Глоссарий


А

абхья?са – abhyasa – усердная духовная практика.

абхья?си – abhyasi – тот, кто практикует абхьясу (см.).

авастха? – avastha – состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).

авата?р – avatar – воплощение Бога, обычно Вишну (см.), ради блага мира.

авидья? – avidya – незнание; неведение.

а?гами ка?рма – agami karma – новая карма (см.), накопленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).

адва?йта – advaita – недвойственность; также и философское учение недуализма, адвайта–веданта (см.).

адва?йта–веда?нта – advaita vedanta – направление Веданты (см.), связанное с учением недуализма.

адва?йтин – advaitin – последователь философии адвайта–веданты (см.).

а?джапа – ajapa – безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога.

аджа?та вада – ajatavada – теория непричинности в адвайта–веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17).

аджня?на – ajnana – незнание, противоположность джняны (см.).

аджня?ни – ajnani – человек, не осознавший Себя, Атман (см.).

А?ди Шанкарача?рья – Adi Shankaracharya – букв.: «первый наставник Шанкара», ибо слово «Шанкарачарья.» издавна употребляется как титул главы каждого религиозного ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой (см.).

адхиштха?на – adhishthana – субстрат, подпочва всего существования.

ана?нанда – ana?nanda – букв.: «не–Ананда (см.)», то есть не Блаженство.

А?нанда – ananda – Блаженство.

ана?нья шарана?гати – ananya sharanagati – полная и совершенная отдача себя Богу.

а?нья – аnуа – различие.

ака?ша – akasha – эфир, тончайший из пяти великих элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), фигурирующих в философии индуизма.

Апаро?кша анубху?ти – «Незаочное постижение», произведение, посвященное Само–реализации, приписываемое Шри Шанкарачарье.

Арджу?на – ученик Кришны, чьи наставления содержит Бхагавадгита (см.).

а?ртха ва?да – artha vada – вспомогательные, дополнительные аргументы или теории.

а?рул – arul – Милость.

Аруна?чала – Arunachala – священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрослую жизнь.

а?сана – asana – поза или место (см. введение к гл. 13).

а?сат – asat – букв.: «не–Сат (см.)»; нереальное, непостоянное, несуществующее, то есть отличающееся от Бытия.

А?тма–вича?ра – atma vichara – само–исследование.

А?тма–свару?па – atma swarupa – истинная природа Атмана (см.).

А?тман, или А?тма – atman; atma – чистое Я, без малейших примесей эго, истинная природа человека, его истинное Я, выражаемое чувством «Я есмь»; Абсолют, высочайшее Быгие, конечная Реальность, Брахман (см.).

А?тман ве?шана – atman veshana – само–исследование; синоним Атма–вичары.

А?тма–ни?штха – atma nishtha – человек, утвердившийся в Атмане (пусть еще и с усилием).

А?хам – aham – принимает различные значения в зависимости от контекста: Я (истинное переживание Атмана); «я» (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное неправильным отождествлением Атмана, Себя, с телом).

а?хам–ври?тти – aham–vritti – первое вритти (см.), или движение ума: чувство индивидуальности, «я» — мысль.

ахамка?ра – ahamkara – букв.: «создающая «я»»; способность, обычно называемая «эго», вызывающая отождествление истинного Я, Атмана, с иллюзорным «я»; чувство личности.

а?хам спху?рана – aham sphurana – лучезарность, или пульсация, «Я», не привязанного к какому–либо объекту.

ахе?тука бха?кти – ahetuka bhakti – чистая, бескорыстная преданность.

ахимса? – ahimsa – ненасилие, непричинение вреда.

а?чит – achit – букв.: «не–Чит (см.)», то есть отличающееся от Сознания.

а?шрам – ashram – обитель Мудреца или аскета.

а?шрамы – ashramas – четыре традиционные стадии жизни индуиста: целомудренный ученик (брахмачарья), женитьба и семья (грихастха), лесной отшельник (ванапрастха), полное отречение от мира, странствующий монах (санньяса); см. введение к гл. 12.

аюрве?да – aurveda – система традиционной индусской медицины.

Б

ба?ддха – baddha – букв, «пребывающий в рабстве», человек, который не реализовал Себя, Атман.

ба?ндха – bandha – рабство (привязанность к кругообороту рождения и смерти), противоположность Освобождению.

Блаватская Е. П. – выдающаяся русская подвижница, писательница, путешественница (1831 – 1891), основоположник теософического движения.

Бра?хма – Brahma – индуистский бог, творящий вселенную; одно из трех главных божеств индуизма.

Бра?хма–джня?на – Brahmajnana – Знание Брахмана (см.), Само–реализация, или реализация Атмана (см.).

Бра?хман – Brahman – безличный Абсолют в индуизме.

Бра?хма–свару?па – Brahma–swarupa – подлинная, истинная природа Брахмана (синоним термина «Атман»).

брахмача?ри – brahmachari – букв.: «пребывающий в Брахмане». Обычно используется для характеристики человека, соблюдающего обет целомудрия.

бу?ддхи – buddhi – интуиция, интеллект.

бха?ва – bhava – отношение и особенно в духовном смысле: отношение к Богу как другу, хозяину, возлюбленному, отцу и т. д.

бха?вана – bhavana – представление или отношение и особенно духовное – к Богу и садхане (см.).

Бхагавадги?та – Bhagavad Gita – часть Махабхараты (см.), в которой Кришна (см.), воплощение Вишну (см.), дает наставления Арджуне (см.). Почитается всеми индуистами как текст, содержащий сущность индуизма.

Бхагава?н – Bhagavan – букв.: «Господь». Часто употребляется как титул того, кто признан достигшим Само–реализации.

бха?джан – bhajan – религиозное пение или песня.

бха?кта – bhakta – преданный.

бха?кти – bhakti – преданность.

бхе?да бха?ва – bheda bhava – чувство различия.

В

ва?да – vada – теория.

вайра?гья – vairagya – бесстрастие, непривязанность, отсутствие привязанностей и желаний.

Вайку?нтха – Vaikuntha – небо Вишну (см.).

ва?сана – vasana – внутренняя склонность.

ва?сана–кша?йя – vasana kshaya – разрушение всех васан.

Bа?cmy – Vastu – конечная, основная субстанция, Реальность.

Веда?нта – Vedanta – философия, базирующаяся на текстах Упанишад (см.).

Ве?да, Ве?ды – Veda – названия собраний священных Писаний XX в. до н. э. – V в. до н. э., являющихся окончательным авторитетом для большинства индуистов.

Ве?ллор – Vellor – город, лежащий в 90 км севернее Шри Раманашрама.

Вивекачуда?мани – Vivekachudamani – адвайтическая работа, приписываемая Шанкаре (см.). Большинство современных ученых считают, что она написана не ранее чем через 200 лет после его смерти.

виде?ха му?кти – videha mukti – Освобождение во время смерти.

виджня?на–ма?йя–ко?ша – vijnana maya kosha – тонкое тело знания.

видья? – vidya – знание.

Видья?ранья – Vidyaranya – автор Панчадаси, адвайтической работы, относящейся к XIV в.

вика?льпа – vikalpa – букв.: «различие».

вича?ра – vichara – само–исследование.

виша?йя–ва?сана – vishaya vasana – склонность к объектам, то есть не к Атману (см.).

Ви?шну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире.

ври?тти – vritti – видоизменение (обычно – видоизменение ума).

Вринда?ван, или Бринда?ван – Vrindavan, Brindavan – место в Северной Индии, где некогда провел детство Шри Кришна.

Г

Ганапа?ти – Ganapati – бог индуизма, сын Шивы (см.), имеющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия.

Гане?ша – Ganesha – см. Ганапати.

Гаудапа?да – Gaudapada – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.), ранний представитель аджата вады (см.) и автор известного комментария (см. карика) на Мандукья Упанишаду (см.).

Га?ятри – Gayatri – наиболее известная ведическая мантра (см.): «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём».

Ги?та – Gita – см. Бхагавадгита.

го?пурам – gopuram – башня индуистского храма в Южной Индии.

гу?на, гу?ны – guna – три качества всего проявленного – саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.); см. также введение к гл. 12.

Гу?ру – Guru – духовный Учитель. С точки зрения Шри Раманы настоящий Учитель должен быть способен довести ученика до Освобождения.

Д

Дакшинаму?рти – Dakshinamurti – Шива (см.) в облике юноши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учеников посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруначалой (см.) и Шри Раманой.

Датта?трея – Dattatreya – знаменитый Мудрец, классический пример адвайтина (см.), чье имя упоминается в нескольких Пуранах (см.); ему приписывается авторство адвайтического сочинения Авадхута Гита.

два?йта – dvaita – двойственность.

двайта?тита – лежащее за пределами двойственности, то есть адвайта.

де?ха – deha – тело.

деха?тма бу?ддхи – dehatma buddhi – представление «Я есть тело».

джа?грат – jagrat – первая авастха (см.), или состояние бодрствования.

Джа?да Бха?рата – Jada Bharata – царский мудрец, переродившийся в оленя из–за того, что подумал о своем любимом олене перед смертью. Получив таким образом урок цены привязанности к миру, в следующей жизни он родился человеком и достиг Само–реализации.

Джа?нака – Janaka – знаменитый индийский царь и джняни (см.), образец карма–йогина (см.), собеседник Мудреца Яджнявалкьи в Брихадараньяка Упанишаде (VIII – VII вв. до н. э.); о его Само–реализации говорится в Аштавакра Гите.

джа?па – japa – букв : «бормотание»; обычно означает повторение имени Бога (см. нама–джапа). Гуру или мантры (см.).

джи?ва – jiva – индивидуальная душа (воплощается снова и снова до Освобождения).

дживанму?кта – jivanmukta – человек, достигший Освобождения еще при жизни в теле, например Шри Рамана Махарши.

дживанму?кти – jivanmukti – Освобождение еще при жизни в теле; синоним садеха муктпи (см.).

джня?на – jnana – Знание Себя, Атмана (см.); см. введение к гл. 1.

джня?на дри?шпги – jnana drishti – «глаз» Мудрости, или видение Знания (способность воспринимать всё как Брахмана или Атмана).

джня?на ма?та – jnana mata – букв.: «Мать джняны» (см.), то есть бхакти, преданность.

джня?на си?ддха – jnana siddha – букв.: «неизменно пребывающий в джняне», то есть джняни (см.).

джня?ни – jnani – человек, осознавший Себя, Атман.

ди?кша – diksha – посвящение.

дри?шти–сри?шти–ва?да – drishti srishti vada – теория одновременного творения в ад в айта–веданте (см.), согласно которой мир начинает существовать одновременно с видящим его (см. введение к гл. 17).

дха?рана – dharana – концентрация ума.

дхья?на – dhyana – медитация.

И

И?швара – Iswara – высочайший личный Бог индуизма.

Й

йо?га – yoga – соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа–йоги, изложенный Патанджали (см.) в Йога–сутрах (см.).

Йо?га–Васи?штха – Yoga Vasishtha – адвайтический текст, приписываемый Вальмике, в котором Мудрец Васиштха отвечает на вопросы Рамы, воплощения Вишну.

йо?га–ни?дра – yoga nidra – продолжительное состояние транса, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно принимаемое за самадхи (см.).

Йо?га–су?тра, Йо?га–су?тры – Yoga Sutra – собрание кратких изречений по йоге; основополагающий текст по раджа–йоге, написанный Мудрецом Патанджали.

Йо?га–ша?стра – Yoga Sastra – Писание йоги (имеется много йога–шастр о различных методах йоги).

К

ка?йвалья – kaivalya – состояние Единства.

Ка?йвалья – Kaivalya – сокращенное название тамильской работы Кайвалья Наванита, посвященной адвайте.

Кайла?са – Kailasa – священная гора в Гималаях, традиционное местопребывание Шивы.

ка?рана – karika – комментарий (см. «Гаудапада»).

ка?рма – karma – имеются три главные значения:

1) действие;

2) последствия действий;

3) судьба и три главные части:

1) санчита;

2) прарабдха;

3) азами (см.); см. введение к гл. 21.

ка?рма–йо?га – karma yoga – Путь бесстрастного, незаинтересованного, без привязанности, действия.

ка?рма–йо?гин – karma yogin – последователь пути карма–йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой–либо привязанностью.

ка?рма ма?рга – путь карма–йоги (см.).

карта? – karta – деятель, действующий; делатель.

картри?тва – kartritva – деятельность; делание.

Каура?ва – Kaurava – семейный клан главных противников рода Пандавов, чья борьба описывается в Махабхарате; Арджуна принадлежал к Пандавам и с помощью Кришны истребил Кауравов.

ке?вала – kevala – Единство.

ко?хам – koham – вопрос «Кто я?»

кра?ма сри?шти – krama srishti – постепенное творение; см. сришти–дришти–вада.

Кри?шна – Krishna – воплощение (аватар) Вишну.

«Кто я?» – одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, основанная на некоторых ответах, которые он дал в 1901 г.

кундали?ни – kundalini – духовная сила, спящая в основании спины, в первой из чакр (см.).

кундали?ни–йо?га – kundalini yoga – практика пробуждения кундалини (см.) и ее подъема по сушумне (см.) до сахасрары (см.) с целью достижения Реализации. Три Рамана говорил (см. с. 204), что этого еще не достаточно для достижения Освобождения.

кундали?ни ша?кти – kundalini shakti – сила кундалини (см.).

Куртра?ллам – Kurtrallam – городок в Южной Индии.

Л

ла?йя – laya – букв.: «растворение», но Шри Рамана использует этот термин для указания на трансоподобное состояние временного бездействия ума; см. манолайя.

лакх – lakh – 100 000.

ли?ла – lila – Божественная Игра.

М

ма?йя – maya – иллюзия.

малая?лам – Malayalam – один из местных языков Южной Индии.

ма?нана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути Знания: глубокое размышление над Истиной.

ма?нас – manas – ум; мыслящий ум; часто используется, однако, чтобы указать на цельное внутреннее бытие личности – эмоции, мысли, интуицию и т. д., то есть читту (см.).

Ма?ндукья Упаниша?да – Mandukyopanishad – одна из главных упанишад.

мано?лайя – manolaya – временное спокойствие ума, часто, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самадхи (см.).

манона?ша – manonasha – угасание ума, его окончательное уничтожение.

ма?нтра – mantra – священные слова (или слово), успокаивающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для повторения – мантра–джапы; см. введение к гл. 8.

ма?уна – mouna – Тишина; Молчание.

ма?уна дйкша – mouna diksha – посвящение Молчанием, без слов – высочайший способ посвящения.

Махабха?рата – Maha–bharata – «Великое (сказание) о Бхаратах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э.

махава?кья – mahavakya – букв.: «великое высказывание». Имеются четыре ключевых цитаты, по одной из каждой Веды, провозглашающие истину Брахмана:

1) Праджняна Брахма «Праджняна (Сознание) есть Брахман».

2) Ахам Брахмасми «Я есмь Брахман»;

3) Тат Твам Аси «ТО ты еси»;

4) Айям Атма Брахма «Этот Атман есмь Брахман».

Ма?ха Йо?га – Maha Yoga – букв.: «Великая йога»; книга, посвященная Учению Шри Раманы (см. библиографический список).

маха?тма – mahatma – Великая душа, великий человек или святой.

мо?кша – moksha – Освобождение.

мри?та ма?нас – mrita manas – букв., «мертвый ум», то есть умерший для внешнего, обращенный к своему Источнику.

му?кта – mukta – Освобожденный.

му?кти – mukti – Освобождение.

му?рти дхья?на – murti dhyana – почитание формы Бога или медитация на ней.

Н

на?ди – nadi – тонкий, или психический, нерв.

на?ма–джа?па – nama japa – повторение имени Бога как духовная практика.

ниври?тти – nivritti – прекращение вритти (см.) внутри читты, (см.).

нидидхья?сана – nididhyasana – третья и последняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само–реализации переходит в прямое, без усилий, переживание Атмана.

ни?раса – nirasa – состояние отсутствия чувств, желаний; синоним вайрагьи (см.).

нирвика?льпа – nirvikalpa – отсутствие различий.

нирвика?льпа сама?дхи – nirvikalpa samadhi – самадхи (см.), в котором различия не воспринимаются (см. введение к гл. 14).

нишка?ма ка?рма – nishkama karma – незаинтересованное, бескорыстное действие, цель карма–йоги (см.).

ни?тья ка?рма – nitya karma – ежедневные ритуалы, предписанные правоверному индуисту.

нэ?ти–нэ?ти – neti–neti – букв.: «не это, не это»; духовная практика, в которой отвергается всё, относящееся к не–Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только Атман (см.).

П

па?ква – pakva – развитие души.

па?кви – развитая, зрелая душа.

Па?нчадаси – Panchadasi – сочинение по адвайта–веданте, датируемое XIV в.

па?па – papa – грех, или плохие последствия скверных действий, см. пунья.

Парабра?хман – Parabrahman – Высочайший Брахман.

Пата?нджали – Patanjali – автор Йога–сутр – наиболее авторитетной работы по раджа–йоге.

писа?ча – pisacha – демон, злой дух.

праджня?на – prajnana – полное, или совершенное, Сознание.

прама?да – pramada – букв.: «невнимательность»; забывчивость истинной природы человека, Атмана (см.).

пра?на – рranа – жизненная энергия, поддерживающая и вселенную, и тело.

пра?нава – pranava – священный звук ОМ.

пра?рабдха – prarabdha – та часть общей кармы (см.), накопленной человеком, которую ему суждено пережить в нынешней жизни; она включает три вида действий:

1) и?чха – ради собственных желаний;

2) ани?чха – выполняемые без желания;

3) паре?чха – действия, вызванные желаниями других.

пратья?кша – pratyaksha – непосредственное знание; прямое переживание.

пре?ма – рremа – духовная Любовь.

пу?джа – puja – ритуальное почитание.

пу?нья – punya – заслуги, накопленные добрыми делами; см. папа.

Пура?на, Пура?ны – purana – букв.: «сказание древних времен». Традиция насчитывает 18 основных сборников.

пу?рва самска?ра – purva samskara – наклонность, скрытое стремление.

пу?рна – purna – полный; совершенный.

пурушака?ра – purushakara – человеческое усилие (в отличие от Божественной Милости).

Пуру?ша Су?кта – Purusha Sukta – гимн из Ригведы (10.90); Ригведа – древнейшее священное Писание индуизма.

Р

ра?джа–йо?га – Raja Yoga – букв.: «царственная йога»; система йоги, сформулированная Патанджали.

ра?джас – rajas – гуна (см.), или качество, активности.

Рамакри?шна – Ramakrishna – великий бенгальский святой (1836 – 1886), доказавший на опыте истинность и единство всех мировых религий.

Ри?бху Ги?та – Ribhu Gita – адвайтический текст, который Шри Рамана очень ценил.

Роме?н Ролла?н – известный французский писатель, гуманист (1866 – 1944). Написал ряд произведений, посвященных духовной жизни Индии: биографии Рамакришны (см.), Вивекананды, Махатмы Ганди.

С

савика?льпа – savikalpa – букв.: «с различиями».

савика?льпа сама?дхи – savikalpa samadhi – Шри Рамана использовал этот термин для обозначения уровня самадхи (см.), который поддерживается постоянным усилием (см. введение к гл. 14).

Садгу?ру, или Cam Гу?ру – Sadguru, Sat Guru – Истинный Гуру, то есть Гуру, который может даровать Освобождение (первый термин происходит от слов Cam и Гуру).

саде?ха му?кти – sadeha mukti – Освобождение еще при жизни в теле.

са?дхак, или са?дхака – sadhak, sadhaka – духовный практик.

са?дхана – sadhana – буквально переводится как «средства», но в более общем смысле означает «духовная практика».

Са?дхана Па?нчакам – Sadhana Panchakam – произведение, приписываемое Шанкаре, содержащее советы духовным искателям.

са?дху – sadhu – выдающийся человек или духовный искатель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто использовал этот термин как титул человека, осознавшего Себя, Атман.

сама?дхи – samadhi – Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана (см. введение к гл. 14).

са?мвит – samvit – местопребывание Сознания в физическом теле.

самса?ра – samsa?ra – круговорот рождений и смертей, прерывающийся только с достижением Освобождения.

самска?ра, самска?ры – samskara – врожденная склонность ума.

сакшатка?ра – sakshatkaram – непосредственное осознание, Само–реализация.

санка?льпа – sankalpa – желание, намерение.

санчи?та ка?рма – sanchita karma – карма (см.), накопленная в предшествующих жизнях, часть которой – прарабдха (см.) – будет отработана в данном воплощении.

Cam – Sat – Бытие, Истина, Реальность, Постоянство.

cam ка?рма – sat karma – хорошая, чистая карма.

Сат–Чит–А?нанда – sat–chit–ananda – Бытие–Сознание–Блаженство.

сат–са?нг – sat sanga – букв.: «пребывание в Бытии»; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.

са?ттва – sattva – качество чистоты, гармонии (см. гуна).

саттвический – sattvic – чистый, гармоничный, связанный с саттвой (см. введение к гл. 12).

са?хаджа – sahaja – естественное (ый).

са?хаджа стхити – sahaja sthiti – естественное состояние бытия.

caxacpа?pa – sahasrara – «тысячелепестковый лотос», высшая из чакр (см.), расположенная над головой.

сва?пна – svapna – вторая авастха, или состояние сна со сновидениями.

сва?рга – svarga – духовные небеса в индуизме.

свару?па – swarupa – истинная форма, или природа; часто употребляется как синоним Атмана.

свару?па–сма?рана – swarupa–smarana – воспоминание, память об истинной природе человека, Атмане.

Сварупа?нанда – Swarupananda – тамильский Гуру семнадцатого столетия.

си?ддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобождения.

си?ддхи – сверхобычная сила или силы (по контексту).

со?хам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман)».

сри?шти–дри?шти–ва?да – srishti drishti vada – теория постепенного творения (см. введение к гл. 17).

сушу?мна – sushumna – психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13).

сушу?пти – sushupti – третья авастха, или состояние сна без сновидений (глубокий сон).

Т

та?мас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна).

тами?ли – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы.

танха? – tanha – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению.

та?пас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой самоотречения, контроля физического тела, ума и воздержания.

Таттвара?йя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на тамйли.

Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Блаватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке сил и содействия распространению вселенского братства.

Тируванна?малай – Tiruvannamalai – город, лежащий у подножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Раманашрама – около трех километров.

тури?я – turiya – четвертая авастха, или состояние сознания, которое содержит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана.

турия?тита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое».

У

у?ллам – ullam – духовное Сердце, или Атман.

упаде?ша – upadesha – наставление.

Упаде?ша Са?рам – Upadesha Saram – поэма, содержащая тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскрите.

Упаниша?ды. – Upanishads – завершающие части Вед (см.), наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.

упа?сана – upasana – медитация.

Х

ха?тха–йо?га – hatha yoga – система физических практик, направленная на поддержание здоровья тела и продление его жизни.

Хри?даям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духовное Сердце (не чакра), местопребывание Атмана в физическом теле.

хрит–гу?ха – hrit guha – пещера духовного Сердца.

Ч

ча?йтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от слова Чит (см.)].

ча?кра, ча?кры – chakra – психический центр в теле (см. введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр.

Чит – chit – Сознание.

чит–джа?да–гра?нтхи – chit jada granthi – узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.

чи?тта – chitta – психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, ментального, интеллекта). При Само–реализации видоизменения читты (см. вритти) прекращаются окончательно.

чи?тта ври?тти ниро?дха – chitta vritti nirodha – прекращение активностей, или движений, читты (см.).

Ш

ша?кти – shakti – сила.

Ша?нкара – великий религиозный реформатор и философ VIII в. [также называемый и Шанкарачарья, то есть Учитель Шанкара (см. «Ади Шанкарачарья»)]. Первый популяризатор учения адвайта–веданты.

ша?нти – shanti – мир, спокойствие.

шарана?гати – sharanagati – отдача себя Богу.

ша?стра, ша?стры – shastra – Писание.

Ши?ва – Shiva – одно из трех главных божеств индуизма и воплощение Абсолюта. Шри Рамана также использовал это слово как синоним для Атмана.

Ши?рди Сай Баба? – Shirdi Sai Baba – великий, эксцентричный и обаятельный духовный Учитель, широко известный благодаря своим сверхобычным силам. Умер в 1918г.

шло?ка – shloka – стих или часть стиха в священных текстах, написанных на санскрите.

шра?вана – shravana – первая стадия садханы (см.) на пути Знания: слушание Истины от Учителя.

Шри, Шри?мад – Shri, Shrimad – почетная форма обращения.

Шри Ауроби?ндо – Shri Aurobindo – Мудрец из Западной Бенгалии (1872 – 1950). Большую часть жизни писал и учил в своем ашраме в Пондишерри, в 90 км к востоку от Шри Раманашрама.

Шри, или Шримад, Бхагава?там – Shri Bhagavatam – произведение, входящее в состав Пуран (см.), описывающее в основном жизнь и наставления Кришны.

Шри Рамана?шрам – Shri Ramanashramam – ашрам, выросший вокруг Шри Раманы (по–тамильски – Шри Раманасрамам).

Шри Ча?йтанья – Shri Chaitanya – индуистский святой XVI в., известный своей преданностью Кришне.

шру?ти – shruti – букв.: «услышанное». Писания, полученные непосредственно от Бога или Гуру, а потому – наиболее авторитетные; монотонность, присутствующая во всей классической индийской музыке и лежащая в основе различных мелодий.

шу?ддха–са?ттва – shuddha–sattva – неоскверненная Чистота.

шу?ддха–са?ттва–сварупа – shuddha–sattva–swarupa – форма первоначальной Чистоты.

шу?нья – shunya – «абсолютная пустота», синоним Брахмана.

Ю

ю?гапат–сри?шти – yugapat srishti – одновременное творение; см. дришти–сришти–вада.

Я

Яма – Yama – бог смерти в индуизме.