• Слово на концерте «Рок к Небу»

  • Слово на концерте «Алисы» в Кронштадте

  • Реакция на эту проповедь
  • Слово на концерте «Золото на черном»

  • Слово на рок-концерте 13 августа 2008 года

  • Проповеди на концертах миссионерского рок-тура в мае 2008 года

  • РОК-ПРОПОВЕДИ[1135]


    Слово на концерте «Рок к Небу»

    (Петербург, Ледовый дворец, 14 января 2003 года, 12 ООО зрителей. Участвуют ДДТ, Алиса, Калинов мост, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Ольга Арефьева)

    С Рождеством вас, люди! Человек тем отличается от животного, что животное просто живет, а человеку нужен повод к жизни. Как нужны поводы к тому, чтобы задействовать какую-то группу мышц, так нужны поводы душе, чтобы оживить себя, проявить.

    Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Не сердечная мышца болит, не левый желудочек, а душа. Болит — и своей болью доказывает, что она есть.

    Пока у человека не заболела почка — он и не знает, где она у него находится. Пока у человека не заболела душа — он и не подозревает о ее существовании.

    Пока не напрягаясь живешь в полсилы и плывешь по течению, как все, не замечаешь ни силы течения, ни своей души.

    Но однажды сердце обжигает мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек — просто покойник в отпуске? Ибо меня не было до моего рождения. И вскоре меня снова не станет — уже навсегда. Небытие выпустило меня на побывку и снова стёрло. Меня не было целую вечность и потом не будет тоже вечность. В этом ли смысл моей жизни? Это ли «все, что останется после меня»?

    И тогда понимаешь: моя биография не сводится к истории моего тела, то есть в конце концов к истории моей болезни — от первого зуба до последнего инфаркта.

    И тогда понимаешь, что самое главное знакомство, которое может произойти в твоей жизни, — это не знакомство со знаменитостью, а знакомство со своей душой: ты, оказывается, есть. Ты, моя душа, и ты, мое тело, — не одно и то же. И у тебя, моя душа, есть свои поводы к радости и свои поводы к боли.

    Русский рок в своих лучших песнях — это болевые уколы в совесть. Это борьба за право думать, за право быть одиноким, за право выпадать из толпы и из попсы.

    Когда всё вокруг тонет в беспросветном оптимизме, когда официальная пропаганда обещает построить коммунизм или хотя бы догнать Португалию по числу кондиционеров на душу населения — русский рок встряхивает и говорит: «А ты знаешь, Небо становится ближе».

    Это и есть Рождество: Небо соединилось с землей, с тобой. Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе[1136].

    Рождество — это ответ на вопрос Данте: «Я поднял глаза к Небу. Чтобы увидеть — видят ли меня». Это главный вопрос в жизни человека: нужен ли я, любим ли я или я просто космическая плесень.

    Рождество — это первый шаг к главной тайне христианства: все религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить своим богам, и только Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям.

    Христос пришел к вам! С Рождеством вас, люди!

    Слово на концерте «Алисы» в Кронштадте

    (14 июля 2004 в Кронштадте на Якорной площади у Морского собора состоялась акция «Поколение-2050». Организатор акции — Фонд апостола Андрея Первозванного).

    Уже несколько поколений в России люди делятся на тех, кто говорит «эта страна», и тех, кто говорит «наша страна». Уже целое столетие жители России различаются по тому, как они обращаются со словом «русский».

    Для одних это слово имеет право звучать только в таких словосочетаниях, как «русские бандиты» и «русские пьяницы». А для нас слово «русский» уместнее в таких понятиях, как русская вера, русский характер, русская наука, русский флот.

    Мы сегодня обращаемся к тем, кто говорит «наша страна». Мы обращаемся к тем, кто не пугается, услышав слово «русский». Мы обращаемся к тем, кто решил прожить свою жизнь здесь, в России.

    Мы обращаемся к вам — к пенсионерам 2050 года. Мне сейчас 40 лет. Значит, к 2050 году даже черви в моей могиле подохнут от голода. Но вы, ребята, надеюсь, будете жить. Вы будете тогда писать выпускное сочинение на тему: «Как я провел жизнь».

    У нашего поколения перед вашим много долгов. Но все же вот сейчас, в 2004 году, мы можем себе позволить поступок — мы можем открыто, в центре города признаться, что «в наших жилах кипит небо славян».

    Но в той России, из которой спустя полвека будете уходить вы, — смогут ли открыто звучать такие песни, такие слова? Или с минарета Морской мечети Кронштадта будут разноситься совсем другие мелодии? От вас зависит — будет ли спустя поколение здесь Россия или же «Объединенные Московские Эмираты».

    Понимаете, тот, кто сегодня спивается или растаскивает себя по дозам, убивает не только себя — он убивает и Россию. Тот, кто отказывается от детей, воспроизводя идиотское присловье — «зачем нищету плодить!», — плодит рабов. Если в русских семьях, в ваших семьях будет по одному ребенку — то ваши внуки станут меньшинством в стране, которая когда-то была нашей.

    Что сделать для того, чтобы Морской собор не стал Морской мечетью? — Сделайте больше русских детей!

    О Кронштадте говорят, что это щит России на западном рубеже. Но границы XXI века — это не полоски земли. В эпоху глобального телевидения нет тыла. Граница сегодня повсюду. Оттого и поет Кинчев, что «всяк на своем рубеже». Это верно: свое главное достояние — свою душу — может защитить только сам человек. Главный рубеж — в голове и сердце. Хочешь стать свободным — отключи мозги от телевизора. Хочешь помочь России — объяви бойкот водке. Хочешь спасти душу — стань православным.

    А для начала, ребята, пожалейте Россию — сохраните себя. Доживите до 2050 года. Останьтесь жить! Живите в России!

    Реакция на эту проповедь

    Директор Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев осудил «исламофобские небылицы» диакона Андрея Кураева, сообщает пресс-служба Исламского правозащитного центра.

    В ответ на призывы диакона Андрея Кураева к возвращению России статуса великой православной державы директор Исламского правозащитного центра Исмагил-хазрат Шангареев выступил в понедельник 19 июля с заявлением. «Концерты группы "Алиса", миссионерскую деятельность которой в последние годы курирует Кураев, к сожалению, не могут положительно повлиять на объединение нашего общества, — говорится в нем. — Кураев и "Алиса" твердят об объединении одних только русских и православных, отметая иные национальности и последователей иных верований. В таком случае не может быть и речи о поддержке подобных акций со стороны других конфессий».

    Исмагил-хазрат Шангареев напомнил, что на возведении Санкт-Петербурга и других городов России трудилось много строителей из числа коренных жителей России, представлявших мусульманские, финно-угорские и другие народы. «Андрей Кураев боится, что через определенное время с минарета Морской мечети Кронштадта будет звучать иная мелодия, — осудил директор Исламского правозащитного центра его исламофобские выпады. — Как человек, который тесно общается с мусульманскими религиозными деятелями, знакомый с основами ислама, он должен понимать: с минарета звучит азан — призыв к молитве, а не мелодия». Подобные высказывания Кураева на концертах группы "Алиса" директор Исламского правозащитного центра назвал "небылицами", которыми диакон Кураев намеревается запугать подрастающее поколение.

    Однако «я согласен с Кураевым относительно бойкота водке. Это трезвое решение Кураева», — сказал вместе с тем Исмагил-хазрат Шангареев.

    Интересная реакция. Кинчев как-то пел о людях, которые «даже в дожде видят холокост». Оказывается «правозащитники», видящие свое призвание в том, чтобы своими страхами пугать всех окружающих, есть и среди мусульман.

    У «нацменьшинств» достаточно своих защитников в современном мире. И в моей речи не было ни слова о том, что надо мешать им рожать своих детей или строить свои храмы. Но и русские должны подумать о своих детях и о своих святынях.

    В таком призыве нет национализма. Где у меня превознесение русской нации над любой другой? Неужели обращаться к русским — это уже преступление? Почему нам нельзя поговорить между собой? Причем не о том, как бить других, а о том, как сохранить самих себя? Может ли быть проповедь, обращенная только к ученикам пятого «б» класса? Может ли быть специальная проповедь для библиотекарей или медсестер? Вот точно так же может быть и проповедь, обращенная к русским. На концерте «Рок к Небу» я говорил для студентов. На концерте «Поколение-2050» — для русских ребят.

    Возможны объединения людей, у которых есть свои, своеобразные интересы, объединяющие только их. Возможно объединение почитателей «Спартака», закрытое для болельщиков «Локомотива». Может быть работа, направленная к объединению и взаимопомощи писателей, не предполагающая участия в ней людей, чья жизнь и работа не связаны с писательским трудом. Могут быть благотворительные и просветительские акции, направленные только к людям, исповедующим иудаизм, и не затрагивающие не только людей других национальностей, но даже и светских евреев. Точно так же возможен разговор между людьми православными и между людьми русскими. Евреям можно поддерживать еврейские семьи, а русским поддерживать свои семьи нельзя?

    Мы призываем наших ребят создавать русские семьи. Но у нас не было и тени призыва к тому, чтобы разрушать семьи, жизни, судьбы и святыни людей других национальнокультурных традиций и чем-то им мешать. У нас был свой семейный разговор о наших семейных проблемах. Прежде объединения всего человечества нам хотелось бы видеть единой нашу семью, наш народ.

    Еще более удивительно, что Исмагил-хазрат Шангареев обиделся на то, что мы не приветствовали бы превращение Морского собора в Морскую мечеть, а России — в Московские Эмираты. Странная обида — неужели у него есть именно такие планы? Я высказал «исламофобскую» фантазию? Да не такая уж это и фантазия. Во-первых, Морской собор в Кронштадте еще не возвращен Церкви; в нем находится театр. Во-вторых, в Европе, вымирающей не менее быстро, чем Россия (см. книгу Дж. Бьюкенена «Смерть Запада»), ежегодно десятки бывших христианских храмов перестраиваются под мечети. Понимаю, что для мусульман это радостный процесс, но для нас это боль. Так что же — нам и о своей боли уже заикнуться нельзя?

    За гранью дискуссионных приличий намек Шангареева на мое якобы пьянство: мол, «бойкот водке — это трезвое решение Кураева». Мне не надо «решаться», чтобы жить без водки. Ее и так нет в моей жизни. Готов подарить полное собрание своих сочинений тому, кто видел меня пьяным в последние 20 лет (то есть со времени окончания университета)!

    Но что «страшнее» всего — это его заявление о том, что мусульмане не поддерживают мой призыв о рождении русских детей. Так вроде бы мусульман никто и не просил о поддержке в этом деле!

    Но реакция есть — и это хорошо. Это еще одно доказательство полезности проповеди через рок-пространство. Информационные агентства размножили и текст той моей проповеди, и реакцию на нее исламского правозащитника, и мой ответ на эту реакцию. И я уверен, что многие русские сердца согласились с озвученной мною болью.)

    Слово на концерте «Золото на черном»

    Санкт-Петербург. Ледовый дворец. 10 октября 2004 года.

    Концерт посвящен 100-летию подводного флота России.

    «ДДТ», «Алиса», «Пилот», «Митьки», Вячеслав Бутусов. 17 ООО зрителей

    Добрый вечер, команда. Для начала позвольте мне объяснить, почему я нахожу уместным свое присутствие здесь.

    У этого концерта название гениальное, хотя и несколько пиратское. Золото на черном — это ведь не только форма офицеров военного флота. Это еще и форма одежды священников. В будни и вне храма на священнике — черная ряса, а на богослужении на черное налагается золотое торжественное облачение. Вообще золото проступает на черном там, где работа перерастает в служение.

    Но главное не в этом. Главное в том, что подводники лучше всех знают, что такое давление. Сотни метров воды над головой в пересчете на тонны означают пресс. Снаружи, с пляжа этот пресс может казаться ласковым, ненавязчивым и незаметным. Но для тех, кто под ним, он может оказаться смертельным.

    Сегодня над каждым из нас нависли тонны попсы и рекламы. К ним добавляются все новые тонны быстро нарастающей новой идеологии — идеологии «политкорректности» и «толерантности». Пятнадцать лет нам твердят, что «защищать Родину» уже нельзя. Защищать разрешено только права меньшинств.

    И тут время подать сигнал тревоги: «Проснись, Нео! Матрица имеет тебя!».

    У подводников для защиты от внешнего давления есть жесткий корпус. Подводники кожей своей знают, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Попробуйте убедить подводников, что вокруг них сплошной ласковый май! Попробуйте убедить подводников, что пора сбросить их слишком жесткий корпус и слиться с окружающей средой!

    Ну, вот по тем же причинам, по которым подводники хранят свою жесткость, по тем же причинам и Церковь ценит свой консерватизм. Жесткий корпус Церкви — это догматы. Певцы толерантности требуют от нас стать мягче, податливее и терпимее к их домогательствам. Но без жесткого корпуса догматов мы превратимся в слизь.

    Ребята, будьте же и вы упрямы при защите своих святынь!

    Когда-то император Александр Третий сказал, что у России только два союзника — ее армия и ее флот. Император не мог предвидеть, что сама Россия предаст этих своих союзников. Знаете ли вы, что в 1905 году по время русско-японской войны студенты Петербурга слали поздравительные телеграммы японскому императору, поздравляя его с победами над русской армией?

    Затем была война прессы против собственной действующей армии в годы Первой мировой войны. Был позор Брестского мира. И — уже на наших глазах — было откровенное отречение российских властей начала 90-х годов и от армии, и от флота.

    И поэтому сегодня, здесь и сейчас я молюсь так: Господи, даруй нам мужество, чтобы любить свою Россию и не предавать ни ее армию, ни ее флот!

    С праздником вас! И пусть подводники в конце каждого своего похода видят небо!

    Слово на рок-концерте 13 августа 2008 года

    Киев, Певчее поле, празднование Крещения Руси, 100 000 человек.

    ДДТ, Нино Катамадзе, «Братья Карамазовы».

    Концерт открыл митрополит Киевский и всея Украины Владимир

    Жаль, что сегодня здесь нет группы «Чайф». Потому что именно они сказали о крещении главные слова — «Хочется раздеться, в небо окунуться».

    Тогда, в Киеве 988 года, креститься было легко. Труднее было остаться некрещеным, потому что князь Владимир сказал — кто не придет завтра на Днепр, станет мне сопротивником. Но сегодняшний Киев не похож на Киев древний, и вы не похожи на своих предков. Сегодня столь жесткий призыв к крещению вызвал бы оторопь.

    Сегодня каждый должен сам торить свой Крещатик. И потому я хочу обратиться к тем из вас, кто еще не крещен: ребята, вы попали! Вы ведь уже взрослые, а у взрослого человека может быть только одна уважительная причина для того, чтобы просить о своем крещении. Это — желание покончить свою жизнь самоубийством. Если тебя уже тошнит от себя самого, если ты хочешь зарыть себя вчерашнего — тогда крестись. Но не крестись за компанию или по легкомыслию!

    Я здесь у вас гость. И как человек из России, хочу сказать, обратиться к Киеву: Киев, мать! Спасибо тебе за то, что ты, приняв Христову веру, не стал держать ее у себя, но подарил ее Москве и Петербургу, Красноярску и Владивостоку!

    Спасибо, Киев, спасибо, Днепр, спасибо, Небо!

    Проповеди на концертах миссионерского рок-тура в мае 2008 года

    посвящен 1020-летию Крщения Руси. «ДДТ», «Братья Карамазовы», С.К.А.Й.

    20 городов Украины. 10–15 тысяч слушателей на каждом концерте.

    По 2 проповеди на каждом концерте

    Вы еще не устали от своей молодости? Нет? А ведь молодость — это талант выбора. Это дерзость. Молод тот, кто может каждый день переворачивать все вверх дном в себе самом вчерашнем. А выбор — это всегда еще и протест. А протест — это рок. Если вы молоды, если вы рокеры, то найдите для себя трудный и серьезный выбор! Найдите, подо что вы не будете прогибаться.

    Самый трудный и интересный выбор — это выбор между небом и землей. Тот, кто не найдет себе точку опоры в Небе, пополнит ряды тех, кто здесь на земле скован одной цепью. Не веришь в Бога — поверишь в черную кошку. Поверишь в сладенькую рекламу. Поверишь в тележвачку.

    «Не верите в Бога — не верьте! Не верите во Христа — не верьте! Но придет антихрист, и в него вы поверите». Это цитата из российского фильма «Мусульманин». И это очень точно.

    В мире антихриста не будет рок-музыки. Потому что там не будет протеста. Жуем и голосуем. Моргаем и снова жуем рекламу.

    И несут тебя волны попсы и гламура. Несут, пока однажды ты не прочитаешь самую главную смс-ку в своей жизни: «проснись, Нео, матрица имеет себя!».

    Выбор, о котором мы сегодня говорим, это выбор не между вон той банкой сока и вон той. Это выбор между мною и мною. Есть вот этот кусок моей души и есть другой кусок моей же души. Они живут разным, они хотят разное. Но они оба — мои. И порой надо отрезать одно, чтобы дать жить другому. Иногда надо отрезать ноги, чтобы не отрезать крылья. Нужно вырвать глаз, чтобы не выплеснуть мозги.

    А в князе Владимир было что-то поистине рокерское. Ведь рок это протест, это резкий, невежливый отказ. Владимир мог резать по себе, резать по живому, делать дерзкие и резкие выборы и повороты. Порой он ошибался в своих выборах Так он ошибся с Перуном. Но он смог и угадать.

    Дай Бог чтобы и ваш выбор привел вас к Днепру, оттуда — к Иерусалиму, а дальше — к Небу.

    * * *

    Христос воскрес. А рок не умирал!.. Но умрет. Когда-нибудь язык рока будет знаком лишь немногим специалистам, так же как сегодня лишь немногие знают древне-египетский или древнегреческий языки. Но подождите возмущаться. У меня для вас еще одно неприятное известие. Вы, стоящие здесь, не умрете. Умереть вам не удастся.

    Если есть стадо — Есть и пастух. Если есть тело — Должен быть Дух. Если есть шаг — Должен быть след. Если есть тьма — Должен быть свет

    Свет есть и дух — есть! Дух каждого из вас увидит смерть нашей солнечной системы. Человек переживет вселенную. Человек вообще, к сожалению, бессмертен. К сожалению — потому что качество своего бессмертия каждый из нас определяет сам. Однажды ты скажешь; «я ВЧЕРА был живой». Вчера… И — был… И что я вчера любил? Попсу? Но попсы Поплавского в Царстве Божием не будет! Деньги? Но когда наша маленькая стая уйдет в небо, то все тугрики и еврики, рубли и доллары там станут мусором.

    Но если я любил эти миражи, то по ту сторону времени мое бессмертие весьма огорчит меня же. Потому что это будет жизнь без столь любезного мне мусора. А что же выживет? Это вопрос по грамматике. И ответ грамматически очевиден — Ничто. Только кто. Я. Ты. Он. Мы. Вы. Они.

    А теперь урок физики. Если вы захотите по делу поспорить с вашей учительницей физики, задайте ей такой вопрос: Где больше воды — в море или в стакане? В стакане! Ведь когда ангелы свернут небо в рулон, то и моря все исчезнут… Но если этот стакан с водой я подал больному человеку, то эта вода прямо отсюда потечет вечность. И там она напоит и его и меня.

    Моря исчезнут, а любовь и ее дела останется. А потому — дети, любите друг друга!

    И, наконец урок по химии. Сейчас вам предстоит усвоить формулу дихлор-дифенилтрихлорметилметан. Не поняли? Это формула ДДТ. Слушайте ДДТ и думайте с Юрием Шевчуком!


    Примечания:



    1

    Принято говорить об апостольстве (апостолате) мирян; имеется в виду не то, что все крещёные в Православие обязаны быть катехизаторами, а то, что всякий православный должен жизнью своей свидетельствовать истину и красоту своей веры.



    11

    «Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11 — й день указанного месяца. Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16-м году царствования Тиберия Цезаря, в 25-й день месяца Фаменофа; другие же — в 25-й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19-й день месяца Фармуфи. Иные же из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи» (Климент Александрийский. Стром. 121).



    113

    Блаженный Иероним Стридонский Письмо 10. К Павлу, конкордийскому старцу // Творения. В 7-ми т. Т. 1. Киев, 1893. С. 27



    1135

    Здесь приведены тексты четырех моих проповедей. Помнится, еще было два моих выступления со сцены рок-концертов — в 2005 году в Петербурге на корпоративном концерте, посвященном юбилею Лентрансгаза (там были «Чайф» и «Воскресение»). И в 2006 — в Евпатории на концерте ДДТ. Но текстов этих проповедей у меня нет. Так что за четыре года всего шесть выступлений. Это в самом деле не должно быть частым.



    1136

    Поразительно, но от рокеров-завсегдатаев Интернета не скрылось, что это цитата из Ангелуса Силезского: «In dir muB Gott gebohren werden. Wird Christus tausendmahl zu Bethlehem gebohrn und nicht in dir; du bleibst noch ewiglich verlohm». Cm. http://www.livejournal.com/179758.html? thread=547374#t547374).