция продолжала политику расширенного влияния на немецких князей: она втягивала их подданных в качестве наемников в войны (всего с 1648 по 1721 г. германские государства приняли участие в 10 войнах); французскую армию за определенную плату пропускали через немецкие территории. Людовик XIV создал в пограничных районах «комиссии присоединения», которые изучали исторические документы и если обнаруживали хотя бы видимость прав Франции, то в этот район немедленно вводились королевские войска. Таким образом Франция присоединила к своим владениям Зальм, Саарбрюкен, Лютцелштейн, но главное французское приобретение – Страсбург (1681). Патриотические протесты были, но император бездействовал, а Бранденбург, Саксония и Бавария получили субсидии от Франции. Единственный пример успешного сотрудничества немецких князей – это отпор туркам в 1683 г., когда они оказались у стен Вены. В этой ситуации не растерялся бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм, вошедший в историю как «великий курфюрст». За свое участие в борьбе против турок он потребовал от императора Леопольда I (1657–1705) расширения территории Бранденбурга.

    Возвышение Бранденбурга – это не просто следствие слабости Империи, а прежде всего результат усиления авторитета правительственных институтов, показатель изменения взаимоотношений князя и сословий, конфессионализации немецкого общества, стремления ослабить послевоенное разорение путем колонизации и своеобразной геополитической ситуации во владениях Гогенцоллернов. Центром территорий Гогенцоллернов было курфюршество Бранденбург со столицей Берлином, им принадлежали Прусское герцогство с центром в Кенигсберге, Восточная Померания, богатые территории по Рейну (Клеве и Марк: эти земли получил курфюрст Иоганн Сигизмунд по праву наследования в 1610 г.). Подобное устройство «обрекало» Гогенцоллернов на широкие внешнеполитические планы.

    Бранденбургское курфюршество быстрее других оправилось от последствий Тридцатилетней войны. Военные тяготы и опустошения очень сильно затронули владения великого курфюрста. Поэтому Фридрих Вильгельм верно рассудил, что спасти положение может лишь приток новых жителей. Он открыл доступ всем изгнанникам и переселенцам, не требуя проверки, каким образом были получены деньги для покупки имений. В Бранденбург стекались протестанты из Голландии и Франции. Среди них были живописцы, инженеры, скульптуры, ремесленники, торговцы, юристы, медики. Переселенцы основали шерстяные мануфактуры в восточных районах Бранденбурга, завели плантации тутовых деревьев, распространили искусство крашения и тиснения материи, основали свечные фабрики и производство зеркал, содействовали процветанию Франкфуртского университета и основанию университета в Галле. Веротерпимость становится принципом правления Гогенцоллернов, их девизом: «Сначала жить, а затем уже заниматься богословием». Сам Фридрих Вильгельм исповедовал кальвинизм. Еще в 1613 г. курфюрст Иоганн Сигизмунд (1608–1619) перешел в кальвинизм, стремясь заручиться поддержкой Голландии. Все последующие Гогенцоллерны также принадлежали к этой конфессии, но большинство их подданных были лютеранами. Лютеранская церковь была огосударствлена. Ею управляла консистория, в состав которой входили как духовные, так и светские лица. Все члены консистории назначались курфюрстом.

    Будучи ловким и хитрым политиком Фридрих Вильгельм умело использовал соперничество Швеции, Польши, Дании и России, борьбу Франции и Голландии с Англией и Испанией. При нем была ликвидирована вассальная зависимость Восточной Пруссии от Польши. Курфюрст стал своеобразным буфером между Швецией и Францией и действовал в интересах последней. Труд его был щедро оплачен, и, отчасти, на иностранные субсидии он сумел создать хорошую армию (ее численность к концу 80-х годов XVII в. достигла 30 тыс. человек).

    Политическая система германских государств: княжеский абсолютизм и республики

    Возвышение Бранденбурга часто рассматривают в контексте формирования там жесткой модели абсолютизма. Между тем последние исследования в области теории и практики абсолютизма заставляют признать модель растущей княжеской власти, далекой от классической. С одной стороны Фридрих Вильгельм, в отличие от своего отца, в первое десятилетие своего правления регулярно созывал ландтаг и восстановил деятельность Тайного совета. Во всех владениях Гогенцоллернов позиции ландтага были сильными, он вотировал основной налог «контрибуцию». В годы Тридцатилетней войны армия присягала не только курфюрсту, но и сословиям. Однако вскоре после войны бранденбургское юнкерство выразило недовольство внешнеполитическими амбициями курфюрста.

    В 1652 г. Фридрих Вильгельм созвал «большой ландтаг» (он не созывался с 1615 г.) и предложил план введения акцизного сбора с торговли основными товарами, который бы распространялся на все сословия. Представители дворянства выступили резко против, но заявили, что согласны на вотирование ландтагом традиционных «контрибуций», если курфюрст подтвердит все дворянские привилегии. Но такая политика серьезно ухудшала положение городского населения. Бюргерство требовало уменьшить общий размер сумм «контрибуций», взимаемых с городов. Курфюрст воспользовался этими настроениями и в 1660 г. заявил о введении акциза без санкции ландтага.

    Однако данный акциз распространялся только на города, в деревнях же продолжали взимать старую «контрибуцию». Как следствие, изменился и состав ландтага: ввиду того, что ландтаг продолжал вотировать «контрибуцию», представители городов туда не приглашались. Впоследствии ландтаг продолжал созываться, но его роль уменьшилась.

    Параллельно возникали военные и гражданские бюрократические структуры. Так, в 1660 г. появилась должность генерал-кригскомиссара: он занимался снабжением армии, был фактически независим от Тайного совета. Под его началом находились провинциальные комиссариаты со своим штатом акцизных сборщиков. С 1682 г. возникло единое для всей страны Военное казначейство. В гражданской сфере происходило снижение роли Тайного совета. Из него выделились различные специализированные комитеты (финансовый, внешней политики и т. д.), превратившиеся в самостоятельные административные органы. Тайный совет эволюционировал в апелляционный трибунал и с 1724 г. стал называться Государственным советом юстиции. С начала XVIII в. возросла роль секретарей собственной канцелярии монарха. Сословия и в Бранденбурге, и затем в Прусском королевстве от управления окончательно отстранены не были. Но усиление роли военных и гражданских бюрократических структур стало постоянной тенденцией.

    Курфюрст Фридрих III (1688–1713) не обладал деловыми качествами и волей Фридриха Вильгельма, но именно он в 1701 г. получил от императора королевскую корону и стал именоваться королем Фридрихом I. Бранденбург превратился в Прусское королевство, не входившее в состав Священной Римской империи и получившее статус независимого европейского государства. Фридрих I продолжал принимать протестантское население из Швейцарии, Пфальца. Именно тогда в Пруссию переселились меннониты.

    Следующий прусский король Фридрих Вильгельм I (17131740) был практичным, деятельным, трудолюбивым человеком, но не слишком образованным, а временами и грубым. Девиз его правления: «Не рассуждать». Фридрих Вильгельм I очень любил армейскую муштру и получил прозвище «король-сержант». Его вербовщики отовсюду доставляли для службы в армии высокорослых и сильных молодых людей. Они захватывали даже меннонитов, хотя те отказывались служить в армии. Фридрих Вильгельм I смирился с пребыванием меннонитов на его территории лишь бы не терять выплачиваемые ими подати. Одновременно он продолжал принимать переселенцев со всей Германии. Фридрих Вильгельм I издал даже особый «Кодекс прав и обязанностей колонистов», призванный защищать интересы переселенцев.

    В 1733 г. в Пруссии произошло законодательное оформление воинской повинности крепостного населения (введение кантонального регламента). Военным учетом была охвачена основная масса мужского населения деревни. Но от военной службы освобождались иммигранты-колонисты и их потомки. Кантональный регламент предусматривал, что после срочной службы, крестьянин оставался приписанным к определенному кантону и ежегодно проходил военные сборы. Кантонисты составляли две трети армии Фридриха Вильгельма I, остальная часть приходилась на наемные контингенты. Общая численность прусской армии к 1740 г. достигла 80 тыс. человек, что равнялось 3,7 % общей численности населения (численность населения Прусского королевства достигала тогда примерно 2 млн человек). Престиж военной службы очень вырос. Офицерская карьера давала хорошие возможности для устройства младших сыновей из дворянских фамилий. Дворянство понимало все выгоды от содержания большой постоянной армии, хотя было обязано подчиняться жесткой государственной дисциплине. Все социальные привилегии помещиков остались неприкосновенными, политические сократились, но полностью не исчезли.

    В других германских государствах абсолютизм нашел еще более скромное воплощение, чем в Прусско-Бранденбургском государстве. В державе Габсбургов государственный строй характеризовался причудливым сочетанием бюрократического управления и активности сословно-представительных органов. Обозначать такую систему власти как абсолютистскую можно с довольно большой долей условности.

    В состав державы Габсбургов входили разные государственные образования, объединенные личной унией. Австрийские герцогства являлись их наследственными владениями, в Чехии они стали наследственными монархами после подавления восстания 1627 г., венгерская корона была избираемой до 1687 г. Габсбурги занимали трон императоров Священной Римской империи германской нации, но реально усилить власть императора в связи с условиями Вестфальского мира они не могли. Однако императорский сан давал высокий международный престиж, а также определенные возможности для получения финансовой и военной помощи.

    Австрийские и некоторые чешские земли имели влиятельные сословно-представительные органы, собиравшиеся практически ежегодно. В этих собраниях доминировало дворянство. В XVII в. шел процесс утраты ими некоторых старинных прерогатив. Так, они уже не могли притязать на монополию в сфере законодательства. Чешские сеймы вообще утратили право законодательной инициативы, австрийские ландтаги еще сохраняли это право, но их постановления все чаще заменялись патентами и мандатами императора. Но сословно-представительные органы сохранили за собой две важнейшие прерогативы: право вотирования налогов и право набора воинских контингентов. Эти права были взаимосвязаны: собранные налоги шли на содержание войск, и исполнялись местными дворянами. Сословные собрания вотировали прямой налог («контрибуцию»), косвенные налоги (акцизы) и чрезвычайные прямые сборы, например, «турецкие деньги». Их согласие требовалось и для введения новых налогов, и они будут активно противостоять налогам, ущемлявших их сословные привилегии.

    Во второй половине XVII в. системе сословных органов противостоял уже разветвленный бюрократический аппарат, включавший в себя различные советы и канцелярии. Прежде единственным органом, руководившим общей политикой, был Тайный совет, но со второй половины XVII в. выделилась Тайная конференция, которая вскоре разделилась на комиссии. Центральным органом финансового управления являлась гофкамера. Иногда она вторгалась в компетенцию сословных собраний, например чешский акциз с напитков утверждался сеймом, но собирался чиновниками гофкамеры. Придворный военный совет (гофкригсрат) управлял армией, но ему подчинялись только императорские войска, сеймовые контингенты подчинялись офицерам, назначенным сословиями. Однако к концу XVII в. значение сеймовых контингентов стало падать, а имперская армия составляла в 1703 г. 129 тыс. солдат.

    Центральный бюрократический аппарат габсбургской монархии состоял также из государственных канцелярий: для каждой из частей державы – своя канцелярия: рейхсканцелярия для Священной Римской империи, гофканцелярия – для австрийских земель, соответственно, чешская и венгерская канцелярии. Эти канцелярии занимались самыми разнообразными вопросами и обладали многочисленным штатом исполнителей. Появление подобных органов является симптомом усиления бюрократизации управления.

    Особую роль в системе управления играла придворная аристократия, которая была настроена космополитически, что являлось важным, учитывая многонациональный характер державы Габсбургов. К середине XVII в. немецкая и обновленная чешская аристократия представляли собой единый социальный слой. Как расширение прерогативы монарха следует оценивать формирование императором некоторых органов местного управления (центральные административно-судебные советы, чешское наместничество и т. д.).

    В целом, габсбургская монархия не могла управлять без сословных собраний: неоднократно предпринимаемые ею попытки взимания новых налогов наталкивались на постоянное их противодействие, не удалось также в большинстве частей державы активно внедрять акцизные сборы. Абсолютистские тенденции, безусловно, наблюдались в монархии Габсбургов, но не доминировали.

    Видную роль в XVII в. играла Саксония. Она опережала все другие княжества по экономическому развитию. Ее население было на 0,5 млн человек больше, чем в Бранденбурге, который превосходил ее по территории. Крупным торговым и культурным центром являлся Лейпциг. В 1657 г. здесь начала выходить первая в Германии газета. Уроженцами Саксонии были Лейбниц, Пуфендорф, Томазий, Геллерт, Клопшток, Лессинг. Дрезден – образцовый пример стиля барокко (дворцовый ансамбль Цвингер). Наибольшее значение это государство обрело при короле Августе II Сильном (1694–1733), который являлся также и польским королем. Но в Саксонии монарх не занимал приоритетные позиции: здесь продолжал существовать ландтаг, сохранивший за собой, вплоть до XIX в., право вотировать налоги.

    Очень специфический абсолютизм существовал в духовных княжествах: монарх в них выбирался. Главами духовных княжеств были, как правило, отпрыски дворянских родов, правивших светскими княжествами, поэтому определенные абсолютистские тенденции, присущие светским княжествам, ими также воспринимались. Наиболее выпукло эти тенденции проявлялись в Майнце, чей глава был председателем коллегии курфюрстов.

    Сохранялись и немецкие государства, которых абсолютистские тенденции не затрагивали вовсе. Сословия сохранили самостоятельность в Мекленбурге: здесь сложилась дворянская республика, республиканский строй характерен для ганзейских городов.

    Очень конфликтной была политическая ситуация в герцогстве Вюртемберг. Здесь почти отсутствовала родовая знать. Социальную и политическую элиту составлял патрициат. На протяжении второй половины XVII – первой половины XVIII в. сохранялось противостояние герцогской власти и сословий. Обширное строительство и попытки увеличения численности армии требовали введения новых налогов и поставили вопрос о реорганизации всей системы государственного управления. Заявление сословий о необходимости соблюдать сложившийся политический порядок зачастую скрывали корыстные интересы и боязнь депутатов, что любые нововведения могут ослабить их влияния.

    Нежелание герцога Эберхарда III идти на конфликт с сословиями и отказ последних от любых преобразований привели к тому, что верховная власть в Вюртемберге утратила свою централизаторскую энергию, а правительство все чаще стремилось разделить политическую ответственность с сословиями. Но и в этих условиях государственные учреждения герцогства претерпевали серьезные изменения. Так, монопольное положение в ландтаге городских магистратов, означало закрепление за патрициатом статуса привилегированного социального слоя. Расширение полномочий Тайного совета способствовало развитию системы фамильных связей в среде высшего чиновничества. Но сословия по-прежнему обладали значительной властью. Местное право закрепляло за ними важные права и обеспечивало им широкое участие в управлении. Сословия пользовались и поддержкой имперского законодательства.

    Разнообразное политическое устройство германских государств и их взаимодействие с Империей позволяют довольно условно говорить о формировании целостной системы княжеского абсолютизма в Германии.

    Просветительские движения в германских государствах

    Немецкое Просвещение, будучи, безусловно, светским феноменом, своими корнями уходит в Реформацию. Иногда его даже называют «светской теологией». В большинстве регионов Просветительские движения имели ярко выраженную протестантскую окраску, но возникло и позднее католическое Просвещение, которое главным образом было сконцентрировано на проблемах образования и воспитания.

    В распространении просветительских идей большую роль играли университеты, только в границах Священной Римской империи было 37 университетов, в том числе в Саксонии – 3 университета. Просветительское движение проявляло себя довольно разнообразно, поскольку степень допустимой свободы была в германских государств неодинаковой, но движение в целом имело немало общих черт. Часто инициаторами обсуждения новых идей становились правители. Прославляя себя меценатством, они способствовали развитию культурной жизни. В сфере философской мысли и культуры воззрения немецких просветителей часто намного опережали свое время.

    Первые просветители появились в Германии в конце XVII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), Самуэль Пуфендорф (1632–1694), Кристиан Томазий (1655–1728), Христиан Вольф (1679–1754) обладали блестящей ученостью, разнообразными талантами: являлись одновременно и математиками, и историками, и теологами, и политиками. В философском плане все они были рационалистами в духе Декарта, с благоговением относились к теории естественного права, принципам общего блага. Свои труды они писали как по-латыни, так и по-немецки. Лейбниц – первый немецкий ученый, который писал по-немецки, а Томазий начал читать лекции на немецком языке, отказавшись от академической латыни. Этот поступок обернулся для него отстранением от преподавания в Лейпцигском университете.

    Ранним немецким просветителям еще были присущи все противоречия тогдашних натурфилософов: они хотели примирить веру и разум, Империю и самостоятельность ее отдельных частей, абсолютизм и принципы теории естественного права. Пуфендорф, Вольф и Томазий настаивали на веротерпимости, однако это не помешало последнему сблизиться с представителями пиетизма.

    Пиетизм возник как протест против догматизма лютеранской церкви. Основатели пиетизма Якоб Шпенер (1635–1705) и Август Герман Франке (1663–1727) призывали воскресить принципы раннего христианства. Целью пиетистов было воспитание трудолюбия и благочестия. Так, Франке создал сеть учебно-воспитательных заведений для детей-сирот, где они получали образование и ремесленные специальности.

    Распространение идей Просвещения способствовало появление первых периодических изданий на немецком языке. В 1688 г. такой журнал под названием «Немецкие месяцы» начал издавать Томазий. Большой популярностью пользовался лейпцигский и гамбургский еженедельник «Патриот», его девиз – «молись и работай». Нравоучительная тематика, идеи разума и общей пользы преобладали на страницах журналов «Разумник», «Веселая молва», «Вольнодумец».

    Но в полной мере Просвещение стало общественным движением благодаря профессору университетов Галле и Марбурга Христиану Вольфу. «Учитель всех немцев», – так писал о нем Гегель. Своим учителем Вольфа считал и М.В. Ломоносов, который был среди его учеников в Марбургском университете. Вольф впервые в Германии создал систему, которая охватывала все области философского знания. В его представлении духовная жизнь заключается в мыслях, а мышление в системе понятий и есть разум. Он ввел в немецкий язык довольно много философских понятий (сознание, представление, связь, наука). Публичные лекции Вольфа о свободе воли и философии Лейбница, а также открыто проявленная им веротерпимость стали причиной доноса, а затем последовало изгнание из Галле, куда он вернулся только после восшествия на престол Фридриха II.

    Именно в 40-60-е годы XVIII в. немецкое Просвещение приобретает характер широкого литературно-публицистического течения. Общественное мнение и свободное время стали его импульсами.

    Потребность в знаниях и стремление к гармонии привело к распространению в Германии различных прогулок (променадов), в рамках которых люди не только развивали себя физически (медицинские аспекты Просвещения), любовались красотами природы, но очень часто на такую прогулку отравлялись с книгой в руках. Это было модно и абсолютно в духе принципов Просвещения.

    В 70-90-е годы Просвещение становится реформаторским движением за достижение идеалов гармонии и общественного блага. Параллельно продолжается и развитие спекулятивной мысли и литературной публицистики. Среди реформаторов, наибольшую известность обрели прусский король Фридрих II и австрийский король Иосиф II, среди философов пальма первенства принадлежала Гердеру и Канту, а Лессинг, Николаи возбуждали умы литературных салонов.

    Большую роль в критике религии и церковной ортодоксии сыграл выдающийся драматург, а в конце жизни библиотекарь герцога Брауншвейгского в Вольфенбюттеле Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781). Век Просвещения – это век критики. Лессинг стяжал славу первого критика уже в своем раннем произведении «Литературные письма» (1756–1765). Последней работой просветителя стало «Воспитание рода человеческого». В ней Лессинг полагал, что прогресс совершается не в индивиде, а в человеческом роде, который проходит путь от низших ступеней к высшим. По его мнению, все религии – это продукты определенных исторических эпох, поэтому они одновременно и истинны и ложны (в том смысле ложны, что на высшей стадии развития эпохи они перестают соответствовать уровню духовного развития). Лессинг настаивал на критической истории религии и не был склонен к примирению науки и веры. Очень ярко эта тема звучала в пьесе «Натан Мудрый» (1779), в которой Лессинг выступал против религиозной розни трех великих религий – христианской, мусульманской и иудейской и подразумевал также возможность достижения равенства и братства народов. Имя Лессинга неразрывно связано с именем Германа Самуила Реймаруса (1694–1768), который написал много различных произведений, направленных против христианства. Лессинг опубликовал эти «Вольфенбюттельские анонимные фрагменты». Последовали жесткие протесты правоверных лютеран во главе с пастором Геце. Лессинг ответил на них серией статей «Анти-Геце». По его мнению, сущность христианства составляли нравственные начала. Лессинга уже сложно полностью вписать в каноны рационализма и индивидуализма Просвещения, т. е. по сути он в чем-то даже предвосхитил Канта. В политическом плане Лессинг идеализировал платоновское государство, во главе которого стоят философы.

    Иммануил Кант (1724–1804) – великий философ, профессор университета Кенигсберга, в духе эпохи восхвалял человеческий разум, но настаивал на его самостоятельности и призывал к «публичному пользованию своим разумом» ибо только таким образом люди достигнут истинного просвещения. Он полагал, что только в обществе, «где существует свобода может быть достигнута высшая цель природы – развитие задатков, заложенных в человеке». «Критику чистого разума» (1781), «Критику практического разума» (1788), «Критику способности суждения» (1790) Канта следует воспринимать не только в контексте общего торжества критики в век Просвещения. Эти работы являются сильным аргументом в пользу существования и серьезного влияния на прогресс человеческого рода нравственных начал. Кант, полагая, что история развивается по плану природы, утверждал, что наиболее полного развития человек достигает не в индивиде, а в человеческом роде. Критерием этого развития он считал разум, но движущей силой называл страсти, которые постоянно охватывают и терзают людей. Также, как и у Лессинга, мы видим сочетание разума и морали, только на уровне более высокого философского осмысления.

    Похожая двойственность проявлялась и в социально-политической концепции Канта. Он был сторонником принципов республиканского правления, но понимал под республикой такое государство, в котором гарантирована свобода его граждан. Наилучшим образом, по его мнению, эти принципы могут быть осуществлены в государстве, во главе которого стоит монарх-философ. Кант провозглашал суверенное право народа на власть, но не считал возможным всем предоставить избирательные права. Более того народ-суверен должен передать права монарху и не может оказывать ему неповиновение. С другой стороны, Кант писал: «Величайшая проблема человеческого рода – достижение всеобщего правового гражданского общества», где царит свобода. Таким образом, максимальная свобода и непреодолимое принуждение и есть по Канту справедливое устройство.

    Обозначенная двойственность найдет еще более яркое воплощение в творчестве ученика Канта Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803). Гердер – сын причетника лютеранской церкви – был не только пастором и помощником ректора церковной школы в Риге, но и придворным проповедником, главой духовного ведомства в Веймаре. В своем основном труде «Идеи к философии истории человечества» он предпринял попытку осмыслить весь процесс развития человечества на фоне предшествовавшего ему развития Вселенной. Гердер свято верил в прогресс и в согласии с Кантом рассматривал развитие истории человечества согласно плану природу, но уже начал выделять историю человеческого общества из этого плана. В отличие от рационалистов он сводил прогресс к распространению гуманности. Вся история – это путь к гуманности. Эта цель заложена в самой сущности человека. Достигается она путем развития свойств человека, путем развития духа.

    Гердер отрицательно относился к государству, но верил в нацию. Он определял ее как общность, которая сложилась благодаря родственным связям, истории, социальной солидарности и культурной общности. Нация, по его мнению, формируется под влиянием климата, географии, общения с соседями. Признавая самоценность каждой нации, Гердер стоял у истоков описания немецкого национального характера. Идеи Гердера о гуманности и национальном духе во многом уже находятся за рамками важнейших принципов Просвещения, таких как космополитизм, рационализм, неизменность природы человека. Они принадлежат духовной культуре романтизма.

    Немецкие просветители в своем большинстве разделяли идеи религиозной толерантности, теории естественного права и общественного договора, философию рационализма и идеи о неизменности природы человека, призывали к индивидуальному совершенствованию и верили в силу просвещения разума. Просветители в Германии – это люди умственной культуры: университетские профессора, писатели, издатели, теологи, чиновники, врачи. Феномен Просвещения трудно вписать в жесткие рамки, поскольку наиболее великие мыслители предвосхищали духовные тенденции, которые будут еще долгое время волновать человечество. Но умозрительность, высокую интеллектуальность в осмыслении принципов Просвещения, слабую заинтересованность в их практическом воплощении, идеализацию монарха-философа, видимо, можно считать особенностями немецкого варианта этого феномена. К просветителям причисляют главу геттингенской исторической школы Августа Людвига Шлецера (1735–1809), радикального реформатора Георга Фостера (1733–1819), основателя ордена иллюминатов Адама Вейсхаупта. Подобная множественность, с одной стороны, подчеркивает емкость этого феномена, а с другой стороны, убеждает, что любые реформаторские интенции той эпохи осмысливались в просветительском ключе.

    Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах

    В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были востребованы политикой просвещенного абсолютизма. Австрийский вариант просвещенного абсолютизма – йозефинизм – отличается безоговорочным приоритетом практики над теорией.

    Начало реформ просвещенного абсолютизма в Пруссии относится к 1740 г., когда на престол вступил Фридрих II (17401786), вошедший в историю под именем Великого, философ, литератор, оставивший после себя 30-томное литературное наследие. Как отмечал Н.И. Кареев, Фридрих рос под влиянием французской образованности и прусского милитаризма. Любовь к французской философии и литературе в какой-то момент настолько овладела юным принцем, что в 1730 г. он попытался бежать из Пруссии в Англию. Попытка закончилась неудачей, его чуть не отстранили от наследования престола, сослали в крепость Кюстрин, где Фридрих на собственном опыте познакомился с жесткостью прусской бюрократической машины.

    Первые реформы Фридриха II вызвали в Европе сенсацию. Казалось, что в Пруссии началась новая эпоха: было объявлено о восстановлении Академии наук, отменялась цензура, устанавливалась веротерпимость. Но в королевстве сохранился культ армии, которая занимала третье место по численности в Европе, и на нее расходовалось от 70 до 80 % бюджета страны. Фридрих Великий вел две войны: за австрийское наследство (1740–1748) и Семилетнюю (1756–1763). Он сам был первоклассным полководцем. В плане приращения территории королевства особенно удачной была первая война, в результате которой Пруссия обрела Силезию.

    Но там, где не затрагивалось существо Старого порядка, Фридрих Великий охотно вступал на путь, указанный философами XVIII в. В области экономики он продолжал проводить меркантилистскую политику: ввозимая готовая продукция облагалась высокими таможенными пошлинами, а после Семилетней войны был запрещен импорт около 500 наименований товаров. О свободе предпринимательства говорить не приходится: продолжалась мелочная опека мануфактур, общепрусский рынок создан не был.

    Социальную политику реформы просвещенного абсолютизма также затронули не сильно: укрепилось положение дворян, разночинные элементы практически не имели шансов на получение офицерских и престижных чиновничьих должностей. Но были предприняты некоторые попытки улучшить положение крестьян – держателей коронных земель: в 1777 г. им были гарантированы права собственности и наследования. Но крепостных крестьян при Фридрихе Великом продолжали наказывать палками. В области судопроизводства были отменены пытки и установлена независимость судей от администрации. Фридрих II полагал, что в государственной системе все должно быть взаимосвязано как в философской системе. Он предпринял составление общего кодекса, который являлся открытой декларацией прав государя и государства. Государь – единственный представитель государства, ему принадлежат все права. «Философ на троне» в соответствии с идеалами Просвещения в 1763 г. издал указ о сельских школах, но на деле он тоже был скорее декларацией, поскольку денег на них не было, и преподавали там – инвалиды войн. В целом реформы, импульсом которых стали просветительские идеи, способствовали процессу модернизации, но не разрушили, а скорее укрепили Старый порядок в Пруссии.

    Затронуты были реформами просвещенного абсолютизма Бавария и Саксония. Принципы Просвещения стали востребованными в Баварии после неудачной Войны за австрийское наследство, а в Саксонии – после Семилетней войны. В Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена деятельность администрации, обновлены школы и академии. В Баварии заинтересованность реформами выказывал курфюрст Максимилиан III. Были проведены финансовая реформа, перепись населения, разработаны и приняты гражданский и уголовный кодексы, создана Баварская Академия наук, но принципы естественного права нигде в полной мере осуществить не удалось.

    Многие германские правители, отдавая дань модным веяниям, становились покровителями сельского хозяйства, ремесел, торговли, образования. Просветительские реформы начались в 40-е годы и в державе Габсбургов. Здесь они отличались особым размахом и последовательностью.

    Война за австрийское наследство обернулась для Габсбургов не только потерей Силезии: она выявила плачевное состояние Австрии. Королева Мария Терезия (1740–1780) с энергией взялась за восстановление международного престижа страны. Она была настроена решительно, заявляя, что отдаст последнюю юбку, но вернет Силезию. Добиться этого так и не удалось, но Мария Терезия начала целую серию важных внутренних реформ. Страна была разделена на 37 военных округов и на основе списков населения была введена пожизненная служба в армии. В рамках финансовых преобразований устанавливался всеобщий подоходный налог, вводился подушный налог, размер которого определялся в зависимости от размеров имущества. Предпринимались усилия для упорядочения денежного обращения, а в 1760 г. впервые были напечатаны бумажные деньги. Реформа государственного аппарата усиливала централизацию и упорядочивала системы учета и контроля. Произошло отделение юстиции от администрации и политических дел, учреждался высший орган правосудия. Мария Терезия проводила протекционистскую политику: она поддерживала мануфактурное производство и разрушала цехи, запретив в 1755 г. создавать новые цехи и разрешив выход из них.

    Просветительские тенденции переплетались со стремлением не допустить свободомыслия в духовной жизни. В 1752–1757 гг. из Верхней Австрии были изгнаны протестанты. Одновременно королева усилила давление и на католическую церковь, введя предварительную цензуру на папские указы и оттеснив иезуитов от руководства университетами, что позволило прийти туда ученикам Лейбница и Вольфа. Официально протестанты были допущены в университеты в 1778 г. Но реформа университетского образования предусматривала также назначение монархом профессоров, а вместо избираемого декана – директора как контролера. Никак не была ограничена цензура и в области печати. Среди запрещенных книг в 1750 г. значилось и произведение Монтескье «О духе законов». Но по мере ослабления влияния иезуитов все меньше запретов оставалось в области печати.

    В 1764 г. последние иезуиты были изгнаны из Австрии. Официально Папа распустил этот орден в 1773 г., тогда же он был запрещен и в Австрии. В 1774 г. был принят закон о школьной реформе: в городах и селах открывались начальные школы, которые финансировались государством.

    В августе 1765 г. после смерти Франца Стефана Лотарингского, мужа королевы Марии Терезии, трон императора Священной Римской империи германской нации перешел к их сыну Иосифу. Мария Терезия признала его и как соправителя габсбургских владений, но правила единовластно. В 60-70-е годы продолжалась политика меркантилизма: крестьянам разрешили торговать изделиями своего труда. В 1771–1778 гг. произошло сокращение барщины до трех дней в неделю, крепостные обрели право выкупать свой надел в наследственное владение. Было ограничено право помещиков творить суд над крестьянами и отменены их пытки. Несмотря на такие прогрессивные преобразования популярность Марии Терезии была подорвана высокими таможенными пошлинами на ввоз спиртных напитков. Когда в 1780 г. королева умерла, население активно уклонялось от участия в траурной процессии.

    Император Священной Римской империи германской нации Иосиф II занимал австрийский престол с 1780 по 1790 г. В историю этот период вошел как «бешеное десятилетие», а сам монарх – как «революционер на троне». Иосиф II с большим пиететом относился к французским просветителям, он проникся идеями физиократов, хотя и от принципов меркантилизма также не отказывался.

    Объективно реформы Иосифа II усиливали роль государства, но для короля это не было самоцелью. Он полагал, что только с помощью сильного государства может быть проложен путь к идеалам Просвещения. В первую очередь король стремился освободить церковь от папства и усилить роль государства в церковных делах. Эта политика привела в итоге к утверждению в Австрии йозефинизма. 13 октября 1781 г. был принят патент о веротерпимости, который отменял различия в гражданских и политических правах между католиками и некатоликами. Но права других церквей не приравнивались к католической: лютеранам, кальвинистам, православным разрешалось открывать церкви только там, где их было больше 100 человек: их церкви должны быть без колоколов и без входа с улицы. В отношении сект Иосиф проявлял строгость. Некоторые права были предоставлены евреям: им разрешили заниматься ремеслом и поступать в университеты.

    Король стремился освободить католическую церковь от внешних влияний. Все монахи подлежали надзору австрийских епископов, права монастырей были ограничены, запрещен постриг лицам, не достигшим 24 лет, а также тем, кто не имел свидетельства об окончании нормальной школы. Указ от 12 января 1782 г. положил начало секуляризации монастырей, в которых монахи не занимались полезным трудом. На основании этого указа в Австрии было ликвидировано около 400 монастырей, казна получила недвижимость и наличные деньги. Этот указ – проявление компромисса, который в итоге был скорее выгоден государству.

    Идеалом для Иосифа II являлось французское унитарное государство, и он стремился превратить габсбургскую монархию в централизованное государство с единой нацией, поэтому хотел уничтожить все остатки сепаратизма не только в собственно австрийских землях, но и в Чехии, и даже в Венгрии. Он отказался признавать Чехию и Венгрию отдельными королевствами, приказал доставить их короны в Вену, где Иосиф и короновался. За годы его правления государственное собрание Венгрии не созывалось ни разу. В 1782 г. в Австрии были упразднены 12 земель и вместо них создано 6 земель, в 1785 г. вся Венгрия была поделена на 10 округов с королевскими комиссарами во главе, такая же реформа осуществлена в австрийских Нидерландах (Бельгии). С 1 октября 1788 г. запрещался созыв сословных ландтагов, исключение допускалась только в случае получения специального разрешения.

    Вершиной настойчивой централизаторской политики Иосифа II являлся декрет от 18 мая 1784 г., который обязывал вести все делопроизводство на немецком языке, а все чиновники должны были до 1 ноября этого же года научиться языку. С 1787 г. немецкий стал языком преподавания в средней и высшей школах, хотя сам Иосиф II предпочитал для общения и чтения французский язык. В интересах централизации было реформировано высшее государственное управление. Число членов Государственного совета уменьшилось до четырех, укреплялась полиция, вырос бюджет тайной полиции, хорошо оплачивалась тайная агентура. В 1789 г. было создано министерство полиции, которое стало полностью бесконтрольным.

    Как просвещенный правитель Иосиф II постарался смягчить цензуру, был пересмотрен каталог запрещенных книг: если при Марии Терезии в нем было 4476 названий, то в новом – всего 900, в том числе некоторые произведения Юма, Вольтера, Гете, Клопштока, Мирабо, Лессинга. Запрещалась порнографическая литература, книги, содержащие различные предрассудки, колдовство, а также атеистическая литература. В 1786 г. было разрешено печатание книг без предварительной цензуры и тогда же исключено из каталога запрещенных книг произведение Гете «Страдание юного Вертера».

    Просветительская политика распространялась в основном на начальную и среднюю школу. Иосиф II ввел обязательное семилетнее образование. Если кто-то из подданных отказывался посылать своих детей в школы, то был вынужден платить двойной налог на образование. Все школы были государственными, частные и общественные учебные заведение закрывались. К концу правления Иосифа II школы посещало 208588 детей из 730000, больше, чем в любом другом государстве того времени. В школах запрещалось применять розги. К высшим учебным заведениям Иосиф II относился с опаской, а интеллигенции не доверял. Король полагал что университеты – это учебные заведения для подготовки чиновников, а не научные центры. Поэтому были закрыты все университеты за исключением двух – Венского и Пражского, остальные – превращены в лицеи.

    В духе Просвещения Иосиф II упорядочил правовое состояние государства: 1 ноября 1786 г. был одобрен первый том Гражданского кодекса, а 13 января 1787 г. – Уголовный кодекс. В кодексах не предусматривалось использование пытки, смертная казнь заменялась пожизненной каторгой, а брак рассматривался как договор между двумя сторонами, церковь выступила против этого тезиса, но он был зафиксирован.

    В социально-экономической области яркая страница правления Иосифа – отмена крепостного права. 1 ноября 1781 г. отменялась крепостная зависимость крестьян в Чехии, Силезии, Галиции, позже его действие распространялось на Штирию, Каринтию, Крайну, Венгрию, Трансильванию. Закон объявлял крестьян подданными монархии, что означало выход их из подчинения дворянству. Дворяне проявили недовольство, особенно в Трансильвании, где в 1784 г. вспыхнуло восстание, но потерпело поражение. В 1789 г. барщина была заменена денежной компенсацией землевладельцу. Крестьяне стали свободным сословием: они могли уходить в город, заниматься ремеслом, заключать сделки, вступать в брак. Однако выкуп земли осуществлялся только по договоренности с помещиком. Эти реформы серьезно затрагивали интересы дворянства, но высшие сановники не пострадали.

    Просвещенная политика Иосифа в области образования, церкви имела огромное значение для истории всей Европы. Объективно его реформы вдохнули новые силы в государственные структуры габсбургской монархии, но после смерти «революционера на троне» плавно сошли на нет.

    В целом, политика просвещенного абсолютизма в Австрии, Пруссии и других германских государствах дала серьезный толчок социально-экономическому, политическому и культурному развитию. Однако ее результаты оказались недостаточно масштабны, чтобы предотвратить угрозу государственному суверенитету в период наполеоновских войн.

    Германия в тени Наполеона: катастрофы и реформы

    Для Германии эпоха революционных и наполеоновских войн стала периодом трагических событий, связанных с вооруженной агрессией, огромными человеческими потерями, самыми разнообразными лишениями и тяготами и, одновременно, – временем национального подъема, пробуждения стремлений к германскому единству.

    С момента начала Французской революции вести о ней взволновали всю Германию. События в Париже приветствовали Гердер, Виланд, Клопшток, Шиллер, Кант, Фихте. После свержения монархии и казни Людовика XVI наступило разочарование, хотя немало немецких общественных деятелей по-прежнему выступали в поддержку революционных идей.

    22 августа 1791 г. монархи Пруссии и Австрии Фридрих Вильгельм II и Леопольд II подписали Пильницкую декларацию, направленную против революционной Франции. В апреле 1792 г. Франция объявила войну Австрии, вскоре в нее на стороне австрийцев вступила Пруссия. 20 сентября 1792 г. прусская армия потерпела поражения у Вальми. Гете говорил, что на этом месте, в этот день начинается новая эра во всемирной истории.

    На левом берегу Рейна продолжалась революционная агитация. Комиссары Конвента писали, что, перейдя границу, они не замечали, что вступили в чужой край. Французский маршал Кюстин удивлялся той легкости, с какой в короткое время он занял Шпейер, Вормс, Майнц. Города сдавались без сопротивления. 18 марта 1793 г. в Майнце была провозглашена первая демократическая республика на немецкой почве – Майнцская коммуна. Ее руководителями стали Андреас Гофман и Георг Фостер. Революционные правительства возникли также в Вормсе, Шпейере.

    Тем временем внутри анти-французской коалиции нарастали противоречия. Пруссия приняла участие в новых разделах Польши (1793, 1795) и всецело сосредоточилась на своих восточных интересах. Война с революционной Францией завершилась для Пруссии подписанием сепаратного Базельского мира (1795), по которому немецкие земли по левому берегу Рейна остались за Францией. С этого момента началось разрушение Священной Римской империи германской нации. В 1797 г. в Раштатте прошли переговоры по поводу вознаграждений немецких князей за эту уступку. Жертвами алчности немецких государей стали духовные князья, мелкие светские правители и имперские города. После подписания Базельского мира Пруссия в течение 11 лет не присоединялась к анти-французским коалициям.

    После разгрома Второй анти-французской коалиции был подписан Люневильский мир, подтвердивший переход левого берега Рейна к Франции. Вскоре в Германии началась ликвидация независимости многих духовных и светских княжеств, имперских городов. Этот процесс получил название медиатизации (1803–1804). В ходе его было уничтожено около 200 мелких немецких государств, территории которых передавались Пруссии, Австрии, Бадену, Вюртембергу, Баварии. Сохранились всего 3 духовных княжества и 6 имперских городов: Аугсбург, Нюрнберг, Франкфурт на Майне, Гамбург, Бремен, Любек. В рамках процесса медиатизации в лице крупных немецких государств Наполеон создал силу, которая могла бы служить противовесом Австрии и Пруссии. Его надежными союзниками стали Баден, Бавария, Вюртемберг.

    После разгрома русско-австрийских войск при Аустерлице Наполеон создал группировку лояльных немецких государств – Рейнский союз. Первоначально этих государств было шестнадцать, затем присоединилось еще пять, позже еще двадцать. Номинальным главой союза (князем-примасом) был объявлен архиепископ Регенсбурга Дальберг. Фактически Рейнский союз являлся конфедерацией под протекторатом Наполеона. Наиболее крупными государствами Рейнского союза стали Бавария, Вюртемберг, Баден, Саксония, Вестфальское королевство (два последних государства присоединились к союзу немного позже). На территории Рейнского союза действовал Гражданский кодекс Наполеона, государства входившие в него, обязаны были поставлять солдат в армию Наполеона. В большей части государств союза и особенно в тех, которые Наполеон создавал для своей родни (Великое герцогство Бергское (1805), Вестфальское королевство (1806)), произошло освобождение крестьян от крепостной зависимости.

    После создания Рейнского союза 6 августа 1806 г. прекратила свое существование Священная Римская империя германской нации. Австрийские Габсбурги, ожидая упразднения Империи, сохранили для себя имперский титул. В 1804 г. император Священной Римской империи германской нации Франц II был провозглашен австрийским императором Францем I, от титула германского императора он официально отказался в 1806 г.

    Пруссия была очень раздражена созданием Рейнского союза: юнкерство опасалось за свои привилегии, прусское правительство выражало недовольство протекционистской политикой Франции, наносившей ущерб прусской промышленности и торговле, а также усилением французских позиций в немецких землях. Осенью 1806 г. Пруссия вступила в войну. Но кампания оказалась короткой и бесславной. 14 октября 1806 г. Пруссия потерпела катастрофическое поражение под Йеной и Ауэршдедтом, а через две недели французская армия заняла Берлин. Военно-административная система Фридриха Великого оказалась нежизнеспособной. Условия Тильзитского мира (1807) поставили страну на грань национальной катастрофы: было потеряно 46 % населения страны и 49 % территории, Пруссию обязали выплатить контрибуцию (140 млн франков), численность ее армии ограничивалась 42 тыс. человек.

    Короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (1797–1840) было нелегко убедить в необходимости возобновления реформ. Но он осознал, что только самые решительные преобразования смогут помочь ему выйти из состояния наполеоновского слуги, сидящего на престоле благодаря милости всесильного императора. Эти перемены в немецкой историографии рассматривают как вариант «оборонительной модернизации» и их часто называют «реформами бюрократического либерализма». Реформаторами были прусские правительственные чиновники, поскольку образованного и развитого третьего сословия в стране не существовало. Все активные силы общества находили себе убежище в рядах администрации. Самыми заметными фигурами среди чиновников-реформаторов являлись Карл фон Штейн (1757–1831), который в 1807 г. стал канцлером, и Карл Август фон Гарденберг (1750–1822), сменившей его на этом посту в 1808 г. после вынужденной отставки.

    Главной целью реформ стало усовершенствование государственного аппарата, без чего были невозможны дальнейшие преобразования. Вместо территориальной системы управления была введена реальная: в отдельных провинциях ликвидировались должности министров и вводилась единая для Пруссии коллегия пяти министров. Среди них – военный министр, внутренних дел, иностранных дел, юстиции финансов. Изменения коснулись местных органов власти: были созданы органы самоуправления в городах. В провинциальных палатах Штейн разделил административные и судебные функции и даже намеревался ввести в них выборных от населения.

    Важнейшей реформой Штейна стала отмена крепостного права 9 октября 1807 г. Эдикт отменял личную зависимость крестьян, но право собственности на землю не предоставлял, вопрос выкупа крестьянских повинностей также урегулирован не был. В 1810 г. министерство Гарденберга разработало эдикт о регулировании выкупа земли. Разные категории крестьян могли превратиться в собственников, уступив помещикам от трети до половины своих наделов. Но из-за недовольства юнкерства эдикт практически не применялся. Была опубликована инструкция по упразднению крестьянской общины. На ее основе произошел раздел общинных угодий и передел пахотной земли. Объективно все эти меры расшатали мелкое крестьянское землевладение.

    «Октябрьский эдикт» положил начало уравнению в Пруссии всех сословий, так как дворянин мог заниматься теперь ремеслами или торговлей, крестьянин получал право перейти в прослойку бюргеров, и наоборот, бюргер мог стать крестьянином. Эти преобразования подрывали традиционные устои жизни и стали ядром процесса модернизации в Пруссии.

    В 1810–1812 гг. в силу крайнего дефицита государственной казны начались финансовые реформы. Подверглась секуляризации церковная собственность, введен налог на роскошь, модернизирована система налогообложения, учреждался промысловый налог. Важная составляющая модернизации – начало разрушения цеховой системы: цеховые монополии и привилегии были ликвидированы, выход из цеховой организации стал свободным. Любой прусский подданный обрел право, купив промысловое свидетельство, открыть собственное торговое или промышленное предприятие. Таким образом, утверждение экономического индивидуализма приобрело в Пруссии реальные контуры. Утверждению в прусском обществе принципов индивидуализма и толерантности служило и введение гражданского равенства евреев (1812).

    Реформы в армии начались в 1807 г. Их главными организаторами стали Герхард Иоганн Шарнгорст (1756–1813), Август Вильгельм фон Гнейзенау (1760–1831) и Герман фон Бойен (1771–1848). Они стремились создать боеспособную армию, укрепить ее боевой дух, обеспечить условия для развития личной инициативы военных. Проводя преобразования, они прежде всего отказались от сословных привилегий в армии: были упразднены привилегии дворян на получение офицерских званий, отменены телесные наказания для солдат. Численность и боеспособность армии повышалась за счет введения крюмперской системы: всех военнообязанных на месяц призывали в полки для обучения, потом их отпускали. К 1811 г. численность обученных резервистов достигла уже 35 тыс. человек.

    Стремление к либерализации нашло воплощение в реформе образования. Ее творцом стал Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), министр образования в 1809–1810 гг. Образование стало всеобщим и государственным. Низшую ступень составили народные школы, среднюю ступень – реальные училища и гимназии, высшую ступень – университеты. В 1810 г. по инициативе Гумбольдта был создан Берлинский университет, прославившийся впоследствии либеральными порядками и активными студенческими союзами. Именно реформы образования и последовавшая затем во многих немецких землях так называемая «университетская революция» стали мощным импульсом для интеллектуального развития Германии.

    С помощью всех этих реформ бюрократия прежде всего отстаивала политический суверенитет Пруссии, сохраняя традиции. Права личности не отвергались, но подчинялись ценности национальной общности и государственности. Следует заметить, что требование ввести Конституцию осталось без ответа. Прусское реформаторство получило довольно высокую оценку во многих немецких исторических трудах, а Штейна даже назвали демиургом гражданского общества в Германии. Но есть и другая точка зрения. Либерально настроенные немецкие историки полагают, что преобразования продолжили линию бюрократии Фридриха Великого, и эта «революция сверху», взорвав некоторые устои традиционного общества, в перспективе способствовала укреплению прусского абсолютистского государства. Не случайно накануне революции 1848 г. в Пруссии отсутствовали и Конституция, и общепрусское национальное представительство. Однако в рамках прусского реформаторства велась борьба за национальное представительство, в его основе лежала идея уравнения нации и государства. Поэтому бюрократический либерализм вполне корректно рассматривать и как посредствующее звено между просвещенным абсолютизмом и конституционным либерализмом.

    Реформы в государствах Рейнского союза обладали определенной спецификой по сравнению с прусскими. Они проходили по французской модели, которая в значительной степени определялась принципами кодекса Наполеона. Создавалась новая система эффективного управления, были образованы новые административные округа, управлявшиеся централизовано. Везде были уничтожены сословные привилегии, провозглашено равенство граждан перед законом, введены гарантии их собственности, безопасности. Идея либеральной модернизации здесь получила наибольший резонанс. В Баварии в 1808 г., а в Вестфалии в 1807 г. были приняты Конституции. Во всех рейнских землях провозглашена религиозная веротерпимость, равноправие конфесиий, введен государственный надзор над церковью.

    Наиболее радикальные реформы происходили на территориях рейнского Левобережья, которые до 1814 г. входили в состав Франции. Наполеоновские государства Вестфалия, Берг, Франкфурт-на-Майне должны были стать образцами для проведения реформ во французском духе. Но реформы здесь больше декларировались, нежели претворялись в жизнь. Срединные и северные государства Германии не затронуты были преобразованиями вовсе. В Саксонии и обоих Мекленбургах сохранилась феодальная организация общества.

    Завоевания Наполеона стали импульсом для пробуждения умственного, прежде всего национально-патриотического движения в немецких государствах. Огромную роль в духовном возрождении Германии сыграли философия и литература. Ранние зачатки общенемецких идей можно обнаружить в творчестве Лессинга, Шиллера, философии Канта, Гердера.

    Культ общественного духа в годы наполеоновских войн уже звучал в религиозной проповеди Фридриха Шлейермахера (1764–1838). Философ указывал на высокие патриотические задачи и выступал против «личного сознания». Идея самоограничения во имя коллективного целого была ярко представлена в творчестве Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814). Уже в его сочинении «Основные черты нашего века» он утверждал, что человек должен позабыть о себе и погрузиться в жизнь всего человечества. Но подлинным духовным знаменем немецкого патриотического движения стала его работа «Речи к немецкой нации» (1807–1808), пронизанная верой Фихте в провиденциальную миссию немецкого народа. Философ произнес эту речь в Берлине. По его мнению, Германия – это светочь мира, что только у нее одной есть действительно национальный язык и национальная литература, и с ее гибелью погибнет общечеловеческая культура. Великий философ восклицал: «Вы не погибнете, вы не можете погибнуть. Если вы падете, то с вами падет все человечество».

    Властителем дум немецкого общества того времени был также Эрнст Мориц Арндт (1769–1860), у которого немецкая идея воплощалась в призыве в его «Немецких песнях» к крестовому походу против демона Наполеона и в утверждении ненависти к Франции. Но все же главное в публицистике и песнях Арндта – призыв к немцам обрести общее отечество.

    Все это привело к широкому распространению патриотической литературы, к возникновению патриотических союзов (Тугендбунд), а с 1809 г. – к подъему партизанского движения. В 1812 г. Наполеон обязал Фридриха Вильгельма III предоставить ему 20 тыс. солдат для похода в Россию и пропустить его через территорию Пруссии. В знак протеста против положительного решения короля 500 офицеров подали в отставку. Бойен, Клаузевиц эмигрировали в Россию, затем туда же приехал Штейн. Сопротивление Наполеону достигло пика в 1813 г., когда был сформирован десятитысячный русско-немецкий легион и начал свою борьбу партизанский отряд барона фон Лютцова Добровольцы Лютцова носили черную форму, отороченную красными кантами и лампасами и украшенную золотыми пуговицами. Вершина патриотического подъема – это участие армий немецких государств в освободительной войне и в битве народов под Лейпцигом 16–19 октября 1813 г. В ходе этих походов солдаты «забывали», что они пруссаки или гессенцы, чувствуя себя прежде всего немцами, а блестящая победа над «великой армией» Наполеона убеждала их в этом сильнее всего.